Компенсация родителям за семейное образование. Обучение детей-инвалидов: компенсации, льготы и формы обучения За семейное обучение часть денег возвращают

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования .

Такая форма образования, как образование семейное, существует в нашей стране достаточно давно. В отличие от вынужденного надомного образования (связанного с состоянием здоровья учащегося), образование семейное – дело, по сути, добровольное.

Ранее даже в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях. Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены. Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Директора школ стали заявлять родителям, что ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет - это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

На первый взгляд, в словах представителей администраций школ есть логика. Но если вчитаться в новые нормативно-правовые акты повнимательнее, можно понять, что тут не все так просто.

Действующее законодательство не запрещает выплату компенсаций за образование в семье. А исчезновение прямых норм в федеральном законе, скорее всего, связано с тем, что теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит, именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за домашнее обучение ребенка.

Семейное образование, как одна из форм обучения, проговаривается в статье 17 ФЗ №273. А значит, оно совершенно законно. Учитывая тот факт, что средства образовательным учреждениям выделяются на обучение всех школьников (вне зависимости от их наличия в «списках»), идея «лишать» денег детей, учащихся дома, выглядит совершенно нелогично. Более того, это противоречит статье 43 Конституции РФ, в которой речь идет о поддержке различных форм образования и самообразования.

В результате, в одних регионах из-за семейного образования развернулись судебные баталии, в других – органы местной власти решили снять противоречия, урегулировав вопросы выплат специальными региональными нормативными актами.

Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году. В 2016 и 2017 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2017/2018 учебного года выплаты сохранены.

В Пермском крае материальная сторона семейного образования регулируется Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае». Прикамье вообще считается одним из передовых регионов России в вопросе домашнего обучения детей. Здесь регулярно проводятся межрегиональные конференции, посвященные данному вопросу, родители не только учат детей в индивидуальном порядке, но координируют свои усилия, открывают частные мини-школы.

Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.

Конечно, было бы неплохо, чтоб точку в этих дискуссиях поставил именно федеральный законодатель, прописав норму о компенсациях в законе на государственном уровне таким образом, чтобы это больше не вызывало разночтений и разногласий, но, при этом, соответствовало самой системе финансирования образования. Однако в ожидании этого шага родителям приходится добиваться решения данного вопроса терпеливо и очень настойчиво.

Что делать, если в вашей школе вам отказывают в компенсации за обучение ребенка на дому?

Получение компенсации нужно обсуждать с директором школы на стадии написания заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если же он не желает принимать ответственности на себя – то с руководством регионального департамента образования. Если же и там к вам не прислушаются, а вы будете принципиально настроены довести дело до логического завершения, вам нужно будет либо готовить документы в суд, либо вместе с другими родителями инициировать обращение в региональные правительства и заксобрания с просьбой урегулировать вопрос при помощи принятия специального нормативного акта на уровне области, края или республики.

Олег Полевой

Публикуем подготовленную экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» правовую справку о том, какими федеральными нормами регулируется возможность выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в регионах России и о действительной правовой ситуации с компенсациями за семейное образование в Москве.

СПРАВКА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МОСКВЕ.
(вопросы нормативного регулирования по состоянию на 19.10.2013)

Настоящая правовая справка подготовлена экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» в связи с обращениями граждан, содержащими вопросы о возможности получения компенсаций в связи с семейным образованием в Москве и других регионах. В данной справке рассмотрены вопросы нормативного регулирования выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне, а также вопросы нормативного регулирования выплаты таких компенсаций в Москве в соответствии с действующим на 19.10.2013 региональным законодательством.

1. Вопрос: Каковы общие основания для выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в текущей ситуации?

Ответ: Статья 43 часть 2 Конституции РФ гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ». Бесплатность общего образования обеспечивается путем государственного финансирования получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, государственное финансирование негосударственного образования (в частности, получаемого в частных школах или в семье) не является прямой конституционной обязанностью государства.

Тем не менее, статья 43 часть 5 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация … поддерживает различные формы образования и самообразования» . Эта государственная поддержка может осуществляться в различных формах, в том числе и в форме финансовой поддержки или финансового обеспечения.

