Домашнее образование или обычная школа? Что лучше? Семейное обучение как альтернатива школе Семейное образование как альтернатива общеобразовательной школе.

Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки", стремитесь раскрыть индивидуальные качества своего ребенка. Причин может быть масса. А альтернатив школе всего несколько:

  1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, школы-парки и другие).
  2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.
  3. Перейти на семейное образование.

Сегодня мы поговорим о последнем варианте. Семейное образование часто путают с домашним обучением и экстернатом. Обучение на дому организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Педагоги приходят на дом к ученикам, соответственно, успеваемость - ответственность образовательного учреждения.

При семейном образовании успеваемость ребенка, прохождение необходимых промежуточных и итоговых аттестаций - ответственность родителей.

Экстернат же - это самостоятельная, часто ускоренная форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы. При семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Хоумскулинг в России - явление молодое. Во времена СССР считалось, что любое обучение за стенами школы - не образование. С 1990-х годов ситуация изменилась, но массовым семейное обучение так и не стало. Сегодня интерес к хоумскулингу растет.

Плюсы

Главный плюс - индивидуальный подход. Семейное образование - это как пальто, сшитое по фигуре ребенка.

Родители могут самостоятельно устанавливать расписание, подбирать методику преподавания. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка, его биологические часы.

Появляется возможность сделать акцент на изучение тех предметов, которые в школе обходят стороной или не уделяют столько внимания: языки, архитектуру, искусство и т.д. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

Еще один весомый плюс - комфортный социум. Исключается давление со стороны преподавателей или одноклассников, ребенку не рутине, что делает жизнь свободнее и естественнее. Кстати, практика показывает, что кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы

Родители, которые выбирают для своих детей семейный формат обучения, должны быть готовы к тому, что это потребует достаточно много их собственных сил и времени.

И организация такого обучения потребует от них самих высокой степени организованности, твердого понимания целей и задач, педагогических навыков, образованности.

У ребенка же могут проявиться (а могут и нет, все зависит от того, как выстроена система семейного обучения) следующие "побочные эффекты": снижение навыков коммуникации, образ "белой вороны", отсутствие или частичное нарушение дисциплины, эгоизм, ощущение избранности, инфантилизм.

К чему нужно быть готовым родителям

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

Как перевести на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования (в 2-х экземплярах).

Желая вы можете услышать от такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т.д. Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация, скорее всего, поменяется.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что, полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Популярные вопросы родителей

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы не обозначена, это повод для требования родителями внести изменения по включению в устав школы данной формы обучения, согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Однако рекомендуется их все же не игнорировать, чтобы быть уверенным, что в свободном плавании вы не заплыли слишком далеко от ФГОСа.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия, в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

  • "Семейное обучение как система" Алексей Карпов
  • "Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

Вот и прозвенел очередной звонок, возвещающий начало нового учебного года. Кто-то пошёл в этом году в первый класс, а для кого-то первый звонок прозвенит в будущем году, а пока он только готовится стать школьником. Но есть среди будущих первоклашек ребята, кто первого сентября не пойдёт в школу. Эти дети вполне здоровы и достигли уже «призывного» возраста. Просто они учатся дома. Если выражаться точным языком закона – получают семейное образование. Мы, пожалуй, не будем сейчас вдаваться в рассуждения о плюсах и минусах такого обучения. На эту тему сказано уже достаточно много слов. Как человек, сам учившийся таким способом, и как мама, готовящая свою дочь к такому виду обучения, я скажу честно – лично я минусов у семейного образования не вижу. Единственный «минус» — нужно быть рядом с ребёнком постоянно, по крайней мере, в начальной школе. Может быть, и существуют малыши, способные самостоятельно грызть гранит науки в столь нежном возрасте, но что-то мне подсказывает, что их ничтожно мало. То есть при таком варианте обучения либо мама не работает (или работает дома), либо родители как-то чередуются между собой. А это приемлемо и возможно не для каждой семьи. Есть ещё момент, делающий домашнее обучение проблематичным, если не невозможным — не каждый ребёнок способен воспринимать маму как учителя. Такое бывает. При этом ребёнок может быть каким угодно покладистым и послушным, мама может быть для него очень авторитетным человеком, и у них могут быть очень добрые и доверительные отношения. Просто для такого ребёнка мама – это МАМА, большая, добрая и мягкая, она пахнет молоком с печеньем и никак не ассоциируется со школьной учительницей. В таком случае домашнее обучение, может быть, и не нужно. Больше «противопоказаний» я не вижу. Поэтому давайте договоримся, что мы будем говорить о подготовке ребёнка (а вернее всей семьи) к домашнему обучению, подразумевая, что решение уже взвешено и принято.

Такой способ обучения сейчас становится всё более востребованным. На этот шаг решаются родители с разным образованием и разным мировоззрением. У всех разные причины для такого решения – кого-то категорически не устраивает система школьного образования, кого-то пугает агрессивность среды сверстников, кто-то бережёт нервы и время своего ребёнка для занятий будущей профессией или просто любимыми делами – школа «съедает» слишком много времени, а кому-то просто так удобнее из-за частых переездов. Совсем чуть-чуть, буквально пару абзацев посвящу теории вопроса.

Существует два понятия: «анскулинг» – это когда ребёнок получает образование совсем без школы, и «хоумскулинг» – когда ребёнок сдаёт экзамены в образовательном учреждении, то есть, прикреплён к нему. В России сейчас ансуклинг возможен только теоретически. Да, по закону можно прийти через 11 лет на итоговые экзамены, а всё время учиться дома, но в то же время другой закон обязывает всех детей, достигших восьмилетнего возраста, где-то и каким-то образом учиться. Доказать, что твой ребёнок дома учится, а не лишён нерадивыми родителями своего права на образование, может быть непросто. Поэтому правозащитники в этой сфере рекомендуют всё же быть «при школе», держать с ней периодическую связь, дабы избежать возможных проблем с органами опеки.

Такими детьми может заниматься любая общеобразовательная школа, но на практике далеко не каждая на это идёт. Закон это допускает – обязать школу заключать договор о семейном обучении никто не может. Зато «домашний» ребёнок при желании может учиться в любом городе, не зависимо от своей прописки. В больших городах проще – таких школ больше, в маленьких же часто есть единственная школа, в которой сдают экзамены дети, находящиеся на семейном обучении.

