Парето выделял два главных типа элит. В

Теория элит Г. Моски

Г. Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.

Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г. Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.

Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

Теория «циркуляции элит» В. Парето

В. Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.



Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, - лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

«Железный закон олигархичеких тенденций» Р. Михельса

Р. Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений. Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена. По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
Макиавеллистский подход
Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Г. Моска и В. Парето. Для представителей данного подхода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике. Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:

  • элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
  • особые психологические качества элиты (источниками которых являются природный дар и воспитание);
  • групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
  • легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
  • структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
  • формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.

Ценностный подход
В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе. Элита - это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Структурно-функциональный подход
Для структурно-функционального подхода (Г. Лассуэлл, С. Липсет) типично выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур. В состав элиты входят индивиды, обладающие высоким социальным положением в обществе, занимающие ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных), осуществляющие наиболее важные управленческие функции в обществе, оказывающие определяющее влияние на выработку и принятие важнейших для общества решений. Г. Лассуэлл, в частности, считал, что основную роль в разработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. Поэтому к политической элите он относил тех, кто обладает этим знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе.

Либеральный подход
Либеральный подход к элитарности общества (Й. Шумпетер, Ч. Миллс) отличает демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Демократия трактуется в данном подходе как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Таким образом, демократия не означает отсутствие страты элиты, она характеризуется новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты. Элита рассматривается как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.

Согласноплюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.

Входящие в элиту люди способны и имеют возможность принимать важные решения, которые непосредственно или опосредованно влияют на властные процессы в обществе. Главными видами элиты являются:

а) Экономическая элита – это социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников, управляющих крупными монополиями;

б) Культурная элита включает наиболее влиятельных в культурной среде деятелей искусства, творческой интеллигенции, просвещения и литературы. Сюда относится фактически основная часть наиболее одаренных интеллектуалов.

в) Медицинская элита. Она представлена наиболее влиятельными в системе медицинской науки учеными, главными врачами, известными специалистами в той или иной области здравоохранения.

г) Военная элита. Это не только генералитет и высшая часть офицеров, но и верхи военно-промышленного комплекса (ВПК). Степень влияния военной элиты на общество определяется уровнем милитаризации страны и характером политического режима.

д) Политическая элита. Это ведущая, основная часть правящей (властвующей) элиты, так как она в основном концентрирует в своих руках государственную власть или имеет реальные шансы приобрести ее в разгар политической борьбы за обладание инструментами власти. В современных государствах эта элита представлена президентами, монархами, премьер-министрами, канцлерами, министрами, спикерами, членами верховного суда, прокурорами, депутатами, губернаторами и др. Политическую элиту различают по уровню и степени ее влиянию на общество. Сюда входит государственная и партийная элита, общенациональная и региональная, местная, корпоративная и др. Все они в определенной мере являются субъектами власти и выполняют свои функции.

Из всех видов элит политическая элита занимает особое место, так как она участвует в использовании государственной власти, обладает определенными властными полномочиями.

Политическая элита - немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Политическая элита - это реаль­ность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов раз­вития цивилизации. Ее существование обусловлено дей­ствием следующих основных факторов:

а) психологиче­ским и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участво­вать в политике;

б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим тру­дом как необходимого условия его эффективности;

в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

г) широ­кими возможностями использования управленческой дея­тельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд напрямую связан с распределением ценностей и ресурсов;

д) практической невозможностью осуществления всеобъем­лющего контроля за политическими руководителями;

е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и некоторые другие факторы обусловли­вают элитарность общества.

Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.

Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.

Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую , непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную - контрэлиту ; на высшую , принимающую значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит примерно один человек из 20 тысяч населения), среднюю , выступающую барометром общественного мнения и включающую около 5% населе­ния (ее можно именовать субэлитой ), а также административную - служащие-управленцы (бюрократия).

В узком смысле слова контрэлитой являются в первую очередь лидеры, идеологи и активисты оппозиций, конкретно претендующие на высшие должности в системе государственной власти в случае победы на выборах или иным образом. Но контрэлита – это не просто, как принято считать, властные, активные, деятельные, волевые, расчетливые люди, способные к осуществлению властных функций, желающие их осуществлять, но не имеющие возможности самореализоваться. Это совокупность группировок лидеров, которые уже в рамках своих партийных или иных организаций проявляют свои способности и в той или иной степени влияют на политический процесс. Контрэлита выступает против существующей элиты не только в том случае, если не способна интегрироваться в элиту эволюционным способом. Если контрэлитная группа обладает идеологией, собственным пониманием стратегии, он не будет входить в правящую элиту, даже если, ее позовут, пригласят, попытаются купить и т.д.

Выделяются различные варианты процесса формирования политической контрэлиты. Во-первых, это открытый, ориентированный преимущественно на личностные качества претендентов в элиту, которые одобряются массами; полуоткрытый, ориентированный в основном на отбор претендентов из различных слоев общества, но только по рекомендациям партийных и других ангажированных организаций; закрытый, номенклатурный, ориентированный на постепенное продвижение претендентов по ступеням иерархической лестницы оппозиционной политической организации. Способ образования контрэлиты влияет на характер ее функционирования, на борьбу против господствующих политических элит. Элиты, контрэлиты и их ближайшее окружение составляют властвующую элиту в широком смысле слова. По мнению А. Дугина, контрэлита – это естественный ответ на умственное вырождение правителей и пассивный идиотизм масс, который воспитывается на «отрицании», на ненависти к центру, и хотя вокруг нее всегда вращается прослойка неудачников и маниакальных персонажей, костяк ее составляют те, кто научился самостоятельно и свободно жить и думать, кто смог сформировать свои принципы без оглядки на общие штампы, кто создал для себя автономный и самодостаточный мир идей и убеждений, кто выстоял в периоды гонений, репрессий и преследований.

Можно выделить следующие типы политической контрэлиты: традиционная, харизматическая, рациональная, партократическая; доминантная, плюралистическая, контрэлита высшего звена – лидеры, политики, принимающие решения; звено оппозиционных бизнесменов; низшее звено – активисты оппозиционных партий и движений, гражданского общества; открытая и закрытая контрэлита; единая контрэлита и контрэлита внутренне конфликтующая; системная и внесистемная; общегосударственная, региональная и местная; коммунистическая; либеральная, и др.