В настоящее время на уровне государственной политики в области образования реализуется принцип «деньги следуют за учеником». Хотя этот принцип, сам по себе, и не получил нормативного закрепления, он осуществляется на практике – в частности, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») четко предусматривает финансовую поддержку деятельности частных общеобразовательных организаций в области общего образования в виде субсидий на возмещение затрат (ст. 8 ч. 1 п. 6, ст. 99 ч. 5, ст. 108, ч. 13, п. 1 подпункт «б» и п. 2 подпункт «б»). Пояснительная записка, сопровождавшая законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» , указывала, что такая возможность финансовой поддержки общего образования в частных образовательных организациях со стороны государства направлена «на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

При этом не существует никакого разумного основания для исключения семейного образования (как и самообразования) из общей модели финансового обеспечения по принципу «деньги следуют за ребенком».

Как показывают данные исследований, семейное образование дает в среднем академические и социальные результаты, не худшие, а во многих случаях и лучшие, чем обучение в «школьном» формате . Научные данные не позволяют считать, что семейное образование в чем-либо уступает школьному обучению, что имеются какие-либо основания предпочитать школьное обучение семейному. Являясь, по экспертным оценкам, наиболее быстро растущей формой общего образования в мире, семейное образование, безусловно, является самостоятельной и самоценной формой обучения, обладает собственными преимуществами и спецификой, и не может считаться лишь субститутом школы.

Не случайно государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), относя в разделе 2.2 к приоритетам государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года обеспечение «качественно нового уровня индивидуализации образования», прямо связывает его, в том числе, и с развитием семейного образования.

В этой ситуации очевидно, что финансовая поддержка семейного образования ничуть не менее, чем финансовая поддержка частных образовательных организаций, будет содействовать «повышению конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

Необходимо учитывать и тот факт, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Семья, обучающая ребенка дома, как и образовательная организация, должна прилагать усилия и трудиться для того, чтобы обеспечить такое соответствие, она не в меньшей степени, чем государственные, муниципальные и частные школы, содействует выполнению государственных задач в области обеспечения качественного образования подрастающих граждан.

В таких условиях нормативная ситуация, обеспечивающая финансовую поддержку всех видов получения общего образования в школе, но не семейного образования, не может быть признана разумной, справедливой и сбалансированной. Отсутствие финансовой поддержки семейного образования (в особенности при наличии такой поддержки частных образовательных организаций) может обоснованно рассматриваться как несправедливое и дискриминационной. Такая дифференциация предоставления поддержки различным формам образования является неоправданной и необоснованной.

Исходя из всего сказанного и с учетом принципов справедливости, представляется необходимым и целесообразным обеспечить финансовую поддержку семейного образования на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм общего образования.

2. Вопрос: Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне.

Ответ: Действующий Федеральный закон «Об образовании в РФ» не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Как будет показано ниже, однако, это не препятствует осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

Таким образом, на данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ст. 43 ч. 5 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусмотренных ст. 43 ч. 2 Конституции РФ, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, кроме образования в семье.

Необходимо отметить, что до 2004 года федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования.

П. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее «прежний Закон РФ «Об образовании») устанавливал:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан» (ред. от 20.07.2004).

Статья 40 Закона РФ «Об образовании», включая и данный пункт, утратила силу в 2004 г., в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, принимавшегося «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения» (Преамбула к закону).

Таким образом, отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность региона обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва и Ярославская область) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 года.

Таким образом, отмена федеральной нормы о компенсациях в 2004 году привела к существенному ухудшению положения семей и детей, использующих семейное образование. Практика показала, что соответствующие вопросы редко и с трудом решаются на региональном уровне.

В связи с этим представляется необходимым вернуть на федеральный уровень рамочную норму, предусматривающую финансовую поддержку семейного образования, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм обучения. Никаких принципиальных препятствий для этого не усматривается.

Вместе с тем, пока федеральная норма отсутствует, представляется необходимой и справедливой финансовая поддержка семейного образования в форме выплаты компенсаций на уровне регионов или муниципалитетов. Отсутствие такой поддержки, как это было показано выше, едва ли может быть признано справедливым, даже если федеральное законодательство и не предусматривает на сегодняшний день прямой обязанности региона ввести и осуществлять такую поддержку.

3. Вопрос: Вправе ли регионы и муниципалитеты осуществлять выплату компенсаций в связи с семейным образованием.

Ответ: Хотя федеральный закон явным образом не устанавливает обязанности или права субъекта Российской Федерации или муниципалитета осуществлять финансовую поддержку семейного образования путем выплаты соответствующих компенсаций родителям получающих его детей, из федерального закона прямо следует возможность такой поддержки и право региона (муниципалитета) ее осуществлять.