Не все знают, что родителям, обучающим детей дома, полагается ежемесячная денежная компенсация. Но часто школы в ней отказывают. Это незаконно. При желании можно добиться этой компенсации через звонки в департамент образования – закон на стороне родителей. Но делать это или нет – решать вам. Вот, пожалуй, и вся теория.

Моя дочка через год станет первоклассницей, значит пора нам, как и всем другим будущим первоклассникам, начинать подготовительный учебный год. И тут я задумалась и поняла, что ребёнка к такому обучению совершенно не нужно готовить как-то специально. (Вот, кстати, и ещё один плюс домашнего образования!). Ребёнку достаточно быть развитым по возрасту и обладать хотя бы минимумом знаний и навыков. Что изменится для моего ребёнка с появлением школы? Ничего. Она будет развиваться и обучаться так же, как делала это раньше — в своем ритме, в своём «стиле», со своей скоростью. Очевидно, занятия «за столом» из более-менее регулярных превратятся просто в регулярные. Вот и всё, пожалуй. Тут требуется пояснение: под занятиями «за столом» на сегодняшний день я подразумеваю тренировку навыков письма письменными буквами и обучение записи и чтению математических действий. То есть такие вещи, которые хочешь или не хочешь нужно прорабатывать и тренировать. Все остальные знания мы стараемся получать не за столом, а из жизни, не выделяя для них специального времени. «Застольное» творчество (рисование, выжигание, вышивание, лепка) и чтение у нас тоже не числятся в списке занятий, потому что естественным образом возникают сами собой постоянно. Просто все вопросы, уроки и задачи, которые ставит перед нами жизнь, мы встречаем радостно и открыто, всегда стараемся узнать чуть-чуть больше, чем предлагает ситуация. Пример: мы весной меняли крышу нашего дома, и вдруг увидели на фронтоне дома гнездо птицы с птенцами. Конечно, стройку пришлось ненадолго отложить. Но что значит ненадолго? Чтобы это узнать, мы позвонили в наш орнитологический центр, пообщались со специалистами, перелистали не один раз фотокаталог «Птицы России», прочитали большое количество статей в интернете, посмотрели не одну передачу и, конечно, каждый день наблюдали за гнездом. Узнали, кто у нас под крышей домик построил, как долго птенцы будут жить в гнезде, а попутно открыли для себя массу интересных и разнообразных сведений из жизни других пернатых нашего региона. Всё это было при активном участии дочки, и я уверена, что из полученных знаний ей запомнилось многое, потому что эти знания пришли к нам вовремя, естественным путём, а не были придуманы и запрограммированы заранее: «а сегодня у нас начинается тематическая неделя «птицы».

И таких примеров я могу привести великое множество, они ежедневны. Жизнь сама составляет замечательную и разнообразнейшую учебную программу, и, что интересно, она всегда оказывается «по росту» ученику. Я очень хочу, чтобы мы с дочкой как можно дольше обучались именно так, решая реальные задачи, а за столом с учебниками и тетрадками лишь обобщая то, что узнали, увидели, почувствовали, открыли на практике.

Единственное новшество, которое нас ждёт – это экзамены. Сверстники, посещающие школу, столкнутся с ними заметно позже. Вот к этому ребёнка и надо подготовить. К общению с педагогом-экзаменатором. Что это значит? Это значит полно и точно формулировать каждый свой ответ и каждую мысль, это мама поймёт с полуслова, а учительница не обязана этого делать. Второе – не бояться непонятных вопросов, зачастую вопросы знакомые, просто заданны они в непривычной ребёнку форме. Не стесняться уточнить, переспросить, начать рассуждать на основании того, что ясно и понятно.

Что я для этого делаю сейчас?

Вот, пожалуй, и вся наша подготовка к школе. А вот кому нужно действительно готовиться к первому классу, так это маме. Очень много вопросов на которые она должна ответить до того как её сын или дочь станут «домашним» учеником.

  1. Режим учебы – он будет близким к школьному или более спонтанным? Это зависит от характера ребёнка, от образа жизни семьи, от привычек и распорядка.
  2. Мама должна продумать и построить работу таким образом, чтобы избежать «авралов» – к зачётам нужно успевать спокойно и без нервов.
  3. Можно учиться по одной из школьных программ, а можно обойтись и без них. Это нужно решить заранее. Если нужно, то изучить и выбрать самую приемлемую программу для конкретного ребёнка.
  4. Все предметы будут изучаться параллельно, или мы будем «погружаться» в каждый предмет отдельно? Возможно и совмещение этих приёмов. Тоже хорошо бы задать себе этот вопрос заранее и, возможно, попробовать варианты в предшкольный год.
  5. Ну, и риторический вопрос: как сделать так, чтобы учёба дома не превращалась в филиал школы с многочасовым ежедневным сидением «на попе» за столом. Что-то можно делать устно, что-то походя, что-то на прогулке, что-то лёжа на диване и так далее — у мамы должно быть много идей и вариантов, которые при необходимости можно быстро менять.

Внушительный список вопросов получился. Так что отправим-ка мы в подготовительный класс маму, а ребёнок пусть продолжает своё образование своим чередом. Мама должна подготовиться так, чтобы все нововведения, связанные с появлением в жизни семьи контролирующего ока школы, для ребёнка были бы плавными и незаметными, а значит и безболезненными.

И напоследок ещё один вопрос, пожалуй, самый важный в домашнем обучении – куда ребёнок денет освободившееся время? Времени на жизнь при таком способе обучения остаётся гораздо больше. Так вот куда его ребёнок потратит? Есть ли у него любимые дела? Живёт ли он насыщенной жизнью или будет слоняться до дому от телевизора к компьютеру? В таком случае домашнее обучение теряет всякий смысл.

Вот и всё. Благодарю за внимание. А всем будущим первоклассникам и их родителям, выбравшим такой не самый лёгкий, но очень интересный и полный разнообразных возможностей путь создания своего образа — ОБРАЗования — желаю всяческих успехов!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

21.12.2015

Перед Вами текстовое интервью на тему домашнего образования. Брал интервью я – , отвечала на мои вопросы Анастасия Синичкина. Анастасия – мама двоих детей, девочка пошла в первый класс, а мальчик ходит в садик. Перед Анастасией встал выбор: отправлять ребенка в первый класс в обычную школу или пойти по пути альтернативного образования. Что из этого вышло и как была в итоге решена задача, Вы узнаете, прочитав эту статью.

