Стандарты в жизни школы свобода или ограничения. В российских школах появится новый образовательный стандарт среднего общего образования

До 2015 года в России должно быть разработано 800 профстандартов, которые придут на смену квалификационным справочникам. Сегодня проект профессионального стандарта педагога широко обсуждается педагогическим сообществом и общественностью 1 . По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, после того как профстандарт учителя будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя 2 . Сегодня мы предоставляем слово председателю рабочей группы по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога Евгению ЯМБУРГУ, директору Московского центра образования №109.

ЯМБУРГ Евгений Александрович - известный педагог и общественный деятель, директор Московского центра образования № 109, доктор педагогических наук.
Родился в 1951 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (ныне - Московский педагогический государственный университет). Разработчик и автор адаптивной модели школы. В разное время занимал официальные и общественные ответственные посты: руководителя Управлением образования Юго-Западного округа г. Москвы, советника министра РФ по вопросам образования, члена коллегии Московского департамента образования. Участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век ХХ». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический дека мерон», «Школа и ее окрестности», «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации». Опыт востребован в России и за рубежом, работы изданы в США, Израиле, Германии, Китае.
Заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО. Сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

О необходимости нового стандарта

Очень изменилось время. Реальные угрозы и вызовы нового тысячелетия сегодня остро ощущаются российской школой.

Одна из первых угроз человечеству - проблема генетической усталости. Она возникает в популяциях, где нарушается естественный отбор, и нарастает во всех цивилизованных странах - не только в России. Как любая европейская страна мы сегодня даже пятисотграммовых детей «вытаскиваем» в роддомах. Но это означает, что в их дальнейшем развитии могут возникнуть (и возникают) очень серьезные проблемы: например, минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания. Поэтому следует отдавать отчет в том, что, говоря корректно, ребенок, рожденный в искусственной среде, без нее жить уже не может. Ему требуется специализированное сопровождение: медицинское, психологическое, дефектологическое.

Сегодня учитель, как правило, к работе в таких условиях не готов, его этому не учат - ни в педагогическом вузе, ни в институте повышения квалификации. В результате он оказывается беспомощным, например, перед ребенком с синдромом дефицита внимания, который более четырех-пяти минут умственно работать продуктивно не может. Таких детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, сегодня много. Вывод: в полный рост поднимается проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя, очень серьезного расширения психолого-педагогического контента подготовки педагогов.

Даже по данным Минздрава РФ, к первой группе здоровья детей, то есть практически здоровым, относится 20 процентов. Не склонен полагаться на эти цифры, поскольку Союз педиатров России, с которым мы сотрудничаем, относит к этой группе только 2,5 процента. В связи с этим в профессиональный стандарт педагога введен огромный и, по сути, новый раздел - психолого-педагогический контент развития.

Во всем мире сегодня идут и весьма мощные демографические сдвиги. У народов с традиционной (архаической) культурой продолжает действовать естественный отбор (как когда-то в русских деревнях: родилось десять детей, четверо умерли, остальные здоровы), и за ними, если быть беспристрастными, - генетическое будущее. Их представители массово переселяются в те среды, где условия жизни более комфортны.

В европейских же странах среди коренного населения рождаемость, как известно, падает. Не так давно в странах Северной Европы прошла дискуссия на тему «Дети крадут счастье». Реалии таковы: современной европейской женщине, для того чтобы почувствовать себя матерью, достаточно иметь одного ребенка или, лучше, собачку. Дети у европейских женщин появляются, как правило, ближе к сорока, когда решены проблемы построения карьеры. Вполне реально, что к 2015 году в Германии немцев будет меньше, чем других народов. Такая же картина во Франции. В России, вероятно, если тенденция сохранится, к 2052 году представителей некоренных народов также будет больше, чем русских. Следовательно, нужно понимать, что речь идет о другой этнопсихологии.

Уже сегодня в школах Москвы и других крупных городов для значительного количества первоклассников русский язык неродной. Значит, необходимо другое преподавание русского - как иностранного. Кто этому учит?

И все эти проблемы уже сегодня присутствуют в современной школе, представляющей собой кипящий котел. Поэтому необходимы новые профессиональные компетенции, которыми мы раньше учителя не вооружали. Этим объясняется необходимость нового стандарта педагога.

О принципе неформального реформирования

Много заблуждений по поводу стандарта возникает потому, что документ читается невнимательно. Это беда наших людей: словесники читают про словесность, математики - про математику. Между тем, в стандарте педагога выверена каждая фраза, и она судьбоносна.

Любой стандарт у нас воспринимается как ограничение свободы. В немецком языке «стандарт» - это шаблон: «шаг влево, шаг вправо» недопустимы. В английском «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше - можно.

По нашему мнению, до сих пор в России никакой реформы образования не происходило. Была реформа экономики образования, управления, которая основывалась на бухгалтерском подходе. Однако «подушевое финансирование» никакого отношения не имеет к содержанию и способам реформирования школы сущностным образом.

Неслучайно, концепция и содержание профессионального стандарта педагога предваряются словами К.Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Разработанный стандарт - это попытка неформального реформирования, именно через голову учителя. Иначе никакой реформы не будет - это постулат.

В преамбуле к профессиональному стандарту педагога сказано, что нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил. Поэтому вслед за обсуждением и внедрением стандарта, еще лучше - параллельно, должна идти разработка стандарта подготовки педагогов: и в высшей школе, и в институтах повышения квалификации учителей. В противном случае получится иллюстрация к истории «пойди туда - не знаю куда».

К сожалению, сначала были приняты стандарты высшего педагогического образования - три года назад, потом - новый стандарт содержания образования, тогда как сначала нужно сделать стандарт подготовки педагогов и при этом изменить стандарт содержания педагогической деятельности.

Что в реальности? Согласно существующим педагогическим стандартам, сегодня высшая школа выпускает учителей русского языка без права преподавания литературы, учителей математики - без права преподавания информатики. Как это соотнести с реальной жизнью, скажем, сельской школы?

Довольно существенную «лепту» в педобразование внесло зачастую формальное внедрение принципов Болонской декларации. Вот характерный пример. В школу приходит бакалавр, филолог, сам еще допускающий ошибки. Молодому педагогу предлагают, «давай учиться, есть хороший методист». Ответ: «неинтересно, лучше пойти в магистратуру по психологии». Вывод: и филологом этот бакалавр не стал, и квалифицированным психологом за два года не станет.

В стандарте прописано, что «педагог должен» и что «педагогу рекомендуется». Например, в приложении по информационной подготовке учителя есть внятное уточнение: «при наличии и создании необходимых условий». Споры и критику вызывает также положение о том, что педагог должен иметь высшее образование. Но это вовсе не означает немедленной ликвидации педагогических училищ.

Особенность предложенного документа в том, что это стандарт не только учителя-предметника, а стандарт педагога. В практике других стран мира, чем меньше ребенок, тем выше квалификация пестующего его педагога, потому что самые сложные вопросы, связанные с ранней диагностикой и коррекцией, решаются позитивно в самом младшем возрасте - детского сада. Компенсировать проблемы в развитии детей можно до девяти-десятилетнего возраста, пока не сформировались лобные доли мозга. Поэтому, если дошкольную ступень понимать не только как уход и присмотр за детьми, а как очень тонкую работу, для нее необходима, безусловно, высочайшая квалификация педагогов.

Необходимость высшего образования педагогов - это цель. И для ее достижения нужно предпринимать очень серьезные усилия. Есть молодые люди, особенно в сельской местности, которые сознательно выбирают профессию педагога. Их необходимо из педучилищ, как это было и при советской власти, без экзаменов принимать на второй курс вузов, возможно, на очно-заочное обучение - создавать условия вхождения в профессию.

О структуре

За основу разработанного документа взята структура педагогической деятельности - это обучение, воспитание и развитие.

По сути, с обучением и воспитанием все более-менее понятно, что предполагает традиционные разделы: «учитель должен это и это». Смущает слово «должен», но это стандарт - учитель должен знать свой предмет, школьную программу... В нашей стране стандарт разрабатывается впервые. Однако в прошлом году аналогичный документ появился в Англии. Он состоит всего из 15 страниц - и там на каждом шагу: «учитель должен».

Самый сложный раздел касается развития, и он наиболее полно прописан, потому что на угрозы и вызовы сегодняшнего дня должен быть адекватный ответ.