Существует несколько путей нормативного закрепления выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на уровне региона:

А) Выплата компенсации родителям детей, получающих семейное образование в качестве меры социальной поддержки:

Выплата компенсаций родителям в связи с семейным образованием может устанавливаться и рассматриваться в качестве дополнительной меры социальной поддержки регионального или муниципального уровня.

Возможность этого на региональном уровне прямо следует из действующей редакции статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право ».

Такая же возможность на муниципальном уровне прямо следует из действующей редакции ст. 20 ч. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

Таким образом, выплата компенсации в связи с семейным образованием может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Такой подход представляется наиболее логичным и преемственным по отношению к существовавшей до 2004 года федеральной норме о финансовом обеспечении семейного образования (из текста которой следует, что рассматриваемая выплата рассматривалась в качестве социального пособия или его аналога).

Примером такой нормы является п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве», которая устанавливает:

Выплата компенсации на региональном (или муниципальном) уровне может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки обучающихся (конкретной категории обучающихся – детей, получающих семейное образование) или в качестве меры социальной поддержки конкретной категории семей, имеющих детей (семей, дети в которых получают семейное образование).

Представляется справедливым, чтобы объем этой компенсации был соразмерен объему финансовой поддержки иных форм обучения. Именно на это и направлены как действовавшая до 2004 года федеральная норма, так и процитированная выше норма регионального московского законодательства. Эта цель достигается в указанных нормах путем нормативной привязки размера данной меры социальной поддержки к размеру соответствующих нормативов финансового обеспечения получения образования в образовательных учреждениях.

Поскольку речь идет о мере социальной поддержки, выплата соответствующих компенсаций никак не связана и не может быть связана с тем, зачислен ли на данный момент ребенок, получающий семейное образование, в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, или нет. Представляется, что данная мера социальной поддержки также не может правомерно привязываться к образовательным результатам ребенка как таковым (иное было бы необоснованной дискриминацией детей в области социальной поддержки по признаку учебных достижений).

Представляется, что если такая компенсация регионального уровня рассматривается как мера социальной поддержки обучающегося (как представляется, именно такая трактовка косвенно следует из текста ранее действовавшей федеральной нормы и ныне действующей нормы регионального московского законодательства), то ее выплата должна учитываться в бюджете мер социальной поддержки по линии регионального органа управления образованием, а в случае если она устанавливается как мера социальной поддержки семьи, имеющей детей – по линии соответствующего регионального органа управления социальной защитой населения.

Финансовое обеспечение данных мер социальной поддержки, согласно положениям ранее указанных федеральных законов осуществляется за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно.

Б) Учет в нормативах финансирования образовательных учреждений.

Альтернативный механизм финансовой поддержки семейного образования может реализовываться на региональном уровне в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 года.

Прежний Закон РФ «Об образовании» в подпункте 6.1 ст. 29 п. 1 включал в полномочия органов государственной власти Российской Федерации полномочие в следующей формулировке:

«обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

Данный перечень расходов, включаемых в субвенцию, являлся закрытым и не допускал дополнений. Перечень, действующий до 1 января 2014 согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», является аналогичным (ст. 108 ч. 13 п. 1 подпункт «а»).

Однако с 1 января 2014 года вступает в силу новая формулировка указанного полномочия, предусмотренная ст. 8 ч. 1 п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»:

«обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Анализ текста данной нормы показывает, что устанавливаемый ею перечень является не закрытым, а открытым (на это указывает как использование в ней слова «включая», так и, в особенности, последующего уточнения в форме «за исключением…», которое было бы совершенно бессмысленным, если бы нормой предполагался закрытый характер перечня). Это позволяет включать в нормативы финансирования достаточно широкий перечень затрат, с учетом региональной и иной специфики. При этом, в соответствии со ст. 99 ч. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» данные нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, «по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения».

Следует отметить, что аналогичный перечень, также открытый по своему характеру, для финансовой поддержки частных образовательных организаций путем субсидирования содержится в пункте 6 части 1 той же 8 статьи Федерального закона «Об образовании в РФ».

Данные нормы в их совокупности позволяют региону реализовать еще одну модель финансовой поддержки семейного образования – через включение средств на выплату компенсаций в связи с семейным образованием в нормативы финансирования образовательных организаций.

Пример такого решения можно видеть в Законе Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», соответствующие положения которого вступают в силу с 1 января 2014 года.

