Основные положения экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психология: основные постулаты теории, ее практическое применение На чем основывается экзистенциальная психология

Обычно появление экзистенциальной психологии отсчитывают с появления статьи 1930 года «Сновидения и существование» швейцарского психиатра Людвига Бинсвангера. Он был большим другом и одновременно поклонником философа . Бинсвангер попытался напрямую перенести в клиническую психиатрическую практику идеи Хайдеггера и других философов-экзистенциалистов.


Мартин Хайдеггер, портрет Герберта Веттерауэра

// wikipedia.org

От философии к психологии

Родоначальником экзистенциальной философии принято считать Серена Кьеркегора, жившего в первой половине XIX века. После ранней смерти его забыли больше чем на полвека, а в начале XX столетия его труды начали переводить, переиздавать, и целый ряд философов обнаружили много созвучного с идеями Кьеркегора. Именно тогда, между Первой и Второй мировыми войнами, оформилась экзистенциальная философия. Первые авторы, которые работали в этом ключе, - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Можно назвать и таких авторов, как Мартин Бубер, Пауль Тиллих, Николай Бердяев, Михаил Бахтин, - их идеи не сводятся полностью к экзистенциализму, но они внесли в него большой вклад.


Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм - это гуманизм», обложка книги

// wikipedia.org

Главная философская формула экзистенциализма, которую опубликовал Жан-Поль Сартр, гласит: «Существование предшествует сущности». Существование - это то, что происходит в данный момент. Сущность - это что-то глубинное, воспроизводящееся в разных ситуациях снова и снова. Перевод этой формулы на более простой язык: «То, что происходит, не выводится полностью из чего-то заранее известного и существовавшего ранее». Эта идея лежит в основе экзистенциального мировоззрения в широком смысле слова. Можно найти ее аналоги в античности, например у Гераклита, в восточных учениях, в ответвлениях всех мировых религий.

В экзистенциальной психологии все идеи и подходы сильно философски нагружены. И это не просто преломление идей философов-экзистенциалистов, а это собственные философско-психологические теории психологов, каждый из которых был отчасти философом.

Школы экзистенциальной психологии

Первый вариант экзистенциальной психологии, точнее, экзистенциальной психиатрии Людвига Бинсвангера был не очень удачным. Более серьезные и целостные подходы стали формироваться уже после Второй мировой войны. С 1940-х до 1960-х годов в экзистенциальной психологии сформировались основные школы. Их полем приложения была преимущественно психотерапия, но тем не менее это были абсолютно оригинальные психологические теории, самостоятельное значение которых выходило за рамки вспомогательного инструмента для психотерапевта.


Людвиг Бинсвангер, портрет работы Эрнста Людвига Кирхнера

// wikipedia.org

Швейцарская школа, основанная Бинсвангером, носит также название Dasein-анализа. Хайдеггеровское труднопереводимое понятие Dasein означает ‘бытие здесь и теперь, как оно есть’. В послевоенный период основным лидером швейцарской школы был Медард Босс, последователь и одновременно конкурент Бинсвангера. Сегодня швейцарская школа отошла на задний план, в ней нет лидеров уровня Бинсвангера и Босса. Швейцарцы первыми начали движение в области экзистенциальной психологии, но все стоящее, что было ими сделано, ассимилировали позднее другие школы.

В 1940–1950-е годы было создано философско-психологическое учение о стремлении к смыслу , выдающегося мыслителя. Уже позже вокруг него сформировалась австрийская школа экзистенциальной психологии - школа логотерапии и экзистенциального анализа. В 1960-е появилась британская школа, связанная с именем Рональда Лэйнга, тоже уникального мыслителя. Американская, калифорнийская, школа связана с именами Ролло Мэя и Джеймса Бьюдженталя. Все четыре основных направления развивались более или менее самостоятельно, а их лидеры сформировали область экзистенциальной психологии.

Экзистенциальная психология развивалась в XX веке в стороне от основной линии развития психологической мысли, экзистенциальные идеи были маргинальными. Тенденции последних десятилетий, напротив, связаны с тем, что, во-первых, школы все больше осознают свои общие основы. Во-вторых, идеи, развитые в экзистенциальной психологии, начинают пользоваться спросом в основной линии научной психологии, становятся серьезной частью мейнстрима. Особенность лидеров экзистенциальной психологии была в том, что они всегда ориентировались не столько на коллег-профессионалов, сколько на широкую аудиторию. Они писали книги, которые издавались и переиздавались огромными тиражами. В первую очередь эти книги были адресованы людям без психологического образования. И Франкл, и Лэйнг, и Мэй - авторы бестселлеров, их книги популярны у широкой аудитории.

