Группа рабочие выделяются по конфессиональному признаку. По конфессиональному признаку выделяются

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) экономическая

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

2) экономическая

3) социальная

4) духовная

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Помогите пожалуйста!!!

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:

В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

А) Повышение налогов на бензин.

2) экономическая

Б) Выражение недоверия правительству.

3) социальная

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

4) духовная

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочтите текст и выполните задания С1-С4

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5-7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе - это сила, с которой группа действует на своего члена.

(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

Не менее сложна ситуация и с ортодоксальными церквями. Так, относящие себя к католицизму старокатолики и другие группы, называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак католицизма - в признании Папы Римского главою церкви. К православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными - нехалкидонские Древневосточные (ориентальные) церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания до обвинений в ересях .

Христианские конфессии согласно хронологии их обособления

  • Византийское Православие и Католицизм (обособились одновременно друг от друга).
  • Парахристианство (Псевдохристианство)

Конфессии в России

С целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий.

Статья 13, часть 2 Федерального закона определяет особый статус иностранных религиозных организаций (созданных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства). Они имеют право открывать свои представительства на территории Российской Федерации, в том числе при российских религиозных организациях. Однако данные представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус «религиозного объединения», установленный Федеральным законом. Данные ограничения предполагают дифференциацию по юрисдикционному, а не конфессиональному признаку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Конфессия"

Примечания

  1. // Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.
  2. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М., 2006
  3. //Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. - М: Русский язык , 1998.
  4. // Современная энциклопедия, 2000.
  5. Безнюк Д. К. (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1233 дня)) // Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . - Минск: Книжный Дом, 2007. - 960 с. - (Мир энциклопедий)
  6. Цыпин В. А. , прот. // Православная энциклопедия . Том VII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2004. - С. 270. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  7. Конфессия // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл-Ку. - М.: Большая российская энциклопедия , 2003.:ил. - «С. 115 ». ISBN 5-85270-201-3 (кн. 9), ISBN 5-85270-218-8
  8. Пучков П. И. , Казьмина О. Е. - М., 1997. - 286 с.
  9. Макдауэлл Джош , Стюарт Дон. «». - М.: Протестант, 1994. - 215 с.
  10. // Сторожевая башня , 1 ноября 2009 года. - С. 19. - ISSN 0043-1087
  11. «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, - сказал при встрече с главой ААЦ-и США Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) - она воспринимается Русской Церковью как православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви» .

    (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и Экуменизм: Новые вызовы», МДА, «Церковь и время», n3 (6), 1998, стр. 65).

  12. // Православная энциклопедия Древо

Ссылки

  • Терехов В. П. // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3 . - С. 194-197 .
  • Тишков В.А. // Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. - М.: Московское бюро по правам человека; Academia, 2008. - С. 7 .

Отрывок, характеризующий Конфессия

Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
– Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
– Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
– Что с тобой, Маша?
– Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил за необходимость воспитания в обществе «просвященного» патриотизма, то есть патриотизма, основанного на христианской нравственности.

«Это патриотизм, который основывается на высокой морали, на вере, на святости жизни, это тот патриотизм, который вдохновляется самыми высочайшими ценностями, которые переданы нам, людям, самим Богом»,- цитирует «Интерфакс» заявление предстоятеля. В понедельник, 13 декабря, в Кремле ему была вручена премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность».

Патриарх отметил, что буква «я» в слове «просвященный» не случайна. «Как замечательно, что и вера и верность, вера, которая и делает патриотизм просвященным патриотизмом, как замечательно, что эти слова, эти понятия соединены в ордене, который присуждает Фонд Святого Андрея Первозванного»,- добавил патриарх.

В свою очередь, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал власти, этнические объединения и религиозные общины как можно скорее начать диалог. В частности, это поможет избежать новых событий, подобных тем, что произошли 11 декабря на Манежной площади в Москве. Тогда более 5 тысяч человек - футбольных болельщиков и представителей националистических объединений - собрались на площади в память о погибшем в результате массовой драки Егоре Свиридове. В результате беспорядков на Манежной площади несколько десятков человек пострадали.

«Сегодня в Москве более чем возможно массовое межнациональное столкновение, которое может кончиться большой кровью, и поскольку это столица, то об этом скоро узнают все и это создаст угрозу самому будущему России»,- цитирует РИА «Новости» слова священнослужителя.