Данный региональный закон включает в нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях особый норматив, предназначенный для финансовой поддержки семейного образования: «Норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в части выплаты одному из родителей (законных представителей) компенсации за получение образовательной услуги вне муниципальной общеобразовательной организации» , предусматривая конкретную формулу для его расчета (см. п. 44 и 59 Приложения № 1 к указанному региональному закону Омской области).

Порядок выплаты указанных средств родителям в этом случае могут определяться особым нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае Омской области – порядок утвержден приказом областного Министерства образования).

Данный вариант финансовой поддержки семейного образования представляется полностью отвечающим нормам федерального законодательства.

Однако, хотя его использование вполне возможно, он имеет и два существенных недостатка:

  • выплата компенсации при этом варианте нормативного регулирования возможна лишь через образовательную организацию – а значит компенсацию не могут получать те дети, которые в данный момент не зачислены в контингент обучающихся образовательной организации (в качестве экстернов, для прохождения аттестации), при том, что ребенок, получающий семейное образование не обязан постоянно числиться в образовательной организации;
  • выплата компенсации в этом случае происходит опосредованно, через бюджет образовательной организации – между тем практика показывает, что образовательные организации негативно воспринимают такие ситуации, считают, что от них уходят деньги, которые «уже стали их средствами», а кроме того при этом создаются условия для коррупции со стороны образовательной организации (удержание части средств компенсации под различными предлогами).

В связи с этим представляется более целесообразным включать в нормативы финансового обеспечения нормативы затрат на проведение промежуточной и итоговой аттестации экстернов (включая затраты на необходимые консультации перед аттестацией), а компенсации для родителей все же устанавливать отдельно в качестве меры социальной поддержки (по ранее рассмотренному варианту нормативного регулирования).

В любом случае, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций. Представляется справедливым и целесообразным, чтобы все субъекты Российской Федерации установили соответствующие нормы.

4. Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием действующим законодательством города Москвы?

Ответ: Да, предусмотрена.

Как уже было указано ранее, п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве» устанавливает:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Указанный региональный московский закон является действующим. Он не отменялся, в целом сохраняют силу, а его нормы – остаются обязательными для региональных московских органов власти.

Утверждения, которые, по сообщению ряда родителей, звучали в общении из уст отдельных представителей государственных органов Москвы, о том, что с принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» данный московский закон автоматически перестал действовать, является недействующим – не соответствует действительности.

Законодательство не предусматривает подобного механизма автоматической утраты силы ранее действовавшим региональным законом при принятии нового федерального закона по соответствующему предмету регулирования из области совместного ведения.

Более того, Федеральный закон «Об образовании в РФ» прямо устанавливает в ст. 111 ч. 5:

«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации .

Из этой нормы, в ее нормативной взаимосвязи с положениями ст. 4 ч. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ», следует, что все ранее действовавшие нормативные акты субъектов РФ в области образования (включая и рассматриваемый Закон г. Москвы) остаются действующими, за исключением тех их конкретных положений, которые вступают в противоречие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и принятыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами.

Из ранее приводившегося анализа (Вопрос № 3) очевидно, что рассматриваемая норма московского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а значит полностью сохраняет свою силу. Правовыми актами города Москвы должен быть установлен порядок выплаты соответствующих компенсаций, и они должны продолжать выплачиваться.

Сказанное относится и к регулировавшему ранее получение образования в различных формах, включая и семейное образование, «Положению о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», далее «Положение»).

Утрачивают силу лишь те норму указанного Положения, которые вступают в противоречие с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» и иными нормами федерального законодательства.

Это, однако, не относится к норме Положения, устанавливающей порядок выплаты компенсаций при семейном образовании – а именно п. 4.8, который гласит:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Нетрудно увидеть, что данное положение лишь практически дословно воспроизводит соответствующую норму регионального закона.

Утверждения о том, что выплата компенсаций при семейном образовании теперь невозможна, поскольку дети находятся вне образовательных организаций, также несостоятельно и необоснованно.

Нетрудно убедиться, изучив вышеприведенные нормы, что они никоим образом не увязывают выплату компенсаций с нахождением ребенка в образовательном учреждении. При этом ранее упоминавшийся закон г. Москвы ничего не говорит о необходимости зачисления ребенка в образовательную организацию для выплаты компенсаций – в п. 3.1 ст. 6, устанавливающей компенсацию ничего не говорится о зачислении в школу, речь идет лишь о том, что компенсация выплачивается за счет средств учредителя образовательной организации, а в п. 4 той же статьи закона говорится лишь о «закреплении» ребенка за соответствующей организацией (об учредителях которой, очевидно, и говорит п. 3.1). Такое закрепление, само по себе, не связано нормативно с зачислением в контингент.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п 9, ребенок, получающий семейное образование, который пользуется своим правом пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе, зачисляется в нее в качестве экстерна, который, в свою очередь, относится в этом качестве к обучающимся образовательной организации.

В любом случае, ни рассматриваемый московский закон, ни рассматриваемое Положение никоим образом не связывают выплату компенсации с зачислением в образовательную организацию и не ставят ее выплату в зависимость от такого зачисления.

Из этого следует, что порядок выплаты соответствующих компенсаций, устанавливаемый правовыми актами города Москвы, должен обеспечить ее выплату всем детям – жителям Москвы – получающим общее образование в семье, вне зависимости от их зачисления в ту или иную образовательную организацию, за которой они «закреплены» в соответствии с п. 4 ст. 6 рассматриваемого московского закона.

Никаких оснований для утверждений, что компенсация отменена, не может или не должна выплачиваться жителям города Москвы, осуществляющим семейное образование своих детей, в положениях нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня не усматривается и, следовательно, такие основания отсутствуют. Действующие нормы, напротив, дают родителям московских детей, получающих семейное образование, право на такую компенсацию.

Следует отметить, что, с учетом выше рассмотренных вопросов, не усматривается каких-либо оснований для отмены такой компенсации и в будущем, при принятии новых нормативных правовых актов города Москвы в области образования. Представляется необходимым и целесообразным сохранение установленной законом города Москвы компенсации, особенно в свете того, что ранее председатель комиссии по образованию и молодежной политики Московской Городской Думы В.М. Кругляков публично заверил общественность, что в новом законе города Москвы об образовании будут максимально сохранены те гарантии в области образования, которые есть в действующих московских законах .

Ребёнок может учиться вне стен школы, однако только за семейное обучение родители имеют право получить компенсацию. Что это за компенсация и откуда она берётся?
Школа получает деньги на каждого ученика для того, чтобы обеспечить его знаниями. Если этот ученик переходит на домашнее обучение — школа всё-равно тратит на него деньги, так как организует обучение ученика на дому. При экстернате тоже ребёнок прикреплён к конкретной школе и школа диктует родителям условия обучения и график сдачи зачётов и экзаменов. Ситуация же с семейным образованием в корне отличается. Тут родители сами организуют обучение своего ребёнка. Они составляют план учёбы и сдачи зачётов и экзаменов, а потому именно они и должны получать за это деньги в размере примерно 8 тысяч рублей на ребёнка. Кроме этого, в тех регионах, где предусмотрено бесплатное школьное питание, деньги за бесплатное питание также могут быть перечислены на карточку родителей.

Отношение школ к семейному образованию

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании»

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Что делать родителям?

Конечно же, нужно пытаться получить компенсацию, так как за год в разных регионах она составляет от 80 до 150 тысяч рублей, с помощью которых родители могут организовать обучение ребёнка более эффективно, наняв дополнительных педагогов или отдав ребёнка в тематические кружки (а хорошие всегда стоят дорого).
Получение компенсации нужно оговаривать сразу с директором школы при написании заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если вам отказывают — идёте в Департамент образования. Обычно этого хватает. Если же нет — можно написать письмо в Российскую газету, чтобы привлечь внимание к теме. Так поступила Ирина Глазкова из Омска. После её письма омичи, переведшие детей на семейное образование, будут получать:

На ребёнка начальных классов — 7816 рублей ежемесячно;
- на ребёнка средних классов — 9770 рублей в месяц;
- на старшеклассника — 11724 рубля в месяц.

Можно довести дело до судебного разбирательства, обычно оно заканчивается победой родителей. Если же молча соглашаться с нарушением законов, страдать будет, в первую очередь, ваш ребёнок.

Ольга антольевна

04.10.2014 в 09:46

Россия, г. Владивосток | Вопросов: 1

Оплата домашнего обучения родителям

Номер вопроса №5034360

Прочитан 1397 раз

Единая Бесплатная Консультация Юристов

Защита прав потребителей, банкротство, алименты, ЖКХ, наследство

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

3 ответa на вопрос от юристов сайт

    Закон РФ " Об образовании" не предусматривает оплату родителям к сожалению.Учат учителя. на дому

    У вас мало информации. Варианты возможны.Обращайтесь. уточняйте.