Школы экзистенциальной психологии сегодня

Австрийская школа раскололась на два направления. Развитием ортодоксальной логотерапии, основанной на учении Франкла, занимаются его ученики: научный лидер школы Элизабет Лукас и организационный лидер Александр Баттиани, более молодой. Другое своеобразное направление тоже опирается на учение Франкла, но при этом вышло за его пределы и получило самостоятельный статус. Это ответвление австрийской школы связано с именем Альфрида Лэнгле.

В британской школе сегодня две равновеликие в научном отношении ключевые фигуры находятся в конкурентных отношениях и оказывают большое влияние на формирование этого поля - Эмми ван Дорцен и Эрнесто Спинелли. Ван Дорцен при этом отличается сильным социальным темпераментом, и она вносит большой организационный вклад в формирование сообщества. Так, она сыграла ключевую роль в организации в 2015 году в Лондоне Первого Всемирного конгресса по экзистенциальной психотерапии, объединившего большинство школ.

Главным наследником американской школы стал Кирк Шнайдер, ученик Джеймса Бьюдженталя. Отдельно стоит упомянуть всегда работавшего в одиночку Ирвина Ялома. Ялом создал уникальные жанры: у него есть ряд книг в жанре терапевтических историй, исторических романов с реальными персонажами. Его книги тоже переводятся на разные языки и издаются сотнями тысяч и миллионами экземпляров. Ялом содержательно близок калифорнийской школе, но работает без последователей, не создавая своей школы. Он, по сути, превратился в экзистенциального писателя и таким путем распространяет свои идеи для широкой аудитории.

Идеи экзистенциальной психологии

Пытаясь определить, в чем суть экзистенциальной психологии, каждый раз приходится выстраивать довольно сложную систему объяснения, потому что одного положения выделить нельзя. Можно сказать, что экзистенциальная психология исходит из того, что в жизни человека есть много недетерминированного, непредсказуемого. Традиционная психология объясняет человека в тех его аспектах, в которых он предсказуем, управляем, объясним. Мы можем протестировать человека, сделать некоторые выводы, и человек будет вести себя в целом в соответствии с предсказаниями.

Но в людях всегда есть что-то, что выходит за рамки этой детерминированности, обусловленности, предсказуемости, потому что мы имеем дело с достаточно большой степенью неопределенности в мире. И чем дальше, тем больше мы осознаем роль неопределенности, неоднозначности. Про это писали выдающиеся ученые, не только гуманитарии: мы расстаемся с представлением о мире, где властвуют четкие, жесткие, однозначные законы и предсказуемость, на самом деле все устроено сложнее. Отличие экзистенциального подхода связано с тем, что он в первую очередь рассматривает тот аспект нашей жизни, который имеет дело с этой неопределенностью. Мы на свой страх и риск вносим в свою жизнь определенность и в плане общего мировоззрения, и в плане профессиональной и жизненной практики.

Проблемы экзистенциальной психологии

Разные направления экзистенциальной психологии пришли к общему языку независимо друг от друга. Ирвин Ялом когда-то сформулировал ряд ключевых проблемных областей, с которыми имеет дело экзистенциальная психология. Первый узел - это проблемы времени, жизни и смерти. Второй узел - проблемы общения, любви и одиночества. Третий - проблемы свободы, ответственности и выбора. И четвертый узел - это проблемы смысла и бессмысленности существования.

Но сами понятия и проблемы еще не определяют подход, потому что ко всем этим вещам можно подходить экзистенциально и неэкзистенциально, даже к проблеме смысла. Возможен неэкзистенциальный подход к смыслу жизни: «Я должен точно узнать, в чем смысл жизни, а когда я его узнаю, будет понятно, ради чего жить». Экзистенциальный подход к смыслу жизни выражается в старом добром принципе: «Важно искать, а не найти». Когда ты находишь что-то, оно пропадает, исчезает, и надо искать заново. Смысл жизни - это не окончательная истина, а это то, что дает направление, руководит процессом поиска и процессом жизни. Но это не то, на чем мы можем остановиться. Ведь если мы, найдя смысл жизни, останавливаемся в поисках, то начинается скучная, детерминированная жизнь. Есть пословица: «Доверься тем, кто ищет истину, и не верь тем, кто утверждает, что нашел ее».