При этом представитель РПЦ не видит особой пользы от участия в этом диалоге экспертной, чиновничьей, интеллектуальной и медийной элит, которые, по его словам, «долгое время уверяли, что межнациональные отношения в России в полном порядке».

Источник: KM.ru

Комментарий RP: Публичные выступления, конечно, не требуют от ораторов неукоснительной точности академических формулировок. Однако, регулярное упоминание разного рода выступающими лишенной корректности категории "христианская нравственность" может вводить людей в заблуждение. Несведущие могут понять это так, что "нравственность" христиан является особой, отличающейся от "нравственности" представителей других вероисповеданий или неверующих. Могут спутать это со вполне корректным понятием "христианской морали", которая в отличие от конфессионально обособленной нравственности, существует и, будучи сводом норм поведения, отличает христиан от представителей других вероисповеданий. Нравственность же, характеризуется наличием у личности совести, честности, неподкупности, состадательности, правдивости и подобного, что может быть свойственно всем людям, независимо от из национальности, вероисповедания или неверия.

Второй момент, который представляет собой более серьезную спекуляцию на доверчивости людей, являет собой использованный патриархом церковный термин "просвящ ение" - то есть, провозглашение кого-либо церковью святым, в изобретенный им форме "просвящ енный". Это понятие может быть применено к подвижнику благочестия после его канонизации, но применение его к понятию "патриотизм" откровенно абсурдно. В отличие, кстати, от понятия "просве щенный", например, в словосочетании "просвещ енный патриотизм". Однако, это кардинально меняло бы смысл высказывания руководителя религиозной организации. Термин "просвещ енный" (-свет, просвещение, эпоха Просвещения) характеризует отход от церковности, секулярность, а следовательно невозможность какого-либо вероисповедного обособления.

Москва - самый притягательный город не только для жителей нашей страны, но и для иностранцев уже на протяжении большого количества лет и даже веков. Привлекает она своим величием, неповторимой красотой архитектуры и, конечно, историей. Вообще точное время основания нашей столицы неизвестно до сих пор, но в исторических документах принято считать ее днем рождения 1147 год. Именно в это время в одной из древнейших летописей впервые встречается город с похожим названием Москов, где Юрий Долгорукий встречался со своими единомышленниками и друзьями. И только лишь в XIII веке этот город станет центром княжества, а потом и главным городом нашей Родины.

Москва сегодня

Столица России. Располагается на территории площадью более двух с половиной тысяч квадратных километров. Москва считается одним из самых густонаселённых городов как России, так и Европы. На начало 2012 года количество жителей столицы составило 11 612 943 человек. С 1991 года Москва разделяется на двенадцать административных округов, которые в свою очередь разделяются на сто сорок шесть основных районов. Статус каждого округа определяется Уставом столицы, а также актами мэра и правительства.

Столица нашей страны выполняет важную функцию транспортной развязки, включающей в себя 9 железнодорожных вокзалов, 6 аэропортов, 3 порта, которые имеют выход в океаны. Будучи транспортным центром России, Москва все больше и больше испытывает серьезные транспортные проблемы. Мы понимаем, что они связаны с ростом количества автотранспорта (к 2012 году количество автомобилей в столице достигло 3,5 миллиона машин) и значительным отставанием темпов строительства автомобильных дорог. Главным спасением для жителей и гостей города является метрополитен, который работает с 1935 года. Сейчас метро имеет 182 станции, 12 линий, которые протянулись на 301,2 км. В 1990 году строительство новых станций прекратилось из-за отсутствия должного финансирования. Сегодня строительство возобновляется, и к 2015 году правительство Москвы обещает открыть более двадцати новых станций.

