В школу возвращается школа. Министр образования ольга васильева о том, что ждет студентов и школьников О васильева в школьном образовании

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в беседе с корреспондентом «Известий» Александрой Красногородской рассказала о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях. Материал опубликован 2 августа на сайте газеты «Известия».

Сдавать ЕГЭ даже под камерами - проще, чем 6–7 экзаменов по старинке, астрономия снова возвращается в курс школьной программы, в ближайшее время в России появится 55 тыс. новых учебных мест, а школы из муниципального подчинения переходят в региональное. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?

Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного - содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.

Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений. Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений. Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.

Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне - это немыслимо много. Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта. Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.

Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.

- Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?

Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.

Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций - я только за эволюционный путь. Всё новое - хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.

Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь - национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.

Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

Задач впереди больше, чем удалось сделать.

В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.

У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, - Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.

Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель - представители Самарской области.

Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках.

Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.

- Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?

Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше. Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.

- Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?

Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.

В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. - это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл. По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось - в 2 раза, по истории - в 2 раза, по физике - в 1,6 раза, по литературе - в 1,5 раза, по базовой математике и географии - почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку - на четверть.

Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.

Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.

- Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?

Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.

- Говорят, что тяжело сдавать под камерами...

Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ. Я считаю, что мы добились больших успехов.

Самое важное, что меняется содержание. Главное - изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.

Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.

- Чем отличаются советский и российский выпускники школы?

Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.

Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.

Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога - развить и привить желание учиться.

- Учителя на местах это понимают?

Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.

В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию - на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае. Цель - проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается. Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.

Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.

Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике - у пятерых золото, по химии - 3 золота и 2 серебра, у математиков - золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.

- Каких предметов не хватает в школьной программе?

Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ребенка, естественно, вызывают реакцию в обществе. Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений - это астрономия. С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов. Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии.

Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. И также обязательно должны быть бесплатными спортивные секции, литературные кружки, музыкальные. Получается классический набор из пяти направлений. Можно говорить и о навыках предпринимательской деятельности.

Есть внеурочная деятельность - обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым - нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается.

Вы перечисляете то, что лежало в основе советского образования, утраченного в 1990-е годы вместе с воспитательным базисом.

Правильно, образование - это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи все-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок - на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь.

- Насколько это соответствует вызовам сегодняшнего дня - новой технологической революции?

Я всей душой за новые технологии. Но как «цифра» меняет человеческие ценности? Любовь, милосердие, сострадание, жалость, способность радоваться, смеяться, любовь к труду редко напрямую соотносятся с «цифрой», но имеют прямое отношение к школе. Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом. С гордостью говорю, что в России более 9,5 тыс. бесплатных психолого-педагогических центров для родителей, где можно получить консультацию психолога, педагога-психолога. Количество таких центров растет и будет расти.

- У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?

Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное - любить.

В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток - как хрустальный сосуд.

- А в угол ставить на горох?

Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.

Давайте от воспитательных вопросов вернемся к насущным. Где проблема строительства школ стоит особенно остро?

Проблемы в тех регионах, где есть третья смена. Это Дагестан, Чеченская республика. Эту проблему нужно решать сию секунду - третьей смены быть не должно. Правительство выделяет 25 млрд рублей на строительство новых школ. И в этом году у нас будет 55 тыс. новых мест. В программе в этом году участвуют 57 регионов. Мы надеемся, что этот год завершим так же удачно, как и прошлый.

Дополнительно из резервного фонда нам выделили 3,8 млрд на школы в регионах Северного Кавказа. Надеемся, что будем строить дополнительные школы по программе развития Северного Кавказа. Очень важно, что школы будут с современным оснащением, прекрасными лабораториями. Это будут не просто здания, не просто стулья и столы. Строят огромные школы на 1,2-2,2 тыс. человек и совсем маленькие сельские школы.

Как вы оцениваете уровень образования современных выпускников вузов? По мнению многих экспертов, им не так просто найти работу. Работодатели считают, что они ничего не знают.

