Социальная работа в структуре социальных наук. Взаимосвязь социальной работы с социально-гуманитарными дисциплинами Социальная работа в структуре социального знания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Социальная работа как наука, изучающая процессы и явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины. Взаимосвязи социальной работы с психологией и другими гуманитарными дисциплинами.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Понятие социальной работы, история возникновения и развития, ее предмет, объект, нравственно-гуманистический характер. Профессиональная деятельность данной сферы, практическая реализация философии прав человека. Направления обучения социального работника.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Система социальной работы с осужденными, ее место в структуре учреждений исправления наказаний. Работа по подготовке осужденных к освобождению. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста и лицами, имеющими алкогольную/наркотическую зависимость.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие, цели и задачи социальной работы как вида научной деятельности. Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Знания, которые получают студенты во время обучения и прохождения практики по специальности "Социальная работа".

    Сущность социальной работы как науки

    Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

    Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

    Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

    Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности.

    Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991..

    Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

    Почти вековой опыт развития социальной работы как науки за рубежом не только обусловил модернизацию классических парадигм социального мышления, но и сформировал научные обоснования новых течений в социальном переустройстве общества.

    В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

    Анализ подходов в разработке теоретических оснований социальной работы в России последних лет свидетельствует, что эти основания, как правило, опираются на смежные дисциплины. Статус теории социальной работы фактически еще не конституирован.

    Не определена внутренняя структура, уровни теоретического знания научной дисциплины «Социальная работа» с точки зрения наличия здесь общетеоретической, отраслевой, прикладной проблематики, а также теорий среднего уровня. Обсуждение указанных вопросов идет преимущественно от практики исследования наиболее актуальных проблем социального обслуживания населения.

    В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.); сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

    Тем самым как бы обозначаются два течения в рассмотрении теоретических основ социальной работы: одно из них опирается на осмысление практического опыта, проблем практики социального обслуживания населения в России, другое формируется в процессе осмысления общего и особенного в теориях, обосновывающих различные виды социальной работы, ее сути как общественного явления Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул -- Москва, 1993; Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул, 1993. С. 112-115.. Это обязывает нас более подробно рассмотреть понятие структуры социальной работы.

    Характеристика, специфика теории социальной работы как целостной научной системы знаний во многом зависит от состава, природы и содержания, образующих систему компонентов, т.е. от структуры. Под структурой обычно понимается специфический способ взаимосвязи, взаимодействия определенной совокупности компонентов, придающих этой совокупности органичную целостность, внутреннюю организованность и упорядоченность, а также особые свойства.

    Вследствие возникающих взаимосвязей компонентов, синтезируя их свойства и содержание, структура ограничивает пространственное проявление свойств отдельных компонентов системы, порождая особые интегративные свойства новой целостности, необходимые для реализации ее функций. Системный подход как методологический принцип предполагает не только рассмотрение, анализ существующих систем, но и их создание или конструирование, синтез для достижения определенных, выдвинутых жизнью целей. Эта двойственность системного подхода отражает реальное положение дел и тесную связь анализа и синтеза как методов познания.

    Наглядным примером в этом отношении служит конституирование системы социальной защиты и обслуживания населения в

    Российской Федерации как важнейшего направления социальной политики государства в условиях перехода на новый экономический базис. Система социального обслуживания населения с ее разветвленной структурой учреждений, служб, центров и органов управления является, с одной стороны, продуктом организационной деятельности людей, коллективов, образующих эту систему, а с другой -- составляет то самое структурное пространство, поле деятельности, в рамках которого осуществляется социальная работа, происходит ее совершенствование и развитие. В процессе организационной работы идет оптимизация состава структуры, интеграция и модификация всех элементов в единую систему.

    Теория социальной работы представляет собой особое выражение в логических формах знания процесса функционирования и развития сложной полицентрической системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной, и следствием характера социальных процессов одновременно. Предмет исследования социальной работы как науки -- социальные отношения и взаимосвязи разных уровней -- является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.

    Именно то обстоятельство, что человек, действующий в различных сферах (экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой), является основным компонентом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношениями людей друг к другу, но и отношениями людей к идеям, знаниям, взаимосвязями различных областей и технологий социальной работы.

    Структурный анализ теории социальной работы как относительно самостоятельной системы научных знаний следует, как нам представляется, начать с выяснения характера взаимосвязей и отношений, носителями которых являются органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, а также специалисты социальной работы. С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и объекта, как частный случай социального управления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъект осуществляет такое воздействие.

    Категории объективного и субъективного, как известно, употребляются для обозначения и исследования социальных процессов как на макро- или мезоуровне, так и на микроуровне жизнедеятельности членов общества. В социальной работе проявляются все три уровня взаимодействия объективного и субъективного, выражая тем самым не только сложность, многоуровневость системы социальной работы, но и неразрывность, целостность и необходимость соответствующих организационных структур по управлению и регулированию взаимоотношений людей с окружающей их материальной, социальной и духовной средой на федеральном, региональном и производственно-бытовом уровне. При этом следует заметить, что субъект социальной работы (будь это специалист, социальная служба определенной направленности, учреждение или ведомство защиты населения в целом) и объект социальной работы (будь это конкретный человек, семья, социальная группа или другая общность) сами по себе представляют весьма сложные социальные и биосоциальные системы и являются предметом исследования многих научных дисциплин. Научные достижения и результаты этих исследований теория социальной работы не вправе игнорировать.

