Персидские династии от а доя. Персидские цари

- (Hormisdas) персидские цари из династии Сассанидов. См. Ормузд …

Гормиздас, персидские цари - (Hormisdas) из династии Сассанидов. См. Ормузд … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Цари Каппадокии

Аршакиды (цари Парфии) - История Ирана … Википедия

Каппадокии цари - Ариобарзан I Филороман Список включает правителей Каппадокии как независимого государства, так и в составе других империй. Содержание 1 Персидские сатрапы Каппадокии … Википедия

Армянские правители и цари - Это статья об исторических правителях Армении. О мифических правителях Армении см. статью Хайкиды Великая Армения Оронтиды (Ервандуни)(ок. 401 200 до Р. Х.) Сатрапы Айрарата, с 220 селевкидские сатрапы Великой Армении.* 1. Ерванд (Оронт) I (ок.… … Википедия

Израильско-Иудейские цари

Израильско-иудейские цари - Содержание 1 Общая характеристика источников 1.1 Авторитетные источники … Википедия

греко-персидские войны - (500 449 до н. э., с перерывами), между Персией и древнегреческими городами государствами, отстаивавшими свою независимость. Крупные победы греков: при Марафоне (490), у о. Саламин (480), при Платеях (479), у мыса Микале (479), у г. Саламин (на… … Энциклопедический словарь

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ - 500 449 до н. э. (с перерывами) велись древнегреческими городами государствами за политическую независимость, против персидской агрессии. Персидская экспансия В 6 в. до н. э. на территории Иранского нагорья создается Персидское царство. Цари из… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Войны и битвы скифов , Елисеев М.. Когда начинается разговор о скифах, то первое, что приходит на ум, - не достижения этого древнего легендарного народа в искусстве и хозяйственной деятельности, а такие понятия, как «скифская… Купить за 235 руб
  • Турция. Средиземноморье. Путеводитель , Манфред Фернер, Юрген Бергманн. Часть античного мира, накрытая мусульманской чадрой, лик Азии, обращенный к Европе, вот что такое Турция. Легенды, которые мы читали в детстве, здесь оказываются чистой правдой. В причудливую…
Подписаться Вы подписаны

Шалом! Окончательно запутался в хронологии царей Персии, имеющих отношение к периоду после разрушения Первого Храма и Пуримa. Может быть, вы поможете разобраться.

Греческие историки сообщают: Персидский царь Кир, покорив Мидию, захватил Вавилон. Царь Бэлшацар (Валтасар) был убит. После смерти Кира правил его сын Камбиз, погибший во время покорения Египта. Далее, 7 месяцев правил самозванец, выдававший себя за убитого младшего сына Кира - Бардию. Его сверг Дарий - дальний родственник Кира, из той же династии Ахеменидов, женившийся на дочери Кира для своей легитимации (аналогия с Вашти и Ахашверошем). При Дарии Первом завершается постройка Второго Храма. Далее правили сын и внук Дария - Ксеркс и Артаксе́ркс. Ксеркс - вероятный Ахашверош, а Артаксе́ркс - тот, при котором жили Нехемия и Эзра. Один из сыновей Артаксе́рксa - Дарий Второй.

Теперь сведения еврейской традиции: Персы и мидийцы захватили Вавилон. Царём всего на один год стал некий мидиец Дарий, добровольно уступивший трон Киру. Потом появляется некий Ахашверош, заведующий конюшней, для своей легитимации женившийся на внучке Бэлшацара - Вашти. Аналогия с Дарием: заведовал конюшней, для легитимации женился на дочери Кира. Тут, конечно, вопрос: Зачем Ахашверошу нужна легитимация от свергнутой династии Вавилона? Кто был между Киром и Ахашверошем? После смерти Ахашвероша царём становится его сын Дарий, при котором завершается постройка Второго Храма.