Графическое изображение символики города Москвы

Улицы Москвы

Москва - это не только столица с множеством округов, стратегический объект, но и город со своей многовековой неповторимой историей, которая до сегодняшних дней хранится в памятниках архитектуры и искусства. Особый интерес для путешественников и просто любознательных людей представляют улицы, хранящие тайны многих поколений. На сегодняшний день насчитывается 3500 интересных улиц и небольших переулков, широких проспектов и необъятных площадей, загадочных набережных, бесконечных шоссе и проездов. Они тянутся на многие километры. Известно, что если улицы выстроить в одну линию, то мы получим прямую, превышающую расстояние от Москвы до Берлина. Конечно, самой известной московской площадью для нас уже с раннего детства становится Красная площадь, которая находится с восточной стороны от Кремля. Наверное, каждый россиянин был в этом месте, хотя бы раз в своей жизни, или собирается посетить. Другими важными достопримечательностями считаются набережные, расположенные в центральной части, около Москвы-реки. Это Андреевская, Москворецкая, Кремлевская, Софийская, Балчуг, Берсеневская и Лужнецкая набережные, имя каждой из них хранит свою историю. Многие улицы напоминают нам о именах известных людей, которые внесли свой неоценимый вклад в развитие и процветание Москвы. Развитие города не стоит на месте, поэтому многие улицы были изменены и переименованы, некоторые совсем исчезли, и на их месте появились новые, современные и более универсальные.

Как уже указывалось ранее, проникновение католицизма в национальный организм не только придает ему национальную форму, но и делит общество по конфессиональному признаку, способствует переплетению национальной и вероисповедной принадлежности, создает почву для национальной розни по религиозным мотивам и религиозной розни по национальным мотивам. Именно такое содержание заключено в понятии «поляк-католик», «литовец-католик» и т. д.

Не только разноконфессиональная и разнонациональная принадлежность составляет почву для конфликтов между людьми разной национальности и разного вероисповедания. Религиозная общность вовсе не исключает национальной розни между людьми разной национальности. При наличии межнациональных конфликтов интегрирующая роль религии (одного и того же вероисповедания) оказывается недейственной. Об этом, например, свидетельствуют отношения между верующими поляками и литовцами, где противоречия наблюдались между людьми разной национальности, но одного и того же католического вероисповедания. В данном случае понятие «поляк-католик» и «литовец-католик» вместо интегративного значения на почве католичности принимало обратное значение противопоставления католиков на национальной почве: «католик-поляк» и «католик-литовец». В связи с этим известны многочисленные факты конфликтов между литовскими и польскими католиками, конфликтов прежде всего в рамках самой культовой практики (в основном по поводу языка культовой службы). Разумеется, что в подобных конфликтах никогда не выступали католики-поляки и католики-литовцы в «чистом» виде (в смысле конфессиональной и национальной принадлежности). Эти конфликты были выражением или результатом более глубоких, исторически закрепившихся скрещиваний социально-экономических, политических и культурных интересов поляков и литовцев. В феодальных и капиталистических условиях эти интересы обеспечивались путем национального закабаления, захвата чужих земель (например, двадцатилетняя польская оккупация одной трети литовской территории со столицей Вильнюсом), насильственной ассимиляции и национальной дискриминации и иных форм подавления национальных меньшинств и их культуры. В буржуазно-националистической и клерикальной идеологии, а также нередко в национальном самосознании и в религиозном сознании на первое место в этих конфликтах выступала их конфессионально-национальная форма, а не социальное содержание.

Прогрессивные мыслители в католических странах всегда выступали против идентификации национальной и конфессиональной принадлежности. Подлинные патриоты Польши разоблачали ложность лозунга «поляк-католик». Так, П. Гулька-Ласковский писал, что лозунг ««поляк-католик» расходится с элементарной действительностью и истиной. Ни один великий поляк на протяжении польской истории не осмелился утверждать, что полонизм (polskošč) замыкается полностью в католицизме, и за его пределами нет полонизма... Лозунг, исключающий из полонизма некатоликов, является исключительно полемичным, воинственным, вызывающим, неприязненным, зачастую враждебным. Вероисповедная ненависть никогда не ожидала, что на ее вызов ответят любовью... В девизе, что поляк - это католик, никогда не было ни следа любви, даже ради полонизма и ради католицизма. Была в нем всегда та активная ненависть, которая ищет предмета ненависти и находит его любой ценой... ватиканская политика уж слишком часто жертвовала самыми жизненно важными интересами польской нации и польского государства своим специальным перспективам... вероисповедная нетолерантность обращала на Польшу большие и невозместимые несчастья и т. д.» 1 И дальше автор отвергает этот лозунг с позиций польского патриотизма и интернационализма: «В польской культуре имеется великая притягательная сила. Пусть же никто не уменьшает этой силы и не заграждает дороги к польской родине людям иностранного происхождения и некатолического вероисповедания!.. Польша является слишком великой, чтобы ее можно было закрыть в тесной вероисповедной форме, но она уж не настолько велика, чтобы пренебрегать десятками и сотнями тысяч людей иностранного происхождения, которые хотят отдать ей сердце, способности, а в случае необходимости и жизнь» 2 .