Молодым людям и 20 лет назад говорили, что они ничего не знают, просто времена были другими. Уровень подготовки не такой плохой, как хотелось бы кому-то представить. Конечно, мы будем делать всё возможное, чтобы он стал лучше. Нужно менять правовую основу, чтобы компания или предприятие не говорили, что обязательно нужен опыт работы, чтобы вас взяли на работу. Уже есть наработки, которые дадут возможность ребятам начать работать. Это и поддержка самых талантливых, и студенческие инновационные предприятия, и лаборатории, которые уже есть. Инновационные предприятия, которые создаются при вузах, могут продолжать работу после того, как студенты закончат учебу. Много форм работы и в рамках НТИ. У нас есть хороший опыт, который можно повторить в новых реалиях.

Работая в сфере образования, каждый педагог задавался вопросами:
1. как заинтересовать детей в предмете?
2. как разрешать конфликты между учениками и учителями?
3. как относится к администрации, которая постоянно требует отчеты, мероприятия, повышение показателей успеваемости?
4. как не поддастся эмоциональному выгоранию?
5. почему школа превращается в одно из подразделений бюрократического аппарата, где каждый перекладывает обязанности с одного на другого?
6. почему за последние годы в школе администрацией и педагогами расходуется бумаги в разы больше, чем раньше?

1. Актуальность темы
Обучение занимает фактически всю жизнь человека. Этот процесс начинается с детства и длится до смерти. Ведь под словом обучение надо понимать не только посещение различных учебных учреждений. Что-то постигается человеком самостоятельно в процессе жизнедеятельности. Но основной багаж знаний, умственное и духовное развитие мы получаем в школе. Каждый человек помнит золотые школьные годы. Но, наверное, каждый ученик все же хотел бы внести некоторые изменения в школьную жизнь. Поэтому, получив возможность высказать наши предположения о том, что может сделать школьную жизнь интересней и улучшить качество образования мы начали с анализа причин неприязни, проявляющейся у учащихся к школе и процессу обучения, попытались найти средства для подавления этой неприязни.

2. Гипотеза
Благоприятная обстановка в школе способствует усилению желания ученика учиться.

3. Цели
1. Пересмотреть общепринятые взгляды на школу

2. Высказать предположения о том, как улучшить качество образования

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности, учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. Выполняя функцию руководства учебно -познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать для меня как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение. Психолого–педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Мне, как учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты. Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления. Поэтому надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Если ответ или работа учащегося будет заслуживать отличной, или хорошей оценки, то всегда отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа, работы ученика. Если же ответ ученика оказывается слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то применяю метод отсроченной отметки, т. е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мера диктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оценены учителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебного труда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т. е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки. Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому. Здесь видишь не только уровень подготовки домашнего задания на данный момент, но и виден рост каждого ученика, что носит не только образовательные цели, но и велика роль воспитательная. При этом часто напоминаю детям, что они в данный момент как артисты на сцене. Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал, то сначала выясняю, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешиваю, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на ученика, т. е. будет ли она служить стимулом получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляется отметку, а в оценочном суждении указываю на слабую сторону ответа или работы. Если же прихожу к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим фактором) не выставляю ее. В таком случае ограничиваюсь оценочным суждением, из которого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую обычно получает за свои ответы, а также осознавать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку. Когда ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки, то необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки. В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительным причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду. Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчения, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает, по не зависящим от него причинам, как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных, педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма - вот что требуется от каждого учителя. Учитель - не контролер и не фиксатор достижений или неудач, учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Тематический контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель - установить насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.

Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала. Признаюсь, честно, не все сразу получалось: первое время было достаточное количество неудовлетворительных работ. Вместе с детьми анализировала причины неудач. Всегда давала возможность ребенку доучить, получить положительную оценку. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Для себя я выделила несколько особенностей этого вида контроля: 1. Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку. 2. При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным. 3. Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. Итоговый контроль Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений, учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель - определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.

Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеников за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся. При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценке ставится чисто контрольная функция (например, четвертные или другие контрольные работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные отметки за них выставляются всем ученикам без исключения. Контроль за уровнем достижений, учащихся по биологии проводится в форме письменных работ: биологических диктантов, тестов.