Исходя из различных критериев классификации, можно выделить следующие типы политической коннтрэлиты: традиционная, харизматическая, рациональная, партократическая. Контрэлита высшего уровня – группа лидеров, политиков, принимающих высшие и окончательные решения. Второй уровень – группа партийных функционеров центрального и регионального аппаратов, группа оппозиционных бизнесменов. Третий уровень – активисты оппозиционных партий и движений, гражданского общества. Можно говорить о контрэлите «львов» и контрэлите «лис», об открытой и закрытой контрэлите, о единой и расколотой контрэлите, о системной и внесистемной контрэлите, о общегосударственной, региональной и местной контрэлите и др. Контрэлиталидеры и наиболее влиятельные лица из оппозиционных политических кругов, партий и общественных движений, члены так называемого «теневого кабинета», ведущие оппоненты официальному курсу из финансово-промышленных и коммерческих сфер, критически настроенные наиболее авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые, военные. Контрэлита – это сердцевина политической оппозиции, она обладает всеми характерными чертами элиты, но не имеет прямого доступа к властным руководящим функциям.

Экономическое и социальное неблагополучие страны неизбежно способствует формированию в ней контрэлит, которые играют роль интегратора недовольства работников. Такие контрэлиты могут образовываться также в результате неправильной кадровой политики в высшем эшелоне власти, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих людей и продвижению по службе только «лояльных руководству». Они постепенно могут образовывать неформальный центр влияния – противовес власти, развертывая пропагандистскую работу по подрыву авторитета политической элиты. Это может быть жесткая критика принимаемых руководством решений, распространение «полуобъективного» или откровенно лживого компромата через прессу и Интернет, саботаж указаний президента и правительства. При этом контрэлита обязательно декларирует защиту интересов всех граждан страны или отдельных страт населения. Конечные интересы контрэлиты, как правило, не расходятся со стратегическими целями высшего политического руководства, поэтому возможно включение ее представителей в состав управленческих структур или же приобщение к власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.

В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. На постсоветском пространстве пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу; «нами правят - и в политике, и в экономике - не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».

Политическая элита призвана выполнять в обществе ряд важнейших функций:

Определение стратегических целей развития общества, принципиального содержания политики;

Выработка и реализация государственной политики, защита общенационального интереса;

Координация деятельности всех ветвей власти;

Поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества;

Согласование политических интересов различных социальных групп;

Назначение аппарата органов управления;

Защита корпоративного интереса тех социальных групп, на базе которых сформирована элита.

Наиболее существенными функциями политической элиты являются:

Стратегическая функция, означает, что ее содержание заключается в выработке главной программы развития общества, в создании концепции назревших реформ. Стратегическая функция разрабатывается на высшем уровне политического Олимпа, своего рода «мозговым штабом» первичного субъекта власти: парламентариями, министрами, экспертами, советниками и помощниками президента.

Коммуникативная функция предусматривает изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоев и групп. Чтобы быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным, животрепещущим вопросам, политическая элита как высшее государственное руководство, проводит социологические исследования и регулярные личные встречи с людьми, организует поездки по стране, практикует сеансы с ответами на вопросы по радио и телевидению.

Организаторская функция сводится к тому, чтобы обеспечить поддержку объектами власти, т.е. массами народа, программы стратегического курса развития общества. Эта функция преобладает в деятельности политической элиты, находящейся в основном во вторичных субъектах власти, т.е. в посреднических и непосреднических ее звеньях.

Существуют три основных метода выявления политической элиты:

  • позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;
  • репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;
  • анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.

Классифицируя политическую элиту, необходимо отметить, что есть два основных подхода к этому поня­тию. Первый - настоящая, истинная элита воплощает сущность нации (этноса), глубину его группового или национального мифа, мифологического сознания. Иначе говоря, она занята тем, что постоянно объясняет (не только и не столько вербально, сколько созданием соот­ветствующих моделей поведения) своему социуму "в чем смысл его жизни", "Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Кто наши друзья и враги?", "Где наша Родина, каковы ее границы". В этом случае элита связана с традициями, временем и пространством; она - во­площение личной ответственности. Действительная элита характеризуется своей внутренней, имманентной тради­цией, этикой, она - живая душа своего общества. В то же время только такая элита символизирует высшую свободу данного народа.

Во втором случае, элита - это определенным обра­зом структурированная группа, которая в силу своего положения в обществе обладает потенциалом решающего влияния на большинство других социальных групп. Здесь элиту можно соотнести с таким понятием как "истеблишмент", "номенклатура", "правящий класс". В социально-политическом плане она экстравертна: ее само­сознание формируется отчужденной от нее внешней сре­дой. Такую элиту чаще всего называют ("псевдоэлитой "). Она обладает внешними, формальными признаками ре­альной элиты, но никогда не несет ответственности за все общество. В суровые годы испытаний такая элита чаще всего покидает свой народ, а порой и предает его, пре­вращаясь в антиэлиту . Критерием эффективности деятельности по­литической элиты является не количество затраченного времени и труда, на что чаще всего ссылаются политиче­ские лидеры и государственные чиновники, а достигнутый уровень прогресса, благосостояния своего народа, обеспечения политической стабильности и национальной безопасности.

В реальном политическом процессе фигурируют также антиэлиты и «не-элиты» – «телемассы» (по терминологии Хосе Ортега-и-Гассет) . Не-элиты - тип индивида, принципиально не способного к осуществлению властных функций, с невысоким уровнем воли и рациональности, податливый и адаптирующийся к любым формам властного контроля, обладающий пониженным уровнем пассионарности и узким кругозором, не допускающий обобщений и ответственных решений.

Антиэлита – это не только активные, творческие, неординарные люди, выступающие против элиты и ее правил на основе индивидуального анархического бунта, не нашедшие себе места в обществе и не готовые к власти, несмотря на пассионарность, талантливость и высокую активность. К такому типу относятся и представители тех партий и движений, которые отрицают элитарность как и как теорию, и как практику. Характерным примером является большевистская политическая антиэлита, которая до революции 1917 г. Пропагандировала идеи о равенстве, о ликвидации элит, об эгалитаристком обществе. После прихода к власти контрэлитная группировка превратилась в полноценную большевистскую политическую элиту, а антиэлитная составляющая трансформировалась в большевистскую контрэлиту. Современная антиэлита состоит в основном из люмпенизированных и маргинальных элементов, радикально настроенной интеллигенции, а также из лидеров девиантной части населения. Это деятели, наделенные повышенной активностью и пассионарным потенциалом, более значимым по сравнению с широкими массами, но они зачастую не способны преобразовать свой разрушительный импульс в созидательный. Такие деятели в своей разоблачительной критике власти переступают не только правовые, но моральные нормы, превращаясь одиозных нарицательных особ.

