Особенности поведения человека в чс. Психологические особенности поведения населения в чс

Практикующий психолог - экстремальная профессия

Из программы дисциплины

«Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях»

Тема 1. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека

Ситуации обыденной жизни человека: допускаемая вариативность условий. Выходящие за рамки обыденной жизни экстремальные ситуации.

Классификация экстремальных ситуаций.

Природные катастрофы : землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др. Влияние природных катастроф на психологические особенности поведения человека.

Техногенные катастрофы : взрывы газа; аварии на атомных станциях; авиа– и автокатастрофы и др. Препятствия непреодолимой силы и их влияние на психологию поведения человека.

Социальные катастрофы : военные действия; межэтнические конфликты; теракты; бандитские нападения; захват заложников и др. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека.

Физическое и психическое насилие . Психологические последствия насилия.

Стигматизация как элемент психического и социального насилия. Психологические последствия стигматизации.

Общее и специфическое в психогенном воздействии на человека в трудных и экстремальных обстоятельствах. Основные экстремальные факторы, воздействующие на человека. Социальные и психологические последствия.

Своеобразие воздействия различных экстремальных обстоятельств на психику человека на всех этапах его онтогенеза.

Условия реализации программы диагностики, реабилитации и психологического сопровождения.

Тема 2. Психологическая готовность практического психолога к работе с жертвами чрезвычайных ситуаций

Условия продуктивной организации деятельности.

Группы экспресс психологической помощи. Предваряющая работа с администрацией пострадавшего региона: координация стратегии деятельности на протяжении всего времени присутствия группы. Сотрудничество с администрацией больниц и заинтересованных фондов.

Порядок координации группы экспресс психологической помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

Подбор состава группы экспресс помощи: профессиональные качества, возрастной, гендерный и типологический состав. Эмпатийность. Навыки идентификации и обособления.

Место и функции руководителя группы экспресс помощи. Ответственность руководителя за организацию стратегии работы в целом.

Организация работы специалистов : распределение функций, режим работы, рефлексивное профессиональное общение.

Профессиональные требования к работе психолога в экстремальных условиях. Умение решать проблемные ситуации самостоятельно, профессионально обоснованно. Ответственная готовность к профессиональной деятельности по оказанию поддержки жертвам экстремальной ситуации. Физическая и психическая выносливость. Готовность психолога к работе в экстремальных обстоятельствах. Мотивация к деятельности в экстремальных обстоятельствах.

Способы и приемы работы психолога в зависимости от непосредственно наблюдаемого состояния жертвы. Идентификация и обособление как профессиональная технология работы психолога с личностью клиента.

Физическая разгрузка и психологическая поддержка психологов, работающих с жертвами экстремальных ситуаций.

Значение рефлексивных встреч группы психологов, работающей единой командой в обстоятельствах экстремальной и постэктремальной ситуации.

Проблема преодоления ментального, языкового и других барьеров в отношениях диад: «практический психолог - клиент» , «практический психолог – группа клиентов» и в ситуации: практический психолог в условиях культуры традиционного сознания . Необходимость учета и сохранения баланса между ментальными особенностями пострадавшего от экстремальных ситуаций этноса и профессиональной деятельностью психолога.

Практикующий психолог – экстремальная профессия. Физическая, психологическая и социальная готовность психолога к работе с жертвами чрезвычайных обстоятельств в экстремальных и постэкстремальных условиях.

Этика взаимодействия с иными группами, участвующими в акции экспресс помощи на локальной территории.

Тема 3. Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций

Типология психических состояний жертв экстремальных ситуаций. Измененные состояния сознания, провоцируемые экстремальными ситуациями.

Психологические реакции на экстремальную ситуацию: адаптивные, дезадаптивные, острые аффективные. Астенические состояния: быстрая утомляемость, пониженная продуктивность, головные боли, головокружения, обмороки, нарушение сна, а также повышенная возбудимость, нарушение концентрации внимания, снижение аппетита и др.

Стресс и травматический невроз.

Сущность страха и условия жизни. Основные формы страхов.

Страхи перед повторением экстремальной ситуации (землетрясение, теракт и др.). Специфика страхов в дневное и ночное время суток.

