Как мы уже указывали, самостоятельная работа студентов колледжа делится на аудиторную и внеаудиторную. Возможно ли использование дистанционных технологий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной формы обучения в колледже? И если возможно, то каким образом?
Имеются ли научные исследования, посвященные рассматриваемому нами вопросу за последние пять-шесть лет? Анализ научно-педагогических исследований показал, что интерес к проблеме организации самостоятельной работы не ослабевает (работы Вишневской В.П. "Виды самостоятельной работы студентов педагогического колледжа" (2003), Войтиной Н.И. "Планирование и организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа" (2003), Беспалой Е.Н. "Общепедагогические особенности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов" (2004)). В то же время явно обозначилась тенденция применения в самостоятельной работе студентов средних и высших профессиональных учебных заведений новых информационных технологий (работы Подоль Р.Я. "Перспективные тенденции развития самостоятельной работы студентов в условиях компьютерной революции" (1999); Прибылова А.Ю., Бирюковой Е.В. "Использование компьютерных технологий как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов" (1999), Коваленко И.Е. "Компьютеризация и самостоятельная работа студентов" (1999), Виштак О.В. "Интегрированный дидактико-информационный комплекс поддержки самостоятельной учебной деятельности студентов, изучающих информатику" (2004), Дочкина С.А. "Применение НИТ для активизации самостоятельной работы курсантов высших военных учебных заведений" (2004), и пр.). Появились отдельные работы, связанные с изучением применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов, например, диссертационное исследования Макарчук Г.А. "Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике" (2004), Дубровской Ю.А. "Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного образования" (2005). Однако, как показал анализ научно-педагогической литературы, использование дистанционных технологий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной формы обучения в колледже не являлся предметом исследования специалистов, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Для того чтобы ответить на поставленный выше вопрос, следует, прежде всего, обозначить основные положения, которые касаются специфики дистанционных технологий и понимания внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа.
Как нам уже известно, дистанционные технологии главным образом базируются на самостоятельном обучении студента. Более того, дистанционные технологии по своей сути направлены на организацию продуктивной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося. Их специфическая особенность состоит в том, что в процессе обучения студенты активно самостоятельно работают со средствами информатизации в отсутствии преподавателя.
Дистанционные технологии содержат такие подсистемы, как устойчивое и эффективное управление самостоятельной учебной деятельностью, выбор оптимальной стратегии самообучения с учетом личных характеристик обучающихся, адаптация к использованию информационных технологий.
С такой позиции понимания дистанционных технологий они вполне могут быть задействованы для реализации внеаудиторной самостоятельной работы, которая представляет собой форму организации учебной деятельности, носящей управляющей характер, а ее суть заключается в решении учебно-познавательных задач.
Главной целью внеаудиторной самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материала без посторонней помощи, т. е. без помощи преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
позволяет глубоко вникнуть в сущность изучаемого вопроса, основательно в нем разобраться;
вырабатывает у студентов стойкие идейные взгляды и убеждения;
формирует у них такие ценные качества, как трудолюбие, организованность, инициативу, силу воли, дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;
повышает культуру умственного труда студентов, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания. Это особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту, после окончания учебного заведения, приходиться заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников
Внеаудиторная самостоятельная работа может включать воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают репродуктивный, реконструктивный и творческий уровни самостоятельной деятельности студентов (Н.В. Гросс, В.П. Фатеев).
Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает выполнение работы, связанной с решением задач, выполнением таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков.
Реконструктивная самостоятельная работа предполагает перестройку решений и составление тезисов, аннотирования, написания рефератов и др.
Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения стоящей перед ним задачи.
Поскольку внеаудиторная самостоятельная работа носит деятельност-ный характер, то в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способа выполнения, исполнительское звено, контроль.
В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение внеаудиторной самостоятельной работы:
мотивированность учебного задания;
четкая постановка познавательных задач;
алгоритм, метод выполнения работ, знание студентом способов ее выполнения;
четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
определение видов консультационной помощи;
критерии оценки, отчетности и т. д.;
виды и формы контроля.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что дистанционные технологии позволят реализовать такие характерные черты внеаудиторной самостоятельной работы, как:
составление банка практических заданий по изучаемой дисциплине;
отсутствие непосредственного участия преподавателя в выполнении задания;
- - наличие специально предоставленного для выполнения задания времени;
- - наличие опосредованного управления преподавателем познавательной деятельностью студентов.