Одна из серьезных претензий к разработчикам стандарта: «учитель не корифей всех наук», ему не под силу одному выступать в нескольких лицах. Однако в стандарте прописано, что учитель совместно с дефектологом, психологом решает проблемы ребенка. Глубоко убежден, что в существующих реалиях на любом факультете, где готовят, например, физиков, математиков или историков, нужно давать основы дефектологии: чтобы, работая совместно, педагоги разных специальностей, по крайней мере, понимали друг друга. Никто не даст учителю заниматься диагностикой - это не его работа. Но понимать, в чем проблема ребенка, уметь читать протоколы дефектологов и переводить их на язык конкретных педагогических действий педагог обязан уметь.

Эта проблема теснейшим образом связана с другим серьезным вопросом. Зарплата учителям повышена, это замечательно, потому что нищий учитель, как говорил Чехов, - это позор для России. Но за счет чего? За счет оптимизации штатного расписания. Грубо говоря, из школ погнали медиков, дефектологов, психологов. Они оказались «непрофильными активами». Это катастрофа!

О «дополнительных степенях свободы»

Стержнем документа является принцип деятельностного подхода. В этом его революционность. Разработчики стандарта настояли на абсолютной гласности: проект концепции был опубликован для широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Далее необходим период апробации, когда добровольно территории, педагогические вузы, центры переподготовки учителей начнут реализовывать пилотные проекты.

В стандарт введено понятие «региональный компонент» идаже «школьный». В нашей стране есть и Якутия, и Ставрополь, и Москва, и Татарстан - все это разные «планеты». Стандарт же - это еще и договор работодателя с учителем, но в каждом регионе свои особенности. Региональное наполнение стандарта - с учетом собственной специфики, сельская школа или городская, мононациональный регион или полиэтнический - должно быть разработано на местах.

Сами школы тоже разные. В выдающейся математической, где учатся победители всех мыслимых и немыслимых международных олимпиад, сумрачный доцент, витающий в формулах, будет замечательно воспринят. Но в инклюзивной школе - такого, наверняка, очень скоро «попросят из класса». В зависимости от тех программ, которые реализует школа, и возникают дополнительные требования к учителю.

К слову, у нас лежит уже довольно большое количество заявок из разных регионов, представители которых готовы включиться в работу по апробации стандарта. Педагоги жаждут живого дела, они устали от формализма. При этом вопрос о финансировании даже не стоит, хотя оно, конечно, тоже необходимо - дайте свободу творчества.

Об «уроках» на завтра

Предложенный стандарт не только фиксирует то, что существует сегодня, фактически он ставит цели и задачи, указывая направление, куда нужно двигаться. Это стандарт на вырост. Подчеркнем, одна из задач документа - отсечь все, что не относится к профессиональной деятельности учителя.

В качестве аргумента: сравните новый стандарт и сегодняшние тома Квалификационных характеристик должностей работников образования. Не являясь идеалистом и понимая, что все можно превратить в собственную противоположность, убежден - сегодня необходимо сделать три вещи: стандарт педагога (он уже существует), стандарты подготовки педагога (изменение высшего образования) и новую схему аттестации учителя, чтобы не было «насилия» над ним. Вот тогда - по принципу системного подхода - документы заработают.

Согласно проекту стандарта, наряду с внешним аудитом должен быть внутренний - это международная практика. Все крупнейшие профессиональные ассоциации боятся как раз последнего. Возьмем мощнейшее профессиональное сообщество Америки - психотерапевтов. Для того чтобы туда не проникали шарлатаны, чтобы не очень нравственные доктора не решали свои проблемы за счет больного, ассоциация один раз в два года проводит переаттестацию собственных кадров. Но такой принцип может торжествовать только в условиях развитого гражданского общества.

До тех пор, пока единственным игроком на поле образования будет чиновник, все будет извращаться: не потому, что в профильном министерстве работают некомпетентные люди, а потому, что давно надо переходить к государственно-общественному соуправлению.

Что в связи с этим предложено в качестве «дорожной карты» к стандарту? Уже на стадии обсуждения документа запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профстандарта учителя. С этой целью создать общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя - 2013». Ассоциация ни в коем случае не может быть политизированной - входным билетом должны стать не взносы, а репутация учителя и его профессиональный статус.

Позиция заявлена

Согласитесь, в реформировании системы образования было совершено и продолжает совершаться большое количество ошибок. Выступивший с инициативой «Наша новая школа» президент Д.А. Медведев предложил «влить свежую кровь» в систему образования. Предполагалось, что доценты и аспиранты, обладающие современным видением, массово придут в школы. Практика показала, аулам и деревням это не грозит.

В январе 2013 года в Ставропольском государственном педагогическом институте состоялось выездное заседание рабочей группы Общественного совета при Минобрнауки РФ с участием главы ведомства на тему «Педагогическое образование: профессиональный стандарт и подготовка учителя». По его итогам Дмитрий Ливанов пришел к выводу о необходимости разработки нового стандарта педагога.

Мне было доверено самостоятельно набрать группу разработчиков. На заседаниях сначала кропотливо обсуждалась структура стандарта, далее - детально каждый раздел, каждое предложение. Министр присутствовал на всех заседаниях, интересовался, вникал. Так родился документ - профессиональный стандарт педагога.

Стандарты по всем профессиям будут - есть соответствующее решение правительства. Опыт многолетней работы подсказывает: профессиональные стандарты лучше разрабатывать непосредственно «заинтересованным» лицам, чем ждать, когда их «спустят сверху». Первый сделали специалисты в области гостиничного и ресторанного бизнеса, второй - педагоги.

Позиция заявлена. Если есть возражения, дайте свой стандарт. Пожалуйста, обсуждайте, добавляйте, критикуйте. Но критика должна быть конструктивной.

  1. В июньском номере журнала «АО» эту тему раскрывает академика РАО Б.М. Бим-Бада (№64, 2013), в сентябрьском (№65, 2013) - ректора Волгоградского государственного социально-педагогического университета Н.К. Сергеева.
  2. http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3625

«Я был причастен к принятию стандартов образования в 2004 г., - говорит Владимир ФИЛИППОВ, ректор РУДН, министр образования в 1998-2004 гг. - Тогда учебная нагрузка на учеников была снижена на 15% и впервые появилась профильная школа - по 13 направлениям. Новые стандарты более взвешенные и прогрессивные. Определены не только набор дисциплин, но и требования к обеспечению образовательного процесса (например, учитель старших классов должен уметь работать с электронной почтой и Интернетом, мультимедийным оборудованием. - Ред.). Есть новые интегрированные курсы. К примеру, если ребёнок не хочет изучать чистую физику, биологию или химию, он может выбрать естествознание, дающее общие представления о естест­венно-научной картине мира. То, что дали старшеклассникам возможность выбора профиля и сохранили общее образовательное пространство в стране за счёт шести , - это тоже большой плюс. А иначе что было бы, если бы одна школа учила одному, а другая - другому?..»

«Обязательных предметов в старших классах должно быть не больше половины, - не соглашается Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования ВШЭ. - Вариативная модель обучения - это вовсе не наше изобретение. На Западе школьники в 15 лет заканчивают «обязаловку», и далее начинается профильное, прикладное образование. Человек должен ещё во время обучения в школе научиться формировать долгосрочную программу образования. Умение выбирать, мыслить сегодня важнее заучивания. Но у нас вариативный стандарт был принят в сильно смягчённом виде под давлением профессионального лобби - педагогов, которые боятся остаться не у дел, если их предметы дети не выберут. Большой плюс новых стандартов - исследовательский проект. Старшеклассник должен уметь самостоятельно что-то делать, получать результаты и защищать их».

Вопрос, как понять, работает по новым стандартам или детей в ней учат по старинке, а углублённое изучение означает лишь формальное увеличение учебных часов по тому или иному предмету, - пока остаётся открытым. «В стандартах нет чётких, понятных для всех критериев оценки работы образовательных учреждений, не прописано, за что и какую они несут ответственность, - утверждает Виктор ПАНИН, председатель комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - Должен быть постоянный мониторинг в школе: не устарели ли методики, насколько квалифицированны кадры, соответствует ли современной ситуации материально-техническое обеспечение и т. д.»

