Программа кружка «Юный информатик» для детей подготовительной к школе группы. Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий Программы по информатике для дошкольников сравнительные таблицы

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.

В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Решением данной проблемы является создание компьютерных классов на базе дошкольных образовательных учреждений. Так, в Государственном образовательном учреждении детском саде №2631, в котором я работаю, был создан компьютерный класс. Укомплектован класс современным оборудованием: 14 портативных компьютера Apple МасВоок (рабочие места учеников), моноблок Kraftway (рабочее место учителя), 5 графических планшетов, проектор и экран.

Программа занятий для средней и подготовительной групп была составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы: А.В. Горячев, Н.В. Ключ). Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь). “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера. Я с удовольствием использую эту программу в своей работе.

По этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров. Я использую интеграцию: мы занимаемся и по рабочим тетрадям, и на компьютерах. Для каждой темы моего планирования я подбираю задания из различных обучающих компьютерных программ (-) согласно возраста детей.

Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю (для средней группы) и 2 раза в неделю (для подготовительной группы), в компьютерном классе с использованием тетради А. В. Горячева и компьютерной поддержки. Продолжительность занятий – 20 минут (средняя группа),30 минут (подготовительная группа). Время работы детей за компьютерами – 10 минут.

В результате изучения данного курса дети будут:

знать :

  • названия и функции основных частей компьютера;
  • технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
  • понятие истинного и ложного высказывания;
  • понятие симметрии;

уметь :

  • использовать в работе клавиатуру и мышь;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • называть части компьютера;
  • определять истинные и ложные высказывания;
  • сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
  • находить закономерности в изображении предметов;
  • соотносить элементы двух множеств по признаку;
  • составлять целое из частей;
  • составлять симметричный узор;
  • расставлять предметы в определенной последовательности;
  • объединять множества.

Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для средней группы)

Месяц Название занятия Программное содержимое
сентябрь 1. Сравнение предметов по свойству
2. Сравнение предметов по свойству Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им, формирование умения устанавливать последовательность событий.
3. Подготовка к знакомству с отрицанием Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством.
4. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”
октябрь 5. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
6.Отрицание по аналогии.
7. Отрицание по аналогии.
8. Поиск закономерностей.
9. Поиск закономерностей. Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
ноябрь 10. Описание последовательности действий.
11. Описание последовательности действий.
12. Функции предметов. Знакомство с функцией предмета.
декабрь 13. Функции предметов. Умение сравнивать объекты по названному признаку.
14. Логическая операция “и”.
15. Обобщение по признаку.
16. Обобщение по признаку.
17. Выделение главных свойств предметов.
январь 18. Выделение главных свойств предметов. Умение подбирать иллюстрации, обозначающие объединении множеств.
19. Закономерность в расположении фигур и предметов.
20. Упорядочение серии предметов по разным признакам.
21. Упорядочение серии предметов по разным признакам. Развитие памяти и воображения. Подготовка к знакомству с отрицанием.
февраль 22. Последовательность событий.
23. Последовательность событий. Умение расставлять события в правильной последовательности. Знакомство с отрицанием.
24.Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение). Умение составлять истинные высказывания на тему “Мой дом” и строить на их основе ложные высказывания.
25. Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение). Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. Продолжение знакомства с функцией (действием).
март 26. Упражнения на развитие воображения. Умение выявлять и продолжать закономерность в расположении предметов. Развитие воображения.
27. Упражнения на развитие воображения. Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества одного и того же предмета.
28. Части-целое.
29. Части-целое. Умение разделять действие – целое на действия – части.
30.Сравнение объектов. Отличия.
апрель 31. Сравнение объектов. Отличия. Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
32. Объединение множеств, задаваемых свойством.
33. Объединение множеств, задаваемых свойством. Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
34.Простейшие алгоритмы расстановки.
май 35. Простейшие алгоритмы расстановки. Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.
36. Повторение темы “упорядочение” Умение продолжить заданную закономерность.
37. Повторение темы “последовательность действий”. Умение выполнять последовательность движений.
38. Повторение темы “логические операции” Умение определять истинность и ложность высказываний.

Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для подготовительной группы)

Месяц Название занятия Программное содержимое
сентябрь 1. Знакомство с компьютером. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Техника безопасности.
2. Знакомство с компьютером. Устройство. Знакомство с компьютером, его устройством.
3. Рабочий стол.
4. Рабочий стол. Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект.
5. Сравнение предметов по свойству Знакомство со свойствами (“мягкое”, “сладкое”).
6. Сравнение предметов по свойству Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им.
7. Манипулятор “мышь”
8. Манипулятор “мышь” Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.
октябрь 9. Подготовка к знакомству с отрицанием Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством. Умение выделять главные свойства.
10. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
11. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
12.Отрицание по аналогии. Умение формулировать отрицание по аналогии.
13. Клавиатура
14. Клавиатура Знакомство с основными клавишами, их назначением.
15. Отрицание по аналогии. Выполнение перечисляемой последовательности действий.
16. Поиск закономерностей. Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
17. Поиск закономерностей. Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
18. Подмножества с общим свойством. Знакомство с объединением множеств.
ноябрь 19. Часть и целое. Умение различать части и целое.
20. Описание последовательности действий. Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству.
21. Описание последовательности действий. Самостоятельное описание своих действий.
22. Функции (назначение) предметов.
23. Функции (назначение) предметов. Знакомство с функцией предмета. Умение сравнивать объекты по названному признаку.
24. Логическая операция “и”. Знакомство с логической операцией “и”.
25. Обобщение по признаку. Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”.
26. Обобщение по признаку. Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством.
декабрь 27. Выделение главных свойств предметов. Закрепление умения выделять свойства предметов.
28. Выделение главных свойств предметов. Умение делить группу предметных картинок на множества.
29-30. Разбиение множества на подмножества. Умение называть объединение множества. Умение выделять главные свойства.
31. Повторение тем о свойствах.
32. Повторение тем о свойствах. Закрепление понятия свойства.
33-34. Повторение тем об обобщении по признакам. Закрепление понятия обобщение по признакам.
35-36. Графический редактор. Знакомство с графическим редактором, панель инструментов и задач.
январь 37-38. Вложенность множества предметов с общими свойствами. Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые – к родовому.
39. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
40-41. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков. Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.
42. Подготовка к введению понятия “алгоритм”. Познакомиться с алгоритмом игры. Умение сравнивать геометрические фигуры.
43-44. Закономерность в расположении фигур и предметов. Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.
февраль 45-46. Логическая операция “и”. Умение называть как можно больше свойств и признаков одного объекта.
47-48. Упорядочение серии предметов по разным признакам. Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке.
49-50. Последовательность событий. Умение расставлять события в правильной последовательности.
51-52. Расстановки и перестановки. Умение строить высказывания, отрицающие данные высказывания.
март 53-54.Знакомство с текстовым редактором. Знакомство с текстовым редактором. Панель инструментов, клавиатура.
55. Задачи-шутки Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок.
56. Упражнения на развитие воображения. Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества.
57. Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Закрепление понятий упорядочение, последовательность действий.
58. Повторение темы: логические операции. Закрепление понятия логические операции.
59-60. Части-целое. Умение разделять действие – целое на действия – части.
апрель 61.Сравнение объектов. Отличия. Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
62-63. Сравнение объектов. Отличия. Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
64. Объединение множеств, задаваемых свойством. Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
65. Объединение множеств, задаваемых свойством. Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
66-67. Вложенность множеств. Умение выделять этапы заданного действия.
68. Элементы кодирования.
май 69. Элементы кодирования. Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.
70-71.Простейшие алгоритмы расстановки. Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.
72-73. Функции (назначение) предметов Умение называть предметы, выполняющие некоторую функцию.
74. Отображение множеств.
75. Выделение свойств Умения выявлять и изображать свойства группы предметов.
76. Повторение темы (простейшие алгоритмы расстановки). Умение анализировать простейшие алгоритмы.

Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.

Список литературы

  1. Волошина О.В . Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
  2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
  3. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
  4. Горячев А.В., Ключ Н.В . Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  6. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997

Компьютерные обучающие программы

  1. Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.
  2. Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.
  3. Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.
  4. “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.
  5. Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”

Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе. Программа расчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад №11 «Колосок»

Программа

дополнительного образования

«Информатика для дошколят».

