Социально психологические компетентности учителя физической культуры. Компетентность учителя физической культуры как способ повышения качества образования через совершенствование профессионального мастерства педагога


Понятийный аппарат Компетенция (от лат. competentia – «принадлежность по праву») – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность в образовании – уровень образованности. (О.Е. Лебедев) Компетентность в педагогике – способность действовать в ситуации неопределённости.


Уровни образовательных компетенций: - ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; - общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; - предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. (А.В.Хуторский)


Компоненты ключевых компетенций для педагога - коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи, - информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,


Компоненты ключевых компетенций для педагога - регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия, - интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально- эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),


Компоненты ключевых компетенций для педагога - операциональная компетентность: набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути, педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия.


Характеристики профессиональной компетентности 1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность. 2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами. 3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.


Компетенции специалиста по физической культуре и спорту: - общепрофессиональная (общенаучные и исследовательские компетенции), соответствующая уровню специалиста с университетским образованием; профессионально ориентирована на все основные группы направлений подготовки и связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений; определяет фундаментальность образования;


Общеотраслевая (образовательные и физкультурно- спортивные компетенции), относящаяся к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, интегрирующей образовательную (психолого- педагогическую) и физкультурно-спортивную научно- практические сферы; относится к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы физической культуры и спорта и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивает полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создает базу для специализации;


Специальная (педагогические, управленческие, рекреационные компетенции), относящаяся к профессиональным функциям а) учителя ФК и тренера, б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом, в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту.


Общепрофессиональные компетенции Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах. Исследовательские -связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности


Общеотраслевые компетенции Образовательные: Общетеоретические - научная сфера компетентности: история и философия образования, правовые основы образовательной деятельности, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности, естественно-научные основы педагогической деятельности. Общепедагогические - научная сфера компетентности: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии. Общепсихологические - научная сфера компетентности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения.


Общеотраслевые компетенции Физкультурно-спортивные: Общетеоретические - научная сфера компетенстности: история и социология ФК и С, экономика и менеджмент ФК и С, правовые основы ФК и С Отраслевые - научная сфера компетентности: теория физической культуры и спорта, содержание и виды ФК-С деятельности, научные основы школьного курса, основы воспитательной деятельности в ФК и С, педагогика ФК и С, психология ФК и С.


Специальные компетенции (педагогические) Целеполагающие: Ориентационные: предполагают ориентирование учащихся/воспитанников в нравственных ценностях. Развивающие: предполагают развитие мышления, воображения, умений, речи и т.д. учащихся. Мобилизующие: активизация внимания учащихся, развитие у них устойчивого интереса к учению, в т.ч., к занятиям ФК и С. Информационные: предполагают поиск, отбор и структурирование предметной и методической информации.


Специальные компетенции (педагогические) Организационно-структурные: Конструктивные: включают конструирование урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д. Организаторские: организация информации в процессе ее подготовки, деятельности и поведения учащихся. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений и организация взаимодействия между участниками образовательного процесса. Гностические: включают исследование и диагностика отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности.


Специальные компетенции (рекреационные) Гностические: предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно- рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху. Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы.


Специальные компетенции (рекреационные) Конструктивные: предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения, способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха. Организаторские: непосредственная реализация физкультурно- рекреационных замыслов.


Специальные компетенции (управленческие) Проектировочные (связаны с анализом, планированием и прогнозированием деятельности). Конструктивные (относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения конкретных профессиональных действий). Мобилизационные (относятся к области мотивации и стимулирования деятельности подчиненных, коллектива). Коммуникативные (относятся к сфере конструирования деловых взаимоотношений и организации связей с внешней средой). Организаторские (относятся к рациональной организации деятельности, ее контролю и координированию).