На современном этапе контрэлиты смешиваются с антиэлитами, но это является хотя и временным, но закономерным явлением, потому что для свержения власти или другого предприятия, связанного с большими переменами, люди должны быть одновременно «крайне не удовлетворенными, не очень бедными и иметь такое чувство, что, обладая могучей доктриной, непогрешимым вождем или новым методами, они получают доступ к источнику всесокрушающей силы». Отделение контрэлит от антиэлит произойдет в очередной раз сразу, как только борьба за власть закончится успехом и способные к последовательному властвованию отойдут от тяготеющих к мятежам и перманентной борьбе пламенных оппозиционеров и диссидентов, что, например, произошло
в России в 1991-1993 гг.

Весьма своеобразным и пока еще мало изученным является сам механизм формирования и функцио­нирования политической элиты. В обществе может быть много умных, талантливых, волевых людей, но это еще не означает автоматического появления элиты. Интересную гипотезу генезиса и эволюции элиты выдвинул профессор А.Ефимов. Он представил этот меха­низм в виде социальной интерпретации биологического закона элитарного ряда. В самом общем виде содержание закона отражает внутреннюю, повторяющуюся, устойчи­вую связь между элитой и остальными членами популя­ции биологического вида и заключается в том, что опре­деленные виды растений и животных существуют и успешно развивается лишь при наличии у них элитарных групп. В случае же гибели или вырождения элиты расте­ния или особи деградируют, а порой и исчезают. С опре­деленной спецификой данный закон можно применить и к социальному миру. Причем, необходимо отметить, что существует си­стема как положительного, так и отрицательного отбора политической элиты. При положительном отборе в поли­тическую элиту попадают самые достойные представители общества - талантливые организаторы, интеллектуалы. В этом случае социально-этнические общности успешно развиваются. Особенно необходима система положитель­ного отбора элиты в условиях, когда общество находится в экстремальном состоянии. По мнению известного этно­графа Л.Гумилева, наиболее высока вероятность такого отбора в период подъема пассионарности этноса. (Пассионарность - это энергия и характер поведения че­ловека, обладающего этой энергией. Пассионарность соз­дает избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способ­ность целых народов к сверхнапряжениям). И, наоборот, когда этнос переживает снижение пассионарности, начинает функционировать система от­рицательного отбора элитных групп. При этом элита стремительно деградирует. На место выбывающих звеньев элиты приходят претенденты с пониженными, а порой и с антисоциальными качествами (например, римский император Калигула). Если элита дряхлеет, впадает в маразм, то рано или поздно деградирует культура, личность, а это, в свою очередь, приводит к вырождению целых народов, классов, гибели государства, разрушению цивилизаций.

Политический опыт показывает несколько при­емов борьбы против деградации политической элиты. Это - предельные сроки пребывания у власти избираемых и назначаемых лиц, их периодическая отчетность, обяза­тельное обновление кадрового состава органов управле­ния, соблюдение принципа альтернативности при замене, конкурсный отбор и др. В современных условиях делается серьезная по­пытка кардинально изменить формирование политической элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнений. Пока этот процесс только начался и идет весьма противоречиво. И здесь уместно вспомнить предостережение русского ученого И.А.Ильина, который в одной из своих работ писал, что любой государственный строй плох, если не создает усло­вия для выдвижения к управлению страной лучших лю­дей, любые выборы, любая демократия не имеют смысла, если в ходе их разрушаются государство и нация. По его мнению, для России и Украины, пока не созреют условия для демо­кратических выборов, более предпочтительна демократи­ческая диктатура. Справедливость этого утверждения, по мнению автора, заключается в том, что в обществе, где не сформирован средний класс, а есть только два слоя: несколько процентов сверхбогатых людей, а остальные находятся за чертой, или у черты бедности, отсутствуют материальные предпосылки для формирования и сохране­ния высокой политической культуры.

Большое значение имеет способ формирования высшей политической элиты, которая в связи с этим бывает «открытой» и «закрытой».

Открытые элиты допускают в свои ряды представителей из разных социальных слоев. Этот процесс идет спонтанно, «самодеятельным» путем. Саморегуляция осуществляется посредством изгнания (остракизма) из своих рядов скомпрометировавших себя членов элиты. Компроматом не обязательно должно быть что-то криминальное. Просто человек не оправдал ожидания в нем необходимых для элиты качеств: компетентности, высокого профессионализма, таланта организатора и политика, или он неожиданно раскрылся как авантюрист, демагог и проходимец. Кроме этого, открытая элита доступна средствам массовой информации, т.е. она публична, зависит от общественного мнения и поэтому должна заботиться о своем авторитете. Элиты «открытого» типа присуши только либеральным и демократическим системам власти.

Закрытые элиты свойственны недемократическим режимам. Они формируются из ограниченного, замкнутого круга лиц общества: родовой аристократии, из приближенных или известных своей преданностью диктатору людей. Здесь кандидатов в элиту на первое место ставят не личные качества и достижения, а особо ценится абсолютная и беспрекословная исполнительность, даже угодливость. В противоположность «открытой», «закрытая» элита безразлична к общественному мнению, потому что от общества она практически мало зависима. Она недоступна для научного изучения и свободных журналистских репортажей. Для нее характерен консерватизм, косность, застылость форм и методов работы. По этой причине она демонстрирует устойчивую приверженность к глобальной секретности.

Во всякой человеческой группе - от самой большой до самой малой, от самой эфемерной до самой стабильной, есть те, кто командует, и те, кто подчиняется, те, кто отдает приказы, и те, кто им покоряется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Первые чаще всего являются лидерами. Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.

Лидерство – явление многогранное и многозначное. Лидерство - в общем виде это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы , организуя и направляя их усилия на достижение определенных целей.