Текстовое интервью:

Михаил: Здравствуйте, дорогие друзья. С вами на связи Михаил Гаврилов. И у меня в гостях очень хорошая знакомая, друг, Анастасия Синичкина. Она уже решила вопрос с домашним образованием, и сейчас мы узнаем, каким именно образом. Настя, привет!

Анастасия: Всем привет! Надеюсь, мой опыт, которым я сегодня поделюсь, окажется полезным.

Михаил: Давай сразу начну мучить тебя вопросами))) Первый вопрос пока такой, для раскачки. Много говорится о том, что в обычной школе плохо, бедные дети, там их мучают по-всякому. И потом из них вырастает не пойми кто. Но с другой стороны и ты, и я прошли с тобой обычную школу. Да? Почему ты сделала выбор в пользу альтернативного метода образования? Ведь мы выросли как-то и все нормально вроде?

Анастасия: Ну, что касается меня, мы выросли не как-то. Но для меня это было не так все просто… Вот интересно, кстати, если тебя спросить, скажи одно слово-ассоциацию на слово школа.

Михаил: Весело.

Анастасия: Весело…. Для меня слово школа равно стресс, то есть мы обычно все равно прикладываем свой личный опыт, когда куда-то начинаем идти, какие-то искания у нас начинаются. И поскольку для меня и моего супруга очень схожие термины были по отношению к школе, то с появлением собственных детей уже возникли мысли, чтобы поискать какие-то альтернативы. А вторым таким сильным моментом, который подтолкнул нас вообще к этим поискам, стал фильм «Summer Hill». Я всем рекомендую посмотреть, не знаю, сам ты смотрел или нет. Про чудесную школу в Англии, про свободное образование.

Вот когда мы его посмотрели… я смотрела – и у меня, честно говоря, текли слезы, когда я осознала весь ужас вообще школьной системы и какие бывают альтернативы. Вот и получается, что за два года до того, как наша старшая дочка должна была пойти в школу, мы начали искать альтернативы. Начали их искать по всему миру. Потому что мы думали, что в России вообще нет альтернатив. Поэтому и надо начинать сразу же с Англии, и мы отправились в Англию, искать там.

Михаил: Вот сразу интересный вопрос. Получается, сейчас много людей дистанционно как-то работает, бизнес ведет. Может, есть возможность как-то в других странах и учиться удаленно… Но ты в итоге все равно выбрала Россию. Да?

Анастасия: Да. На самом деле, так скажем, на данный момент мы находимся в России, и мы поняли, что для нас в целом, как для семьи, чтобы всем членам семьи было максимально комфортно, наилучший вариант – Россия. Есть потрясающие школы в Таиланде, на Бали, есть в Европе классные школы. Но в России можно также найти совершенно разные альтернативы. Хоть пойти в какую-то школу, хоть выбрать варианты семейного или домашнего образования.

Михаил: Понял. Смотри, а вот… кстати, по поводу стресса. В чем стресс выражался у тебя в школе все-таки?

Анастасия: У меня стресс выражался, прежде всего, в наличии вот этой оценочной системы. Я поняла, что даже до сих пор, работая над собой, я не до конца искоренила эту вот проблему, когда все время тебя кто-то оценивает и ты должен соответствовать чьей-то оценке. Если ты не соответствуешь, то это как бы плохо, если соответствуешь, то это хорошо, поэтому ты следуешь больше за оценкой, чем за своими желаниями. Вот для меня, наверное, больше всего стресс выразился в оценках, ну, и в том, что поскольку у меня менялось несколько школ, приходилось где-то догонять программу, происходила адаптация к новому коллективу. Хотя это, пожалуй, даже было в меньшей степени, чем сама по себе оценочная система.

Михаил: Понял. То есть не очень хорошие воспоминания остались. Слушай, получается, ты за два года или за три начала думать об альтернативном образовании для детей?

Анастасия: Да, за два года до похода в школу. Мы решили пойти в школу с семи лет. Опять же, это надо смотреть по каждому ребенку. Кому-то хорошо пойти в шесть, кому-то хорошо пойти в восемь. Смотрите по вашему ребенку, насколько он готов и, прежде всего, не умственно, не то, что он умеет там читать, считать или еще что-то делать. Насколько он готов вообще к получению знаний в регулярной систематичности. Потому что все равно, в какую бы школу вы ни пошли, это регулярное, систематичное обучение.

Смотрите, готов ли ребенок к тому, чтобы быть в каком-то новом коллективе. Как только ребенок готов, тогда можно говорить, что да, надо идти в школу. Мы за два года начали это изучать. Сначала в таком, ленивом режиме, потом последний год в очень-очень активном режиме, постоянном поиске. И мы нашли для себя решение. Если хочешь, я его все-таки озвучу, чтобы слушателям было понятно.

Михаил: Это мы, конечно, не будем хранить в секрете. Конечно, озвучь! Получается, решений было несколько? Ну, если говорить про Москву. Да? Например?

Анастасия: Да, решений было достаточно много, так скажем. И, наверное, Москва в этом смысле чуть более широка по возможностям. Хотя, я так понимаю, в принципе, в любом другом городе точно так же можно найти подобные решения. То есть к чему у нас сводились альтернативы. Прежде всего, это вариант вообще частной школы. Но частную школу мы выбирали не такую, которая просто ради знаний. То есть какая-то крутая школа с каким-то там крутым английским, крутой математикой, где дети – это такие маленькие взрослые, которые целый день учатся, а к вечеру приходят все зеленые и дома снова учатся до двенадцати ночи. Утром встают, снова идут учиться, учиться, учиться. Нет, такие варианты мы отмели сразу. Нас привлекали альтернативы частных школ, где существует безоценочная система, нет вот этого казарменного строя, где во главе, прежде всего, ставится любовь к детям и интерес к обучению, чтобы этот интерес сохранить у детей и приумножить.

Мы нашли такую школу, но она логистически оказалась для нас не очень удобно расположена. Есть школы… можно искать разные. Есть школа Щетинина, где-то она находится, есть в разных городах отдельные, особенные школы. Есть система, Вальфдорская методика, и мне кажется, в любом, по крайней мере, крупном городе можно найти Вальфдорские школы. Насколько я знаю, не понаслышке, там потрясающий на самом деле подход. На самом деле, есть в некоторых государственных школах вот такие Вальфдорские классы, есть классы по системе Жохова. Но их очень мало пока по России.