«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», Поль Гоген

// wikipedia.org

Экзистенциальная психотерапия

Есть много рассуждений о специфике экзистенциальной терапии. Ролло Мэй говорил, что в ней нет принципиального жесткого отличия от других видов терапии. Экзистенциальная терапия - это не альтернатива другим подходам, а она представляет собой надстройку, дополнение или углубление. Она обращается к такому уровню нашего существования, с которым просто не работают другие виды терапии.

Этот уровень существования связан с рефлексивным сознанием. Его в классической древневосточной философии называли пробуждением, в отличие от сна, в котором мы пребываем большую часть жизни. Мы находимся в дреме, но иногда пробуждаемся, начинаем бодрствовать и обнаруживаем нечто такое, чего мы не замечали все это время, - новые возможности. Экзистенциальная психотерапия открывает новое измерение жизни, связанное с самоопределением по отношению к возможностям.

Идеи экзистенциального мировоззрения реализуются в терапии, но не только: существует много общего в работе терапевта, хорошего учителя и проповедника. В разных формах общения с людьми присутствуют похожие способы расширения мира и пробуждения, поддержки самодетерминации, принятия ответственности и открытия возможностей. Это используется не только в психотерапевтическом ключе, но и в других контекстах жизни. По сути, самое специфическое и самое важное в экзистенциальной психотерапии - это то, что не относится к классическим навыкам и умениям психотерапии, а выходит за ее пределы и связывает ее с другими формами практики. Это расширение сознания, расширение картины мира.

Преимущества экзистенциального мировоззрения

Экзистенциальное мировоззрение дает ресурсы, для того чтобы жить максимально удовлетворительным способом. Она открывает новое измерение жизни, которое связано с развитием, с контролем над жизнью. Экзистенциальная психология - это психология взрослого, который сам за себя отвечает и находит решение проблем, в отличие от импульсивного и недальновидного ребенка, поэтому она представляет собой альтернативу широко распространенному сейчас во всем мире инфантилизму.

Инфантилизм во многом поддерживается массовой культурой и приводит к тому, что огромное количество людей вообще не хочет задумываться о смысле, о перспективе, об отношениях с другими людьми. В «золотом миллиарде» сформировались благоприятные для людей условия: не нужно беспокоиться и думать о сложностях. Эти условия благоприятны для расслабления и неблагоприятны для развития: люди гонят от себя мысли о том, как устроен мир, и пребывают в инфантильном состоянии, в котором им достаточно комфортно, пока обстоятельства не изменились к худшему.

Экзистенциальная психология раскрывает альтернативу инфантилизму, в которой человек сам себе хозяин и самостоятельно решает вопросы о том, как жить, не ориентируясь на внешние источники и внутренние импульсы, но используя ресурсы своего зрелого сознания и признавая неопределенность и непредсказуемость будущего.

Именно в движении к экзистенциальному измерению мы реализуем свой потенциал. Наши человеческие возможности даже в благоприятных условиях востребуются и реализуются часто в очень незначительной степени. Экзистенциальная психология позволяет обнаружить нетривиальные возможности тем, кого интересует не просто выживание и адаптация к тому, что есть, а развитие и усложнение. Они именно в экзистенциальном взгляде на мир обнаруживают то, что им созвучно.

Экзистенциа́льная психоло́гия - направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философииэкзистенциализма. Её прикладным разделом являетсяэкзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят кгуманистическим направлениям в психологии.

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэйявляется структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласноЛ. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

    Umwelt, букв. мир вокруг - материальный - "биологический" и "физический" мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек "заброшен" фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.

    Mitwelt, букв. с миром - мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.

    Eigenwelt, букв. свой мир - мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир "для меня".

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются. Часто так происходит в научных, в т.ч. психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсонана понимание времени - оно есть "сердце существования"; отличительная особенность переживаний человека Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания "расшатывают" позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессестановления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживаеттревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является "понимание человека как бытия" понимание "человека-в-его-мире".

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, "Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения".

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии, некоторые эмоции, в частности, такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании.