    Своеобразие социальных процессов состоит и в том, что они активно влияют на все стороны общественной жизни, как бы пронизывают ее интересами и потребностями личности, семьи, социальной или социально-демографической группы, а поэтому целенаправленное воздействие на них в социальной работе невозможно без учета научных достижений теории социального управления. Вот почему закономерности и специфика управленческих отношений, складывающихся в социальной работе, являются важным компонентом ее структуры как науки. Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки, следует выделить такие, как отношения субординации, координации, корреляции.

    Отношения субординации -- это связи между органами управления, трудовыми коллективами и между отдельными лицами, выражающие подчинение одного другому при реализации общей цели управленческой деятельности. Отношениям субординации соответствуют определенные организационные формы управленческих органов, которые обеспечивают реализацию подчинения. Такая связь характерна, например, для государственных органов социальной защиты и обслуживания населения, которые наделены функциями распорядительства и используют властные методы управленческого воздействия, что диктуется необходимостью налаживания совместной работы коллективов, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса.

    Отношения координации -- это связи между собой участников управленческого процесса, не подчиненных друг другу непосредственно, в процессе согласования своих действий в ходе реализации индивидуальных и общих целей. Расширение и углубление взаимосвязей между экономическими, политическими, духовными и социальными элементами общественной жизни предполагает усиление роли системности, комплексности в социальной работе, повышение значимости отношений координации в управленческом механизме социальной работы.

    Для социальных систем, как уже отмечалось, характерным является то, что человек выступает главным компонентом структуры. Взаимодействие разнопорядковых структурных компонентов систем повышает значение корреляционных связей в них. Смысл корреляционных связей заключается в опосредованности проявления причинно-следственных связей, а подчас весьма сложного сочетания целой совокупности причин и следствий поведения системы. Это особенно характерно для теории и практики социальной работы, где зависимость носит всесторонний глубокий и многоуровневый характер, а причина того или иного явления может испытывать прямое или косвенное воздействие собственного следствия.

    Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене «социальности», который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, классы и т.д.). В цивилизованном обществе такое сосуществование и взаимодействие должны строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения для осуществления демографической политики, творческого самоутверждения всех входящих в общество социальных субъектов. Все эти условия и предпосылки, составляющие сущность понятия «социальность», являются важнейшим ориентиром, критериальной базой социальной работы.

    Для обозначения предмета теории социальной работы особый интерес представляет анализ понятия «социальная деятельность» как совокупности изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальная деятельность, таким образом, служит целям самореализации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания ею для себя наиболее благоприятных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

    Социальные отношения, в широком смысле слова, выражают связи, контакты между людьми, занимающими различное положение в обществе, его социальной структуре. Рассмотрим, как же «размещается» в социальном пространстве и времени главный объект нашего анализа -- социальная работа во всех ее структурных организованных формах и динамике развития.

    Социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в различных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, развертываются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами (социальные группы, индивиды). Вместе с тем социальная деятельность видится как процесс, развернутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и образований.

    Без глубокого всестороннего знания своего объекта, его составных частей нельзя осуществлять полноценную и эффективную профессиональную деятельность. Поэтому наряду с понятием «социальное пространство» важно дать характеристику «социальной сфере», которая рассматривается в ряду таких категорий, как экономическая, политическая, духовная сферы, образуя с ними единую в структурном и функциональном отношениях целостность -- общество. Главная функция социальной сферы -- воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизнедеятельности. Эта функция «разъединяется» на ряд производных -- социоинтегративную, социально-адаптивную, социопродуктивную, социодинамическую.

    Важнейшие грани аналитической работы в социальной сфере -- изучение элементарных и высших потребностей субъекта (личность, семья, коллектив, группа и т.д.) и выявление потенциала этих потребностей в соответствии с научно обоснованными нормативами.

    Главным объектом и предметом исследований теории социальной работы являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия меду группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, и различающимися по уровню и качеству жизни, источникам и величине доходов, по структуре личного потребления и т.д. Но социальные отношения и взаимосвязи многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют множество аспектов и исследуются многими общественными и специальными науками. В связи с такой многогранностью и, по существу, неисчерпаемостью исследуемого объекта каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой «срез», где проявляются свойства, связи, отношения, закономерности определенного типа.

    Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относятся: исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

    По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д.; она тяготеет к психологии, социологии и медицине. Так, общетеоретические положения социальной философии играют роль методологического основания для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Когда мы говорим о теоретических и методологических основах социальной работы, мы касаемся ее глубинной сущности как науки о человеке и его социальных связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования входит в число непосредственных практических задач социальной работы. Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей целью является гармонизация всей системы отношений -- в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки.

    Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, -- такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.

    Поскольку жизнедеятельность людей осуществляется на почве тех или иных общественных отношений, социальная работа рассматривает их под своим углом зрения. Предметом изучения при этом являются социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовно-нравственных и т.д.