Они, конечно, появляются и ширятся, и даже некоторые инициативные родители сами организовывают в рамках государственных школ как бы частные мини-классы. Для нас это тоже был такой вариант. Но почти все эти варианты уперлись в то, что они находятся на других концах Москвы, а город такой большой, что каждый день ездить час-два в одну сторону – это не очень рационально. И, соответственно, немного другая сторона вообще полной альтернативы классической школе – это домашнее образование.

Но его по-разному называют: домашнее, семейное. Для государства это вообще называется заочное образование. Когда ты учишься дома, ты сам организовываешь для своего ребенка какую-то деятельность. Мама, папа могут учить ребенка. Это может быть какой-то репетитор, это может быть мини-класс, который просто не является формальной системой. То есть ты учишься, как хочешь, но приходишь в школу и просто сдаешь там… ну, типа, экзамены, что ли. Контрольные работы различные. Вот мы выбрали для себя последний вариант – домашнее образование.

Михаил: Ясно. Вариант спорный. Я вот писал статью как раз на эту тему, и, в принципе, конечно, все были согласны, что идеальная система – это альтернатива, но когда речь идет о домашнем образовании, очень много вопросов и сомнений по поводу социализации.

Анастасия: Да. На самом деле это прям классный вопрос, но тут я бы сказала, как… что вот я вообще выделила для школы, почему школа в принципе-то нужна же. Как бы есть три момента. Первый момент – это знания, но как добывать знания, мы нашли другим способом, и у меня есть даже некие сомнения относительно того, насколько школа несет правильные знания. Насколько современна именно система обучения, корректно ли она дает программы по математике, русскому, литературе. Этот вопрос мы для себя закрыли.
Второй момент – это бумажки. Для многих они важны. Я пока не могу сказать, важна ли она для нас, поэтому мы для страховки прикрепились к обычной школе. То есть у нас в итоге неважно, как мы дальше будем учиться, у нас есть соблюдение некой аттестационной формы.

И третий момент, для чего, собственно говоря, нужна школа, – это социализация. Вот это, бесспорно, важно. Но будет ошибочно полагать, что дети, которые учатся на домашнем обучении, – это такие тепличные растения, которых сажают дома, закрывают в комнате, ставят замок туда и, типа, сиди, учись. Только с мамой будешь общаться. Мне кажется, очень часто дети на домашнем являются в той же степени социально адаптированными, как и дети, которые ходят в школу. Или даже больше. Поскольку у них есть возможность больше выбирать, что им делать, как занять свое время, с кем общаться и как общаться. То есть не только через навязанные правила, когда ты общаешься только со своими школьниками. Есть возможность выбирать, где и как провести свое свободное время.

У нас с точки зрения социализации есть специальные занятия. Два раза в неделю мы посещаем мини-школу творческого уклона. Мы ходим в центр эстетического воспитания. То есть дочь уезжает на полдня. Там есть мини-уроки, есть свой мини-класс, в котором уже у них какие-то отношения. Мальчики, девочки, кто-то кому-то нравится, кто-то за кем-то ухаживает, есть друзья, есть еще что-то. То есть социализация есть. В остальное время ребенок сам выбирает, пойти сейчас погулять с друзьями на улице, сходить к брату в гости или еще чем-то заняться. То есть, в любом случае, общение важно в этом возрасте для детей, очень важно. Задача родителей – помочь создать какой-то круг общения, плюс ребенок дополнительно сам выбирает для себя в кучу освободившегося времени, куда его распределить и чем занять.

Михаил: Как происходит самообучение именно по точным наукам?

Анастасия: Мне сложно сказать, как потом учатся дети, которые идут в среднюю или старшую школу, я пока не рассматриваю для нас образование именно для средней и старшей школы. В начальной школе все намного проще. Потому что тут фактически все сводится к трем-четырем предметам – русский язык, прописи, литература и математика. Мы для себя выбрали такой вариант, что у нас есть учитель. Как я говорю, учитель от Бога, которого мы по какой-то счастливой случайности в жизни встретили, и моя дочь ездит к ней на уроки два раза в неделю. Где она получает все знания за два часа два раза в неделю, и этого достаточно. Это вместо того, чтобы ходить пять дней в неделю на полдня, как ходят другие дети в классическую школу.

Михаил: Два часа два раза в неделю?

Анастасия: Да, получается в сумме четыре часа у нее уходит на посещение уроков, а остальное время – на выполнение домашнего задания.

Михаил: А домашних заданий много задают, как это выглядит?

Анастасия: Домашних заданий задают достаточно, но остается еще уйма времени. Тут такой момент, почему мы выбрали именно такой вариант. Кому-то кажется: ну что, неужели нельзя ребенку объяснить, что такое два плюс два, как написать слово мама и т.д. Но лично я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, каждый в своем деле профессионал, чтобы вовремя заложить правильный фундамент, основу, кирпичики для русского языка, для не простейшей математики и для логики… Лучше, чтобы это делал профессионал, который знает, как преподнести то или иное правило самым таки понятным, доходчивым для ребенка способом. Если же ребенок не поймет одним способом, в багаже учителя будет еще десять разных способов, как донести то или иное знание.

К тому же еще момент: совмещение роли мамы и роли учителя. Это такая для многих семей очень больная тема, потому что когда садятся родитель с ребенком за учебу, начинается стресс, начинаются слезы. Либо всё заканчивается истериками, либо мама идет на попятную. К сожалению, я встречала детей, которые на домашнем образовании и которые подзапущены в плане освоения основной программы. Видно, что у ребенка не хватает фундамента. Поэтому мы эти роли решили развести для себя, дабы не создавать стрессовую ситуацию. Ребенок ходит два раза в неделю на занятия, потом приходит и самостоятельно занимается дома. Если у нее возникают какие-то трудности, я помогаю разобраться в том или ином предмете, но так она самостоятельно организует свое время и самостоятельно делает домашнее задание.

Михаил: Так, два часа в неделю, четыре часа в общем, домашнее задание… а по времени ты не смотрела, сколько уходит чистого времени на домашнее задание? То есть полчаса в день, час в день? Как это выглядит?

Анастасия: Чистое время, от занятия до занятия, уходит три часа на выполнение домашних заданий. То есть она после учебы может прийти и сесть сразу же делать все домашние задания, может растянуть, к примеру, это на два дня, сделать половину, на следующий день еще половину, но мы идем с опережением программы. Сейчас в первом классе она уже осваивает программу второго класса. У нас нет цели куда-то торопиться, но и нет желания сидеть на одной и той же букве, писать ее много раз. Где-то мы отстаем от классической программы, где-то вообще идем в разрез с ней, где-то – с опережением, но в любом случае мы двигаемся так, чтобы у ребенка был свой нужный темп, который позволяет ему освоить что-то новое и не потерять интерес.