Бесценные услуги

В новом документе Мин­обрнауки обучение детей в школе названо «образовательной услугой», которая предоставляется учебными учреждениями по заказу учредителя. И некоторые школы уже начали требовать от родителей подписывать договор на оказание таких услуг. Таким образом нас плавно подводят к тому, что учёба наших детей станет платной? «Нет, - заверили «АиФ» в Министерстве образования. - Всё, что прописано в стандарте, должно быть бесплатно». Читаем документ: не более 37 учебных часов в неделю, то есть по 7-8 уроков в день, включая предметы по выбору и дополнительные курсы, а также 700 часов внеурочных занятий за два года. Все факультативы, которые в эту схему не укладываются, могут делать платными.

Стандарты приняты, но всеобщее введение их намечено лишь к 2020 г. Ещё не написаны программы и , не подготовлены кадры. Важно, чтобы это делалось планомерно и серьёзно. Ведь на кону - будущее наших детей.

К первым отнесем такие как: - юридические; - связанные с характером деятельности требования деятельности; - связанные с социальными установками ожиданиями традициями стереотипами и т. В контексте обсуждения данной темы мы будем использовать термин свобода так как его определяет Черных П. Термин ограничения здесь будет пониматься как вытекающие из законов нормативных актов из решений государственных органов и этических норм принятых в определенной культуре профессии пределы границы за которые не должна выходить деятельность...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Реферат

Особенности реализации свобод и ограничений подготовки специалиста в современной системе высшего образования России


Приступая к анализу данной проблемы, важно понимать, что в любой деятельность присутствуют определенные свободы и ограничения, которые могут быть внешними и внутренними . К первым отнесем такие как:

Юридические;

Связанные с характером деятельности (требования деятельности);

Связанные с социальными установками (ожиданиями, традициями, стереотипами и т.п.);

Этические (профессионально этические)

Ко вторым – природные и личностные . В контексте обсуждения данной проблемы под «природными» будут пониматься все возможности, связанные с биологией человека, его генетическим потенциалом. А под « личностными » - все возможности субъекта социальных отношений, т.е. такого человека, который обладает способностью в своих действиях и поступках ориентироваться на других людей 1 .

В контексте обсуждения данной темы мы будем использовать термин «свобода» так как его определяет Черных П.Я.:

«…. с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, к своей народности – словом, к своим» (Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 2 т. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз., 1999, с.148).

Термин «ограничения» здесь будет пониматься как вытекающие из законов, нормативных актов из решений государственных органов и этических норм, принятых в определенной культуре, профессии пределы, границы, за которые не должна выходить деятельность субъектов.

Выделенная тема включает в себя несколько аспектов, которые кратко могут быть сформулированы в виде тезисов:

1) построение практик развития всегда происходит в условиях определенных политических, экономических, правовых и т.п. изменений, которые задают определенный баланс свобод и ограничений. Это регулируется как институционально, так и субъектом (ами) созидания самой среды развития и себя;

2) соотношение форм практик развития (коллективных и индивидуальных) зависит от:

Характера ограничений и свобод, специфичных для каждого объекта и субъекта развития;

Поставленных целей, их содержания и иерархии;

Возможных (доступных) средств.

3) подготовка специалистов «помогающих профессий» на современном этапе развития высшего профессионального образования в России осуществляется в условиях, где выражен дисбаланс внешних и внутренних

Свободы и ограничения в образовании

Создавая и совершенствуя высшее профессиональное образование как социальную практику, мы не можем обойти вопросы ее свобод и ограничений. В отличие от естественной среды, в человеческой культуре вопрос границ (и как следствие "свободы, автономии, суверенности") - важная часть проблемы развития личности, ее внутреннего мира. Известно, что образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества , приобщения его к культуре данного общества. В учреждениях образования происходит целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. В экономическом смысле образование - отрасль экономики, объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой кадров преподавателей, воспитателей.

Свободы и ограничения в образовании - предмет постоянной рефлексии (осознанной или не совсем осознанной) всех участников образовательного взаимодействия. Как и в любой другой человеческой деятельности, осознание и принятие ее границ, возможностей – важное условие контроля и эффективности. Сердцевиной моего доклада будет проблема определения границ пространства «свободы-несвободы», «автономии-суверенности» в условиях современных образовательных сред. По сравнению с тем, что мы имели в конце ХХ и даже начале ХХ I столетия, эти границы существенно изменились как юридически, так и психологически для всех субъектов образовательных сред (воспитанников, учеников, студентов; воспитателей, учителей, родителей, преподавателей). Попытаюсь показать основные аспекты этой проблемы «сверху», т.е. с «кочки зрения» того звена, которое сегодня обозначается как «высшее профессиональное образование» (ВПО).

Сегодня в России активно обсуждается вопрос о принципах, на которых построена нынешняя реформа высшего образования. В частности, что именно положено в основу производимых изменений?

Как одна из форм социальной практики ВПО обладает символическим и материальным измерениями. Сегодня, к большому моему сожалению, второе явно занимает ведущие позиции. Для того, чтобы понять причины дискуссий про проводимые реформы, надо проанализировать три основных фактора, определяющих результаты ВПО и неразрывно связанных друг с другом, находящихся в отношениях единства: экономический, юридический и психолого-педагогический .

Анализ публикаций последних лет показывает, что сегодня при публичной оценке содержания, процесса и результатов ВПО в России все чаще используются такие понятия как «рентабельность», «услуга», «уровень» и т.п. Поэтому здесь важно обсудить такие вопросы как:

Насколько правомерно (в прямом смысле этого слова) мы можем использовать эти понятия при стремлении объективно оценивать высшее профессиональное образование?;

Насколько корректно при рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением качества ВПО, использование в качестве основных именно экономических, количественных критериев?

Если начать с анализа основных нормативно-правовых документов, касающихся образования, то основными нормативно-правовыми документами, в которых содержится правовое обоснование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, сегодня являются:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013);

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

В первом из этих документов есть раздел, в котором определены основные понятия, используемые в данном Законе 2 . Анализ текста показывает, что в нем первое понятие (рентабельность) вообще отсутствует, второе (услуги) встречается только в сочетании со словом «государственные» или «платные образовательные». Понятие «уровень» используется достаточно часто и входит в число основных понятий данного Закона (Статья 2. подраздел 5, 6; Статья 5. подраздел 2; Статья 15. подраздел 3.1.). Однако здесь не упоминается, КАК измеряется это уровень и КТО может его измерять (кого мы можем называть «оценщиком», экспертом)

Итак, ответ на первый вопрос может звучать следующим образом:

Понятие « рентабельность » некорректно использовать при объективной оценке высшего профессионального образования, т.к. отсутствуют нормативные основания для этого;

Понятие « услуга » может быть использовано в тех случаях, когда речь идет о государственных обязательствах и дополнительной (платной) образовательной деятельности.

Понятие « уровень » может быть использовано как количественная характеристика образовательного процесса, отражающая

а) процесс завершенности цикла образования («завершен-не завершен»);

б) соответствие имеющихся знаний, умений, навыков и компетенций ФГОС («соответствует-не соответствует»); подготовленности субъекта к выполнению определенного вида профессиональной деятельности («готов-не готов»);

в) меру успешности (точнее – «сверхмеру») образовательных результатов у лиц, которые проявили выдающиеся способности в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.

Второй вопрос: насколько правомерно при рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением качества ВПО, использование как основных, количественных критериев?

Понятие «качество», данное в Философской энциклопедии подчеркивает следующее:

« Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от др. объектов. Вместе с тем К. выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов»

Понятие «качество образования» в рассматриваемом нами Законе определяется следующим образом:

«…качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Статья 2. Подраздел 29.)

Из этого определения получается, что качество есть тогда, когда «образовательная деятельность и подготовка обучающегося» соответствует ФГОС, «образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность».

Данное понятие упоминается в этом Законе в ряде статей (Статьи 5, 10, 11, 19, 28), в разных контекстах. Важно, что эти контексты подчеркивают необходимость создания условий для получения гражданами страны качественного образования и определяют учреждения, которые обязаны это контролировать.

Очевидно, что философское определение и определение, данное в Законе об образовании, не тождественны по сути. Для практик развития это означает, что мы обязаны руководствоваться последним, но по сути здесь речь не о качестве, а об «уровне», т.к. подчеркивается «степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам…».