    Подобный подход исключает сведение задач социальной работы как науки только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некой совокупности суждений и рекомендаций по данным проблемам. Подобное редуцированное понимание упрощает ее действительное содержание и не раскрывает полностью ее социальной сути. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы. Однако ее социальная суть значительно глубже и может быть понята только с широких социальных позиций, в том числе с позиций социально-философского мировоззрения.

    Социальная работа применяет принципы социально-философского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы (социальных групп, общностей, личности, социальных институтов и т.д.). В отличие от конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения как их специфических признаков, так и интегративных свойств. Социальная работа включает предварительный сбор информации, системный анализ объекта, выдвигает гипотезы, сопоставляет факты, строит модели развития.

    С учетом данной характеристики социальной работы определяются и критерии компетентности социального работника общего профиля. Социальный работник такого типа -- это не узкий специалист по психотерапии, проводимой с индивидами или семьями. Он не специализируется только на работе с группами и коллективом. Диапазон его действий включает и то, и другое. Чаще всего по роду своей профессиональной деятельности он должен консультировать индивидов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы, то есть быть компетентным во многих областях знаний. Свою компетентность высококвалифицированный специалист проявляет в таких направлениях деятельности, как:

    оценка потребностей, ситуаций, действующих сил, степени возможного риска;

    планирование соответствующих действий; обеспечение интересов клиента;

    принятие на себя ответственности за свои профессиональные действия;

    выбор оптимального решения и т.д.

    Таким образом, социальному работнику необходимы и когнитивные, и межличностные навыки, организационно-административные способности (умение принимать решения, прогнозировать их последствия и др.).

    Практика социальной работы требует, чтобы специалист, обладающий знаниями во многих областях, был кроме того человеком творческим и настойчивым, подвижным и гибким.

    Начинающий социальный работник должен владеть холистическими навыками решения проблем, базовыми знаниями методов вмешательства в системы различных размеров (индивид, семья, группа, организация, община). Он призван фасилитировать (облегчать) процесс групповой поддержки населения, вести терапевтическое консультирование клиентов.

    Все это свидетельствует о том, что социальная работа носит междисциплинарный характер. При этом она отличается от таких смежных областей знаний, как социология, психология, психиатрия и т.д.

    Федеральное агентство по образованию

    Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

    Контрольная работа

    Место социологии в системе социогуманитарного знания

    Выполнил: студент гр АТ-07Z3

    Колпаков С.В.

    Проверила: Тучина С.П.

    Дата _______ 2010г. Подпись ________________

    Введение…………………………………………………………………………3

    1. Социология в системе гуманитарных наук…………………………………4

    2.Функции социологии……………………………………………………….…5

    3. Структура социологического знания………………………………………..6

    4. Социология в системе наук…………………………………………………..9

    Заключение……………………………………………………………………..14

    Введение

    Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

    Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

    Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

    1. Социология в системе гуманитарных наук.

    Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

    1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

    2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

    3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

    2.Функции социологии.

    1. Познавательная.

    2. Прогностическая.

    3. Управленческая.

    4. Ценностно-ориентирующая человека.

    5. Мировоззренческая.

    3. Структура социологического знания

    Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.

    Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие -- современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам -- в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторялось в другой части Земли.

    Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

    Микросоциология -- третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

    Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

    Уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

    Уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

    Социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний.

    Необходимо подчеркнуть ряд существенных моментов.

    1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

    – непосредственно, когда общество изучается как система;

    – в том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

    – в том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты и общности ("первокирпичики"), независимо от сферы социальной жизни, тем самым раскрывая их человеческое содержание. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

    Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию от социальной философии.

    2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

    3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами. Кроме того, социологи проводит так называемые "социальные" исследования, т.е. исследования на стыке наук (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические, социально-демографические и др.).

    Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первоосновы.

    Характеризуя взаимодействие социологии с другими общественными науками П. Сорокин писал: "В своих генерализующих функциях социология зависит от открытий в других социальных науках: но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки – от генерализующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени. Физики привлекают математику, механику, геометрию и химию, а каждая из этих дисциплин использует другие науки... Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят от генерализующей науки социологии".

    4. Социология в системе наук

    Социология и социальная философия. Существует тесная связь между социологией и социальной философией. Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей, генезиса (происхождения), судеб и перспектив. И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом, как систему, не сводимую к сумме составляющих ее единиц. Различия между ними заключается только в позициях и способах рассмотрения общества. Во-первых, в отличие от социальной философии, которая рассматривает общество как социальную статику (устойчивые условия), социология изучает процессы социальной динамики (непрерывное изменение условий). Во-вторых, социология уделяет главное внимание осмыслению эмпирического материала (полученного в результате исследований) в различных аспектах социальных отношений, а социальная философия сосредоточивает усилия на философском осмыслении теоретических источников: знание рождает новое знание.

    Социология и политология. Политология – это научная дисциплина, которая комплексно рассматривает политические проблемы общества. Ее предметом является политический процесс как феномен и результат взаимодействия социальных сил. Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, во-первых, социальные общности. социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в третьих, политика проявляется во всех сферах общественной жизни (экономике, социальной сфере, культуре и т.д.). Однако если специфика политологии проявляется в том, что она изучает социальные отношения по поводу политической власти, то социология занимается раскрытием механизма взаимодействия социальных сил.