Михаил: А такой вопрос: ребенок уже относительно взрослый, знает о существовании школы, что есть такое заведение – школа. Там куча детей. «Мама, почему я не хожу в школу?» Таких вопросов не возникает?

Анастасия: На самом деле ее двоюродный брат, который живет здесь же, рядом, с которым она общается каждый день, ходит в классическую школу. И, конечно, этот вопрос возникает, и со школой она так или иначе соприкасается: она ходит туда сдавать контрольные работы. Но грусти пока что я не вижу. Я, опять же, повторюсь: мы не то что решили оторваться от школы навсегда, и я сказала: «Все, больше никогда не будешь туда ходить». Я ее спрашиваю: «Ты хочешь ходить в такую школу?» Она пока не изъявляет желания. Да, возможно, ей не с чем сравнить.

Единственная грусть у нее была, когда… «А вот все дети пойдут в первый класс, у них там бантики, форма и т.д.». Я ей сказала: «Ты хочешь форму?» Она сказала: «Да». И мы купили школьную форму. То есть она не нужна, но мы пошли и купили школьную форму, пошли на праздник первого сентября с цветами, все классически, как всем представляется первое сентября. Праздник состоялся. Потом все остальные моменты, которые она представляет о школе, – это общение с друзьями или еще что-нибудь, у нее появляется в других местах. То есть она говорит: «А вот девочки, мальчики обсуждают там еще что-то». Потом сама рассказывает, что на своих занятиях она тоже так же сидит и обсуждает какие-то моменты.

Михаил: То есть смотри, получается, вы прикрепились к школе, но вопрос сразу возникнет у тех, кто нас слушает: каким секретным образом, в какой кабинет нужно зайти, кого подергать, по кому постучать. И … в конце года учебного какие-то экзамены? Как проходит аттестация?

Анастасия: Как решается этот вопрос формально? На самом деле, наше государство разрешает формы альтернативного образования. Их существует три. Первый вариант – домашнее образование, это для тех детей, у которых есть проблемы медицинского характера. То есть они не могут посещать класс по каким-то там причинам. Они берут справку, идут в школу. Их называют надомниками. К ним приходят учителя. Может, для кого-то из слушателей это тоже окажется вариантом, если по каким-то причинам ребенок не может ходить в класс. Два других варианта, по сути, абсолютно одинаковы для меня, но для государства они чем-то там отличаются. Одно называется заочное, другое – то ли семейное, то ли дистанционное. Разница фактически в частоте появления в школе. При заочном – ты появляешься в школе раз в четверть, при другом – ты появляешься только в конце года.

Мы выбрали вариант заочного обучения, когда нам надо просто раз в четверть появляться в школе, приходить к учителю и писать какие-то там контрольные работы. Формально такие формы разрешены в школах. Они разрешены и одобрены государством. Вопрос в том, что далеко не все школы хотят идти на это. Почему? Потому что для школы важен некий общий бал, у них есть некие рейтинги. Для них важны эти рейтинги. И, конечно, когда они берут какого-то ученика, за обучением которого они не могут следить полноценно, для них это такой кот в мешке. И многие из директоров побаиваются, чтобы к школе прикреплялся такой ученик. Поэтому можно идти и начинать воевать и требовать, чтобы такой ученик прикрепился, но лучше всё же найти школу, где лояльный директор, где, возможно, два-три таких ученика уже отучились.

Поискать по форумам. к каким школам прикреплены. То есть эта школа может располагаться совершенно далеко, но вам это будет не важно, вам ездить туда всего четыре раза в год. Она может располагаться на другом конце города – и нет ничего страшного, чтобы потратить два часа на дорогу. Самое главное, чтобы вы встретились и поговорили с учителем, который будет принимать у вас уроки. Спросили у него: «Согласны ли вы уделять нам четыре часа за весь год?» Один час в четверть?». Учитель говорит: «Да». И вот когда учитель говорит «да», и директор говорит «да» – всё становится совершенно просто.

Вы приходите, пишете заявление, формально прикрепляетесь к школе. Какое тут есть еще решение? Потому что я знаю, что в некоторых городах, к сожалению, возникают такие проблемы. Не принято в маленьком городе, чтобы кто-то учился дома. «Ах, ты такой самый умный, ты белая ворона, мы к тебе не будем так относиться, мы будем на контрольных тебя заваливать», либо еще что-нибудь. Увы, такое мышление в некоторых городах еще существует.

Есть другая альтернатива. Называется дистанционное образование. Благо, есть неравнодушные преподаватели либо бывшие директора каких-то школ, которые организовали частные системы дистанционного обучения. То есть это интернет-сайты, через которые можно учить ребенка и к которым, в том числе, даже можно прикрепиться вполне легально и официально. То есть, например, я знаю такую систему, она называется экстерн-офис, есть еще подобные, просто не помню названия. Какой-то экстерн-хоум обучение. Фактически, вы заключаете с ними договор, отправляете им документы, и ваше физическое появление необходимо только в конце девятого класса, когда проходит экзамен ЕГЭ. Все другие экзамены ребенок может сдавать через интернет.

Эта организация берет на себя обязательства принять этот экзамен, и она уже официально отчитывается перед государством за то, что у них ребенок прикреплен. Неважно, где эта школа находится. Я знаю, что у Экстерн-офиса сама школа находится в Новосибирске, то есть вы будете прикреплены к школе в Новосибирске. Стоит это тоже каких-то небольших денег. Если вы не используете эту систему для постоянного обучения, а только для прикрепления, это тоже хороший вариант. Получается, вы не приходите, не мозолите никому глаза в вашей обычной школе, никто не тычет пальцем в ребенка, потому что я начиталась вот этих ужасных историй про детей, которые учатся дома… Ребенок приходит, все начинают тыкать пальцем, учитель говорит: «Да ты что, такой самый умный?». Родителям высказывает. Поэтому альтернатив на самом деле очень много, если их начать искать.

Михаил: Еще один вопрос, который часто возникает. То есть ребенок все равно находится в такой атмосфере, лояльной среде. То есть он дома, если он пошел к учителю, там атмосфера добрая, хорошая, все такое в розовом цвете. У некоторых родителей есть опасения, что если ребенок долгое время не будет соприкасаться с реальным миром, он якобы вырастет неадаптантом. Выйдет в окружающий мир, увидит, что там на самом деле не всё так радужно, что вокруг нас есть злые люди и т.д. У тебя не было такого вопроса или какого-то страха?

