Эволюционное учение тест 1. Тест по биологии: "Основы учения об эволюции

Вариант 1

Часть 1(A)

А1. Видом называется группа особей:

  1. обитающих на общей территории
  2. появившихся в результате эволюции
  3. скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
  4. созданных человеком на основе отбора

А2. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

1) человеку

2) виду

3) биоценозу

4) окружающей среде

1)ароморфоза 2) дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса.

А4. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле

1) морфологический 2) генетический

3) географический 4) экологический

А5. Морфологический критерий вида - это:

  1. область распространения
  2. особенности процессов жизнедеятельности
  3. особенности внешнего и внутреннего строения
  4. определенный набор хромосом и генов

А6. Какой фактор в эволюции человека утратил свое значение в настоящее время?

  1. пространственная изоляция
  2. наследственная изменчивость
  3. комбинативная изменчивость
  4. колебания численности в результате миграционных процессов

А7. Прямохождению у предков человека способствовало:

  1. освобождение руки
  2. появление речи
  3. развитие многокамерного сердца
  4. усиление обмена веществ

А8. Свойство приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида - это проявление:

  1. наследственности
  2. борьбы за существование
  3. индивидуального развития
  4. изменчивости

А9. Ареал распространения крота обыкновенного относится к критерию вида:

1) морфологическому 2) географическому

3) физиологическому 4) генетическому

А10. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

  1. распадения и расширения исходного ареала
  2. искусственного отбора
  3. сужения нормы реакции признаков
  4. дрейфа генов

Часть 2 (B)

В1. Результатом эволюции является:

  1. дрейф генов
  2. многообразие видов
  3. мутационная изменчивость
  4. приспособленность организмов к условиям внешней среды
  5. повышение организации живых существ
  6. борьба за существование.

В2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.

Признак Критерий вида

А) тело покрыто мантией 1) морфологический

Б) раковина имеет две створки 2) экологический

В)обитает в пресных водоемах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питание водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде.

В3. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп:

А) Кишечнополостные

Б) Членистоногие

В) Кольчатые черви

Г) Колониальные жгутиковые

Д) Плоские черви

Часть 3(C) Дайте полный развёрнутый отве т.

С1. Объясните, почему люди разных рас относятся к одному виду.

Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».

Вариант 2

Часть 1 (A)

Выберите один ответ из предложенных четырёх.

А1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:

  1. о биологическом прогрессе
  2. о развитии по пути дегенерации
  3. о биологическом регрессе
  4. о развитии по пути ароморфоза

А2. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

  1. существование травянистых и древесных форм
  2. наличие их отпечатков и окаменелостей
  3. их способ размножения
  4. их современное разнообразие

A3. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:

  1. общей дегенерацией
  2. ароморфозом
  3. идиоадаптацией
  4. регенерацией

А4. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:

  1. схождение признаков у неродственных видов
  2. расхождение признаков у родственных видов
  3. приобретение узкой специализации
  4. образование гомологичных органов
  1. появление спор
  2. образование семени
  3. образование плода
  4. видоизменение листьев

А6. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:

  1. освоить водную среду обитания
  2. быстрее размножаться
  3. выйти на сушу
  4. питаться разнообразной пищей

А7. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является :

  1. изменение климата
  2. хозяйственная деятельность человека
  3. изменение рельефа
  4. увеличение численности хищников

А8. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших :

  1. расположение клеток в два слоя
  2. наличие стрекательных клеток
  3. развитие организма из одной клетки
  4. внеклеточное пищеварение

А9 . Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?

  1. чешуя на теле, наличие плавников
  2. образование легких; особое строение плавников
  1. обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
  2. дыхание с помощью жабр; хищничество

А10. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений?

  1. они составляют первое звено в цепи питания
  2. в их клетках расположены хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
  3. в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
  4. они имеют разнообразные приспособления к жизни в разных условиях

Часть 2(B)

В задании В1 выберите три верных ответа из шести.

В1. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:

  1. в наличии у большинства видов плавательного пузыря
  2. в отсутствии плавательного пузыря
  3. в хрящевой основе внутреннего скелета
  4. в окостенении скелета
  5. в формировании жаберных крышек
  6. в отсутствии жаберных крышек

При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции .

Характеристика Направления эволюции

  1. многообразие видов А) биологический прогресс
  2. ограниченный ареал Б) биологический регресс
  3. небольшое число видов
  4. широкие экологические адаптации
  5. широкий ареал
  6. уменьшение числа популяций

При выполнении задания ВЗ установите правильную последовательность биологических процессов.

ВЗ. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:

  1. борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

  1. появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания

Часть 3(C)

Дайте полный развернутый ответ.

С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?

Ответы на вопросы и критерии оценивания контрольной работы (для учителя)

По теме «Учение об эволюции органического мира».

11 класс

Часть 1 (А)

А10

1 вариант

№ задания

1 вариант

2 вариант

112122

АББААБ

ГАДВБ

ВАГБД

Задания части 2(В) оцениваются от нуля до 2-х баллов. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.

Часть 3 (С)

Элементы ответа: 1 вариант

  1. Люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом.
  2. От межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству.
  3. Люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.

Элементы ответа: 2 вариант

  1. Ископаемые остатки и отпечатки.
  2. Переходные формы.
  3. Филогенетические ряды.

Критерии оценивания:

– ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок-3 балла;

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-2 балла;

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-1 балл;

Ответ неправильный – 0 баллов.

Максимальный балл-3 балла.

Шкала перевода баллов в школьную отметку

Максимальный балл за работу – 19 баллов.

«5»-17-19 баллов

«4» - 14-16 баллов

«3»- 10-13 баллов

«2» - менее 10 баллов.


Тест 1 «Эволюционное учение»

Выберите правильный ответ

1. Основатель научной систематики (классификации):

а) Дж. Рей; в) ;

б) К. Линней; г) Ч. Дарвин.

2. Первое определение в науке понятию «вид» дал:

а) Дж. Рей; в) ;

б) К. Линней; г) Ч. Дарвин.

3. Искусственные системы классификации организмов отражают:

4. Естественные системы классификации организмов отражают:

а) степень родства различных видов;

б) внешнее сходство различных видов;

в) внутреннее сходство различных видов;

г) внешнее и внутреннее сходство различных видов.

5. Согласно взглядам К. Линнея, виды организмов, существующие в природе, в основном возникли в результате:

а) постепенного усложнения в ходе эволюции;

б) прямого приспособления к изменяющимся условиям среды;

в) акта Божественного творения и скрещивания между собой;

г) скрещивания между собой и постоянного влияния условий среды.

а) К. Линней; в) ;

б) Ч. Дарвин; г) .

7. Движущие силы (факторы) эволюции, по:

а) постепенное усложнение организмов в ходе градации;

б) наследование благоприобретенных организмами признаков;

в) стремление организмов к совершенствованию и влияние условий среды;

г) упражнение и неупражнение органов организмами в ходе эволюции.

8. Согласно взглядам о причинах наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие длинной шеи у жирафа - результат:

9. Согласно взглядам о причинах наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие подводных, плавающих и воздушных листьев у стрелолиста - результат:

а) прямого приспособления к влиянию условий среды;

б) упражнения органа под влиянием условий среды;

в) изначальной целесообразности в строении органа;

г) стремления организма к совершенствованию.

10. Согласно представлениям об эволюции, появление полезных признаков у организмов - результат:

а) стремления организмов к совершенствованию;

б) наследования признаков, приобретенных организмами в ходе эволюции;

в) прямого приспособления к условиям среды, упражнения и неупражнения органов в ходе эволюции;

г) постоянного влияния изменяющихся условий среды в ходе эволюции.

11. Главный труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» впервые вышел в свет в:

а) 1809г.; в) 1868г.;

б) 1859 г.; г) 1871 г.

12. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ч. Дарвину:

а) изменчивость, борьба за существование и естественный отбор;

б) наследственность, борьба за существование и естественный отбор;

в) изменение условий среды, наследственность, борьба за существование и естественный отбор;

г) наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

13. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч. Дарвину:

а) наследственность;

б) изменчивость;

в) естественный отбор;

г) борьба за существование.

14. Согласно взглядам Ч. Дарвина, для эволюции не имеет значения изменчивость:

а) комбинативная;

б) коррелятивная, или соотносительная;

в) определенная, или групповая;

г) неопределенная, или индивидуальная.

15. Согласно взглядам Ч. Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе:

а) несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов среды;

б) ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор;

в) отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды;

г) постоянно действующий естественный отбор, выявляющий наиболее приспособленных к использованию ресурсов среды.

16. Наиболее острая форма борьбы за существование:

а) межвидовая;

б) внутривидовая;

в) межвидовая и внутривидовая;

г) с условиями неорганической природы.

17. Согласно взглядам Ч. Дарвина, сущность естественного отбора заключается в:

а) формировании приспособлений у отдельных особей к условиям среды;

б) выживании в поколениях отдельных особей, наиболее приспособленных к условиям среды;

в) разнообразных формах борьбы за существование, происходящих между отдельными особями во внешней среде;

г) появлении у отдельных особей, наиболее приспособленных к условиям среды, новых межвидовых признаков.

18. Согласно взглядам Ч. Дарвина, естественный отбор приводит к:

а) выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей;

б) гибели в поколениях наименее приспособленных особей;

в) возникновению приспособленности (адаптации) у организмов к условиям существования;

г) изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности.

19. Согласно взглядам Ч. Дарвина, образование новых видов в природе происходит:


а) только от одного общего родоначального предка (монофилия);

б) только расчленением родоначальной формы на два и более дочерних вида (дивергенция);

в) сближением родственных видов до слияния их в ходе скрещивания в один вид (конвергенция);

г) от одного общего родоначального предка (монофилия) либо расчленением родоначальной формы на два или более дочерних вида (дивергенция).

20. Элементарная единица эволюции:

а) отдельный вид;

б) совокупность видов, объединенных родством;

в) отдельная популяция какого-либо вида;

г) генотип отдельной особи какого-либо вида.

21. Согласно современным представлениям об эволюции, не могут эволюционировать следующие объекты и признаки:

а) рыбы в аквариуме;

б) бык в стаде коров;

в) окраска популяции бабочек в окрестностях города;

г) бактерии, обитающие в кишечнике одного человека.

22. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:

а) свободное скрещивание особей друг с другом (панмиксия);

б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом;

в) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом;

г) общая территория (ареал), занятая особями в природе.

23. Элементарный материал для эволюции:

а) генофонд особей популяции;

б) генотип отдельной особи в популяции;

в) фенотип отдельной особи в популяции;

г) генотипическая изменчивость особей популяции.

24. Фенотипическая изменчивость (модификации) особей в популяции обеспечивает в эволюции:

а) изменение генофонда всей популяции;

б) изменение генотипов отдельных особей популяции;

в) выживание отдельных особей популяции и вида в целом;

г) появление новых форм, из которых могут возникнуть новые виды.

25. К генотипической изменчивости относят:

а) появление световых и теневых листьев у растений одного вида;

б) появление темноокрашенных особей в популяции одного вида;

в) различия в массе и размерах тела у животных одного вида;

г) различия в высоте стебля и густоте листьев у растений одного вида.

26. К фенотипической изменчивости относят:

а) появление листьев-колючек у барбариса и кактуса;

б) различия в удоях и жирности молока у коров в одном стаде;

в) различия в размерах и форме листьев у растений разных видов;

г) различия в сроках созревания плодов у яблонь разных сортов.

27. Периодические колебания численности популяций (популяционные волны) приводят к:

а) увеличению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции

б) уменьшению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции;

в) увеличению и уменьшению доли ненаследственной изменчивости у организмов в популяции;

г) изменению частот определенных мутаций и комбинаций у организмов в популяции.

28. Периодические колебания численности популяций {популяционные волны) - один из факторов эволюции, потому что они:

а) влияют на интенсивность борьбы за существование и частоту мутаций и комбинаций у организмов в популяции;

б) способствуют расселению особей популяции за пределы ее территории;

в) повышают или понижают генотипическую изменчивость у организмов в популяции;

г) повышают или понижают фенотипическую изменчивость у организмов в популяции.

