Викторина по зимним сказкам для начальной школы. Интерактивная презентация "Зимняя викторина по сказкам" для учащихся начальной школы

Литературная викторина «По дороге зимних сказок »

Цель : закрепить знание детей о зимних сказках и их героях, создать у детей

радостное, эмоциональное настроение.

Задачи

Образовательные

Вызвать желание узнавать сказку по заданию.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание зимних сказок, обогащать и активизировать словарь детей, расширять кругозор.

Учить быть слаженной командой, уметь договариваться между собой, действовать согласованно и соблюдать правила викторины.

Развивающие

Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе выполнения задания, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;

Воспитательные

Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам и сказочным героям.

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа : разучивание стихотворений про зиму, чтение зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица»,

Рассматривание иллюстраций; изготовление книжек малышек, раскрашивание раскрасок по сказкам, лепка сказочных героев, рисование по прочитанным сказкам, аппликация "Мой любимый герой сказки", драматизация сказок, разучивание пословиц, поговорок, дидактическая игра «Угадай из какой сказки предмет», просмотр мультфильмов.

Необходимый материал : иллюстрации к зимним сказкам, книги зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка, два набора для аппликации снегурочки, два ватмана, две доски, сказочные герои, пазлы по сказкам.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по зимним сказкам. А вы знаете зимние сказки? Вот это мы сейчас и проверим.

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она «Отгадай названье сказки» . Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю, выберите и покажите книгу отгадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

(р.н.с. Снегурочка)

При честном при всем народе

Едет печка по дороге.

Кто на печке той сидит,

Что нам сказка говорит?

И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки? (По щучьему велению)

Снег валил, клубились тучи,

Гнулись сосны до земли.

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку завезли.

Замолчать заставили,

Замерзать оставили . (Морозко)

Шла морозная зима.

Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Волку отморозила. (Лиса и волк)

Я – королева из страны,

Где нет ни лета, ни весны,

Где круглый год метель метет,

Где всюду только снег и лед.

Безмолвие, покой люблю,

Шум и веселье не терплю. (Снежная королева)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

В какой же это сказке (Заюшкина избушка)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи.

Ест большие калачи!

Чай сам наливается.

По его хотенью.

А сказка называется (По щучьему велению)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

На первую ступеньку

Встал парень молодой. (Двенадцать месяцев)

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи. (С. Маршак «12 месяцев»)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Молодцы ребята, справились с задание. Пора нам отправляться на вторую станцию. На этой станции нам предстоит « исправить ошибки в названии сказок».

Заюшкин- домик (избушка)

Снежная – принцесса (королева)

15- месяцев (12- месяцев)

По щучьему – разговору (веленью)

3 - мороза (2 мороза)

Девочка - метелица (госпожа)

Заморозко (морозко)

Белка - и волк (лиса)

-«По заячьему велению» «По щучьему велению»

Зимовье – зайцев (Зимовье – зверей)

Молодцы.

Угадать сказку по отрывку».

Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листочки. («Двенадцать месяцев».)

Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее. («Снежная королева».)

Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади, посмеивается… («По щучьему велению».)

Вот они вылепили носик, сделали две ямочки для глаз, и только старик прочертил ротик, как из него вдруг повеяло теплым воздухом. («Снегурочка».)

Проглотил волк рыбку и стал пуще прежнего Лису просить, чтобы она научила его, как ему самому такой рыбы наловить. («Лисичка-сестричка и волк».)

Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется; духом дохнет - валит пар густой. («Мороз Иванович».)

Однажды запачкала девушка кровью веретено, наклонилась к воде, собираясь его обмыть, а веретено у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. («Госпожа Метелица».)

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе детей у них не было. (Снегурочка).

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.(12 месяцев)

И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… ничем старухе не угодишь все не так, все худо. (Морозко).

А как свечерело, набрали они хворосту, разожгли костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит Физкультминутка « Заюшкина избушка».

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке.

(прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке.

(повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке

(показать руками крышу)

Лисица побежала

К зайцу на опушку.

(бег с повиливанием «хвостом»)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки

(кулачок об кулачок)

Да сама жить стала

В избушке на опушке

(хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лису прочь

(топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке.

(прыжки)

В лубяной избушке,

Избушке на опушке.

(показать руками крышу)

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит « Кто много читает, тот точно отгадает».

Что делала Рукодельница, когда у нее замерзали руки?

А) Надевала варежки;

Б) терла их снегом;

В) хлопала.

Что было под периной у Мороза Ивановича?

А) Жемчуга да каменья самоцветные;

Б) травка зеленая;

В) снег, который зимой на землю людям падает.

Чем играл Кай во дворце Снежной королевы?

А) Кубиками;

Б) снежками;

В) льдинками.

Куда девалась Снегурочка?

А) Лютый зверь умчал ее в дремучий лес;

Б) хищная птица унесла к синему морю;

В) прыгнула через огонь и растаяла.

Что делал мужик, которого не смог заморозить Мороз Синий Нос?

А) Рубил дрова;

Б) разводил костер;

В) бегал.

Какой из месяцев подарил девочке подснежники в сказке «Двенадцать месяцев»?

А) Март;

Б) Апрель;

В) Май.

Молодцы и с этим заданием справились

Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит «Угадать, кто говорил…» и показать героя .

Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. (госпожа Метелица).

-“Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)

По щучьему велению, по моему хотению… Емеля. «По щучьему веленью»

Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная… Морозко

Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть.

(падчерица из Госпожи Метелицы) .

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. (Заяц из Заюшкиной избушки).

Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно .(Звери из Рукавички).

Если бы Снежная Королева появилась у них, то он посадил бы ее на горячую печь. Она и растаяла бы . (Кай из Снежной королевы).

- Кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет ! (Пиражок из

Мороза Ивановича).

Они ругают друг друга, что не просили собольих (Мачеха с дочерью из Двенадцати месяцев).

Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу ! (Бык из Зимовья зверей).

Молодцы и с этим заданием вы справились. Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит помочь старикам. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Творческий конкурс «Собери из частей Снегурочку»

Сказочница: Ой, ребята, мы с вами даже не заметили, как закончилась наша викторина по зимним сказкам. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте их друг другу. А у меня для вас сюрприз (вручение пазлов по сказкам). Занимайте скорее места, мы отправляется с вами на, следующую станцию – «Детский сад».