Анастасия: Этот вопрос, конечно, был, и мы тоже такие не в розовых очках понимаем, что может потом произойти. Тут я бы дала такой совет. Смотрите по ребенку. На самом деле есть дети, которым, что называется, показана классическая школа. Как бы это странно ни звучало. Лучше постараться выбрать учителя, который будет более лоялен к детям, будет учитывать интересы ребенка.

Например, тот же самый мой пресловутый племянник, он учится в классической школе, но он совершенно не является учеником классической системы. То есть он может этой системе, ну, так скажем, противостоять, его родители видят, что его система не загубит. Но без постоянного коллектива ему сложно. Он очень общительный, очень активный, инициативный, начитанный и т.д. и благодаря тому учителю, который у них есть в обычной школе… учитель дает ему сверхзадания, дает ему какие-то интересные проекты. В то время когда все читают «мама мыла раму», он сидит и читает какую-то толстую книгу. На литературе может ответить по этой книге на вопрос.

Есть дети, которым даже лучше идти в обычную школу. Есть дети, которым нужны маленькие коллективы. Есть дети, которым необходимо, чтобы их нервная система окрепла и была готова немного позже войти вот в этот реальный, жестокий мир. Поэтому я не скажу, что домашнее обучение является уникальным рецептом для всех. Моя подруга, у которой пять детей… у нее каждый ребенок учился по-своему. То есть при том, что младшие дети как раз сейчас вместе с моей дочкой учатся в первом классе, старший ребенок уже давно закончил школу. Для каждого ребенка она подбирала свой вид обучения.

В какой-то этап жизни почти каждый из них попробовал учиться дома. Но опять же, дома не в той классической системе, что только в домашних стенах. Например, ребенок формально, заочно учится в школе, но ходит в какие-то там биологические кружки, секции. Какие-то дети отучились часть времени в классической школе, часть времени один из детей вообще учился в еврейской школе, хотя евреем не является. Как говорится, смотрите по ребенку, что ему важнее.

Может, одному важнее сейчас максимальная психологическая адаптация, а другому важнее не потерять интерес к учебе, потому что он увлечен чем-то. Тогда ему надо дать какую-то более сильную школу, где будет более активно развиваться тот или иной навык. Поэтому, отвечая на твой вопрос: «А что делать дальше и как ребенок у нас подготовится к этому жестокому миру?», – сейчас мы создаем такие условия, чтобы ребенок мог себя чувствовать максимально самостоятельным. Чтобы она могла принимать решения, чтобы она в рамках обучения сохранила интерес к учебе. Потому что для меня лично главное, зачем нужна школа: для того, чтобы ребенок научился извлекать знания и чтобы сохранил этот интерес к обучению.

То есть горящие глаза – это для меня показатель хорошей школы. Если вы смогли организовать так, что он идет в школу с горящими глазами, значит это отличная школа. И не надо сейчас пытаться из обычной школы уйти, если ребенок рад туда ходить. И наоборот, если ребенок грустит, будучи на домашнем обучении, то задумайтесь, почему это происходит. Может, ему не интересно.

Я вижу, что моему ребенку интересно, что на каждое занятие мы ходим с удовольствием. На английский язык, в центр эстетического воспитания, на обычные занятия. Ей каждое занятие интересно, она горит этим. Для меня это наиболее важный параметр на этом этапе. А к следующему этапу мы будем тоже готовиться и изучать, что же выбрать дальше.

Михаил: Сейчас начальная школа. Тут понятно, а что дальше? Хотя бы примерные мысли какие-то есть? Может быть, это кому-то тоже поможет. Что планируется делать к возрасту средней школы?

Анастасия: Для себя я бы, конечно, хотела, чтобы наша дочка училась в какой-то частной школе, которая, с одной стороны, будет соответствовать нашим принципам в педагогике, подходам к воспитанию детей и подаче знаний. Но поскольку мы сейчас еще выбираем, где будем окончательно жить на протяжении какого-то отрезка жизни, то не могу сказать, что да, мы идём именно в эту школу. Может, мы продолжим жить в Москве, может, мы будем жить где-нибудь на юге России, а может. вообще в какой-то другой стране. Но в любом случае, я смотрю в сторону частного, альтернативного образования. То есть все равно это школа, не все одиннадцать классов на домашнем образовании.

Есть вариант, что просто эта школа может формально не являться государственной, то есть у нее нет государственной лицензии. Может, это будет какая-нибудь частная школа, в которую мы будем ходить, но сдавать обыкновенные контрольные или экзамены мы будем в классической школе. Я знаю ряд таких школ в Москве, которые существуют как кружки, но фактически там будет полный цикл образования. То есть все предметы – это средняя и старшая школа. Все предметы есть, все преподаватели есть, но они учат по-своему. То есть своим совершенно другим подходом, который не всегда стыкуется с классической нашей системой. Поэтому они даже не пытаются бороться вот с этими ветряными мельницами и все время отстаивать право быть школой с выдачей аттестатов. И дети, которые учатся в этой системе, приходят в обычную школу и сдают экзамены.

Михаил: То есть механизм такой же. Просто прикрепляешься к школе, там уже учишься по-своему, потом сдаешь экзамен. Смотри, если подвести итог, у нас получается первый вариант – самый простой. Если у вас через дорогу от дома есть какая-то альтернативная школа, заточенная под ваши задачи. Вот есть дом или квартира, вышел через дорогу, а там – Ваша школа, которая имеет лицензию, выдаёт аттестат, школа может быть при этом и без оценок. Вроде для учеников нет оценок, а для проверок есть.

Анастасия: Есть такая система, я знаю, что этим школам не просто живется, но они уже придумали, как с этим справиться.

Михаил: Получается, есть готовое решение в виде , но проблема в том, что такие готовые решения чаще всего есть в крупных городах, и они стоят денег. Вот сколько (сейчас меняется курс доллара и евро, на данный момент доллар – 65 рублей) стоит в среднем месяц образования в школе в Москве? Есть у тебя такая информация?