Для учащегося отметка - главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя. Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что их успеваемость оценивается объективно. Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед.

Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

Необходимо подчеркнуть, что наши дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих анкетах:

… Почаще улыбаться (7 кл., жен.)

… Для меня очень важны личные качества учителя, особенно юмор! Ведь если все время без него, то можно стать унылым. (7 кл., жен.)

… Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе. (7 кл., жен.)

… Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя было чувство юмора. (7 кл., муж.)

…Всегда образ хорошего настроения. (8 кл., жен.)

…Самое главное, чтобы учитель относился к нам хорошо и могла, где надо пошутить (8 кл., муж.)

…Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно в меру пошутить… (10 кл. жен.)

… Лучше, когда учитель веселый, а не скучный. (7 кл., жен.)

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ

1.Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

3. САМООЦЕНКА

Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его "личная педагогическая философия" во многом определяются его самооценкой.

4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

Современный учитель, как показывает практика, должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития ученика, его память, внимание, волю, собранность, усидчивость. Чем руководствоваться при этом? Главная его задача - стремление узнать ученика во всех проявлениях и понять его. Как же соблюдать на уроке оптимальный психологический режим? В первую очередь устранить все то, что мешает ученику сосредоточиться, отвлекает, раздражает в обстановке класса, в поведении товарищей или педагога или в собственной работе. Поэтому учителю чрезвычайно важно владеть специальными психологическими знаниями и практическими навыками, чтобы по выражению лиц учащихся все подмечать и управлять их вниманием, возбуждать и переключать его. Учет интересов, способностей, темпов мышления, подготовки, отношения к ученикам, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть. Требовательному театральному режиссеру обычно недостает репетиций, но их избыток не всегда приводит к положительному результату. Если режиссер укладывается в производственный план, то потому ли, что умело использует время (это хорошо), или потому, что снижены его творческие требования (это плохо)? Если он не укладывается, то потому ли, что эти требования высоки, или потому, что он неумело работает с актерами? Если учитель не укладывается в свои 45 минут урока, значит, он неумело работает с учениками, значит, не все им было продумано и учтено в его поурочном плане - своеобразной режиссерско-педагогической экспликации урока. Урок, как мы считаем, - своеобразный спектакль, замысел которого зарождается у учителя-режиссера в тиши его кабинета. Как режиссер пишет экспликацию будущего спектакля, так и учитель тщательно продумывает архитектонику будущего урока. Под архитектоникой мы понимаем своеобразное построение урока учителем, основанное на композиционных принципах построения спектакля. Как и у режиссера театра, без увлечения всего коллектива художественными достоинствами пьесы не может быть успеха в работе над сценическим воплощением, так и у педагога, если он не сможет увлечь темой урока, его составными компонентами, занятие пройдет обыденно и незаметно. Начинать план урока необходимо с раскрытия его темы. Театральный режиссер в пьесе определяет прежде всего ведущую идею и сверхзадачу. Основной или ведущей идеей пьесы мы будем называть ответ на вопрос: «Что утверждает автор относительно данного объекта?» В идее пьесы находят свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности. В цели урока учитель определяет задачи, которые он решает в данном конкретном случае по обучению и воспитанию учащихся. Урок, как и художественное произведение, вбирает в себя мысли и чувства учителя, выражающие его отношение к теме. Очень важно, чтобы учитель, составляя план урока, в котором тема и задачи решения этой темы находятся в единстве и гармонии, не превратил его в голую абстракцию, лишенную реальной жизненной опоры. А это легко случается у начинающих учителей, когда задачи урока оторваны от темы конкретных фактов, условий создания творческого поиска, совместной деятельности учителя и ученика. Основным материалом театрального режиссера в искусстве является творчество актера, а для учителя-режиссера - творчество его учеников в самостоятельном добывании знаний на уроке. Из этого следует: если ученики не мыслят, если они пассивны, творчески инертны, учителю не из чего создавать ткань урока, ибо у него нет в руках необходимого материала. Поэтому первая обязанность учителя заключается в том, чтобы вызвать в ученике творческий процесс, разбудить его органическую природу для полноценного самостоятельного творчества. Когда же этот процесс возникает, то родится и вторая задача - непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему погаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим замыслом урока. Поскольку учителю приходится иметь дело не с одним учеником, а с целым коллективом, то возникает и третья его важная обязанность - непрерывно согласовывать между собой результаты творчества всех учеников таким образом, чтобы создать полноценный урок. Если в задачи театрального режиссера входит процесс выполнения главной его функции - творческой организации сценического действия, то в задачи учителя входит творческая организация работы всех учащихся на уроке. Учитель должен уметь увлекать учеников своими заданиями, вдохновлять на их выполнение, будоражить воображение, будить их творческую фантазию, незаметно заманивать их на дорогу истинного творчества. От того, насколько творчески и с выдумкой будет преподнесена тема урока, настолько она заинтригует и привлечет внимание учеников. Психологи считают положительные эмоции могучими побудителями и вдохновителями человеческой деятельности, ибо без них никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Эмоционально-интеллектуальный фон урока поддерживается различными способами. 1. Во-первых, благодаря использованию интересной информации в содержании изучаемого и дополнительного материала. 2. Во-вторых, благодаря использованию интересной информации, включению в урок сведений о тех или иных открытиях; данных, чаще всего связанных с жизнью и деятельностью известных ученых; рассказа о возможностях пытливого ума человека, вдохновленного на творческий поиск. 3. Третье направление, ведущее к поддержанию эмоционально-интеллектуального фона урока, заключается в способах умелого включения учащихся в интересную для них работу. Таких способов много, а выбор их связан с использованием различных типов проблемных ситуаций, неизбежно поворачивает нечто знакомое новой стороной, подчас неожиданной. Вот эта неожиданность, это удивление, возникающее у учащихся, очень важны для успеха дальнейшего объяснения учебного материала. 4. И, наконец, четвертое направление. Оно связано с формой выражения эмоционального отношения учителя к учебному материалу. Любому учителю надо помнить, что красота, образность, эмоциональная напряженность изучаемого тотчас передаются учащимся.