Срок реализации программы - 1 год.

Возраст детей 6 - 7 лет.

Составил:

воспитатель МАДОУ

д/с №11 «Колосок»

Ярцева Ольга Анатольевна

г. Валдай 2012 год

Пояснительная записка.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Задача современного образования - формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.

Данная программа направлена на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

  1. развитию мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти;
  2. формированию способов действий: обобщения, классификации;
  3. проявлению творческой инициативы, интуиции.

Эта программа составлена для подготовительной группы на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ). Использовались пособия: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь), а так же компьютерные обучающие программы:

1. Серия дисков “Супердетки”

2. Серия дисков “Несерьезные уроки”

3. “Мир информатики”, энциклопедия “Кирилл и Мефодий”

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание явится эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель: развитие интеллектуальных способностей , формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями информатики;
  2. формировать понятия и способы информационной деятельности;
  3. создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе;
  4. расширить представление об окружающем мире;
  5. развивать интеллект, творческие способности ребёнка;
  6. развивать ассоциативное, образное, пространственное и логическое мышление;
  7. воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:

  1. словесные (беседа, рассказ, загадки, вопросы, объяснение);
  2. наглядные (таблицы, презентации, рисунки, карточки, тетради, способы действия);
  3. практические (упражнение, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям);
  4. игровые (дидактическая игра);
  5. проектирование (проект);
  6. исследовательский метод;
  7. контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение творческих заданий.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

  1. индивидуальная самостоятельная работа учащихся;
  2. групповые формы работы;
  3. фронтальные;
  4. самооценка выполненной работы;
  5. дидактическая игра.

Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Длительность одного занятия - 30 минут. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать. Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; должны проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. После каждого занятия проводится проветривание помещения и влажная уборка.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

Что такое информатика?

Сравнение предметов по свойству

Веселые дидактические игры.

Сравнение предметов по форме и величине.

Сравнение предметов по свойствам

Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь»

Поиск закономерностей

Часть и целое

Описание последовательности действий

Сравнение и выделение главного.

Симметрия по образцу

Логические операции

Разбиение множеств на подмножества с общими свойствами

Обобщение по признаку

Вложенность множеств предметов с общими свойствами

Введение понятия «алгоритм»

Закономерность в расположении фигур и предметов

Увлекательные словесные игры.

Последовательность событий

Задачи - шутки

Упражнения на развитие воображения

Компьютерные игры

Отличия

Объединение множеств

Элементы кодирования

Исправление ошибок.

Простейшие алгоритмы расстановки

Назначение предметов

Отображение множеств

Построение лабиринтов

Заключительное обобщающее занятие

Итого:

Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне - справляется с помощью взрослого, а на высоком - выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

Ожидаемые результаты работы:

дети должны знать :

  1. принципы построения закономерностей, предметов, явлений;
  2. принципы строения лабиринтов;
  3. понятие истинного и ложного высказывания;
  4. понятие симметрии;
  5. названия геометрических фигур и их свойства;
  6. принцип составления алгоритма действий.

должны уметь :

  1. находить лишний предмет в группе однородных;
  2. предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  3. выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;
  4. находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов);
  5. разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;
  6. отличать заведомо ложные фразы;
  7. составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Абрамов С.А., Зима Е.В. «Начала информатики» - М., 1989г.
  2. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» - М., 2002г.
  3. Венгер А.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М., 2001г.
  4. Горячев А.В. «Все по полочкам» программа по информатике для дошкольников - М., 2002г.
  5. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам: пособие для дошкольников 5- 6 лет» - М., 2008г.
  6. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М., 2004г.
  7. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада» - М., 1999г.
  8. Никитин Б.П. «Развивающие игры» - М., 1994г.
  9. Русакова О.Л. «Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками» - М., 2004г.
  10. Релин Г.С. Информатизация образования. - М., 2005г.
  11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 178-020), рег. №3997

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, станет отличной помощницей в развития детей: внимания; памяти; мышления; речи; личности; навыков учебной деятельности. Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Программа кружковой работы по подготовке детей к школе «Информатика для дошкольников» разработана в соответствии с действующим приказом от 17.10.2013 № 1155 Минобразования РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данная программа кружковой работы реализуется с детьми 6-7 лет. Данная программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской.