Самые дешевые школы стоят 50 000 рублей в месяц. Это минимальная цена на частные школы. Дальше цена растет. Но от 50, в среднем 70 до 100 000 в месяц стоят школы в Москве. Получается для подавляющего большинства населения – это нереально. Получается, остается второй вариант – это домашнее, онлайн, всё, что вне школы, но надо прикрепляться к ним. Получается в твоем случае, начальная школа – вопрос решаемый, нужен всего один учитель, который всё ведет. Это как-то можно решить. Потом посложнее, но тоже как вариант. И третий вариант, который ты тоже предложила: не париться. В том плане, что, может быть, ребенку будет нормально, если он будет ходить в обычную школу.

Анастасия: Среди обычных школ есть учителя, которые ставят превыше всего любовь к детям, желание дать им реальные знания, а не просто формально соблюсти требования системы. И такие школы есть, есть такие учителя, но, к сожалению, их очень мало. И этим учителям очень часто бывает непросто, бывает и попасть к ним не просто, но, как пример: одна моя подруга, которая, что называется, не парилась, отдала ребёнка в среднюю школу, что находилась прямо через дорогу, – и попала в какой-то класс. И оказалась в совершенно чудесном классе, у чудеснейшего учителя.

Она говорит, что у них как раз таки безоценочная система, у них учителя вместо того, чтобы выделять ошибки красной ручкой, подчеркивают их зеленой ручкой. Так что получилось хорошо. Это как маленький пример.

Школа дает, прежде всего, любым способом знания, чтобы у всех детей был к ним интерес. Это самая классическая школа, подруга не платит какие-то бешеные денег за частное образование. Но если вы поищете, можно найти рядом обычных школ, не стоит отчаиваться, что всё, круг замкнулся, частные школы не по карману. На самом деле, ищите тех учителей, которые ставят любовь к детям превыше всего. И отсюда уже пойдет и качество обучения у этого учителя, и меньший упор на оценочную систему и т.д.

Михаил: Ну что же, я думаю, мы так более-менее всё разобрали по полочкам. Те, кому интересно, какие-то выводы сделают. Вопросы у меня к тебе еще есть, конечно же. Давай еще парочку задам, опыт у тебя действительно интересный, и двое детей. Вопрос еще такой: я знаю, что у тебя дети «практикуют» . И это тоже такая тема очень интересная. В том плане, что дети растут, и не появляется ли каких-либо сложностей в соприкосновении с реальным миром, потому что все-таки это питание нетрадиционное. Как тобой этот вопрос решается? Какие-то, может, есть особенности интересные?

Анастасия: Поскольку этот вид питания, вегетарианский, у нас уже не первый год, и мы не только начали вести его сейчас, перед школой, а уже несколько лет являемся вегетарианцами, и оба моих ребенка сами являются осознанными вегетарианцами. Это их решение, я их не заставляла, они сами приняли это решение, поэтому быть вегетарианцем в каком-то коллективе для них не составляет труда. Они ходили в сад, где их кормили классической кухней, для них не было чего-то такого неестественного.

Сын не чувствует себя белой вороной, когда отказывается от мяса, когда ему не кладут котлету, а всем кладут. Когда ему не наливают суп, а всем наливают, потому что это мясной суп. Это абсолютно нормально для них. Когда мы ходили на всяческие занятия с дочкой, и в том числе, на те самые занятия, которые длительные, на целый день, там все дети садятся кушать, а она берет себе двойной гарнир вместо, там… чего? Той же самой котлеты. Для них это не является какой-то проблемой, поэтому я бы тут даже вообще не заостряла внимания на питании, если для ребенка – это гармоничный путь, если он не чувствует себя каким-то изгоем и опять же он сам принял это решение, то это вообще не тема для обсуждения. Они находят, что поесть.

Да, при таком питании наедаться двумя порциями макарон не очень полезно, но зато дома мы начинаем утро со смузи, где максимальное количество витаминов и т.д. Поэтому вопрос питания у нас такой, дополнительный, что ли, который не стоит, чтобы его обсуждать в разрезе поиска школы.

Михаил: То есть сложностей нет? А все-таки, при общении со сверстниками, как дети себя ведут? Они проповедуют такой тип питания или, может, у тебя спрашивают: «Мама, что за странные люди едят мясо?»

Анастасия: Этап воинственного вегетарианства для нашей семьи уже пройден. Когда, в том числе дочка, пыталась доказать всем, что не надо есть мясо. Мы это прошли. Я сказала ей, что каждый должен прийти в свое время к какому-то решению. Тебе говорят: не бей брата, но ты все равно в какой-то момент можешь его ударить. Сколько тебе ни будут говорить, но пока ты сама не осознаешь, что не надо на него поднимать руку, бесполезно это тебе двести раз повторять. Или там, не надо кричать на кого-то. Поэтому я говорю: и в плане питания каждый сам для себя решит. Конечно, видно, что ей грустно, что кто-то ест мясо, она по этому поводу порою даже где-то переживает. Говорит: «Ну почему же они не понимают?»

Но это не влияет на ее отношение в плане выбора друзей, в плане того, с кем общаться. «Ага! Он ест мясо! Значит, я не буду с ним общаться!» Был у нее этап, она говорила: «Он ест мясо, может, он какой-то не такой?» Мы это проговорили, обсудили, теперь эта проблема не стоит абсолютно.

Михаил: Замечательно! Ну что ж, давай подведем некоторые итоги. По поводу образования понятно, мы итог подвели, и каждый будет сам за себя решать, куда отправиться. Главное, что какие-то варианты есть. Вот прям, если совсем ненависть к школе, домашнее образование – хоть какой-то путь дает. Но мне еще в купе с тем, что мы поговорили о питании, наверное, такой вывод сразу напрашивается, что ваша семья и, в принципе, дети… у вас такой образ жизни, ну, не совсем такой, как у всех.

Большая часть людей все-таки живут по-другому. Но при этом нет никаких проблем, сложностей, ни у тебя, ни у супруга, ни у детей во взаимодействии с этим миром. Самое главное, это показывает, что этого не следует бояться, потому что это многих останавливает, наверно, и страхи появляются, и давление общественное. И вот перед вами Настя, посмотрите, как она улыбается, сколько в ней энергии, света и добра, и при этом она живет согласно своим ценностям, своим установкам, и все при этом замечательно. Такой вывод, наверно, у меня напросился, возник в голове. Ну, наверное, сегодня все.

Артём 23.12.2015

Здравствуйте Михаил,
хочу выразить свое мнение по поводу образования…
благодаря тренинг центру «Твой Старт» я сейчас
Индивидуальный Предприниматель…

я наткнулся на Вас когда учился на первом курсе,
сейчас у меня образование 9 классов, но то что
происходит по факту в разы лучше, чем у всех
моих школьных знакомых и однокурсников в колледже.