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Литературная викторина " Путешествие в зимнюю сказку". Задачи: 1. Уточнить и расширить знания детей о русских народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему. 2. Закрепить умение выразительно отвечать на вопросы полным предложением. 3. Развивать речь, воображение, мышление, слуховое внимание. 4. Воспитывать дружелюбие, честность и справедливость в игре, бережное отношение к книгам. 5. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера. Материал: иллюстрации к сказкам, книги, предметы (ведерко, рыбка, саночки, веретено, цветок, колечко), фишки. Предварительная работа: 1) Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок " Заюшкина избушка", " Лисичка-сестричка и серый волк ", " По щучьему веленью", " Снегурочка", " Зимовье зверей". 2) Беседы по их содержанию. 3) Оформление выставки иллюстраций и книг о зиме. 4) Совместные и самостоятельные игры с настольным театром. 5) Просмотр видеофильма "Морозко", "Снежная королева", мультфильма "Мороз Иванович". Работа с родителями: родителям рекомендуется побеседовать с детьми по содержанию сказок Г.Х. Андерсена "Снежная королева". В.Одоевского "Мороз Иванович", "Два Мороза " в обработке М. Михайлова. Ход игры Вступительная часть. - Ребята, а вы любите сказки? Много сказок знаете?Вот мы сейчас и узнаем. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но наше путешествие будет не обычным, а сказочным. Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием " Путешествие в зимнюю сказку". При этом надо соблюдать определенные правила викторины: 1) Вопрос задается ведущим каждой команде по очереди. 2) Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде-сопернице. 3) За правильный ответ дается фишка. 4) В конце викторины выявляется команда - победитель, набравшая большее количество фишек. Все участники разбиваются на 2 команды: команда девочек - "Марьюшки", команда мальчиков - " Иванушки". Итак, в путь! Конкурсы викторины. 1 . " Назови сказку " Ведущий: -Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме. Вам нужно дать название сказки и её автора, если он есть. (командам предлагаются иллюстрации к сказкам "Лисичка-сестричка и серый волк ", " Зимовье зверей ", " Снегурочка ", " Заюшкина избушка ", " По щучьему веленью ", королева ", " Снежная " Два Мороза ", " Мороз Иванович ".) 2. " С чего начинается сказка?" Ведущий: -Рассказать, с каких слов начинается сказка. Команде " Марьюшки " предлагаются сказки " Заюшкина избушка", " Зимовье зверей", " Снегурочка". Команде " Иванушки" - " По щучьему веленью", " Два Мороза", " Лисичка-сестричка и серый волк". Ответы. " Заюшкина избушка". Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца - лубяная. " Зимовье зверей". Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! " Снегурочка". Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь: и корова, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. " По щучьему веленью". Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий- дурачок Емеля. " Два Мороза". Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали. " Лисичка-сестричка и серый волк". Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: " Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой". 3. " Отгадай загадку" Ведущий: -Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ: кто этот сказочный герой? Загадки. 1) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. 2) Красная девица грустна: Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! 3) Владеет она льдом и стужей И снежной вьюгой злою кружит. На снежных санях по небу летала, Коснулась мальчика, поцеловала. 4) На снежных санях Королева По зимнему небу летала. Коснулась мальчика невзначай. Холодным, недобрым стал... (Кай). Динамическая пауза " Сказка даст нам отдохнуть ". Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем и снова в путь. Нам советует Мальвина: " Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево-вправо 10 раз". Вот Дюймовочки слова: "Чтоб была спина прямая, Поднимайся на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. 1 - 2 - 3 - 4 - 5." Красной Шапочки совет: " Если будешь бегать, прыгать, Проживешь ты много лет. Повтори-ка ты опять, 1 - 2 - 3 - 4 -5." -Дала нам сказка отдохнуть, И пойдем мы дальше в путь. 4. Конкурс капитанов Ведущий: -Я буду говорить словами героев сказок, капитаны должны назвать, кто это сказал и в какой сказке. Задания: 1) " Ловись, рыбка, и мала и велика!" 2) " Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть". 3) " Хочу, чтобы ведра сами домой пошли и вода бы не расплескалась". 4) " Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу её прямо на печь, и она растает". 5) "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?" 6) Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела". 5. " Вопрос - ответ " Ведущий: -Каждой команде по очереди задается вопрос. 1. У какого месяца из сказки " Двенадцать месяцев" изначально был посох? (у Декабря) 2. Какой подарок старик хотел сделать старухе из лисьей шкуры? (воротник) 3. Назови домашних животных из сказки " Зимовье зверей". (бык, баран, свинья, кот) 4. Кто из Морозов моложе: Мороз- Синий нос или Мороз-Багровый нос? Мороз - Синий нос) 5. Что произошло с Настенькой, когда она коснулась посоха Деда Мороза? 6. На чем разъезжал Емеля? 7. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? ((вечность) 8. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую травку, цветы) 6. Конкурс " Волшебный мешочек" Ведущий: -В волшебном мешочке находится предмет, имеющий отношение к какой-либо сказке. Назвать эту сказку. (Ведущий по очереди достает саночки). колечко, рыбку, цветок, ведерко, веретено, 7. " Книжкины правила" Детям напоминают правила обращения с книгами: 1. Книги необходимо брать чистыми руками. 2. Книги нельзя рвать, мять. 3. Нельзя рисовать на книгах, загибать углы. 4. Книги любят тишину. 8. Подведение итогов викторины Подсчет количества фишек, набранной каждой командой в ходе игры-викторины. Награждение победителей. Вручение призов участникам.