Тут надо отметить: разница в еврейской и нееврейской хронологии - приблизительно 150 лет. Поэтому стирается разница между Дарием Первым и Дарием Вторым. Как я понимаю, в еврейской традиции, это одно лицо. Прошу Вашей помощи в разбирательстве этих сложных для меня вопросов.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Даниэль! Прежде всего, хочу принести свои извинения за задержку в ответе, все это время я надеялся прояснить для себя эту тему, просмотрел несколько книг и т. п., но, увы, ясного и определенного ответа я не нашел. Раби Шимон Шваб в своей книге «Избранные речи» (книга на английском «SELECTED SPEACHES») упоминает эту проблему, но мне не удалось ее раздобыть.

Тем не менее, чтобы не оставлять Вас с пустыми руками, приведу здесь сведения из еврейских источников, известные мне, а также направление мысли по поводу нестыковки двух традиций.

Тот, кто «окончательно запутался в хронологии царей Персии», находится в «хорошей компании», т. к. среди историков эта тема также считается наиболее сложной и запутанной (как сообщил мне один знакомый, доктор по истории), Мальбим (Эзра 6:14) тоже пишет, что нет по этому поводу единого мнения.

Как Вы упомянули, нестыковка существует в двух плоскостях - количество царей, и продолжительность их правлений. Надо заметить, что и в самих греческих источниках есть противоречия, одни говорят, что было 11 царей, другие - 14, да и насчет времени их правления есть много споров.

С другой стороны, в еврейской традиции имеются четкие данные по поводу времени правления царей и существования Персидской Империи в целом. Талмуд в трактате Мегила (11б) сообщает, что Дарьявеш аМади (Дарий Мидийский) правил один год (3389-3390 от сотворения мира, 3760 г. соответствует первому году новой эры по нееврейскому летосчислению), Кореш аПарси (Кир Персидский) - три года (до 3393), затем Ахашверош - 14 лет (до 3407), и Дарьявеш аПарси (Дарий Второй), сын Эстер от Ахашвероша - 34 года (до 3442). Затем империя была захвачена Александром Македонским. Т. е. всего Персидская Империя просуществовала 52 года.

Однако здесь следует отметить, что речь идет о Персидско-Мидийской империи в период ее мирового владычества, с момента покорения Дарием и Киром Вавилона, и до падения от рук греков. Но, как однозначно следует из наших источников, Персидско-Мидийское царство существовало задолго до того, как ему удалось покорить Вавилон, и в тот период там тоже были могучие правители (что соответствует также мнению историков).

Это явно видно из слов пророка Ирмияу, предсказавшего падение Вавилона (Ирмияу 50:41): «Вот народ идет с севера и племя великое, и цари многочисленные пробудятся и пойдут с концов земли»; цари, упомянутые здесь - Дарий и Кореш (Раши, Радак там, Ибн Эзра на Даниэль 6:1). Кроме этого в книге Даниэля (9:1) сказано: «В первом году правления Дарьявеша, сына Ахашвероша из рода Мидии», т. е. отца Дария Первого звали Ахашверош (так же, как и Ахашвероша из свитка Эстер, см. ниже), и он был царем Мидии еще задолго до того, как его сын в возрасте 62 лет (Даниэль 6:1) завоевал Вавилон. Кир также правил Персией многие годы до завоевания Вавилона. А в более ранний период царства Персии и Мидии упоминаются уже в самом Хумаше (Пятикнижии), см. Берешит (14:1) с ком. Рамбана и Мидраш Раба (42:4).

В свете этого вполне возможно, что цари, упомянутые в греческих источниках, правили в более ранний период, до того, как Персия стала мировой державой. Мы видим также, что такие имена, как Ахашверош и Дарьявеш, повторялись несколько раз, как и изложено в греческих хрониках. Талмуд же обращается к этой империи в период ее апогея, по той причине, что именно тогда она имела непосредственное отношение к жизни еврейского народа (книга Маор Эйнаим от имени Абарбанеля).

Другими словами, основная несостыковка находится не в области самого факта существования дополнительных персидских правителей, а в определении четкого времени их правления, и их порядка - кто был раньше, а кто позже.