Я занимаюсь образовательным бизнесом и помогаю людям,
начал читать по 5 книг в неделю и проходить много тренингов,
хотя в школе я был не очень хорошим учеником (мягко говоря) …

Мне оставалось получить диплом, но я не стал этого делать,
решил заняться своим дело и не прогадал

Спасибо за статью, очень интересно! У меня дочка тоже на домашнем образовании, дистанционно.
Я бы хотела высказать своё мнение по поводу социализации и якобы того, что домашний ребёнок окажется в итоге неадаптированным к жизни. Меня всегда удивляло такое мнение. А семья, в которой учится ребёнок, разве живет в вакууме, оторвана от социума, изолирована от жизни?
Мне видится, что вне школы у ребенка больше возможностей адаптироваться к жизни. Всё зависит ещё от родителей. Если родители сами максимально ограждают ребёнка от жизни, то конечно он будет неадаптирован.
А так наоборот даже — ребёнок видит как живёт его семья, с какими задачами сталкиваются его родители в течении дня, как они их решают, в том числе используя знания, в отличии от того ребёнка, который огражден от жизни школьными стенами. Это и есть настоящее воспитание. Раньше ведь так и воспитывались и обучались — личным примером. И получались целые династии высококлассных мастеров своего дела.
Кроме того в школе дети практически общаются только со своими сверстниками, тогда как «семейники» имеют более широкий диапазон для общения и социализации, не то что более приближенный к реальной жизни, а это уже и есть реальная жизнь. Читать, учить, писать и одновременно няньчить младшую сестру, помогать маме в быту и по работе — чем не адаптация к РЕАЛЬНОЙ жизни для девочки? Школа в этом плане оторвана от жизни, и больше приближена к офисной жизни. Аутогенные тренировки, методики рзвития памяти, внимания дадут им определённый уровень этих способностей, ниже которых не стоит начинать учиться, независимо от возраста, хотя лучше начинать с детского сада.
Может быть надо вернуться к системе начального образования, но в новом качестве: учить читать быстро, учить считать быстро в уме, учить понятно и разборчиво писать.
Учить стенографии, слепой печати, философии-мышлению
«Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий филосрфией»
(Эпикур)
«Знания, только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не только памятью» (Л.Н.Толстой)
Оценок не выстовлять. Ученик должен сам себя оценить.
Программу надо составить так, чтобы если не закрепил знания не можешь двигаться дальше.За определённый период вреьени должен быть определённый уровень знаний.
50% времени учёбы-физическое развитие, воспитание волевых качеств.
Каждый из учеников, окончивших школу и достигший определённых финансовых успехов, обязан помогать школе материально, а школа должна развиваться и создавать свои филиалы. Эта мысль должна быть у них в голове с самого начала учёбы.
(Это размышления о методе образования. Можно добовить, убавить, изменить, главноке, чтобы это было полезно и интересно желающим получить знания.)
Это Гаврилову, на всякий случай

Ответить

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ЧОУ «Первая народная школа» (далее – Оператор).

1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта

2. Основные понятия, используемые в Политике

1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу ;

4. Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

5. Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта ;

10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

1. Фамилия, имя, отчество;

2. Электронный адрес;

3. Номера телефонов;

4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

4. Цели обработки персональных данных

1. Цель обработки персональных данных Пользователя - информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте.

2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты [email protected] с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте . Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора [email protected] с пометкой «Актуализация персональных данных».

4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных

1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

8. Заключительные положения

1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты [email protected].

2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки", стремитесь раскрыть индивидуальные качества своего ребенка. Причин может быть масса. А альтернатив школе всего несколько:

  1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, школы-парки и другие).
  2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.
  3. Перейти на семейное образование.

Сегодня мы поговорим о последнем варианте. Семейное образование часто путают с домашним обучением и экстернатом. Обучение на дому организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Педагоги приходят на дом к ученикам, соответственно, успеваемость - ответственность образовательного учреждения.

При семейном образовании успеваемость ребенка, прохождение необходимых промежуточных и итоговых аттестаций - ответственность родителей.

Экстернат же - это самостоятельная, часто ускоренная форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы. При семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Хоумскулинг в России - явление молодое. Во времена СССР считалось, что любое обучение за стенами школы - не образование. С 1990-х годов ситуация изменилась, но массовым семейное обучение так и не стало. Сегодня интерес к хоумскулингу растет.

Плюсы

Главный плюс - индивидуальный подход. Семейное образование - это как пальто, сшитое по фигуре ребенка.

Родители могут самостоятельно устанавливать расписание, подбирать методику преподавания. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка, его биологические часы.

Появляется возможность сделать акцент на изучение тех предметов, которые в школе обходят стороной или не уделяют столько внимания: языки, архитектуру, искусство и т.д. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

Еще один весомый плюс - комфортный социум. Исключается давление со стороны преподавателей или одноклассников, ребенку не рутине, что делает жизнь свободнее и естественнее. Кстати, практика показывает, что кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы

Родители, которые выбирают для своих детей семейный формат обучения, должны быть готовы к тому, что это потребует достаточно много их собственных сил и времени.

И организация такого обучения потребует от них самих высокой степени организованности, твердого понимания целей и задач, педагогических навыков, образованности.

У ребенка же могут проявиться (а могут и нет, все зависит от того, как выстроена система семейного обучения) следующие "побочные эффекты": снижение навыков коммуникации, образ "белой вороны", отсутствие или частичное нарушение дисциплины, эгоизм, ощущение избранности, инфантилизм.

К чему нужно быть готовым родителям

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

  • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
  • проблема выбора образовательной программы и методик;
  • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
  • родители должны быть готовы к работе с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение;
  • хоумскулинг съедает все (или почти все) время родителя.

Как перевести на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования (в 2-х экземплярах).

Желая вы можете услышать от такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т.д. Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация, скорее всего, поменяется.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что, полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Популярные вопросы родителей

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы не обозначена, это повод для требования родителями внести изменения по включению в устав школы данной формы обучения, согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Однако рекомендуется их все же не игнорировать, чтобы быть уверенным, что в свободном плавании вы не заплыли слишком далеко от ФГОСа.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия, в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

  • "Семейное обучение как система" Алексей Карпов
  • "Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев