Презентация на тему современный учитель какой он. Роль учителя в современной школе

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Современный учитель. Какой он?

Бабина Елена Ивановна,
г. Губкин Белгородской области

Участие в городском конкурсе «Учитель года-2007» заставило меня еще раз задуматься над тем, какой он, современный учитель. Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось, не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Потребность современного общества такова, что, вступая во взрослую жизнь, выпускники будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора, будут самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения.

Основными целями и задачами образования является не только обеспечение грамотного преподавания учебных дисциплин, но и подготовка нового гражданина к взрослой жизни. Каждая из учебных дисциплин, изучаемых в школе, вносит свой специфический вклад в формирование гражданского мировоззрения учащихся.

В различных сферах трудовой деятельности нужны инициативные работники, готовые к быстрым и решительным переменам, необходима мобильность и коммуникабельность, а этому нужно учить со школьной скамьи. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».

Основа организации педагогического процесса - личностно-ориентированное образование. При этом воспитание личности является сверхзадачей, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования.

В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Современный учитель... Какой он?

Л. Н. Толстого говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

А может ли назвать современным и совершенным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится у своих учеников? Наши дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много доброты, теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Всем известно, что способности, в том числе познавательные и творческие, развиваются, а склонности и интересы формируются. Происходит это только в процессе деятельности. В познавательной исследовательской деятельности развиваются умение учиться и способность к самостоятельному познанию.

Каждый школьный предмет - это особый способ достижения действительности. Связывая своей деятельностью науки в одно целое, ребенок становится целостным. В будущем такой человек не допустит разрушение мира, ибо считает себя его частью. И знания будут прочны в том случае, если представлять себе их практическое применение.

В Концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры ». В этой цитате сформулированы основные цели и задачи образования России XXI века. Ключевыми здесь являются слова «личность», «развитие», «гуманизация», «культура». Развитие личности, как и развитие общества в целом, невозможно без гуманного отношения, основанного на культуре и традициях нации.

Чему же должны учить педагоги, чтобы состоялось развитие личности ребенка, чтобы он мог осознать свое место в обществе, чтобы мог работать на благо общества? Быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний.

Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Этим как раз и занимается образование на основе общечеловеческих ценностей. Любая тема любого урока преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. Именно поэтому одним из учебных курсов в рамках летнего лагеря изучения английского языка и страноведения США «Радуга», организованного на базе МОУ «Гимназия № 6» г. Губкина Белгородской области летом 2006 года, был курс «Формирование и развитие общечеловеческих, гражданских и культурных ценностей в преподавании иностранных языков» (на примере создания портфолио).

Школе отведена особая роль в формировании у подрастающего поколения гражданственности. Истоки гражданственности в нас самих, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи. Эти качества заложены в нашем отношении к детям, в мудрости нашей любви, уважении и требовательности к ребенку. Истоки гражданственности лежат на поверхности. Они - в отношении наших детей к окружающим людям, к их первым обязанностям, ко всему, что создано их руками, в первых навыках дисциплинированного поведения.

Современный учитель... Какой он?

Это учитель, способный подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества, потому что общество ждет от школы гражданина. У Ш. А. Амонашвили есть замечательные слова о том, что «только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие,... только оптимизм и глубокое понимание ребёнка - вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куём судьбы и счастье людей ».

Современный учитель... Какой он?

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях.

Чтобы ученик и учитель могли адекватно оценивать свои знания, прогресс в своей деятельности, у них должен быть какой-то эталон. Для меня и моих учеников таким эталоном, способствующим формированию необходимых навыков самооценки стал языковой портфель.

Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомните совет психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней ». Всегда найдутся те, кто смогут вам в этом помочь, те, кто вас окружают: учителя - единомышленники и ученики.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» . Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек, люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо - ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» . Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

Принципы , которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность - новаторство - мастерство.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:

любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность .

Но главная формула успеха - это признание , когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова Мэри Кей Эш: «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Современный учитель.... Какой он?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности личностного и профессионального развития учителя в современной школе

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации

Реформы должны идти снизу. Настоящая реформа рождается в душе учителя

1 сентября 2011 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца п ервыми "обновку" примерили ученики начальной школы с егодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек у российской школы женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч- пенсионного возраста учительская профессия остается мало популярной и практически непрестижной

КТО СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ В ШКОЛЕ: в большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради ж енщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей х ронически больные школой

Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один…

человек воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого педагог не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше - он может лишь до некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким это видится педагогу

Основная парадигма в работе учителя дать каждому ребёнку возможность проявить себя ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь

ВЫ- УЧИТЕЛЬ учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью учитель эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других учитель– это человек преданный своему делу и своим ученикам учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний учитель, когда надо, артист, художник, потребуется – писатель, певец учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни он не архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества Рузвельт

Давать знания не облагороженному человеку - то же самое, что давать саблю сумасшедшему Д.И. Менделеев

«Уважаемый учитель, я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные учёными-инженерами; детей, отравленных учёными-врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин и детей, расстрелянных и сожжённых выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу Вас: помогите своим ученикам стать человечными. Ваши усилия не должны привести к появлению учёных чудовищ, умелых психопатов. Чтение, письмо, арифметика важны, только если они служат человечности».

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: верить в ребёнка верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность верить и помнить- в классе нет лентяев и бестолковых учеников уважать ребенка и помнить- у каждого ребенка свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями

Спросил Молоток у Моря: «Отчего камни на твоём берегу такие гладкие? А я свои, сколько ни бью, - всё острые и колючие...» «А я их ласкаю!» - ответило Море Притча

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: верить в свою искру Божию принимать ребенка таким, каков он есть искать в ребенке задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты

Человек перестаёт чего-то хотеть, когда думает, что он не может ничего добиться и ни на что не способен. Только добро порождает добро

Давайте жить во всём Друг другу помогая, Тем более что жизнь Короткая такая…

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не силовой, а гуманной, творческой верить в себя, свои силы и творить И тогда вера учителя передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир.

Есть притча: «После сильного шторма на берегу океана сидел старец и размышлял о жизни. А вдоль побережья шла маленькая девочка с корзинкой в руках. Она собирала в неё морских звёзд, выброшенных на берег разбушевавшейся стихией. Набрав полную корзину, девочка заходила в воду как можно глубже и выбрасывала в неё морских звёзд. Затем девочка продолжала свой путь по берегу. Когда она поравнялась со старцем, он подошёл и сказал: «Всех не спасёшь. Для чего тогда?..» Девочка посмотрела на старца, подняла очередную звезду и сказала: «Всех не спасу, но эта будет жить...» Вошла в воду, бросила её на глубину и пошла дальше собирать морских звёзд в корзину».

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить Плутарх

Посмотрите на своих учеников! Это Дети Света! Звёздные дети! Так станьте же для них Звёздным Учителем! Дети Света нуждаются в Учителе Света. Ищите свет, и он к вам придёт. Ваша устремлённость - это шаг к свершению Ш.А. Амонашвили

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть, и вопрошал у каждого встречного: - Имеешь ли сердце? Люди недоумевали и спрашивали: - Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь ли сердце»? Он отвечал им: - Лишь бы люди не забыли о сердце, остальное приложится!

Без сердца что поймём? Как пожалеем, как полюбим, Как чуткими и добрыми мы будем? Как боль чужую разделить мы сможем, Как слабому в беде его поможем? Без сердца мы лишь куклы заводные, Бездушные, красивые, пустые. Я лучшей в жизни похвалой считаю, Когда сердечным человека называют…

Вспоминайте иногда замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

УЧИТЕЛЯ: люди уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал, честные, человечные, чуткие, с чувством юмора, искренние, индивидуальности, тактичные, толерантные, терпеливые, естественные, единомышленники, любящие детей, любящие свою работу

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. В.Гёте

В нашей жизни все неповторимо, Так ведется издавна, в веках, Только лишь одно бесспорно, зримо: Кто учил – живет в учениках…


Общество должно спасти педагогов от запредельной нагрузки

Стремительно летит время в школе. Казалось бы, только вчера был праздник знаний, трогательные первоклашки с огромными букетами торжественно шли на свой первый урок, а сегодня я сижу на открытом уроке в первом классе. Урок - открытый для родителей. Расположившись на задних партах, они, включив свои смартфоны, наблюдают за тем, чему научились их дети за первые две недели в школе.

Пользоваться гаджетами во время урока им не воспрещается. Каждый имеет право запечатлеть своего ребенка, вступившего на дорогу знаний. Дорога эта, как известно, не имеет конца, ибо каждому из нас приходится учиться всю жизнь. Но первые шаги - это особая ступень, когда с самого начала закладываются основы не только знаний, как было еще в недавнем прошлом, но и способы их добычи и систематизации. Снятое на смартфоны разойдется по чатам среди родственников и друзей, за что родители первоклашек получат вожделенные лайки, останется в архивах семей, а спустя десятилетия будет продемонстрировано детям нынешних первоклашек в качестве назидательного родительского примера изначально серьезного отношения к учебе, буквально с первых шагов обучения. Все эти приятные возможности фиксации каждого мгновения жизни стали возможны благодаря миру высоких технологий.

Не скрою, не только и не столько для услады родительских чувств по всей школе проводятся открытые уроки. Их, родителей, так, как сегодня, не учили. На первых порах трудно понять, что это за урок. Знакомство с окружающим миром? Математика? Родная речь?

Звучит нежная музыка, на интерактивной доске падают листья, в небе устремляется на юг журавлиный клин... Ясное дело: знакомство с окружающим миром, говоря по-старому, природоведение. А вот и нет. От определения признаков золотой осени дети переходят к подсчету количества птиц в стае. Бродя по лесным дорожкам, оперируют понятиями прямая и ломаная линия, луч и отрезок. Еще в каждой группе идет работа с виртуальными термометрами, во время которой все до единого дети понимают, что одни и те же цифры, находясь выше или ниже нуля, фиксируют разную температуру воздуха.

Разделение класса на группы приучает детей к командной работе, наглядно демонстрируем им преимущества взаимодействия, а в итоге формирует те самые «мягкие навыки» слаженной коммуникации, которые столь ценятся сегодня в разработке и внедрении инновационных проектов.

Краем глаза наблюдаю за лицами бабушек и дедушек, которые, разумеется, не упустили возможность посмотреть в деле своих горячо любимых внуков. Недоумение постепенно сменяется восторгом. Ностальгические воспоминания о меле, тряпке и счетных палочках перестает тешить их сознание. Следовательно, меньше будет претензий к школе, которая учит «не тому и не так». Не так, как учили их в добрые старые советские времена.

Наблюдая за ходом урока, который филигранно проводит Ирина Викторовна Нурмухаметова, я думаю о том, как за последние годы невероятно усложнился труд учителя. Ему необходимо как рыба плавать в цифровой среде, адекватно используя ее достижения, а вместе с тем развивать у детей навыки живого общения, сотворчества, командного взаимодействия и других важных умений вне цифровой среды. Он головой отвечает за безопасное поведение в электронно-цифровом пространстве. Но это еще не все.

Реализация концепции инклюзивного образования привела к невероятному усложнению контингента учащихся массовых общеобразовательных школ. Сегодня повсеместно наблюдается ситуация, когда в одном и том же классе находятся сохранные дети, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями, имеющие специфические диагнозы, неизбежно влияющие на познавательную сферу. Им всем мы обязаны обеспечить равные возможности для получения полноценного образования. В ближайшем будущем таких детей меньше не станет.

По данным Роспотребнадзора и Минздрава, в России сегодня только 12% потенциально здоровых детей, примерно 250 тысяч детей, находящихся на длительном и тяжелом лечении в детских больницах и на дому, свыше 650 тысяч детей-инвалидов, из которых большинство имеют ментальные нарушения, еще больше имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья в различных нозологиях. Эта тенденция к изменению контингента зародилась не сегодня, но именно сегодня она стала актуальным проблемным полем работы педагога и явно обозначила дефициты педагогической профессии. Очевидно, что доминантный упор на предметные и профильные квалификации педагога не будут способствовать успешной реализации задач дошкольного и школьного образования.

Современному педагогу важно уметь сопровождать любого ребенка в процессе обучения, то есть владеть универсальными знаниями тьютора, ориентироваться в стратегиях коммуникаций с любым ребенком и его родителями (законными представителями), а также с коллегами, уметь гибко корректировать рабочие программы и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты на основе имеющихся и выявленных в ходе учебно-воспитательного процесса особых образовательных потребностей детей.

Для решения совокупности сложившихся задач педагогам приходится, не отрываясь от учительского стола, овладевать дополнительными компетенциями. Сегодня учитель уже не может быть только предметником: историком, физиком, химиком, - ему приходится овладевать специальными психолого-педагогическими компетенциями, требующими изучения основ дефектологии, психологии и других актуальных областей.

Серьезной проблемой является усложнения контингента учащихся в связи с миграцией населения. Для значительной части детей в школах России русский язык является неродным, и дома на нем не разговаривают. Сложившаяся ситуация требует от педагогов овладения новой компетенцией: обучение русскому языку как неродному.

Сознательно оставляю за скобками такой важнейший пласт работы педагога, как воспитание, которое не ограничивается рамками урока и требует отдельного времени, а также огромного напряжения душевных сил. Надеюсь, любому вменяемому взрослому очевидно, что в современных условиях решение воспитательных задач не менее, а может быть, даже более важно, чем решение задач обучающих. И здесь требования к учителю со стороны общества неимоверно возрастают. Родители справедливо требуют от школы в целом и педагогов в частности не формального соблюдения своих должностных обязанностей, а подлинного горения.

Продолжаю наблюдать за мастерской работой Ирины Викторовны. Она в том счастливом среднем возрасте, когда накопленный опыт и мастерство сочетаются с отменным здоровьем и нерастраченными жизненными силами. Это великий «возраст акме», когда человек достигает в своей профессии вершины достижений. Отсюда неподдельное горение, увлекающее детей и завораживающее «зрителей» открытого урока. И только нам, профессионалам, понятно, какая колоссальная подготовка предшествует такому уроку. Здесь на одном вдохновении далеко не уедешь.

Поэтому, отдавая должное мастерству учителя, я напряженно думаю: а надолго ли ее хватит? И захотят ли молодые студенты (некоторые из них в качестве практикантов присутствовали на уроке), понимая, какие океаны пота надо пролить, какие Гималаи свернуть, прежде чем научишься так работать, сменить нас на многотрудном педагогическом поприще?

Сегодня появились технократические оптимисты, утверждающие, что в скором будущем роль педагога будет сведена к минимуму. Достаточно будет нажать кнопку - и компьютер будет транслировать детям оптимальный сценарий урока. А искусственный интеллект обеспечит независимую объективную проверку знаний. Со всей ответственностью утверждаю: этого не будет НИКОГДА.

Ибо никакие достижения высоких технологий не заменят личного, глаза в глаза, контакта учителя с ребенком. Поэтому, если общество всерьез заинтересованно в повышении качества работы учителя, его стоит поберечь.

Объем и сложность задач, которые приходится решать современному педагогу на марше в сжатые сроки, неизбежно приводит к профессиональному выгоранию. По данным исследований известного социолога, академика Владимира Собкина, профессиональное выгорание среди педагогов в два раза выше, чем выгорание среди сотрудников МВД.

Помимо невероятного усложнения содержания работы раннее выгорание учителя имеет еще одну внешнюю причину. Майские указы Президента РФ, цель которых повышение материального благосостояния учителя, гласят, что зарплата педагога должна быть не ниже средней оплаты по региону. Зарплата, а не ставка! В мегаполисах, где школы фактически являются крупными комплексами с большим контингентом учащихся, и регионах-донорах сохраняется возможность избежать перегрузки учителя. Во всех остальных ситуация тревожная: там вынуждены увеличивать нагрузку учителя до тридцати часов в неделю и выше. К чему приводит такая недельная нагрузка учителя русского языка или математики (помимо прочего она предполагает проверку до десяти тысяч заданий и тестовых работ в месяц)? Правильно - к вынужденной халтуре. О качестве образования в такой ситуации следует забыть.

Приближается день учителя. Хочется надеяться, что наши законодатели, объективно проанализировав ситуацию, сделают подарок педагогам, обеспечив им необходимые условия для качественной работы.

«Имидж современного педагога» - Работа со словарями. Взгляд учителя. Профессионализм. Внешние факторы. Имидж современного учителя. Здоровье педагога. Личностные качества. Коммуникативные качества. Дискуссия. Дети. Корпоративная культура. Древо решений. Имидж педагога. Работа с терминами. Составляющие профессиограммы. Школа будущего.

«Работа педагога по самообразованию» - Формы повышения самообразования. План работы по самообразованию. Мотивы. Самообразование педагогов. Обширный информационный материал. Изучаемый процесс. Возможная проблема. Содержание тетради по самообразованию. Ключевые слова. Пути решения. Овладение способами проектирования. Тематика самообразования.

«Самообразование» - Овладение методикой работы с детьми. Выбор темы для самообразования. Развитие способностей к перепроектированию. Формы работы по самообразованию. Практическая деятельность. Раздел плана. Алгоритм составления плана по самообразованию. Самообразование педагогов. Знания. Теоретическое изучение проблемы.

«Профессиональная культура педагога» - Общение в педагогической деятельности. Профессиональный стиль общения. Результаты анкетирования. Макияж. Общение на основе увлеченности. Культура педагога. Отношение к ученику. Пустяки. Коммуникативные задачи. Стиль одежды. Внешний вид учителя. Коммуникация. Интересные уроки. Качества характера учителя.

«Педагог» - Три составляющих имиджа. Восприятие. Имидж – загадочное и красивое слово. Профессия педагог – особенная. Как выглядит педагог. Красноречие. Составление портрета учителя выпускниками. Каким должен быть современный педагог. Технологии охраны здоровья педагога. Анкетирование. В одежде учителя должен отражаться его высокий статус.

«Современный педагог» - Послушание. Личность педагога в традиционной системе обучения. Создание ориентировочной основы познания. Неприязнь к предмету занятий. Педагогический профессионализм. Проблема педсовета. Оптимизм. Педагогический совет. Показатели эффективности учебной деятельности. Заповеди самому себе. Форма проведения.

Всего в теме 23 презентации

Учитель – свеча, которая светит другим,
сгорая сама.

Джованни Руффини

Я часто задаю себе вопрос: “Почему я пришла в школу?” Самое интересное, что приходят в голову совершенно “студенческие” ответы: “Потому что люблю музыку, потому что люблю детей и всегда нахожу с ними общий язык, потому что знаю, как правильно учить детей и покажу, и докажу”, и тому подобное. Но часто ли мы осознаем всю меру ответственности, которую возлагаем на себя? А всё ли мы делаем для того, чтобы стать по-настоящему нужными детям? Становимся ли для них свечой, “которая светит другим, сгорая сама”?

Ученик с огромным букетом робко протягивает руку, он доверяет нам свою жизнь и судьбу. Как можно не оправдать его доверия! И есть немало учителей, у которых ученики получают не только знания, но и подражают им. Проходит время, и школьники, уже повзрослевшие, перенимают их интонацию, привычки, манеру одеваться, держать себя. Когда видишь, замечаешь эти мелочи, становится приятно, теплее на сердце, думаешь: не зря работаешь, не зря воспитываешь. Но не все сразу получается.

Сколько раз, признаюсь чистосердечно, хотелось все бросить, уйти, спрятаться, закрыться. Эти вечные тетради, дети, требовательные родители, вечная нехватка денег и лишенные драгоценного внимания собственные дети! Но какая-то неимоверная сила вновь и вновь заставляет нас идти в школу, открывать дверь в класс: “Здравствуйте! Я очень рада вас видеть, садитесь”. А после уроков ты видишь искрящиеся глаза детей, полные веселых мыслей, любопытства, каких-то личных тайн. Они окружают тебя своим вниманием, любовью – и опять вырастают крылья! Ты опять забываешь все личные проблемы и невзгоды, ты заботишься о них, смеешься, веселишься, любишь и плачешь вместе с ними.

Каков же он современный учитель? Где ему научиться всему и узнать все? Современная школа может быть востребованной только при учителе, постоянно работающем над собой, повышающем квалификацию. Только неимоверно кропотливым ежедневным трудом мы можем добиться успеха. Невероятно сложно стать настоящим учителем. По-моему, им можно стать лишь тогда, когда каждый из преподавателей разработает программу собственного познавательного, профессионального и статусного роста.

Сегодня немало детей лишено внимания родителей, порой им не хватает ласки, доброты, заботы. Современному учителю с такими детьми необходимо быть особенно осторожным, тактичным. Главная его задача - найти подход, задеть струну детской души, подобрать ключ к сердцу школьника.

Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается одними уроками, выполнением всех программных норм и требований. И он не просто отбывает учебное время, а знает обо всем, что происходит с детьми. А как же иначе? Как по-другому прийти к детям? Без любви, без сердца? Нет, такими мы им не нужны. Раз уж мы выбрали эту профессию, то и сердце, и душу, и всю любовь, которые в нас есть, мы должны отдавать своим ученикам.

А кто же такой современный ученик, каков он? Он – тихий и неугомонный, прилежный и ленивый, веселый и грустный, скрытный и откровенный, маленький и одновременно взрослый. Но он – наш любимый ученик, та мягкая глина, из которой нам предстоит вылепить тончайшую прелестную вазу.

Современные дети – модернизированы, они идут в ногу со временем, у многих из них есть вся новейшая техника: и видео, и компьютер, и телефоны. Они имеют возможность широко использовать Интернет, могут получать колоссальное количество различной информации. А мы должны помочь умело применить это в своей работе.

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.

Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку.

Но на сегодняшний день не все учителя владеют ПК, а тем более интерактивной доской. В многих школах такие доски только появляются в кабинетах начальной школы. В условиях введения ФГОС учителям просто необходимо научиться использовать этот ресурс обучения. Очень важно сейчас им помочь конкретными материалами для работы на доске, рассказать о режимах использования, возможностях, а еще лучше показать. Когда у них появится некоторый опыт, тогда и начнется новый виток творчества учителей.

Таким образом, современный учитель - это человек, преданный своему делу, любящий учеников, работающий над собой, тактичный, умеющий подобрать ключик к сердцу ребенка, использующий новейшие достижения науки и техники. И сегодня не устарели слова итальянского писателя XIX века: “Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама”.