Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений. Порядок оказания дополнительных образовательных услуг

Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» (ДОУ) можно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде всего, разнообразие видов указанных учреждений при равноправии правового, образовательного, финансового статусов, а также возможности для организации каких - либо дополнительных механизмов обеспечивающих, например кратковременное пребывание детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады под контролем педагогических работников.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении устанавливает следующие виды дошкольных образовательных учреждений :

Детский сад;

развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.):

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, в настоящее время установлен закрытый перечень возможных видов дошкольных образовательных учреждений, дифференцирующихся в зависимости от реализуемых направлений деятельности, связанных с нуждаемостью воспитанников в тех или иных услугах (оздоровительных, интеллектуальных, художественно-эстетических, коррекционных и т.д.).

Финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

В Бюджетном кодексе РФ нормативная форма финансирования рассматривается как основа формирования бюджетных затрат. Так, в Бюджетном кодексе РФ указывается, что в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений входит «установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг» . В соответствии с Бюджетном кодексе РФ «формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ» .

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

Нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

Долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах соучредительства.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

Итак, при финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

Государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;

Местный бюджет - на нормативной основе;

Родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Вышеперечисленные источники дифференцируются:

По видам затрат;

Способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов, которые можно сформулировать следующим образом:

Признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;

Финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственником учредителем;

Оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;

Дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативноправовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;

Планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

Придать всем ДОУ статус юридического лица;

Открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

211 - Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);

212 - Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);

221 - Оплата услуг связи;

226 - Прочие услуги;

310 - Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);

340 - Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).

211 - Заработная плата;

213 - Начисления на оплату труда;

223 - Коммунальные услуги;

225 - Услуги по содержанию имущества;

290 - Прочие расходы;

340 - Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

Социальные услуги за счет средств местного бюджета:

222 - Транспортные расходы;

310 - Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

Социальные услуги за счет средств родителей:

222 - Транспортные расходы;

310 - Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

340 - Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

Норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;

Местный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ;

Порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;

Порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1) За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

2) Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.

3) Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

4) Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

5) Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

Деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

Финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

Норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

Органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги,финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

За счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

Расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

Финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

прозрачность финансовых потоков;

целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

В таблице 1.1 рассмотрим состав расходной части бюджета г. Казани за 2012-2015 гг. на образование.

Таблица 1.1

Расходы бюджета г. Казани в 2013-2015 гг., тыс. руб.

По таблице 1.1 видно, что в состав расходов бюджета г.Казани на образование входят:

Расходы на дошкольное образование;

Расходы на общее образование;

Расходы на начальное профессиональное образование.

Расходы местного бюджета на детские дошкольные учреждения входят в состав расходов на дошкольное образование.

Анализ данных таблицы 1.1 свидетельствует о существенном снижении общей суммы расходов на образование в 2015 году по сравнению с 2013-2014гг.

В 2015 году наиболее емкими статьями функциональных расходов бюджета г.Казани стали расходы на: общее образование (59,7%), дошкольное образование (32,8%), здравоохранение и социальная политика.

Расходы бюджета г.Казани на финансирование детских дошкольных учреждений в 2015 году составили 1353,2 млрд.руб., или 27,3% от общего объема расходов, что на 2909,8 млрд.руб. меньше, чем в 2014 году, и на 28277,8 млдр.руб. меньше, чем в 2013 году.

В настоящее время затраты городского бюджета на содержание ребенка в детском саду в месяц составляют 80 процентов (сюда включены расходы на начисление заработной платы, коммунальные услуги, питание, медикаменты, хозяйственные расходы, транспорт, аренда, текущий ремонт). Родительская плата составляет 20 процентов от общего объема расходов.

Детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9-и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.

Научно-технический прогресс, задачи по повышению эффективности производства и вхождению страны в рыночные отношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров.

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения.

Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

Таким образом, детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9-и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.

Расходы на содержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании -- число детей в детских садах.

Стоит обратить внимание, что статьей 65 пунктом 4 Федерального в РФ, в родительскую по присмотру и уходу за ребенком не допускается включение расходов на реализацию , а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

В состав затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком входит следующее:

- Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (за исключением оплаты труда и начислений на оплату труда педагогических работников, осуществляющих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования), в том числе: заработная плата (в том числе, надбавки и премии); начисления на оплату труда (страховые и накопительные взносы в Пенсионный фонд, взносы в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования); прочие выплаты (меры социальной помощи в в ДОУ и поддержки, компенсация льготного проезда, пособия, материальная помощь, и прочее).

