Целесообразность и необходимость государственных образовательных стандартов. Сравнительная характеристика стандартов основного общего образования нового и старого поколения

ВНЕДРЕНИЕ ФГОС КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития качества образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании». В этой связи образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы .

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Обязательное введение ФГОС в соответствии с ФЗ «Об образовании» начинается 1 сентября 2011 года, а постепенный переход на новые стандарты в годах является одним из ключевых положений президентской инициативы «Наша новая школа», обеспечивающей преемственность основных направлений Концепции модернизации российского образования, реализация которой завершается в этом году.

По замыслу разработчиков национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Акцент делается на овладение школьниками способами и технологиями, которые пригодятся им в будущем.

Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС нового поколения, должны стать:


· формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

· воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

· индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Введение нового стандарта общего образования привнесёт в образование целый ряд давно обсуждаемых новаций, обеспечив на системном уровне их согласованное и позитивное воздействие на учебный процесс, образовательный и воспитательный результат. Среди таких новаций: внедрение различных форм организации учебной деятельности учащихся; возможность организации деятельности учащихся по интересам во второй половине дня; использование различных видов оценивания достижений учащихся; увеличение доли вариативной части учебного плана.

Новый образовательный стандарт обеспечивает разблокирование основных тревог, существующих в обществе вокруг развития образования:

· образование не станет платным – в стандарт включены гарантии и механизмы обеспечения права на бесплатное образование;

· стандарт впервые закрепит медицинские и санитарно – гигиенические ограничения для нагрузок;

· стандарт основан на вариативном подходе к выбору программ и учебников.

Стратегическая цель развития российского образования заключается сегодня в обновлении его содержания и, главное, в достижении нового качества. Ставится задача ориентации всей системы образования на новые образовательные результаты, которые связаны с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Создать условия для достижения этих целей и призваны образовательные стандарты второго поколения.

· поддержка и развитие творческого потенциала педагога;

· развитие социальных связей школы с семьёй, учреждениями социальной сферы, культуры и здравоохранения, различными общественными организациями.

Стандарты нового поколения могут и должны помочь российской системе образования внести свой вклад в развитие страны по инновационному сценарию через формирование качественного и конкурентоспособного человеческого капитала. Есть хороший принцип: «Делай что должно, и будь что будет». Давайте будем придерживаться этого принципа, реализовывать стандарты нового поколения и продолжать верить в лучшее.


Стандарт второго поколения в начальной школе

Образовательный стандарт – это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения. Автор статьи знакомит с концепцией нового федерального государственного стандарта , дает рекомендации по изучению материалов и документов, обеспечивающих его реализацию.

Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. До конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты образования не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. Именно поэтому, в преддверии введения стандартов второго поколения в начальной школе, интересен международный опыт решения этой задачи.

Значительный опыт накоплен в этом плане в США: в 1984 г., после публикации доклада министерства образования США "Нация реагирует: новейшие меры по усовершенствованию системы образования", началось реформирование государственной образовательной системы: появились стандарты и тесты. А дискуссии не затихают до сих пор. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира. В публикации "Спасут ли образование государственные стандарты" Д. Майер, профессора педагогического факультета Нью-Йоркского университета, директора школы в Бостоне, видного международного ученого, говорится о том, что более 25 лет реформирования американской школы не решили всех ее проблем.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников . Стандарт образования – это один из основных элементов модернизации российского образования. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название "Три Т". Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:

условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

результатам освоения основных образовательных программ.

В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

сохранение единства образовательного пространства России;

равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;

преемственность ступеней общего образования.

При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Остановимся на некоторых содержательных аспектах предлагаемой концепции, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования" (далее – Требования). Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности .

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу .

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Процесс знакомства руководителей и учителей начальной школы с материалами стандарта, очевидно, будет сопровождаться массовым повышением квалификации педагогических кадров в региональных институтах повышения квалификации и методических службах. Однако положительный результат от любых организованных форм освоения стандартов через курсы и семинары возможен при предварительном личном ознакомлении педагогов с материалами разработок. Это утверждение базируется, с одной стороны, на тщательном изучении представленных материалов по стандартизации , а с другой – на многолетнем опыте работы в системе дополнительного педагогического образования. Концепцию стандартов с приложениями каждый из работников начальной школы обязан изучить лично. В приложении представлен перечень проектов документов и материалов, обеспечивающих реализацию стандарта. Это тот самый случай, когда все должны вспомнить о необходимости самообразования. Может быть, не все при этом будет понятно, что-то вызовет необходимость обсудить проблему с коллегами в режиме "круглого стола " или на заседании (или цикле заседаний) школьного методического объединения учителей начальной школы.

Важна также работа с родителями, ведь в начальной школе они почти всегда стараются помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуют в их образовательной деятельности. Сейчас такая практика может больше навредить, чем помочь учителю, так как изменились не только требования к образовательному процессу, но и само содержание образования.

Приложение

Перечень проектов документов и материалов,

обеспечивающих реализацию Стандарта

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора. Рекомендации.

Риски введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Аналитический обзор.

Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (основные подходы).

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Планируемые результаты начального общего образования.

Базисный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Примерная программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли".

Примерные программы начального общего образования.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования.

В российском образовании понятие "стандарт образования" впервые появилось в начале 90-х гг. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов первого поколения, над которыми работали ученые и практики, выстраивая цепочку норм, правил, упорядочивающих содержание образования.

Способности мотивированной компетентной личности:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования определяют:

соотношение части основной образовательной программы начального общего образования, обязательной для реализации в образовательном учреждении, выраженной в количестве учебных занятий, и части, формируемой участниками образовательного процесса;

cостав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

3) учебный план;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе Примерной основной образовательной программы.

Третья позиция : результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Это возможно лишь при объединении усилий учителей разных предметов.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Четвёртая позиция : в школе должны быть созданы кадровые, финансовые, материально – технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности ;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий , а также современных механизмов финансирования.

Пятая позиция : чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Предусматривается независимая проверка знаний школьников, в том числе при переходе из четвёртого в пятый и из девятого в десятый классы. Кроме того, вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика и его компетентностей и способностей.

Шестая позиция : правовое поле введения образовательных стандартов. Конкретные образовательные программы, которые в каждом образовательном учреждении реализуются согласно статье 114 пункта 5 Закона «Об образовании» на основе Примерных основных образовательных программ, должны обеспечить достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Посредством федеральных государственных образовательных стандартов в сфере образования реализуются основные направления государственной политики:

1) создание условий равных возможностей осуществления права граждан на образование;

2) взаимное согласие личности (семьи), общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов (Стандарт как общественный договор) ;

3) достижение нового качества общего образования в РФ, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру;

4) гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе;

5) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства;

6) обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда;

7) баланс взаимообязательств и баланс требований в области госстандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования;

8) государственный контроль и ответственность за полноценность образования , получаемого гражданином в пределах государственных образовательных стандартов.

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновные идополнительные. Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ , утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы , в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы , в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение , в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы - список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.



Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания


1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., старший преподаватель ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"

– Ты хочешь быть счастливым, богатым и удачливым?
– Естественно.
– А тебя учили этому в школе?
– Нет.
– Тогда зачем ты туда ходил?
– Так надо, все туда ходят…
Анекдот.

Анотация: В статье представлена актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Перечислены недостатки старого формата образования и преимущества нового стандарта второго поколения.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, основная школа, школьник, учитель и др.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения, который в последствии получил название «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования».

Как утверждают авторы стандарта, он является одним из ключевых элементов модернизации российской школы. Однако в процессе введения и реализации ФГОС основного общего образования у практикующих учителей и администрации образовательных организаций возникает чувство недоверия к новому стандарту, поскольку работники системы образования не всегда понимают актуальность стандарта второго поколения.

В данной статье представлена попытка показать актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, сделана попытка развеять недоверие учителей и администрации относительного введения нового стандарта.

Недоверие работников образования вполне понятно. По мере освоения стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появляется немало новых терминов и понятий – основная образовательная программа, планируемые результаты, универсальные учебные действия, проект, проектная деятельность, портфолио, технологическая карта, рефлексия и др.