    Необходимо также отметить, что в область политологии в последнее перешла и превратилась в метод политической практики такая отрасль социологии как изучение общественного мнения. Например, накануне выборов стали публиковаться данные опроса общественного мнения, в которых за одного кандидата предварительно выражает желание проголосовать большая часть избирателей, а за другого – меньшая. И как следствие в соответствии с феноменом "конформности" на реальных выборах те избиратели, которые не определились до данной публикации, вероятно, присоединятся к большинству.

    Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии прослеживается в специальной социологической теории – социологии политики.

    Социология и социальная психология. Социология возникла как самостоятельная область научного знания, но затем. как уже отмечалось, от нее начали отпочковываться другие дисциплины. Ввиду того, что взаимодействие человека и социальной группы в значительной степени обусловлено психологическими причинами, потребовалось включить в социологию знания по психологии. К тому же любое социальное взаимодействие имеет в конце концов психическую природу. Рассмотрение ряда проблем на стыке социологии и психологии привело к тому, что в самостоятельную область выделилась социальная психология. Однако и сегодня социология продолжает использовать психологию в построении своих объяснительных моделей.

    Взаимодействие между социологией и психологией в настоящее время весьма тесное. Психология как наука о психических явлениях стремится к изучению психических процессов человека в связи с его социальным окружением, т.е. задействует социологическое знание. На стыке социологии, психологии и политологии родилась новая научная дисциплина – политическая психология. Ее предметом являются психологические компоненты политического поведения человека, изучение которых помогает применить психологическое знание к объяснению политики.

    Социология и педагогика. Социологию отличают тесные связи с педагогикой. Так, Эмиль Дюркгейм, основоположник французской социологической школы, неслучайно длительное время возглавлял кафедру воспитания в Сорбонне. Это позволило ему успешно доказывать, что социальные факты нельзя сводить ни к экономическим, ни к физическим, ни к психологическим фактам и что рассматривать социальные и педагогические проблемы необходимо в органической связи. Социологию и педагогику объединяет анализ разных сторон одного объекта исследования, т.е. разных сторон взаимодействия общества и личности, а также связь воспитания и социализации. Близость ключевых понятий этих дисциплин, а также общность методов сбора и анализа информации, аналогично как и целей этих наук, дают основания считать их родственными науками. Главная задача педагога – научить своего воспитанника жить в обществе, достигать гармонии в отношениях с другими людьми, согласия с самим собой, научить в неустойчивом, неуравновешенном мире находить устойчивость и реализовывать свою индивидуальность. Осуществить эту задачу невозможно без опоры на социологическое знание. Социология – это опора и инструмент педагога. В связи с важностью данной проблематики для социологического знания в социологии выделяется ее специальная отрасль – социология воспитания. Взаимосвязь социологии и педагогики можно образно характеризовать следующими положениями: поднять человечество до человека – задача социологии, возвысить человека до человечества – задача педагогики.

    Следует подчеркнуть, что многие проблемы, а проблема воспитания в первую очередь, могут найти решение только в результате совместных усилий разных наук. Этой цели отвечают социально-педагогические и социально-психологические исследования. Методы педагогического воздействия только тогда эффективны, когда применяются на основе учета множества факторов. Например, совместные исследования так называемого детского бунта, девиантного (отклоняющегося) поведения подростков предостерегают педагогов от возможных ошибок, являются способом организации надежной обратной связи. Эти исследования убеждают, что если система воспитания не будет основательно перестроена, процессы криминализации подростков будут нарастать. С другой стороны, нельзя говорить об эффективности воспитательного процесса, пока в обществе не будут устранены причины, порождающие различные формы отклоняющегося поведения.

    Социология и история. Тесные и взаимно необходимые связи соединяют социологию и историю (наукой, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии). И та, и другая наука имеют объектом своего исследования общество, изучают закономерности его возникновения, развития и функционирования во всех конкретных проявлениях. Обе науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

    Как история, так и социология сталкиваются с двумя группами проблем. С одной стороны, проблемы, связанные с наличием в обществе объективных, независящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. С другой стороны, проблемы порождаются отдельными индивидами, выходят за рамки действия объективных закономерностей, однако оказывают существенное влияние на "зигзаги" в развитии общества.

    Вместе с тем, любая человеческая общность – это не просто совокупность действующих индивидов, а общность или исторически сложившаяся, или же возникшая в результате исторической традиции. Таким образом, исторические факторы органически вплетаются в социальную реальность. Там, где кончается история, начинается социология; но ни исторический, ни тем более социологический анализ невозможен без взаимодействия обеих этих наук. Одно из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории – возникновение социологии истории. призванной дать социологический анализ исторического процесса.

    Основное различие между историей и социологией состоит в том, что история описывает и объясняет социальные процессы в прошедшем времени, а социология – в настоящем и будущем. История не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий. процессов общественной жизни во всей их индивидуальности и неповторимости. Социологическое обобщение по характеру и по уровню качественно отличается от исторического.

    Социология и экономическая наука. Экономическая наука не занимается изучением общества как целостной социальной системы. Она исследует материальное производство и экономическую деятельность людей. Однако процессы, которые являются предметом экономической науки, находятся в теснейшей и все возрастающей взаимосвязи с социальными процессами. А потому взаимодействие между социологией и экономической наукой усиливается.