Подходы к феномену лидерства:

1. Подход с позиции личных качеств (личностная теория лидерства, также известная под названием теории великих людей). Лидерство суть функция личности, наделенной определенными чертами;

2. Поведенческий подход к лидерству , т. е. эффективность лидерства определяется его манерой поведения по отношению к «ведомым». На основе этого подхода разработана классификация стилей лидерства:

  • авторитарный (централизация полномочий и «командование всем и вся»);
  • демократический (децентрализация полномочий и привлечение «массы» к процессу принятия решений);
  • либерально-попустительский (минимальное участие лидера в организации и контроле работы группы).

Лучший стиль лидерства - «социально-адаптивный», или стиль, ориентированный на реальность, т.е. сочетающий в себе элементы всех трех стилей в пропорциях, которые требует ситуация;

3. Ситуационный подход , в рамках которого лидерство рассматривается исключительно как функция ситуации. Лидер должен чувствовать ситуацию и знать, когда можно ее использовать, обратить в свою пользу.

Лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования политического лидерства. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

1.Взгляды основоположников элитологии (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс).

2.Позиционные подходы (Дж. Бернхейм, Д. Белл, леволиберальная теория Р. Миллза).

3.Репутационные трактовки (Ж. Мейно, Р.-Ж. Шварценберг).

4.Плюралистическая теория (А. Бентли, Р. Арон).

5.Ценностные подходы (Н. Бердяев, О. Штаммер, Д. Рисмэн, С. Келлер).

6.Концепции демократическогоэлитизма (Р. Даль, С.М. Липсет, Й. Шумпетер).

1.Гаэтано Моска (1854-1941) - итальянский правовед, социолог и политолог, создатель оригинальной теории элитизма; государственный деятель либерального толка.

Теория элит изложена в работах :

- «Правящий класс»;

- «Основы политической науки»;

«История политических доктрин».

Ввел понятие «политический класс», используя производные от него понятия и выражения – такие как

- «господствующий класс»,

- «высшие классы»,

- «класс правящих»,

- «организованное меньшинство»,

«неорганизованное управляемое большинство».

Во всех обществах существуют два класса лиц:

-«политический (управляющий) класс»

И «управляемый класс».

Политическое руководство осуществляется особым, организованным классом управляющих - правящим меньшинством, отличающимся от большинства присущими только ему особыми качествами, который

Осуществляет все политические функции,

Монополизирует власть,

Получает материальную выгоду от своего положения.

Класс управляемых:

Находится в подчинении;

Управляется и регулируется политическим классом более или менее законным образом;

В случае недовольства может повлиять на политику класса управляющих, который не в состоянии управлять без поддержки масс, способных его свергнуть;

В случае свержения класса управляющих функции этого класса берет на себя другое организованное меньшинство, вышедшее из масс.

Правящий класс сохраняет власть благодаря наличию организации, структуры:

Высший (очень малочисленный) слой высшего руководства (ядро элиты);

Низший слой («средний класс»), выполняющий роль посредника между правящим и управляемым классом.



В обязанности среднего класса входит:

Проводить в жизнь решения правящего класса

И оправдывать его перед обществом.

Г. Моска выделяет три качества, открывающие доступ в политический класс:

Военная доблесть,

Богатство,

Церковный сан.

С ними связаны три формы:

Аристократия военная,

Финансовая

И церковная.

Доминирующим критерием для отбора в политический класс является способность управлять, означающая:

Знание национального характера,

Ментальности народа

И собственно опыт управления.

Политический класс нуждается в собственном обновлении - три способа такого обновления:

Наследование,

Кооптация (волевое введение новых членов в правящий класс).

Обществу присущи две абсолютно противоположные тенденции:

Первая, аристократическая, стремится к сохранению власти в руках потомков тех, кто управляет;

Вторая, демократическая - к обновлению из управляемых слоев общества.

В зависимости от принципа передачи политической власти Г. Моска выделяет два типа политического управления:

Автократический, при котором власть передается сверху вниз;

Либеральный, при нем власть делегируется снизу наверх.

Концепция Г. Моски абсолютизирует роль политического фактора (в современном плюралистическом обществе важен экономический фактор).

Теория элит Вильфредо Парето

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист, социолог и политолог, создатель теории циркуляции элит , одним из первых применивший формальные методы для анализа экономических и социальных процессов.

Первым вводит в научный обиход термин «элита», которую разделял на правящий класс, или правящую элиту (те, кто прямо или опосредованно участвуют в управлении), и неправящую элиту (оставшуюся часть элиты, не участвующую в управлении) – контрэлита, т.е. потенциальная элита по способностям, личным качествам, но лишенная возможности принимать политические решения.

Элита состоит из тех, кто:

Демонстрирует наивысшее качество

Или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности.

Два определения элиты :

Широкое, охватывающее всю общественную элиту,

Узкое, прилагаемое к правящей элите.

Согласно широкому определению, в элиту входят индивиды, преуспевающие в своей области деятельности.

Различал два типа элит , последовательно сменяющих друг друга.

Первый тип - «львы».

Для них характерны:

Открытость,

Решительность в управлении,

Они консервативны, и поэтому хороши для стабильных ситуаций.

Второй тип -«лисы».

Они, как правило, используют

Различные средства манипуляции,

Прибегают к подкупу,

Раздаче вознаграждений.

«Лисы» преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуется прагматически мыслящие и способные к преобразованиям политики.

Общество, в котором преобладают элиты - «львы», обречено на застой;

общество, где доминируют элиты - «лисы» - отличаются динамичностью развития.

Когда элита становится кастой и превращается в замкнутую систему, она утрачивает способность к управлению и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть.

Прекращение циркуляции элит приводит к революции.

Революция - наиболее радикальный способ обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой.

В новой элите преобладают «лисы», которые со временем вырождаются во «львов», - сторонников насилия и деспотического правления.

Социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и циркуляции элит.

С одной стороны, одна элита может быть заменена другой, например, когда аристократия угасает или деградирует.

С другой, индивиды циркулируют между двумя уровнями: высшим - элитой и низшим - неэлитой.

Принадлежность к элите не наследуется, так как далеко не все дети обладают выдающимися качествами своих родителей.

Поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, которые чаще всего составляют выходцы из нижних слоев общества.

Эти изменения необходимы, так как прежние элиты со временем теряют свои качества.

Сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия.

Обществу необходимы три способа ротации кадров:

Проводить в элиту кандидатов, при обычных обстоятельствах являющихся революционерами.

Выбирать из этой же среды наиболее одаренных.

