Организация дистанционной формы обучения. Как быстро организовать дистанционное обучение в компании Организация дистанционного обучения с нуля

Дистанционное обучение (E-learning) используют практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell , Johnson &Johnson , Sony , Adidas , MW-Light . При этом, согласно исследованию Brandon Hall Group , 42% из них планировали в 2018 году увеличить бюджет на внедрение и поддержку дистанционного обучения. Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, – и это консервативный прогноз.

Безусловный лидер по онлайн-образованию – США. Там дистанционное обучение применяют уже несколько десятков лет. Российские компании тоже оценили преимущества eLearning. По данным «Высшей школы экономики», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране уже составляет 3 млрд рублей.

«Дистанционное обучение дает бизнесу несколько преимуществ. Во-первых, сокращает расходы на обучение. Например, на оплату перелетов и гостиниц для тренеров. Во-вторых, можно на одном уровне поддерживать знания большого количества сотрудников, как центрального офиса, так и филиалов. В-третьих, можно ускорить обучение персонала новым продуктам компании: доступ к онлайн-курсам открыт в любое время», – рассказывает Юрий Усков , основатель компании iSpring , специализирующейся на продуктах для дистанционного обучения.

По его словам, охотнее всего в онлайн вкладываются банки и торговые компании с развитой сетью филиалов и тысячью сотрудников по России. Управлять дистанционным обучением в компании может один человек, главное правильно подобрать инструменты для работы.

Какие инструменты нужны для запуска дистанционного обучения?

Для запуска E-learning нужно два инструмента: редактор электронных курсов и система дистанционного обучения (СДО).

В редакторе создают учебный контент: курсы, тесты, видеоуроки, интерактивные игры. «Сейчас есть такие редакторы, которые интегрируются в PowerPoint. Вы создаете курс, как презентацию. Дополнительно изучать интерфейс программы не придется», – рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов . В его компании уже больше года тренируют в онлайне менеджеры по продажам.

Система дистанционного обучения – это виртуальный класс, в котором сотрудникам можно назначить учебный материал и в режиме реального времени следить за их успеваемостью по отчетам. И неважно, где ученики находятся физически: на работе, дома или в отпуске.

Вот минимальный набор задач, которые помогает решать СДО:

  • База знаний. Электронные курсы, тесты, видеоуроки – весь контент находится в одном месте. В любой момент сотрудники могут зайти в СДО, изучить нужный курс.
  • Виртуальный наставник. В несколько кликов вы можете назначить курс конкретному сотруднику, отделу или филиалу. Они проходят электронный курс, будто учатся у наставника, только виртуального.
  • Результаты обучения. В СДО вы видите результаты обучения каждого сотрудника: сколько курсов прошли, какую оценку набрали за тест, на какие вопросы ответили неправильно.
  • Обмен идеями. Внутренний чат или форум – место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким темам еще нужны электронные курсы.

Системы дистанционного обучения делятся на два типа: коробочные и облачные. Коробочную СДО устанавливают на сервер компании. Проект потребует несколько месяцев на внедрение и постоянного контроля со стороны IT-специалистов. Плюс такого решения – все данные хранятся в вашей организации.

Чаще всего новое направление берет под контроль отдел очного обучения. Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией. Так, например, поступила компания Honeywell. «Преимуществ несколько. Во-первых, отдел самостоятельно разрабатывает оформление для курсов, отталкиваясь от брендбука компании. HR и маркетинг лишь корректируют и направляют. Во-вторых, в финансовом плане вы ни от кого не зависите – у вас отдельный бюджет», – рассказывает Игорь Гапонов. По его словам, эта независимость дает eLearning-команде возможность работать с максимальной отдачей для бизнеса.

В Honeywell и MW-Light утверждают, что онлайн – не альтернатива очному обучению, а его дополнение. «Иногда мы используем eLearning для выравнивания знаний, иногда – для погружения в тему. К примеру, мы знаем, какой тренинг очно прошли сотрудники, и назначаем несколько электронных курсов для закрепления знаний. В некоторых случаях мы используем курсы перед тренингом: даем основные понятия, теорию. На очной встрече тренер уже не тратит время на методологию и фокусируется на практике», – делится опытом Лана Виноградова.

eLearning помогает ускорить обучение и развивать сотрудников непрерывно , чтобы они всегда работали на пике возможностей. Ведь бизнес – это люди. И чем мощнее команда, тем успешнее компания.

Дистанционная форма обучения – относительно молодая. Такое образование стало возможным с появлением интернета. Ученик получает знания онлайн и с помощью учебников, видеозаписей уроков и других виртуальных методических материалов.

Развитие информационных технологий оказывает прямое влияние на сферу образования в целом и на дистанционное обучение в школе в частности. Общепризнанным считается утверждение о том, что «живое» взаимодействие ученик-учитель очень важно и намного лучше, но без дистанционного обучения обойтись в современном мире невозможно. Тому есть несколько причин:

  • в некоторых регионах нашей страны доступ к школе может быть ограничен, например, половодьем или экстремально низкими температурами. На Крайнем Севере дети могут пропускать до одного-двух месяцев занятий из-за морозов ежегодно;
  • некоторые школьники хотели бы получать образование в школе или лицее, посещать которые физически затруднительно;
  • не всем детям с ограниченными возможностями здоровья предпочтительнее инклюзивное образование, и даже те, кто посещает школу, могут пропускать из-за здоровья большое количество занятий.