Данные нововведения, безусловно, пугают педагогическую общественность.

Однако главная мысль, которую пытается донести стандарт нового поколения заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда» .

Мысль, представленная в стандарте весьма актуальна. Образование старого формата во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не все умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Действительно, не обижая более взрослое поколение, стоит сказать, что они до сих пор помнят материал из школьной программы, однако боятся осваивать новую технику, им тяжело выступать на публике, они не всегда умеют грамотно вести дискуссию, решать конфликтные ситуации и т.д.

Горькая правда заключается еще и в том, что 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применима в жизни. В связи с этим, многие знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. Ситуация отягчается еще и тем, что важные знания, умения, навыки для жизни ребенок получает не в процессе обучения, которому посвящает более 60 % своего времени, а на переменах, на улице, в семье и т.д. Однако ребенок не всегда получает положительный опыт, если речь идет о неблагополучных районах города, неблагополучных компаниях, неблагополучных семьях...

Усугубляет ситуацию и снижение познавательной активности современного школьника. В последнее десятилетие возраст потери познавательной активности упал до 10–11 лет и продолжает неуклонно снижаться. В связи с произошедшими негативными явлениями, стоит сделать вывод о целесообразности введения новых стандартов, которые, возможно, позволят повысить познавательную активность обучающихся.

Актуальность введения стандартов нового поколения заключается еще и в так называемом «парадоксе отличника». Практика показывает, что нынешний отличник не способен «выжить» в реальном мире. Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее взрослого, значительно более зависимого человека. Тогда как «двоечники», напротив, добиваются в жизни чаще большего только за счет развитых у них коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и многое другое.

Множество уважаемых людей во всем мире не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в их жизни. К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Данная мысль ни в коем случае, не компрометирует основное общее образование, однако предлагает передвинуть акценты в образовании.

Таким образом, можно сделать вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей образования и путях их реализации. Нужно понимать, что Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, однако акцент передвигается с привычных результатов образования (предметных) на развитие личностных и метапредметных результатов.

Под личностными результатами образовательной деятельности в стандарте понимают систему ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе .

К личностным результатом принято относить такие характеристики как: самоопределение, мотивация к учебной деятельности, любовь к семье, нравственно-эстетическое оценивание, патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [там же]. Другими словами, метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., т.е. «делать», а не «знать».

К видам УУД принято относить:
̶ познавательные УУД (умение добывать, преобразовывать и представлять информацию и др.);
̶ регулятивные УУД (умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат и др.);
̶ коммуникативные УУД (умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща и др.).

Конечно, нововведения, которые пришли в систему образования, заставляют иначе взглянуть на многие привычные понятия, такие как учитель, учебная деятельность, учебная задача, учебные действия и т.д.

Современный учитель – не источник знаний, как это было раньше, современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер.

Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам.

Учебная деятельность рассматривается как самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Ключевое понятие данного определение – это понятие «самостоятельная деятельность».

Поскольку учебная деятельность понимается как самостоятельная деятельность ученика, то учебная задача отныне будет представляться не как цель, которую ставит учитель, а как цель, которую перед собой ставит ученик.

В свою очередь, под понятием «учебные действия» будут понимать алгоритм, которые построил ученик для самостоятельного выполнения задания.

Нововведения системы образования вводит в активный оборот и такие понятия как «самоконтроль» и «самооценка» . Как предполагает стандарт, для успешной учебной деятельности, школьники должны уметь определять качество выполнения своей работы, степень соответствия результатов деятельности эталону и осуществлять рефлексию.

В заключение хотелось бы задать риторический вопрос, который позволит еще раз акцентировать внимание на актуальности введения нового стандарта: «Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен – знание предметов или сформированность универсальных учебных действий, которые позволят ребенку успешно социализироваться и самостоятельно освоить любой учебный предмет?».

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230. – Загл. с экрана.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

Описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования. В период активного поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ.

Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования - важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.

Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Таким образом, создаются предпосылки для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. При этом открытая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего развития.

Такой подход к содержанию общего образования в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника.

Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования складывались стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников и были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом.

Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.

Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. Общая структура содержания образования определялась типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.