    Социология и правоведение. Между социологией и правоведением также растет взаимовлияние. Социология рассматривает право не само по себе, а как часть всей общественной жизни, изучает специфику проявления социальных связей, отношений и процессов в данной сфере, раскрывает влияние социальных факторов, институтов и организаций на право. А поскольку право распространяется на все сферы социальной жизни, то оно уже по своей природе социологично.

    ... знания . Специфика предмета социологии . Социальная жизнь. Место социологии в системе научного знания . Структура социологии . Социологическая точка зрения. Функции социологии ... и управления. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так...

  • Социология (34)

    Лекция >> Социология

    Догматам католической церкви в средневековый период. Знание , противоречащие догматам католической церкви в средневековый... и т.д. 5. Структура и функции социологии , её место в системе общественных наук. О функциях социологии . По ним социология различается как...

  • Социология в системе гуманитарных наук (2)

    Реферат >> Социология

    ... .). Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием . Она... место социологии в системе общественных наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Место социологии в системе ...

  • Социология как наука, ее место в системе наук об обществе

    Контрольная работа >> Социология

    ... социологии 1.3 Структура социологического знания 1.4 Функции социологии в современном мире 1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии 2. Место социологии в системе ... социологии : Учебное пособие для студентов социогуманитарных ...

  • § 1. Сущность социальной работы как науки

    Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

    Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

    Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

    Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности.

    Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы (СНОСКА: Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991).

    Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

    Наука - важнейший элемент культуры, форма общественного сознания. Традиционно научная информация содержит два больших раздела: естественнонаучный блок, в котором объединяются знания о биогенной и абиогенной среде, и гуманитарный (лат. humanitas - человеческая природа), куда включаются знания о человеке, обществе и социальной (реальной, виртуальной) среде. Социальная работа относится к гуманитарному блоку наук (0404 - Социальные науки). Категория «социальное» является ключевой в социальной работе. В связи с этим определим место социальной работы в системе наук (рис. 2.2).

    Рис. 2.2.

    Соответственно социальная работа связана с такими науками, как философия, социология, психология, педагогика, право, политология, культурология, медицина, математика, квалитология, экономика, экология, статистика, информатика, демография, этика и др. Рассмотрим связь социальной работы с другими науками (выборочно) более подробно (табл. 2.3).

    Таблица 23

    Связь социальной работы с другими науками

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Ведущие ученые

    Философия

    Философия

    социальной

    (методология,

    онтология,

    гносеология,

    антропология,

    диалектика,

    аксиология)

    Общество

    Макроуровень

    Жуков В. И., Иконникова Г. И., Карева II. 11., Кононова Л. И., Коряковцев А. А., Лыгина М. А., Медведева Г. П., Митрохин В. И., Невлева И. М., Попов Б. А., Смирнова Е. Р.

    Социология

    Социология

    социальной

    Общество.

    Личность

    Мсзоу ровен ь

    Акулич М. М., Кузнецов В. Н., Волкова О. А., Осадчая Г. И., Оганян К. М., Худавсрдян В. Ц.

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Уровень социальной работы как науки

    Ведущие ученые

    Психология

    Психология

    социальной

    Общество.

    Личность

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Игнатова В. В., Лазарева Л. П., Торохтий В. С., Федоров А. Ф., Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю.

    Психология

    девиантного

    поведения

    Змановская Е. В., Клейберг Ю. А., Лабковская Е. Б., Манапова Е. И., Менделевия В. Д., Перешеина Н. В., Таротенко О. А., Шабаева А. В.

    Психология

    Артамонова Е. И., Дружинин В. Н., Карцева Л. В., Прохорова О. Г., Шапиро Б. Ю., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г.

    Конфликтология

    Белинская А. Б., Гарашкина Н. В., Кудринская Л. А., Куприянов Р. В., Липницкая О. Г., Мокшанцев Р. И., Морозова Е. А., Попова В. В., Самыгин С. И., Свищева И. К., Сорокина Е. Г., Юмашева Т. А.

    Возрастная

    психология

    Дарвиш О. Б., Козина Н. В., Кулагина И. Ю., Мухина В. С., Обухова Л. Ф., Пушкина Т. Ф„ Солдатова Е. Л., Трофимова Н. М., Шановаленко И. В.

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Уровень социальной работы как науки

    Ведущие ученые

    Социальная

    психология

    Алтунина И. Р., Андреева Г. М., Бехтерев В. М., Бигянова М. Р., Крысько В. Г., Маерс Д., Мананикова Е. Н., Мейжис И. А., Немов Р. С., Почебут Л. Г., Семечкин Н. И., Сухов А. Н.

    Клиническая

    психология

    Государев Н. А., Карвасарский Б. Д., Лакосина Н. Д., Менделевии В. Д., Сергеев И. И., Сидоров П. И., Панкова О. Ф., Парников А. В., Холмогорова А. Б.

    Педагогика

    Социальная

    педагогика

    Личность

    Мезоуровень

    Микроуровень

    Басов Н. Ф., Беличева С. А., Василькова Ю. В., Василькова Т. А., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Гарашкина Н. В., Загвязинский В. И., Иванов А. В., Куличеснко Р. М., Липский И. А., Лодкина Т. В., Мардахаев Л. В., Мудрик А. В., Мустаева Ф. А., Никитина Л. Е., Никитин В. А., Овчарова Р. В., Селиванова О. А., Торохгий В. С., Штинова Г. Н.