Всё это намекает на то, что, по-хорошему, в той или иной степени дистанционное обучение должно присутствовать в каждой школе, ведь с введением повсеместной инклюзии, везде обучаются дети с ОВЗ. В любой школе ученики могут заболеть и провести продолжительное время дома, да и закрытие школы на карантин никто не отменял. Подробнее о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Вы узнаете на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений» , которая состоится 20—23 ноября 2018 года.

Плюсы дистанционного обучения в школе

  1. Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса. График дистанционного обучения можно подстраивать под каждого ученика и изменять в зависимости от обстоятельств. При этом программа обучения тоже может быть адаптивной и учитывать такие особенности школьника, как скорость восприятия информации, уровень начальной подготовки, мотивацию к обучению, предрасположенность к той или иной форме восприятия материала.
  2. Повышение качества обучения . Этот пункт можно назвать спорным, потому что существует много несогласных, ярых сторонников традиционных форм преподавания. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что развитие интернета упростило доступ к огромному количеству учебного материала для любого желающего. А это тоже одно из проявлений технического прогресса.
  3. Расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса . Это то, о чём шла речь выше. Некоторые школьники смогут экономить более часа времени каждый день, которое они иначе тратили бы на дорогу, некоторые и вовсе смогли бы учиться в школе, которая находится в другой части страны. А одна только замена печатного учебного материала на электронный уже экономит много денег.
  4. Сохранение педагогического опыта . Уникальные авторские курсы, например, при работе с одарёнными детьми не будут пропадать никуда, если будут записываться и сохраняться.
  5. Снижение нагрузки на учителей . По информации мониторинга РАНХиГС, количество учителей, которые работают на две ставки с 2014 по 1017 год выросло почти вдвое — с 7,3 % до 13,8 % Добавим 37,5% педагогов, которые работают на полторы ставки, и приходим к выводу, что нагрузку с них как-то надо снять. Один из вариантов решения — дистанционное обучение.

Как организовать дистанционное обучение в школе

Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон.

  • Социальная . Тут всё просто, школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком и комфортен.
  • Техническая . С точки зрения технического оснащения, в школах с этим всё хорошо, и компьютеров хватает, и доступ к интернету есть. А вот компьютер дома есть не у каждого ребёнка. Ещё одна проблема — учителя не всегда могут самостоятельно организовать, например, видеоконференцию. В регионах Крайнего Севера есть проблемы с качеством интернета, стабильность дистанционного обучения там обеспечить невозможно.
  • Методическая . Главное противоречие — использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.

То есть любая программа внедрения дистанционного обучения должна учитывать все эти аспекты. Сам процесс же можно разбить на пять шагов.

  1. Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
  2. Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
  3. Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
  4. Всестороннее изучение системы дистанционного обучения, например, Moodle.
  5. Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.

Так же можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.

  • Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
  • Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
  • Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
  • Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
  • Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.

При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов, особенно гуманитариев, возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как ДО. Они яростно отстаивают свою точку зрения и защищают традиционные методы обучения.

Есть сложности и в подборе технического персонала, который должен развернуть систему дистанционного образования и сопровождать её на всех этапах. Важно на эту роль подбирать компетентных людей.

Существуют и определённые требования, которые должны соблюдать школьники при дистанционном обучении. От них требуется быть вежливыми и корректными в общении с педагогом и друг с другом. Они должны учиться не только говорить, но и писать хорошим языком, без ошибок, чётко и кратко формулировать свои мысли. Очень важно, чтобы школьники делали всё в срок и не злоупотребляли временем учителя и других детей. И наконец, необходимо развить у них уважение к авторскому праву.

Среда дистанционного обучения Moodle

Самая распространённая среда для системы дистанционного обучения в школе — это Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Её отличительные способности — открытый исходный код, богатство функционала, гибкость, надёжность и простота в использовании.

Над ней уже больше 10 лет работает международная команда разработчиков, которыми руководит фонд Moodle в Австралии. Известна она во всё мире, на сегодняшний момент насчитывается более 60 тысяч инсталляций почти во всех странах. Переведена эта среда на более чем 10 языков, в том числе и русский.

Возможности Moodle:

  • хранит все материалы курса, позволяет организовать их с помощью гиперссылок, тегов и ярлыков;
  • позволяет использовать в качестве обучающего материала не только текст, но и любые интерактивные ресурсы, будь то статья на Википедии или ролик на youtube;
  • поддерживает обмен файлами любого формата между учениками и между учеником и учителем;
  • большие возможности для коммуникации, с помощью форумов, личных сообщений, комментариев, рассылок и т.д.;
  • сохраняет и ведёт портфолио на всех учеников, оценки, комментарии учителя, сообщения в форуме;
  • контролирует «посещаемость».