В.Парето , введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг

друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть

пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис»эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые

она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история

постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, – лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

«Железный закон олигархичеких тенденций» Р.Михельса

Р.Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что

развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это

закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.

Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена.

По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

Правящая и неправящая элиты

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом.

Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой») . Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых,

аристократия преступников и т.п.» . Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством сипы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий».

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют следующие идеи:

1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

5. Руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

Современные теории элиты.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди кото- рых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход.

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Г. Моска и В. Парето. Для представителей данного под- хода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике. Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

Ценностный подход.

В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе. Элита - это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется.

Деление на способную к управлению «элиту» и «контр-элиту» Вильфредо Парето считал «… существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно. В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», (в указанном смысле ранее термины «львы» и «лисы» ранее использовал Никколо Макиавелли – Прим. И.Л. Викентьева) которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Парето считал, что он живет во времена «лис» (имея в виду Италию и Францию). Политическая и экономическая сцена заполнена политически недобросовестными юристами и интеллектуалами-софистами, манипулирующими сознанием людей. Если это состояние оставить бесконтрольным, то социальное равновесие будет фундаментально подорвано. Однако он видел в истории доказательства тому, что всегда в подобной ситуации люди консервативных «львиных» качеств начинают набирать силу и отодвигают господство «лис». Они создают уверенность в том, что социальная стабильность установится, а вера, патриотизм и национальная гордость вновь заявят о себе».

Васильева Н., Вильфредо Парето: провозвестник львов, в Сб.: Восстание масс, СПб, «Мидгард», 2005 г., с. 25-26.

Вот что писал о циркуляции элит сам Вильфредо Парето:

«… феномен новых элит, которые в ходе непрерывной циркуляции, возникая в низших стратах общества, поднимаются в его высшие страты, там захватывают себе пространство и впоследствии приходят в упадок, вымываются и исчезают, представляет собой один из самых важных исторических фактов, и его необходимо принять во внимание, чтобы понять крупные социальные движения. Очень часто существование этого объективного феномена бывает завуалировано воздействием на нас страстей и предрассудков, и то, как мы его воспринимаем, существенно отличается от того, каков он в реальности.

Циркуляция, которая возносит элиты, рождающиеся в низших стратах, к вершине, а также низвергает и приводит к исчезновению властвующие элиты, в основном бывает скрыта за множеством фактов. Прежде всего, это связано с тем, что данный процесс развивается, как правило, достаточно медленно, и потому, только изучая историю за длительный период времени, к примеру, в несколько веков, можно постичь общий характер и основные линии такого движения. Современный наблюдатель, охватывающий взглядом лишь короткий период времени, не видит ничего кроме случайных обстоятельств. Он видит соперничество каст, гнет тиранов, народные бунты, либеральные требования; он замечает аристократии, теократии, охлократии, однако общий феномен, по отношению к которому все перечисленное оказывается лишь частными деталями, зачастую полностью ускользает от него. Среди иллюзий, возникающих при этом, есть те, которые встречаются особенно часто и потому заслуживают быть отмеченными. Чтобы влияние эмоций, от которых не так-то легко освободиться, когда рассматриваются конкретные случаи, не могло затемнить наши рассуждения, мы будем рассуждать абстрактно. Пусть А - это элита, находящаяся у власти; В - элита, пытающаяся оттеснить от власти элиту А, чтобы самой занять её место; С - остальная часть населения, включающая неадаптированных людей, тех, кому недостает энергии, характера, ума, одним словом - людей, оставшихся вне элиты. А и В главенствуют и стремятся заручиться поддержкой своих сторонников от С, используемых ими как орудие. Одни С были бы беспомощны, как армия без командиров; они приобретают значимость и вес только тогда, когда их возглавляют А или В. Очень часто и даже почти всегда именно В оказываются во главе их, в то время как А усыпляют себя надеждами на собственную безопасность и презирают С. Впрочем, именно В могут лучше прельстить и привлечь к себе С именно потому, что они не обладают властью и их обещания рассчитаны на более долгий срок. Однако А иногда мечтают опередить В, в надежде на то, что им удастся угодить С мнимыми уступками, не делая их слишком реальными. Если В постепенно занимают места, принадлежащие А, благодаря медленной инфильтрации, если социальная циркуляция не прерывается, то С лишаются лидеров, которые могли бы побудить их к бунту, и наблюдается период процветания. Но обычно А стремятся противодействовать этой инфильтрации, однако такое противодействие может оказаться неэффективным, порождая лишь недовольство и не давая ощутимого результата.

Если такое противодействие эффективно, то В могут захватить власть только сразившись с А и обратившись к помощи С. Когда успех окажется на их стороне, В захватят власть и начнет формироваться новая элита D, которая по отношению к В сыграет ту же роль, которую прежде играла элита В по отношению к элите А; и т. д. Большинство историков не замечает этого движения. Они описывают данное явление так, будто оно всегда оказывается борьбой одной и той же аристократии или олигархии против народа, который также все время один и тот же. На самом же деле: 1) речь должна идти о борьбе одной аристократии с другой аристократией; 2) аристократия, пребывающая у власти, непрерывно изменяется, и места, занимаемые сегодня одними людьми, спустя некоторое время будут заняты их противниками. Когда элита В приходит к власти и сменяет элиту А, дошедшую до полного упадка, как правило, наступает период высшего процветания. Некоторые историки видят в этом исключительно заслугу «народа», т. е. С. В таком утверждении верно только одно - то, что низшие классы производят новые элиты. Что же касается самих низших классов, то они не способны управлять, и охлократия не приводила никогда ни к чему другому, кроме бедствий. Более глубоко по сравнению с теми, кто привык смотреть на вещи издалека, заблуждаются люди, вовлечённые в движение и принимающие в нем активное участие. Многие индивиды, входящие в В, искренне верят, что добиваются выгоды не для себя и своего класса, но действуют на благо С и борются просто за то, что называют справедливостью, свободой, гуманностью. Эта иллюзия воздействует также и на представителей А. Среди них появляется немало людей, изменяющих своему классу, верящих, что они воюют за осуществление этих прекрасных принципов ради того, чтобы помочь бедным С, между тем как в действительности единственным результатом их усилий является помощь В в захвате власти, оборачивающейся затем новым игом для С, часто более тяжким, чем иго А. Тот, кто в конце концов понимает, каким окажется результат, порой обвиняет в лицемерии как В, так и А, твердивших, что их стремления направлены только к тому, чтобы оказать помощь С, но в целом он не прав, поскольку многих таких людей как из В, так и из А нельзя упрекнуть в неискренности. Симптомом, почти всегда предвещающим упадок аристократии, является распространение гуманистических настроений и болезненной чувствительности, отчего аристократия оказывается неспособной защитить свои позиции.