Транскрипт

1 УДК:79 Н.А. Кузнецова, г. Шадринск Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры Характеризуются компоненты профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры. Компетентность, профессионально-педагогическая компетентность, учитель физической культуры. N.A. Kuznetsova, Shadrinsk Professional-pedagogical competence a teacher of physical culture Are characterized by the components of the professional-pedagogical competence of the teacher of physical culture. Keywords: Competence, professional and pedagogical competence, physical education teacher. Основная цель современного образования соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно и широко мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и в соответствии с этим грамотно моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей, способных воспитывать гармонично развитую и конкурентоспособную личность в современном, динамично меняющемся мире. Решить такую задачу по силам только по-настоящему компетентным педагогам, то есть таким, которые способны свободно и нестандартно мыслить, принимать уверенные решения в любой проблемной ситуации, грамотно решать стоящие перед ними педагогические задачи, быть способными к постоянному профессионально-личностному самосовершенствованию. Таким образом, актуальной проблемой является формирование профессионально-педагогической компетентности учителя, под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность учителя, по мнению А.К. Марковой, В.А. Сластёнина, это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины . А.К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности: специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие), социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности), личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным

2 деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту) . С точки зрения А.С. Белкина, В.В. Нестерова, педагогическая компетентность это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций. Структура педагогической компетентности, по их мнению, представлена рядом компетенций: - когнитивная компетенция (профессионально-педагогическая эрудиция); - психологическая (эмоциональная культура - культура ощущений и восприятий, культура слова и эмоциональных состояний, эмоциональная восприимчивость; психологическая зоркость); - коммуникативная (культура общения и педагогический такт); - риторическая (профессиональная культура речи); - профессионально-технологическая (владение педагогическими технологиями); - профессионально-информационная (ориентирование в информационном пространстве, поиск, оценка, использование и хранение полученной информации в образовательном процессе); - мониторинговая компетенция (умения научно обоснованного изучения, отслеживания явлений педагогической действительности наблюдение, анализ и прогнозирование их развития) . Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической компетентности специальную, психолого-педагогическую, дифференциально-психологическую, методическую группы и рефлексию педагогической деятельности . Для нас представляет интерес структура профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры. Педагогическая деятельность учителя физической культуры имеет свою специфику, связанную с реализацией, помимо основных (конструктивного, организаторского, коммуникативного и гностического) видов педагогической деятельности, ещё и её двигательного компонента . Кроме того, согласно нормативным документам, учитель физической культуры должен быть готов к осуществлению учебно-воспитательной, социальнопедагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационноуправленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреационной деятельности. Проанализировав различные подходы к структуре педагогической компетентности (И.Д. Демакова, Л.Г. Логинова, Е.А. Лутцева, Т.В. Сикорская, С.А. Хазова и др.), мы предлагаем свой взгляд на профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры. Главными её компонентами мы считаем следующие. Гностическая (познавательная) компетентность проявляется в познании содержания учебного предмета физическая культура, закономерностей физического развития и психологии учащихся, а также самопознания педагога. Она включает умения исследования и диагностики отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности. Гностическая компетентность предполагает владение учителем психолого-педагогическими знаниями, знаниями в области преподаваемой дисциплины (основами теории физического воспитания, культурноисторических основ физической культуры и спорта, владение основами знаний олимпийского движения, знание медико-биологических основ двигательной деятельности, знание правил по технике безопасности); обладание опытом в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся, в области процессов

3 общения с воспитанниками, в области формирования мотивов и развития способностей учащихся. Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д., а именно - планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся), выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач. Организаторская (управленческая) компетентность учителя физической культуры заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя. Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений, оказании помощи школьникам в их выполнении. Управление учащимися обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки. Свое поведение учитель строит, исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся типичный признак опытности учителя. Мастеров педагогического труда отличает также высокий уровень самоорганизации. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с учащимися школы . Профессия учителя, в том числе и учителя физкультуры, относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность, а внутри её конфликтологическая (умение конструктивного отношения к конфликтам, владение способами их анализа и разрешения) и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия). Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебнотренировочного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, важностью действенности слов учителя-тренера, лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона . Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, общественными и другими организациями . Исследовательская компетентность учителя физической культуры связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности. Проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать

4 факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, умениях оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности . Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания. Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями учителю необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников. Существенный участок работы учителя физкультуры изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики и т. д., что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога . Мы считаем важным в структуру профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры включить компетентность профессионально-личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств, определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту. Структурно компетентность профессиональноличностного самосовершенствования, по мнению К.А. Маринченко, включает ценностно-смысловой, когнитивно-теоретический и операциональный компоненты . В состав компетентности профессионально-личностного самосовершенствования учителей физической культуры входят: творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания, умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях, требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие отхода от стереотипов и самоизменение; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний . Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры, можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности: - работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных), внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля; - трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научнопрактических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок; - использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения; - непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост; - поддержание хорошей физической формы, совершенствование физических

5 качеств и двигательных навыков. Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально-личностного самосовершенствования, а также гностического (познавательного), конструктивного, организаторского (управленческого), коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов, образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры. ЛИТЕРАТУРА 1. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность [Текст] : учебное пособие / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. Екатеринбург: Учебная книга, с. 2. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии [Текст] / Н.В. Кузьмина. СПб. : Политехника, с. 3. Маринченко, К.А. Формирование компетентности профессионально-личностного самосовершенствования будущих преподавателей физической культуры в вузе [Электронный ресурс] : автореферат дис.... канд. пед. наук: / К.А. Маринченко. Орел, с. // Библиотека диссертаций. Режим доступа: 4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М. : Знание, с. 5. Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях (для трёх возрастных групп: начальной, средней и старшей ступеней) [Электронный ресурс] : программа повышения квалификации учителей физической культуры (дополнительное педагогическое образование) // Генерация документов Режим доступа: 6. Петунин, О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры [Текст] / О.В. Петунин. М. : Просвещение, с. 7. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; ред. В.А. Сластенин. 3-е изд., стереотип. М. : Академия, с. 8. Туманова, О.И. Формирование конструктивно-двигательной компетентности будущих учителей физической культуры с учетом спортивной специализации [Электронный ресурс] : автореф. дис.... канд. пед. наук: / О. И. Туманова; НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, с. // Наука/Педагогика. Режим доступа: 9. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] : монография / С.А. Хазова. Академия Естествознания, Научная электронная библиотека: монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания. Режим доступа:


Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога», её структура Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какойлибо деятельности,

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения. В современных условиях основным принципом построения образовательного

Воронкова Елена Валерьевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти, Самарская область, Россия ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» Повышение уровня профессионального

Профессиональная компетентность педагога Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя

Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС Аликаева Вера Евгеньевна воспитатель, структурное

План самообразования учителя физической культуры Гарипова Ильдара Флюровича МАОУ «Средняя школа 3» г.когалым Тема самообразования: «Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному

«Повышение профессионального статуса учителя в условиях модернизации общего образования» СЛАЙД 1 В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является

А. Н. Пименова (соискатель) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ г. Коломна, ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» («МГОСГИ») Современный этап развития

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Нужная Наталья Ивановна руководитель ШМО, учитель начальных классов МБОУ СОШ 22 г. Ипатово Педагог

«Повышение профессиональных компетенций педагогов, как необходимое условие развития школы» Педагогический совет 10.12.2012год План работы педагогического совета 1. «Профессиональные компетенции необходимость

ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ» СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель директора План самообразования Учитель физической культуры Денисенко Михаил Артемович г. Нижневартовск

Румянцева Л.Ю. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения. Ключевые слова (тезаурус): Компетентность - способность,

251 Современный педагог: личность и профессиональная деятельность А.С. Колесникова Международный институт экономики и права Профессиональная направленность педагогической деятельности неразрывно связана

Светоносова Л.Г. к. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» Проблема ключевых компетенций будущих учителей Аннотация. В статье даётся

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Цели освоения дисциплины: освоение студентами системы научно-теоретических знаний, умений и компетенций в области методики физической культуры и подготовка их к разносторонней

Аннотация рабочей программы дисциплины ПЕДАГОГИКА Направление подготовки среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Квалификация: учитель начальных классов Форма

Н.И. Кузнецова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В статье рассматриваются педагогические основания формирования экономической компетентности педагога как фактора

1 Совершенствование учителем иностранного языка, как духовного наставника личности, своих личностных, профессиональных и языковых компетенций - залог успешного духовно-нравственного воспитания школьника.