Возвращаясь к вопросу о свободах и ограничениях, выделим, что нормативно задается и то, и другое. Любой специалист, используя Закон, может быть, как ограничен в своих возможностях, так и быть свободным, опираясь на его положения. Например: если я буду руководствоваться определением Закона о том, что такое «качество образования», то работая в Вузе, я могу просто «автоматически», «формально» делать все, что соответствует требованиям ФГОС. И в этом будет моя свобода: я свободен от собственно «качества», понимаемого в философском смысле. Я могу просто все «подогнать» под ФГОС, или могу переписать у кого-то требуемое (у того, кто ранее меня сделал такой стандарт). Само сочетание «стандарт качества» - глупо звучит в такой нормативно заданной реальности.

Еще пример: зная Закон, я могу чувствовать собственную свободу, опираясь на его положения, защищающие меня от всяких коньюктурных манипуляций со стороны руководства и спокойно реагировать на попытки оценивать мой профессионализм способностью «оказывать услуги», количественными показателями моей рентабельности или иными придуманными кем-то параметрами, как на нарушение Закона. В то же время, я понимаю ограничения, накладываемые на меня тем же Законом или Уставом учреждения, при выборе места работы и должности. Я СВОБОДЕН в своем выборе.

Не менее важен при обсуждении данной проблемы фактор, который условно назван «педагогическим». Здесь речь идет о той профессиональной методологии, которая положена в основу осуществляемого процесса подготовки специалиста. Те, кто создает нормативные, экономические условия для развития ВПО, если хотят оптимального или высокоэффективного результата, то не могут обойти содержательные аспекты собственно преподавания, а также особенности вузовского преподавания и т.п. К сожалению, некомпетентность в методологических вопросах собственно преподавания часто приводит руководство образованием к решениям, которые существенно ограничивают ранее зафиксированные свободы практик развития. Как именно некомпетентность в понимании содержательных аспектов сущности преподавания может повлиять на качество образования, покажу на достаточно «свежем» и наглядном примере. В качестве примера возьмем изменения нормативных оснований процесса присуждения ученых степеней и званий.

В 2011 году в целях совершенствования оценки научной и преподавательской квалификации специалистов выходит Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 475 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74". В декабре 2013 года в тех же целях выходит новое Постановление правительства РФ за номером 842. В чем принципиальная разница этих двух документов?

До 2013 года данная нормативная база соответствовала основным положениям современной психологии, проводящей различия между способностями к научной деятельности и преподавания. С 2013 года в основе Постановления лежит идея: " хороший ученый=хороший преподаватель".Можно ли отождествлять две различные группы способностей и компетенций? Такой подход не только создает путаницу понятий, не только опасен своими последствиями в плане определения (выделения и назначения экспертов – о чем мы еще поговорим далее), но и существенно ограничивает практики развития преподавания, т.к. заставляет специалистов способных к преподаванию тратить колоссальное количество времени на занятия иной по сути работой, которая является не только средством повышения формального статуса, но и существенно расширяет функции работника, требования к достижениям.

В связи с этим у меня есть гипотеза: те, кто работают "оценщиками" и "проектировщиками" таких документов, просто не способны найти критерии оценки преподавателя. И прежде всего - качества работы. Либо идут самым простым (формальным) путем: зачем искать, если есть готовый, легкий путь формальных количественных измерений научного работника:

По наличию/отсутствию ученой степени;

По количеству научных публикаций в строго регламентированном списке изданий;

По индексам цитирования и т.п..

При этом не проводится дифференциации для вузов разной направленности и категорий . В России вряд ли найдется человек, который не знает, что условия и требования к образовательным результатам, преподавателям и организации учебного процесса в технических и гуманитарных вузах разные; возможности большинства столичных учреждений образования явно отличаются от возможностей региональных вузов и т.п.

Как их можно оценивать только одним мерилом?

Такой путь наверное может быть более или менее адекватен, когда условия у всех примерно равные. Но сегодня это далеко не так. Поэтому наиболее способные всегда стремились (и будут стремиться) в насыщенную профсреду, с максимальными возможностями роста. Что еще более усиливает неравенство, т.к. идет отток потенциально сильных специалистов из «слабых» регионов. Получается, что сейчас государство стимулирует практики развития в средах, которые заведомо обладают бОльшими возможностями и создает трудности для сред, где эти возможности минимальны. Обнародовав список «неэффективных Вузов» государство может целенаправленно, а может и случайно, «засветило» всему обществу, с одной стороны остроту проблему дифференциации образовательных условий в разных регионах, а с другой – проблему неадекватности оценочных инструментов имеющимся реалиям.

Самое удивительное заключается в том, что собственно качественные характеристики профессионализма преподавателя давно известны и описаны. Мало того, они представлены в ФГОС как часть компетенций выпускника. Сейчас их пытаются также прописать в профстандартах (ПС), необходимость принятия которых была очевидна уже лет 10 назад. Последующее затем введение процедуры сертификации 3 позволит уже определять уровни имеющегося качества. И тут встает «вечный вопрос»: «А судьи кто?»

Здесь необходимо внести ясность в такие вопросы как:

Есть ли у нас «институт экспертов» в области ВПО?

Заложено ли развитие «компетенций эксперта» в программу подготовки специалиста?

Каковы общие критерии выбора «экспертов» и на чем они построены (на каких методологических основаниях)?

Определения термина «эксперт» весьма разнообразны и отличаются как по точности, конкретности, так и по ширине, глубине. Но в большинстве случаев речь идет о « специалисте, обладающем достаточным опытом и квалификацией для проведения исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы в той или иной области ». Обратите внимание на то, что эксперт не универсален – он опытен и квалифицирован в конкретной области , в той, где достиг успехов и имеет достаточно большой опыт. И как же тогда вышеуказанное приравнивание (хороший ученый=хороший преподаватель) рассматривать? Как некомпетентность, методологическую ошибку, глупость? Или как сознательный ход, сделанный для «укрупнения квалификации» с целью экономии? Сразу приходит из глубин памяти опыт советских педвузов, которые укрупняли факультеты, создавая что-то вроде вот этого: «историко-филологический факультет» или «факультет обществоведения, истории и иностранного языка». В результате выпускники таких факультетов были немного обществоведами, немного историками и немного знали иностранный язык.

Мне показалось интересным описание, в котором дан некий ряд профессионального роста:

ученик > стажёр > специалист > мастер > рационализатор > эксперт > творец.

При этом подчеркивается, что эксперт различает работы специалистов, мастеров и даже творцов. А вот творить как творец он не обязан.

Мне не удалось найти ни одной работы, в которой бы были приведены более или менее четкие обоснованные (аргументированные) и строго прописанные (обозначенные) критерии, позволяющие «опознавать» того, кто является экспертом. В большинстве случаев при описании этого феномена в каком-то контексте (экономическом, научном, юридическом и т.п.), как правило, упоминаются такие признаки как «высокая квалификация», «большой опыт работы в данной сфере, по данной проблематике», «быстрота принятия адекватных, эффективных решений», т.е. неопределенные количественные параметры (высокая…, большой…., быстрота…). В качестве примера попытки такого определения приведу текст Положения о сертификации аттестационных экспертов в сфере образования Республики Татарстан (2008 г.), где написано:

«Эксперт должен обладать следующими признаками:

Наличие способности к проведению комплексного, всестороннего анализа деятельности аттестуемого работника, документов, связанных с соответствующим направлением экспертной деятельности;

Наличие способностей и возможностей к осуществлению исследовательской деятельности в области образования»

Важно подчеркнуть, что здесь упоминается только «наличие способностей и возможностей …».

Текст Закона РФ об образовании указывает нам, что в структуре системы образования должны быть «уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации», осуществляющие экспертизу образовательной деятельности, образовательных учреждений, образовательных программ, учебников и т.п. (Статья 92. «Государственная аккредитация образовательной деятельности») Также здесь ясно определено все, что касается «Педагогической экспертизы» (Статья 94) «Независимой оценки качества образования» (Статья 95). Есть особые статьи, определяющие требования как к программа, так и лицам их реализующим (Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования; Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств; Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта; Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой; Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации)

Итак, благодаря Закону мы знаем, кто должен проводить экспертизу (может выступать в качестве эксперта), но не имеем более или менее конкретных признаков того, кого можем назвать экспертом . У нас недостаточно оснований для определения того, кто может быть экспертом «качества образования», «качества преподавания», но мы знаем кому (каким юридическим лицам) разрешено проводить экспертизу в образовании.