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

    Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

Различным уровнем усвоения материала на данный момент;

Уровнем работоспособности и темпом работы;

Особенностями восприятия, памяти, мышления;

Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.

Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.

Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.

Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:

1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?

2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами (учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).

3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.

4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте «средних» и «слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.

Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.

5. Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков «троечник», «двоечник», хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы- эксперты.

Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль над результатами работы, диагностики и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

— По поручению президента страны Владимира Путина ведётся формирование единого образовательного пространства. Могли бы вы рассказать подробнее, в чём заключается суть этой идеи?

— Большое спасибо за такой важный вопрос. Образование всегда, во все периоды нашей истории волновало и руководство, и граждан, потому что нет ни одного человека, который не был бы связан с образованием. Конечно, вопрос единого образовательного пространства напрямую связан — и всегда был связан — с очень важной проблемой: национальной безопасностью. Здесь стоит вопрос перед страной, кого мы готовим, кого мы учим, кого мы воспитываем, кому мы сможем передать страну завтра. То есть сегодня ученик, сегодня ребёнок, а завтра — гражданин, на плечи которого ляжет ответственность за страну.

Концепция единого образовательного пространства включает в себя несколько направлений. Но самое главное — это то, что мы вкладываем в наше обучение, что мы вкладываем в воспитание. Потому что образование — это обучение и воспитание, это дуализм, который трудно разорвать, кто бы что ни говорил. Если говорить на самом простом уровне, то для чего эта инициатива? Чтобы точно знать, что ребёнок, покинув одну школу и перейдя в другую, сел за парту, открыл учебник, допустим, математики и начал с того места, где он закончил читать в предыдущей школе.

При этом единое образовательное пространство предполагает несколько шагов. Первый шаг — это, конечно, создание содержания — того, чему и как мы учим. Существовали стандарты, о которых все мы знали и по которыми мы жили, которые были хороши для своего времени. Но каждое время требует определённой корректировки. Когда мы говорим о содержании образования, мы должны знать ядро того, что мы будем преподавать.