Цель: оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях развитие логического мышления, внимания, памяти и познавательной активности

Задачи:

  • развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
  • развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
  • развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
  • развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;
  • развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия;
  • развитие познавательной активности, самоконтроля;
  • активизация словаря;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • создание положительного эмоционального фона;
  • помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями мультимедийных разработок, как основные для освоения межличностной коммуникации;
  • воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

Организация работы и её содержание. Работа с интерактивной доской происходит при первостепенной роли воспитателя по принципу тройственного взаимодействия: воспитатель - интерактивная доска - ребенок. Срок реализации программы кружка «Информатика для дошкольников» - 1 год (для детей 6-7 лет). Занятия кружка начинаются с 1 сентября и заканчивается 25 мая. Программа рассчитана на 36 занятий (1 в неделю). Длительность образовательной деятельности 20 минут.

Занятия носят итоговый характер по разделам общеобразовательной программы учреждения «Речевое развитие», «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Математическое развитие», «Изобразительная деятельность».

Методы и приемы : игровые, экспериментирование, моделирование, воссоздание, преобразование.

Ожидаемые результаты: В результате проведения занятий дети будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

; . находить ошибки в неправильной последовательности простых действий.

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить похожее у разных предметов;
  • научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов. . переносить свойства одного предмета на другие.

Данная программа предназначена для занятий информатикой с дошкольниками в качестве дополнительного образования. Материал дается блоками, позволяющими дать основные информационные понятия: Классификация, сравнкние, объединение множеств. Данные операции закрепляются с помощью компьютерных игр, так как у нас в детском саду есть компьютерный класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Алые паруса» Московской области города Подольска

Рабочая программа

дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5-7 лет

2013-2014 учебный год

Преподаватель информатики

Полякова Галина Витальевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

У истоков информатизации дошкольного образования стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им. Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившихся позднее в 1990 г. В независимую Ассоциацию «Компьютер и детство». Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики.

В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини - информатике». На ступени дошкольного образования необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Для достижения целей Программы «От рождения до школы» первостепенное значение имеет реализация принципа преемственности со школой.

Разработанная программа имеет отличительную особенность:

Программа решает проблему непрерывности дошкольного и школьного

образования по курсу информатики,

  • согласуется с программой по информатике для начальной школы.

Настоящая программа описывает курс подготовки по информатике для детей

дошкольного возраста (5-7 лет). Программа разработана на основе источников, приведенных в списке литературы.

Цель курса - пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.

Задачи

  1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.

2.3акрепление знаний и умений детей по основным разделам «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

  1. Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек - компьютер».
  2. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Продолжительность курса - 2 года обучения (старшая и подготовительная к школе группы) от простого к более сложному, от постоянного контроля преподавателя к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня.

Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры, конструирование.

Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно- эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

Помимо компьютерных игр на занятиях используются различные дидактические развивающие игры, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребёнок должен прежде всего научиться управлять компьютером, уметь управлять программами, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.

Раздел I. Компьютер

Компьютер. Устройство компьютера. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Манипулятор «мышь». Правила работы в компьютерном зале.

  • называть части компьютера и назначение;
  • использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь»;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • правила работы в компьютерном зале.

Раздел II. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия

предметов

Тема 1. Признаки и составные части предметов

Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же свойств предметов.

Тема 2. Действия предметов

Последовательность действий, заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.

Требования к знаниям и умениям:

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число

элементов и др.);

  • объединять предметы в группы по признакам;
  • обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • описывать свои действия.

Раздел III. Элементы логики

Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Разрешающие и запрещающие знаки. Логические операции «И» и «ИЛИ».