29. Пример популяции, в которой дрейф генов (генетико-автоматические процессы) как фактор эволюции имеет наибольшее значение:

а) стадо овец в одной деревне;

б) мыши в одном зернохранилище;

в) бабочки-капустницы на поле, обработанном инсектицидом;

г) потомки полиплоидного растения, происходящие от неполиплоидных родителей.

30. Пример популяции, в которой дрейф генов (генетико-автоматические процессы) как фактор эволюции имеет наименьшее значение:

а) сорняки на одном пустыре;

б) сорняки на поле, обработанном гербицидом;

в) тараканы на городской свалке, обработанной инсектицидом;

г) рыжие полевки на лугу, затопленном весенним паводком.

31. Миграция особей популяции как фактор эволюции приводит к:

а) расселению особей на новые территории;

б) уменьшению или увеличению численности популяции;

в) обновлению генофонда популяции либо образованию новой популяции;

г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций.

32. Изоляция как фактор эволюции выступает в роли:

а) необходимого условия для генетической разнородности популяции одного вида;

б) необходимого условия для генетической однородности популяций разных видов;

в) преграды для свободного обмена генами между особями популяций разных видов;

г) преграды для свободного обмена генами между особями одной популяции одного вида.

33. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция:

а) географическая;

б) генетическая;

в) экологическая;

г) этологическая.

34*.Относительные частоты генов в популяции не будут изменять­ся из поколения в поколение, если:

а) популяция многочисленна, отсутствуют мутации генов и отбор по данным признакам, нет миграции особей и препятствий для свободного скрещивания;

б) популяция многочисленна, есть мутации генов и отбор по данным признакам, есть миграции особей и препятствия для свободного скрещивания;

в) популяция малочисленна, отсутствуют мутации генов и отбор по данным признакам, есть миграции особей и препятствия для свободного скрещивания;

г) популяция малочисленна, есть мутации генов и отбор по данным признакам, нет миграции особей и препятствий для свободного скрещивания.

35. Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одина­ковый промежуток времени у вида:

а) бабочка-капустница;

б) речной окунь;

в) большая синица;

г) бактерия кишечная палочка.

36. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:

а) Ч. Дарвин;

б) А. Северцов;

в) И. Шмальгаузен;

г) С. Четвериков.

37. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

а) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии;

г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами.

38. Пример действия движущей формы естественного отбора:

а) существование реликтового растения гинкго;

б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы;

в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

39*.Пример действия дизруптивной формы естественного отбора:

а) существование реликтовой рептилии гаттерии;

б) появление в гавани порта, отгороженной молом, популяции узкопанцирных крабов;

в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

г) гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время сильной бури.

40. Естественный отбор не будет эффективен в популяции:

а) стадо коров в деревне;

б) поле гречихи;

в) поле овса и гороха;

г) вегетативный клон одного растения земляники.

41. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;

б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих более широкую изменчивость организмов;

в) явление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;

г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям существования.

42. Результатом действия факторов эволюции является появление у организмов:

а) новых сочетаний генов, обусловливающих развитие новых признаков

б) приспособлений к условиям существования, имеющих абсолютный характер

в) приспособлений к условиям существования, имеющих относительный характер;

г) новых генов в генофонде популяций, обеспечивающих развитие приспособлений.

43. Пример покровительственной окраски:

б) зеленая окраска листьев у большинства растении,

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и с

44. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы,

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

45. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

46. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

47. Пример географического (аллопатрического) видообразования:

а) возникновение культурной сливы в результате гибридизации терна с алычой;

б) образование европейского и дальневосточного подвидов

обыкновенного ландыша;

в) существование пяти сезонных рас севанской форели, разделенных разными сроками размножения в течение

г) обособление нескольких видов синиц (большая, лазоревка, московка, гаичка, хохлатая), обитающих в разных местах и питающихся разной пищей.