Хотя на сегодняшний день у нас есть и Рособрнадзор, и Федеральный институт развития образования (проводящий семинары по экспертизе программ профессионального образования и выдающий сертификаты на право проведения такой экспертизы), и РАО, и проводятся Всероссийские конференции экспертов по оценке качества образования. Кроме того, еще в 2010 году на такой конференции Владимир Дмитриевич Шадриков говорил следующее:

Требуется соответствующая система подготовки экспертов, которые должны в этих условиях знать, что надо оценивать и как это делается;

Эксперты должны проходить специальное обучение;

Для них должна быть разработана специальная программа подготовки.

У нас даже есть и Гильдия экспертов в сфере профессионального образования (Президент - Александр Подшибякин). Но……

Еще один важный аспект обсуждаемой темы - любая практика не монопрофессиональна. Самые интересные идеи нового опыта обнаруживаются в "межпредметном поле", при преодолении границ узкопрофессионального предметного поля психологии. В классическом университетском образовании заложена готовность к такому выходу. В частности, в учебном плане классического университета всегда были и есть смежные и общие дисциплины, не относящиеся к собственно предмету. Они позволяют видеть специфику границ и собственно межпредметное поле. Но как это проявляется, используется в реальном профессиональном труде, зависит от характера среды, в которую попадает специалист. В одной среде его "загоняют" в узкое предметное поле и очень негативно (а иногда и агрессивно) относятся ко всем попыткам "выхода за границу". В другой, это просто норма и позитивно стимулируется как важнейшая часть профкомпетенции. Но последние, с моей точки зрения, могут существовать и развиваться там, где есть либо объективные актуализированные запросы (потребности) реальности, либо там, где ее искусственно кто-то организует, понимая, что без этого не будет движения.

Создаваемые сейчас в России ФГОС высшего профессионального образования и профстандарты (ПС) в сфере помогающих профессий задают границы собственно предмета работы специалиста. Одновременно они предполагают свободу в том значении этого слова, которое редко используется при обсуждении этого вопроса (Черных П.Я., 1999, с. 148). Это позволяет надеяться на то, что все специалисты, которые увлечены проблематикой образования, являются не просто исполнителями чужой воли, а свободными («личностноответственными») людьми, осознающими принадлежность к общему делу. Поэтому они всегда преодолеют возникающие в их деле трудности.

Еще один аспект обсуждаемой темы отражен в тезисе о том, что подготовка специалистов «помогающих профессий» на современном этапе развития высшего профессионального образования в России осуществляется в условиях, где выражен дисбаланс внешних и внутренних ограничений, проявляющийся в явном преобладании первых и недооценке потенциала вторых.

Современная методология профессиональной подготовки специалистов «помогающих профессий», как следует из множества работ по проблемам ВПО и дополнительного профессионального образования (ДВПО), предполагает личностноцентрированность. Более всего, естественно, это касается подготовки специалистов в области практической психологии. Но по-прежнему трудно не согласиться с тем, что до сих пор в этой области, существует «примат объекта усвоения - содержания знания - перед субъектом» (Ляудис В.Я., 2000). В большинстве своем учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки практического психолога не адресовано к личности 4 будущего профессионала, не предполагает актуализации ее потенциала , что, в свою очередь, не создает «зону перспективного ее развития» (Там же)

В то же время, многочисленные публикации, посвященные проблемам профессиональной подготовки и эффективности образования взрослых подчеркивают очевидность того, что центрированность образования на личности будущих профессионалов неотъемлемая часть их подготовки 5 . В частности, одни из основных принципов такой подготовки - использование жизненного личного опыта обучающихся. Очевидно, что для подготовки практического психолога принципиально важно, чтобы будущий специалист смог осознать свой опыт, т. к. это позволит ему оценить собственные ресурсы и эффективно их использовать для самоактуализации в выбранной специальности. В работах отечественных психологов, занимающихся проблемой профессионализма, отмечается важность знания о себе (рефлексии, "личностной компетентности" и т.п.) как непременного условия достижений. Общеизвестно, что необходимыми составляющими профессионализма считаются осведомленность в предметной области труда, знания и операциональные компоненты деятельности, включая умения саморегуляции действии и психических состояний 6 .

Также в обсуждении выделенной проблемы важно обратить внимание на то, что человек - открытая нелинейная саморазвивающаяся система. Как субъект он способен к многовариативности преобразования не только окружающего мира, но и в первую очередь самого себя 7 . Очевидно, что чем выше уровень его психологической зрелости, тем естественнее и полнее обнаруживает себя эта способность. Здесь важно отметить, что психологическая зрелость – неотъемлемая составляющая «вершинного образования личности»: ее психологической культуры (Семикин В.В., 2002). Низкий уровень последней несовместим с полноценным получением специальности в области помогающих профессий и недопустим для тех, кто готовит будущих профессионалов для этой сферы (Дубровина И.В., Карнаухов В.А., Семикин В.В., Черникова Т.В. и др). Множество составляющих этой проблемы включены в контекст работ, посвященных обсуждению общих проблем зрелости личности (Портнова А.Г., 2008 ; Русалов В.М. , 2006; Шамионов Р.М., 1997 и др.). Свой вклад в решении этого аспекта проблем обучения в системе ВПО вносят и специалисты Психологической Службы Вуза.

Отсюда понятна возможная стратегия преодоления существующего разрыва (несостыковки):

Личностно-центрированный характер образовательного процесса;

– нормативное закрепление профессиографических качеств практического психолога и внесение их в содержание работы тех, кто занимается вопросами профориентации, профподготовки и профотбора;

Внесение в список компетенций ФГОС помогающих профессий, того, что условно можно обозначить как «личностная компетентность».

Но в центре внимания обсуждаемой темы все-таки не столько общие проблемы ВПО, сколько подготовка специалистов «помогающих профессий», к которым чаще всего относят социальную работу, социальную педагогику, практическую психологию. Здесь важно еще раз подчеркнуть:: затруднения в подготовке специалистов «помогающих профессий» во многом обусловлены характером образовательных результатов школьного обучения и воспитания (в случае ДВПО – и образовательными результатами предшествующего вузовского обучения и воспитания): недостаточным уровнем психологической готовности к высшему профессиональному образованию и к освоению выбранной специальности. Эти затруднения могут быть преодолены комплексно и, прежде всего, через изменения характера обучения в школах и Вузах; в задачах психологической службы образовательных учреждений. Последнее требует реализации в учебном процессе «личностно ориентированного обучения» (К. Роджерс), где субъекты взаимодействия рассматриваются как партнеры в диалоге (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер) и признается их самоценность и равноценность. Очевидно, что такой процесс предполагает определенный уровень психологической зрелости субъектов учебно-профессиональной деятельности. Как следствие – определенный уровень психологической культуры. Процесс обучения взрослых как будущих специалистов по оказанию психологической помощи предполагает психологически зрелых субъектов , готовых к конструктивному взаимодействию, объединенных изначально событием общения, в котором происходит некий "прорыв" личностей навстречу друг другу.

В контексте проблем психопедагогики ВПО это может обозначаться как «готовность личности к сознательным, произвольным изменениям норм и способов собственного поведения в условиях требований особой образовательной среды Вуза». Последнее позволяет сделать следующие выводы:

1) психологическая готовность 8 к высшему профессиональному образованию практического психолога – один из образовательных результатов имеющегося школьного обучения и воспитания. В случае дополнительного высшего профессионального образования (ДВПО) – образовательный результат предшествующего вузовского обучения и воспитания.

2) высшее профессиональное образование предполагает определенный уровень готовности будущего специалиста к нему не только на уровне знаний, учебных навыков и умений, но и в целом личностную готовность 9 к качественно иной ступени деятельности и освоения профессии . Прежде всего это касается характера мотивации и опыта самостоятельной деятельности;

3) одна из задач психологической службы школы и Вуза в контексте обсуждаемой темы – определение и развитие внутренних ресурсов будущего специалиста, их соответствия требованиям именно к его личности.

Отметим, что человек, выбирая будущую профессию, сензитивен к развитию и становлению субъектности. Для решения проблем психологии обучения и воспитания будущих специалистов в области помогающих профессий также важно то, что этот процесс предполагает не только «овладение» и «присвоение», но и «развитие» и «саморазвитие» самой личности, которая, как известно, в такого рода профессиях является «главным инструментом» эффективной деятельности.

Итак, подводя итоги обсуждению выделенной темы, можно сделать следующие выводы.

1. Проблема свобод и ограничений в подготовке специалиста на современном этапе развития высшего профессионального образования в России недостаточно проработана и слабо представлена в научных, научно-методических и практикориентированных публикациях.

2. Установление оптимального баланса свобод и ограничений в подготовке специалиста на современном этапе развития высшего профессионального образования в России требует основательной методологической проработки вопросов, связанных с содержанием:

а) имеющихся нормативных документов;

б) научных, научно-методических и практико-ориентированных рекомендаций организаторам образования и специалистам;

в) концепций развития образования и подготовки специалистов.

Основная цель такой работы - приведения их в соответствие с существенными характеристиками самого процесса образования, преподавания в высшей школе, проведения экспертизы этого процесса и качества подготовки тех, кто его реализует.

3. Организаторы реформ в российском высшем профессионально образовании пока не уделяют достаточного внимания, недооценивают или игнорируют методологические основания психологии и педагогики высшей школы при разработке концепций, направленных на существенные изменения в образовании и принятии соответствующих нормативных актов.

4. В современном отечественном образовании недостаточно как правовых, так и научных оснований для определения сущности понятия «эксперт» и, как следствие критериев того, кто может быть экспертом «качества образования», а также «качества преподавания».

5. В нормативных документах, касающихся подготовки практических психологов в системе ВПО и ДВПО, необходимо следующее:

Дополнить квалификационные требования ФГОС характеристиками личности обучающихся в контексте необходимости определения их психологической зрелости;

Внести их в содержание профессиографических характеристик личности практического психолога и в содержание работы тех, кто занимается вопросами профориентации, профподготовки и профотбора.

6. Проведенный анализ показывает, что указанные выше нормативные, методологические и методические недоработки создают сегодня серьезные затруднения в решении проблем как подготовки будущих специалистов, так и в кадровой политике системы ВПО

Литература

  1. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. — СПб., 2008
  2. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Профессиональные стандарты и подготовка практических психологов. // Вестник практической психологии образования 2013. №3 (36), с. 3-8
  3. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании // Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.115-199.
  4. Кудрявцев В.Т. Практика как методологическая проблема культурно-исторической психологии. // Журнал практического психолога. 2010. № 1.
  5. Кучер, С. Идеальный эксперт в образовании // Народное образование.-2008.-№5.-С.102-107
  6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во УРАО, 2000
  7. Пахальян В.Э. О методологических основаниях системы подготовки специалистов помогающих профессий // Психология в вузе. 2011 №1, с. 94-103
  8. Прусак, А.И. Актуальное требование к экспертам в сфере образования: мудрость // Школьные технологии.-2006.-№5.-С.161-165
  9. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива ТЗЗ / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
  10. Тубельский, А. Какие способы экспертизы известны в культуре? // Педагогическая диагностика.-2008.-№4.-С.7-27.
  11. Хазбэндс К. Почему качество преподавания имеет значение и как его улучшить // www.gosbook.ru/node/70731
  12. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. (Биб-ка ж. «Директор школы», вып.2, 2000г.) - М.: «Сентябрь», 2000.

2 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

3 Сертифика́ция — подтверждение соответствия качественных характеристик объекта установленным стандартам. Эта процедура предназначена для оценки уровня той или иной компетенции. Разрабатывается с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов.

4 Здесь и далее понятие «личность» мы будем использовать так, как его понимает В.А. Иванников: личность - «….человек, способный при реализации отношений к миру, обществу и самому себе ориентироваться на других людей и выбирать деятельности и действия с их обязательной нравственной оценкой, меняя при необходимости свою деятельность и самого себя через волевую регуляцию деятельности и действий и намеренное изменение иерархии ценностей (потребностей, мотивов, принципов жизни)» (Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, с. 168)

5 Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996; Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994; Brookfield, Stephen (ed.) Self Directed Learning: Prom Theory to Practice. San Francisco: Jossey-Basa, 1985; Cross, Patricia. Adults As Learners. San Francisco: Jossey-Bass, 1980; Mezirow, Jack. "A Critical Theory of Self-Directed Learning", Brookfield, S. (ed.) Self-Directed Learning: From Theory to Practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1985 и др.

6 См. например: Климов Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности. // Психологический журнал. 2005. № 3, том 26, с 99; Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996, с. 5; 34-39.

7 Юрина Е.А. Проблема субъектности в психологическом образовании. // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. / Под ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). - Волгоград, 2011, с. 124-126

8 Здесь и далее под психологической готовностью будет иметься в виду определенное состояние внутреннего мира человека (в целом - когнитивной, аффективной, регулятивной составляющих), способствующее или препятствующее его самоактуализации как личности во всех важных для нее аспектах жизни: в деятельности, общении и т.п. Это своеобразная сензитивность к принятию новой «внутренней позиции» (Л.И. Божович).

9 Здесь и далее под личностной готовностью мы будем опираться на определение «личности» указанное выше. В соответствие с ним она будет рассматриваться как тот уровень развития человека, когда он способен принимать решения и брать на себя ответственность, действуя сознательно, произвольно тем или иным образом решая проблемы, встающие перед ним в условиях самостоятельной и совместной с другими людьми деятельности, ориентируясь на окружающих его людей, на установленные в данной культуре нормы, правила поведения.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2692. Роль субъекта информатизации высшего образования в современной России 16.35 KB
Подопригора Вопросы информатизации образования приобрели особую остроту в связи с развитием информационных технологий в мире и образовании. Многогранное изучение информационных процессов повлекло за собой необходимость в профессиональной подготовке тех кто будет вносить свой вклад в развитие информатизации образования заниматься исследованиями осуществлять преподавательскую деятельность в информационной среде общества. Глобальные перемены в мировоззрении жизнедеятельности общества ведут к необходимости информатизации образования освоения...
2693. Особенности осуществления государственной политики в области информатизации образования в современной России 26.91 KB
Информатизация образования протекает неравномерно сложно и противоречиво программа информатизации образования выдвигается на первый план но имеющаяся инфраструктура высшей российской школы не везде позволяет их выполнение а также не везде подкреплено технологически. В общем формально и административно проводимая информатизация образования значительно снижает уровень возможностей образования вызывает проблемы и порождает противоречия. Эти проблемы ведут к необходимости информатизации образования освоения новых форм организации...
11239. Субъектность студента как ключевой фактор реализации компетентностной модели высшего образования 7.9 KB
Данные требования к компетенциям специалиста подразумевают высокий уровень развитости субъектности студента вуза однако как показывает опыт далеко не все студенты отличаются наличием данного качества личности. В связи с обозначенной проблемой нами в работе по психологическому сопровождению и мониторингу развития студентов в системе вузовского образования поставлена задача диагностики проявления субъектности студентов и выявления системы факторов профессиональноличностного развития связанных с проявлением субъектности студента. Для...
15068. Механизм реализации личных прав и свобод человека: содержание и особенности функционирования 422.07 KB
Совокупность благоприятных условий и средств, обеспечивающих выполнимость прав человека и гражданина, именуется гарантиями. В зависимости от сферы распространения существуют международные и внутригосударственные гарантии прав человека.
16909. Особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края 11.68 KB
Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае в 1970 71 – 2007 08 учебных годах показал что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах таб. происходит снижение численности студентов ВУЗов что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. году происходит резкое увеличение контингента студентов в ВУЗах как Российской Федерации на 699 по сравнению с 1995-1996 уч. Данная ситуация объясняется существенным...
21641. Тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в современной России 43.59 KB
Теоретические основы пенсионной реформы в России. Сущность и понятие пенсионной реформы. Факторы влияющие на становление и развитие пенсионной реформы в регионах России. Оценка эффективности реализации пенсионной реформы в России.
2394. Подходы к системе экологических ограничений 37.36 KB
Подходы к системе экологических ограничений С принятием в 1991 г. Закона РФ Об охране окружающей природной среды были созданы законодательные предпосылки для введения экологических ограничений хозяйствования в форме лимитов природопользования. Данные лимиты являются системой экологических ограничений по территориям и могут устанавливаться предприятиям – природопользователям на определенный срок с указанием объёмов предельного использования изъятия природных ресурсов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую...
20428. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 289.17 KB
В современной политической науке в последние десятилетия активно развиваются исследования, связанные с количественным изучением коррупции. Особенно эта тенденция характерна для США и стран Западной Европы. В России подобные исследования в меньшей степени популярны, не имеют постоянного характера и не охватывают масштабов всей страны. Однако в условиях федеративного государственного устройства, измерения коррупции по регионам позволили бы максимально эффективно осуществлять антикоррупционную политику
12447. Менеджмент высшего образования 10.45 KB
Особенности управленческой этики Важнейшим показателем качества управленческой деятельности современного руководителя является нравственное возвышение его работников. Основополагающими нравственными устоями менеджера являются: стремление к власти для проявления своей масштабной полезности людям; активное привлечение работников к соучастию вуправленческой деятельности; открытость к конструктивной критике и уважительное отношение к мнению коллектива; склонность к доверительным отношениям с подчиненными стремление видеть в них своих...
20116. Система высшего профессионального образования 58.38 KB
Основные задачи системы высшего профессионального образования Система образования и образовательные технологии предназначена для подготовки граждан к жизни и деятельности в открытом демократическом обществе с динамичной рыночной экономикой что делает их одной из основных движущих сил обновления экономики страны. Главная задача образования научить самостоятельно анализировать и мыслить...

«Учитель года России» - это самый престижный конкурс педагогического мастерства. Ежегодно в нем принимают участие талантливые, инициативные и творческие педагоги, которых объединяет искренняя и безграничная любовь к профессии и детям, стремление постоянно учиться, совершенствоваться, расти. Именно такие педагоги своими оригинальными идеями, разработками задают дальнейший вектор развития кузбасского образования, определяют его завтрашний день.

За годы существования конкурса менялись испытания, порядок его проведения, но цель оставалась неизменной - выявление, поддержка и поощрение талантливых учителей, повышение социального статуса педагога и престижа педагогического труда, распространение инновационного опыта.

А.В. Чепкасов , кандидат филологических наук, доцент,

начальник департамента образования и науки Кемеровской области

("Бюллетень. Учитель года - 2015")

В этом году в областном этапе конкурса «Учитель года России» принимало участие 35 высококвалифицированных педагогов, успешно прошедших муниципальный этап. Честь нашего города достойно представила Екатерина Александровна Кордешова , учитель истории и обществознания нашей школы .


Впереди у наших «охотников» за удачей были многочисленные конкурсные испытания. Сразу после праздничного открытия «Учителя года» они показали мастер-класс, в последующие дни - проводили открытое занятие, защищали образовательный проект, стали участниками педагогических дебатов по актуальным проблемам российского образования. Конечно, каждому хотелось победить и у каждого был шанс на победу.

Темы мастер-классов были разнообразны: «Грамматика – крепкий орешек», «Никто не создан для войны», «Экономика экономии, или как бизнес экономит свои и чужие деньги», «Живое слово», «Песни на уроках английского языка в начальной школе» и многие другие.

С поставленной задачей конкурсного испытания «Мастер-класс» абсолютно все конкурсанты справились. Ведь им каждый день приходится работать с самой строгой публикой – детьми! Все представленные мастер-классы получились очень яркими, эмоциональными и разнообразными.

Второй день конкурса для его участников начался с открытых уроков. «Уроки французского» - рассказ о хорошем учителе и, конечно, не только об уроках французского, но, прежде всего, - об уроках жизни и уроках доброты, которые главный герой пронес через всю жизнь.

Одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку, как может, борется за свое существование, не теряя при этом чувства собственного достоинства. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне ребенок открывает для себя мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать (бескорыстно н незаметно). Он, конечно, выучил французский - единственный предмет, который ему не давался, но главное -получил уроки духовного взросления, без которых невозможно стать Человеком.

Наверное, именно таких уроков мы получили от Учителя.

Главные герои этого дня были - учителя и дети. Его декорации гостеприимный лицей № 62 г. Кемерово, который как всегда тепло принял конкурсантов. Отдельное спасибо ученикам - они поддержали педагогов поднятыми руками, горящими глазами и грамотными ответами. Некоторые уроки даже закончились аплодисментами!

На уроке Кордешовой Е. А. (Новокузнецкий ГО), в 10 «В» учащиеся сравнивали политический процесс с часами, в котором все механизмы должны работать слаженно. Рефлексия проходила в виде флэш-моба. Каждый ребенок должен был оценить и «принять на себя» те суждения, которые высказывал педагог. Екатерина Александровна использовала метод синектики – сравнения.

В конце этого дня проходили педагогические дебаты, которые продолжились и на следующий день.

Ведущими «Педагогических дебатов» были члены регионального Клуба «Учитель года Кузбасса» Олег Викторович Петунии и Наталья Валерьевна Наконешнюк , Сергей Александрович Иванов и Наталия Владимировна Клещерова .

О роли учителя в современной школе рассуждал А. Ю. Лисов , учитель физики из Беловского городского округа. Алексей Юрьевич уверен: «Учитель был, есть и будет. Учитель - это ветер, направляющий корабль. Для ученика учитель - это светило, без которого ребенку не обойтись. Только учитель может воспитать достойного ученика». Т. В. Кудашкина считает, что все школьные предметы в XXI веке должны быть сохранены, ведь именно благодаря им у ученика формируется общая картина мира.

Подводя итог разговора по первой теме, О. В. Петунии подчеркнул, что в классно-урочной системе обучения заложен огромный потенциал. Это основа, а вот «начинка» современного образования должна соответствовать требованиям общества.

Вторая тема для обсуждения - «Стандарты в жизни школы: свобода или ограничения? ». Ведущая Н. В. Клещерова предложила конкурсантам формат свободной беседы. Поэтому обсуждение получилось бурным и открытым. Конкурсанты разделились на две группы: одни отстаивали мнение о том, что стандарт дает свободу педагогу, а другие уверены, что он ограничивает деятельность учителя.

В заключение участники дебатов пришли к выводу, что если учитель талантлив, то для него в ГОСТах нет никаких ограничений.

В первой группе конкурсантов «Педагогические дебаты» провели Елена Ивановна Ильина и Сергей Александрович Москаленков. В качестве разминки педагогам предложили ответить на вопрос, каков он, успешный учитель. Мнения были такие: «Успешный учитель - это.. .успешные ученики»,«.. .творческий учитель»; «...человек, которому в жизни удается очень много»;«.. .тот, к которому хотят идти на урок и не забывают после окончания школы»; «...это учитель, который работает на результат».

Ведущие разделили участников на две команды, объявив тему дискуссии: «Успешный учитель сегодня: грамотный технолог или талантливый импровизатор? ». Четыре конкурсанта выбрали роли грамотного технолога, четверо - талантливого импровизатора. В ходе разговора они высказывали свои мнения о том, например, что импровизировать на уроке надо, но в определенных рамках, которые ограничиваются технологиями; технологии надо знать, чтобы импровизировать; импровизация - не легкомыслие, если она хорошо подготовлена. Но и выбранная педагогическая технология, и талантливая импровизация должны быть нацелены на ученика. Способность к импровизации зависит от знаний учителя, степени его владения современными педагогическими технологиями. Конкурсанты предложили ввести в программу повышения квалификации учителей тренинги по обучению импровизации!

Активное обсуждение вызвал вопрос второй части педагогических дебатов: «Совместимы ли широкая доступность к образованию и качество образования? », который предложили Инна Якубовна Бережнова и Наталья Александровна Поварич. Участники дискуссии говорили о несовместимости доступности и качества образования; о том, что качественное образование невозможно без учителя, несмотря на широкие возможности дистанционного обучения. Волновали аудиторию вопросы образования детей с особыми потребностями, качества обучения в отдаленных от города поселках. Все остались едины во мнении о том, что всё зависит от учителя!

Если каждый ученик будет придерживаться школьного Устава, в учреждении образования всегда будет доброжелательная и уютная атмосфера.

Перед тем как определять малыша в первый класс, родители и педагоги должны объяснить ему не только правила поведения. Ребёнок должен знать свои права и обязанности. Об этом можно прочитать в нашей статье.

Кто имеет право на обучение

Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.

Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?

В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.

Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.

Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны.

Каковы права ученика в школе?

Не все дети желают должным образом учиться, и вовсе не потому, что они глупые. Дело в том, что ученики не всегда наблюдают дружелюбную и спокойную атмосферу в школе. Из-за этого очень часто пропадает желание учиться и получать соответствующие знания. Нужно, чтобы дети знали права ребёнка в школе и на уроках.

И сами взрослые не всегда знают законы, чтобы поговорить о них со своими детьми, а потом научить их отстаивать свои интересы.