В частности, тревога , согласно Р. Мэй- это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласноК. Гольдштейну, это не то, что мы "имеем", а скорее то, что "мы представляем собой". Тревога (в первую очередь как нем.Angst , используемое З. Фрейдом,Л. Бинсвангером,К. Гольдштейном,С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ.anxiety ) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях):

    отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;

    вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их.

    вина сепарации от природы в целом, или, иначе - онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще, следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека.

Экзистенциальная психология – важное направление в современной науке, основанное на уникальности каждого человека, его опыта, чувств и переживаний, его персональной жизненной истории. Основное внимание подход уделяет вопросам времени, свободы и выбора, ответственности и целостности, любви и отношений, смерти и жизни, и как апофеозу – обретению смысла собственного существования.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия – практическая составляющая данного психологического направления. Как следует из термина, в основу метода легло понятие «экзистенция». Экзистенция – истинное существование, которое происходит с каждым из нас в настоящий момент времени, здесь и сейчас, и которое переживается индивидуумом по-особенному.

Кратко описать подход можно следующим образом: экзистенциальная психотерапия призвана помочь человеку осознать и принять собственную жизнь, увидеть ее парадоксы и трудности, понять, что в ней первично, а что второстепенно, а, главное, увидеть свет в конце тоннеля — путь обретения целей и, как следствие, смысла собственного существования.

Не секрет, что множество внешних факторов ежемоментно нарушают единение человека со своей жизнью, что в свою очередь приводит к фрустрации, отрицанию и отсутствию смысла в существование.

По словам Ролло Мэя, «особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее». Экзистенциальный подход призван помочь человеку обрести утерянную связь и научиться вновь принимать, воспринимать и проживать события своего собственного уникального пути.

Человек в результате работы переходит из позиции наблюдателя в состояние активного творца, самостоятельно выбирающего, куда и зачем идти.

Неоспоримое преимущество подхода в том, что он не противоречит другим методам, но дополняет их. Итогом работы с экзистенциальным психотерапевтом становится «пробуждение ото сна» — состояние, где человек полностью осознает себя здесь и сейчас, принимает на себя ответственность за события и за то, какова его жизнь.

По мнению мастеров экзистенциального подхода, человек развивается на протяжении всей жизни, независимо от того, насколько сильна безусловная поддержка близких ему людей. Развитие человека в рамках данной теории определяется скорее собственным опытом и решениями индивида, нежели потенциалом, дарованным ему при рождении, хотя и это важно.

Ролло Мэй в книге «Открытие бытия» говорил, что «независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить свое отношение к собственной судьбе. Важно не упустить, что сила человека в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно ни было».

Человек идет по жизни, состоящей из ежеминутных поступков, решений, осознаний, в результате чего аккумулируется персональный опыт, который может быть новым, а может повторяться в зависимости от выбранной линии. Безусловно, новый опыт предпочтительнее, ведь только с ним, посредством стимуляции символического понимания, развития воображения и осуществления оценки можно более глубоко постигнуть смысл собственного существования.

Важной опорной точкой подхода является акцент на будущее, а не на прошлое. И находясь в точке принятия решений, экзистенционалисты предлагают концентрироваться на будущем и делать выбор в его пользу, несмотря на сопровождающую такие решения тревожность от неопределенности.

Одна из важных жизненных задач — обрести аутентичный стиль, в котором гармония сочетается со смелостью. Осознав истинный путь, человек находит достаточно мужества не противиться сомнениям, как вечным спутникам принятия решения и обретения собственного мнения. Ошибки – наши учителя, именно их принятие и анализ позволяет быть проактивным и жить, полагаясь на собственные ресурсы, а не бездумно копировать поведение окружающих, проявляя незрелость и конформизм.

3 модуса экзистенциального мира

Экзистенциальная психология выделяет три существующих оболочки человека:
Материальный мир вокруг, объединивший биологическое и физическое. Это мир, в который мы попали по факту рождения и к которому в течение жизни адаптируемся;
мир существ одного вида – это мир близких людей, мир наших взаимоотношений с людьми, в результате которых меняемся мы сами;
собственный мир - мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир не для других, но «для меня».

Страх перемен

Экзистенциальная психология подходит не каждому. Ведь ее большой проблемой является то, что в рамках терапии остро ставятся вопросы об изменениях в жизни, а путь перемен сопровождается решительностью, усилиями и зачастую жертвами. Далеко не каждый готов менять свою жизнь, ведь сейчас существует такое многообразие методик и специалистов — «врачевателей душ», что можно выбрать и менее болезненный способ.