Викторина по сказкам для 2 "а" класса. «Зимняя сказка»

Предварительная работа : чтение сказок: "Морозко", "Снегурка", "Двенадцать месяцев".

2 команды, название команды, выбор капитана. Разучивание сценки из сказки.

Цели и задачи:

    Продолжать формировать интерес детей к русским народным сказкам.

    Формировать «командный дух» учащихся, учить работать в команде.

    Учить соотносить и анализировать.

    Расширять кругозор учащихся.

    Развитие речи детей.

    Развитие логики, внимания, мышления.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Звучит музыка «Зимняя сказка».

Команды входят в зал.

-Здравствуйте дети!

Отгадайте мою загадку:

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Правильно ребята, это сказка. И сегодня наша викторина посвящена зимней сказке.

Какие зимние сказки вы знаете?

2. Представление команд.

И так, предлагаю начать наше соревнование. Сегодня соревнуются 2 команды: 2А, 2б, классов. Капитаны представьте свою команду. (Название и девиз команды).

    1. конкурс "Угадай сказку ".

Ведущий зачитывает командам по очереди отрывок из сказок.

Задача участников, угадать из какой сказки данный отрывок.

1.Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе- детей у них не было. (Снегурочка).

2. В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

(12 месяцев)

3. И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

4. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела –еще до свету… ничем старухе не угодишь- все не так, все худо. (Морозко ).

5. Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная? (Морозко).

6.А как свечерело, набрали они хворосту, разложи костер- и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

7. Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, -куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

8. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

9. Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

4. Разложи картинки по сказкам . (картинки с фрагментами)

Перед вами картинки, ваша задача внимательно рассмотреть эти картинки и подумать к каким сказкам они относятся: "Морозко", "Двенадцать месяцев", "Снегурка".

5. Соревнование капитанов . «Зимние пословицы».

Капитаны, перед вами пословицы, но чтобы прочитать их целиком, вам нужно найти начало и конец пословицы.

Ваша задача соединить начало и конец предложения, так чтобы получилась пословица.

У вас есть небольшая подсказка, вспомните с какой буквы начинается предложение?

(с большой). А как мы поймем, что предложение закончилось?

(в конце предложения ставится точка).

Зимой без шубы

не стыдно, а холодно.

Зима без снега –

лето без хлеба.

6. Блиц -опрос . Вопросы по сказке.

    Как у старика и старухи появилась дочка-Снегурочка?

    В какую игру играли Белка и Заяц в сказке «Двенадцать месяцев»?

    Куда звали деревенские девочки Снегурочку?

    Куда Бабка отправила свою падчерицу?

    Сколько месяцев встретила девочка у костра?

    Что Морозко подарил падчерице?

    Что произошло в лесу с родной дочерью Бабки?

    Чему радовалась Снегурочка больше всего?

    Какой месяц помог девочке?

    Сколько дочерей было у Деда и его жены?

    Что апрель подарил девочке?

    Что произошло со Снегурочкой когда она прыгнула через костер?

7.Физминутка Снегопад -Ребята, посмотрите на небо (на потолок тоже можно)! Вы видите, какие тучи нависли над нами?! Сейчас пойдет снег! Вот уже упала... Одна снежинка (все хлопают по ладони одним пальцем). Две снежинки (все хлопают по ладони двумя пальцами). Три снежинки (все хлопают по ладони тремя пальцами). Четыре снежинки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами). Началась метель (все хлопают в ладоши).
Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (снег прекращается)

8. Инсценировка отрывка из сказки. (Команды заранее подготовили сценки).

9. Подведение итогов.

Внеурочное занятие по литературному чтению в начальной школе на тему: «Любимые зимние сказки»


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Назначение: литературная игра-викторина предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Разнообразные задания и вопросы помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о зимних сказках и их героях, а также принесут им положительные эмоции от занятия.
Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках.
Задачи:
1. Организовать активный досуг учащихся.
2. Привлечь внимание детей к литературному творчеству, воспитывая интерес к чтению.
3. Вспомнить и закрепить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок о зиме.

Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В данной литературной игре по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок.
1. Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку-озимые хлеба)


Озимые культуры - это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.
2. В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)


3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом)


4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани:«Ступайте, сани, домой сами…»)


5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)



6. Профессор учит своенравную девочку - Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ - тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)



7. Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)


8. Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)


9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)


10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)


11. Сколько детей было у Деда Мороза в русской народной сказке «Дети Деда Мороза»? Назовите их имена:(Ветер, Лед, Иней, Снежинка)
«Дети Деда Мороза» (р.н.с)
У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.
Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:
- Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
Начал рассказывать Ветер:
- Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.
Лёд сказал:
- Я на реках мосты построил.
Иней говорит:
- Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!
Снежинка рассказала:
- Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.
- Хорошо, дети, - сказал Дед Мороз. - Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.



12. В сказке К. Д. Ушинского задумала Старуза-зима «всякое дыхание со света сжить». Что она делала? (Добралась сначала до птиц,а они улетели в теплые страны. Запорошила зима снегом поля, завалила снегом леса. Посылает мороз за морозом,а звери не испугались зимы. Захотела Зима людей заморозить, а люди затопили печки, пекут блины, смеются. Даже дети ее не боятся:ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.И заплакала Зима от злости).


13. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)


14. Какие животные сбежали в лес от старика и старухи в сказке «Зимовье зверей»?
(У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух).


15. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?(Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).


16. В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло)



17. Эта грустная сказка Г.Х.Андерсена всем известна. Мечты маленькой ёлочки о прекрасном будущем сбылись, её забрали из леса и нарядили, но вот что будет с ней потом? Как называется эта сказка? Придумайте свое продолжение этой истории.(Г.Х.Андерсен"Ель")


"Мне хотелось бы закончить эту сказку немного по-другому. Закончились новогодние праздники и елочку вынесли на улицу. Теперь здесь ее место. Елочку поставили рядом с беседкой во дворе. На ней остались одни лишь шишки. Чтобы елочка была нарядней, ребятишки повесили на елочку птичек, сделанных из бумаги и картона, небольшие кормушки из бросового материала. В кормушки детвора насыпала разного корма для зимующих птичек. Для елочки наступила теперь новая жизнь. Будет она радовать детей во время прогулок, на ее ветках станут щебетать птички, находить себе корм и укрытие от холода. Скоро рядом с елкой детвора вылепит снеговика – он будет охранять елочку.
Теперь елочка наслаждалась каждой минутой, радовалась каждому мгновению. «Я живу, я буду радовать детей каждый день, - обрадовалась ёлка. До лета еще далеко. Я верю, что и летом я буду полезна!» (Жиляева Елизавета, 3 класс)
18. За что звери и птицы устроили суд над декабрем в сказке Н.Сладкова «Суд на Декабрем»? (Декабрь день сократил)


19. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)


20. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?(«Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена») .
«Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)



Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.
Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить в ней. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Читайте детям, читайте вместе с детьми народные и литературные сказки!

Цели: формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формирование умения работать в группе, высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника; формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса.

Оборудование: книги со сказками, рисунки с изображением зимы, разрезанные на части, снежки (6 штук), 3 мишени, 3удочки, 3 баночки с узким горлышком, изображение Снегурочки на основе, разделённой на секторы, з листа, разделённых на секторы без рисунка, искусственные цветы фиалок или вырезанные из цветной бумаги, иллюстрации прочитанных сказок, жетоны разного цвета.

Заранее дети получили задание.

В январе пройдёт литературная игра. Мы вспомним зимние сказки и их героев. Победителем может стать только внимательный читатель. Прочитай сказки: “Морозко”, “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”, “Зимовье зверей”, “Лиса и заяц”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Два Мороза”, “По щучьему велению...”, “Лиса – лапотница”, “Рукавичка”, В. Даль “ Старик – годовик”.

