Сказки по этикету в подготовительной группе. Виды этикета для детей: за столом, в гостях, поведения на улице, в общественных местах, в школе, в семье, в театре

Статья рассказывает о том, какие виды правил этикета существуют, а также о том, какие правила этикета следует знать детям с самого раннего возраста.

Этикетом принято называть нормы и правила поведения в определенном месте и в определенных ситуациях. Очень важно обучить ребенка этим правилам, тогда родителям не придется испытывать неловкость за своего ребенка, а наоборот и не один раз им придется услышать слова благодарности за хорошие манеры того человека, которого они воспитали.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

ВАЖНО: Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.



  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный


С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

  • Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

  • С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере

ВАЖНО: В этом возрасте стоит использовать игровые формы обучения ребенка этикету. Уже можно инсценировать ситуации, использовать сюжетные игры, не стоит забывать о забавных стихах и сказках на тему этикета.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле


Этикет вежливости детей: уроки

Учить правилам этикета ребенка следует на постоянной основе, используя игровые формы, напоминания, примеры и т.д. — это должен быть беспрерывный процесс. Постоянное проговаривание, демонстрирование взрослыми хорошего поведения в обязательном порядке увенчаются успехом.

Что касается обучения детей вежливости в детских садах, школах, то для педагогов существуют специально разработанные программы и уроки. Необходимые материалы и видеоуроки не составит труда найти и на просторах интернета.



Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Видео: Презентация Этикет и правила поведения за столом

Этикет для детей в гостях

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  • Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
  • Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
  • Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
  • В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
  • Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  • Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  • В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
  • Не стоит надолго задерживаться в гостях
  • Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
  • К себе гостей стоит приглашать заранее
  • В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
  • Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит


Этикет поведения детей в общественных местах

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди


Этикет поведения детей на улице

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

Ребенок должен четко усвоить, что:

  • Мусор должен находится в урне, а не на земле
  • Запрещается ходить по газонам
  • Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
  • Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
  • Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
  • В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
  • Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
  • Стоит помнить о правилах дорожного движения
  • Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
  • Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
  • Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо


Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д.

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Видео: Правила поведения в театре

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их.

Правила этикета для поведения детей в школе

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  • Уважать учителя
  • В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
  • В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
  • Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
  • Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
  • Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
  • Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
  • В начале урока следует приветствовать учителя стоя
  • Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
  • Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
  • Во время урока запрещается есть
  • Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
  • На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе

Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать. С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе.



Этикет поведения детей в семье

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  • С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо
  • Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с ними
  • Заходя в комнату к родителям, следует стучаться
  • Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них
  • Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером.



Телефонный этикет для детей

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  • Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
  • Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
  • В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
  • Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
  • Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
  • При неправильно набранном номере следует извиниться
  • Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
  • Запрещается баловаться с помощью телефона
  • Все сообщения должны быть грамотно написан


Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО: Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.



Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

Развернутые сценарии игр, конкурсов и викторин, как родители, так и педагоги могут с легкостью отыскать в книжных магазинах, библиотеках, интернете и т.д.



Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  • Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб


Сказки об этикете для детей

Все в тех же книжных магазинах также можно найти и сказки, которые призваны обучить детей хорошим манерам.

Стихи о правилах этикета детей

Я другу говорю: «Привет!»,
А он в ответ: «Здорово!».
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.

Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!» мы говорим.

Одежда в порядке — все чисто, опрятно —
С таким человеком общаться приятно.
А грязный, лохматый, оборванный вид —
Держаться подальше знакомым велит.

«Здравствуйте!» — при встрече говорим
Всем друзьям, знакомым и родным.
А когда уходим: «До свиданья!» —
Пусть коротким будет расставание.

Грубо разговаривать,
Насмешливо дразниться —
Это плохо, некрасиво!
Нужно извиниться.

У мамы много дел по дому,
В заботах папа день за днем.
И мы помочь родным готовы
Отложим игры на потом.

Если бабушка устанет —
Отдыхает пусть она.
Ну, а внук шуметь не станет,
Будет в доме тишина.

За помощь и поддержку
Всегда благодарим.
И, получив подарок,
«Спасибо!» говорим.