Требования к знаниям и умениям:

  • определять истинные и ложные высказывания;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • подбирать слова, отрицающие данные;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть вред и пользу свойства у разных предметов;
  • объединять отдельные предметы в группу с общим названием.

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОМ КОМПЛЕКСЕ При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятие проводится подгруппами по 7-8 человек и длится 20 минут.

Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:

  1. Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра)
  2. Работа за компьютером (объяснение учителя, самостоятельная работа с программой под руководством учителя) В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.
  3. Физкультминутка.
  4. Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах, конструирование, парные и групповые дидактические игры.
  5. Игра в релаксационной зоне.

В зависимости от цели занятия учитель может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой. Этапы реализации программы.

  • просветительский (работа с родителями, педагогами) предназначен для просвещения родителей и педагогов о назначении данного курса для развития детей- дошкольников. Этот этап реализуется посредством участия педагога в родительских собраниях и проведении индивидуальных и групповых консультаций.
  • диагностико-аналитический направлен на выявление уровня владения компьютером (управление компьютером клавишами, мышью; слежению за экраном) и общего уровня развития (учитываются данные диагностики психолога и его рекомендации); на основе данных диагностики дети разделяются по группам.
  • формирующий и развивающий в течение 2-х лет ; на этом этапе непосредственно осуществляется процесс обучения. Для этого составлены годовые планы занятий,

включающие игры дидактические традиционные и обучение работе на компьютере через компьютерные игровые программы.

  • контрольно-диагностический; осуществляется контроль результатов работы программы и выявление последующих направлений в работе.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В КОМПЬТЕРНО-ИГРОВОМ КОМПЛЕКСЕ

  1. год занятий (старшая группа)

Сентябрь. "Знакомство. Компьютер и его части".

  1. Знакомство. Экскурсия в компьютерно- игровой комплекс. -1 занятие
  2. Мониторинг -1 занятие
  3. Компьютер и его части. -1 занятие
  4. Средства управления. Клавиатура. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Игровая студия" (Авторская программа ТГ "Бенилёк"); "Земля до начала времени" (Издатель: "Руссобит -М)

Октябрь. "Компьютер знакомит с окружающим миром ".

  1. Средства управления. Мышь. -1 занятие
  2. Перемещение объектов по экрану мышью. -1 занятие
  3. Логика. Классификация предметов. -1 занятие
  4. В гостях у сказки. Игра с сюжетом. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Мапеты. Флора и фауна" (Издатель: Руссобит- М); "Маленький искатель в кукольном театре", (издатель "Новый диск")

Ноябрь. "Компьютер развивает мышление "

  1. В гостях у сказки, (продолжение) -1 занятие
  2. Управление программой. Интерфейс. -1 занятие
  3. Ориентирование "по карте". - 2 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Маленький искатель в кукольном театре" и "Маленький искатель". (Разработчик "Scholastic"; издатель "Новый диск"); "Весёлые игрушки" (издатель "Руссобит-М").

Декабрь. "Готовимся к празднику".

  1. Я знаю цвета. -1 занятие
  2. Я знаю геометрические фигуры. -1 занятие
  3. Создаём новогодние атрибуты. -1 занятие
  4. Новогодние забавы. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Твинисы. Давайте поиграем" (Разработчик "ВВС"; издатель "Новый диск"); "Лего. Мой мир. Первые шаги" (Издатель: "Новый Диск"); "Зимняя сказка" (издатель "Руссобит-М").

Январь. "Компьютерразвивает".

  1. Восприятие. -1 занятие
  2. Внимание. -1 занятие
  3. Память. -1 занятие
  4. Мышление. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 5-6 лет" (Разработчик: психологический центр "Адалин"); "Забавные картинки" (издатель "Руссобит-М"); "Алик. Скоро в школу" (издатель "Руссобит-М").

Февраль. "Компьютер помогает творить ".

  1. Время музыки. -1 занятие
  2. Время красок. -1 занятие
  3. Дизайн. -1 занятие
  4. Моделирование. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Твинисы. Давайте поиграем" и "Твинисы. Весёлые нотки" (Разработчик "ВВС"; издатель "Новый диск") можно использовать другие программы с графическими редакторами, адаптированными для детей.