Не следует путать насилие с силой. Насилию часто сопутствует слабость. Встречаются индивиды и классы, потерявшие могущество и способность удержаться у власти, становившиеся все более одиозными из-за творимого ими насилия, при котором они наносили удары вслепую, наобум. Сильный наносит удар только тогда, когда это совершенно необходимо, и уже ничто не останавливает его. Траян был сильным и не проявлял насилия; Калигула проявлял насилие, но не был сильным. Если у живого существа пропадают чувства, необходимые ему в данных обстоятельствах, чтобы выстоять в борьбе за жизнь, то это верный признак вырождения, поскольку атрофия этих чувств в более или менее недалеком будущем приводит к вымиранию вида. Живое существо, которое не желает ответить ударом на удар и боится пролить кровь своего врага, признаёт себя побеждённым и попадает во власть противника. Баран всегда мог встретиться с волком, готовым его съесть, и если теперь он избегает такой участи, то просто потому, что человек охраняет его, как пищу для себя самого. Всякий народ, который до такой степени боится пролить кровь, что оказывается неспособным себя защитить, рано или поздно становится жертвой какого-нибудь воинственного народа. На нашей планете нет, пожалуй, ни одного клочка земли, который бы не был когда-то завоеван мечом, и на котором народы-оккупанты не удерживались бы с помощью силы. Если бы негры оказались сильнее европейцев, то они поделили бы Европу, а не европейцы - Африку. «Право» народов, называющих себя «цивилизованными», завоевывать народы, которые они именуют «нецивилизованными», выглядит совершенно смехотворно, или, лучше сказать, это право есть не что иное как сила. Пока европейцы будут оставаться сильнее, чем китайцы, они будут навязывать им свою волю, но если бы китайцы стали сильнее, чем европейцы, то позиции переменились бы, и гуманистические декларации не смогли бы воспрепятствовать вторжению армий противника. […]

Всякая элита, не готовая сражаться ради защиты своего положения, находится в полном упадке, и ей не остается ничего иного, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством и твёрдостью, которых прежней недостаёт. И если такая элита верит, что провозглашенные ею гуманные принципы будут применяться к ней самой, то она просто впала в иллюзию. Победители прожужжат ей уши неумолимым vae victis (горе побежденным – Прим. И.Л. Викентьева).

Вильфредо Парето, Социалистические системы / Теоретическая социология: Антология в 2-х частях, Часть 1, М., «Университет», 2002 г., с. 269-272 и 272.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЭЛИТЫ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО И СОВРЕМЕННОСТЬ

SOME QUESTIONS OF VILFREDO PARETO"S THEORY OF ELITE AND MODERN TIMES

E.B. Лазуткина E.V. Lazutkina

Элита, принцип Парето, кривая Парето, низшая страта, высшая страта, циркуляция элит, остатки, деривации, правящая элита, неправящая элита, ярлыки элиты.

В статье рассматриваются теория циркуляции элиты В. Парето и принцип Парето, понятия остатков, дериваций и ярлыков элиты. В самой элите учёный выделил правящую и неправящую элиту, вместе с тем выделяя элиту в любой сфере человеческой деятельности, не внося оценочного элемента в само понятие «элита». Мы подвергаем критике теорию циркуляции элиты В. Парето как малозависящую от основного общества и не носящую конткретно-исто-рический характер и определяем свою модель общественного прогресса или регресса элиты и общества как двойную спираль с незамкнутыми кругами.

Elite, the Pareto principle, the Pareto chart, lower strata, upper strata, circulation of elite, residues, derivations, governing elite, non-governing elite, elite labels.

The article analyzes V. Pareto"s theory of circulation of elite and the Pareto principle as well as the terms of residues, derivations and elite labels. The scientist distinguished governing and non-governing elite highlighting elite in any sphere of human activity without defining any element of judgment in the concept of elite. We criticize his theory of circulation of elite as little dependent on the basic society and the one that has not got concrete historical nature, and define our own model of social progress or regress of elite and society as a double spiral with open circles.

Актуальность данной работы связана с тем, что жизнь миллионов зависит от решений немногих людей, имеющих власть, и человечество на протяжении многих веков уже осознаёт это. Мы наблюдаем, что в сферах политики, экономики, культуры есть руководящие, господствующие слои, которые определяют развитие общества в определённых направлениях. Отсюда и происходит интерес к составу и содержанию деятельности правящих слоёв. Изучение этих господствующих групп (элит) представляется чрезвычайно актуальным, так как позволяет понять их природу, сущность, тенденции развития и механизмы влияния на общественное развитие.

Современное общество классово дифференцировано. В XX! столетии оно переживает острые кризисные процессы, доказательством чего является ряд региональных войн в конце XX - начале XXI века, «цветные революции», которые прокатились по северным государствам Африки, захватили Украину, Грузию и некоторые другие государства,

а также постоянные кризисные явления в странах Юго-Западной Европы (Греция, Испания и др.). В этих условиях очень важно понять место и роль элит господствующих классов и контрэлит оппозиционных классов.

Цель статьи - проанализировать некоторые основные идеи и положения теории элиты одного из основоположников элитологии Вильфредо Парето в связи с современностью.

Известный итальянский социолог В. Парето (1848-1923) создал широко известные теории круговорота элит и принципа, названного его именем. В 1906 году итальянский экономист и социолог, наблюдая за экономическими процессами, в частности за распределением богатства в своей стране, создал на основании своих исследований математическую модель, в соответствии с которой получилось, что двадцать процентов населения страны владеют восьмидесятью процентами всех богатств. В наиболее общем виде принцип Парето формулируется как «20 % усилий дают 80 % резуль-

тэта, а остальные 80 % усилий - лишь 20 % результата», то есть, правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето). В дальнейшем, продолжая изучать статистические данные за различные периоды времени, он также обнаружил, что это соотношение сохранялось. В конце XX века принцип Парето стал очень популярен среди ученых различных сфер деятельности. И самое интересное, что этот принцип работает практически везде .

В статье «Приложение социологических теорий» ученый развивает ряд принципов своей будущей системы волнообразного развития общественных явлений. Эти принципы восходили к идеям, заложенным ещё Н. Макиавелли. Уже здесь он рассматривает различные типы человеческого поведения, присущие разным группам политической элиты. С одной стороны, это консервативное и последовательное, а с другой - гибкое и приспособительное поведение. Эти типы он называет «львами» и «лисицами», взяв имена из «Государя», хотя у него они уже переосмыслены.

Особой заслугой исследователя надо считать его идею циркуляции элит. Согласно теории В. Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. Он пишет: «В результате циркуляции элит класс правящей элиты находится в состоянии непрерывной и медленной трансформации. Он переменчив, как река, и сегодня не тот, каким был вчера» [Парето, 2008, с. 314]. В связи с этим положением он отмечает, что «... революции происходят оттого, что из-за замедления циркуляции элит или по другой причине в высших классах накапливаются элементы плохого качества» [Там же, с. 314].

Следует заметить, что В. Парето был знаком с теорией К. Маркса о радикальном преобразовании общества, которую он считал утопической.

Не отвергая в целом теорию исторического материализма, В. Парето разделял мысль о наличии в обществе социальных законов, об определяющей роли борьбы классов. Исследовательская мысль В. Парето двигалась от классической политэкономии к новой науке - социологии. Он особо изучал ментальную составляющую в жизни общества, в том числе в хозяйственных отношениях. Ученый делает акцент на нелогичности и нерациональности поведения человеческих индивидов и вводит вместо понятия «полезность» понятие орИеИтйе, которое можно перевести как «желательность». В капитальном труде «Трактат по общей социологии» (1907-1914), изданном в 1916 году, В. Паре-то изложил свои основные взгляды на общество. Поставленные в «Трактате» вопросы и намеченные пути их решений интересны сейчас не менее, чем в начале XX века. Во всех изучаемых явлениях человеческих сообществ В. Парето интересовало, как возможно состояние социального равновесия и как протекает его динамика. Два главных термина - «чувства» и «интересы» - употребляются им в более или менее распространенном значении, однако основу теории В. Парето составляют два класса, на которые делятся социальные явления и которые выражают соотношение между устойчивым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней. Понятие «остатки» в его представлении является сутью проявления реальных чувств, не всегда осознаваемых, но лежащих в основе поступков. Остаток-это реальность, сущностный мотив, который в действительности движет людьми, отражает их истинные чувства. Все прочее, придуманное в ходе эволюции - это деривации, косвенные производные от действительных чувств. Остатки и деривация соотносятся между собой, как иррациональное и рационализирующее, как реальность и как способ ее использовать. В. Парето выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны в его теории социальной динамики два. Первый тип остатков - склонность к комбинациям, желание перемен, поиск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдалённого будущего. Второй тип - групповая или агрегатная устойчивость, инертность, консерва-

тизм, упорство в вере, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Эти типы поведения более или менее соответствуют макиавеллиевскому делению на «львов» и «лисиц» (в сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» и «рантье»). Они легли в основу теории циркуляции элит, разработанной В. Парето. По его мысли, во всех обществах существуют элиты и руководимые ими массы.

Мы отметим, что он отрицал наличность периодических циклов в различных сферах социальной жизни и фиксировал непериодические долговременные циклы, в чём с ним соглашался другой классик социологии П.А. Сорокин: «Если периодичность трудно доказать [см.: Богокт, 1927], то существование долговременных экономических "подъёмов" и "падений" не вызывает никаких сомнений» [Сорокин, 1992, с. 313]. По удачному замечанию В. Парето, разница лишь в продолжительности цикла; он громаден для человечества, меньше, но всё ещё значителен для наций, крайне мал и незаметен для семьи или небольшой социальной группы [см.: РагеЬ, 1919, р. 1530].

Однако у социолога нет четкого и однозначного определения понятия элиты. С одной стороны, элиту составляют люди, которые достигли выдающихся результатов в своей сфере деятельности, в частности, это может быть и мошенничество. Здесь В. Парето следует за Н. Макиавелли, который в главе X книги I «Рассуждений» писал об иерархии профессий и об успехах людей в их занятиях. С другой стороны, к элите социолог относит группу людей, которая управляет обществом и концентрирует в своих руках максимум доходов. Например, это могут быть «лисицы», которые склонны к методам достижения успеха путем обмана и манипуляций. Во времена В. Парето была прослойка, называемая им демагогической плутократией. Другой способ управления - силовой - применялся военно-бюрократическими слоями, которые в ходе Первой мировой войны были оттеснены от власти демагогической плутократией почти во всех странах Европы. Двум группам плутократии - военной и демагогической - В. Парето противопоставил классы землевладельцев и трудящихся.

«Введём класс, - рассуждает он, - в кото-

рый будут входить те, кто имеют наиболее высокие показатели в своей области деятельности. Назовём его "элитой". При этом подразумевается, что нет чётких границ, отделяющих его от остальной части населения, как не могут быть чёткими границы, отделяющие годы юности от зрелых лет... В целях осуществления исследования социального равновесия... выделенный класс следует ещё раз разделить на две части, т. е. на тех, кто прямо или косвенно играют важную роль в политическом управлении и составляют класс правящей элиты. И на остальных, которые относятся к другой части класса, не являющейся правящей элитой» [Парето, 2008, с. 308-309].

Таким образом, В. Парето различает два вида элиты: правящую и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоёв: её вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой») . Элиты существуют во всех обществах независимо от их формы правления.

В качестве синонимов понятия элиты В. Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой». Это у него просто лучшие в определённой области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия учёных, аристократия преступников и т. п.» .

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента, и в этом можно проследить определённое противоречие. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определённом виде деятельности, с другой - в «Трактате» и «Компендиуме» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. И всё же в целом у В. Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Ни одна из элит, по мнению ученого, не мо-

жет удерживаться у власти до бесконечности; через некоторое время происходит их смена, иногда ротация может происходить относительно незаметно, если правящие верхи открыты для проникновения способных лиц снизу, и насильственным путем - по мере деградации правящих классов и усиления оттесненных от власти групп. Деградация элит и их ротация, централизация и децентрализация формируют циклы, которые определяют судьбу общества и отражают множество волнообразных процессов, из которых складывается динамическое равновесие общества.