Материальная помощь за услуги по присмотру и уходу за ребенком должна относиться к «прочим выплатам» этой части затрат. Однако по решению учредителя образовательной организации выплата материальной помощи может быть определена из фонда заработной платы - это право учредителя. Такое решение должно быть утверждено нормативным актом учредителя, субъекта РФ. Либо выплата материальной помощи может происходить за счет средств учреждения, но тогда необходимо помнить, что придется заплатить налог на прибыль, и источниками должны быть какие-либо из внебюджетных источников финансирования.

- Приобретение услуг , в том числе:

- услуги связи (мобильная и стационарная телефонная связь, Интернет);

Рассмотрим пример, в каком случае плата за интернет относится к услуге по присмотру и уходу за ребенком и не включается в образовательную услугу. Если в дошкольном образовательном учреждении есть компьютерные классы, где занимаются дети, или интернет используется, например, при проведении семинаров для родителей, - это связано с образовательным процессом, и тогда эта часть интернет-связи не должна включаться оказание услуг по присмотру и уходу за детьми. Если интернет используется на хозяйственные нужды учреждения, например составление и передача отчетности, то тогда эта часть относится на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком.

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги (оплата потребления тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения и водоотведения);

В Москве при расчете норматива на дошкольное образовательное учреждение была апробирована система расчета, по которой часть коммунальных услуг может быть затрачена на оказание образовательных услуг, а часть - на услугу по присмотру и уходу за ребенком. Для этого производился подсчет: сколько времени, из общего, проводимого ребенком в детском саду, занимает собственно сам образовательный процесс, а сколько времени потом осуществляется присмотр и уход за детьми. Именно исходя из этого соотношения, в принципе коммунальные услуги тоже могут быть распределены на образовательную услугу и услугу по присмотру и уходу. В других регионах России, рассчитывая норматив стоимости расходов на образовательную услугу, какую-то часть коммунальных услуг включали, а некоторые регионы - не делали специального и не включали этой части в ее состав. Те регионы, которые включали коммунальные услуги в стоимость образовательной услуги, шли по этому пути только исходя из того, что если этого не сделать, то стоимость услуги по присмотру и уходу будет очень большая. Фактически же средств у муниципалитетов не так много, чтобы оплатить всю стоимость услуги по присмотру и уходу за ребенком, это приводит к высокой родительской плате.

Прочие услуги, не связанные с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования

К другим услугам, не связанные со стоимостью услуги по реализации обучающей программы, могут относиться, например, затраты на содержания коммунального оборудования, его техническое обслуживание и ремонт. Если же затраты проводятся на техобслуживание и ремонт учебного оборудования, например компьютерной техники, то эти расходы должны быть отнесены на учебные расходы.

- Увеличение стоимости материальных запасов , в том числе следующие виды расходов:

- расходы на приобретение продуктов питания;

Во всех регионах идут разными путями в организации питания. Есть много регионов, где дошкольное образовательное учреждение само не закупает продукты питания. Есть образовательные учреждения, которые на своих подсобных хозяйствах выращивают часть продуктов питания, которые идут на стол детям. В Москве, например, дошкольные учреждения уже, по крайней мере, два или три года не закупают продукты питания. В этом случае в штате дошкольного образовательного учреждения нет работников столовой, кухни, и образовательное учреждение не несет ответственности за работников кухни, за предоставление им условий работы, техники безопасности. Однако необходимо отметить, что контроль за качеством питания детей в дошкольных учреждениях лежит в любом случае на руководителе образовательного учреждения и управляющем совете или общественном совете образовательного учреждения.

- прочие расходы

Здесь надо учитывать расходы на хозяйственно-бытовое обслуживание детей - затраты на товары хозяйственно-бытового назначения: мыло, туалетная бумага, стиральный порошок, сода кальцинированная, хлорамин и т.д.

- Увеличение стоимости основных средств , за исключением расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.

В данном случае имеются в виду те основные средства, которые предназначены для создания комфортных условий пребывания детей в детском саду: кроватки, диваны, и пр. Это не учебные игрушки, не учебная мебель, не оборудование игровой, и прочие технические средства обучения.

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, 2010, N 3

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), прежнее название - детские дошкольные учреждения, могут являться обособленными хозяйствующими субъектами либо выступать в качестве структурных подразделений коммерческих организаций или бюджетных учреждений. В последнем случае учет операций, связанных с формированием расходов на содержание ДОУ, а также источников их возмещения должен организовываться по правилам, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для бюджетных учреждений.

Правовое обеспечение

Общие принципы создания и функционирования ДОУ на уровне федерального законодательства установлены Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (далее - Типовое положение). На уровне субъектов РФ принимаются законодательные и нормативные акты, регулирующие размер родительской платы, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования и т.п.

Статья 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 содержит только общую норму, которой установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, п. 4 ст. 18 специально оговорено, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. То есть при заключении договоров между родителями и ДОУ должны соблюдаться только общие правила, установленные гражданским законодательством.

Типовое положение определяет ДОУ как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с п. 7 Типового положения ДОУ в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

Детский сад;

Детский сад для детей раннего возраста;

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

Центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Определение вида ДОУ имеет существенное значение прежде всего для установления структуры, состава и размера расходов на содержание учреждения. Так, в частности, для различных видов ДОУ могут существовать различные типовые штатные расписания, что, соответственно, влечет за собой значительное расхождение в размерах средств, направляемых на оплату труда персонала учреждения (как в абсолютном, так и в относительном выражении - в общей сумме расходов на содержание ДОУ).

В соответствии с п. 18 Типового положения право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Пункт 23 Типового положения устанавливает, что режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом учреждения и договором между дошкольным учреждением и учредителем. Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

Определенный интерес с точки зрения счетного работника представляет и изложенный в п. 32 Типового положения подход к определению количества групп в дошкольном учреждении. Это количество определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости:

1) в группах:

От 2 мес. до 1 года - 10 детей;

От 1 года до 3 лет - 15 детей;

От 3 лет до 7 лет - 20 детей;

2) в разновозрастных группах:

При наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) - 8 детей;

При наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

При наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

В соответствии с п. 53 Типового положения при финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

В процитированных требованиях обращает на себя внимание то, что в расчет принимается предельная наполняемость групп, а также то, что неполная наполняемость не может служить основанием для закрытия детского дошкольного учреждения (в сельской местности). Ранее нормативы наполняемости были выше на 25 - 50%. При этом отраслевыми инструкциями рекомендовалось иметь списочную численность на 20 - 25% выше нормативной. То есть если в детском саду, рассчитанном на 140 детей, числилось 160 человек, то это не давало оснований для увеличения штатных нормативов содержания медицинских и педагогических работников. Теперь установлено, что за основу принимается штатная или расчетная численность детей в группах, а списочная численность штатную превышать не должна, так как последняя является предельной. Разумеется, это не лишает руководителя организации или ДОУ права принимать решение об объединении групп и предоставлении части персонала отпуска без сохранения заработной платы в случаях, установленных законодательством (например, в летний период).

Перечень источников формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения универсален (приемлем и для небюджетных организаций) и весьма широк, но не все эти источники могут быть использованы бюджетными учреждениями. В частности, такими источниками могут быть:

Собственные средства учредителя (учредителей). Для бюджетных учреждений этот источник используется, как правило, на этапе создания ДОУ. Учредителями ДОУ могут быть муниципальные органы, органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ). Следовательно, в данном случае имеются в виду средства бюджета соответствующего уровня, использованные при строительстве или приобретении зданий ДОУ, сооружений и т.п. При этом законченные строительством здания, сооружения, объекты основных средств, являющиеся оборудованием и т.п., могут отражаться в учете учредителя - а не в учете ДОУ или бюджетного учреждения, на балансе которого ДОУ находится;

Средства для финансирования текущих расходов представляют собой иной источник - бюджетные и внебюджетные средства. Как правило, за счет бюджетных средств возмещается только часть расходов ДОУ;

Имущество, закрепленное за дошкольным образовательным учреждением собственником (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения). Названное имущество может являться источником финансовых ресурсов ДОУ в случае, если оно используется в деятельности, не являющейся основной. Для ДОУ бюджетных учреждений подобное использование вряд ли возможно. Так, например, сдача помещений в аренду предполагает такую ситуацию, при которой эти помещения не используются. Но для ДОУ (построенных по типовому проекту) изъятие каких-либо площадей для целей получения дополнительных доходов, как правило, негативно влияет на образовательный процесс и, следовательно, не может быть одобрено учредителем ДОУ или контролирующими органами;

Средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. Использование целевых поступлений в деятельности бюджетных учреждений нельзя назвать широко распространенным. Как правило, необходимые расходы (в части, не покрываемой поступлениями от родительской платы) финансируются по смете доходов и расходов за счет бюджетных средств. Об особенностях начисления и использования средств родителей подробно сказано ниже;

Кредиты банков и других кредиторов. Этот вид источников для бюджетных учреждений (и следовательно, для ДОУ, являющихся их подразделениями) неприменим - привлечение заемных средств бюджетными учреждениями прямо запрещено бюджетным законодательством;

Другие источники в соответствии с законодательством РФ. Такими источниками, в частности, могут быть суммы от реализации неиспользуемого имущества, от оприходования материальных запасов, выявленных как излишествующие в результате инвентаризации либо полученных от разборки объектов основных средств и иного имущества.

Пункт 52 Типового положения определяет, что финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством РФ, то есть в том числе и на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида и категории дошкольного образовательного учреждения. При этом расходы на оплату труда нормируются автоматически при рассмотрении и утверждении штатного расписания.

Расходы на питание могут быть ограничены, но так как меню-раскладки разрабатываются с обязательным участием медицинского работника, то здесь на первый план выступают не финансовые ограничения, а калорийность, состав витаминов и тому подобные обязательные критерии. Количество малоценного оборудования и инвентаря, а также специальной одежды и специальной обуви для младшего обслуживающего персонала обусловлено потребностями соответствующих процессов, и в отношении этого имущества имеются нормативы в натуральных показателях.

Расходы на приобретение игрушек и методического материала (в том числе литературы и наглядных пособий) фактически не нормируются, а ограничиваются общим размером при разработке и утверждении смет доходов и расходов.

Таким образом, особенности отражения в учете отдельных операций, осуществляемых в ДДУ, будут обусловлены в первую очередь источником поступления денежных средств и имущества.

Особенности бюджетного учета затрат дошкольных

Образовательных учреждений

Объекты основных средств в ДОУ учитываются так же, как и в самих бюджетных учреждениях. При этом, как отмечалось выше, объекты недвижимости и иные дорогостоящие объекты основных средств ДОУ могут не передаваться и отражаться по основному учету самого учреждения. Таким образом, необходимость в организации и ведении учета основных средств в ДОУ может возникнуть в отношении некоторых видов специального оборудования, музыкальных инструментов, игрушек, дидактического материала (кроме того, который учитывается в составе материальных запасов).

Исчерпывающий состав и структура расходов, которые могут осуществляться ДОУ, законодательными и нормативными документами не определены. В качестве базового, по мнению автора, можно использовать Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 849 (далее - Перечень).

Прежде чем переходить к комментариям отдельных позиций Перечня, автор статьи считает необходимым напомнить, что Инструкция по бюджетному учету допускает различные схемы учета осуществленных расходов. Так, расходы, полностью финансируемые за счет бюджетных средств, могут непосредственно списываться с кредита соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 “Нефинансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 “Финансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 “Обязательства“ в дебет счета соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 “Расходы учреждения“. По завершении отчетного года расходы, собранные на счете 040101200, списываются на счет 040103000.

Другая схема применяется в отношении расходов, формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации. В этом случае произведенные расходы списываются в дебет счета 010604000, откуда (по завершении процесса формирования себестоимости) - в дебет счета 040101130.

Так как расходы по содержанию детей в государственных и муниципальных ДОУ (реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования) должны частично возмещаться за счет поступлений родительской платы, то наиболее правильным представляется использование второй схемы, то есть ведение учета в ДОУ порядком, установленным для учета операций, осуществляемых в рамках деятельности, приносящей доход. Те расходы, которые подлежат возмещению за счет бюджетных средств и не учитываются при определении размера родительской платы, по мнению автора статьи, должны учитываться обособленно (на соответствующих счетах счета 040102000 с последующим списанием на счет 040101130).

ДОУ, реализующие другие программы, а также ДОУ, не являющиеся государственными или муниципальными, могут устанавливать размер родительской платы на уровне фактических расходов, увеличенном на размер прибыли.

В соответствии с Перечнем при определении размера родительской платы могут учитываться следующие виды расходов (сохранена нумерация, использованная в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2006 N 849).

1. Оплата труда и начисления на оплату труда. При определении размера заработной платы работников ДОУ следует учитывать положения ст. 54 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, в соответствии с которой заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору. То есть начисление сумм по оплате труда может производиться по двум и более основаниям.

В соответствии с п. 46 Типового положения ДОУ устанавливает:

Заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;

Структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;

Штатное расписание и должностные обязанности работников.

Учет данной группы расходов, как правило, вопросов не вызывает. Начисленные суммы оплаты труда отражаются по дебету счета 010604340 и кредиту счета 030203730 (по суммам оплаты труда) и кредиту счета 030302730 (по суммам кредиторской задолженности по единому социальному налогу (с 2010 г. - страховым взносам).

2. Приобретение услуг. Здесь также схема бухгалтерских проводок достаточно прозрачна. При получении соответствующих видов услуг в бюджетном учете могут оформляться следующие записи:

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030204730 - на сумму стоимости услуг связи.

В составе услуг связи в ДОУ могут учитываться расходы на оплату:

Услуг почтовой связи (в частности, пересылка почтовых отправлений, включая расходы на упаковку почтового отправления, оплата маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением, приобретение почтовых марок и маркированных конвертов и т.д.);

Услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров (абонентская и повременная плата за использование линий связи, плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачи данных по каналам связи, плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи, плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в т.ч. с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации, плата за приобретение sim-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи, плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи).

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030205730 - на сумму стоимости транспортных услуг.

В составе транспортных услуг дошкольные учреждения, как правило, учитывают провозную плату по договорам перевозки, в частности расходы по оплате услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания, в рамках которого к обязанностям исполнителя относятся в том числе: техническое обслуживание предоставляемых автомобилей, ремонтные работы (включая диагностику и профилактические работы), осуществление заправки автомобилей, обеспечение необходимыми качественными горюче-смазочными материалами и оригинальными запасными частями (при необходимости), осуществление персонального подбора водительского состава, осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств (ОСАГО), поддержание транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии. Кроме того, по этой же статье расходов могут отражаться затраты на обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение указанных расходов, в случае если должностные лица не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ.

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030206730 - на сумму стоимости коммунальных услуг.

В составе расходов на коммунальные услуги учитывается оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, в том числе оплата по тарифам за коммунальные услуги, оплата услуг канализации, ассенизации, водоотведения, включая оплату по повышенному тарифу в случае, если концентрация загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно допустимые значения соответствующих показателей, или в связи с превышением установленного объема сброса сточных вод в систему канализации (сверхнормативный сброс).

Кроме того, по этой же статье могут отражаться другие расходы по оплате коммунальных услуг, такие как:

Расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, заключенных с кочегарами и сезонными истопниками;

Оплата транспортировки газа, воды, электричества по водо-, газораспределительным и электрическим сетям;

Приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам;

Расходы по оплате договоров на вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации.

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030207730 - на сумму арендной платы за пользование имуществом.

Автор статьи подчеркивает, что в ДОУ бюджетных учреждений подобная операция вряд ли может иметь право на существование. Исключением могут являться случаи, когда ДОУ арендуются помещения для оказания услуг по дополнительным образовательным программам.

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030205930 - на сумму стоимости прочих услуг.

Перечень прочих услуг, отражаемых в бюджетном учете, весьма обширен. Для ДОУ, по мнению автора, более характерны следующие группы расходов по оплате прочих услуг:

Услуг в области информационных технологий: приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение; приобретение и обновление справочно-информационных баз данных и т.п.;

Типографских услуг, в частности изготовление бланочной продукции;

Медицинских и санитарно-эпидемиологических услуг: диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников, состоящих в штате ДОУ, проведение медицинских анализов, проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях учреждения, а также проведение бактериологических исследований перевязочного материала и инструментов на стерильность; платные услуги, оказываемые центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по проведению производственного контроля и баканализам;

Иных работ и услуг: услуг по охране зданий и помещений, подписка на периодические и справочные издания, приобретение бланочной продукции, приобретение неименных путевок для сотрудников учреждения на санаторно-курортное лечение, услуги по распиловке, колке и укладке дров, оплата услуг по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах и т.п., плата за обучение на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и т.д.

Обращаем внимание на то, что приведенные бухгалтерские записи должны оформляться независимо от того, кто является поставщиком услуг - сторонняя организация или структурные подразделения бюджетного учреждения, на балансе которого находится ДОУ. Это обусловлено тем, что расходы по содержанию подразделений, оказывающих коммунальные услуги, и расходы по содержанию ДОУ учитываются по разным кодам бюджетной классификации РФ.

3. Прочие расходы. На первый взгляд может показаться, что включение данной статьи расходов в Перечень сам перечень фактически делает открытым. Однако из требований документов, регулирующих бюджетный учет, следует, что в данном случае имеются в виду расходы, которые могут отражаться по статье 290 группы “Расходы“ Экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Состав прочих расходов, установленный бюджетной классификацией РФ, достаточно обширен. Но для ДОУ могут быть характерными лишь некоторые их виды, например:

Уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней, в том числе: налога на имущество, земельного и транспортного налога, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством случаях; штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций;

Возмещение убытков и вреда;

Приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи: поздравительные открытки и вкладыши к ним, сувенирная продукция, приветственные адреса почетных грамот, благодарственные письма и т.п., цветы;

Представительские расходы;

Иные расходы, в том числе: отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу, возмещение судебных издержек по гражданским искам в установленных законодательством случаях и т.п.

4. Увеличение стоимости основных средств. Очевидно, что на увеличение расходов, учитываемых при определении размера родительской платы, полная стоимость основных средств может относиться далеко не во всех случаях. Правомерным можно считать только списание на увеличение стоимости услуг ДОУ только суммы стоимости объектов основных средств, не превышающих 1 тыс. руб. за единицу. Во всех остальных случаях стоимость основных средств должна переноситься на стоимости услуг ДОУ посредством начисления амортизации.

То есть в данном случае может быть оформлена одна из двух бухгалтерских записей:

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 010106410 (010107410, 010109410) - на сумму стоимости объектов основных средств, цена которых не превышает 3 тыс. руб.;

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 01040X410 (по соответствующим субсчетам) - на сумму начисленной амортизации по прочим объектам основных средств.

Автор статьи напоминает, что по объектам основных средств стоимостью от 3000 до 20 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% в момент их передачи в эксплуатацию. То есть в данном случае счет 010604340 корреспондирует со счетом 010400000 (а не 010100000), а соответствующий объект продолжает числиться в учете по нулевой остаточной стоимости.

5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. По данной статье может отражаться списание практически любых видов материальных запасов - материалов, используемых для содержания здания и помещений ДОУ, продукты питания, мягкий инвентарь (включая постельное белье), игрушки, методические и учебные материалы, медикаменты, канцелярские товары и т.п.

В этом случае суммы стоимости материальных запасов списываются в дебет счета 010604340 с кредита соответствующих счетов счета 010300000.

Особенностью учета продуктов питания является то, что их стоимость может списываться на увеличение себестоимости услуг ДОУ непосредственно, то есть без предварительного формирования себестоимости готовых блюд, изготовленных в столовой детского учреждения.

Как уже отмечалось, при осуществлении деятельности ДОУ могут возникать и иные расходы, стоимость которых не учитывается при определении родительской платы. Перечень таких расходов, разумеется, не существует. Так как деятельность ДОУ осуществляется на основании сметы доходов и расходов, то в составе затрат, не учитываемых при определении родительской платы, следует руководствоваться сметой и приложениями к ней.

Особенности учета родительской платы

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 и Типовое положение вопросы определения размера родительской платы практически не детализируют. В общем случае предполагается, что суммы родительской платы должны полностью покрывать расходы ДОУ на содержание детей.

Однако с 2007 г. действуют нормы ст. ст. 52.1, 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, которыми размер родительской платы в отдельных случаях ограничен. Ограничения касаются только государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и состоят в следующем. Размер родительской платы за содержание ребенка не может превышать:

В общем случае - 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении;

С родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10% указанных затрат.

Источник возмещения разницы между фактическим размером себестоимости услуг ДОУ по содержанию детей и размером родительской платы Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 не определен. Исходя из норм бюджетного законодательства, можно заключить, что это может быть осуществлено посредством предоставления бюджетным учреждениям субсидий за счет средств соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного).

В соответствии со ст. 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (вступившей в силу также с 01.01.2007) предусмотрена выплата родителям или их законным представителям компенсации части родительской платы:

На первого ребенка - в размере 20%;

На второго ребенка - в размере 50%;

На третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ. Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Суммы компенсаций выплачиваются непосредственно родителям и, следовательно, в учете ДОУ не отражаются.

Автор статьи обращает внимание, что Федеральным законом от 17.07.2009 N 148-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании“ п. 1 ст. 52.2 изложен в новой редакции, основным отличием которой от ранее действовавшей является то, что теперь право на получение компенсации (в тех же размерах, исчисляемых от среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ) распространено на родителей детей, посещающих иные (негосударственные или муниципальные ДОУ).

Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта РФ.

Схема бюджетного учета операций по предоставлению услуг ДОУ Инструкцией по бюджетному учету не определена. Выше автор статьи отмечал, что наиболее правомерным представляется использование счета учета доходов от оказания платных услуг. Например:

Д-т сч. 040101130 К-т сч. 010604440 - на сумму стоимости услуг ДОУ по содержанию детей;

Д-т сч. 020503560 К-т сч. 040101130 - на сумму родительской платы, подлежащей внесению родителями детей.

В том случае, когда ограничения, установленные ст. ст. 52.1, 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, не действуют (например, в случаях, когда ДОУ реализуют дополнительную программу дошкольного образования), проводка делается на всю сумму стоимости услуг, распределенную между плательщиками родительской платы.

Если указанные ограничения действуют, можно предложить следующую схему: две предыдущих проводки оформляются на суммы стоимости услуг ДОУ в части, соответствующей размеру установленной родительской платы (20 или 10% от суммы фактических затрат). Оставшаяся сумма списывается в дебет счета 040103000 с кредита счета 010604440.

Весьма распространенной практикой является питание сотрудников в детском саду. Это диктуется не столько стремлением самих сотрудников к экономии, сколько особенностями воспитательного процесса и режима работы воспитателей, нянечек и другого обслуживающего персонала - обычно смена длится 12 - 14 часов, на протяжении которых отсутствие хотя бы одного сотрудника на период, необходимый для приема пищи, нежелательно. Таким образом, суммы, поступающие от сотрудников в оплату стоимости питания, являются еще одним источником возмещения расходов.

В бюджетном учете эти операции могут отражаться следующими записями:

Д-т сч. 040101130 К-т сч. 010604440 - на сумму стоимости продуктов, израсходованных для питания сотрудников;

Д-т сч. 030201830 К-т сч. 040101130 - на сумму начисленной задолженности сотрудников в оплату за питание.

Разумеется, при этом существенно возрастает роль аналитического учета. Учет расчетов за питание ведется в оборотной ведомости ф. 285, в которой указываются фамилии и инициалы работников.

Еще одним источником доходов ДОУ может быть реализация не используемых учреждением активов на сторону, например продажа населению пищевых отходов (для откорма домашних животных). В этом случае, по мнению автора, использование счета 040101130 необязательно - достаточно оприходовать имущество, подлежащее продаже, по соответствующему счету учета материальных запасов в корреспонденции со счетом 040101180. Одновременно делается запись по списанию материальных запасов и оприходованию полученных денежных средств (непосредственно или через счета учета расчетов с прочими дебиторами).

Список литературы

1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.

2. О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании“: Федеральный закон от 17.07.2009 N 148-ФЗ.

3. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 849.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666.

Состав расходов на образование и источники их финансирования.

Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Национальная система образования состоит из государственных, негосударственных и воспитательных заведений и разделяется на:

дошкольное образование;

профессионально-техническое образование;

средне-специальное образование;

высшее и послевузовское образование;

внешкольное воспитание и обучение;

Расходы на образование включают расходы на:

а) функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:

1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребёнка всех направлений, деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством);

2) общее образование (расходы на содержание всех типов образовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и т.д.);

3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);

4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов, училищ, колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих получения внешкольного воспитания и обучения).

б) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления);

в) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

г) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

д) проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

е) издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

ж) государственные программы в области образования.

Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.

Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающих безвозмездно.

Таблица 1 - Состав и структура расходов республиканского бюджета на образование в 2009 г.

Направления расходования средств Сумма, млн. р. Удельный вес,%
1. Итого расходов на образование 1774759409,0 100
1.1 дошкольное образование 14700270,0 0,01
1.2 общее среднее образование 44345810,0 0,03
1.3 Профессионально-техническое образование 28882586,0 0,02
1.4 Среднее специальное образование 387481297,0 0,22
1.5 Высшее и послевузовское образование 1156599104,0 0,54
1.6 Повышение квалификации и переподготовки кадров 71295348,0 0,04
1.7 Внешкольное воспитание и обучение 26836954,0 0,02
1.8 Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования 20045640,0 0,01
1.9 Другие вопросы в области образования 24752400,0 0,02

Наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета на образование в 2009 году занимают высшее и послевузовское образование - 0,54%.

Дошкольное образование в структуре расходов занимает 0,01%, что в денежном выражении составляет 14700270,0 млн. рублей, что на 40657,53 больше, по сравнению с 2008 годом. В настоящее время предусмотрен ряд социально направленных программ, в которых важное место отводится дальнейшему повышению образовательного и культурного уровня нации.

1.1 Характеристика статей сметы и последовательность её составления

Смета - основной финансовый план бюджетных организаций, определяющий объём, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований на их содержание.

Финансирование учреждений, состоящих на бюджете, и централизованных мероприятий, осуществляемых за счёт средств бюджета, производится по утверждённым для них сметам расходов. Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено.

Различают следующие виды смет: индивидуальные, общие и сводные, а также сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно министерствами, другими органами государственного управления.

Индивидуальные сметы расходов составляются для крупной бюджетной организации и отражают потребность в средствах на её содержание, а также источники формирования ресурсов, включая бюджетные средства, внебюджетные средства и благотворительные взносы.

Общие сметы составляются по группам однотипных мелких организаций либо по группе крупных организаций, имеющих централизованную бухгалтерию.

Сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые министерствами, другими органами государственного управления и финансируемые из бюджета, составляются и утверждаются непосредственно ими по каждому мероприятию отдельно.

Сводная смета составляется на основании перечисленных видов смет и представляет собой свод всех расходов, выделяемых из бюджета на определённую отрасль.

Сметы расходов на содержание бюджетных организаций составляются по экономической (предметной) классификации расходов, утверждённой Министерством финансов.

Расходы на капитальные вложения в сметах на содержание учреждений не отражаются и устанавливаются по отдельной смете.

Расходы, включаемые в смету, должны быть обоснованы соответствующими расчётами по каждой статье сметы.

Определение расходов по смете должно производиться исходя из действительной потребности в средствах с учётом осуществления строгого режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств.

В целях своевременной организации работы по составлению смет расходов министерства, другие органы государственного управления, управления и отделы облрайгорисполкомов руководствуясь указаниями Министерства финансов о порядке и сроках разработки проекта бюджета на предстоящий финансовый год:

устанавливают для подведомственных организаций сроки составления и представления проектов смет расходов и дают необходимые указания о порядке их составления;

разрабатывают и сообщают подведомственным организациям основные производственные (сетевые) показатели деятельности этих организаций на предстоящий финансовый год и другие показатели, необходимые для правильного исчисления расходов;

обеспечивают составление проектов смет расходов на централизованные мероприятия.

Проекты смет расходов, составленные бюджетными организациями, направляются в соответствующие министерства, управления и отделы облрайгорисполкомов вышестоящую организацию до утверждения бюджета.

Министерства управления и отделы облрайгорисполкомов обеспечивают тщательное рассмотрение представленных подведомственными организациями смет расходов и составление сводных смет, которые представляются соответственно Министерству финансов и соответствующему финансовому управлению (отделу) облрайгорисполкомов для включения в проекты бюджетов.

После утверждения республиканского бюджета Министерство финансов рассматривает сводные сметы расходов бюджетных организаций республиканского подчинения министерств, других органов государственного подчинения и сообщает им плановые объемы ассигнований на планируемый год в разрезе функциональной и экономической классификации расходов. Министерства, другие органы государственного управления в свою очередь сообщают всем подведомственным организациям годовые суммы расходов в разрезе экономической классификации. Утверждение смет расходов бюджетных организаций, состоящих на республиканском бюджете, оформляется подписью их руководителей с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете. Утвержденная смета расходов с поквартальной разбивкой представляется бюджетной организацией в министерство (другой республиканский орган государственного управления). Министерства, другие органы государственного управления на основании представленных смет, а также смет на централизованные мероприятия составляют свод смет расходов по разделам и подразделам по разделам, подразделам функциональной классификации расходов в разрезе экономической (предметной) классификации расходов и кварталов и представляют его Министерству финансов в установленные им сроки для включения в роспись расходов республиканского бюджета.

В силу Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (действует до 1 сентября 2013 г.) перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 3 ст. 52.1), т.е. Правительством Российской Федерации или Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для исполнения этой нормы закона издано Постановление Правительства РФ № 849 от 30.12.2006 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» . Согласно ему, в родительскую плату сейчас входят:

  1. Оплата труда и начисления на оплату труда
  2. Приобретение услуг: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом, прочие услуги
  3. Прочие расходы
  4. Увеличение стоимости основных средств
  5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Однако в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, такого полномочия у федерального органа исполнительной власти нет .
Исходя из смысла п. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (положение вступает в силу с 1 сентября 2013 г.) устанавливать такой «Перечень…» для муниципальных дошкольных образовательных организаций должен будет учредитель муниципалитет .

Ранее действовавшее ограничение размера родительской платы в 20% от стоимости содержания (присмотра и ухода) за ребенком (для многодетных семей - в 10%) новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ отменено . В связи с этим существует риск неправомерного увеличения учредителями муниципальных дошкольных образовательных организаций родительской платы за присмотр и уход за ребенком в 5-10 раз.

Профилактика и недопущение незаконного и необоснованного повышения родительской платы за присмотр и уход в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях являются важнейшими мерами для обеспечения конституционной гарантии общедоступности бесплатного дошкольного образования в таких организациях.

Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми - это «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Таким образом, впервые образовательная услуга и услуга по присмотру и уходу юридически четко отделены друг от друга

Пока еще применяемые статьи расходов, включаемые в состав родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях, противоречат требованию пункта 4 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (это положение также вступает в силу с 1 сентября 2013 г.): «Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций , реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях».

В связи с вышеизложенным недопустимым является включение с 1 сентября 2013 года в Перечень затрат, учитываемых при расчете родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных организациях, следующих расходов, указанных в формулировках редакции Постановления Правительства РФ № 849 от 30.12.2006:

  1. «Оплата труда и начисления на оплату труда» - в части оплаты педагогического и учебно-вспомогательного труда (в том числе начисления на заработную плату), компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, расходы, связанные с повышением квалификации и переподготовкой педагогических работников (проезд, оплата за курсы, суточные, проживание): все это, согласно ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  2. «Приобретение услуг (услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом)» . Такие услуги должны быть разделены на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  3. Затраты на учебные пособия, технические средства обучения, подключение и использование глобальной сети Интернет, расходные материалы, канцелярские товары и хозяйственные нужды - так как все это должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  4. «Прочие расходы», «прочие услуги» - в связи с неопределенностью формулировки, что строго запрещено федеральным законодательством.
  5. «Увеличение стоимости основных средств» - так как эти расходы должны входить в расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций.
  6. «Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка рисмотра и ухода за ребенком в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» - такое увеличение должно быть разделено на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  7. «Коммунальные услуги» . В понятие «присмотр и уход за ребенком» указанным федеральным законом не включены и коммунальные услуги. Потребителями коммунальных услуг являются и воспитанники, и сотрудники образовательных организаций. Без потребления этих услуг невозможно функционирование дошкольной организации и, как следствие, невозможно реализовать образовательную программу. Поэтому оказание этих услуг является организационным вопросом для предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и должно на 100% оплачиваться из муниципального бюджета.