Права школьника в школе:

  1. Ребёнок имеет право на полноценную школьную программу.
  2. На уважение своей личности – педагог не должен ребёнку грубить и хамить.
  3. Ребёнок имеет право на доброжелательную и спокойную атмосферу во время учёбы.
  4. Школьник имеет право на объективную оценку своих знаний: учитель не должен занижать или завышать баллы ребёнку.
  5. Ученик может высказать своё мнение, а педагог обязан выслушать мысли ученика и объяснить ему, прав он или нет.
  6. Ребёнок имеет право на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях.
  7. На неприкосновенность своих личных вещей – педагог или сверстники не должны брать без разрешения ученика такие предметы, как телефон, планшет, учебник и др.
  8. На отдых – педагог не должен занимать часть перемены, продолжая свой урок.
  9. Ученик имеет право на консультацию с юристом или психологом.
  10. Каждый ребёнок имеет право на свободу передвижения по школе на перерыве.
  11. Каждый школьник должен знать свои права.

У каждого ученика начальное образование должно начинаться с изучения прав и обязанностей ребёнка и педагога.

Права ученика на уроке

Каждый ребёнок хочет к себе доброжелательное отношение не только со стороны сверстников, но и учителей. Педагог не всегда скажет ученику, какой балл он поставил за ответ или за написанную контрольную работу. Это неправильно. У каждого ребёнка есть права не только в школе, но и на уроках.

Очень часто учителя не понимают, какой дискомфорт испытывают дети, лишенные возможности знать о своих успехах и неудачах.

Права ученика на уроке:

  1. Ребёнок должен знать, какой балл поставили ему за знание.
  2. Ученик имеет право знать все свои оценки за предмет.
  3. Ребёнок может высказать своё мнение по теме урока.
  4. Школьник имеет право на уроке выйти в туалет не отпрашиваясь, но поставив учителя в известность.
  5. Ученик на уроке может исправить педагога, если тот оговорился.
  6. Школьник имеет право поднять руку и ответить, если это касается темы урока.
  7. Ученик может по окончании урока выйти из класса (когда прозвенел звонок).

На этом права ученика в школе и на уроке не ограничиваются. Ребёнок имеет право и на полноценное обслуживание, которое заключается в наличии квалифицированного медработника, охране и др. Читайте далее...

Права школьника на здоровое и качественное обслуживание

Каждый ученик имеет право на полноценное, качественное и здоровое образование. Как это сделать? Всё зависит от администрации школы и государства. Здоровая атмосфера в школе будет сохраняться, если соблюдаются следующие условия:

1. Ребёнок имеет право на получение качественного и бесплатного медицинского обслуживания в течение рабочего дня.

2. Для школьника администрация должна создать чистоту на всей территории учебного заведения.

3. Каждый класс должен быть хорошо освещён.

4. Уровень шума не должен превышать норму.

5. Температура в школе должна быть комфортной для занятий.

6. Еда должна быть здоровая и качественная. На её приём отводится не меньше 20 минут.

7. Для гигиены в туалете должно быть все необходимое: мыло, бумага, полотенце.

Взрослые должны защищать права ребёнка в школе. Ведь только от них зависит умственное и физическое воспитание ученика.

Права ребёнка на уроке классного часа

В каждой школе классный руководитель проводит с детьми воспитательную работу. Этот урок называется классный час.

Права школьника в России на этом занятии:

1. Дети имеют право выбирать тему обсуждения. Они обязаны прийти к общему знаменателю. Ученик имеет право приготовить по теме урока интересную презентацию или рассказать занимательную историю.

2. Каждый школьник может в спокойной атмосфере обсудить рассказ или презентацию, высказать свою мысль. Учитель не должен перебивать ребёнка. Если ученик неправ, педагог обязан его исправить и объяснить, что сказано неверно.

Обязанности ученика в школе

Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.

Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:

  1. Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
  2. Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
  3. Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
  4. Ученик должен соблюдать школьный режим.
  5. Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
  6. Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
  7. Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
  8. Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
  9. Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
  10. Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
  11. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
  12. Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.

Обязанности школьников на уроке

Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. Всё-таки педагог передает знания, и чтобы их усвоить, необходимо придерживаться некоторых правил.

В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.

Обязанности ученика на уроке:

  1. Каждый школьник обязан добросовестно выполнять домашнее задание по каждому предмету.
  2. Ребёнок обязан предъявить дневник учителю по первому требованию.
  3. Ученик должен внимательно слушать всё, что говорит педагог на уроке.
  4. Школьник обязан приносить все необходимые принадлежности на занятия: ручку, линейку карандаш, книги и тетради.
  5. У ребёнка не должно быть лишних предметов и игрушек в рюкзаке.
  6. Ученик обязан по указанию учителя подойти к доске или отвечать с места, не пререкаясь.
  7. Пройденную тему каждый школьник обязан выучить и сдать учителю тогда, когда тот потребует.
  8. Ученик обязан приходить на урок вовремя, без опозданий.
  9. Во время занятий школьник должен вести себя тихо. Если у него есть желание ответить на уроке, необходимо поднять руку.
  10. Ученик обязан слушаться учителя.

Все права и обязанности школьника должны быть не только известны ученикам и сотрудникам школы, но и беспрекословно исполняться.

Правила поведения ученика на уроке

Каждый школьник обязан придерживаться определённого поведения как на уроках, так и на перемене.

Правила поведения на уроках:

  1. Каждый ребёнок должен приходить на занятия за 15 минут до звонка, чтобы успеть переодеться и приготовиться к уроку.
  2. Ученик не должен находиться в помещении в верхней одежде или шапке.
  3. Школьник обязан быть в классе в тот момент, когда прозвенел звонок.
  4. Ребёнок не должен заходить на занятия вместе с учителем или после него.
  5. В то время, когда зашёл педагог, дети должны подняться для того, чтобы поприветствовать его.
  6. Ребёнок обязан на уроке вести себя тихо и не отвлекать других детей.
  7. Когда идёт урок, ученик не должен жевать жвачку или употреблять пищу.
  8. Во время занятий запрещается пользоваться мобильной связью.

Правила поведения ученика на переменах

Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.

Поведение ученика на переменах:

  1. В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
  2. На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
  3. Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
  4. Со всеми работниками школы здороваться.
  5. Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.

Что запрещается ученику в школе?

Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:

  1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
  2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
  3. Запрещается на территории школы играть в карты.
  4. Нельзя курить и распивать спиртное.
  5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
  6. Запрещается грубить и хамить старшим.
  7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
  8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
  9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

Проблемы ученика в школе

Бывают у ребёнка некоторые проблемы со сверстниками и педагогами. Почему это происходит? Проблемы детей в школе бывают из-за поведения. Он не может сидеть спокойно на стуле, крутится, мешает соседу по парте, педагогу и всем детям. Учитель, соответственно, сердится на него, а учебный процесс нарушается.

Также есть дети медлительные, которые не успевают усваивать учебный материал наравне со сверстниками.

Вот лишь два примера, какие у школьников могут быть проблемы с учёбой.

Поэтому дети должны ещё в начальных классах знать обязанности и права ученика в школе.

Какие последствия влекут за собой невыполнения школьного Устава

Если ребёнку не объяснять права и обязанности школьника, он легко сможет стать нарушителем. Что же может произойти, если не выполнять положенных норм? Сначала ученику выносит выговор учитель. Если школьник не послушался и продолжает порчу имущества, драку и т. д., тогда вызывают в школу родителей, которых приглашают со своим ребёнком к директору. Всё зависит от конкретного поведения. Если ученик бесконечно бьёт детей, ворует, причиняет моральную боль, тогда его могут исключить из школы.

Чтобы этого не происходило, администрация, классный руководитель или другие взрослые могут устраивать уроки классного часа для ознакомления детей с нормами поведения. Права и обязанности школьника – это закон как для педагогов, так и для учеников. И его нужно придерживаться в государственном учреждении.

Заключение

Чтобы у ребёнка была положительная репутация в школе, его надо учить с первого класса, как вести себя в школе. Каждый ученик должен знать, каковы не только обязанности, но и права ребёнка в школе. Часто педагоги несправедливы к ученикам. Дети не всегда знают, какую оценку за знания им выставил педагог. Также учителя очень часто занижают или завышают баллы. В таком случае родители обязаны сходить в школу и защитить права своего ребёнка в спорной ситуации. Права ученика в школе должны строго соблюдаться педагогами. Это крайне важно при развитии подрастающего поколения. На сегодняшний день тема «Защита прав школьника» актуальна. Им могут помочь не только родители, но и социальные службы. Дети имеют право позвонить и сообщить о своих проблемах по телефонам доверия этих организаций.