И в целом позволяет реализовать все те условия, от которых зависит успешное выполнение внеаудиторной самостоятельной работы студентами по изучаемым дисциплинам.
Это может быть представлено в виде рисунка (см. рис. 2).
Рис. 2. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с помощью дистанционных технологий
Как следует из представленного рисунка, дистанционные технологии разрешают чрез учет собственных данных студента создавать внеуадиторную самостоятельную работу, беря во внимание при этом время и пространство исполнения работы, а еще свойство её исполнения.
Все вышеизложенное дозволяет нам отдать определение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, организованной с поддержкой дистанционных технологий. Это целенаправленная умышленно организованная с помощью дистанционных технологий активность студента сообразно решению учебно-познавательных задач без конкретного роли педагога, которая характеризуется возможностью воплощения контроля выполнения студентом учебно-познавательных задач со стороны педагога и самоконтроля студента
Осмотрим реализацию внеаудиторной самостоятельной работы студентов института с внедрением дистанционных технологий на образце дисциплины "Информатика".
Энергоинформатика - интегративный объект, суть которого разрешено означить последующим образом: обучить информатике - означает обучить технологии покупки познаний из такого информационного места, которое является средой обитания современного человека.
Независимая служба сообразно информатике состоит из аудиторной и внеаудиторной. 1-ая реализуется на упражнениях и связана с пребыванием педагога, который гарантирует наиболее узкое создание и управление работой студента. 2-ая - студент приобретает поручения, а отбор способа и метода деловитости исполняет сам. Недостает твердого управления со стороны педагога.
Система внеаудиторной самостоятельной работы по информатике, реализуемой с помощью дистанционных технологий, с нашей точки зрения, должна включать: цель, содержание, дистанционную технологию, объект, субъект, критерии, результат.
Цель внеаудиторной самостоятельной работы студентов: приобретение обучаемыми знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и требованиями работодателя, а именно:
- -умений и навыков собирать и обрабатывать информацию;- умений и навыков использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
- - знаний, умений и навыков, составляющих основу информационной культуры специалиста;
- - умений и навыков активно действовать в профессиональной ситуации;
- - умений и навыков анализировать и проектировать свою деятельность;
умений и навыков самостоятельно действовать в условиях неопределенности;
устойчивого стремления к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции, саморазвитию), стремления к творческой самореализации.
Дистанционная технология внеаудиторной самостоятельной работы студентов: деятельность, выстроенная в соответствии с содержанием внеаудиторной самостоятельной работы. С нашей точки зрения, возможно использование элементов кейсовой или телекоммуникационной технологии.
Из элементов кейсовой технологии могут быть заимствованы следующие:
Преподаватель объясняет организацию внеаудиторной самостоятельной работы;
преподаватель периодически проводит консультирование и осуществляет проверку тестов;
разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки начала и окончания учебного процесса;
в период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, электронной почты и других возможных средств связи.
Из частей телекоммуникационной технологии имеют все шансы существовать заимствованы методы доставки к обучающемуся учебно-методической информации (телекоммуникационные каналы).
Следует подметить, что дистанционные технологии в системе внеаудиторной самостоятельной работы представляют собой просветительный процесс, подключающий этапы: планирование, компьютерное обучение, оборотная ассоциация, мониторинг. Дистанционные технологии содействуют развитию мотивации и самоорганизации студентов. Формирование мотивационной сферы личности базируется на реализации внутренних потребностей личности: самоактуализации, самоуважения, сохранности, принадлежности. (Д. Зиглер, Л. Хьел). Вложение в процесс дистанционных технологий операций целе-полагания, планирования, контроля и самоконтроля формирует подходящие условия для развития случайной регуляции (С.В. Чебровская).
Первенствующий нрав в данной системе имеют средства НИТ (информационно-справочные системы, компьютерные тренажеры, автоматические учащие системы и пр.).
Предмет: студенты очной формы обучения, изучающие дисциплину "Информатика".
Субъект: педагоги, умышленно приготовленные для проведения обучения с поддержкой дистанционных технологий.
