Просвещение в 19 20 веках. Состояние народного образования и просвещения на рубеже XIX и XX веков

Развитие Республики Татарстан в конце 19 – начале 20 века (просвещение, наука и философско-просветительская мысль)

Развитие Республики Татарстан в конце 19 – начале 20 века

(просвещение, наука и философско-просветительская мысль)

Выполнил:

Ученик 11 класса «А»

Проверила:

Казань 2003

Введение

3

1. Развитие просвещения в конце 19 –начале 20 века

5

2. Развитие философской мысли в конце 19-начале 20 века

8

2.1. Ш. Марджани

8

2.2. Р. Фахреддин

11

3. Развитие науки на рубеже XIX - XX веков

15

Заключение

20

Использованная литература

21


Введение

«Сегодня, – пишет автор известного учебника по истории татарского народа и Татарстана Р.Г. Фахрутдинов, – в период начавшейся демократизации общества, нового мышления, заполнения «белых пятен» в истории народов, восстановления исторической памяти – возникает большая необходимость объективной оценки и более полного освещения всех периодов истории Татарстана и всего татарского народа. Настало время осмыслить историю нашего народа, а также других народов, населяющих Республику Татарстан, по-новому, освобождаясь от бывшей идеологизации исторической памяти, в целом от старого стереотипа мышления и поведения» .

Целью настоящей работы является анализ развития нашей республики на рубеже XIX - XX веков в области просвещения, философской мысли и науки.

Этот период ознаменовался невероятными сдвигами во всех областях человеческой деятельности. Ведь до недавнего времени люди не знали ни паровозов, ни радио, ни телефона. В этот период «сократилось расстояние между людьми», стократно увеличилась информация.

В этих условиях особенно интересно и важно рассмотрение развития образования, науки и, конечно же, философской мысли отдельных регионов.

Актуальность работы связана, прежде всего, с тем, что, как ни странно, но данный период до сих пор остается неизученным до конца. Особенно это касается философской и просветительской мысли народов России. Так, до сих пор не изданы большинство сочинений Р. Фахретдина, который был одним из самых ярких мыслителей татарского народа того времени. Многие литературные произведения также возвращаются только сегодня. Поэтому мы пытались определить дух той эпохи, основываясь на данных просвещения, науки и философской мысли.

С другой стороны, в настоящее время в нашем обществе происходят события, схожие с изменениями на рубеже прежних веков. Невероятное развитие технологий, науки, с одной стороны, и нарождающиеся проблемы в гуманитарных областях, с другой. Поэтому полное и всестороннее изучение той эпохи может дать ответы на некоторые вопросы сегодняшнего дня.

Источниками работы явились работы по истории татарской философской мысли. Статистические данные были взяты мной, в основном, из таких книг, как «История Казани» и «История Татарской Республики» и т..д.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящается развития просвещения на рубеже XIX - XX веков. Во второй главе рассматриваются философские течения в татарской общественной мысли на примере наиболее выдающихся ее представителей. Третья глава посвящается развитию науки.

В заключении приводятся основные выводы и перспективы дальнейшей работы над темой.


1. Развитие просвещения в конце 19 –начале 20 века

Конец 19 века, которые принято называть пореформенными (имеется в виду реформы 60-х годов 19 века, в том числе отмена крепостного права в 1861 году), ознаменовался в развитии народного образования заметными сдвигами.

Развитие промышленности и торговли настоятельно требовали повышения образовательного уровня городского населения. Поэтому в это время резко повысилось число школ. Например, в Казани в 1882 году было 59 русских учебных заведений, то в 1904 году – 102 учебных заведения. За 22 года количество учебных заведений увеличилось почти в два раза .

В начальных русских школах (училищах) преподавали закон божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Они не предусматривали преподавание таких важных предметов, как естествознание, география, история.

Сохранялась платность обучения. Не было преемственности между начальной и средней школой.

Несмотря на увеличение числа школ, большинство детей рабочих оказывались вне школы. В 1898 году, – по данным «Истории Казани», – в Казани детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) насчитывалось немногим более 15 тыс. человек, а училось в школах менее трех тысяч.

Татарские дети в массе своей обучались в религиозных мектебе и медресе, которые давали как светские, так и богословские знания. Однако в новое время, проникнутое духом предпринимательства, остро ставило проблему подготовки светскообразованной татарской интеллигенции – учителей, инженеров, адвокатов и других.