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО. Автор статьи старший воспитатель МБДОУ детского сада 68 Лебедева Л.В. октябрь 2016г.

План самообразования учителя технологии Гофмана Александра Павловича МАОУ «Средняя школа 3» г.когалым Тема самообразования: «Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу

Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность (профиль) Теория и методика профессионального образования АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН Блок 1. Дисциплины (модули) Базовая часть

6. Чошанов М. А. Дидактическая инженерия: Анализ и проектирование обучающих технологий / М. А. Чошанов. Блумингтон; Индиана: Экслибрис, 2009. 425 с. 7. Якиманская И. С. Психологические проблемы развития

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Цель освоения дисциплины «История и философия науки»: освоение аспирантами основного понятийного аппарата, необходимого при осмыслении истории и философии науки, развитие их

АННОТАЦИЯ рабочей программы по дисциплине ПЕДАГОГИКА Основная образовательная программа высшего образования программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» Квалификация

УДК 378 ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 2012 Л. И. Мищенко докт. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики и психологии развития e-mail: [email protected]

1) Содержание дисциплины «Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза» ТЕМА 1. Культурологический подход в исследовании педагогических явлений Эволюция понятия культуры в философском и педагогическом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степановская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Степановская СОШ» А.А.Андреев Приказ

Сущность и структурно-содержательный анализ профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения Список литературы 1. Осипова И. В. Моделирование процесса подготовки студентов по

1. Общие положения 1.1.Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2006г. 814, приказом Министерства

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ А.Р. Бикмуллина Казанский государственный финансово-экономический институт, г. Казань, Россия [email protected] Профессиональный

Аннотация рабочей программы дисциплины Профессиональная педагогика и методика преподавания в высшей школе по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина 32.06.01 Медико-профилактическое дело 06.06.01

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

Самообразование как условие профессионального роста И.И.Донова Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. У А.С. Макаренко мы читаем: «Я на опыте пришел

Модуль 19. Инновационная педагогическая деятельность ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Понятие о педагогической деятельности, ее основные виды. 2. Профессиональные компетенции педагога. 3.Творческий характер педагогической

Богомолова Рамзия Мунавировна, директор; Кожевникова Татьяна Ивановна, заместитель директора, МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района, г. Казань, Республика Татарстан РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ

АННОТАЦИЯ рабочей программы по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ Основная образовательная программа высшего образования программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» Квалификация

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.

РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ на педсовете Директор ГБОУ школа 325 Протокол Рогозина О.Б. От 2012 г. Приказ от 2012 г. Единая методическая тема Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

МБОУ «СОШ 3 с УИОП»г. Котовска Тамбовской области Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры Л. В.Палий - учитель физической культуры Актуальность Актуальной и новой задачей

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Разработчик С.И. Денисенко, д-р пед. наук, проф. Рецензент М.А. Лямзин, д-р пед. наук, проф. I Организационно-методический раздел 1 Цель дисциплины Формирование у

142 Л.В. Исмайлова (Мозырь, Беларусь) ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Проблема готовности выпускников педагогических вузов к профессиональной

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предположений по распространению

Утверждаю Директор школы Пролубчикова С.Ю. Программа рассмотрена на заседании МО Протокол от 2017 г. 2017 г. Программа профессионального развития учителя начальных классов Корнеевой Ирины Михайловны на

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЭММАУССКАЯ СОШ» ПЛАН РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ на 2018-2019 учебный год 1 Методическая тема начальной школы: «Качество образования младших школьников в условиях

Компетентность учителя физической культуры как способ повышения качества образования через совершенствование профессионального мастерства педагога.

Профессиональная компетентность-система теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами..

Я считаю, что нельзя по отдельным, возможно нерадивым ученикам судить о постановке физического воспитания в нашей школе. Если команда школы занимает призовые места – хвалят всю школу, считают ее передовой. Заняли место с конца – значит, учитель бездельник. Ведь за успешное выполнение учебной программы грамот и медалей не вручают. От работы по учебной программе быстрых результатов не получить, результаты соревнований сразу видны каждому. Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы.

Хотя, конечно, неизменной остается первенствующая роль урока, который остается главной формой обучения детей.

Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.

Требования к современному учителю высокие.