Всё это помогает учителю использовать своё время наиболее эффективно, а это одна из задач, которую должно решить дистанционное обучение в школе.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида

дистанционного обучения, основанного на:

  • 1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  • 2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
  • 3. компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
  • 4. сочетание первого и второго.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV), при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использование современных педагогических технологий. Речь идет, грубо говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого педагогом метода. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного, когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучаемому во столько же раз уменьшается. Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить, поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических, информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ и ИУУ России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционногообучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для сомаообразование, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видеозаписях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики пр.

В России в настоящее время говорить серьезно о четвертом варианте организации дистанционного обучения не приходится, учитывая социально-экономическую, политическую да и культурную ситуацию, сложившуюся в результате многих десятилетий тоталитарного режима. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы федеральное правительство сможет всерьез субсидировать эту сферу образования. Региональные образовательные структуры с помощью и при финансовой поддержке деловых кругов, заинтересованных в качественном образовании своих детей и пополнении своего бизнеса квалифицированными, активными, самостоятельно мыслящими работниками, могут пойти на инвестирование материальных средств в эту перспективную область. Ведь таким образом их дети смогут получать хорошее образование как в столичных учебных заведениях России, так и в зарубежных школах и университетах, не покидая родного дома, что для многих весьма заманчиво.

  • 1. Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, мы склоняемся к мнению, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть
  • 2. Обмен текстовыми файлами;
  • 3. Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами,

использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. Уроки бесплатные, посещение свободное! Интерент-школы, во-первых, бесплатны; во-вторых, являются дополнительным образовательных полем и реальную школу, как "Телешкола" заменить не стремятся. Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников является два проекта "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Занятия проводятся по следующей схеме. Учитель конспективно излагает тему урока и рекомендует литературу для самостоятельного изучения. Ученик самостоятельно изучает предложенную тему и проверяет свои знания с помощью составленного учителем компьютерного задания. Если ученик не смог найти ответ на тот или иной вопрос темы, то он может задать вопрос учителю по электронной почте. Учитель либо ответит на вопрос либо порекомендует литературу, в которой ученик сможет найти ответ на свой вопрос. По завершении раздела приведены все часто задаваемые вопросы с пояснениями учителей. В конце темы - тест на проверку знаний. Занятия в интернет-школе бесплатные, посещение уроков - свободное.

Система дистанционного обучения (СДО, LMS) является важным инструментом в работе специалистов электронного обучения. СДО может оказаться главной статьей расходов, если вы ищите надежную, универсальную систему дистанционного обучения, которая удовлетворит все ваши потребности в области развития электронного обучения персонала.

К счастью, существует достаточно СДО с открытым исходным кодом, то есть распространяемых бесплатно. Вы сможете выбрать динамичную, гибкую систему, которая будет отвечать всем вашим требованиям, в рамках выделенного бюджета.

Следующие 11 систем дистанционного обучения распространяются бесплатно и могут показаться вам интересными.

ТОП 11 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения

1. Moodle

На сегодняшний день Moodle несомненно одна из самых популярных СДО с открытым исходным кодом.

11. Teachbase.

Российская разработка системы дистанционного обучения Teachbase получила признание не одного десятка компаний. Сервис идеально подходит для решения задач корпоративного обучения, но вполне применим и частными тренерами.

Teachbase – система с удаленным доступом, а это значит, что не нужно устанавливать ее на компьютер, обслуживать и настраивать. Для создания курса (или его прохождения) потребуется доступ в интернет и компьютер или мобильное устройство.

Ключевая особенность – простота. Все интуитивно понятно, благодаря наглядному интерфейсу. Создать и запустить курс самостоятельно займет даже у новичка не больше часа. Возникшие вопросы оперативно решаются сотрудниками «Интернет Школы» (создатели сервиса). Бесплатная техподдержка доступна по удобному для клиента каналу связи.

При всей простоте работы, в Teachbase широкий функционал. Доступные возможности :

— Личный кабинет – для каждого из участников. При входе в сервис, сразу видны назначенные для ознакомления материалы.

— Тестирование после прохождения материала с настройками параметров проверки.

— Статистические отчеты для организатора курса, для анализа и совершенствования курса.

— База пользователей с возможностью фильтрации.

— Редакторы – учебные материалы можно обрабатывать прямо в системе. Кстати, автору предоставляется свободное место на сервере, для удаленного хранения материалов.

— Коммуникация между пользователями – при помощи вебинаров, и других инструментов.

Для начала работы в Teachbase достаточно зарегистрироваться. Приступить к запуску учебного курса можно сразу же. Первые 14 дней с момента регистрации бесплатны – можно в полной мере оценить преимущества сервиса и изучить его. В дальнейшем тариф будет зависеть от количества участников. Что немаловажно – плата только за активных пользователей.

Есть и бесплатный вариант использования Teachbase в дальнейшем. Что важно – без каких-либо ограничений функциональности. Пользуйтесь сервисом бесплатно, если количество активных слушателей не более 5 человек в месяц. Мало? Возможно для кого-то да, но для малых компаний, зачастую, вполне достаточно.