Взрослые беседуют.
Важный разговор.
Им мешать не следует —
Такой есть уговор.

Во дворе у нас беда —
Появилась ябеда.
Мы ее не обижаем,
Просто с нею не играем.

Есть такие малыши —
Себя хвалят от души.
Говорят таким обычно:
«Хвастуном быть неприлично!
Будь хорош не на словах,
А в поступках и делах».

Над знакомыми смеяться,
За глаза их обсуждать
Могут только злые бяки.
Людей не надо обижать!

В автобусе старушке
Место уступи.
Чуткость и внимание
К старшим прояви.

Тихо в транспорт мы заходим,
здесь не бегаем, не сорим.
Не кричим и не поем —
Хорошо себя ведем!

Пусть чья-то вещь тебе понравилась —
Сдержать свои желания сумей.
Забудь, иль обратись к хозяину,
Но брать тайком чужое ты не смей!

В транспорте общественном
Будь спокоен, тих.
Вежливо веди себя —
Уважай других.

Не стоит врать и клеветать,
Когда ты сам в ответе.
Свою вину решись признать —
Честны должны быть дети!



Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

Существует огромный выбор мультфильмов, как советских, так и современных, которые способны обучить ребенка вежливости, которые наглядно демонстрируют правила этикета. Отдельные серии о вежливости и о правилах этикета можно найти среди таких современных мультфильмов, как:

  • Малышарики
  • Смешарики
  • Лунтик
  • Уроки тетушки Совы


Уделяйте внимание своему ребенку, учите его правилам этикета, и тогда у вас получится воспитать хорошего человека.

Видео: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Сказка об Этикете. Правила поведения Сказка начинается. Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех. Добро или зло? Думал он думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей.».-Хорошо, - сказал волшебник. Тебя запомнят. - Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слышал твоего имени. И с первых шагов в этой стране ты должен проявлять себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали: «Кто это?» Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?» «Кто так красиво умеет все сделать?» Услышав в ответ – «Это Этикет», - запомнят твое имя и тебя. Я не умею. Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае? Я ведь не умею.-А ты всегда успей подумать о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.-Не могу себе представить.-Давай попробуем Нельзя мешать соседям! Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красной скатертью, стул с резной спинкой и выгнутыми ножками.-Садись, - пригласил волшебник.И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос: «Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям». Учимся сидеть за столом. И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смягчился и сказал:-Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях разных государств, чтобы научить сидеть юношей за столом, вкладывали между туловищами и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Напутствие. -Понравилось? – спросил волшебник.Да, очень.-А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит приятно?Такая поза подчеркивает красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других.


Приложенные файлы

Хорошим манерам нужно учить с детства. Статья поможет научить ребенка правилам столового, театрального, семейного и телефонного этикет.

Слова «Какой воспитанный ребенок!», брошенные кем-то знакомым или незнакомым, звучат музыкой для родительских ушей. Они горды за свое чадо и за себя, так как сумели привить ему правила хорошего тона. Как и любым другим вещам, учить этикету дошкольника и младшего школьника нужно в игровой непринужденной форме.

Виды этикета детей

Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.

Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.

Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:

  • вести себя при общении с другими людьми
  • позиционировать себя
  • характерная походка
  • речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
  • жесты и мимика
  • прочее

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.

Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:

  • вежливыми
  • сдержанными
  • скромными
  • отзывчивыми
  • рациональными
  • участливыми
  • ненавязчивыми
  • опрятными
  • аккуратными

ВАЖНО: Также родители должны понимать, что на развитие их малыша значительное влияние оказывает и его окружение. Чтобы ребенок имел хорошие манеры, необходимо ограничить его контакты с теми людьми, которые ими не обладают

В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:

  • речевой (правила вербального общения с окружающими)
  • столовый (правила общения во время еды)
  • выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
  • семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
  • телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
  • гостевой (правила поведения в гостях)
  • пассажирский (правила поведения в транспорте)
  • учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
    профессиональный
  • спортивный
  • свадебный
  • траурный
  • военный
  • религиозный
  • дипломатический
  • корпоративный

По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.

Обучение этикету детей 4, 5, 6 лет и школьников

Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих.

Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно.

  1. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса)
  2. Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация
  3. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
  4. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету

ВАЖНО: Правила хорошего тона нужно закреплять. Ребенку необходимо общаться с детьми, чтобы уметь вести себя в их коллективе. Также родители должны организовывать малышу походы в цирк, театр, на выставки, в кафе, прочее

ВИДЕО: Речевой этикет УРОК ПО ЭТИКЕ

Этикет для детей за столом

Насколько удивительным это не кажется, но обучение малыша столовому этикету начинается до года, с введением блюд прикорма или с момента, когда крохе вручают ложечку, чтобы он попытался есть самостоятельно.

Уже тогда кроха должен узнать, что:

  • едят в строго отведенных местах – на кухне или в столовой
  • для еды используют специальные предметы -посуду и столовые приборы
  • еда – это не игра
  • кушать нужно аккуратно

ВАЖНО: Еще до года нужно предлагать ребенку салфетку и показывать, что ею во время еды нужно вытирать ротик

  1. Использовать нужные столовые приборы. Начать нужно с элементарного: первое едят из глубокой тарелки, второе – из мелкой; вилку держат в левой руке, а нож – в правой (если, конечно, малыш не левша), прочее. Позже нужно объяснить ребенку правила пользования более сложными столовыми приборами, например, кокотной вилкой или ножом для рыбы. Освоить сервировку стола ребенку поможет специальная схема – картинка, как на фото
  2. Сидеть ровно, с прямой спиной. Для усвоения этого правила необходимо, чтобы у ребенка был обеденный стул, соответствующий его росту
  3. Не разговаривать и не баловаться. Тут не грех вспомнить фразу «Когда я ем, я глух и нем», придумать игру, которая бы проиллюстрировала, как некрасиво, когда кто-то балуется за столом
  4. Кушать нужно аккуратно, не размазывать еду по тарелке
  5. Делить кусочки на большие, чтобы не набивать рот
  6. Вытирать рот салфеткой
  7. Не тянутся через весь стол за каким-то блюдом, а попросить передать его
  8. Не класть локти на стол
  9. Не брать за стол игрушки
  10. Проявлять заботу об окружающих
  11. Говорить вежливые слова, принимаясь за трапезу («Приятного аппетита!») и заканчивая ее («Спасибо!»)

ВАЖНО: Во время обучения ребенка столовому этикету родители не должны переусердствовать – порой поучение и критика с их стороны выглядят более невежливо, чем баловство со стороны ребенка

ВИДЕО: Презентация Этикет и правила поведения за столом

Этикет для детей в гостях

Когда ребенок приходит в гости к взрослым, знакомым родителей, или детям, своим друзьям, он проходит своего рода экзамен на воспитанность. Он сдаст его успешно, если будет знать, что:

  1. Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам
  2. Звонить или стучать в двери нужно ненастойчиво, максимум дважды
  3. Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец
  4. Первое, что должен сделать гость – поздороваться
  5. Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь
  6. Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет
  7. Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее), нужно попросить разрешение у хозяев
  8. Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за радушный прием и хорошо проведенное время

Поход в гости — экзамен на вежливость для ребенка.

ВАЖНО: Нужно объяснить ребенку, что уходить домой от гостей нужно тут же, как об этом попросят родители. Даже если играть в гостях очень интересно, малыш не должен ныть, капризничать, просить остаться еще ненадолго. Слишком продолжительный визит может быть утомительным для хозяев

Этикет поведения детей на улице

Находясь на улице, ребенок пребывает в обществе других людей, если, конечно, это не прогулка где-то в лесу. Своим поведением он не должен доставлять им дискомфорт.

Родители должны объяснить малышу, что:

  1. Ходить на тротуаре нужно по правой стороне. Тогда удастся избежать столкновения с теми, кто идет навстречу
  2. Нельзя сорить. Для обложек от конфет, огрызков, прочего мусора существуют урны
  3. Нельзя показывать на прохожих пальцем
  4. Нельзя останавливаться посреди тротуара, преграждая путь тем, кто идет сзади. Если развязался шнурок, нужно отойти в сторону и там уже его завязать
  5. Нужно соблюдать правила дорожного движения. Это – вопрос безопасности
  6. Со знакомыми людьми нужно здороваться
  7. Никогда нельзя разговаривать или уходить с незнакомыми людьми
  8. Лучше не кушать на ходу. Чтобы сгрызть яблоко или полакомиться мороженным, лучше присесть на скамейку

ВАЖНО: Уже с малого возраста можно приучать мальчика помогать маме носить покупки. Тогда шанс, что он вырастет галантным, увеличатся

Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре

Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:

  • детские игровые комнаты
  • парки развлечений
  • зоопарки
  • театры
  • музеи
  • выставки

Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.

Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
Так, в театре:

  1. Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
  2. Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
  3. Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
  4. Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
  5. Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
  6. Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
  7. Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
  8. Во время спектакля нельзя разговаривать
  9. В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться

ВАЖНО: Современное важное правило: если у ребенка есть мобильный, его на время спектакля лучше отключить. Разговоры по телефону в театре – проявление крайней невежливости

ВИДЕО: Азбука этикета. в театре.

Речевой этикет для детей. Этикет общения ребенка

Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:

  • знакомство
  • приветствие
  • привлечение и удержание внимания собеседника
  • умение просить
  • умение отказывать
  • умение извиняться
  • умение сочувствовать, проявлять участие
  • поздравления
  • прощание
  • благодарность

Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.

Общаясь, ребенок дошкольного возраста уже должен:

В форме коротких и ритмичных стишков детям легче будет выучить правила хорошего тона.
Кроме собственно правил этикета рифмовки:

  • тренируют память ребенка
  • тренируют речь ребенка
  • расширяют словарный запас ребенка

Вот несколько примеров интересных стишков:


Этикет поведения детей в семье

Прошли те времена, когда к мамам и папам обращались на «Вы». Сегодня общение в семье более свободное. Тем не менее, ребенок должен знать, что:

  • общаться со взрослыми нужно вежливо и с уважением
  • нельзя пререкаться с родителями, бабушками и дедушками
  • заходя в комнату взрослых, нужно постучать
  • нельзя ябедничать родителям на брата или сестру

ВАЖНО: В свою очередь, родители должны вежливо относится к детям, учитывать их пожелания и интересы, ни в коем случае не забывать, что они, хоть и маленькие, но личности

Этикет поведения детей в школе

Когда ребенок идет в первый класс, для него начинается совершенно новая жизнь. Теперь у него совершенно новая функция: он – ученик. Родители дома и учителя в школе должны объяснить ему правила поведения в школе.

Вот некоторые из них:

  1. В школу нельзя опаздывать. Нужно приходить за 10-15 минут до начала занятий
  2. Необходимо иметь с собой сменную обувь
  3. В классе нужно сидеть на своем месте
  4. Нужно иметь при себе все необходимые для работы принадлежности
  5. Разговаривать во время урока нельзя, для общения с детьми есть перемена
  6. Выполнять домашнюю работу нужно обязательно
  7. К учителю нужно проявлять уважение
  8. До окончания урока выходить из класса нельзя
  9. Пропускать уроки можно только по болезни
  10. Если учитель входит в класс, приветствовать его нужно стоя
  11. Если на уроке захотелось в туалет, нужно поднять руку и попросить разрешение ненадолго покинуть класс
  12. На перемене не кричать, не бегать по коридорам, не толкаться и не драться
  13. Прочее

ВАЖНО: Во многих школах сегодня установлены свои правила. О них должен рассказать классный руководитель. Иногда такие правила публикуют в брошюрах и раздают всем ученикам класса

ВИДЕО: Правила поведения в школе

Телефонный этикет для детей

Мобильный телефон есть чуть ли не у каждого современного первоклашки. Ребенка нужно научить, как правильно разговаривать по нему и писать смски.

  • разговор по телефону нужно начинать с приветствия
  • в общении по телефону соблюдаются все правила речевого этикета
  • сообщения, даже если они адресованы другу, пишутся грамотно, в них употребляются только приемлемые сокращения
  • в школе, поликлинике, общественных местах (театре, планетарии, кино, прочее), разговаривать по телефону неприемлемо
  • обещание перезвонить нужно выполнять
  • нельзя отвечать на телефон другого человека, если только он сам не попросил об этом

Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

Учить и закреплять правила хорошего тона детям помогут игры.

ВАЖНО: Готовые сценарии игр родители могут найти в специальных книгах или в Интернете. Если подключить фантазию, придумывать их можно самому. Главное, чтобы игра была целенаправленной

  1. Игра «Чаепитие у Мальвины». В основе игры – знаменитая детская сказка «Буратино». Играть в игру могут несколько детей или ребенок с игрушками. В гости к Мальвине приходят ее друзья. Они проявляют вежливость, здороваясь с хозяйкой, интересуясь, как у нее дела. Один Буратино ведет себя невежливо, громко говорит, перебивает других. Когда начинается чаепитие, он ест варенье руками, «сербает» из чашки, тянется через весь стол за кусочком пирожного. Задача Мальвины и ее гостей – объяснить Буратино, что он ведет себя неправильно и рассказать о правилах хорошего тона в гостях и за столом
  2. Игра «У меня зазвонил телефон». У ребенка понарошку звонит телефон. Он должен вежливо ответь на звонок: поприветствовать звонящего, поговорить с ним, потом попрощаться. После все происходит наоборот
  3. Конкурс «Правильно и неправильно». Проводится уже после того, как ребенок выучил основы этикета. Может быть групповым. Ребенку дают колокольчик или флажок. Взрослый читает ситуации. Если в какой-то из них нарушены правила хорошего тона, ребенок должен поднять флажок над головой или позвонить в колокольчик, назвать, что в ситуации было неправильно, как нужно было поступить на самом деле. Например: «Маша в театре во время спектакля ела бутерброд и разговаривала по телефону со своей подружкой». Маша поступила неправильно. В театре кушать нужно только в буфете в антракт, говорить по телефону во время спектакля нельзя

Этикет: беседа с детьми

Под беседой в педагогике подразумевают целенаправленное общение. Она является эффективным методом воспитания определенных качеств в ребенке старшего дошкольного или школьного возраста, не раньше.
Беседа по этикету с целью разъяснения правил хорошего тона в той или иной ситуации:

  • не должна быть долгой
  • не должна быть монотонной
  • должна быть интерактивной
  • должна иллюстрироваться карточками, плакатами, обучающими фильмами, мультфильмами, прочее

Беседы по этикету — элемент воспитательной работы в школе.

Обычно, такие беседы проводятся педагогами с группами детей в садике или школе.

Книги по этикету для детей. Сказки об этикете для детей

В любом детском магазине можно купить книги по этикету для детей. Это могут быть поучительные сказки в прозе и стихах или нечто подобное своду правил. Выбрать хорошую книгу, по которой малыш легко выучит, как себя вести, помогут следующие советы:

  1. Книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Если она предназначается малышу дошкольного возраста, лучше, чтобы это была не слишком длинная стихотворная сказка с каким-либо интересным персонажем
  2. В книге должны быть тематические иллюстрации, тогда ребенок лучше усвоит информацию в ней
  3. Есть книги по какому-либо одному виду этикета или о правилах поведения в определенной ситуации (в театре, транспорте, на детской площадке). Такие книги хороши тем, что они не перенасыщают ребенка информацией и лучше усваиваются
  4. Если ребенок уже умеет читать, книга предназначена для него, а не для чтения родителями, она должна быть написана простым и понятным ребенку языком, шрифт в ней должен быть крупным

ВАЖНО: Есть очень интересные книги – энциклопедии для мальчиков и девочек. В таких обязательно присутствует раздел по этикету

Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

Так уж случилось, что современные дети не представляют свою жизнь без мультиков. Почему бы не совместить приятное с полезным и не включить малышу мультфильм, обучающий этикету?

ВИДЕО: Смешарики Нюша Этикет и вежливость

ВИДЕО: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

ВИДЕО: Уроки для детей. Этикет, вежливость

Евгения Косогорова
Комплекс сказок для освоения норм и правил столового этикета

1. Сказка «Вот так сон»

Цель : Познакомить с нормой употребления пищи , напомнить ранее изученный материал. Развивать память, умение размышлять, устанавливать взаимосвязи, речевую активность. Воспитывать уважение, заботу, интерес к волшебству, желание помогать и заботится о младших, оптимизм.

Ребятки, вы еще не спите? – заглянула мама в детскую комнату. – Пора спать.

Хорошо, сейчас только уберем игрушки и почистим зубы, - отозвались Джим и Элла.

Конечно, им очень хотелось спать, они давно зевали,но играть с Эльфом в шашки было так интересно : они играли и в уголки, и в поддавашки, и в перестрелку.

Но вот уже вечер, глаза сами закрываются, говоря, мы устали и хотим отдохнуть.

Когда мама в следующий раз зашла в комнату, дети уже лежали в кровати, мама их поцеловала и пожелала спокойной ночи и приятных сновидений. Папа рассказывал детям , что во сне можно побывать где угодно, встретить самых необычных людей.

Как только Элла закрыла глаза, она понеслась по туннелю со скоростью света и очутилась на поляне.Вокруг было так красиво : все зелено, яркие цветы, щебечут птицы. Элла гуляла, наслаждалась окружающей природой, познакомилась с белкой и бельчатами, которые засушивали грибы и ягоды,девочка спела им свою песенку :

«Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будет папа,

Пусть всегда буду я!»

Элла долго гуляла, поэтому она устала и проголодалась. Она шла по тропинке, которая привела ее к небольшому домику. Она решила зайти в гости, постучала и спросила разрешения войти, получив утвердительный ответ, она отворила дверь.И вот что она увидела : за столом сидели дети – мальчик выплевывал косточки из-под компота на пол , на стол , т. е. туда, куда попадет. Девочка так громко стучала ложкой, набирая в нее суп и ела его так громко, другой ребенок чуть ли не уткнулся носом в тарелку, оглядевшись, Элла увидела на полу не только косточки из-под компота , но и корки от арбуза, лапшу, вся скатерть была в пятнах. О, ужас! Куда она попала? В это время из кухни вышла старушка, такая чистенькая, опрятненькая, она несла на подносе пирожное. Элла с удивлением посмотрела на нее и узнала,что попала она в королевство кривых зеркал : в нем происходит все наоборот, т. к. заколдовала его злая волшебница, ей не нравилось, что все в этом королевстве были опрятными, вежливыми. Элла попыталась успокоить старушку, такая была она милая, что, конечно же, ей было очень жаль ее, ведь это были ее внуки, пообещала, что сделает все возможное и невозможное, чтобы расколдовать их царство.

Элла стала действовать без промедления. Вечером, когда внуки легли спать, Элла выстирала скатерть, салфетки. Когда она постелила ее на стол , от нее веяло свежестью и чистотой. Небольшая вазочка с живыми цветами и салфетками необыкновенно дополнили красоту и в то же время простоту стола , покрытого белоснежной скатертью. На утро, увидев изменения в столовой , внуки очень удивились.

Доброе утро! С сегодняшнего дня вы будете садиться за стол только тогда , когда вымоете руки! – заявила твердо Элла.

Детям ничего не оставалось делать, как подчиниться настойчивой Элле.

Посмотрите, как стало красиво! Неужели вам не нравится сидеть за красиво оформленным столом ? – поинтересовалась Элла.

Нам нравится! – заявили дети. Но куда девать косточки из-под компота ? Есть горячий суп, не запачкав скатерть? Есть, чтобы не было на ней хлебных крошек, крошек от печенья?

Все очень просто : попробуйте сесть прямо, слегка наклонив голову, ноги – на полу, а на столе не локти лежали , а только кисти рук. Попробуйте так сесть. Вы спрашивали, как есть горячий суп? Нужно подождать, пока он остынет, а если вы будете дуть, то непременно обрызгаете скатерть или рядом сидящих, а если наберете в рот ложку горячего супа, то обожжете язык.

На столе специально для хлеба, печенья ставится пирожковая тарелка слева от основной. На нее-то и положите хлеб, взяв его руками из хлебницы, а затем по небольшим кусочкам отламывайте и отправляйте в рот , то же самое и с печеньем.

Ух ты! А я люблю вытирать тарелку хлебом, какой хлеб становится вкусным, - отозвался мальчик.

А как ты думаешь, твоим соседям по столу приятно смотреть на тебя, - поинтересовалась Элла.

Нет, нет, - закричали дети.

Поэтому, лучше оставить жидочку из-под салата, например в тарелке. А если у вас остался суп в тарелке, можно ее наклонять в какую-либо сторону? – вопросительно посмотрела на детей Элла.

Зачем же наклонять? Нужно взять тарелку и допить суп, - сообщила девочка. Увидев суровый взгляд Эллы, поняла, что не этого ответа она ждала от нее.

Ты можешь замараться, поэтому следует наклонить в этом случае тарелку от себя, чтобы в случае оплошности не замарать одежду.

Тут вдруг девочка засмеялась, рот ее брата был похож на большой арбуз, в нем было столько пищи , что он не мог даже пошевелить челюстями.

Пищу едят небольшими порциями, тщательно ее пережевывая. Давай же попробуй, а то подавишься еще. В больницу придется везти.

А я люблю пить компот из сухофруктов ? – начал шалун-мальчуган.

Помню, помню. В таком случае, когда подают компот , в котором ягоды, да еще с косточками, при сервировке стола кладут десертную ложку и тарелку - начала Элла.

Нужно плевать на тарелку? А она не разобьется? – не унимался он.

Конечно же, нет. Косточку выплевывают на ложку, а уж с ложки кладут ее на тарелку. Помните, что вежливо и аккуратно ведя себя за столом , вы дарите удовольствие от общения с вами окружающим, и вам будет радостно от этого, - гордо заключила «профессор» Элла.

Все : милая бабушка, ее внуки и Элла сели обедать. Внуки бабушки намотали на ус все советы Эллы. А бабушка смотрела на них и не могла нарадоваться. Она поблагодарила Эллу, ведь она расколдовала их королевство, подарила ей медальон.

Элла, просыпайся, пора в детский сад! – Услышала нежный голос мамы Элла. Неужели все это ей приснилось? Когда она разжала кулачок, увидела медальон старушки…

2. Сказка «Как Эльф помог гномику»

Цель : Продолжать знакомить с нормой употребления пищи . Развивать внимание,расширять словарный запас : розетка. Воспитывать сочувствие, чувство товарищества, культуру поведения за столом .

Был солнечный день. Эльф, Джим, Элла и Кузя гуляли в саду. Наступил вечер, пора, когда Эльф рассказывал разные истории . В этот раз он рассказал им случай с гномиком Есейкой.

Однажды Есейку пригласили в гости на день рождения, он нарвал необыкновенно красивый букет цветов, взял конфеты и отправился в гости . Все было замечательно, все веселились, играли, ели сладости. Вот только Есейка ничего не ел. Увидев его я подумал, может быть ему плохо. Я испугался, но зря, все было намного проще.Увидев много сладостей : варенье, мороженное, конфеты, торт, пирог, он растерялся, - начал Эльф.

И ты ему помог? – спросили дети.

Эльф утвердительно кивнул.

Мы съели по конфете «Косолапый Мишка» , на столе стояла специальная вазочка для фантиков, туда их мы и положили. Когда мы сели пить чай, то на столе оказался вкуснейший торт с пятью свечами. Задув их, именинница разрезала торт на кусочки и специальной лопаточкой каждому положила кусочек торта на десертную тарелку, а уж мы орудовали десертными ложками, отламывая от торта по небольшому кусочку.

Конечно, просто – на просто им понадобились нож и вилка, - пояснил Эльф.

А мороженное и ягоды, посыпанные сахаром,вы наверняка ели из креманки десертными ложечками и говорили : Как вкусно!» Верно Эльф? – спросил Джим.

Ты угадал. Варенье мы тоже ели десертными ложечками, положив его в маленькую вазочку – розетку, -объяснил чудной человек.

А гном прибодрился? – спросила Элла.