Министр образования и науки Ольга Васильева продолжает расставлять акценты. Она рассказала, что считает главным для школы, какие задачи придется решать в ближайшее время педагогам и тем, кто их учит, останется ли бесплатная продленка и какие кружки должны быть в каждой школе.

Появятся письменные экзамены

Ни для кого не секрет, что ученики в 10 и 11 классах перестают учиться и занимаются только теми предметами, которые выбрали на ЕГЭ. Самое удивительное, что, даже сдав довольно успешно ЕГЭ, они часто показывают в вузах весьма посредственные знания. Ректоры признаются, что тратят по полгода на доучивание школьной программы.

ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинение через два года станет иметь тот классический вид, какой оно имело всегда. В школах по окончании появится оценка по всем предметам. Я считаю, что социально значимые вузы должны иметь письменный экзамен. Сейчас у нас весь первый семестр идет доучивание по разным программам школы. Медицинские, инженерные и все другие вузы обязательно должны иметь письменный экзамен, - высказала свое мнение министр.

Как это может выглядеть? "Механизм такой: вузы, которые в течение трех лет набирают очень высокий средний балл (94-95), что очень сложно сделать, могут предложить своим абитуриентам письменный экзамен, допустим, по специальности, то есть профилирующий. Если вы медик, пишете химию, если вы инженер, то пишете математику, если филолог, пишете, соответственно, литературу", - рассказала министр.

При этом она подчеркнула, что этот вариант надо обсуждать и о непосредственных изменениях говорить слишком рано. Между прочим, в МГУ уже давно принята именно такая модель для поступления: на всех факультетах надо принести ЕГЭ и сдать вузовский письменный экзамен.

Еще одно возможное новшество: специалитет для бакалавриата. "То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, очевидно всем".

Рейтинг без опоры на ЕГЭ

Мы очень сильно увлеклись всевозможными рейтингами, причем увлеклись так, что забыли - зачем, почему... Любой рейтинг должен нести за собой контекст - зачем и почему это исследование было заказано, - считает министр. - У нас есть школы в горных селах, на Дальнем Востоке. В этих маленьких школах ученики показывают хорошие результаты не ради оценки или рейтинга, а потому что им интересно учиться. Движущая сила там - учитель. Если он привил трудолюбие, интерес к предмету, результат всегда будет.

Она напомнила, что Финляндия, которая стоит на первых позициях во многих рейтингах, взяла все самое лучшее, что было в российской имперской школе. В 1972 году эта страна начала грандиозные реформы образования, которые привели к успеху и высоким строчкам в рейтингах.

Мы в последнее время любим говорить о том, что у нас все плохо, но у нас очень много хорошего и не надо забывать об этом, - сказала Ольга Васильева. Она подчеркнула, что Россия участвует и будет участвовать в международных рейтингах, но рейтинги школ, которые иногда составляются с опорой на ЕГЭ, не являются для нее оценкой и не будут.

С прицелом на космос

Ольга Васильева полагает, что сейчас упор надо сделать на инженерном образовании, и привела пример из истории: до войны в стране было огромное количество кружков и станций юных техников. А через 20 лет человек полетел в космос. "Мы должны сделать упор на развитии инженерных наук и высоких технологий, чтобы нагнать в очень краткие сроки то, что уже упустили, и постараться двигаться вперед".

Час астрономии

Министр пообещала, что в расписание вернется астрономия. Но где взять "лишние" часы, ведь количество уроков в школе увеличивать нельзя?

По ее мнению, сейчас второй иностранный язык, если это не языковая школа, - во многом профанация. Однако на него выделено 250 часов. "Я смело два часа заберу - один в 10-м классе, другой час - в 11-м", - заявила Ольга Васильева. Она ни в коем случае не призывает отказаться от второго или третьего иностранного языка, но считает, что их можно изучать факультативно.

Проблем с учебниками тоже нет. "Вот он - учебник. Авторы - Воронцов-Вельяминов и Страут. Базовый уровень. Учебник рассчитан на 11-й класс. Учитель физики готов к тому, чтобы читать астрономию", - сказала министр в интервью "Комсомольской правде".