Итогом самостоятельной работы студентов сообразно информатике с внедрением дистанционных технологий является: 1) формирование самостоятельности; 2) сформированные познания, умения и навыки сообразно информатике и подготовленность их применения в учебной и профделовитости.
В структуре внеаудиторной самостоятельной работы методом применения дистанционных технологий считаем целесообразным отметить мотивационный, абстрактный, утилитарный и оценочно-рефлексивный аспекты сформированности готовности студентов к применению познаний, умений и навыков сообразно информатике в учебной и профделовитости.
Поэтому мы выделяем 3 уровня сформированности самостоятельности: маленький (репродуктивный), обычный(частично-поисковый), высокий(созидательный).
Условиями эффективного применения дистанционных технологий во внеаудиторной самостоятельной работе студентов мы определяем:
включение в учебный материал графической формы представления информации, адекватной цели представления изучаемого объекта;
проведение динамического мониторинга для отслеживания и анализа показателей системы и динамики их изменений за счет осуществления нулевого, промежуточного и итогового срезов;
применение в качестве основных форм обучения индивидуальных форм познавательной деятельности;
использование творческих заданий, построенных по принципу нарастающей сложности, предполагающих решение разноуровневых проблем в соответствии с учебными возможностями студента;
последовательное увеличение доли самостоятельности студентов в процессе дистанционных технологий, повышение ответственности за самоконтроль и самоанализ своей деятельности.
Внеаудиторная работа студентов - это процесс, в котором доминирует элемент самореализации. Она позволяет студентам гармонизировать внутренние и внешние факторы формирования профессиональной культуры, создает дополнительные условия для реализации внутреннего потенциала, удовлетворения тех потребностей, которые в процессе аудиторной работы не удовлетворяются. Внеаудиторная работа должна быть ориентирована на личность студента.
Возрастание роли внеаудиторной и самостоятельной работы является одной из ведущих звеньев перестройки обучения - воспитательного процесса в высшей школе.
Самостоятельная внеаудиторная работа - это не только средство роста интеллектуального потенциала, профессиональной культуры, но и платформа формирования ответственности, овладение средствами самоактуализации, самовоспитания, самообразования.
Развития творчества студентов способствуют различные формы и виды внеаудиторной воспитательной работы (организация дискуссионных студенческих клубов, клубов по интересам, индивидуальные консультации и др.).
В современной педагогической литературе почти не обобщенно новые подходы к организации самостоятельной работы студентов, различных форм и видов внеаудиторной работы. Без самостоятельной работы специалист сформироваться не может.
Очень важно, чтобы в вузах на каждой кафедре функционировали кружки, проводились дополнительные диспуты, семинары, консультации. Хорошо, когда эти процессы имеют устоявшийся, организованный характер, а студенческое самоуправление в значительной степени пытается решать организационно важные вопросы.
По нашему мнению, к основным формам внеаудиторной работы студентов относятся выполнение домашних заданий, научно-исследовательская работа, непосредственное участие в конференциях, соревнованиях, играх, педагогическая практика, участие в работе кружков, работа в летнем лагере отдыха детей, руководство кружком или секцией в школе, дома творчества, организация соревнований, диспутов, круглых столов, помощь социальным службам, страхование в государственных учреждениях и тому подобное.
Нужны какие-то дополнительные средства контроля за самостоятельной внеаудиторной работы студентов? Лишь частично.
Контроль за самостоятельной и внеаудиторной работы студентов может быть косвенным или органично вписанным в учебный процесс. К основным формам и средств контроля можно отнести передсеминарськи консультации, семинарские занятия, коллоквиумы, индивидуально-теоретические собеседования, письменные контрольные работы, предэкзаменационные опрос студентов с помощью компьютера, государственные экзамены, изучение основных интересов, недостатков, настроений студентов. Эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе зависит от деятельности кураторов студенческих групп.
От кураторов и преподавателей, взаимодействия их со студенческим активом зависят интенсивность и качество внеаудиторной работы. Куратором может быть только опытный человек, который своим авторитетом и опытом может влиять на студентов. Важный элемент внеаудиторной работы - взаимодействие преподавателей и студентов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации досуга, планирования научной работы. Куратор группы - это главный консультант и воспитатель студентов в группе. В функции куратора предстоит работа в общежитии. Неофициальные условия дают возможность лучше изучить особенности характера студентов, индивидуализировать воспитательную работу.
Внеаудиторная работа студентов младших курсов имеет специфику. Большинство времени в таких студентов занимает проблема адаптации к условиям обучения в вузе. Со временем организационные функции куратора уменьшаются. Большинство организационных проблем студенческого самоуправления решает самостоятельно.
Работа куратора со студенческим активом продолжается с первого по пятый курс включительно, но этот процесс приобретает со временем новые качества. Инициаторами большинства мероприятий становятся именно студенты, нравственная и интеллектуальная ответственность их растет. Куратор со студентами старших курсов уделяет внимание вопросам профессионального самоопределения, формированию общественного направленности, профессиональной устойчивости.
Внеаудиторная работа - один из главных факторов формирования самостоятельности студентов. В внеаудиторной работе студентов закрепляется их потребность в профессиональном самовоспитании, самореализации и, что особенно важно, их деятельность все больше приобретает творческий характер.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Определите сущность нравственного воспитания личности,
2. Проанализируйте понятие "нравственная культура личности».
3. Определите главные подходы к изучению нравственного развития личности.
4. Раскройте главные условия эффективного нравственного воспитания студентов.
5. Проанализируйте средства регулирования поведения.
6. Проанализируйте уровне нравственной воспитанности личности. Соотнесите понятия "моральный воспитанность личности" и "нравственная культура личности».
7. Определите самооценку профессионально-гуманистических качеств личности учителя-воспитателя по предложенной тестовой картой.
Внимательно проанализируйте анкету, а затем выполните самооценку с помощью такой шкалы:
· Балл и + 2 * - качество выражено ярко, типична для личности, оказывается интенсивно!
· Бал "2" - качество характерно для личности, оказывается часто.
· Бал "0" - качество не является достаточно выраженной, оказывается редко;
· Балл "-1" - противоположная качество личности проявляется чаще и выражена более заметно;
· Бал "2" - противоположная качество личности выражена ярко, оказывается активно, типично.
Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. - М., 1979.
Бартенева И. А. Профессиональная деятельность учителя по воспитанию эмоционально-положительного отношения подростков к обучению: Дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.04. - А., 2 000.
Богданова О.С., Черепкова СВ. Нравственное воспитание старшеклассников. - М.: Просвещение, 1988.
Вопросы нравственного воспитания учащихся и студентов: Сб. науч. тр. - Минск: МПИ им. AM Горького, 1991.
Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М.: Педагогика, 1982.
б.Деребо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н / Д.: Феникс, 1996..
Каленникова Т.Г. Межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания учащихся: Автореф. дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.01 / Мин. р. образ. Респ. Беларусь. - Минск: Педагогика, 1982.
Коменский Я. А, Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.
Козачок В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: Учеб. пособие. - М.: Выща шк., 1990.
Костицкая И.М. Проблемы экологического образования в педагогической теории и практике работы школ Украины (1970-1990 pp.): Дис.... канд. пед. наук: 18.00.01. - М., 1996..
Кравченко С.А. Психологические особенности развития экологического мышления у студентов: Автореф. дис. ... Канд. псих, наук: 19.00.01 / Киев, ун-т им. Т. Шевченко. - М., 1996..
Кузьмин В А. Молодежь на пути в XXI век. - М.: Содружество социолог, ассоциаций, 1992.
18. Лихачев В. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 1992.
14. Лихачев В. Педагогика: Курс лекций. - Второй изд., Испр. идол. -Ж; Прометей: Юрайт, 1998. 16. Макаренко А.С. Соч. - М., 1968.
МарьенкоИ.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985.
МоисеевНМ. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990.
Ноосфера: духовный мир человека / Сост. А. В. Ко рот -няы. - Л.: Лениздат, 1987.
Нравственное воспитание: поиск новых подходов. - М.: Знание, 1989.
Организация и эффективность правового воспитания. - М., 1988.
Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общественных наук / Под ред.: проф. Т.Ю. Бур-мистровой, проф. В. Воронцова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
Основы педагогики высшей школы: Учеб. пособие. / Ред.: Р.И. Хмелюк, И. М. Богданова, С. Н. Курляндии, А.Н. Яций. - О.: ПГПУ им. К.Д. Ушинского, в 1998.
Принцип природосообразности в воспитании и обучении детей: Метод, рекомендации / Сост.: А.Г. Козлова, Н. Кузнецова; РГПЫ. - СПб.: Образование, 1993.
Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981.
Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел. - М., 1999..
Сухомлинский В.А. В воспитании. - М., 1975.
Усманова И.П. Роль правового воспитания в современных условиях // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях общества. - М., 1999..
Ученые В.И. Вернадского в ноосфере: Науч.-аналит. обзор / Под ред.: В.Б. Ермолаевой, В.Л. Кальковой. - М.: ИНИОН, 1989. - (Глобальные проблемы и будущее человечества).
80. Хмелюк РЛ. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. - К.; О.: Выща шк., 1978.
Шварцман З.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителей в университете. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.
Юридическая энциклопедия. - М., 1999. - Т. 2.
Яновская М. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.
Яций А.М. Нравственное самовоспитание старшеклассников Метод, рекомендации. - О.: ЮУГПУ им. К.Д. Ушинского, 1 996.
Вуз служит не только местом передачи специальных знаний, но и является благоприятной средой становления личности студента, обеспечивает его дальнейшую адаптацию в системе профессио нальной деятельности и в окружающем мире. Профессиональная культура, основанная на общей культуре личности, способствует формированию личностно значимой системы профессиональных ценностей, обретению индивидуального стиля в выбранной профессиональной деятельности; - построению в процессе деятельности системы коммуникативных отношений (межличностных и деловых) в соответствии с принятыми нормами культуры общения; - развитию мотивации и потребности в продолжении общекультурного развития, профессионально-личностного совершенствования; - формированию технологической культуры деятельности. Педагог может помочь студенту обрести ценностно смысловые ориентиры и сформировать свое культурно-образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование профессиональной культуры. Студенчество - это важнейший период становления личности в целом, он характеризуется наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости, это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которая очень индивидуальна и вариативна. Внеаудиторная деятельность студентов - любая деятельность, осуществляемая во внеучебное время, не связанная с учебными планами аудиторных занятий и направленная на формирование и развитие профессионально значимых качеств, способствующая их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний, умений и компетенций. Внеаудиторная работа преподавателя - дея тельность, осуществляемая во внеучебное время, направленная на профессионально-личностное раз витие, самообразование, самосовершенствование как студентов, так и самих преподавателей вуза, принимающих участие в этой деятельности.
формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия, имеющие профессионально педагогическую направленность системы: мастер-классы, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные, подвижные, интерактивные игры и турниры, фотоконкурс и др.в рамках некоторых видов внеаудиторной деятельности могут наблюдаться различные уровни самостоятельности студентов. Так, при проведении массовых, длительных мероприятий (дни факультета, предметная неделя, студенческая конференция, предметная олимпиада и т. д.) возникает необходимость в общем руководстве и координации деятельности со стороны преподавателей. При этом отдельные мероприятия могут организовываться студентами под наблюдением или при отсутствии руководства со стороны преподавателей. Кроме того, виды внеаудиторной работы не определяются жестко достигнутым уровнем активности и самостоятельности студентов. Для студентов, занимающихся внеаудиторной деятельностью самостоятельно, могут быть организованы управляемые или регулируемые педагогом виды деятельности (педагогическая студия, мастерская, мастер класс и т.д.).. создаются условия для проявления индивидуальности, самопознания, саморазвития, самораскрытия и самоутверждения.
Институт кураторов является ключевой структурой в системе воспитательной работы вуза, реализующий программу воспитания студенчества с целью формирования у учащихся активной социальной позиции, гражданского самосознания, развития общей культуры и профессионально-трудовых навыков.
В своей работе куратор руководствуется Уставом университета, Положением о кураторе учебной группы, Положением о студенческом общежитии, Правилами поведения обучающихся и другими нормативными документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в вузе.
Куратор в высшем учебном заведении это преподаватель-воспитатель, который не только наблюдает за обучением студентов, но и активно вовлекает их в воспитательно-образовательный процесс, используя систему взаимоотношений, основанную на сотрудничестве и партнерстве.
Одна из главных задач куратора - помочь студентам 1 и 2 курсов быстро и безболезненно адаптироваться к студенческой жизни, научиться ориентироваться в своих правах и обязанностях, познакомиться с организацией учебного и внеучебного процесса в вузе, сплотить коллектив и создать благоприятный микроклимат в группе.
Куратор соединяет в себе несколько социальных ролей, он - организатор, социолог, тренер, гид, режиссер. Куратор знакомит первокурсников с местом их учебы, проживания, с городом, знакомит с традициями факультета и университета в целом. В его задачи входит диагностирование и выявление тех или иных трудностей студенческой адаптации, он оказывает помощь группе в период подготовки к мероприятиям как организатор и постановщик, создает условия (проводит тренинги, семинары, игры, беседы) для формирования здорового микроклимата в коллективе.
круг обязанностей куратора достаточно обширен:
· разъяснение структуры вуза, системы обучения и традиций учебного заведения;
· проверка текущей успеваемости;
· проведение индивидуальных бесед с каждым студентом группы с целью ознакомления с его интересами, социальными условиями, состоянием здоровья, семейными условиями, мотивации к обучению и т.п.;
· контроль выполнения учебного графика;
· организация встреч преподавателей с отстающими студентами;
· контроль за выполнением текущих заданий;
· оповещение родителей об итогах успеваемости и общественной деятельности студентов;
· оказание помощи отстающим студентам;
· представление на кафедру и в деканат конкретных предложений по поощрению хорошо успевающих студентов и принятию мер в отношении студентов с низкой успеваемостью.
В свою очередь куратор совместно с заведующим кафедрой и заместителем декана факультета участвует в решении таких вопросов, как:
· назначение стипендий;
· представление студентов к установленным в университете формам поощрения или взыскания;
· отчисление, восстановление, перевод студентов на другие специальности;
· поселение в общежитие;
· предоставление академических отпусков и перевод на повторное обучение;
· распределение студентов на производственную практику и молодых специалистов на работу;
· перевод на индивидуальный график обучения;
Куратор организует взаимодействие студентов, объединенных в группу, следит за посещаемостью, соблюдением дисциплины и своевременной сдачей экзаменов. Куратор обычно работает с группой и не нацелен на исследование личных особенностей и профессиональных склонностей студента.
тьютор
– это куратор, педагог-психолог, конфликтолог, правовед, менеджер, друг и помощник студента на пути личностного становления и профессионализации.
Базовая функциональная обязанность тьютора – создание избыточной образовательной среды для тьюторанта, с целью выработки уникальной индивидуальной образовательной траектории, постоянно уточняющейся и корректирующейся. Итог работы тьютора и тьюторанта состоит в организации процесса индивидуализации и совершении последним профессионального выбора.
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Причем надо отметить, что тьютор работает с установкой на будущее, студент для тьютора – человек - «будущего». Именно в этом выражена индивидуализация образования, что отличается от индивидуального подхода, суть которого опора на человека «реального». Тьютор – это посредник между традиционным педагогом и студентом. Он анализирует интересы и проблемы тьюторанта, отслеживает, что в учебной программе даётся с трудом, а к чему есть способности и интерес. Тьютор помогает наладить отношения с однокурсниками, направит и объяснит, как удачнее развить тему эссе, написать сочинение.
Тьютор помогает тьюторанту сформулировать учебные и профессиональные интересы, исследовать ресурсы, а в итоге – найти своё призвание. Например, студент не может усвоить тему дисциплины «Финансовый менеджмент», преподаватель объясняя и видя низкие результаты по самостоятельным работам, может обратиться к тьютору за поддержкой. В своё время тьютор, спросит студента: «Что могло бы помочь тебе разобраться в сложной для тебя теме?» Ответ студента может быть связан, как с отсутствием интереса к предмету, так и со сложностью стиля преподавания. И то и другое затрудняет процесс обучения студента, но тьютор может помочь студенту облегчить освоение предмета, поднимая уровень осознанности относительно необходимости данного предмета или конкретных знаний, встроить в индивидуальную программу те дисциплины или практикоориентированные формы обучения, которые помогут студенту и повысят интерес к обучению и улучшат результат.
Тьютор помогает разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее.
Тьютор – он помогает студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности. Тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.
Виды заданий для ВСР
Для овладения знаниями : чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.
Для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебном материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (конспект-анализ);подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка докладов; составление библиографии, тестирование и другое.
Для формирования умений и навыков:
решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; к конкурсам, конференциям, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа.
Комплексное задание
Характеристика заданий и критерии оценки
Домашняя контрольная работа
Контрольные задания составляются преподавателем таким образом, чтобы можно было проверить знания основных разделов.
Контрольная работа разрабатывается в одном или нескольких вариантах (в зависимости от вида работы, дисциплины, формы обучения и т.д.). Возможны индивидуальные задания каждому обучающемуся. В каждом варианте содержится несколько заданий: теоретические вопросы, задачи, практические задания.
Распределение вариантов домашних контрольных работ осуществляется преподавателем.
При выполнении работы следует придерживаться следующих правил:
подобрать необходимую литературу, изучить содержание курса и методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы;
затем изложить теоретическую часть вопроса, т.е. проанализировать задание- выяснить, что известно, что надо найти, что для этого необходимо;
решить предложенные практические задания, например, аккуратно выполнить чертеж, или график, или рисунок;
оформить контрольную работу;
сдать ее на проверку преподавателю в установленный срок.
Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четко и разборчиво, без помарок и зачёркиваний, запрещается произвольно сокращать слова (кроме общепринятых сокращений).
На проверку не принимаются работы:
выполненные не по своему варианту;
выполненные небрежно и неразборчиво.
Оценка домашних к онтрольных работ
Контрольные работы могут оцениваться дифференцированно по следующим критериям выставления отметок по пятибалльной шкале:
выполнено без ошибок и недочетов 90-100% от общего объема работы - выставляется отметка «отлично»;
выполнено без ошибок и недочетов 76-89% от общего объема работы - выставляется отметка «хорошо»;
выполнено без ошибок и недочетов 50-75% от общего объема работы - выставляется отметка «удовлетворительно»;
выполнено без ошибок и недочетов менее 50 % от общего объема работы - выставляется отметка «неудовлетворительно».
Работа, выполненная на оценку «неудовлетворительно» возвращается обучающемуся с подробными замечаниями для доработки.
Контрольная работа, выполненная несамостоятельно, оценивается на неудовлетворительную оценку, и ему выдается новый вариант контрольной работы, отличный от первоначального.
Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчиво, без соблюдения требований по оформлению возвращается обучающемуся без проверки с указанием причин возврата на титульном листе.
Оформление домашней контрольной работы
Контрольная работа выполняется в рабочей тетради и оформляется в соответствии с общими требованиями: содержит название образовательного учреждения, название дисциплины по которой написана работа, фамилию и инициалы обучающегося, номер группы, название темы, номер варианта, дату.
При необходимости, текст ответа дополнить чертежами, схемами и рисунками, четко и аккуратно с помощью линейки и карандаша; можно выполнить работу на компьютере..
Основная часть обычно состоит из двух разделов:
В первом разделе раскрываются теоретические вопросы данной темы, ответы на вопросы должны быть полными и конкретными;
Вторым разделом является практическая часть, которая представлена решением задачи с учетом графиков, чертежей и т.д. Перед решением задачи должны быть полностью приведены ее условие. Решением задач следует сопровождать необходимыми формулами, расчетами и обоснованием.
Задачи, в которых даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, или если по условиям задания нет конечного результата, будут считаться нерешенными.
Критерии оценки:
правильное раскрытие содержания основных вопросов темы, правильное решение задач,
самостоятельность суждений, творческий подход, научное обоснование раскрываемой проблем,
правильность использования цитат (если цитата приводится дословно, то надо взять ее в кавычки и указать источник с указанием фамилии автора, названия произведения, места и города издания, тома, части, параграфа, страницы ),
наличие в конце работы полного списка литературы.
Контроль выполнения: письменная работа.
Написание реферата – в
Реферат - вид ВСР, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Темы для написания рефератов выдаются студентам на первых занятиях, определяются сроки их выполнения и защиты.