Поможет он или нет – вопрос другой, но человек не всегда готов что-то менять, предпочитая видеть изменения в окружающих. Однако если в человеке есть смелость, если он готов к некоторым лишениям на пути обретения смысла и полного проживания своей собственной истории, то этот метод – идеальное решение, ведь глубокая теоретическая и философская база обрели свое качественное продолжение в методах практической работы.

Основные представители подхода – Виктор Франкл, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Юджин Минковски, Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь.

Узнать больше о методах работы экзистенциальной психологии можно на Международной практической конференции «Психология: вызовы современности» 21-24 апреля 2017 года, где в этом направлении свои мастер-классы проведут Дмитрий Леонтьев и Семён Есельсон.

Уже сегодня и готовьтесь узнать много нового и интересного об экзистенциальной психологии и не только.

Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого и к влиянию на него.

Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции , она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.

Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и - при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих - представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие человека прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с которыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.

В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.

Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой способности придает опыту индивидуализированный () смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.

С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести - через стимуляцию символизации, воображения и оценки - к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие - в силу его природы - весьма трудный и болезненный процесс.

Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка - научиться воспринимать самого себя как выносливого и человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие - в идеале - должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха , а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как , способную держать слово, себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие - более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и , когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают , которые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.

Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:

  1. себя как людей, которые способны - через принятие решений и интерпретацию их последствий - влиять на собственный социальный и биологический опыт;
  2. общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.

Стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного , и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им - благодаря пристальному вниманию к себе и общей - свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.

Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский , незрелый стиль жизни.

Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мне предстоит ответить на вопрос, что такое экзистенциальная психология. Предлагаю вашему вниманию краткое погружение в историю появления данного направления, несколько строк про главных действующих лиц и основные положения экзистенциальной психологии. Сегодня мы разберемся в понятиях и поймем в чем суть этого метода психотерапии.

История возникновения

Для начала я не могу не посоветовать вам обратиться к статьям « » и « ». Именно в них вы найдете важную информацию о том, как лучше всего подходить к вопросу изучения любого психологического направления и к какому направлению лежит моя душа.

А теперь давайте перейдем к возникновению такого направления, как экзистенциальная психология. В конце XIX века датский философ Сёрен Кьеркегор выводит основные постулаты нового направления в философии — экзистенциализм. Последующие события XX века только укрепляют развитие данного метода.

Многие историки и психологи уверены, что тяжелые времена, кризисы, войны и духовные переживания в эти времена и отложили серьезный отпечаток на экзистенциальную психологию.

Многие отцы основатели данного подхода начали работу над своими трудами, находясь в лагерях, под стражей, переживая личные трагедии. Поскольку XX век был наполнен подобными событиями, то можно смело сказать, что экзистенциальная психология стала явным отражением человеческого настроения в те времена.

Поначалу эта психология начала появляться в Европе, где и получила наибольшее распространение. По окончании Второй мировой войны экзистенциальная психология смело занимает свою нишу и в Соединенных штатах. Тем более что по миру проходит яркая волна популярного направления экзистенциальной философии, на основе которого и построена экзистенциальная психотерапия.

Психология в лицах

Начать следует, конечно же, с Сёрена Кьеркегора. Датский философ, который получил теологическое образование, написал бесконечное количество работ по философии и религии, впервые заговорил о первичности индивидуальности, выстроил новое отношение к человеческим действиям и поступкам.

Кьеркегер прожил относительно непродолжительную и очень тяжелую жизнь. Неудивительно, что в моменты кризисов и проблем он задумывался о смерти, человеческом бытии и .

Одним из ярчайших представителей непосредственно экзистенциальной психологии является Виктор Франкл. Франкл изучал и основные учения Фрейда и Адлера, что в какой-то степени позволило ему встать на путь понимания и раскрытия собственной теории.

Виктор Франк делал упор на кризисные ситуации, перед которыми человек и начинает задумываться о смысле собственной жизни, например, когда человек серьезно заболевает или пребывает в заключении в концентрационном лагере. Именно в таких ситуациях, считал Франкл, человек понимает всю ценность своего существования.