Программы "началки" проверят академики

Перед школой стоит важная задача - как вернуть интерес к чтению. Большинство современных детей - визуальщики, воспринимают двигающуюся картинку на экране и не хотят читать книги. "Сейчас нужно развивать всероссийскую программу чтения, - так определила еще одну задачу Ольга Васильева. - Есть у нас такие замечательные руководители регионов, которые осуществляют программу "Читающая мама - читающая страна".

Я общалась очень много с учителями начальной школы, потому что начальная школа - это основа основ. Многие из них говорят, что сейчас программа слишком легка. Они не говорили, что она примитивна, они говорили, что она проста. Здесь требуется большая экспертная оценка, но она должна быть не в одной экспертной группе, которая существует десятилетия, а это должна быть Российская академия наук, Российская академия образования, региональная наука.

На это представители Российской академии наук ответили, что готовы подключиться к работе и внимательно посмотреть на школьные программы.

Именно в "началке" надо начинать прививать интерес к чтению и книге. Министр призналась, что ее очень сильно волнует ситуация в начальной школе, особенно "родное чтение" и возвращение внеклассного чтения.

Какой будет продленка

Во многих школах с прошлого года продленка стала платной. Причем чаще всего такое решение принимают не самые бедные регионы. Многие родители не понимают, кто решает, какой будет продленка и можно ли снова сделать ее бесплатной. "Все регионы без исключения делают всё возможное, чтобы вообще убрать плату для нуждающихся семей - многодетных семей, незащищенных семей - это в каждом регионе есть", - заявила Ольга Васильева. Она напомнила, что "дополнительное образование в России бесплатное, поэтому каждая школа должна подумать и решить для себя, за что и как она собирается брать деньги".

"Что касается всего остального, то здесь нужно решать учредителю каждой конкретной школы, за что он собирается брать деньги, потому что закон об образовании может широко трактовать то самое послеурочное время", - заявила Васильева. По ее мнению, самый правильный вариант - "отдельно посмотреть договор каждой организации, за что взимается плата".

В школах будут шахматы, спорт и музыка

Что может измениться в системе школьного допобразования? По мнению Ольги Васильевой, "любая школа без особых затрат должна иметь три вещи, чтобы ребенок развивался: шахматный кружок, как ни парадоксально это будет звучать, спортивные кружки и художественные кружки, пусть это будет музыкальный кружок".

Дословно

"Свалить на учителя 40 часов в неделю скоро будет нельзя"

Учителя жалуются, что зарплату в 20-30 тысяч рублей они получают благодаря тому, что берут две, а то и две с половиной ставки плюс еще классное руководство. Учителей берут на измор. Как будем разгружать?

Вы об учительской нагрузке?

Да. Есть учителя, у которых и 35 часов в неделю, и 40...

Знаете, 35, 45 часов в неделю - это единичные случаи. Мы ведем статистику, знаем ситуацию.*

То есть массовой переработки учителей, на ваш взгляд, нет?

Сейчас в среднем по стране 1,3 ставки. В 70-х годах, когда я начинала работать, у нас тоже практически у всех было по полторы ставки. Может, из-за того, что были молоды, мне не казалось это катастрофой.

Но вы же сами недавно говорили о том, что нужно установить максимальный предел нагрузки учителя.

Мы сейчас вместе с профсоюзами разрабатываем проект примерных положений по оплате труда работникам образования. Будет введен верхний предельный уровень нагрузки.

То есть свалить на учителя 40 часов в неделю уже нельзя будет?

Нет, конечно. Хотя не исключаю, что кто-то из учителей захочет составить дополнительный договор о том, что готов взять на себя такую работу.

Добровольно?

Конечно.

Из интервью Ольги Васильевой "Комсомольской правде"

*Сегодня ставка учителя - 18 часов в неделю. То есть он должен проводить чуть меньше четырех уроков каждый день.

Дословно

Ольга Васильева, министр образования и науки России:

Наверное, учитель должен пройти через специалитет, а не бакалавриат. Этот вопрос обсуждается, он в поле зрения.