Мы учителя стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании.

Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.

Физическая культура всегда была и остается одной из главных составляющих культуры общества в целом. Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач и в РК. Руководство нашей страны особое внимание уделяет развитию детского и юношеского спорта. Повысились требования к уровню подготовки тренеров и преподавателей. Не будет преувеличением утверждать, что учитель физической культуры имеет едва ли не самые широкие возможности и условия для воспитательного воздействия на учащихся, по сравнению с преподавателями других учебных дисциплин. Это объясняется, прежде всего, высокой эмоциональностью и привлекательностью занятий, связанными с физическими упражнениями, играми, спортивными состязаниями. Кроме того, сами учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в выполнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевыми качествами. Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного отношения учащихся к учителю. Учащиеся постоянно чувствуют помощь, поддержку и руководящую, направляющую роль учителя и проникаются к нему доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер, это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Творческий характер его труда заключается в том, что он должен быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовывать людей и руководить ими в сложных ситуациях. Т.е. современный преподаватель должен быть не просто источником определенных знаний, а профессионалом, который может с достоинством и честью выйти из любого положения.

Обратимся к таблице, в которой отражены основные направления работы учителя:

Компетентность работников в области физической культуры и спорта является неотъемлемой частью всей системы образования. Поэтому надо уделить этому вопросу особое внимание.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Ответственный и творческий труд учителя – это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.

    Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.

    Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.

    Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

    Участие в различных конкурсах.

    Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

    Обобщение и распространение опыта.

    Аттестация.

    Творческий отчет.

    Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.

    Самообразование.

    Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических дней, недель открытых уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако я думаю, вы согласитесь, что проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное мероприятие, урок, слова благодарности учеников, коллег, успех окрыляют, вдохновляют, подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию. Как порою трудно задействовать педагогов. Часто приходится слышать «Я аттестовалась и не трогайте меня». Однако таких мало. Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда на семинарах, конференциях и это радует

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

    Просмотр телепередач, чтение прессы.

    Знакомство с педагогической и методической литературой.

    Регулярное использование информации из Интернета.

    Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.

    Систематическое повышение квалификации.

    Изучение современных психологических и педагогических методик.

    Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.

    Внимание к собственному физическому и психическому здоровью.

Профессионально значимыми компонентами педагогической культуры учителя считаю:

организацию процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;

проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры.

Правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;

проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;

осуществление управления процессом физического воспитания в школе;

изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;

изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;

проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;

технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях.

Эффективное использование в педагогической работе метода личного

показа учащимся двигательных действий;

выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Причины, отрицательно влияющие на становление и сохранение профессиональной компетенции педагога:

Недостаточная профессиональная подготовка;

Нежелание преодолевать себя, неспособность к самообразованию;

Нежелание подвергать себя риску проверки и самопроверки;

Возрастные трудности вхождения в учение.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Подготовил:

учитель физической культуры

Виноградов Вячеслав Александрович ,

2014г.

Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физической культуры

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое «компетенция» и «компетентность»?

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.


В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.


Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. Ряд отечественных педагогов В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура» выделяют следующие ключевые компетенции:



Проявление ключевых компетенций в области физической культуры

Ключевые компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Социальная значимость для обучающегося

Личностная значимость для обучающегося

1. Общекультурная

Сфера культурно-историческая

Обобщенные виды деятельности; способность присваивать исторический опыт

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

сфера общения

владение устным и письменным общением

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Формирование ключевых компетенций требует от учителя определенной программы действий:

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:

способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Литература:

    Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.

    Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004 г.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся. Изучив педагогические труды отечественных педагогов В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, я попытался систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся (см. табл. 1 ).

Таблица 1

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры
Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость
1. Общекультурная Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом
2. Учебно-познавательная Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом
3. Коммуникативная Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии
4. Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха
5. Личностная Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Проделанная работа позволила создать программу деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся (см. табл. 2). В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:

Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Таблица 2

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся
Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье
Формируемые компетенции
1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры
Личностная
2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни
Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности
3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности
Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний
4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Общекультурная, личностная

Сергей Кизласов ,
учитель физической культуры, МОУ Гимназия, г. Абакан, Республика Хакасия