Любимую сказку проиллюстрируй.

Правила игры.

Каждая команда, выполняя правильно задание, получает жетон. Жетон хранит у себя правильно ответивший на вопрос игрок. В конце игры подведём итоги: определим внимательного читателя, набравшего большее количество баллов; команду - победителя.

Выставка книг и рисунков

1. Представление команд (Слайд 2)

  • “Румяные щёчки”
  • “Снежинки”
  • “Весёлые ребята”

2. Конкурс скороговорщиков “Из первых уст” (Жёлтый жетон) (Слайд 3)

В зимний холод всякий молод. (Слайд 4)

Каждая команда должна проговорить по очереди скороговорку. Побеждает команда, которая быстро и чётко проговорит.

3. Загадки старика – годовика (красный жетон)(Слайды 5-10)

4. Конкурс “Зимняя мозаика” (жёлтый жетон)(Слайд11)

Каждая команда должна собрать рисунок из частей

5. Конкурс “Загадки Зимушки – зимы” (красный жетон) (Слайд 12)

Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Слайд13

Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лёд) Слайд 13

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) Слайд13

Назовите-ка, ребятки,
Месяцы в моей загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) Слайд14

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь) Слайд 15

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль) Слайд 16

Чтоб не мёрзнуть
Пять ребят
В печке вязаной сидят. (Рукавицы) Слайд 17

Бегут по дорожке
Доски на ножке. (Лыжи) Слайд 17

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой. (Валенки) Слайд17

6. Конкурс “Попади метко в цель” (по 6 человек от команды) (жёлтые жетоны) Слайд 18

На доске закреплены мишени, в которые нужно попасть. За каждое попадание – жетон

7. Литературная викторина “Зимние сказки” (Синие жетоны) Слайд 19

Угадайте сказку по иллюстрации (“Лисичка – сестричка и серый волк”) Слайд 20

  • Как лисе удалось добраться до рыбы старика? (Притворилась мёртвой, старик её сам на воз положил, хотел старухе воротник на шубу привезти) Слайд 21
  • Сколько рыбок дала волку лиса? (Ни одной) Слайд 22
  • Назовите место зимней рыбалки. (Прорубь) Слайд 23
  • Как долго рыбачил волк? (Всю ночь) Слайд 24
  • Что заставило волка убежать с места рыбалки? (Утром бабы пошли за водой, стали бить волка коромыслом. Волк еле убежал) Слайд 25
  • Как лисе удалось обмануть волка во второй раз?) Сказала, что её люди побили так, что у неё мозги выступили. На самом деле на голове у неё было тесто) Слайд 26
  • Что приговаривала лиса, когда волк вёз её? (“Битый небитого везёт”) Слайд 27

8. Конкурс “Необычная рыбалка” (по 1 человеку от команды) (жёлтые жетоны) Слайд 28

Для игры нужны 3 удочки, на леску каждой удочки прикрепить большой гвоздь, 3 баночки с узким горлышком. Необходимо опустить гвоздь в горлышко бутылки. Оценивается быстрота и точность выполнения задания