В этих условиях на передний план выдвинулся вопрос от создании национальной светской (новометодной) школы, вокруг которого развернулась острая борьба, так как он затрагивал актуальные социальные и культурные проблемы, многие жизненные сферы татарского народа.

Убежденными сторонниками светского образования выступали Х. Фаизханов, Ш. Марджани, К. Насыри, Ш. Культяси и ряд других просветителей. В Казани первые новометодные (джадидские) школы появились в конце 80-х годов 19 века.

Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани и в целом по региону в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, татарской учительской школе и др.

Открытие учительского института произошло в 1876 году. Казанская учительская семинария была открыта в 1872 года. В 1864 году была открыта частная центральная крещенно-татарская школа с откровенно миссионерскими целями.

Буржуазные реформы 60-х годов уничтожили сословный характер школы. Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой. Например, в Казани функционировали три казенные мужские гимназии, одна мужская частная Мануиловой, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксенинская и А.И. Котовой) и одно реальное училище в составе семи классов.

Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями на территории РТ существовали и специальные учебные заведения.Например, в столице губернии существовали промышленное техническое училище, частная музыкальная школа Гуммерта, художественная школа, а аткже юнкерское пехотное училище.

Высшее образование было представлено университетом, ветеринарным институтом и высшими женскими курсами, которые все находились в Казани. Высшее религиозное образование можно было получить в Казанской духовной академии.

Ведущим высшим учебным заведением в городе был университет, который играл огромную роль в развитии культуры и науки. В начале 80-х годов в Казанском университет обучалось 847 студентов .

Университет выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.

В целом, развитие народного образования, которое развивалось в рассматриваемую эпоху семимильными шагами, сдерживалось и сковывалось условиями самодержавного строя. «Постоянно давало себя знать острое и неизбежное противоречие между возможностями передовой прогрессивной науки и целями государства» .


2. Развитие философской мысли в конце 19-начале 20 века

Самые ортодоксальные приверженцы ислама понимали, что рациональное мышление, наука делает настоящие чудеса. И наиболее прогрессивные служители ислама понимали, что пришло время реформ. Одним из крупнейших реформаторов мусульманства, вслед за Утыз-Имяни и Курсави, и явился Шигабетдин Марджани.

Огромен вклад учёного в воспитании у татарского народа национального самосознания. В формировании свободомыслия современными учёными принято выделять три основных этапа [См. «Очерки истории татарской общественной мысли». – Казань, 2000].

Первый этап – религиозная форма свободомыслия – характерна для эпохи средневековья и до рубежа XVIII - XIX веков, когда все социальные учения и общественные движения, а также борьба против российской колонизаторской политики обосновывалась с позиции и в рамках исламского учения «как божественной санкции на справедливость и равенство» [Очерки, 2000, 11].

Второй этап – философская форма свободомыслия – нашла своё выражение в просветительской мысли и идеологии джадидизма, которые стали идейной основой татарского возрождения. Суть этого этапа следует определить «как процесс перехода от конфессионального, закрытого общества к светскому, открытому для восприятия и адаптации на национальной почве идей новой, буржуазной эпохи» [Там же, 11].

Третий этап – политическая форма свободомыслия – формируется уже в начале ХХ столетия.

Философско-просветительская мысль конца 19 – начала 20 веков можно проследить на примере деятельности Ш. Марджани и Р. Фахретдина.

2.1. Шигабетдин Марджани

Марджани одним из первых в татарской религиозно-философской мысли 19 века выступил как религиозный философ, который стремился поднять интеллектуальный потенциал татарского народа на современный мировой уровень.

Огромная заслуга Шигабетдина Марджани заключается в том, что он, опираясь на традиционный уклад жизни татар, не нарушая его основные каноны, сумел обозначить кардинальные пути его обновления. Это важно и в наше время, потому что «возрождение традиций ислама не предполагает формальное возвращение общих мусульманских традиций в общественно-политическую жизнь общества, а подразумевает использование тех аспектов, которые сыграли в истории народа позитивную роль» .

Второй этап жизнедеятельности Шигабетдина Марджани большей частью связан с просветительской и общественной деятельностью. Это 70-80 годы XIX века. Хотя он ещё продолжает заниматься религиозными и теоретическими вопросами, но в его мировоззрении явно преобладают просветительские тенденции.

Основной принципом Просветительства понимание Марджани историко-культурного процесса как развитие разума личности раскрылся и в «Мукаддиме», и в самой энциклопедии.

Религиозное свободомыслие Марджани не доходило до полного и прямого отвержения мусульманской догматики. Но тем не менее консервативно настроенные муллы в достаточной степени осознали угрозу его метода устоям религии. И совершенно не случайно в рапорте в декабре 1887 года муфтию Султанову 32 татарских муллы утверждали, что Марджани является мутазилитом, то есть рационалистом в религии.

Высоко оценивая научные знания, Шигабетдин Марджани считал их не противостоящими религиозным знаниям, а сосуществующими рядом с ними. Он пытался проблему соотношения веры и знания не за счёт дискредитации знания, а пытаясь установить между верой и знаниями своего рода мирное сосуществование.

В политике как и многие западноевропейские и русские просветители, Шигабетдин Марджани отдал дань концепции «просвещённого монарха». Он полагал, что во избежание взаимных ссор между людьми, кровопролития, всеобщего хаоса, анархии и произвола во имя защиты от посягательств на чужое добро нужен сильный человек, правитель, обладающий большими правами, но мудрый и просвещённый. К числу подобных правителей Марджани относил, например, Узбекхана.

Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Они включают мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения правдивого наследия прошлого (античной, арабо-мусульманской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культуры). Его заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоит его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Сильна вражда Шигабетдина Марджани к средневековым формам жизни татарского общества. Он постоянно выдвигал на первый план разум как критерий истории, и считал просвещение самым мощным орудием прогресса. Учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Критика схоластики, средневековых форм обучения, воспитания, жизнедеятельности пронизывают всё творчество Марджани.

В просвещении народов, развитии науки, знания, воспитания, образования и высоконравственной личности, в усвоении духовного наследия прошлого и настоящего Шигабетдин Марджани усматривал путь к подъёму культурного уровня татарского народа, имея целью поставить его на одну ступень с современными цивилизованными народами мира.

Наряду с Фаизхановым, Насыйри Шигабетдин Марджани становится предвестником джадидизма – общественно-политического течения, проповедовавшего обновления канонов ислама. Именно просветители второй половины XIX века заложили основные реформы в преподавании в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

У Марджани было много учеников. Среди них такие выдающиеся общественные деятели, как Х. Фаизханов и М. Рамзи. Многие выпускники Марджани преподавали в Средней Азии.

2.2. Ризаэддин Фахреддин

К сожалению, труды философов, учёных, просветителей того времени изучены недостаточно. Как пишет известный исследователь творческого наследия философов-просветителей конца XVIII и XIX веков А.Н. Юзеев «Философское наследие татарского народа различных эпох можно сравнить с айсбергом: современные читатели видят лишь его малую часть, а основная – всё ещё скрывается под водой...» [Юзеев, 2001, 7].

В рассматриваемый нами период начинается формирование капиталистических отношений в Поволжье и становление национального самосознания татарского народа. Само время диктовало необходимость изменения старых форм бытия: общественных, в обучении, воспитании. Средневековые формы обучения, проникнутые схоластикой исламской религии, воспитание, построенных на религиозных канонах, общественная мысль, скованная догмами ислама уже не могли удовлетворить изменяющееся общество. Неприятие новых форм бытия грозило татарскому народу отсталостью. Поэтому само время, сама жизнь требовала реформ.

Этот период для татарского народа явился эпохой выбора. Выбора между средневековой схоластикой или светским обучением достижениям общечеловеческой культуры; между развитием промышленности, науки, ремесел и служение догмам ислама. Главным полем, на котором решался этот выбор, явилась философия и просветительство, чему в основном и посвящается настоящая работа. Появление теории Дарвина, изобретение парового двигателя, попытки людей освоить воздух, революционные шаги в химии и физике – всё это не могло не изменить самые малые народы, не могло не нанести удара по религии. Самые ортодоксальные приверженцы ислама понимали, что рациональное мышление, наука делает настоящие чудеса. И наиболее прогрессивные служители мусульманства понимали, что пришло время реформ. Самыми крупнейшими реформаторами мусульманства явились Утыз-Имяни,Курсави, Р. Фахреддин, Марджани и другие.

Особенности творчества и деятельности Р. Фахреддина.

Р. Фахретдин родился в деревне Кичучат Альметьевского района Республики Татарстан. В то время это был Бугульминский уезд Самарской губернии. Он родился в семье муллы в 1859 году. Сегодня в деревне Кичучат усилиями местных активистов-интеллигентов открыт музей.

Творческое наследие Р. Фахреддина огромно. Так, в «Эдэби сузлек» (Литературный словарь) в статье, посвященной Р. Фахреддину, простое перечисление его только изданных произведений заняло целую страницу. Специалисты говорят о том, что полное творческое наследие Р. Фахреддина могло бы насчитывать около 100 томов.

В наследии Р. Фахреддина большое количество исторических исследований, не потерявших значения и сегодня. Среди них особое место занимают «Асер» (биографии знаменитостей татарского народа) в 15 частях, «М´ш³ºр хатыннар» (Знаменитые женщины) (издается в Оренбурге в 1903 году).

Философские произведения Р. Фахреддина, в основном, переводческого характера. Например, «Имам Газали» (имя одного из первых основателей ислама как философского течения) или «Ибне Р¿шд» (о жизни и творчестве одного из крупнейших философов арабского мира Аверроэсе). Кроме того, Р. Фахретдин – автор десятков работ о социальной, политической и повседневной направленности мусульманства.

Особое место в наследии Р. Фахреддина – Казыя (иногда его называют этим именем, которое означает мусульманского судью)– занимают труды, посвященные воспитанию и просвещению. Главным трудом в этой области остается его «Насихат» (Воспитание, назидание), который был напечатан в журнале «Магариф».

Основные вехи жизни Р. Фахреддина.

После окончания медресе, с 1891 года он – казый в Уфе, с 1906 года он занимается преподавательской деятельностью в одном из прогрессивных в то время медресе «Хусаиния» (Оренбург). С 1908 по 1918 годы Р. Фахреддин становится главным редактором не менее знаменитого в татарской истории журнала «Шура». В советскую эпоху, с 1922 до самой смерти, т.е. до 1936 года, Ризаэддин Фахреддин – глава Российских и Сибирских мусульман.

Как видим, деятельность Р.Фахреддина тесно связана с исламом, с одной стороны, и с просветительством, с другой.

Основные идеи.

В области истории Р. Фахреддин проповедовал преемственность татарской культуры от булгарского наследия. В этом отношении его самое большое произведение «Асер» наполовину посвящается знаменитым личностям именно булгарского периода. Кроме того, историю татарского народа и татарской культуры Р. Фахреддин тесно связывает с исламской культурой и с исламом, в частности.

Именно через сочинения Р. Фахреддина нам стали известны имена некоторых общественных и мусульманских деятелей булгарского периода и Казанского ханства. Среди них можно упомянуть хотя бы Саиф Сараи.

В области Ислама именно Р. Фахредддин оказался первым из тех, кто считал, что религия и мусульманская нравственность должна стать основой возрождения татарской нации. В этом отношении важнейшими переводами являются «Хадисы» (Законы Ислама), в которых проповедуется нравственное назидание для татарского народа. Причем, отдельные главы посвящены воспитанию детей, поведению женщин и деятельности мужчин.

Хадисы написаны увлекательно в виде вопросов и ответов, где даются практически все правила Ислама.

В области просветительской деятельности, кроме хадисов, в творческом наследии Р. Фахреддина необходимо назвать «Насихат». Это объемное произведение призвано дать ответы на вопросы, которые встречаются в повседневной жизни. Кроме основ Ислама, в этом произведении Р. Фахреддин проповедует так называемые «традиции народной педагогики», которые стали весьма модными в последние годы.

В области Ислама и общественной деятельности Р. Фахреддин стоял на позицияхрелигиозных реформ, которые основали Утыз-Имяни, Курсави и просветители Марджани, Фаизханова и Насыйри. Р. Фахреддин призывал соединять исламское образование со светским обучением.

Особое место в общественной деятельности Р. Фахреддина занимает его редакторство в журнале «Шура». За время его работы в этом журнале, издание стало одним из важнейших изданий в татарской культуре той эпохи. Здесь печатались лучшие произведения татарских писателей. Кроме того, журнал отличался тем, что наряду с произведениями Р. Фахреддина (исламское просветительство) здесь печатались переводы западноевропейских писателей (Ф. Карими).

Можно сказать, что именно Р. Фахреддин возглавил то джадидское движение Исламе, основу которого заложили Ш. Марджании и К. Насыйри. Именно они (и Р. Фахреддин уже на практике) заложили его основу – реформы преподавания в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом передовых достижений культуры и науки.

Один из учеников Марджани и соратник Р. Фахреддин Абдаллах бин Убайдаллах вспоминал, что просветители говорили свои ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейским образцам. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремёсла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!» [Юзеев, 2001, 162].

В татарской науке и культуре XVIII - XIX веков основным явлением следует считать постепенное и болезненное освоение западноевропейской и русской культуры. Этот переход, продиктованный развивающимися капиталистическими отношениями во всех сферах общественной жизни, осознавался всеми прогрессивно мыслящими людьми того времени.

3. Развитие науки на рубеже XIX - XX веков

Центром науки в то время, конечно же, был университет. Он выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.

Казанская школа поддерживала славу Николая Ивановича Лобачевского. Признание в России и за рубежомполучили фундаментальныеисследования А.Г. Имшенецкого по интегрированию уравнений в частных производных. Ф.М. Суворов первый в России продолжил развитие неэвклидовой геометрии, исследовав инварианты римановых пространств. Основы механики неэвклидовых пространств определил А.П. Котельников.

Астроном П.С. Порецкий первый в России разработал математическую логику. И.С. Громека своими трудами заложил основы современной теории капиллярности.

Большой вклад внесли ученые университета в развитие отечественной химии. Ученик Н.Н. Зинина А.М. Бутлеров явился основоположником новой школы органической химии. Он создал теорию химического строения органических веществ, которая указали пути синтеза новых соединений. Ему удалось осуществить синтез третичных спиртов, искусственно создать сахаристое вещество, изложить начало синтезирования углеводородов. Труд А.М. Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» явился настольной книгой для многих поколений химиков.

Ученик А.М. Бутлерова В.В. Марковников, продолжая разработку структурной теории, установил закон взаимного влияния атомов, управляющий процессом становления сложных органических соединений.

Основоположником казанской школы геологов явился Н.А. Головкинский (создатель в 1885 году кафедры геологии в университете), который обосновал необходимость историко-генетического подхода к изучению геологии местного края.

Ученые Казанского университета формируется внесли большой вклад в развитие географической науки. В этом направлении много сделал видный географ-ботаник, впоследствии академик С.И. Коржинский, изучивший лесостепь как географический ланшафт.

В стенах университета формируется казанская школа медиков, основоположниками которой стали профессора Н.А. Виноградов, К.А. Арнштейн, Н.О. Ковалевский. Видный вклад в развитие медицины внес выдающийся ученый и демократ П.Ф. Лесгафт, который рассматривал анатомию в широкой связи с физиологией, патологией, гистологией и эмбриологией.

Профессор В.М. Бехтерев – основоположник экспериментальной психологии в России – занимался в Казанском университете изучением нервной деятельности человека.

Особое значение в это время приобретает изучение археологии и истории. В начале 1870-х годов в Казани, как и в других губернских центрах, был создан Статистический комитет, сыгравший наряду с другими задачами положительную роль в развитии краеведения, в том числе выявлении и изучении археологических памятников. Так, в 1874 г. представитель этого комитета Н. Вячеслав собрал и опубликовал сведения более чем по 70 булгарским городищам и другим археологическим памятникам Казанской губернии. Значительная часть этих сведений вместе с огромным числом новых данных легла в основу опубликованного в 1877 г. большого труда профессора Казанского университета С. М. Шпилевского об археологических памятниках Казанской губернии, относящихся премущественно к булгарской эпохе. Эта книга, содержащая сведения более чем по 180 археологическим памятникам, была посвящена IV Археологическому съезду, проведенному в Казани в 1877 г., и открытию при Казанском университете в 1878 г. Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ), сыгравшего определяющее значение в деле активизации археологического изучения края. Членами Общества стали как видные русские ученые и краеведы, так и выдающиеся представители татарской научной и общественной мысли К. Насыри, Ш. Марджани и др. Ш. Марджани прочитал на съезде и опубликовал в трудах съезда в 1884 г. доклад об историко-археологических памятниках Булгара и Казани, который затем был развернут в обширное двухтомное историко-археологическое сочинение (<Достоверные сведения по истории Булгара и Казани>), где содержатся многочисленные, а в ряде случаев и уникальные, сведения об отдельных археологических памятниках края. Результаты непосредственных наблюдений над археологическими памятниками правобережья Волги (б. Свияжский уезд) Казани имеются и в трудах К. Насыри.

В 80-90-х годах XIX в. члены ОАИЭ развернули довольно широкие работы по выявлению и изучению археологических памятников края почти всех археологических периодов, а также приступили к созданию и первых археологических карт. Так, А.Ф.Лихачевым, Н. Ф. Высоцким и особенно основоположником геологической школы в Казани профессором А. А. Штукенбергом были открыты и изучены преимущественно в окрестностях Казани, низовье Свияги и приустьевой части Камы десятки стоянок эпохи неолита и особенно бронзы, получившие впоследствии название приказанских. П.А.Пономаревым, Ф.Д.Нефедовым и др. были открыты и частично изучены не только новые могильники, но и целый ряд поселений - городищ ананьинской эпохи в Нижнем Прикамье. И.А.Износков, М.Б.Заитов, В.М.Нохратский, П.А.Пономарев, Е.Т.Соловьев, В. А. Казаринов и др. посещают и изучают как ранее известные булгарские городища - Болгарское, Билярское, так и открывают много новых, например, Кашанское, Чаллынское, Кирменское, Кирельское и другие. Интересные работы по выявлению и изучению кладов булгаро-татарских монет проводит В.К.Савельев.

К последней четверти XIX в. относится активная деятельность казанских коллекционеров, приведшая к открытию ряда новых археологических памятников и к созданию значительных археологических собраний. Крупнейшими краеведами и коллекционерами в Казани были А.Ф.Лихачев, В.И.Заусайлов, Э.Д.Пельцам и Н.Ф.Высоцкий. Впоследствии коллекции А. Ф. Лихачева и Н. Ф. Высоцкого легли в основу археологических коллекций Казанского городского музея (ныне Государственный объединенный музей Республики Татарстан); коллекция Э. Д. Пельцама была куплена Историческим музеем Москвы (ныне Государственный исторический музей); огромная коллекция, собранная казанским купцом В. И. Заусайловым и насчитывающая более II тысяч предметов, собранных в основном с территории современного Татарстана, была куплена и увезена в 1909 г. финским ученым А.М. Тальгреном в Национальный музей Финляндии. Значительные коллекции были сосредоточены и в музее Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете-они легли в основу коллекций Археологического музея университета. К самому концу XIX- началу XX веков относится посещение и изучение ряда археологических памятников края выдающимся русским и советским археологом А. А. Спицыным. Им изучаются ананьинские и булгарские древности и открываются памятники новой археологической культуры, получившей название пьяноборской. К началу XX в. относится деятельность татарского учителя Г. Ахмарова, открывшего ряд интересных археологических памятников по Свияге и правильно определившего местонахождение исторически известного булгарского города Сувара. В это же время плодотворными были работы профессора Н.Ф.Катанова, особенно в области булгаро-татарской эпиграфии и нумизматики.

На рубеже XIX-XX вв. археологические памятники края начинают привлекать внимание и зарубежных ученых, прежде всего финских. Так, известны работы финского ученого И.Аспелина и французского исследователя И.Байе в области изучения Ананьинского могильника. В конце 80-х годов XIX в. финский этнограф и археолог А.Хейкель посетил Булгарское и Билярское городища, где собрал небольшую коллекцию, хранящуюся ныне в Национальном музее Финляндии. Но особенно много и плодотворно в области изучения археологии края работал крупнейший финский и европейский археолог А.М.Тальгрен, который неоднократно бывал в Казани, в 1905, 1909 и 1915 гг. совершал археологические поездки по краю и посвятил ряд работ характеристике ее археологических памятников. В 1910-1916 гг. и со стороны казанских ученых возобновляются археологические исследования отдельных, наиболее видных археологических памятников края. Так, в 1915-1917 гг. П.А.Пономаревым и М. Г. Худяковым ведутся раскопки в Билярске и его окрестностях, а в 1914-1916 гг. В. Ф. Смолин, С. И. Покровский, М. Г. Худяков, Б. Е. Крелленберг проводят археологические раскопки на территории Болгарского городища. Так завершается дореволюционный период, характеризующийся началом археологического изучения края.

Новая эпоха в выявлении, изучении и охране памятников археологии начинается после Октябрьской революции, когда самым первыми декретами Советской власти за подписью В.И. Ленина памятники истории и культуры, в том числе и памятники археологии, были объявлены народным и государственным достоянием.

В самый суровый год гражданской войны, в 1919, в Казани открывается Северо-восточный археологический институт, переросший затем в Восточный педагогический институт. В 20-е годы разворачивается деятельность научного общества Татароведения возглавляемого Г. Ибрагимовым. Продолжается деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете и Казанского городского музея. В журналах и научных трудах этих обществ и учреждений - <Известия ОАИЭ>, <Казанский музейный вестник>, <Вестник> и <Труды научного общества Татароведения>, <Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников Татарии> - в эти годы публикуются интересные сведения об археологических памятниках Татарстана, их исследовании, охране и т. п. Таковы статьи А. М. Тальгрена о Казанском и Айшинском могильниках, М. Г. Худякова о памятниках Казанского ханства, Ананьинском, II Маклашеевском и Пьяноборском могильниках, В.Ф.Смолина о Болгарах, Биляре и общий очерк об археологии Татарстана. Здесь же с интересными заметками об эпиграфических памятниках и кладах золотоордынских монет, найденных в пределах Татарстана, выступают Али-Рахим и А.В. Васильев.

Подытоживая можно сказать, что развитие науки в Республике Татарстан на рубеже веков было невероятным. Казань как столица губернии являлась основным ядром татарской философско-просветительской мысли, и в то же время была одним из самых крупных научных центров России.


Заключение

После реформы 1861 года Россия быстро пошла по пути капиталистического развития. Прокладывались железные дороги, росли старые и создавались новые промышленные центры, увеличивалось речное судоходство.

Капитализм вызвал рост городов, которые в этот период в наибольшей степени воплощали в себе черты буржуазных социально-экономических отношений.

На рубеже веков в татарском обществе складываются капиталистические отношения, развивается производство. Эпоха невероятных открытий в области науки и техники. Появление теории Дарвина, изобретение парового двигателя, попытки людей освоить воздух, революционные шаги в химии и физике – всё это не могло не изменить самые малые народы.

В это время наука, а вместе в тем, и просвещение делают невероятный шаг вперед. Для татарского общества этот шаг был особенно ощутимым.

В национальном образовании приходилось выбирать между схоластическими и новометодными школами. В настоящее время также происходит спор между теми, кто пытается в полной мере оставить русскоязычную (европейскую) методику преподавания в татарских гимназиях и теми, кто пытается вернуть утраченные дореволюционные традиции образования в татарском обществе.

Татарская философская мысль рубежа XIX-XX веков также претерпевала огромные изменения. Наряду с такими философами, как Ш. Марджани, который пытался сочетать исламизированную школу с новометодными, появились просветители, полностью ориентированные на европейской образование (Каюм Насыйри).

В области науки Республика Татарстан и, в частности, Казань становится центром не только в Волжско-Камском регионе, но и одним из крупнейших центров России. Имена А.М. Бутлерова, М.И. Менделеева, В.В. Марковникова, Н.И. Бехтерева известны на весь мир.

В целом, можно сказать, что Татарстан на рубеже XIX - XX веков становится не только крупным индустриальным и промышленным центром, но и становится ареной столкновения восточных мотивов и европейского влияния.

Использованная литература

Бикмухаметов Р.Р. Проблема этногенеза татарского народа в творчестве Шигабетдина Марджани и Ризы Фахрутдинова. – Казань: Мастер Лайн, 1998. – 82 с.

История Казани. Книга первая. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. – 352 с.

Мухаметшин Р.М. Идейное наследие Шигабетдина Марджани в контексте религиозного обновления татарского общества // Ш. Марджани: наследие и современность. – Казань: Мастер Лайн, 1998. – С. 160-165.

Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 191 с.

Фахреддин Ризаэддин. – Казань, Альметьевск: Рухият, 1999. – 180 с.

Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с.


Мухаметшин Р.М. Идейное наследие Шигабетдина Марджани в контексте религиозного обновления татарского общества // Ш. Марджани: наследие и современность. – Казань: Мастер Лайн, 1998. – С. 160-165.

Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Просвещение

"Культурный ренессанс" затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1859 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Кроме того, накануне первой мировой войны еще 2 млн. человек посещало церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.

Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 90-х годов XIX в. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, к 1914 г. расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии лишь в 1,5 раза.

В конце XIX – начале XX вв. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (с 26,5 млн. до 53 млн. человек). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5–6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создания в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907–1914 гг. вырос в 6 раз.

Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.

Развивалась система профессиональных – горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. – свыше 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. – свыше 250). Для обеспечения всеобщего начального обучения получило развитие педагогическое образование. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).

Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т. д. Создавались новые вузы, прежде всего, технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135, в которых обучалось 127 тыс. студентов. После революции 1905–1907 гг. возникали не только государственные, но и «народные» вузы, создававшиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.).

В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.

Внешкольное народное просвещение охватило широкие слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано более 1 тысячи культурно-просветительских обществ и народных домов. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905–1907 гг. в 5 раз (1914 г. – свыше 75 тыс.).

Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы (товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и др.) выпускали дешевые книжные серии. После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100. Некоторые популярные журналы издавались более чем стотысячными тиражами (например, «Нива», которую читали все слои населения, выходила тиражом около 250 тыс. экземпляров).



Наука

В начале XX в. в России продолжался подъем естественных и технических наук. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский – геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии, И.П. Павлов – физиолог, Нобелевский лауреат (1904), И.И. Мечников – иммунолог, также получивший Нобелевскую премию (1908), «отец» космонавтики К.Э. Циолковский и др. Начало XX в., особенно годы Первой мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Началось самолето- и автомобилестроение. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского – «Илья Муромец», пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.



Гуманитарные науки традиционно играли большую роль в отечественной науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем более они вызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившемся в условиях социально-политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и прочими концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от РСДРП до Союза русского народа.

В философии того периода отчетливо проявились две тенденции : в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова получил развитие материализм, сочетавший позитивизм и революционные идеи и одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления. В сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), трудах Я. А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского развитие идей В.С. Соловьева и В.В. Розанова о «новом религиозном сознании» сочеталось с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.

Историческая наука обогатилась трудами О.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.

Получили значительное развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).

Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX – начале XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно-технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов

Литература

В конце XIX – начале XX вв. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины XIX в. – критического реализма . Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А.М. Пешков), Дм. Н. Мамин-Сибиряк и др.

Но и стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву. Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей, В.С. Соловьева и Д.С. Мережковского, о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму . Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами, К.Д. Бальмонтом, А. Белым (Б.Н. Бугаев), А.А. Блоком, оперируя многозначными понятиями-символами, пытались вычленить в окружающей реальности признаки «истинного глубинного мира». Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как «серебряный век русской поэзии», наступивший после длительного господства социальной прозы.

Другое модернистское направление – акмеизм – явился реакцией на символизм. Н. С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.

В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников «искусства будущего» – футуристов. В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, И. Северянин, В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом «Пощечина общественному вкусу», где призывали на основе абсолютной свободы «творить не искусство, творить реальность».

Просвещение в России конца 19-начала 20 века

В конце XIX - начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингент учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всœеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной областью реформирования стала частная школа.Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: "Русская школа", "Вестник воспитания", "Образование" и др.Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во всœе более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем.Появляется значительное число новой литературы по вопросам педагогики: труды В.П. Вахтерова, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и многих других ученых. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всœем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России.Школа и педагогика России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907 и 1917 гᴦ., русско-японская война, первая мировая война). Это наложило глубокий отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др.

Просвещение в России конца 19-начала 20 века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Просвещение в России конца 19-начала 20 века" 2017, 2018.

Просвещение и печать в России на рубеже веков
Система образования в России рубежа XIX -и просвещение XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища, среднюю, классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе8 лет) составляли в среднем 38-39%.
В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. Министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы,однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получилираспространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта, Психоневрологический институт В.М.Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908-18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л.Шанявского (1837-1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лицаобоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

Дальнейшее развитие вначале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н.Прянишникова, 1908 и др. Наконец, право женщин навысшее образование было признано юридически 1911.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых - рабочие курсы, например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые как И.М.Сеченов, В.И.Пичета и др., просветительские рабочие общества и народные дома - своеобразные клубы с библиотекой, актовымзалом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С.В.Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 - более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916)к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров.

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.

Крупнейшие книгоиздатели А.С.Суворин в Петербурге и И.Д.Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека длясамообразования» Сытина). В 1989 - 1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М.Горький.

Наука России в эпоху «серебряного века»

На рубеже XIX - XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е.Жуковский - основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара,открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. К.Э.Циолковский разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро - и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и...