Задачи преподавателя:
Определить тему и цель работы;
Определить место и сроки подготовки;
Оказать консультативную помощь при формировании структуры реферата;
Оценить качество представленной работы и ее защиты.
Задачи студента:
Собрать и изучить литературу по теме;
Составить план реферата;
Изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
Оформление реферата согласно установленной формы;
Сдать на контроль преподавателю и озвучить в назначенный срок.
Критерии оценки:
Актуальность темы;
Соответствие содержания теме;
Глубина проработки материала;
Грамотность и полнота использования источников;
Соответствие оформления реферата требованиям
Время на защиту – 7 – 10 мин.
Написание конспекта первоисточника
Конспект - вид ВСР по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить. Время на озвучивание конспекта – 3-4 минуты. Задание для конспектирования выдается заранее
Задачи преподавателя:
Усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
Задачи студента:
Записывать только то, что хорошо уяснил;
Выделять ключевые слова и понятия;
Заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
Разработать и применять свою систему сокращений.
Критерии оценки:
Отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
Ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
Наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
Соответствие оформления требованиям
Написание доклада, эссе
Доклад, эссе - вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.
Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.
В качестве дополнительного задания планируется заранее в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.
Задачи преподавателя:
помочь в выборе источников по теме;
помочь в формулировании темы, цели, выводов;
консультировать при затруднениях.
Задачи студента:
подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;
выбрать главное и второстепенное;
составить план эссе;
лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;
оформить эссе и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
новизна, оригинальность идеи, подхода;
реалистичность оценки существующего положения дел;
полезность и реалистичность предложенной идеи;
значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
художественная выразительность, яркость, образность изложения;
грамотность изложения;
эссе представлено в срок.
Составление глоссария –
Глоссарий - вид ВСР студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Задания по составлению глоссария вносятся в тетрадь для самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.
Задачи преподавателя:
проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.
Задачи студента:
подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие терминов теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
работа сдана в срок.
Составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним .
Составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в домашних самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 20 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
Контроль выполнения: представление работ в папках
Составление тестов и эталонов ответов к ним
Это ВСР студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Задачи преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
познакомить с вариантом тестов;
проверить исполнение и оценить в конце занятия.
Задачи студента:
изучить информацию по теме;
провести ее системный анализ;
создать тесты;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.
Составление и решение ситуационных задач (кейсов)
– это ВСР студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач - чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Задачи преподавателя:
сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
консультировать студента при возникновении затруднений;
оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).
Задачи студента:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно - структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);
оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
задача представлена на контроль в срок.
Формирование информационного блока
– это вид ВСР студента, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и
оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики
изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость) . Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое
видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки, как самим студентом, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.
Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Задачи преподавателя:
дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;
проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.
Задачи студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.
Создание материалов-презентаций
- это вид ВСР студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.
Задачи преподавателя:
помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
консультировать при затруднениях.
Задачи студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Изготовление моделей или блоков моделей по выбранной теме
– это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, обучающийся уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется обучающимся в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.
Затраты времени на составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одиночной модели – 2 ч.
Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.
Роль преподавателя:
дать целевую установку на изготовление информационной модели, определить ее информационную значимость;
помочь в выборе материала для изготовления и выбора
формы отображения информации;
консультировать при затруднениях; дать оценку соответствия эталону и степени информативности модели
Критерии оценки модели:
соответствие содержания теме;
творческое исполнение задания;
практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях;
эстетичность оформления;
работа представлена на контроль в срок.
Контроль выполнения: представление моделей
Составление анкет, вопросов интервью и беседы
Это вид ВСР студентов по созданию методических средств для проведения диагностики выбранной проблемы исследования. Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, ее структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков. Анкета является методическим средством для получения первичной информации на основе вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.
Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.
Задачи преподавателя:
дать целевую установку на выполнение задания;
консультировать при затруднении.
Задачи студента:
изучить информацию по теме;
разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;
оформить задание и представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие вопросов теме;
охват всей проблематики темы;
корректная формулировка вопросов;
соответствие оформления требованиям;
работа представлена в срок.
Научно-исследовательская деятельность студента
Этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.
Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.
Ориентировочные затраты времени на такие работы - от 8 часов, максимальное количество баллов - 10.