* * *

Возникает вопрос: какой своей стороной - внутренней или внешней - католицизм больше проникает в жизнь нации, закрепляется на ее организме и, таким образом, сам принимает в известной мере национальную форму? Под внутренней стороной подразумевается католическая религия как атрибут сознания и психики нации, ее обычаев и традиций, ее образа жизни. Внешняя сторона - это существование и деятельность всей церковной системы, ее воздействие на нацию. Разумеется, это трудный вопрос, тем более что нет не только достаточно данных о «внутренней» стороне существования католицизма, но и сам критерий оценки данных по этому вопросу еще недостаточно разработан. Тем не менее установлено, что в так называемых католических нациях процент исповедующих религию в несколько раз ниже процента учитываемых католиков. По данным католических исследований, в тех европейских странах, которые на 85-98% считаются католическими, лишь 15-35% крещеных являются религиозно практикующими 3 .

Что же касается внешней стороны католицизма, той структурной системы, механизма воздействия, аппарата повседневной деятельности, которыми церковь обеспечивает наличие «католических наций», то об этом можно сказать более определенно. Католицизм закрепляется в жизни нации в материальной сфере не менее прочно, чем в духовной. Он закрепляется не только в чисто религиозной сфере, но и в сфере философии, искусства, морали, политической идеологии. Вся система и одновременно механизм функционирования и воздействия католицизма на нацию состоит из следующих компонентов: 1) церковная организация и ее кадры, начиная от нунциатуры и епископата и кончая приходом; 2) институт монашества; 3) церковная собственность и доходы; 4) юридические гарантии деятельности церкви, предусмотренные законодательством государства, а также во многих случаях конкордатом с Ватиканом; 5) пропагандистский аппарат и средства - издательства и печать, радио и телевидение, кинематография и т. п.; 6) церковные школы, университеты, институты; 7) общественно-политический и идеологический лагерь католицизма (светские организации и движения): а) «Католическое действие», б) церковные рабочие организации, в) массовые религиозные организации (по возрасту, по полу, по какому-либо элементу культа и т. п.), г) католические организации среди интеллигенции (по профессии учителей, писателей, врачей, инженеров, юристов, студентов и т. д.), д) церковные организации специального назначения - благотворительные, противоалкогольные, миссионерские и т. п., е) политические партии, ж) христианские профсоюзы; 8) наличие церковных кадров в государственном аппарате, в школе и научных институтах, в учреждениях культуры.

Такой груз несет на себе «католическая» нация, на организме которой внешний ей космополитический институт церкви принимает видимость не только национальной формы, но и национального атрибута и ценности.

1. В национальном обществе католицизм, проникая в различные сферы его жизни, приобретает внешне национальную форму, в связи с чем создается видимость, что католическая религия является национальным атрибутом и национальной ценностью.

2. Национальная специфика католицизма выражается в сохранении в культе элементов дохристианских верований, в обычаях, нравах и традициях народа, в его психическом складе, в особом распространении и популярности какой-либо стороны католического культа.

3. Основными каналами церковного влияния в буржуазном обществе являются семья, школа, частично культура. Католицизм закрепляется в духовной жизни значительной части нации и посредством других форм общественного сознания - философии, морали, искусства, политической и правовой идеологии, которые церковь усиленно эксплуатирует.

4. Принятие католицизмом национальной формы способствует укреплению идеологии господствующего класса - помещиков и буржуазии. Буржуазный национализм и клерикализм на национальной почве делят общество по национальному и конфессиональному признакам, способствуют утверждению ложного тезиса об идентичности национальной и конфессиональной принадлежности и тем самым национальной и религиозной розни, противодействуют подлинному патриотизму, дружбе народов и интернационализму.

5. Существование католицизма на организме нации обеспечивается его разветвленной системой и огромным механизмом воздействия на массы, которые состоят как из собственно церковной организации и ее деятельности, так и из созданного церковью ее общественно-политического и идеологического лагеря. Этим механизмом католическая вера постоянно вносится в духовную жизнь нации и поддерживается в ней.

1 «Wybrane zagadnienia šwiatopoglądowe». Warszawa, 1967, str. 176, 177.
2 Там же, стр. 178.
3 A. Morawska. Perspektywy. Katolicyzm a wspołczesnŏšč, str. 66, 73.