    Ольга Анатольевна, добрый день!

    В Приморском крае действует программа по возмещению расходов родителей детей, обучающихся на дому, только для родителей детей-инвалидов.

    Так, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па утвержден порядок, в том числе и по возмещению расходов:

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    в IX классах - до 11 часов;

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    копию паспорта;

    ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНА ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ.

    ДЛЯ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНО, И ПРЕДУСМОТРЕНО ПОСЕЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОМ.

    ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ОБУЧЕНИЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ ИМ ПОЛОЖЕНА КОМПЕНСАЦИЯ ДО 10000 РУБ. В ГОД

    В ИНЫХ СЛУЧАЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации .

    Постановление Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па

    ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают воспитание и обучение этих детей на дому.

    2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

    Заключение лечебно-профилактического учреждения оформляется в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы (далее - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.

    4. Зачисление детей-инвалидов в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

    5. Образовательное учреждение:

    предоставляет детям-инвалидам, обучающимся на дому, на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает детей-инвалидов, обучающихся на дому, специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию детей-инвалидов, обучающихся на дому;

    в соответствии с лицензией выдает детям-инвалидам, обучающимся на дому, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.

    6. Для индивидуальной организации обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю:

    в I - IV классах - до 8 часов;

    в V - VIII классах - до 10 часов;

    в IX классах - до 11 часов;

    в X - XI классах - до 12 часов.

    7. Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, до получения ими основного общего образования имеют право выбирать формы обучения в соответствии с действующим законодательством.

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается Администрацией Приморского края.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов , коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    9. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет включительно, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, выплачивается компенсация произведенных на эти цели затрат (далее - компенсация) в размере фактически произведенных затрат, но не более 10000 рублей в год.

    Выплата компенсации производится один раз в год по документам, подтверждающим фактические затраты за предшествующий календарный год.

    Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитывающегося и обучающегося на дому по общеобразовательным программам самостоятельно.

    10. Выплата компенсации производится департаментом образования и науки Приморского края (далее - департамент) в соответствии со сводной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на эти цели.

    11. При обращении за компенсацией родители (законные представители) детей-инвалидов представляют в территориальные отделы опеки и попечительства департамента (далее - территориальные отделы) по месту жительства в течение всего календарного года, следующего за отчетным, следующие документы:

    заявление о выплате компенсации (с указанием документа об установлении опеки или попечительства над ребенком-инвалидом в случае, если ребенок-инвалид является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей и реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации);

    копию паспорта;

    копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида;

    копию пенсионного удостоверения об инвалидности;

    документы, подтверждающие фактические затраты родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно (оплата образовательных услуг, приобретение учебной литературы).

    Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.

    12. Родитель (законный представитель) обязан сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления компенсации, в течение 10 дней с момента их возникновения.

    13. Территориальные отделы в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, осуществляют проверку представленных документов, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составляют реестр выплат по форме, утвержденной департаментом, и направляет его в департамент.

    Департамент ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, готовит и направляет сводные реестры получателей компенсации в государственное казенное учреждение Приморское казначейство.

    14. Государственное казенное учреждение Приморское казначейство во исполнение договора о передаче отдельных функций главного распорядителя средств краевого бюджета государственному казенному учреждению Приморскому казначейству, заключенному с департаментом, в течение пяти дней после предоставления департаментом реестра готовит и представляет в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю заявки на кассовый расход на перечисление денежных выплат с лицевого счета департамента, открытого в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю, на счета, указанные в заявлении.

    Выплата компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, производится в течение двух месяцев со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

    15. Контроль за результативностью, адресностью и целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент.

    Положение

    о семейном образовании

    4. Финансовое обеспечение семейного образования

    4.1. Финансирование семейного обучения осуществляет учредитель.

    Родителям (и иным законным представителям), осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребёнка в форме семейного образования по всем предметам с начала учебного года, на основании заключенного с общеобразовательной организацией договора возмещаются затраты в рамках регионального норматива бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования на соответствующем уровне. Выплаты производятся в порядке, установленном законодательством.

    В иных случаях затраты на семейное образование решаются в частном порядке без ущемления интересов родителей(законных представителей)

    4.2. Дополнительные расходы, произведённые семьёй сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (и иными законными представителями) самостоятельно.

    4.3. Родители (и иные законные представители), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.