  • Какой сказочный герой с ёлки на ёлку поскакивал, поскакивал да потрескивал? (Морозко) Слайд 29
  • О ком так говорили: “Надо правду сказать, девочка была золото: :в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи она каждый день слезами умывалась” (О падчерице) Слайд 30
  • Кто так говорил: “ Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали. Да не вези к родным в тёплую хату, а в чистое поле на трескуч мороз”? (Мачеха) Слайд 31
  • Кто отвёз свою дочь зимой в чистое поле на верную гибель? (Отец) Слайд 32
  • Какой вопрос трижды задавал Морозко? (“Тепло ли тебе, девица?”) Слайд 33
  • Почему Морозко одарил падчерицу? (Полюбились Морозке её ласковые речи, сжалился он над ней) Слайд 34
  • Кто предсказывал богатство падчерицы? (Собачка) Слайд 35
  • Почему старуха в лютый мороз отправила родную дочь в чистое поле? (Завидовала падчерице, хотела, чтобы её дочь одарили) Слайд 36
  • Что отвечала старухина дочь на вопрос Морозко? (“Убирайся ты! Иль ты ослеп, не видишь, что у меня руки и ноги окостенели!”) Слайд 37
  • Угадай по описанию: А собою она беленькая, как снег, глазки, как незабудочки; светло-русая коса до пояса, одного румянца только нет вовсе...” (Снегурочка”)
  • У кого жила Снегурочка? (У старика и старухи) Слайд 39
  • Как появилась Снегурочка у старика и старухи? (Вылепили из снега) Слайд 40
  • В какое время года грустила Снегурочка? (Весной) Слайд 41
  • На какой праздник пригласили девушки с собой Снегурочку? (Иванов день) Слайд 42
  • Куда же делась Снегурочка? (Прыгнула в огонь и потянулась вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко и полетела в высоту поднебесную) Слайд 43

9. Конкурс художников. Нарисуйте Снегурочку (для всей команды; жёлтый жетон) Слайд 44

Лист разделён на 6 секторов, секторы пронумерованы. На листе изображена Снегурочка. 6 человек должны по очереди изобразить на своём листе, разделённом на секторы Снегурочку. Каждый участник изображает, переносит изображение только своего сектора. Оценивается быстрота и точность переноса изображения.

  • Угадай сказку по иллюстрации (“Зимовье зверей”) Слайд 45
  • Какого животного не было в этой сказке: бык, баран, гусь, коза, петух, свинья? (Коза) Слайд 46
  • Кто из зверей предложил избу строить? (Бык) Слайд47
  • Кто из зверей первым пришёл проситься в дом к быку? (Баран) Слайд 48
  • Кто из героев говорил: “А по мне хоть какие морозы, я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую”? (Свинья) Слайд 49
  • Кто угрожал хозяину дома выщипать мох из стен избы, если тот не впустит его? (Гусь) Слайд 50
  • Кто из диких зверей решил съесть зимовавших в лесу домашних животных? (Волк, лиса и медведь) Слайд 51
  • Чем закончилась сказка? (Бык с товарищами до сих пор в избушке поживают и горя не знают) Слайд 52
  • В какой сказке девочке зимой удалось нарвать фиалок, собрать землянику и яблоки? (“Двенадцать месяцев”) Слайд 53
  • Назовите четвёртого лишнего персонажа сказки: Мария, Январь, Елена, Мороз Иванович. (Мороз Иванович) Слайд 54
  • Как звали падчерицу, и как звали родную дочь женщины, ответьте, прослушав отрывок. “...И в то время, как Елена целыми днями наряжалась и гуляла, Мария должна была делать всю домашнюю работу: убирать комнаты, стряпать, стирать, шить, прясть, работать в поле, ходить за коровой.” (падчерица – Мария, родная - Елена) Слайд 55
  • Назовите героев по описанию: “Вокруг костра на двенадцати камнях сидели двенадцать братьев. Трое из них были совсем седые, трое помоложе, следующие трое ещё моложе, а трое младших были прекраснее всех остальных” (Двенадцать месяцев) Слайд 56
  • Какой месяц был главным среди братьев – месяцев? (Январь) Слайд 57
  • Какой месяц помог Марии принести фиалки? (Март) Слайд 58
  • Благодаря какому месяцу Мария смогла набрать землянику? (Помог Июнь) Слайд 59
  • Какой месяц взял жезл и помог Марии набрать яблок? (Сентябрь) Слайд 60
  • Почему Елена отправилась сама в лес? (Мария принесла только два яблока, а Елене хотелось ещё яблок. Она решила сама найти яблоньку и обтрясти её всю.) Слайд 61
  • Что заставило мачеху отправиться в лес?(Пошла искать свою дочь Елену.) Слайд 62
  • Удалось ли Елене найти зимой яблоки? (Нет. Она была неприветлива, груба с братьями – месяцами. Она замёрзла в лесу) Слайд 63

10. Конкурс “Собери букет фиалок” (жёлтый жетон) Слайд 64

Как известно, Марии в сказке удалось зимой набрать букет фиалок. На нашей воображаемой полянке тоже появились фиалки. Приглашаю по одному человеку из каждой команды. Определим, кто из вас больше цветов наберёт.

