Анализ реализации инновационного процесса физическая культура. Реферат - Инновационные технологии в физической культуре - файл n1.doc

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новое время выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов для подготовки учащихся к жизни в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «Традиционной школы».

Когда слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется мало часов. Дети не любят слушать правила по технике безопасности, теоретические сведения по предмету, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии, урок становится более интересным, наглядным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.

ХХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:

    развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

    развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;

    формирование коммуникативных умений и навыков.

Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

    использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

    использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

    использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

    использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие. Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS OfficeWord»:

    Календарно – тематическое планирование;

    Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

    Планы работ по триместрам и поурочное планирование;

    Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS OfficeExcel». Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.
Способ накопления информации:

    быстрый способ поиска информации через систему интернета;

    способ хранения информации;

    быстрый поиск необходимого материала.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

    актуализация знаний;

    сопровождение объяснения учителем нового материала;

    первичное закрепление знаний;

    обобщение и систематизация знаний.

Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

    осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию

обучения;

    вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

    достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание материала.
Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности учителя широко используется блог . Термин «Блог» (blog) происходит от английского слова, обозначающего действие – блоггинг – вход во Всемирную паутину или веб, в которой человек ведёт свою коллекцию записей. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Каждый учитель может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные сообщения, разместить необходимые ссылки. Дизайн блога можно сделать как с помощью шаблонов, так и с использованием своих рисунков, тем и т.д. С помощью блога учитель может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы, изображения.
Постоянное использование блога сможет дать ученикам:

    использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по предмету;

    изучение пропущенных тем в случае болезни;

    повысить мотивацию к обучению;

    постоянный личный контакт с учителем.

Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.
Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории коллег.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.
Таким образом, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор. Я использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным. Создавая презентацию необходимо учитывать возраст учащихся. Для первых классов необходимо создавать слайды по проще, содержащие больше цветных картинок, меньше текста и схем. Четвертым классам уже более сложные, где они могут анализировать уже знакомые движения, изучать технику выполнения новых движений.

С помощью Информационных Компьютерных Технологийможно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

На практике применительно к урокам физической культуры, вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались в основном текстовые документы: – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний в самообразовании.

Мною был изучен материал по использованию Информационных Компьютерных Технологий на уроках. Училась овладевать компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint. Сканирую из методической литературы схемы, картинки, пользуюсь материалом из интернета.

На примере презентации по лыжной подготовке показываю, как можно использовать Информационных Компьютерных Технологий на уроках физической культуры.

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации.

Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

Физическая культура и спорт – неотъемлемая часть нынешней жизни. Для современных людей многие новые технологии в спорте становятся привычными. Часто не замечаешь, насколько жизнь и спортсменов, и обычных граждан, немыслима без спортивных инноваций.

Для многих описываемые технологии выражаются в телевидении, постоянно совершенствующем спортивные трансляции. Тем не менее это далеко не все, ведь идёт активное развитие инновационных компьютерных программ и систем. Они помогают организовывать тренировки с большей эффективностью, корректировать игры и даже оказывать необходимую психологическую разгрузку.

Инновационные технологии в физической культуре для подрастающего поколения

Для учащихся школ и иных учебных заведений важный раздел – занятия по физическому образованию. Сегодня инновации в физической культуре выражаются в использовании нетрадиционных упражнений и родов деятельности при обучении. К последним, например, относится йога.

Использование инновационных технологий на уроках физической культуры

Геращенко Л.Ю.,

учитель физической культуры

МОУ «Школа №77 г. Донецка»


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Перечень

Данные

Ф.И.О.

Геращенко Людмила Юрьевна

Дата рождения

Название учебного заведения

22.10.1977

Специальность по диплому

Бердянский государственный педагогический университет

учитель физического культуры, организатор спортивно –массовой работы

Педагогический стаж

21 год

Последняя аттестация

2014 год

Курсовая переподготовка

2009 год

Проблема

«Внедрение информационных технологий на уроках физического воспитания»


МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

КРЕДО

«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»


Человек от природы полон жизни,

любит движение и деятельность

и нуждается только в

благоразумном водительстве.

Ян Амос Коменский


Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество. В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [Т.В. Машарова].


Инновационные технологии

  • здоровьесберегающие технологии ;
  • личностно – ориентированная технология;
  • информационно-коммуникативные технологии;


Здоровьесберегающие технологии :

  • Чередование видов деятельности.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке

3. Дозировка заданий.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

5. Занятия на свежем воздухе.

6. Воспитательная направленность занятия.


Личностно – ориентированная технология

Сущность технологии заключается в:

  • личностно- ориентированном характере обучения;
  • индивидуальном подходе к каждому ребенку при

организации занятий физической культурой;

  • формировании осознанной потребности в

физкультурно-оздоровительной и спортивно-

творческой деятельности.


Технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО)

Сущность ТДФО заключается в обучение целостным методом с последующей дифференциацией (выделение детали техники и разделение их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся.


Технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО)

Различают дифференциацию :

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО)

Основная цель технологии уровневой дифференциации:

  • развитие личности обучающихся на уровне его возможностей и способностей;
  • освоение различных способов физкультурной деятельности.

самостоятельности детей

в обучении.



Информационно-коммуникативные

технологии (ИКТ)

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию.


Актуальность применения ИКТ

на уроке физической культуры:

Недостаточная двигательная активность;

Отсутствие интереса к физической культуре и

Разный уровень учебных возможностей

школьников;

Недостаточная образованность учащихся в сфере

физической культуры.


Цель использования ИКТ на уроке:

  • повышение эффективности обучения через

использование ИКТ в учебном процессе.

Задачи:

  • повышение уровня теоретических и практических

умений, навыков по предмету;

  • повышение качества знаний;
  • развитие творческих способностей учащихся.

при выполнении домашнего задания

при изложении нового материала

ИКТ на уроке

для контроля знаний

при закреплении


Использование ИКТ на уроках:

  • ускоряет процесс подготовки к уроку;
  • позволяет как учителю так и учащимся проявить свое творчество;
  • является средством демонстрации;
  • ученики знакомятся с движениями с помощью видео, могут исправлять свои ошибки;
  • стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета;
  • способствует повышению качества образования;
  • позволяет школьникам проявить себя в новой

Использование ИКТ во внеурочное время :

  • выявление уровня физической

подготовленности учащихся (мониторинг);

  • исследование уровня удовлетворённости

учащихся на уроках физической культуры

(анкетирование);

  • создание базы данных

учащихся.


Техника двигательного действия может быть отображена в трех режимах:

1) общая характеристика;

2) детальная характеристика;

3) характеристика по элементам.


Упражнения можно показывать в трех вариантах:

видеозапись, анимация и рисунок. Учитель может самостоятельно определить то, каким материалом ему лучше воспользоваться.


Внедрение ИКТ на уроках физической культуры дает возможность:

  • восстановить в памяти технику вида спорта, подводящие и подготовительные упражнения, способы организации группы обучаемых, порядок соблюдения правил техники безопасности.

Результативность инновационных технологий

В результате использования вышеизложенных технологий в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

  • раскрыть всесторонние способности учащихся;
  • повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
  • научить учащихся быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях;
  • повысить качество знаний;
  • мотивировать школьников

к участию в конкурсах

разного ранга.


МОУ "ШКОЛА № 77 Г. ДОНЕЦКА" Донецкая Народная Республика


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

УДК 796.091.2

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ПУТЬ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

В.М.Наскалов1 НИ. Жернакова2

1)Полоцкий государственный университет,

г. Новополоцк, Республика Беларусь

2)Белгородский государственный университет

e-mail: [email protected]

Одним из способов внедрения инновационных технологий в физическое воспитание студентов вузов является создание студенческих оздоровительно-реабилитационных центров, которые призваны снижать влияние таких факторов, как гиподинамия и гипокинезия, действие стрессовых ситуаций. Разработанная и внедренная в оздоровительно-реабилитационном центре программа способствовала повышению оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями.

Ключевые слова: инновационные технологии, образование, студенты, оздоровительно-реабилитационный центр, программа, физические упражнения, оздоровительный эффект.

В настоящей статье мы представляем результаты внедрения системы здоровьес-бережения в разделе физического воспитания студентов в Полоцком государственном университете с учетом опыта реализации программы «Здоровьесбережение» в Белгородском государственном университете.

Эффективное осуществление комплексного подхода к физическому воспитанию студентов предусматривает использование современных педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается проект учебно-воспитательного процесса как модель этого процесса, как закономерности и принципы его организации, как система учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса .

Педагогические технологии позволяют свести к минимуму экспромты в преподавании и перевести его на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующей практической реализации.

Одним из современных методологических подходов, позволяющих переосмыслить современное состояние педагогической деятельности как образовательного пространства и наметить пути его модернизации в стране, является инновационная деятельность. Инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов человека, общества и государства. При этом критериями инновации должны быть научная новизна и ее практическое воплощение. В сфере физической культуре и спорте накоплен определенный багаж современных инновационных технологий, которые направлены на формирование нового подрастающего поколения, обладающего необходимым уровнем физической и спортивной культуры. Среди основных инновационных технологий выделим: спортивно ориентированное физическое воспитание; личностно ориентированное физическое воспитание; профессионально ориентированное физическое

воспитание; экологическое образование; олимпийское образование; спортивно-патриотическое воспитание; мониторинг состояния физического здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи; нетрадиционные методы оздоровительной физической культуры .

Указанные технологии не нашли еще в полной мере воплощения в практической педагогической деятельности, и от этого существенно сдерживается инновационный процесс при модернизации физкультурного образования в целом. Это указывает на тот факт, что инновационные технологии в оздоровительной физической культуре не имеют достаточного методологического обеспечения и, как следствие этого, слабое их практическое воплощение.

Технология в физическом воспитании - это взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов и приемов, направленных на обеспечение планируемого спортивного результата или показателя физической подготовленности при метрологическом врачебно-педагогическом контроле .

Технологии в спортивной педагогике и дидактике составляют часть интеллектуального вектора физической культуры и физкультурных знаний, которые опираются на фундаментальные науки. Согласно классификации знаний в области физической культуры на четырех уровнях, предложенной В.К. Бальсевичем, технологии являются аспектами второго и третьего уровня, т.е. включают в себя социальные и биологические детерминанты процессов освоения физкультурных ценностей и частные научные дисциплины (их технологические продолжения), определяющие конкретные пути и средства реализации достижений науки в практике физкультурных интересов человека. Современные технологии в физическом воспитании направлены на поиски оптимумов физической активности человека .

Технологии преподавания физической культуры должны обеспечивать системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, соответствующих современному уровню развития знаний, реальным образовательным задачам обучающихся, развивающимся потребностям общества. Специфику высокой степени готовности к социально-профессиональной деятельности инновационными технология. Эта деятельность в системе многоуровневого физического воспитания и физкультурного образования предусматривает разработку различных научно обоснованных оздоровительных и образовательных программ. Предложенные программы должны способствовать увеличению двигательной активности студентов в недельном цикле, повышению валеоло-гической грамотности и снижению отрицательного влияния как факторов учебной аудиторной деятельности, так и окружающей внешней среды.

Актуальной проблемой теории и практики оздоровительной физической культуры является разработка методологических основ для выполнения Государственной программы по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002-2006 гг., а также требований Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Для этого необходимо создавать такие технологические модели оздоровительной физической культуры, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение личности к своему здоровью. В этой связи создание педагогических технологий, учитывающих все формы организационно-педагогической деятельности (учебную и внеучебную), условия, обеспечивающие включение студенческой молодежи в ЗОЖ, имеет особо важное значение. А моделирование и внедрение в практику научно-образовательных и консультативно-оздоровительных центров по ЗОЖ представляется на сегодня актуальной и социально необходимой проблемой.

Попытки реформировать физкультурно-оздоровительную работу старыми организационными формами в Беларуси на современном этапе не дают желаемых результатов. Например, с целью решения проблемы формирования здорово образа жизни среди населения в поликлиниках городов созданы специальные кабинеты. Содержание деятельности этих кабинетов заключается в формировании у населения позитивного отношения к своему здоровью и системы взглядов, направленных на выбор

стиля здорового образа жизни. Однако, в работе кабинетов используются устаревшие методики информационного и медицинского обеспечения, которые пока не дают реальных практических результатов. Не уделяется внимания вопросам оптимальной двигательной активности как одного из компонентов ведения ЗОЖ. Анализ их деятельности показал, что они еще пока не стали центрами по формированию здорового образа жизни среди населения. В среднем ежедневно посещает кабинеты всего около 20 человек.

Одним из условий здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим. Поэтому, учитывая постоянное увеличение заболеваемости населения планеты, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) разрабатываются национальные программы оздоровления типа "Здоровье для всех" во многих странах мира. В Центральной и Северной Европе развернуто "тримерское движение", пропагандирующее здоровый образ жизни, а в Австралии культивируется программа "Лайф" (жизнь). Эти программы имеют четко регламентированные ориентиры профилированного внедрения средств кондиционной тренировки, спортивных занятий и активно-двигательных рекреативных игр, квалифицированно разработанные для оздоровления методические установки, внедряемые для самостоятельного использования массовым контингентом населения. Их дополняет мощное информационное обеспечение . В России развивается "спартанское" движение, целью которого является использование гуманных игровых форм соревнований для организации активного, творческого отдыха, социальной реабилитации и т.д. Проведен ряд "спартиан-ских" игр (Москва, 1995г.) и 1-й открытый "спартианский" студенческий турнир (Москва, 1996г.). В некоторых городах подобные игры внедрены в систему воспитания, образования и организации досуга школьников и дошкольников . Делается многое для оздоровления населения и в Беларуси. Приняты Государственные программы развития ФКС: Программа оздоровления населения, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы; Государственная программа по формированию ЗОЖ среди населения Республики Беларусь на 2002-2006 годы; Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (1-1У ступень, возраст 7-21 год); Государственная программа развития Полоцкого региона как туристического центра на 2005-2015ГГ. В школах введен третий урок ФК и развернуто строительство новых современных спортивных сооружений во многих городах Беларуси.

Процесс реализация этих программ предусматривает, прежде всего, повышение педагогического профессионализма в сфере ФК, что невозможно без освоения преподавателями различных типов и видов образовательных технологий. К образовательным технологиям относятся: технологии проблемного, программированного, развивающего, активного, модульного и игрового обучения, информационные, управленческие, воспитательные и системномыследеятельностные технологии, технологии лич-ностно ориентированного обучения . Перечисленные технологии могут иметь место в процессе физического воспитания студентов, но для этого необходимо осуществлять повышение научно-педагогического образования преподавателей. Однако, научно-педагогическое образование немыслимо без процесса формирования информационной культуры специалиста физического воспитания.

В этой связи целесообразно говорить о выстраивании модели инновационного развития физического воспитания и физкультурного образования. Данная модель должна содержать этапы обучения. На первом этапе выстраиваются взаимосвязи предметных знаний и профессиональных технологий, формируется инновационное мышление. На втором этапе создаются новые знания и умения, изучаются инновационные технологии, влияющие на повышение качества обучения. На третьем этапе изучается научная и инновационная методология с последующим ее применением на практике .

Решение задач оздоровительной физической культуры возможно обеспечить в результате деятельности оздоровительно-реабилитационного центра (ОРЦ). В основе разработанной модели деятельности оздоровительно-реабилитационного центра находятся инновационные технологии, сущность которых составляют нетрадиционные

оздоровительно-реабилитационные технологии .

Целью ОРЦ является совершенствование механизма реализации образовательных и оздоровительных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни, формирование позитивного отношения к своему здоровью и проведение научных исследований в данном направлении.

Основными задачами деятельности центра являются:

1. Создание мониторинга состояния здоровья студентов.

2. Формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья.

3. Разработка современной системы оздоровления и ее научная апробация.

4. Обеспечение теоретическими, методическими и организационными основами ЗОЖ.

5. Внедрение современных инновационных технологий для организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий и совершенствование оздоровительных систем.

6. Содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня физического развития, физической подготовленности, профессионально значимых физических качеств студентов.

7. Создание условий для эффективного использования средств физической культуры и спорта в условиях экологического «дискомфорта» в регионах со значительным загрязнением химическими веществами атмосферного воздуха.

8. Овладение инструкторскими умениями и навыками, основами научной деятельности, консультаций, пропагандистской работы.

Для реализации цели и поставленных перед студенческим оздоровительно-реабилитационным центром задач предусмотрена деятельность трех основных технологических блоков (см.рис.).

Целью информационно-управленческой деятельности оздоровительно-реабилитационным центром является организация физкультурно-оздоровительной работы со студентами во вне-учебное время с реализацией инновационных проектов. Деятельность ОРЦ позволяет решать два основных социальных вопроса. Первый связан с проблемой свободного времени студентов (отвлечение от пристрастия к вредным привычкам), а второй - со снижением влияния отрицательных факторов внешней среды и учебной деятельности. Для решения этих вопросов в оздоровительно-реабилитационном центре применяются средства физической реабилитации.

Непременным условием применения средств реабилитации в центре является обеспечение автоматизированного контроля и обработки компонентов этой деятельности для последующей конкретизации ее направленности и содержания.

Информационно-управленческие мероприятия в структуре центра включают:

1. Контроль за деятельностью органов или угнетенных под воздействием нагрузки их функций (контрольно-технологический компонент).

2. Формирование условий применения средств реакреации (педагогический компонент).

3. Создание приборов срочной информации с подключением к ПЭВМ (информационный компонент).

4. Разработка программного обеспечения для компьютерного контроля (научный компонент).

5. Разработка программ для занятий различными видами и формами реабилитаций (образовательный компонент).

Особенностью условий деятельности этого блока заключается в создании «искусственной окружающей среды». Работы ряда авторов позволили прийти к выводу о целесообразности организации такого искусственного внешнего окружения, биотехнические средства которого могут способствовать не только процессу реабилитации, но и создавать условия для более эффективного использования средств ФКС. Использование нетрадиционных методик и реализующие их средства, которые способствовали бы ускоренному вое-

становлению утраченных или ослабленных физиологических функций организма в результате воздействия вредных веществ .

Суть методики «искусственно созданной окружающей среды» заключается в том, чтобы создать нормативные условия для занятий физическими упражнениями и оздоровительной тренировкой в экологически неблагоприятной среде. Поскольку во многих городах и населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных предприятий, из-за выбросов отходов производства создается повышенное загрязнение воздушного бассейна, существует реальная угроза здоровью человека. Но главное заключается в том, что занятия физическими упражнениями вблизи источников загрязнения не приносят необходимого оздоровительного эффекта. Некоторые авторы предлагают для территорий, степень загрязнения атмосферного воздуха которых на уровне 2-3 и более ПДК, навесы над игровыми и спортивными площадками. Однако эти мероприятия имеют низкий коэффициент полезности при сильных передвижениях воздушных масс и более высокий при выпадении осадков .

Для территорий с превышением ПДК в 4-5 и более раз наиболее эффективны крытые сооружения с искусственной экологической средой, созданной с помощью адаптированных для спортивных сооружений воздухоочистителей.

Для территорий с комплексным загрязнением, когда на радиационном фоне имеется повышенный уровень химического загрязнения атмосферного воздуха, наиболее эффективно применять фотокаталитические фильтры. В отличие от накапливающих различные загрязнения адсорберов они расщепляют органику, запахи и вредные химические соединения до безвредных веществ. Благодаря этому очиститель с фотокаталитическим фильтром никогда не станет источником загрязнения, каким может стать адсорбционный очиститель, если вовремя не заменить отработанный фильтр. Принцип действия фотокаталитического фильтра основан на свойстве ультрафиолетового излучения расщеплять сложные вещества в присутствии катализатора.

Созданные при помощи воздухоочителя искусственные условия комфортности воздушной среды позволяют, как показали наши исследования, проводить занятия ФУ с большим оздоровительным эффектом по сравнению с обычными условиями.

Как гигиеническо-естественные процедуры наибольшее распространение и эффективность получили в ОРЦ занятия с использованием гидравлического массажа и биомеханической стимуляции.

Для гидромассажа нами разработана и изготовлена установка, в которую входят бассейн и система подачи воды по трем трубопроводным направлениям: снизу, сбоку и сверху. Количество мест в системе зависит от мощности установки и может быть до 2530 человек.

В разработанной нами программе ОРЦ детоксикация является важным звеном оздоровления. С этой целью нами была опробирована методика гидромассажа, который проводился по специально разработанному комплексу.

Рекомендуемая в программе дозировка экспериментально проверялась и корректировалась в соответствии с особенностями состояния организма каждого студента. Гидромассаж нами применялся после окончания основной части занятия в специальных медицинских группах и группах спортивного совершенствования. В опытных группах, как один из показателей состояния физического здоровья, определялось соотношение жирового и компонентного состава. Выявлено, что систематическое, два раза в неделю в течении учебного года, применение гидромассажа способствовало уменьшению жировой складки у студенток эксперементальной группы на 3,58%, в то время как в контрольной группе этот показатель снизился на 0,2%. Причем это снижение произошло за счет снижения общего среднего веса занимающихся по оздоровительной программе в контрольной группе студенток (табл. 1).

Таблица 1

Динамика величин активной массы тела (AMT) и жировой массы тела (ЖМТ) у студенток под воздействием занятий гидромассажем

Время исследования Экспериментальная группа Контрольная группа

ЖМТ(%) AMT (кг) ЖМТ (кг) ЖМТ (%) AMT (кг) ЖМТ (кг)

Осень 24,64 42,8 14,0 24,60 42,7 13,9

Весна 21,06 44,4 12,1 24,40 42,6 13,8

Разница 3,58 1,6 1,9 0,20 0,1 0,1

Одним из средств реабилитации в ОРЦ применялись физические упражнения на растягивание. Это объясняется тем, что мышечно-суставной аппарат можно рассматривать как мощную рефлексогенную зону, при раздражении которой рефлекторно изменяются вегетативные функции организма. При растягивании мышц и связок возникает раздражение проприорецепторов, обуславливающее так называемый рефлекс на растяжение.

Для выполнения упражнений на растягивание нами использовался механизированый массаж, относящейся к системе биомеханической стимуляции. В эту группу входят устройства, в которых движение исполнительного органа совершается под воздействием различных видов энергии. Применять их следует строго дозированно, в зависимости от состояния здоровья пациента и удельной мощности аппарата .

Практическое применение метода стимуляции биологической активности (СБА) нами сочеталось с традиционной силовой тренировкой и проводилось в виде отдельных занятий.

Для проведения исследования по выявлению наиболее эффективной методики применения и планирования СБА нами было отобрано две группы спортсменов-дзюдоистов и две группы девушек, занимающихся аэробикой - одна "КГ" и одна "ЭГ".

Для занятий дзюдоистов были отобраны и применялись:

Упражнения для развития осанки;

Комплексные упражнения для растягивания задней и внутренней поверхности бедра;

Упражнения для увеличения взрывной силы мышц ног;

Упражнения на вибромассажере, биостимуляторе, направленные на увеличение подвижности в коленных и тазобедренных суставах;

Упражнения для развития трехглавых мышц плеча, широчайших и больших грудных мышц;

Упражнения на стимуляцию прямых мышц живота непрямым способом;

Упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц ног.

Разработанный нами комплекс силовых упражнений проводился в течение

двенадцати занятий. Первая серия состояла из четырех тренировок, проводимых через день, после чего следовал 7-10-дневный перерыв. Затем выполнялась вторая серия из четырех стимуляций, также проводимых с интервалом через один день, и снова отдых 7-10 дней. Всего период тренировочного цикла составлял 4-5 недель, после чего следовал двухмесячный перерыв, в ходе которого метод СБА не применялся.

В результате выявлено, что за время эксперимента у борцов "ЭГ" после применения СБА увеличился прыжок вверх на з±1см (Р < 0,05), который измерялся по методике Абалакова. Становая сила увеличилась на 8±5кг (Р < 0,05), гибкость улучшилась на 6±2см (Р < 0,05). У студентов "КГ", которые выполняли комплекс силовых упражнений без биомеханической стимуляции наблюдалось некоторое улучшение силовых показателей, но они статистически недостоверны.

У девушек "ЭГ", занимающихся аэробикой, значительно улучшились показатели гибкости на 9см (Р < 0,05), становая сила увеличилась на 4кг (Р < 0,05).

Показатель прыгучести хотя и увеличился, но он статистически недостоверен.

На основании полученных данных можно утверждать, что применение СБА по предложенной методике способствует ускоренному развитию скоростно-силовой подготовленности и физического качества гибкости. Данная методика может применяться не только в группах спортивного совершенствования, но и при занятиях со студентами, имеющих недостаточную подготовленность в развитии этих качеств.

Упражнения гимнастической направленности в оздоровительной физической культуре, в основном, применялись в форме занятий ритмической и атлетической гимнастикой в тренажерном зале с очищенной воздушной средой. Никакие другие виды физических упражнений не обладают столь ярко выраженным свойством аналитического, избирательного воздействия на системы организма, мышечно-связочный аппарат, координационные возможности человека, как точно подобранные гимнастические упражнения, способные вовлечь в движение любую группу мышц, заставить их действовать бесконечно разнообразно. Различные комплексы составлены так, чтобы чередовались напряжение и расслабление, сокращение и растяжение. Работа выполнялась в режиме, дающем наибольший развивающий эффект без чрезмерной мобилизации функций. Нагрузки, приходящиеся при этом на системы организма, были разными, от минимальных пределов (при релаксации, стретченге и т.д.) и до субмаксимальной или максимальной мощности с включением всех функций, как в аэробном, так и в анаэробном режимах работы. При этом составленные комплексы упражнений отвечали и самым высоким требованиям эмоциональной направленности и эстетичности движений.

По своему смысловому содержанию существуют различные виды ритмической гимнастики с преимущественным развитием аэробных возможностей организма. В «ЭГ» нами использовалась спортивная аэробика с применением силовых упражнений, в том числе с отягощениями, амортизаторами, гантелями, резиновым бинтом и др. На занятиях по экспериментальной программе нагрузка носила, в основном, аэробный характер (ЧСС 130-150 уд/мин.). В этом случае с улучшением функций опорно-двигательного аппарата параллельно повышался уровень общей выносливости.

После завершения занятий аэробикой использовались упражнения атлетической гимнастики в виде ю-минутного комплекса силовых упражнений. Это способствовало повышению уровня силовой подготовленности и координации движений.

Использование упражнений аэробики способствовало повышению интереса к занятиям по физическому воспитанию. Кроме этого комплексы по аэробике были включены в программу зачетных требований, которая состояла из 12 упражнений. Причем комплекс составляли сами студентки. Это способствовало повышению интереса студенток к участию в процессе физического воспитания и развитию интеллектуальных качеств. У студенток повысилась посещаемость на обязательных занятиях по физическому воспитанию, и большее количество девушек стало заниматься в секциях аэробики.

Загазованная окружающая среда в какой-то мере способствует возникновению гипоксии. Чтобы обеспечить успешную двигательную деятельность и поддерживать высокую работоспособность в данных условиях, необходима специальная гипоксиче-ская подготовка. Основными, из известных средств такой подготовки, являются эпизодически повторяющиеся сеансы искусственно вызываемой гипоксии. К настоящему времени разработано и предложено для использования на практике несколько разновидностей технических устройств, позволяющих создавать искусственную гипоксиче-скую среду. Однако, это возможно даже при простой задержке дыхания, выполнении упражнений с задержкой дыхания на выдохе.

Поэтому основной методикой для достижения эффекта тренировки резервов дыхательной системы в нашем исследовании стали воздействия интервальных гипоксиче-ских упражнений. При установлении оптимальных режимов тренировки мы придерживались одного общего принципа: сила и время продолжительности воздействия должны ограничиваться той физиологической нормой, при которой еще возможны эффективная компенсация происходящих функциональных сдвигов и быстрое восстановление после прерывания сеанса занятий .

Для гипоксической тренировки применялись известные методики различных сочетаниях [у, с.20-23]. Исследование показало, что включенные в программу физической реабилитации средства гипоксической тренировки существенным образом влияют на состояние функций внешнего дыхания. Так, под воздействием дыхательной гимнастики, проводимой в течение всего одного семестра, у студентов наблюдалось увеличение ЖЕЛ на 11-12%, МВЛ - на 7-8%.

Следовательно, можно утверждать, гипоксическая тренировка благоприятным образом влияет на изменения функционального состояния организма, вызывая положительные сдвиги в деятельности дыхательной системы. Кроме этого ее воздействие способствует поддержанию уровня насыщения кислородом крови при снижении содержания его в загазованной окружающей воздушной среде.

Деятельность ОРЦ в целях повышения двигательной активности студентов способствовала увеличению количества занимающихся в организованных секциях, и достигнутый уровень поддерживается на протяжении последних пяти лет с начала работы. Дальнейший рост не происходит из-за ограниченной пропускной способности используемых спортивных сооружений. С начала деятельности центра число занимающихся возросло до 15% (табл.2). Следовательно, деятельность ОРЦ вызвала повышение интереса студентов к занятиям физическими упражнениями, а как следствие - увеличение двигательной активности как фактора, способствующего формированию мотиваций к ЗОЖ.

Таблица 2

Динамика изменения числа занимающихся в секциях оздоровительно-реабилитационного центра и группах спортивного совершенствования

Годы Число занимающихся

В секциях ОРЦ В группах спортивного совершенствования Всего заним-ся студентов % от общего числа студентов

1998 257 128 385 9,0

1999 438 112 550 15,0

2000 416 79 495 13,1

2001 421 94 515 13,8

2002 413 98 511 13,7

2003 418 105 513 13,9

Актуальным организационно-методологическим направлением совершенствования физического воспитания, позволяющим переосмыслить современное состояние педагогической деятельности как образовательного пространства и наметить пути его модернизации в результате комплексного подхода, является инновационная деятельность. Инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов человека, общества и государства.

Одним из способов внедрения новых инновационных технологий в физическое воспитание студентов вузов является создание студенческих оздоровительно-реабилитационных центров, которые призваны снижать влияние таких факторов, как гиподинамия и гипокинезия, действие стрессовых ситуаций, решать проблему организации занятий студентов по физическому воспитанию по интересам. Кроме того, при занятиях в оздоровительно-реабилитационных центрах создаются возможности для выведения из организма вредных веществ, которые в течение учебного дня попадают в организм студентов. Для этой цели в оздоровительно-реабилитационном центре создаются искусственные благоприятные условия для занятий дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений физической реабилитации. Эти и другие реабилитаци-

онные мероприятия способствуют повышению оздоровительной эффективности применяемых средств физической культуры.

Разработанная и внедренная в оздоровительно-реабилитационном центре программа способствовала повышению оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями, увеличению количества студентов, занимающихся в спортивных секциях.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи /В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 1. - С. 23.

2. Бальсевич В.К. Основные положения «Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России»/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 2.

3. Бундзен, П.В. Оздоровительный психофизический тренинг: принципы построения и практическая результативность / П.В Бундзен // Вестник спортивной медицины России. -1995. - № 3-4. - С. 23.

4. Булгакова Н.Ж. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 1. - С. 10.

5. Быков, Е.В. Человек и гипоксия: проблемы и перспективы / Е.В. Быков, O.A. Голодов., А.П. Исаев. - Челябинск: Юрид.гос.ун-т, 1999. - 124 с.

6. Виленский, М.Я. Основные сущности характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности/ М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2-7.

7. Волков Н.И. Прерывистая гипоксия - новый метод тренировки, реабилитации и терапии / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 7. - С. 20-23.

8. Воронов, Б.Л. Формирование сети физкультурно-спортивных сооружений с учетом атмосферной экологии / Б.Л. Воронов, Е.В. Кузьмичева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 10. - С. 51-54.

9. Грец, Г.Н. Применение нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры в целях достижения планируемых двигательных показателей и нормализации деятельности систем организма / Г.Н. Грец // Теория и практика физической культуры. -2000. - № 9. - С. 49.

10. Калакаускене, Л.М. Подходы к разработке и реализации двигательных программ в центре здоровья / Л.М. Калакаускене // Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 9 - 10. - С. 12.

11. Калинкин, Л.А. Экоспорт / Л.А. Калинкин // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 51-55.

12. Назаров. Биомеханическая стимуляция: Явь и надежды. - Минск: Полымя, 1986. - 95 с.

13. Самойлина, В.Н. Окружающая среда, здоровье, спорт / В.Н. Самойлина, Э.Г. Галкин // Экология - здоровье - развитие: Матер, междунар. конф. / Калин, гос. ун-т. - Калининград, 2003. - С.177 - 181.

14. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.Н Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

15. Столяров, В.И. Динамика спортивного движения. / В.И. Столяров // Спорт для всех. - 2001. - № 1. - С. 31-32.

16. Тихомиров, И.И. Очерки по физиологии человека в экстремальных условиях / И.И. Тихомиров.- М.: Медицина, 1965. - 192с.

17. Astrand, L. Exposure to xylene and ethylbenzene. I. Uptake, distribution and elimination in man. Scand. J. Wok Environ / L.Astrand, J. Engstrom, P Ovrum //Health, 4: 1978. -

18. Levando V.A. reports of the Naional Scentific and Practical Conference "Physical culture and Healthy life Stile "/V.A. Levando, P.S. Suzdalnitsky. - Moscow, 1990, p.64-68.

THE INNOVATIONS IN THE PHYSICAL TRAINING AS WAY TO THE PROTECTION OF STUDENTS" HEALTH

V.M.Naskalov1 One of the means of new innovative technologies implementation into

physical education of university students is the development of students" health - improving and rehabilitation centres which are aimed at lowering of such factors influence as hypodynamia and hypokinesia, different stress situations impact. Worked out and implemented on the basis of the health-improving and rehabilitation centre programme has made for recreational effect obtained from exercises and the increase in the number of students keeping terms at sports sections.

Key words: innovative technologies, education, students, health-improving and rehabilitation centre, programme, physical exercises, health-improving effect.

1)Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

2)Belgorod State University

Гришкина Татьяна Николаевна, учитель физической культуры, МБОУ "Кормовищенская СОШ" пос. Кормовище, Лысьвенского района Пермского края.
Я думаю, что вы со мной согласитесь: «Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Итак, что такое урок? Для меня урок - это время, отведенное на общение с детьми, но общение это необычное: это время движения к положительным эмоциям. Это урок-игра, где сухие строчки учебной программы превращаются в удивительные и увлекательные минуты, когда можно проявить себя, увидеть на что способен «маленький человек». Считаю, что урок – это своего рода спектакль, который долго готовиться талантливым режиссером-педагогом, где все роли распределены, а само действо проиграно не раз в воображении.

Дата публикации: 09.02.2015 г.

Инновационные технологии на современном уроке физической культуры.

Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности через формирование физической культуры личности обучающегося.

«Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным – сделайте его крепким и здоровым».

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:

* отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

* развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

* выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося;

* воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Итак, что такое урок? Для меня урок - это время, отведенное на общение с детьми, но общение это необычное: это время движения к положительным эмоциям. Это урок-игра, где сухие строчки учебной программы превращаются в удивительные и увлекательные минуты, когда можно проявить себя, увидеть на что способен «маленький человек».

Я считаю, что урок – это своего рода спектакль, который долго готовиться талантливым режиссером-педагогом, где все роли распределены, а само действо проиграно не раз в воображении.

А начинается это действо с наблюдения за изменением настроения ребят, когда они идут в спортивный зал: их глаза горят радостью в предчувствии того, что можно будет прыгать, заниматься на гимнастической стенке и кувыркаться, и за это только похвалят.

Слагаемые физической культуры личности обучающегося – это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Поэтому целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности через формирование физической культуры личности обучающегося.

На мой взгляд эта цель будет достигнута благодаря решению следующих задач:

Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

Развитие двигательных способностей;

Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха, укрепления здоровья.

Реализация цели физического воспитания и решение указанных выше задач возможны через моделирование комплексов и выработку алгоритма их выполнения, реализацию умения организовать самостоятельную деятельность обучающихся на уроках и управлять ею.

Этому способствует определение конечных целей воспитания физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения; анализ выполняемых упражнений; а также то, что комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть урока с учетом физической подготовленности группы обучающихся. Необходимо учитывать объем работы и отдыха с учетом возрастных и половых различий; соблюдать последовательность выполнения упражнений и переходов от одного задания к другому.

Эффективность урока достигается за счет взаимосвязанных и то же время относительно самостоятельных частей: подготовительной, основной, заключительной.

В подготовительной части урока осуществляется психологическая и физиологическая подготовка обучающихся, она направлена на достижение готовности организма к непосредственному выполнению задач урока с помощью общеразвивающих и подготовительных упражнений.

В основной части урока решаются учебные задачи, связанные с воспитанием морально-волевых качеств личности, укреплением здоровья, развитием физических качеств. Здесь обучающиеся приобретают новые двигательные умения и навыки, совершенствуют и закрепляют ранее полученные.

В заключительной части урока необходимо создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями разнообразным упражнениями, к последующей работе на других уроках. Этому способствуют спокойная ходьба, малоподвижная игра, упражнения на внимание.

Уроки физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движениях дети растут, открывают мир, пробуют свои силы. Движение укрепляет организм, а главное, несет здоровье и радость бытия.

«От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои сила…»

В.А.Сухомлинский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2008 г.) // Медицинская газета. 2008. №30. С.15-18.

3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?// Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

4. Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А. Классы реабилитации здоровья // Начальная школа. - 2001. - № 11. – С. 10 – 14.