    Пенитенциарная

    педагогика

    Виноградов В. В., Литвишков В. М., Митькина А. В., Сочивко Д. В.

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Уровень социальной работы как науки

    Ведущие ученые

    П оли паради г-

    педагогика

    Белкин А. С.

    Педагогика

    социальной

    Басов Н. Ф., Бочарова В. Г., Плоткин М. М.

    Медицина

    Социальная

    медицина

    Общество.

    Личность

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Артюнина Г. И., Жилов К). Д„ Лотова И. П., Мартыненко А. В., Назарова Е. Н., Тен Е. Е., Ткаченко В. С., Чсрносвитов Е. В.

    Экология

    Социальная

    экология

    Общество

    Макроуровень.

    Мезоуровень

    Горелов А. А., Бганба В. Р., Ладнова Г. Г., Малофеев В. И., Марков Ю. Г., Папа О. М., Прохоров Б. Б., Пустовойтов В. В., Тюрикова Г. Н., Тюрикова Ю. Б.

    Информатика

    Социальная

    информатика

    Общество

    Мезоуровень.

    Микроуро-

    Колин К. К., Лапин Н. И., Листрова Л. В., Могилев А. В., Соколова И. В.

    Экономика

    Экономика

    социальной

    Общество

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Михалкина Е. В., Пантелеева Т. С., Помпеев Ю. А., Червякова Г. А., Шарин В. И., Шишкин С. В.

    социального

    обеспечения

    Общество.

    Личность

    Макроуровень.

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Буянова М. О., Галаганов В. П., Горбачева Ж. А., Горшков А. В., Гусева Т. С., Добромыслов К. В., Кондратьева 3. А., Мачульская Е. Е.,

    Философия и социальная работа. Философские основания социальной работы могут быть осмыслены в процессе анализа методологического значения той или иной философской проблемы для практики социальной работы и для становления профессиональной культуры социального работника. Философская сущность социальной работы состоит в проведении специфической формы государственного и негосударственного воздействия на социального субъекта и среду его существования, с целью обеспечения определенного уровня культурной, социальной и материальной жизни людей и создания достаточных оснований для реализации их социальной активности. Важнейшими средствами осуществления социальной работы выступают социальная помощь, социальная защита и социальное обеспечение, позволяющие эффективно реализовать социально-политическую, социализирующую, защитительно-посредническую и воспитательную функции данного вида социальной деятельности, направленные на воплощение принципа социальной справедливости .

    Философия социальной работы - «идеология профессиональной деятельности. Ее основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии. Философия социальной работы - это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующихся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями» .

    Социология и социальная работа. Социальная работа с точки зрения социологии - социально-аналитическая и социально-конструктивная деятельность, которая как специфическая сфера социального знания постоянно нуждается в социологии как своем теоретическом и эмпирическом обосновании. Социологическое моделирование социальной работы позволяет интегрировать отраслевые социологические теории (социология социальной сферы, социология профессий и др.) в предметное поле социальной работы в качестве особой отрасли - социологии социальной сферы (социальной работы) .

    Социология социальной сферы и социальной работы - отрасль социологического знания, изучающая закономерности развития социальной сферы, формы проявления этих закономерностей в жизнедеятельности человека, связанной с формированием и развитием социальных норм, ценностей, связей и отношений, а также роль социальной сферы в социализации личности. Предметом изучения социологии социальной сферы является система отношений, формирующих социальную структуру общества, а также его подсистем, призванных обеспечить воспроизводство, достойный уровень и качество жизни, необходимый потенциал человека. Такая подсистема изучается соответствующими отраслевыми социологиями (образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта). В российской социологии изучение социальной сферы преследует двоякую цель: получение теоретического знания о сущности социальной сферы и выработку практических рекомендаций, способствующих успешной реализации социальной политики и достижению целей социального государства .

    Психология и социальная работа. Социально-психологическая направленность (личность - общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход, как правило, связывают с именами М. Ричмонд (Магу Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950-1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи 3. Фрейда (Sigmund Freud), затем - работы Дж. Боулби (John Bowlby).

    В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.

    Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

    В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе .

    Педагогика и социальная работа. Человек в познании социальной работы и социальной педагогики. Особенности понимания человека в социальной педагогике и социальной работе дают основания для поиска направлений идентичности областей познания. Для данных областей познания характерно понимание человека в дихотомическом противопоставлении: «Человек, уязвимый для угроз» - «Человек - “продукт” социальных угроз». Данное противопоставление осуществляется на основе общеметодологического принципа «личности в ситуации».

    Человек в социально-педагогическом познании осмысляется с позиций реальных и потенциальных угроз, которые могут осложнить или сделать невозможным процесс личностного развития. При этом человек рассматривается в контексте условий и ситуаций, которые необходимы и достаточны для его включения в процесс личностного развития и самопознания.

    Человек в социальной работе осмысляется как «продукт» социальных угроз, вызовов и обстоятельств. В контексте ситуации человек в социальной работе осмысляется как субъект, имеющий мотивы и потребности к сопротивлению, изменению, конструированию социальных отношений, либо не имеющий таких потребностей и возможностей. Человек в социальной работе предстает как сформировавшийся субъект своего развития и самопознания.