  • В какой сказке лесному обитателю удалось построить хрустальный дворец? (“Лиса и заяц”) Слайд 65
  • Почему лисичка, которая построила хрустальный дворец, стала в избушке зайчика жить? (Ледяной дворец лисы весной растаял) Слайд 66
  • Кто жалел зайчика и пытался выгнать лису? (Волк, медведь, бык, петух)
  • Слайд 67 Кого нет на слайде?
  • Удалось ли кому – либо помочь зайчику? (Помог Петушок) Слайд 68
  • Как петушок напугал лису? (Петушок грозил лисе, хотел её посечь косой) Слайд 69
  • Блиц-турнир Слайд 70 (Синие жетоны)
  • Какая чудо – рыба могла исполнить любое желание своего спасителя? (Щука) Слайд 71
  • Кого в сказках называют Михайло Потапычем? (Медведя) Слайд 72
  • В какой сказке домашние животные расправились с лесными хищниками? (“Зимовье зверей”) Слайд 73
  • Кого в сказках называют Патрикеевна? (Лису) Слайд 74
  • В какой сказке лапоть помог голодной кумушке наесться досыта? (“Лиса – лапотница”) Слайд 75
  • В какой сказке описан необычный способ рыбной ловли? (“Лисичка сестричка и серый волк”) Слайд 76

11. Конкурс “Угадай сказку по иллюстрации” (для всей команды) (Синие жетоны) Слайды 77- 80

Дополнительно команды могут обменяться иллюстрациями, самостоятельно выполненными дома.

12. “Торги. Начинаем с десяти” (Синие жетоны) Слайд 81

За выполнение данного задания можно получить от 1 до 10 баллов. Если участник угадает сказку с первого слова, то получит 10 баллов, с двух слов – 9 баллов и так далее. В конкурсе принимают участие капитаны команд.

  • “Вдруг слышит: невдалеке Морозко потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает.”(“Морозко”) Слайд 82
  • “Здесь горел огромный костёр, а вокруг него сидели двенадцать братьев” (“Двенадцать месяцев”) Слайд 83
  • Вот вылепили носик, подбородок, сделали две ямочки на лице, ротик. (“Снегурочка”) Слайд 84

13. Конкурс “Волшебные слова” (Синие жетоны) Слайд 85

  • Назовите “волшебные” слова, чтобы рыбалка стала удачной. (Ловись рыбка и мала, и велика) Слайд 86
  • Какие слова говорил Емеля? (По щучьему велению, по моему хотению...) Слайд 87
  • Какие “волшебные” слова помогли лисе напугать защитников зайца? (“Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!”) Слайд 88

Подведение итогов Слайд 89

Награждение

Номинации:

  • “Внимательный читатель” (1 место, 2 место, 3 место) (определяется по количеству синих жетонов)
  • “Самый смекалистый” (Определяется по количеству жетонов)
  • “Самый ловкий” (Определяется по количеству жёлтых жетонов)
  • “Художник – иллюстратор” (Награждаются ребята, проиллюстрировавшие прочитанную сказку)

Команда – победитель игры “В гостях у зимних сказок” (Жетоны всех участников команды суммируются)

Литература.

  1. В лесу родилась ёлочка! Подарок от Деда Мороза. Новогодние стихи и сказки/ худ. Ю. Устинова. – М.: Эксмо, 2008. – 144 с.: ил. – (Золотые сказки)
  2. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. -- М.: Новая школа, 1996. - 112 с.