Так, например, Вы привели из греческих источников, что Дарий Первый женился на дочери Кореша, а в наших источниках приводится наоборот: Кореш был зятем Дария Мидийского (причем, еще до завоевания Вавилона). В подобных случаях достаточно одного «испорченного телефона», чтобы перевернуть картину вверх дном!

Из слов некоторых мидрашей (см. Леках Тов, предисловие к Эстер) можно заключить, что Дарий Мидийский - первый царь объединенной Мидийско-Персидской империи - это и есть Дарий Первый из греческих источников, по той причине, что в обоих местах он назван Дарий Великий (аГадоль).

По поводу происхождения Ахашвероша, Раши считал, что он не происходил из царского рода. Это мнение основывается на словах Талмуда (Мегила 11а), что Ахашверош стал царем только благодаря большому денежному подкупу, а также на оскорбление жены царя - Вашти, адресованных Ахашверошу: «Конюх моего отца» (Мегила 12б) (драшот Ри ибн Шуиб).

Однако в Мидрашах находим, что Ахашверош был сыном Дария Первого! В свете сказанного выше - что отца Дария звали Ахашверош - очень естественно, что Дарий назвал своего сына в честь деда. В свою очередь Ахашверош назвал своего сына (от Эстер) - Дарий, опять же в честь деда! И это нисколько не противоречит словам Талмуда. Согласно одному мнению, именно кандидатура Ахашвероша была самой достойной, но и согласно второму, что он не был достоин престола, а купил его с помощью взятки, не сказано прямо, что он не был царским наследником. А то, что он не был достоин царской короны, можно объяснить несколькими путями (оскорбление Вашти также можно понять иносказательно: по сравнению с величием ее отца, он был достоин прислуживать ему как конюх, и не более).

Одно из возможных объяснений: Талмуд приводит, что персы и мидийцы заключили договор между собой, что царский престол будет принадлежать им по очереди. Сам Кир уговорил Дария (своего тестя) взойти на престол первым, т. к. ему стало известно пророчество Даниэля, где упоминается падение Вавилона в руки Мидии и Персии, и поскольку Мидия была упомянута раньше Персии - право первенства принадлежит ее царю.

Ахашверош был сыном Дария Мидийца, но мать его была из Персии (Мидраш Таргум Шени Эстер 1:1). Поэтому, возможно, его статус был «персиец» по матери, а после Кира право на царство принадлежало Мидии, поэтому была необходима взятка, чтобы закрыть глаза на его происхождение, или учесть то, что его отец из Мидии.

А если положиться на предположение многих историков (в том числе и еврейских религиозных ученых), что Ахашверош - это «греческий» Ксеркс, сын Дария Первого, получаем другое объяснение. В царственной речи Ксеркса, найденной в одной из древних Персидских столиц Персеполесе (запечатленной на камне), сказано: «У моего отца Дария были и другие сыновья, однако … мой отец назначил именно меня быть его преемником». Это подтверждает сказанное в греческих источниках, что Ксеркс не был первенцем Дария, а царство, как известно, передается именно первенцу. Поэтому была необходимость «доплатить», чтобы удостоиться царства.

(Кстати, в заключение той речи сказано: «Когда мой отец приобщился к своим отцам, я правил вместо него». В соответствии с греческими источниками, действительно Ксеркс правил после Дария, но вопрос, как это сочетается с еврейской традицией, которая говорит, что между Дарием и Ахашверошем 3 года правил Кир (а может быть, и его сын Камбиз)? Возможно, из этого следует заключить, что Ксеркс это не Ахашверош, ведь связь между ними - всего лишь недоказанное предположение. А возможно, Ахашверош имел в виду, что Дарий завещал передать власть ему, когда это станет возможным (согласно договоренности чередоваться с персами), или допущена неточность в переводе. А возможно, эта надпись включает в себя определенную фальсификацию истории, примеры которой весьма многочисленны).

Отсюда ответ на Ваш вопрос, зачем Ахашверошу была необходима легитимация в лице Вашти, внучки Невухадар-Нецара. Когда есть какие-то причины считать его недостойным престола - отсутствие царской крови или более достойный старший брат - наличие жены из известного царского рода, безусловно, прибавляет уважения и легитимации его кандидатуре (понятия «славы» и «чести» имели в те времена еще большее значение, чем они имеют сегодня). К слову, объяснение, что Ахашверош женился на Вашти ради собственной легитимации, принадлежит перу некоторых относительно поздних комментаторов (р. Бецалель Ашкенази, Агро, Мальбим и др.), но из сказанного в Талмуде и Мидрашах можно заключить, что он взял Вашти в жены только по причине ее необыкновенной красоты.

Напоследок приведем данные еврейской традиции по поводу точного количества царей Персии. В книгах пророков (Даниэль, Эзра, Нехемья, Диврей аЯмим) мы находим Дария Мидийского, Кореша Персидского, Артахшаста (Артаксеркс - в греческой интерпретации), Ахашвероша, Дария Второго, Артахшаста - во времена которого вернулись в Иудею Эзра и Нехемья. Т. е. согласно простому пониманию, всего упоминаются 6 царей. В книге Даниэля (нач. гл. 11) также явно говорится о количестве Персидских царей, но, как ни странно, там тоже трудно обнаружить определенность в трактовке - есть возможность объяснить, что будет 6 царей, или 5, или 4 (см. Раши и Ибн Эзра).

Однако, как мы уже упомянули, согласно устной традиции (Талмуд Мегила 11б, Седер Олам гл. 28-30), было всего 4 царя (не включая более ранний период, см. выше): Артахшаста - последний, он же Дарий Второй. Дело в том, что Артахшаста - это общее наименование правителя Персии, как Фараон в Египте и Авимелех у филистимлян. Поэтому и Артахшаста Первый - не кто иной как сам Ахашверош.

С другой стороны, некоторые считают, что, возможно, Артахшаста Первый, упомянутый между Киром и Ахашверошем, - это сын Кира Камбиз (см. Раши на Даниэль (11:1) - Бамбиша).

Дарий Второй, кроме имени Артахшаста, назван Писанием (Эзра 6:14) Кореш (Кир), т. к. продолжил и завершил постройку Храма в Иерусалиме, начатую Киром, но прерванную из-за доноса врагов еврейского народа (Талмуд Рош аШана 3б).

Это - то немногое, что мне удалось прояснить на данный момент. Безусловно, эта тема требует дополнительного рассмотрения, тщательного анализа греческих источников и археологических находок.

В любом случае еврейские мудрецы всех поколений очень критично относились к греческим хроникам (Абарбанель - Маайней аЙешуа 2:7, Маараль - Бээр аГола конец части 6, Хазон Иш - сборник писем 1:206), подчеркивая, что наша традиция исходит от мудрецов Торы, современников и свидетелей тех событий, которые максимально четко и определенно передали нам необходимую информацию.

Если у Вас будут дополнительные сведения по этому вопросу, буду рад с ними ознакомиться.

С уважением и наилучшими пожеланиями в дальнейшей учебе, Натан Агрес

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

План
Введение
1 Цари Парсы (Персиды)
2 Мифические цари Арийского мира
2.1 Пишдадиды (Парадата)
2.2 Кейяниды Старшие (цари Дрангианы)
2.3 Кейяниды Младшие (цари Бактрии)

3 Ахемениды
4 В 330-312 до н. э. в составе Македонии
5 Селевкиды
6 Сасаниды
7 В составе Арабского халифата
8 Саффариды
9 Период зависимости
10 Сефевиды
11 Афшариды
12 Зенды
13 Каджары
14 Пехлеви
15 Современность
16 Примечание

Персидские цари

Введение

Список правящих династией и правителей персидских государств, находившихся на территории современного Ирана до исламской революции 1979 года.

Цари Парсы (Персиды)

· В 2500 - ок. 1100 до н. э. в составе Элама.

· В ок. 1100 до н.э. - 743 до н. э. в зависимости от Вавилона.

2. Мифические цари Арийского мира

Пишдадиды (Парадата)

· Каюмарс (Гайомарт)

· Хушанг (Хайошйангха)

· Тахмурас

· Джамшид (Йима)

· Феридун (Трэтаона)

· Манучехр

· Зутахмасп-Зав

· Кэрсаспа(Гаршасп)

Кейяниды Старшие (цари Дрангианы)

· Кей-Кубад

· Кей-Кавус

· Кей-Хосров

· Апивоха

· Кей-Аршан

· Пишинах

· Бияршан

· Сияваршан (Сиявуш)

Кейяниды Младшие (цари Бактрии)

· Лухрасп (Аурватаспа)

· Гуштасп (Виштаспа)

· Исфандияр (Спандатт)

· Зариварай (Зарер)

3. Ахемениды

· 550-529 до н. э. Кир (Куруш) II Великий

· 529-522 до н. э. Камбиз (Камбуджия) II

· 522 до н. э. Бардия-Гаумата (узурпатор)

· 522-521 до н. э. Вахьяздата-Бардия (узурпатор)

· 522-486 до н. э. Дарий (Дараваяхуш) I Великий

· 486-465 до н. э. Ксеркс (Хшаярша) I Великий

· 465 до н. э. Артабан

· 465-424 до н. э. Артаксеркс (Артахшасса) I Длиннорукий

· 424 до н. э. Вштаспа (узурпатор)

· 424 до н. э. Ксеркс (Хшаярша) II Младший

· 424-423 до н. э. Согдиан (Секудиан)

· 423-404 до н. э. Дарий (Дараваяхуш) II Ох

· 404-358 до н. э. Артаксеркс (Артахшасса) II Арсак

· 401 до н. э. Кир (Куруш) III Младший

· 358-337 до н. э. Артаксеркс (Артахшасса) III Ох

· 337-336 до н. э. Арс (Арша)

· 336-330 до н. э. Дарий (Дараваяхуш) III Кодоман

· 330-329 до н. э. Артаксеркс (Артахшасса) IV Бесс

· 329-328 до н. э. Спитамен (узурпатор)

· ок. 327/5 до н. э. Ордан (узурпатор)

4. В 330-312 до н. э. в составе Македонии

5. Селевкиды

· 223-220 до н. э. Александр

· ок. 220 до н. э. Байдад

· ок. 200 до н. э. Ардашир I

· ок. 175 до н. э. Вахбарз

· ок. 150 до н. э. Вадврадад I

· ок. 140 до н. э. Вадфрадад II

· ок. 125 до н. э. ?

· ок. 110 до н. э. Дарий I

· В 100 до н. э. - 227 н. э. под властью Парфии

· ок. 80 до н. э. Вадфрадад III

· ок. 70 до н. э. Дарий II

· ок. 60 до н. э. Ардашир II

· ок. 50 до н. э. Вахшир

· ок. 10 н. э. Пакор I

· ок. 30 Пакор II

· ок. 40 Намбед

· ок. 60 Напад

· ок. 120 Вадфрадад IV

· ок. 130 Манчихр I

· ок. 140 Ардашир III

· ок. 150 Манчихр II

· ок. 175 Манчихр III

· ок. 190 Ардашир IV

6. Сасаниды

· 227-241 Ардашир I

· 241-272 Шапур I

· 272-273 Хормизд I Ардашир

· 273-276 Варахран I

· 276-293 Варахран II

· 293 Варахран III

· 293-302 Нарсес I

· 302-309 Хормизд II

· 309 Адарнарсех

· 309-379 Шапур II

· 379-383 Ардашир II

· 383-388 Шапур III

· 388-399 Варахран IV Крман

· 399-420 Иездигерд I Грешник

· 420 Хосров I

· 420-438 Варахран V Гур

· 438-457 Йездигерд II

· 457-459 Хормизд III

· 459-484 Пероз I (Фируз)

· 484-488 Валаш

· 488-497 Кавад I

· 497-499 Замасп

· 499-531 Кавад I

· 531-579 Хосров I Ануширван

· 579-590 Хормизд III

· 590-591 Варахран VI Чубин

· 591-628 Хосров II Парвиз

· 628-629 Ардашир III

· 629 Фаррухан Шахрвараз - не Сасанид

· 629-631 Барандухт (Боран)

· ок. 629-631 Хормизд V

· 631 Азармдохт

· ок. 630-632 Хосров IV

· 631-632 Фаррухзад Хосров

· 632-651 Йездигерд III

7. В составе Арабского халифата

8. Саффариды

· 867-879 Якуб

· 879-910 Амир I

· 901-902 Тахир

9. Период зависимости

· В 902-1118 на территории Ирана мелкие государства

· В 1118-1194 в составе Иракского султаната (Западносельджукский султанат)

· В 1194-1221 в составе Хорезма

· В 1221-1253 большая часть Ирана под властью монголов

· В 1253-1295 вассалы монголов, в 1256-1343 в составе государства ильханов Ирана

· В 1343-1380 на территории Ирана мелкие государства

· В 1380-1449 в составе государства Тимуридов

· В 1449-1502 на территории Ирана мелкие государства

10. Сефевиды

· 1502-1524 Исмаил I

· 1524-1576 Тахсмап I

· 1576-1578 Исмаил II

· 1578-1581 Мохаммед Ходабанда

· 1581-1629 Аббас I

· 1629-1642 Сефи I

· 1642-1667 Аббас II

· 1667-1694 Сулейман

· 1694-1722 Султан Хусейн

· 1722-1732 Тахсмап II

· 1732-1736 Аббас II

11. Афшариды

· 1736-1747 Надир-шах

· 1747-1748 Адиль

· 1748-1749 Шакрух

· 1749-1749 Ибрагим

· 1750-1779 Керим-хан

· 1779 Мохаммед Али

· 1779 АбульФат

· 1779-1781 Мохаммед Садек

· 1781-1785 Али Мурад

· 1785-1789 Джафар

· 1789 Саид Мурад

· 1789-1794 Луфтф Али

13. Каджары

· 1794-1797 Ага Мохаммед-хан Каджар

· 1797-1834 Фетх Али-шах

· 1834-1848 Мохаммед-шах Каджар

· 1848-1896 Насреддин-шах Каджар

· 1896-1907 Мозафереддин-шах Каджар

· 1907-1909 Мохаммед Али-шах

· 1909-1925 Солтан Ахмад-Шах, с 1925 г. в изгнании

14. Пехлеви

· 1925-1941 Реза Пехлеви

· 1941-1979 Мохаммед Реза Пехлеви

15. Современность

· С 1979 - теократическая республика

16. Примечание

Название Ирана происходит от авест. Airyānam Vaeja и др.-перс. Aryānam Vaeja , что приблизительно означает «Страна Ариев». В эпоху Ахеменидов (550-327 гг. до н. э.) понятие «Aryānam Vaeja» трансформировалось в «Aryānam Xšaθram» - «Государство Ариев». От др.-перс. Aryānam Xšaθram происходит название Ирана при Аршакидах (250 - 224 гг. до н. э.) - Aryānšaθr (Арияншахр). Название государства Сасанидов (224-651 гг. н. э.) - Erānšahr (Эрāншахр) происходит от авест. Airyānam Xšaθram . Авестийский дифтонг «ai» трансформировался в пехл. «е» - «Erān».

Персией Иран называли древние греки по центральной области Парс - современный остан Фарс.

Персидская империя была централизованным монархическим государством. Успехи и поражения персов зависели от личных качеств царя и его способности принимать верные решения. Основные повороты персидской внешней политики связаны с решениями, которые принимали цари. Даже самые могущественные сатрапы, военачальники и правители вассальных областей зависели от милости Ахеменидов. Основные этапы истории Персидской империи можно связать с деятельностью ее верховных правителей, управлявших державой из Персеполя.

Первые Ахемениды . Царский род, из которого вышли Кир II и Дарий I, правил персами, по крайней мер, с VII века до н.э. Его основателем считали Ахемена, царствовавшего на рубеже VIII-VII столетий до н.э. Следующим царем был его сын Чишпиш (Теисп).

Известно, что в VII веке до н.э. царем Персиды был Кир I . В первой половине VI века до н.э. персами правил Камбиз I, а после него трон унаследовал его сын по имени Кир.

Кир II правил в 559-530 гг. до н.э. Этот правитель смог из царька маленькой Персиды стать основателем мировой империи. Он завоевал Мидию, Вавилонию, Малую Азию и ее греческие города, обширные земли в Средней Азии. Кир позволил вернуться на родину иудеям, угнанным в Месопотамию после Вавилонского завоевания.

Камбиз II (530-522 гг. до н.э.). Был ближайшим соратником своего отца Кира. Несколько месяцев при жизни отца он правил как царь Вавилона. Перед последним походом против массагетов Камбиз стал соправителем Кира.

В 525-522 годы до н.э. царь Камбиз II организовал вторжение и подчинил Египет. Он был провозглашен царем этой страны в соответствии с египетскими традициями и считается основателем XXVI династии.

Геродот создал образ Камбиза как жестокого и безумного тирана, глумящегося над религиозными традициями египтян. Аутентичные тексты это не подтверждают, подчеркивая уважение царя к египетской религии.

Дарий I (522-486 гг. до н.э.). Добился власти после смуты, последовавшей за смертью Камбиза. Сверг узурпатора Бардию и подавил восстания. Реорганизовал систему сатрапий. При Дарии I границы империи достигли максимума: была завоевана северо-западная Индия, часть Фракии, греческие острова в Эгеиде.

Артаксекс I (465-424 гг. до н.э.). При этом царе завершились войны с греками. Он сумел сохранить контроль над восставшими Египтом и Кипром. Он начал политику сотрудничества с греческими полисами к выгоде Персии.

Артаксеркс II (404-359 гг. до н.э.). Вскоре после прихода к власти подавил восстание брата Кира Младшего, выступившего к Вавилону. При Артаксексе II Персия активно вмешивалась в дела греческих полисов, поддерживая попеременно разные полисы, чтобы греки не могли стать опасными.

В 386 году до н.э. в союзе со Спартой продиктовал грекам Анталкидов (Царский) мир, по которому эллинские полисы Ионии и Эолиды возвращались в состав империи Ахеменидов. В 375, 371, 366 годах до н.э. при участии Артаксеркса II между греческими полисами заключались новые мирные договоры. В 391-382 годах до н.э. подчинил сильного правителя Кипра Евагора.

Артаксекс III (359-338 гг. до н.э.). Продолжал политику отца в отношении греческих полисов. В 355 году до н.э. вмешался в Союзническую войну Афин против Византия, Родоса и Хиоса. Он обещал этим полисам поддержку против Афин и добился заключения мира, по которому Византий, Родос и Хиос выходили из союза, возглавляемого Афинами.

В 349-344 годах до н.э. подавил восстания в Финикии. В ходе кампаний 344-342 годах до н.э. полководцы Артаксеркса вновь завоевали Египет, отсоединившийся в конце V столетия до н.э.

Дарий III (336-330 гг. до н.э.). Был представителем боковой ветви царского дома, возводящей происхождение к Дарию II. До прихода к власти был наместником Армении под именем Кодоман. Получил трон в зрелом возрасте в результате заговора, организованного придворным евнухом. На его правление пришлось вторжение Александра Македонского. После череды поражений и потери столицы Дарий был убит своими приближенными.

После смерти большинства царей в Персии империю сотрясали мятежи. Сатрапы и зависимые правители старались отложиться от центральной империи, а представители боковых ветвей Ахеменидов занять трон. Чтобы удержать власть от царя требовались решимость, жестокость и дар политика.

Деятельность царей из рода Ахеменидов был связана, прежде всего, с приобретением новых земель и стремлением удержать в подчинении уже завоеванные.

1987. , chapter 2 «Armenia from the Median Conquest to the Rise of the Artaxiads». Harvard University Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research, 1987:

Оригинальный текст (англ.)

Стр. 39
By 585 B.C., the power of the Medes extended as far as the Halys River; they were thus in possession of the entire Arm. plateau and the former territories of Urartu.
...
The Armenians , as we have seen, appear to have settled in the area of Van and in the northeast, in the region of Ararat . Numerous other peoples also inhabited the plateau: Herodotus mentions the Suspyrians, Alarodians and Matieni; and Xenophon met on his march the Chaldaeans, Chalybians, Mardi, Hesperites, Phasians and Taochi.

Стр. 45
Armenia was divided into two satrapies, the 13th and 18th, by the Persians, and several sites mentioned in the inscriptions at Behistun have been identified in the south and west of the Armenian plateau, in the provinces of Aljnik and Korcayk.
...
The 18th satrapy included the regions around Ararat ; we shall discuss below the principal sites of the Achaemenian period from that region: Arin-berd (Urartean Erebuni) and Armawir (Urartean Argistihinili).

  • Daryaee, edited by Touraj. The Oxford handbook of Iranian history. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 131. - «Although the Persians and Medes shared domination and others were placed in important positions, the Achaemenids did not – could not – provide a name for their multinational state. Nevertheless, they referred to it as Khshassa , "the Empire".». - doi :10.1093/oxfordhb/9780199732159.001.0001 .
  • Ричард Фрай. Наследие Ирана. - М. : Восточная литература РАН, 2002. - С. 20. - ISBN 5-02-018306-7 .
  • История Ирана / М.С.Иванов. - М. : МГУ, 1977. - С. 488.
  • М.М.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. - М. , 1961.
  • Н. В. Пигулевская. История Ирана с древнейших времён до конца 18 в. - Л. , 1958.
  • История (Геродот) , 3:90-94
  • John William Humphrey, John Peter Oleson i Andrew Neil Sherwood: «Grčka i rimska tehnologija» (Greek and Roman technology ), str. 487.
  • Robin Waterfield i Carolyn Dewald: «Herodot - Povijesti» (Herodotus - The histories ), 1998., str. 593.
  • «Krezov Život» (Life of Crassus ), Sveučilište u Chicagu
  • Darel Engen: «Gospodarstvo antičke Grčke» (The Economy of Ancient Greece ), EH.Net Encyclopedia, 2004.
  • Darije Veliki: popis satrapija s odgovarajućim porezima (Livius.org, Jona Lendering)
  • Talent (unitconversion.org)
  • И. Дьяконов «История Мидии», стр. 355, 1956

    Сатрапская династия Оронтов сидела при Ахеменидах в восточной Армении (в XVIII сатрапии, земле матиенов-хурритов, саспейров-иберов и алародиев-урартов; однако, как показывает само название, здесь жили уже и армении)…

  • И. Дьяконов «Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма», глава XXIX из «История Востока: Т. 1. Восток в древности». Отв. ред. В. А. Якобсен. - М.: Вост. лит., 1997:

    Оригинальный текст (рус.)

    Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена - саспиры)

  • Дж. Бурнутян, «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California, 2006. Стр. 21

    Оригинальный текст (англ.)

    Armenia is listed as the 10th satrapy in the Persian inscriptions at Naqsh-e Rostam. In the fifth century Herodotus mentions Armenians occupying the 13th satrapy, while the remnants of the Urartians (Alarodians) lived in the 18th satrapy. Armenians soon became the dominant force in those satrapies and subjugated or assimilated the other groups.