Март. "Компьютер и мир вокруг".

  1. Я - человек. Девочки и мальчики. -1 занятие
  2. Одежда по сезонам. -1 занятие
  3. Профессии. -1 занятие
  4. Цвет вокруг. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Мапеты. Хочу всё знать" (Издатель в России: "Руссобит-М");

Апрель. "Компьютеррассказывает историю".

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. - 4 занятия.
  2. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: Антошка. Весёлые книжки. (Разработчик "COMPEDIA"; издатель "Руссобит-М" или другие игры с сюжетом и развивающими мини-играми).

Май. "Что я знаю о компьютере и программах".

  1. Что я знаю о компьютере. -1 занятие
  2. Играем с любимыми героями. -1 занятие
  3. Мониторинг -1 занятие
  4. Любимые игры. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: по выбору детей или по наблюдениям педагога.
  1. год занятий (подготовительная к школе группа)

Сентябрь. "Что я знаю о компьютере и программах".

  1. Мониторинг -1 занятие
  2. Компьютер и его части. - 2 занятия
  3. Информация и её носители. - 2 занятия
  4. Знаки интерфейса игры. - 3 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Игровая студия" (Авторская программа творческой группы "Бенилёк"); "Искатель" (издатель "Новый диск");

Октябрь. "Компьютеррассказывает историю".

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индиви дуальном темпе. - 8 занятий.
  2. Рекомендуемые игровые программы: "Дракончик Гоша спасает черепах" и "День спящего дракона" (Разработчик "SCHOLASTIC"; издатель "Бука")

Ноябрь. ".Компьютер развивает "

  1. Внимание. - 2 занятия
  2. Память. - 2 занятия
  3. Мышление. - 2 занятия
  4. Речь. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Болек и Лёлек" (издатель "1-С"); "Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 6-7 лет" (Разработчик: "Адалин");

Декабрь. "Компьютер помогает творить".

  1. Рисуем и раскрашиваем. - 2 занятия
  2. Создаём новогодние маски. - 2 занятия
  3. Создаём новогодние атрибуты. - 2 занятия
  4. Новогодние забавы. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Твинисы. Давайте поиграем" (издатель "Новый диск"); "Мастерская Болека и Лёлека" (издатель "1-С"); "Зимняя сказка" (Издатель "Руссобит М").

Январь. "Компьютер и чудеса науки ".

  1. Микроскоп. - 2 занятия
  2. Исследования. - 2 занятия
  3. Опыты. - 2 занятия
  4. Изучаем животный мир. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Антошка. Чудеса науки" и "Антошка. Необыкновенное сафари" (издатель "Руссобит-М").

Февраль. "Компьютер готовит к школе".

  1. Логика. - 4 занятия
  2. Речь. - 2 занятия
  3. Создаём программу для робота. - 2 занятие
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Логика для малышей. Домовёнок БУ в парке аттракционов" (Разработчик "Баюн", издатель "ИДДК");

Март. "Учимся вместе с компьютером ".

  1. Знаем звуки и буквы. - 2 занятия
  2. Читаем. - 2 занятия
  3. Ориентируемся. - 2 занятия
  4. Мыслим. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Артур. Строим домик на дереве" (издатель "Бука"); "Баба Яга учится читать" (издатель "МедиаХауз")

Апрель. "Мой друг -Компьютер".

  1. Развиваем мышление. - 2 занятия
  2. Развиваем реакцию. - 2 занятия
  3. Ориентируемся. - 4 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда" (издатель "МедиаХауз"); "Артур. Конкурс добрых дел" (издатель "Бука");

Май. "Чтоя знаю о компьютере и программах".

  1. Что я знаю о компьютере. - 2 занятие
  2. Играем с любимыми героями. - 2 занятие
  3. Мониторинг - 2 занятие
  4. Любимые игры. - 2 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Алик. Летние каникулы" (Разработчик "Silkom", Издатель "Руссобит М"); по выбору детей или по наблюдениям педагога.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 32 занятия):

  • теоретическое продолжительностью 20 минут;
  • практическое с использованием компьютеров в дни наиболее высокой работоспособности продолжительностью - 15 минут по подгруппам. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 10 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 7 минут.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 64 занятия):

  • теоретическое продолжительностью 20-25 минут;
  • практическое с использованием компьютеров в дни наиболее высокой работоспособности продолжительностью - 20 минут по подгруппам. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 15 минут.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 10 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы и работе на компьютере необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень умственного развития ребенка.