48. Пример экологического (симпатрического) видообразования:

а) существование в средней полосе нескольких видов лютиков, произрастающих в разных условиях;

б) образование комплекса подвидов у большой синицы, широко расселенной по территории Земного шара;

в) образование двух подвидов лиственниц: сибирской и даурской;

г) возникновение двух видов чаек: серебристой и клуши, живущих по побережьям Балтийского и Северного морей.

49. Микроэволюция приводит к:

б) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас;

г) надвидовым преобразованиям и формированию родов,

семейств, отрядов и т. д.

50. Макроэволюция приводит к:

а) изменениям генотипов отдельных особей и обособлению популяций;

б) возникновению обособленных популяций и образованию

географических подвидов и рас;

в) изменениям генофонда популяций и образованию новых видов;

г) надвидовым преобразованиям и формированию родов, семейств, отрядов и т. д.

51. Гомологичные органы, развившиеся в ходе эволюции:

а) жабры рыбы и жабры рака;

б) колючки кактуса и колючки боярышника ;

г) волосы млекопитающих и перья птиц.

52. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:

а) крылья бабочки и крылья птицы;

б) усики винограда и усики огурца;

в) иглы дикобраза и иглы ежа;

г) колючки кактуса и колючки барбариса.

а) различная форма клюва у галапагосских вьюрков;

б) белая окраска оперения у тундровой куропатки и шерсти у зайца-беляка;

в) толстый слой подкожного жира и ласты у морских котиков, моржей и тюленей;

г) различные способы опыления цветков у покрытосеменных растений.

54. В результате дивергенции в ходе эволюции возникли:

а) роющие конечности у обыкновенного и сумчатого кротов;

б) форма тела и способы передвижения у акулы и дельфина;

в) зубные системы у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам;

г) сходное строение глаз у головоногих моллюсков и позвоночных животных.

г) развитие покровительственной и предостерегающей окраски у насекомых.

55. Пример общей дегенерации (катагенеза) в эволюции:

а) недоразвитие органов зрения у крота и слепыша;

б) исчезновецие хвоста у головастика в процессе его превращения в лягушку;

в) отсутствие волосяного покрова на коже дельфинов и китов;

Тест по биологии 11 класс

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 1

Часть А. один правильный ответ на вопрос.

    К. Линней внес существенный вклад в развитие биологии т.к. он:

А) ввел в практику принцип двойных названий видов (род и вид)

Б) развил учение о борьбе за существование, классифицировав ее на две основные формы

В) развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции

Г) создал первую теорию происхождения человека

    Назовите форму естественного отбора, результатом которой является индустриальный меланизм у бабочки березовая пяденица:

А) дизруптивный Б) направленный В) канализирующий Г) транзитивный

    Назовите ученого, который в своей систематике разделил всех животных на «кровеносных» и «бескровных»

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) Эмпедокл Г) Ж.Б. Ламарк

    Под необратимым процессом исторического изменения живых существ и их сообществ понимают:

А) борьбу за существование Б) естественный отбор

В) эволюцию Г) развитие жизни на Земле

    Назовите ученого, который считал, что сначала возникли ткани, затем органы, а потом – организмы

А) К. Линней Б) Аристотель В) Эмпедокл Г) Ж.Б. Ламарк

Г) самоопыляющиеся растения

    Какую форму естественного отбора назвали «ножницы эволюции», т.к. она сохраняет два различных уклонения от средней нормы:

В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба

    Назовите основное отличие естественного отбора от других эволюционных факторов:

А) ведет к изменению генофонда популяций и вида

Б) имеет универсальный характер

В) имеет направленный характер

Г) обладает непрерывностью действия

    Какая форма естественного отбора сохраняет внутривидовой полиморфизм (разнообразие)

Часть Б. три

    Из предложенного списка выберите признаки движущей формы естественного отбора:

Г) приводит только к усилению признака;

    Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку К. Линнея:

Часть С. При решении заданий части С дайте полный ответ на вопрос

    Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление индустриального меланизма у бабочки березовая пяденица. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?

Тест по биологии 11 класс

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 2

Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.

    Назовите форму естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микробов и насекомых устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

    Назовите термин, которым обозначают комплекс разнообразных отношений между организмом и факторами живой и неживой природы:

А) адаптации Б) естественный отбор

В) борьба за существование Г) выживаемость

    Естественный отбор:

А) всегда приводит к усилению определенного признака;

Б) не меняет признаки живых организмов;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

Г) всегда приводит к ослаблению определенного признака.

А) трофическая межвидовая конкуренция Б) трофическая внутривидовая конкуренция

В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г) Ж.Б. Ламарк

    Какое из приспособлений является результатом действия внутривидовой борьбы за существование:

А) длинный корень у верблюжьей колючки;

Б) сохранение у кактусов остатков листьев в форме колючек;

В) формирование запаса жира в горбе верблюда;

Г) яркая окраска самцов у фазанов.

    Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г) Ж.Б. Ламарк

    Какая форма отбора может носить обратимый характер:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

    Назовите основную причину такого явления как борьба за существование:

А) наличие чрезмерного количества особей и недостаток средств к существованию

Б) неблагоприятное воздействие на организмы факторов окружающей среды

В) неблагоприятное воздействие на организм особей своего и другого вида

Г) противоречие между стремлением организмов выжить и размножиться и относительность приспособленности организмов к окружающей среде

    Назовите форму естественного отбора, примером которой служит следующее явление: у вида бабочек африканский парусник имеется несколько форм окраски, каждая из которых подражает определенному виду ядовитых бабочек:

А) направленный Б) движущий В) дизруптивный Г) транзитивный

    Что является непосредственным следствием (результатом) борьбы за существование:

А) формирование приспособленностей; Б) естественный отбор;

В) образование новых видов; Г) увеличение разнообразия особей

    Назовите группу организмов, в которой практически невозможен движущий естественный отбор:

А) растения, размножающиеся вегетативным (бесполым) путем

Б) растения, опыляющиеся ветром или насекомыми

В) чистые линии (чистокровные особи)

Г) самоопыляющиеся растения

    Назовите вид борьбы за существование, который является наиболее напряженным:

А) межвидовая Б) внутривидовая

В) между организмами и средой обитания Г) репродуктивная конкуренция

Часть Б. При решении заданий части Б выберите три правильных ответа на вопрос.

1. Из предложенного списка выберите признаки стабилизирующей формы естественного отбора:

А) действует при изменении условий внешней среды;

Б) действует при стабильных, неизменных условиях внешней среды;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

Г) действие направлено на уничтожение особей, несущих признаки, значительно уклоняющиеся от средней нормы;

Д) действие направлено на сохранение сложившейся в данных условиях нормы признака;

Е) приводит к сдвигу среднего значения признака, к появлению новой оптимальной средней величины.

2. Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку Ж.Б. Ламарка:

А) считал вид реальной и элементарной единицей живой природы;

Б) полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию;

В) для обозначения видов ввел бинарную (двойную) номенклатуру названий;

Г) создал первую эволюционную теорию;

Д) считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству;

Е) построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и растения.

Часть С. При решении заданий части С дайте полный ответ на вопрос

1. Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление внутривидового полиморфизма (разные оттенки раковин) у улиток. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?

Тест по биологии для проверки знаний учащихся 9-11 классов по теме:

«ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» (вариант 1)

Выберите 1 правильный ответ:

А1. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

1) искусственным

2) стабилизирующим

3) движущим

4) половым

А2. Пределы модификационной изменчивости называются:

1) корреляциями

2) нормой реакции

3) мутациями

4) модификациями

1) ароморфоза

2) идиоадаптации

3) дегенерации

4) биологического регресса

А4. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у живых организмов к среде обитания, направляющий характер имеет

1) борьба за существование

2) искусственный отбор

3) естественный отбор

4) волны жизни

А5. Результатом эволюции является

1) создание новых штаммов микроорганизмов

2) появление новых засухоустойчивых сортов растений

3) возникновение новых видов животных

4) выведение более продуктивных пород скота

А6. Макроэволюция ведет к

1) образованию новых видов

2) надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств,

отрядов и т.д.

3) изменению генофонда популяции, ее изоляции и

образованию подвидов и рас

4) изменениям генотипов у отдельных особей крупных млекопитающих

А7. Примером идиоадаптации является

1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей

3) разнообразие окраски перьев у птиц

4) сокращение ареала уссурийского тигра

А8. Модификациионная изменчивость в отличие от мутационной

1) передается по наследству

2) приводит к гибели особи

3) связана с изменением в хромосомах

4) не передается по наследству

А9. Элементарной эволюционной единицей является

1) биоценоз

2) особь

3) род

4) популяция

А10. Результатом движущего отбора является

1) сохранение нормы реакции

2) появление новых видов

3) ослабление борьбы за существование

4) сохранение старых видов

А11. Микроэволюция - это

1) эволюция микроорганизмов

2) эволюция биоценозов

3) эволюционные изменения настолько незначительные, что не приводят

к видообразованию

4) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к

видообразованию

А12. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют

1) ароморфозом

2) биологическим прогрессом

3) дегенерацией

4) биологическим прогрессом

А13. Примером ароморфоза является

1) возникновение длинной шеи у жирафа

2) редукция органов зрения у крота

3) появление рогов у коровы

4) появление легких у земноводных

А14. Нормы реакции является

1) пределы модификационной изменчивости признака

2) комбинативная изменчивость

3) пределы мутационной изменчивости признака

4) модификационная изменчивость

А15. Численность популяции колорадского жука в Европе намного превзошла его численность на такой же территории в Америке из-за

1) более теплых зим

2) более влажного климата

3) более богатой кормовой базы

4) отсутствия естественных врагов

А16. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует

1) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

2) ускорению естественного отбора

3) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

4) обострению борьбы за существование

А17. Результатом эволюции является

1) многообразие видов

2) естественный отбор

3) наследственность

4) изменчивость

1) биологическим прогрессом

2) идиоадаптацией

3) дегенерацией

4) биологическим регрессом

А19. Идиоадаптацией у цветковых растений является

1) появление семени

2) появление цветка

3) появление эндосперма

4) разнообразие цветков

А20. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при

1) половом размножении

2) размножении спорами

3) вегетативном размножении

4) бесполом размножении

А21. Вид отбора, действующий в популяциях, обитающих в почти постоянных условиях среды, называется

1) движущий

2) разрывающий

3) половой

4) стабилизирующий

А22. В природе насчитывается около 350 тыс. видов растений и более 1,5 млн. видов животных, которые рассматриваются как

1) причину эволюции

2) результат эволюции

3) движущие силы эволюции

А23. Примером общей дегенерации в эволюции служит

1) отсутствие волосяного покрова у дельфинов и китов

2) недоразвитие органов зрения у крота

3) исчезновение хвоста у головастика

А24. Основателем эволюционного учения является

1) Докучаев

2) Геккель

3) Дарвин

4) Вернадский

А25. Отбор, производимый человеком без определенной цели, называется

1) стихийным

2) массовым

3) методическим

4) половым

А26. Фактор эволюции, заключающийся в возникновении преград к свободному скрещиванию особей, называется

1) модификацией

2) изоляцией

3) популяционными волнами

4) естественным отбором

А27. Борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость проявляются в популяции. Поэтому популяцию считают

1) единицей экосистемы

2) компонентом биосферы

3) единицей эволюции

4) структурной единицей вида

А28. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят

    закон зародышевого сходства

    наличие переходных форм

    общий план строения позвоночных животных

    наличие ископаемых остатков предковых форм

А29. Идиоадаптацией у животных является

    покровительственная окраска

    второго круга кровообращения

    теплокровности

    лёгочного дыхания

А30. Крупные систематические группы (типы, классы, …) в прцессе эволюции возникают путём

    биологического прогресса

    биологического регресса

    ароморфоза

    идиоадаптации

Ответы на вопросы теста:

Вопрос

ответ

Вопрос

ответ

Вопрос

Ответ

1

2

11

4

21

4

2

2

12

4

22

2

3

3

13

4

23

4

4

3

14

1

24

3

5

3

15

4

25

1

6

2

16

1

26

2

7

3

17

1

27

3

8

4

18

3

28

3

9

4

19

4

29

1

10

2

20

1

30

3