    В современной отечественной теории социальной работы проблема соотношения познавательных парадигм социальной работы и социальной педагогики не является достаточно актуальной. Тем не менее можно выделить основные подходы к осмыслению данной проблемы:

    • - теория и практика социальной работы по отношению к социальной педагогике соотносится как целое к ее части, где социальная педагогика рассматривается в виде сегмента социальной работы;
    • - теория и практика социальной работы и социальной педагогики имеют самостоятельные познавательные традиции и уровни практики.

    С середины XIX в. происходит осмысление среды как фактора социального изменения жизненного сценария человека во многих областях познания, в том числе и педагогике. Данный подход был определен историческими реалиями разложения патриархальной семьи, индустриализацией, урбанизацией, которые изменили традиционную среду существования человека. Все эти факторы имели проявления в различных формах социальной детской патологии: младенческой смертности, детском бродяжничестве, нищенстве, проституции, преступности, инвалидности .

    Медицина и социальная работа. В перечне видов и задач профессиональной деятельности специалиста по социальной работе называются такие, как: участие в решении проблем клиентов в обеспечении здорового образа жизни; использование результатов научных исследований в обеспечении физического, психического и социального здоровья различных слоев населения; определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности по оказанию медико-социальной помощи и координация деятельности различных специалистов в конкретных случаях организации медико-социальной помощи; учет в процессе осуществления деятельности физического, психического и социального здоровья граждан; умение проектировать современные виды медико-социальной помощи и др. В России социальная работа в стационарных учреждениях здравоохранения развита слабо и проводится в основном в психиатрических, наркологических клиниках и хосписах.

    Задача социального работника, специалиста по социальной работе в учреждениях МСЭ - определение потребности клиента в социальных услугах: «доставочных» (доставка продуктов, медикаментов, почты), сервисных (уборка квартиры, стирка белья, мытье в ванной, ремонт жилища и др.), морально-психологических (устранение конфликтных ситуаций, поддержание связей с бывшими сослуживцами, сообществами, общественными организациями и др.), в устройстве в дом-интернат и т.д.

    Специалист по социальной работе ориентирован на разрешение таких социальных проблем, как помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ (со статусом инвалида и без него), ювенальная беременность, помощь лицам с социально опасными заболеваниями (ВИЧ-инфекцией, СПИДом, туберкулезом и пр.), оказание паллиативной помощи, сопровождение граждан с аддиктивным поведением, ментальными проблемами и др.

    Информатика и социальная работа. Информатизация социальной сферы предполагает решение проблем разработки и внедрения типовых информационно-вычислительных систем по следующим направлениям: социальная защита населения; система социальных льгот и выплат; пенсионное обеспечение; трудоустройство и занятость населения; охрана здоровья; образование и т.д.

    Основная цель создания единого информационного пространства предоставление потенциальным пользователям (органам управления и подразделениям социальной сферы, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное и надежное взаимодействие при решении задач. Например, обмен мнениями и данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество с другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т.д.).

    Огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения играет своевременная и достоверная информация. В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющей новым требованиям: постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

    • - высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;
    • - потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);
    • - потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы-минимум и целевые программы;
    • - постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;
    • - постоянно возрастающие требования к сотрудникам социальной защиты по повышению производительности и качества труда и необходимость сокращения текучести кадров и повышения престижности профессии.

    Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:

    • 1) сбор, накопление фактов и статистических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;
    • 2) хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;
    • 3) сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений;
    • 4) взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; оперативное, своевременное и полное предоставление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.

    Активное использование информационных технологий в органах управления социальной защиты населения позволит улучшить качество работы, будет способствовать экономии времени при решении социальных проблем клиентов. Так, на сегодняшний день во многих регионах действуют следующие компьютеризированные информационные системы:

    • - «Льготы - справка» - позволяет получить информацию о льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан;
    • - «Обращение - учет» - содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию;
    • - «Архив» - содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;
    • - «Пенсионер - транспорт» - дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;
    • - «Пенсионер - справка» - позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя и др.

    Экономика и социальная работа. Человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Значимость приобретает переход от декларирования нрав и свобод человека к их гарантированной реализации через систему социальной защиты населения. Это возможно лишь на базе воспроизводства и использования экономического, демографического, научного, кадрового потенциала. Социальная работа осуществляется в определенном социальном пространстве, пронизанном экономическими связями ею субъектов и объектов.

    В социальном пространстве осуществляются экономические связи и контакты, выражаются многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа и т.д.), тем самым образуя своеобразное экономическое пространство. В экономическом пространстве социальной работы осуществляется экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности. Это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная система.

    Экономические отношения в социальном пространстве цивилизованного общества должны строиться на основе справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения жизнедеятельности входящих в него социальных субъектов. Именно это служит важнейшей предпосылкой создания эффективной экономической основы социальной работы.