Существенной чертой теории В. Парето является подразумеваемая в ней взаимосвязь различных сфер жизни общества, в частности политики и экономики.

В. Парето обращает особое внимание на неоднородность общества и циркуляции между его различными частями. Он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но фактически человеческое общество не является однородным, люди отличаются друг от друга физически, нравственно, интеллектуально. Здесь ставится задача изучать реальные феномены, поэтому следует учитывать данный факт. Однако надо принимать во внимание и другой факт: что социальные классы не являются полностью изолированными даже там, где существуют касты, и что у современных наций цивилизованного мира происходит интенсивная циркуляция между различными классами» [Парето, 2008, с. 306-307].

Как бы то ни было, когда швейцарский учёный ушёл из жизни, ничего кардинально нового с точки зрения общественного строительства не было изобретено, а его наследие сегодня изучают философы, социологи и историки. Его труды предлагают нам формулы, которые могут нам понадобиться для определённых целей. Он первым возвёл социологию в ранг науки на рубеже XIX-XX веков, обозначил для неё очевидный путь экспериментальных наук. Например, сибирский исследователь E.H. Волосов, опираясь на теории элиты, анализирует советскую столичную технократическую элиту 1960-1980-х годов и этапы её становления на примере видных деятелей - выходцев из Сибири [Волосов, 2011, с. 202-207]. В свою очередь, крас-

ноярский исследователь Д.Н. Медников обращает внимание на проблемы социального партнёрства как альтернативу классовой борьбе между трудом и капиталом, что является весьма актуальной проблемой в отношениях между элитой и «массой» в современном мире [Медников, 2011, с. 265-270].

В. Парето разработал, по существу, либерально-консервативную теорию элиты, основу которой составила модель циркуляции элиты. Как известно, циркуляция (от лат. агси1а1:ю - круговращение) употребляется в нескольких смежных значениях. Это круговорот, круговращение, например, циркуляция атмосферы. Это также движение жидкости или газа по замкнутой траектории, например, воды и пароводяной смеси по трубам парового котла. Другими словами, под термином «циркуляция» подразумеваются некоторые внутренние процессы со своими трансформациями; такие процессы автономны и мало или совсем не зависят от внешних факторов [Современный словарь иностранных слов, 1999, с. 682-683]. По такому принципу и рассуждает В. Парето, фиксируя определённую автономность, самодостаточность и малую зависимость элиты («высшей страты») от основного общества, от «низшей страты», т. е. класса, не являющегося элитой. Если трансформации в такой элите и происходят, то, как можно понять учёного, сама элита их обусловливает, и, если она накапливает в своих рядах некачественные элементы, то это ведёт к её разложению и кризису.

Наша новизна заключается в принципиальном отличии понимания элиты от паретовского. Определим нашу модель элиты как конкретно-историческую, прогрессистскую. Что имеется в виду? Элиты, которые существовали и которые существуют ныне, представляют собой конкретно-исторические особые социальные группы, которые являются одним из социальных результатов развития производительных сил общества, определённого способа общественного производства. Не элита порождает определённое общество, а конкретное историческое общество порождает свой господствующий класс, который, в свою очередь, формирует необходимую ему элиту.

Теория элиты у В. Парето в итоге имеет внеи-сторический характер. Она как бы соотносится со

временем, в котором жил ученый, и вместе с тем она у него абстрактна, создана на все времена. Отечественный учёный В.В. Павловский обращает внимание на необходимость конкретно-исторического подхода к анализу социальных явлений [Павловский, 2012, с. 209-213].

Если процессы возникновения, развития и смены элит в истории общества представить в виде модели, то она будет выглядеть как двойная спираль с расширяющимися незамкнутыми кругами, с перерывами постепенности, с социальными революциями, обусловленными сменой способа общественного производства со старого на новый. Вместе с тем не исключено и рекурсивное движение: как бы возврат от более высокого, более развитого способа производства к менее развитому.

Таким образом, смену господствующих элит мы объясняем не их автогенезом, не их внутренними процессами, как это объяснял В. Парето, а в первую очередь внешними по отношению к ним названными выше факторами.

Кроме того, следует отметить, что если в определённый исторический период господствующая элита способствует прогрессивному развитию общества, его способа производства, его производительных сил, то она так или иначе поддерживается этим социумом, сохраняя в целом свой авторитет, свои властные функции. Когда же эта элита вступает в острые противоречия с развивающимися производительными силами, с классами-оппонентами и социальными группами, ориентированными на общественный прогресс, старая элита начинает разлагаться, деградировать, утрачивает свой авторитет, позиции в обществе и в итоге, после социальной революции, уступает своё господствующее положение другой, молодой элите, сформированной из класса, который инициировал социальную революцию и был лидером в процессе её проведения.

Рекурсивное, регрессивное движение общества в результате контрпереворота - свидетельство слабости элиты, которая до этого была у власти и господствовала в обществе, свидетельство того, что она «просмотрела» противостоящие силы, способные её свергнуть, допустила в свои ряды «пятую колонну» и разложилась. Очень важными в этих случаях могут быть и международные факто-

ры, деструктивное вмешательство иностранных государств с целью свержения неугодного им режима, неугодной им элиты.

Таким образом, исследования теорий элит В. Парето очень важны в настоящее время, поскольку необходим учёт теоретических достижений в этой области в наше время и конструктивной критики его основных положений в связи с теми коренными изменениями, которые произошли в обществе за это время.

Библиографический список

1. Волосов E.H. Столичная технократическая элита 1960-1980-х годов: сибирские эпизоды биографии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3(21).

2. Медников Д.М. Социальное партнёрство как альтернатива классовой борьбе между трудом и капиталом на рубеже XIX-XX вв. (К постановке проблемы в сознании сибирской общественности) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4(18).

3. Павловский В.В. Вехи становления нового мировоззрения (анализ фрагмента книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство...») // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3 (21).

4. Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. изд.: Pareto V. Compendio di sociología generale / a cura di G. Farina. Firenze: Barbera, 1920. M.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

5. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. 2-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1999.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с анг. / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. С. 313.

7. Pareto V. Traite de sociologie generale. P., 1919. Vol.1.

8. Pareto V. Traite de sociologie generale // Pareto V. Oeuvres completes. Geneve, 1968. T. XII, § 103, 2034, 2047.

9. Sorokin P. A Survey of the Cyclical Conceptions of Social and Historical Process // Social Forces. 1927. Vol. 5.