Да. Он понял, что волноваться нечего, и мы все вместе сели играть в лото. Вот так.

После рассказа Эльф , дети и Кузя стали рассказывать истории о том , кому им пришлось помочь, протянуть руку помощи. А Эльф радовался, ведь здорово, когда все помогают друг другу, не остаются равнодушными к беде другого.

3. Сказка «Как Кузя поехал в Африку»

Цель : Продолжать знакомить с нормой употребления пищи (фруктов, ягод) . Развивать умение активно воспринимать материал, устанавливать связи, обобщать, активность речи. Воспитывать чувство товарищества, умение сопереживать и помогать другим людям.

Любимой передачей детей и их друзей была – «В мире животных» , вот настало 16 часов, время, когда все сидели перед телевизором, ждали начала передачи. Сегодня будут рассказывать об обезьянах , чем они питаются, где живут, как растят детенышей. Кузя смотрел передачу с таким удовольствием, что решил съездить в гости к бабуле Клавдии в Африку, ведь он ее давно не видел, и может быть, ему удастся увидеть обезьян. Ребята были удивлены, они не знали, что его бабушка жила в Африке.

А что вы удивляетесь, разве домовых нет в Африке? Кто же тогда будет следить за порядком в доме?

Было решено, Кузя едет в Африку, привезет оттуда много-много фотографий.

Нужно собрать гостинцев! – напомнила мама, - ведь с пустыми руками в гости не ездят!

Кузе наложили целую сумку сладостей : яблок, апельсинов, персиков, арбуз, дыню и посадили на поезд, наказали передать горячее приветствие бабушке Клавдии и обязательно сфотографироваться с ней.

Кузя благополучно доехал до Африки, на вокзале его встретила бабушка с обезьянами.Сколько радости было у всех : Кузя с бабушкой обнялись и поцеловались.

Обезьянки, увидев много вкусностей у Кузи, попросили яблочко.

А что это такое? – спросила самая маленькая обезьянка Чита.

Ха-ха-ха. Ты что, это же яблоко – фрукт, очень вкусный и полезный, богатый витаминами, - объяснил Кузя.

В это время мартышка попыталась положить в рот яблоко, но оно было таким большим, что ничего не вышло. Кузя опять рассмеялся. Бабушка, заметив, что Чита обиделась,отчитала внука :

Кузя, как тебе не стыдно, ведь то, что ты привез, они никогда не видели и не знают, как это есть. Нужно помочь, а не смеяться.

Кузя усмерел, поняв,что поступил не красиво :

Ничего! Дело поправимое .

Домовой достал все, что было у него в сумке, положил ее содержимое на стол перед обезьянками .

Это яблоко. Чтобы его съесть, вам понадобится нож и тарелка. Яблоко разрезают на 4 части на тарелке, а потом, вырезав серединку, т. к. она не съедобна, едят. А это персик, очень вкусная и сочная ягода, чтобы его съесть, также понадобится нож и тарелка, на которую кладут косточку. Персик ножом надрезают по кругу, затем разламывают, при помощи ножа убирают косточку.Вот апельсин : ножом до мякоти надрезают кожицу на 6-8 долек, затем их отделяют так, чтобы получилась звезда, как цветок на листке. А потом ножом разрезают его на дольки. А вот эту ягоду самую большую – арбуз, разрезают ломтиками, а уж потом подают на стол . Вот так. Ломтик кладут на тарелку и едят при помощи ножа и вилки. Точно также едят и дыню.

Чита и другие обезьянки были рады угощению, а бабушка Кузи смотрела на них и радовалась, такие они были способные.Обезьянки не остались перед Кузей в долгу : они принесли целую охапку бананов.

Молодец, Чита, - похвалила бабушка. – А сейчас идите погуляйте.

Кузя рассказал новым своим знакомым о своих друзьях и о том, что он пообещал привести фотографии с обезьянками. Обезьянки показали Кузе свои владения, как они лазают по пальмам, Чите так понравилось позировать, что до самого заката солнца, Кузя снимал и снимал ее. То возле пальмы, то на поляне, то с ее братьями и сестрами. Все были счастливы, довольны.