    Структура социального пространства чрезвычайно сложна. Ее экономические связи должны быть направлены на обслуживание абсолютно всего населения государства, а не только тех, кто нуждается в социальной поддержке и помощи. К экономическому пространству можно отнести органы федеральной, региональной и муниципальной власти, организации и учреждения системы социальной защиты населения: пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, службы: занятости, а также здравоохранения, образования, культуры, попечительства, профсоюзные, благотворительные, религиозные и другие организации, в тесном контакте с которыми работают органы и учреждения этой системы. Понятие «экономическое пространство» сопряжено с понятием социальной сферы в ее взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества.

    Важнейшей задачей экономики в социальной сфере является изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива и т.д.) выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами и экономическими возможностями общества на данном этапе. В структуре реализации экономических механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и негосударственный. Экономическое пространство социальной работы включает в себя экономику всей системы социальной защиты, образования, здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имеет свои специфические особенности и выполняет свои специфические функции .

    Право и социальная работа. Международная федерация работников учреждений социального обслуживания (МФСРО) и Международная ассоциация школ социального обслуживания (МАШСО) считают, что лица, занимающиеся подготовкой социальных работников и работающие в социальной сфере, должны всячески поощрять и защищать права человека и способствовать реализации самых сокровенных чаяний людей в социальной области. Поэтому настоящее пособие содержит всеобъемлющий материал и информацию для справочных и учебных целей. Оно также должно помочь в деле ознакомления социальных работников с существующими международными и региональными договорами по правам человека. Социальные работники осуществляют свою деятельность на различных уровнях: на микроуровне отдельного лица и семьи, промежуточном уровне общины и макроуровне общества, т.е. на национальном и международном уровнях. Социальные работники должны постоянно проявлять заботу о правах человека на всех этих уровнях.

    Социальные работники, работая в различных политических системах, поощряют и защищают права отдельных лиц или групп лиц и в то же время содействуют удовлетворению их потребности. Занимаясь этой деятельностью, они зачастую находятся на службе в государственных официальных учреждениях; будучи представителями государства или служащими крупных учреждений или агентств, многие из них зачастую оказываются в затруднительном положении. Они должны не только добросовестно выполнять свои функции как сотрудники этих учреждений, но и обязаны обслуживать людей, с которыми работают. В соответствии с Кодексом этики работников социальной сферы (далее - Кодекс этики) и задачами, которые ставят перед собой школы по подготовке социальных работников, работа на благо человека является главной целью.

    Социальная работа связана с защитой интересов отдельных лиц и групп лиц. Зачастую социальные работники вынуждены выступать в качестве посредников между людьми и государством или другими органами, отстаивать справедливость и обеспечивать защиту в случаях, когда принятые государством меры в интересах всего общества угрожают правам и свободам отдельных лиц или групп (например, при разлучении ребенка с его родителями; отказе в помощи; помещении пожилых людей или инвалидов в соответствующие учреждения или при решении жилищных конфликтов, которые приводят к тому, что человек становится бездомным).

    Будучи своего рода посредниками, работники социальной сферы должны иметь четкое представление о своей роли и обладать большими знаниями, причем не только в области прав человека, что необходимо для урегулирования многих конфликтных ситуаций, с которыми они сталкиваются в своей практике. С одной стороны, деятельность социальных работников может способствовать осуществлению прав лиц, которым они оказывают услуги, а ошибочное суждение может привести к ограничению этих прав. Знание глобальных вопросов в области нрав человека служит большим подспорьем в социальной работе, обеспечивая тем самым чувство единства и солидарности и не позволяя упускать из виду местные условия и потребности, с учетом которых должны работать социальные работники. Права человека неотделимы от теории, ценностей, этики, а также практики социальной работы. Следует всячески защищать и поощрять права, соответствующие потребностям человека; именно защита этих прав и является обоснованием социальной работы и ее стимулом .

    Этика и социальная работа. Предметной областью изучения профессиональной этики являются: профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии; этические принципы, нормы поведения, кодексы; качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; нравственные взаимоотношения специалистов; цели и методы профессионального обучения и воспитания.

    Профессиональная этика социального работника базируются на фундаментальных общечеловеческих ценностях, где учитывается уникальность каждой личности. В качестве руководства поведения социального работника служит Кодекс этики.

    Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые приходится разрешать в самом процессе деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые при всем их разнообразии продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.

    Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это Кодекс этики Национальной ассоциации социальных работников, принятый в США в 1997 г. Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. В результате социального, политического, экономического развития общества изменялись социальные проблемы, которые призваны помочь решить социальные работники. Например, появление новых медицинских технологий внесло новые этические вопросы о праве жить, умереть и т.п.; компьютер - тайна, конфиденциальность; биоэтика - искусственное оплодотворение, пересадка органов и т.п.

    Этика профессиональной социальной работы включает три важных взаимосвязанных аспекта: 1) зависимость ценностной базы профессии от ее социальной роли, целей и приоритетов; 2) внедрение этических стандартов профессии; 3) этические дилеммы, с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей. Этика социального работника - вид профессиональной морали, которая представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности См.: Фирсов М. В., Шапиро Б. 10. Психология социальной работы: содержание и методыпсихосоциальной практики: учеб, пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002.

  • См.: Права человека и работа в социальной сфере. С. 24-25.
  • См.: Бойко Ж. В. Этические основы социальной работы: учеб, пособие. Хабаровск:Изд-во ДВГУПС, 2012. С. 4, 8, 10-11.