Сам Виктор прошел через пять подобных лагерей, потерял всю семью, что в результате сделало его гениальным психологом.
Кроме того, он вводит в оборот такое понятие, как «Экзистенциальный вакуум». Это понятие означает полное отсутствие у человека смысла жизни, опустошение, равнодушие ко всему, отсутствие желания жить. Следствием такого вакуума может стать депрессия, агрессия и даже самоубийство.

Еще один известнейший представитель - Джеймс Бьюдженталь. К основным положениям его анализа человека можно отнести следующие:

  • любые психологические проблемы человека на самом деле имеют более глубинный экзистенциальный подтекст (свобода выбора, вопрос ответственности, взаимоотношения с другими людьми, изолированность и ответ на вопрос - в чем смысл жизни);
  • подход Бьюдженталя основывался на изначальном уважении в каждом человеке его самостности и автономии;
  • упор делается на субъективность каждого человека, потому что именно там живут наши реальные и искренние желания, мысли, переживания и тревоги;
  • здесь нет разговора про прошлое и будущее хотя и они, конечно, учитываются, но главная роль отводиться настоящему;
  • подход Бьдженталя скорее опирается на направление работы с клиентом, нежели на выбор определенной техники.

Легендарный психотерапевт Ролло Мэй признается одним из сильнейших представителей данного направления. Мэй увлекался искусством, литературой, что находило отголоски в его работе до конца дней. Ведь не зря говорят, что самопознание легче проходит через творческий процесс.

Можно сказать, что отправной точкой в его работе стал момент, когда Мэй заболел туберкулезом. Именно тогда к нему пришло осознание, что пассивное участие в своей жизни ни к чему не приводит. Что человек способен менять свою судьбу.

Ролло Мэй разделил тревожность на нормальную и неврозную. Нормальная тревожность необходима человеку для того, чтобы оставаться бдительным и ответственным. Кроме тревожности, Мэй уделял много внимания чувству вины, которое может быть связано с удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью и своих потребностей.

Но кроме непосредственно психологов, можно отметить экзистенциальные мысли и у русских писателей. Например, Достоевский, который в каждом своем произведении поднимал непростой вопрос смысла человеческой жизни, подвергал своих героев тяжелейшим испытаниям, которые и являлись переломными моментами для них. Кроме Достоевского можно упомянуть и Толстого, Кафку, Сартра, Камю и многих других.

Основные положения

Если мы попробуем с вами кратко определить в чем суть экзистенциальной психологии, то можно сказать, что это упор на индивидуальность каждого человека в конкретный момент времени. Данный подход предлагает рассматривать каждую личность по отдельности и не сводить все к общим правилам и законам человечества.

Кроме того, как мы уже с вами поняли, важный момент - кризис, сложные переживания, личные трудности. В некотором смысле это можно сравнить с катарсисом, когда человек сквозь сильное эмоциональное потрясение узнает истинного себя, осознает ценность своей жизни, находит смысл .

Именно поэтому данная практика отлично подходит для людей, которые переживают серьезные трагедии в жизни. Находясь в подобном положении непременно нужен индивидуальный подход, терапевт обязан рассматривать человека не как часть всего человечества и пытаться решить его проблемы на примере других.

В такой ситуации психотерапевт должен показать всю индивидуальность самого человека, помочь ему выбраться из прошлого и начать жить настоящим.

Экзистенциальная психология помогает найти ответы на такие вопросы, как в чем смысл жизни, кто я и зачем я живу, что такое смерть, ценность своего существования, вопрос ответственности и взаимодействия с другими людьми.

Что важно, в отличие, например, от теорий актуализации здесь не делается упор на вознаграждение от других людей в общении. Здесь вне зависимости от других, от их реакций, оценок важен сам человек, который может достичь счастья благодаря самому себе. Развитие человека не зависит от его окружения, от его прошлого. Все в движении, это не статический, а динамический процесс.

Для того чтобы больше погрузиться в экзистенциальную психологию, глубже понять суть, разобраться со всеми понятиями я предлагаю вашему вниманию замечательную книгу Иривна Ялома «Экзистенциальная психотерапия ».

Знаете ли вы, в чем смысл вашей жизни? Какую часть в вашей жизни занимают материальные вопросы? Как часто вы задаетесь вопросами своего бытия? Что вас привлекает в данном направлении?

Желаю вам всяческих успехов!