Предлагаются две группы тестов.

Первая группа - это тесты, которые позволяют оценить уровень умственного развития ребенка относительно возрастных норм, установленных специальными исследованиями. В эту группу вошли три теста. Они направлены на выявление степени развития мыслительной операции сравнения и вербальной слуховой памяти, а так же владения некоторыми общими понятиями.

Вторая группа тестов предназначена для сравнительных исследований. Тесты этой группы используются для определения динамики развития соответствующих способностей на разных возрастных этапах /5-6 и 6-7 лет/. С помощью полученной информации можно контролировать процесс умственного развития и вовремя влиять на него.

В конце года (апрель, май) проводится мониторинг для определения прогресса усвоения ребенком за год программы по информатике для малышей А.В.Горячева «Все по полочкам» По результатам этого мониторинга можно судить, насколько полно дети изучили пропедевтический курс информатики, знают ли понятия истинного и ложного высказывания, понятие симметрии; а так же могу судить об умении детей: находить липший предмет в группе однородных; предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам; находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов); разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; называть последовательность простых знакомых действий; приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; смогут ли точно выполняют действия под диктовку; называть противоположные по смыслу слова; составлять целое их частей, видеть часть как составной элемент целого, находить кратчайший и более рациональный путь.

Для корректировки обучения в течении года рекомендуется проводить итоговые обобщающие занятия (по мере необходимости).

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Признаки предметов. Дети могут находить предметы, обладающие несколькими заданными свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся несколькими общими свойствами, обобщать по нескольким признакам, научить находить похожее у разных предметов.

Действия предметов. Определять функцию предмета, изображать свои действия в пантомиме и с помощью схем, находить и исправлять ошибки в последовательности действий, выполнять изображенную последовательность.

Множество и его элементы. Выделять вложенные подмножества по одному признаку (без термина), сопоставлять части и целое применительно к множеству.

Элементы логики. Определять истинность высказывания, выполнять логическую операцию сложения (без термина), строить отрицание по аналогии, кодировать предметы, действия, называть в окружении предметы, обладающие симметрией, строить симметричные предметы.

Элементы компьютерной грамотности. Знать правила работы за компьютером, основные функции компьютера, называть некоторые элементы компьютера (клавиатура, мышь, монитор), уметь пользоваться мышью.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Признаки предметов. Дети могут называть как можно больше свойств одного объекта, определять пользу и вред того или иного свойства предмета в разных ситуациях, проводить аналогию между разными предметами, представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.

Действия предметов. Выделять главную функцию предметов, применять ее по отношению к другим предметам, определять алгоритм расстановки и перестановки предметов и действий, кодировать последовательность действий.

Множество и его элементы. Выделять вложенные подмножества с несколькими общими свойствами, сопоставлять части и целое для действий.

Элементы логики. Переносить свойства одного предмета на другие, применять все известные логические операции при описании предмета, действия предмета. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;

Элементы компьютерной грамотности. Называть основные элементы компьютера, уметь пользоваться клавишами управления курсором, применять элементы интерфейса одной программы в ее разных разделах.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные

S программа по курсу информатики А.В. Горячева «Все по полочкам» (Образовательная система «Школа 2100» 2002г)

S рабочие тетради с индивидуальными заданиями, построенные на основе пособий для дошкольников по курсу информатики А.В.Горячева «Все по полочкам»;

/ дидактические игры в «пеналах»:

Танграм

Пазлы

«Колумбово яйцо»

«Волшебные спички»

«Бело - голубой квадрат»

Головоломки

  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Приобретены компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные

игровые и алгоритмические среды Перволого (демо версия)

  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)

Требования к программному обеспечению по курсу информатика изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут Компьютерные игры и учебные программы:

- клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы (СБПО)

- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы (СБПО) «Paint», «Тих Paint», «Раскрась-Ка» (демоверсия)

Компьютерные мозаики; пазлы S «Мир информатики. 1-2 год обучения»;

- «Мир информатики. 3-4 год обучения»

- Развивающие компьютерные методики для детей «Адалин»

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

- Материалы к стенду «Лого мышка» («Из Истории компьютера», «Устройство компьютера», «Правила поведения»)

  • Демонстрационные (макеты, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Плакаты «Правильная осанка при работе на компьютере», «Гимнастика для глаз»

  • Учебная техника

Компьютерная техника (а так же принтер, мультимедиа проектор, сканер), которая используется в классе, имеет гигиеническое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агафонов В.В. Твой друг компьютер. М., 1996.

Абрамов С А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: Метод, рек. к курсу информатики для дошкольников. М., 1999.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников 5-6 лет. М., 1999.

Бугуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста,

М. 2002.

Венгер А. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.

Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М., 2001.


Ляшенко Татьяна, студентка 3 «а» д/о.

Руководитель: Катмашова Александровна

Проект «Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий»

Предмет: Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером.

Тип проекта: практико-ориентированный

Оборудование: персональный компьютер

Цель проекта: создать развивающую игру по информатике средствами программы Microsoft Power Point.

В рамках дошкольной подготовки по Образовательной программе «Школа 2100» разработан курс для дошкольников по обучению информатике авторами А. В. Горячевым и Н. В. Ключом «Все по полочкам. Пособие по информатике для детей 5-6 лет». Из объяснительной записки: «Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения». В результате изучения информатики дети должны приобрести ряд умений. Одним из необходимых умений является выделение свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданным свойством. Изучив разработанные автором, занятий для дошкольников мы решили создать развивающую компьютерную игру по этой теме. Для решения этой проблемы был разработан план для разработки проекта:

Этапы разработки мультимедийного проекта:

    Постановка проблемы.

    Определение цели создания конкретной учебной презентации, учет возраста учащихся, на которых ориентирована данная презентация.

    Составление плана работы над созданием проекта.

    Планирование содержания и структуры презентации.

    Сбор информации по теме, предоставляемой сетью Интернет и другими источниками.

    Создание презентации в режиме слайдов с помощью программы Microsoft Power Point. Настройка презентации: анимации, переход слайдов.

    Итоги проекта.

    Проведение защиты проекта перед аудиторией.

Проект создавался с помощью программы Microsoft Power Point. При разработке проекта были использованы дополнительные возможности программы: применение гиперссылок, которые позволяют сделать переходы к нужному объекту на любом слайде. Перед созданием презентации был подобран материал из Интернета: иллюстрации для каждого слайда, анимационные картинки. Каждый слайд содержит объекты: картинки, анимации. Все картинки относятся к одному множеству, за исключением одного. При выборе правильного объекта на картинке должен следовать слайд с весёлым изображением и сопровождаться звуком, в противном случае с грустным. Множества, расположенные на слайдах выбраны в соответствии с программой старшей группы. Это классификация геометрических фигур по форме, цвету и размеру, классификация множеств: фрукты, овощи, времена года и т.д.

В результате проекта была разработана развивающая игра по информатике для дошкольников.

Игра «Угадай-ка»

Ход игры:

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать предметы, учить детей мыслить, делать правильные умозаключения, приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила. Поиск предмета и картинки с изображением, не относящейся к данной группе.

Игровое действие. Угадывание лишнего предмета.

Ход игры. Дети рассматривают слайд с изображениями. На слайде выбирают лишний объект.

Слайд 26 Слайд 32

В результате работы над проектом мы выяснили, что на сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Используемая литература:

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.

    А. в. Горячев, Н. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Москва: Баласс. 2000г.

    Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009г.

    Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Список литературы

А. В. Горячев, Н. В. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Баласс. М. 2000 г.

Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35

Королева И.Н. Ярочкина Г.А. Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся // Вопросы Интернет Образования, 2006, №38

Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Издательство «Учитель», 2007 г.