Типология психических состояний в зависимости от возраста, пола и других характеристик жертвы. Особенности поведения жертвы в зависимости от социального статуса и типа личности.

Стенические и астенические психические состояния. Возбужденное состояние. Ступор. Аутизм . Эскапистские тенденции в поведении жертвы .

Психическая напряженность и фрустрационные состояния.

Последствия стигматизации жертв экстремальных ситуаций.

Регресс личности. Патологические психические состояния личности. Патологические психогенные реакции: невротические, астенические, депрессивные, истерические. Острые аффективно-шоковые реакции: гиперкинетические и гипокинетические состояния.

Основные симптомы постстрессовых реакций (ПТСР).

Психологическое капсулирование на обстоятельствах экстремальной ситуации. Формирование комплекса жертвы.

Тревожные, агрессивные, депрессивные и др. клиенты.

Индивидуальный подход к каждой категории клиентов.

Работа психолога с клиентами, переживающими утраты.

Принципы организации условий для психологического сопровождения и реабилитации лиц, переживших чрезвычайные ситуации.

Психосоматические расстройства у профессионалов, работающих в экстремальных ситуациях. Оказание поддержки и реабилитация.

Тема 4. Психология управления деятельностью людей в экстремальных ситуациях

Феномен эмоциональной волны. Страх и ужас в экстремальных обстоятельствах: типология переживаний и поведения.

Управление поведением и деятельностью людей – жертв экстремальных обстоятельств. Идентификация-обособление как технология управления деятельностью людей в экстремальных ситуациях. Необходимость перестройки сознания, изменения психических состояний людей – жертв экстремальных ситуаций. Индивидуальные и социально-психологические предпосылки перестройки сознания в экстремальных ситуациях.

Рациональная терапия как метод выведения клиента в условия обыденной жизни.

Суггестивная терапия в контексте управления деятельностью людей.

Методы и технологии управленческого воздействия на людей в экстремальных условиях. Пути обеспечения позитивных морально-психологических состояний у людей в экстремальных обстоятельствах и позитивного чувства личности.

Значение включения пострадавших от чрезвычайных ситуаций в деятельность по оказанию помощи ближним. Психологические основы подготовки к выведению пострадавших из состояния капсулирования на переживаниях собственного стресса и переключение внимания, мотивации, деятельности на других - жертв экстремальных ситуаций.

Тема 5. Телесно ориентированная помощь лицам, пережившим экстремальные ситуации

Значение телесного состояния человека для его самочувствия. Обучение навыкам овладения своим телом и достижения соматического и психологического расслабления.

Телесные и психологические зажимы .

Мышечное тестирование. Мануальное обследование.

Диагностическая беседа. Анализ содержания вербальных акцентов на проблемах тела и психических состояний.

Телесно и личностно-ориентированная психотерапия.

Аутогенные тренировки. Метод психической саморегуляции. Методы активной и пассивной мышечной релаксации.

Позитивный потенциал прикосновения и его использование в работе психолога с клиентом. Амбивалентность прикосновения. «Терапия объятий». «Терапия совместных действий» (традиционные игры, соревнования, переодевания и др.).

Массаж и психомассаж . Психомануальная терапия (В.С. Мухина). Контактная суггестивная релаксация как модификация контактных манипуляций для реализации поддержания внушения. Психомассаж и психомануальная терапия как эффективный метод выведения клиента из тяжелых соматических и психологических состояний.

Стратегическая психотерапия М. Эриксона и ее терапевтический потенциал. Работа психолога с телесными зажимами. Модификации методов В. Райха с телесными зажимами.

Вербальный контакт по поводу телесных ощущений во время психомассажа и психомануальной терапии. Необходимость бережного отношения к личности клиента: гарантия защиты и корректных взаимоотношений.

Формирование мотивации к психомассажу. Обсуждение условий психомассажа. Обоснование значения психомассажа для человека. Рефлексия на ощущения после психомассажа и установка на позитивный выход из негативных состояний. Допустимость манипулирования сознательным и непроизвольным поведением клиента.

Установки на значение рефлексии на состояние своего тела.

Методы работы с телом раненых (травмы опорно-двигательной системы).

Методы работы с телом переживших физическое и психическое насилие. Психология изживания темных мышечных чувств, сопутствующих физическому и психическому насилию.

Формирование психической адаптации к событиям и последствиям экстремальных обстоятельств.

Психологическая работа с членами семей пострадавших в контексте телесно ориентированной помощи. Место зоотерапии в рамках методов телесно ориентированной помощи.

Тема 6. Проективные методы символических замещений: психодрама; куклотерапия; игротерапия; зоотерапия; продуктивные виды деятельности

Мифологическая сущность человеческого сознания. Тяга к эскапизму и аутизму в экстремальных ситуациях жизни. Значение автономных образов для психологической помощи жертвам чрезвычайных ситуаций. Возрастные особенности символической функции человека.

Психодрама как метод диагностики и психологической поддержки клиента. Возрасты, сензитивные к психодраме.

Куклотерапия как метод диагностики и психологической поддержки клиента.

Кукла как символическая проекция самого человека. Работа с перевоплощениями. Изживание навязчивых состояний посредством кукол. Возрасты, сензитивные к куклотерапии. Индивидуальные особенности отношения к куклотерапии.

Принципы подбора кукол для целевой работы психолога.

Куклы эмоциональной рефлексии (В.С. Мухина). Этнографические куклы (В.С. Мухина).

Куклы с половыми различиями. Куклы с витальными функциями (двигать конечностями, закрывать-открывать глаза, плакать-смеяться, пить, мочиться и др.).

Игротерапия. Игрушка как средство диагностики и психологического сопровождения.

Эмпатийные и агрессивные игрушки. Способы использования игрушек разного назначения. Релаксационный компонент эмпатийных игрушек.

Игрушки, адекватные экстремальной ситуации, в которой клиенты понесли физический и психологический ущерб. Необходимость использования специальных игрушек для диагностики и реабилитации жертв.

Зеркало рефлексии (В.С.Мухина) как проективный метод диагностики и коррекции Я идентичности личности жертвы чрезвычайных ситуаций.

Метод рефлексиотерапии. Знаковое обозначение и изображение лица и тела: автопортрет (рисунок, лепка); макияж как техника коррекции Я-идентичности. Массаж лица как техника релаксации и коррекции Я-идентичности. Боди-арт как метод коррекции чувства личности.

Маски как средство диагностики и коррекции Я идентичности личности жертвы чрезвычайных ситуаций.

Зоотерапия. Эффективность взаимодействия человека с животными: реальная релаксация от телесного соприкосновения с некоторыми видами животных; компенсация проблем жертвы при антропоморфном восприятии животного и символическом взаимодействии с ним. Зоотерапия как метод диагностики, релаксации и психологического сопровождения клиента.

Символические замещения в условиях продуктивных видов деятельности в работе с пострадавшими от чрезвычайных обстоятельств. Работа с детьми и взрослыми в контексте многообразия продуктивных видов деятельности.

Стимульные материалы для продуктивных видов деятельности, предназначенные детям и взрослым. Материалы для настольных игр. Материалы для рисования и лепки. Книжки для раскраски. Сказки. Детские стишки, считалки, бормоталки и др.

Диагностическая работа психолога в поле продуктивной деятельности ребенка. Особенности коррекционной работы с детьми и взрослыми. Подходы к реабилитации чувства личности у ребенка и взрослого.

Графические методы в психологической экспресс диагностике детей и взрослых, пострадавших от чрезвычайных ситуаций («Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Дом-дерево-человек», «Моя семья», «Автопортрет», «Мой страх», «Рисунок на свободную тему» и др.).

Работа со зримыми образами и скрытыми смыслами . Специфика психокоррекции через посредство символических замещений.

Эскапотерапия как проективный метод символических замещений. Особенности работы с клиентом средствами эскапотерапии в зависимости от содержания переживаний от последствий экстремальных обстоятельств, гендерных, возрастных и других личностных особенностей клиента.

Методы изживания визуальных, слуховых, обонятельных тяжелых (травмирующих) образов , сопутствующих чрезвычайным ситуациям массовой гибели населения.

Тема 7. Принципы подбора методов работы с жертвами чрезвычайных обстоятельств

Требования к подбору методов для работы с жертвами чрезвычайных обстоятельств. Необходимость создания условий для работы с клиентом – жертвой экстремальных ситуаций. Необходимость в эмпатийных способах взаимодействия для общения в благоприятных позитивных формах. Работа в технике «идентификация–обособление» как эффективный способ взаимодействия с клиентом, его диагностикой и психологическим сопровождением.

Подбор стимульного материала в соответствии с паспортным возрастом и индивидуально-типологическими особенностями клиента. Необходимость учета стрессогенного регресса.

Общие подходы к организации условий работы с клиентом. Реабилитирующее воздействие организованных условий, в которых проводится работа психолога.

Символическая переработка психотравмирующих переживаний; отреагирование, актуализация творческого потенциала; повышение адаптационных возможностей.

Этнопсихотерапия как метод работы с пострадавшими от чрезвычайных ситуаций межэтнических конфликтов. Необходимость обращения к традициям и архетипам этноса для реабилитации этнического самосознания и укрепления «Мы-идентичности».

Реабилитирующее значение обращения к традициям. Установление содержательного эмоционального контакта психолога с клиентом – жертвой чрезвычайных ситуаций.

Особенности работы психолога с группой пострадавших. Работа психолога с большой численностью населения.

Анализ конкретных случаев экстремальных ситуаций.

Природные катастрофы : специфика переживания землетрясений (Спитак, 1988). Работа с жертвами, непосредственно пережившими землетрясение. Особенности содержания переживаний и фантазий. Особенности психологического сопровождения в постэкстремальных условиях.

Техногенные катастрофы : специфика переживаний техногенных катастроф (Авария на Чернобыльской атомной электростанции, 26 апреля 1986). Последствия аварий техногенных катастроф. Особенности содержания переживаний фантазий.

Особенности психологического сопровождения жертв техногенных катастроф. Условия формирования комплекса жертвы и условия его изживания.

Социальные катаклизмы : специфика воздействия экстремальных ситуаций терактов (Буденовск, июнь 1995; Беслан, 1-3 сентября 2004). Особенности психологического сопровождения жертв терактов. Психология межэтнического взаимодействия в посткатастрофической ситуации.

Особенности воздействия долговременной депривации.

Депривация детей в условиях учреждений интернатного типа. Особенности развития личности в условиях долговременного пребывания в учреждениях интернатного типа.

Депривация ребенка в семье. Типы негативных условий семейного воспитания ребенка. Способы психологического сопровождения и оказания помощи.

Экстремальные ситуации в семье.

Психолог в условиях взаимодействия с представителями иных этносов.

Экстремальность профессиональной деятельности психолога среди иных этносов. Требования к подготовке в работе с представителями конкретных этносов в условиях их этнокультурной среды и в условиях их миграции. Необходимость учета ментальных особенностей изучаемых представителей конкретных этносов.

Специфика сбора материалов включенного наблюдения, анкетирования и др. методов, используемых этнопсихологами и этнологами.

Тема 8. Феномен отзеркаленной жертвы – психологическое заражение от непосредственных жертв чрезвычайных ситуаций

Особенности идентификации людей друг с другом в экстремальных обстоятельствах.

Прямые (непосредственные) жертвы. Косвенные и вовлеченные в события жертвы.

Специфика переживаний и поведения отзеркаленной жертвы.

Непосредственные (прямые) жертвы чрезвычайной ситуации и отраженные, отзеркаленные жертвы: особенности их состояний и взаимодействия.

Феноменология психологического заражения от непосредственных жертв экстремальных ситуаций - людей территориально или родственно причастных к пострадавшим. Специфика психологических заражений: отзеркаливание образной сферы непосредственных жертв как своих; невротизация, выражающаяся в ненаправленных действиях, суете, повторяющихся пересказах событий, не перенесенных ими как очевидцами.

Психологические изменения, которым подвергается человек в ситуации психологического заражения. Состояния сознания и эмоциональные состояния. Утрата активности, мистический экстаз, паника. Аналогии с феноменами психической жизни толп (С. Московичи, Г. Лебон, Г. Тард, В. Райх и др.).

Порочный круг психологического заражения. Феномены импульсивности, изменчивости и раздражительности. Податливость внушению. Консерватизм и негативизм. Преувеличения, аффектации и специфический примитивизм лиц, подпавших под влияние психологического заражения.

Растворение чувства личности жертвы психологического заражения в чувстве «Мы – жертвы экстремальной ситуации». Специфика обособления и капсулирования жертв экстремальных ситуаций.

Пути психологического сопровождения и реабилитации непосредственных и отраженных, отзеркаленных жертв чрезвычайных ситуаций.

Необходимость учета общего состояния и позиции местного населения: проблемы собственной безопасности и приоритеты национального достоинства.

Влияние слухов на самосознание населения.

Тема 9. Работа практического психолога с жертвами чрезвычайных ситуаций через средства массовой информации

Диалектика информационного контакта: человек в условиях воздействия информационного поля. Насилие и агрессия в СМИ. Влияние изображения насилия в масс-медиа.

Суггестивная сила суждений представителей власти и средств массовой информации. Манипулятивные возможности масс-медиа и суггестия отдельного человека.

Необходимость учета психологических особенностей и традиций представителей разных национальностей.

Феномены родовой дифференциации («Они» и «Мы») и пути преодоления этнического обособления в работе практикующего психолога в экстремальных ситуациях всех видов катастроф.

Необходимость учета возможного этнического капсулирования в контексте помощи жертвам экстремальных ситуаций.

Значение проектов позитивных перспектив выхода из экстремальных ситуаций реально оказываемой социальной и психологической помощи, транслируемых через средства массовой информации.

Психологическая защита личности в условиях воздействия масс-медиа. Общая стратегия снижения страхов и агрессии населения и установление позитивного отношения к миропорядку.

В ходе выполнения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации спасатели контактируют с населением, оказавшимся в зоне бедствия. В этих условиях экстремальная обстановка оказывает воздействие на психическое состояние людей.

Выделяют две группы факторов, оказывающих травмирующие воздействие на психику людей в зоне чрезвычайной ситуации .

К первой группе относятся факторы, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них – взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, радиоактивное загрязнение, заражение внешней среды химически опасными веществами, токсичные продукты и др. Психические нарушения, возникающие в результате их воздействия, наблюдаются в основном на фоне физиологических (медицинских) состояний, к которым относятся травмы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.

Вторая группа факторов связана с отсутствием достоверной информации о масштабах чрезвычайной ситуации и ее последствиях, степени угрозы жизни и здоровью людей, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни, чувства бессилия перед обстоятельствами и неопределенности будущего. Воздействие на человека психотравмирующих факторов обеих групп невозможно полностью устранить или нейтрализовать в ходе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, но путем проведения медиками и спасателями планомерной психологической и социальной работы с пострадавшими можно значительно повысить психологическую устойчивость людей к этим воздействиям.

Чтобы оказывать психологическую помощь пострадавшим, спасателям необходимо знать, каким образом у людей возникают и протекают наиболее типичные для чрезвычайной ситуации психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга и, какую посильную помощь в конкретном случае следует оказать пострадавшему.

В настоящее время выделяют три основных периода развития чрезвычайных ситуаций, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения.

Первый период связан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, цунами, наводнение, ураган и т.д.).

Он обычно ограничен временными рамками – от момента возникновения этой угрозы (начала ЧС) до момента начала проведения аварийно- спасательных работ. Анализ показывает, что продолжительность данного периода не превышает 5 часов. В это время мощные стрессовые воздействия чаще всего вызывают у человека реакции страха, паники, оцепенения различной степени тяжести. В момент начала чрезвычайной ситуации у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, непонимания смысла происходящего.

Вслед за этим коротким временным интервалом у людей при простых реакциях страха наблюдается умеренное повышение активности, движения становятся четкими, экономичными, увеличивается мышечная сила. Это позволяет значительному числу людей переместиться в безопасное место.

Одновременно несколько нарушается речь. Это проявляется в увеличении ее темпа, повышении силы и звонкости голоса.

Для человека в таком состоянии характерны мобилизация воли, внимания, двигательных функций.

При сложных реакциях страха в первую очередь происходят двигательные расстройства, которые могут проявляться в активной и пассивной форме.

При активной форме – человек беспорядочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев может наблюдаться паническое бегство.

Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке оказать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление. Речь у него в таких случаях бывает отрывочной, ограничивается в основном краткими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или она полностью отсутствует.

Как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюдается значительное сужение сознания, непроизвольное самоустранение от происходящего.

Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ранения.

Второй период по своим временным рамкам соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ. В это время появляются новые стрессовые воздействия, которые обусловлены потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семьи, утратой имущества жилья.

Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выраженной депрессией.

Психические нарушения у пострадавших могут проявляться в виде психозов и неврозов.

Психозы более опасны для пострадавшего и требуют квалифицированной медицинской и психиатрической помощи. Они не позволяют человеку осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, возникающих в условиях чрезвычайной ситуации, являются острые шоковые и реактивные подострые психозы. Острые шоковые (сложная реакция страха) появляются при непосредственном переживании нагрянувшей угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, землетрясение и др.). Такие психозы могут проявляться в активной и пассивной формах.

Реактивные подострые психозы могут быть следующих видов:

· психогенная депрессия: медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация, двигательная заторможенность, которая может перерасти и в обездвиженность (ступор), бредовые интерпретации;

· истерическая депрессия: после короткого периода истерического возбуждения развивается состояние апатии, тоски, уныния, возможно с порывистым проявлением гнева, однако психическая деятельность при этом грубо не нарушается;

· параноидальный психоз: неприятная мучительная тревога, эмоциональное напряжение, беспокойство, не исключено бредовое состояние;

· параноидо-галлюцинативный синдром: активная психическая деятельность затруднена. Бывает, что пострадавший представляет себя в других условиях или другим человеком. Возможны галлюцинации в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Иногда возникает мания преследования.

Для большей части пострадавших наиболее характерны состояния непсихических расстройств, проявляющихся в форме истерического невроза или неврастении. Среди них:

· двигательные расстройства (припадки, параличи, парезы и др.). Они могут сопровождаться стонами, криками, плачем. Не исключены заикание, утрата звучания голоса, дрожание отдельных групп мышц, неспособность стоять на месте или, наоборот «врастание в землю» при полной сохранности двигательного аппарата;

· нарушения работы органов чувств (утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, глухота, глухонемота. Физиологические нарушения: «ком» в горле, истерическая рвота, сердечная аритмия, поносы);

· психические нарушения (страхи, внезапные перепады настроения, подавленность в поведении и др.).

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отдыха (сна), длительного воздействия психотравмирующих условий. Вначале она проявляется в виде повышенной возбудимости, после чего наступает истощенность физиологических резервов человека. Она проявляется в утомляемости, раздражительности, слабости, неспособности сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чем- либо, в головной боли, нарушениях сна.

Третий период для пострадавших начинается после их эвакуации в безопасные районы или после ликвидации чрезвычайной ситуации.

С точки зрения психических нарушений он характеризуется возникновением так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Характерным признаком ПТСР является то, что пережитое событие сопровождалось сильными эмоциями страха или ощущением беспомощности перед лицом обстоятельств. Для ПТСР свойственны такие явления, как нарушение сна, раздражительность, вспышка внезапного гнева, трудности в сосредоточении внимания, повышенная (не соответствующая обстоятельствам) бдительность, готовность к оборонительной реакции.

На основе анализа крупных катастроф за 20 лет определена структура психических нарушений у пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

Так, в течение первого часа после ЧС не менее 70% людей будут иметь невротические и психические реакции разной степени выраженности. Реакция на произошедшее будет неадекватной. В течение 5 часов количество таких людей уменьшится вдвое и за сутки состояние пострадавших нормализуется и они способны к выполнению своих функциональных обязанностей.

Пострадавшие с острыми реактивными психозами, неврозами, затяжными реактивными психозами нуждаются в медицинской помощи и длительном квалифицированном лечении в стационаре.

Статистика свидетельствует о том, только 6 – 7% людей в этих условиях полностью сохраняют адекватное поведение. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на психологическую подготовку населения и спасательных формирований к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях.

В ходе выполнения работ по ликвидации ЧС спасатели в зоне бедствия, так или иначе, контактируют с местным населением. Необходимо помнить, что в отличие от спасателей, население не проходит специализированной психологической подготовки к действиям в различных ЧС, и поэтому возникновение ЧС почти всегда застает местных жителей врасплох.

Для людей, оказавшихся в зоне ЧС, можно выделить две основных группы условий, оказывающих травмирующие воздействия на психику и вызывающих нарушения психической деятельности.

К первой группе относятся условия, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них можно выделить взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, радиоактивное загрязнение, заражение химически опасными веществами, токсичные продукты горения и другие условия. Психические нарушения, возникающие в результате воздействия перечисленных условий, наблюдаются в основном на фоне общих физиологических (медицинских) нарушений, к которым относятся травмы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.

Вторая группа условий связана в первую очередь с условиями информационной природы. Причинами возникновения психических нарушений при их воздействии являются отсутствие достоверной информации о масштабах ЧС и ее последствий, степени их угрозы жизни и здоровью, незнание порядка действий в ЧС, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни, чувства бессилия перед обстоятельствами и неопределенности в будущем. К особенностям психотравмирующего воздействия информационных условий следует отнести то, что возникающие у человека нарушения психической деятельности не являются следствием нарушения физиологических (медицинских) процессов в организме, но, тем не менее, могут явиться их причиной.

Следует отметить, что воздействия на человека психотравмирующих условий обеих групп не могут быть полностью ликвидированы или нейтрализованы в ходе работ по ликвидации ЧС, но проведение медицинскими работниками и спасателями планомерной психологической и социальной работы с пострадавшими может значительно повысить психологическую устойчивость населения к этим воздействиям.

Для проведения такой работы спасателям необходимо знать каким образом у человека возникают и протекают наиболее типичные для ЧС психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга, и какую посильную помощь необходимо оказать пострадавшему.

Изучение вызванных психотравмирующими условиями психических расстройств позволяет выделить три основных периода развития ЧС, в ходе которых у пострадавших наблюдаются различные психические нарушения.


Первый период связан с внезапно возникшей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.). Он обычно ограничен временными рамками от момента возникновения угрозы (начала ЧС) до момента начала проведения АСР, т.е. его продолжительность обычно не превышает 5- часов. В это время мощные стрессовые воздействия чаще всего вызывают у человека реакции страха, паники и оцепенения различной степени тяжести.

Так, непосредственно в момент начала ЧС у большинства пострадавших возникает состояние растерянности, непонимания смысла происходящего. Вслед за этим коротким временным интервалом у людей, при простых реакциях страха, наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, экономичными, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению значительного числа людей в безопасное место. Нарушения речи проявляются в увеличении ее темпа, запинках, повышении силы и звонкости голоса. Для человека в таком состоянии характерны мобилизация воли, внимания, двигательных функций. Нарушения памяти в этот период проявляются в снижении четкости фиксации происходящего вокруг, однако, собственные действия и переживания, как правило, запоминаются в полном объеме. Типичным также является изменение восприятия времени, и продолжительность этого короткого периода воспринимается пострадавшим в несколько раз длительнее.

При сложных реакциях страха в первую очередь наблюдаются двигательные расстройства, протекающие в активной и пассивной формах. При активной форме человек беспорядочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев наблюдается паническое бегство. Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке оказать ему помощь он либо пассивно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление. Речь в таких случаях бывает отрывочной, ограничивается в основном кратким лишенными смысловой нагрузки восклицаниями или полностью отсутствует.

Необходимо помнить, что как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюдается значительное сужение сознания (непроизвольное самоустранение от происходящего), хотя частично сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность поведение, а также способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситуации.

Наиболее тяжелые психические расстройства в рассматриваемый период могут возникать у лиц, получивших физиологические травмы или ранения. В этих случаях требуется тщательный анализ связи развившихся психических нарушений, как с психотравмирующими условиями, так и с полученными повреждениями (черепно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и т.д.).

Второй период по своим временным рамкам соответствует процессу выполнения АСР. Возникновение у населения психических нарушений связано в это период не только с личностными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий, обусловленных потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семей, утратой имущества и жилья. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выраженными депрессивными проявлениями.

Следует отметить, что характерные для второго периода психические нарушения у пострадавших могут быть представлены различными видами расстройств психической деятельности (психозы и непсихотические расстройства (неврозы)).

Психозы являются более опасными для состояния пострадавшего, требуют квалифицированной медицинской и психиатрической помощи и, как правило, не позволяют пострадавшим осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, возникающих в условиях ЧС, являются острые шоковые и реактивные подострые психозы.

Острые шоковые психозы (сложная реакция страха) возникают при непосредственном переживании угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, химическая или радиационная авария, землетрясение и т.д.). Проявляться острые шоковые психозы могут в активной и пассивной формах, краткая характеристика которых была приведена при рассмотрении психических нарушений, возникающих у пострадавших в первом периоде ЧС.

Реактивные подострые психозы могут проявляться у пострадавших от ЧС в следующих формах:

психогенная депрессия (медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация в ситуации, двигательная заторможенность, которая может перерасти в и обездвиженность (ступор), возможны бредовые интерпретации);

истерическая депрессия (после короткого периода истерического возбуждения развивается состояние, характеризующееся апатией, тоской, унынием, возможно с порывистыми проявлениями гнева. Психическая деятельность при этом грубо не нарушается);

параноидальный психоз (неприятная мучительная тревога, эмоциональное напряжение, беспокойство, возможны бредовые состояния);

параноидо-галлюцинативный синдром (активная психическая деятельность затруднена. Имеют место представления пострадавшим себя в других условиях или другим человеком, явления ложного узнавания. Целенаправленное мышление заменяется воображением. Возможны галлюцинации в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Могут возникать идеи преследования);

синдром Ганзера (под влиянием психотравмирующих условий происходит значительное сужение сознания. При этом характерны явления «миморечи» -на элементарные вопросы пострадавший отвечает «невпопад», «мимодействия»-пострадавший не в состоянии выполнить или повторить элементарные действия);

синдром пуэрилизма (детскость поведения при значительном сужении сознания, детская мотивация речи, детские эмоции на фоне проявлений взрослого опыта).

Для большей части пострадавших в ЧС наиболее характерны состояния непсихотических расстройств, проявляющихся в форме истерического невроза или невростении.

Истерические неврозы имеют четыре основных типа проявлений:

двигательные расстройства (припадки, параличи, парезы, которые могут сопровождаться стонами, криками, плачем. Могут появляться заикание, утрата звучания голоса, дрожание отдельных групп мышц, неспособность стоять на месте или наоборот «врастание в землю, при полной сохранности двигательного аппарата);

нарушения работы органов чувств (утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, глухота, глухонемота);

физиологические нарушения («ком» в горле, истерическая рвота, сердечная аритмия, поносы);

психические нарушения (страхи, внезапные перепады настроения, подавленность, театральность поведения и др.).

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отдыха (сна), длительного воздействия психотравмирующих условий. Вначале она проявляется в виде повышенной возбудимости, после чего наступает истощаемость физиологических резервов человека, проявляющаяся в утомляемости, раздражимости, слабости, неспособности сосредоточиться, сконцентрировать внимание, непереносимости обычных раздражителей, головной боли, нарушениях сна.

Непсихотические расстройства не нарушают способности человека осуществлять трудовую деятельность, принимать решения, правильно оценивать ситуацию, т.е. пострадавшие, состояние которых описывается неврозами легкой и средней степени тяжести в случае крайней необходимости могут привлекаться для выполнения определенных функций в процессе АСР.

Третий период, начинающийся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы или после окончания ликвидации ЧС, с точки зрения психических нарушений характеризуется возникновением так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

Основным условием возникновения ПТСР является факт переживания человеком события, способного травмировать психику практически любого здорового человека, например, серьезная угроза жизни и здоровью (своему или близких); внезапное разрушение жилья или общественного здания и т.п. Характерным признаком ПТСР является также то, что пережитое событие сопровождалось интенсивными эмоциями страха или ощущением беспомощности человека перед лицом обстоятельств, что, собственно, и составляет основной фактор в развитии постстрессовых состояний.

Структура расстройства психической деятельности включает в себя две взаимосвязанные подгруппы нарушений:

симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающих у человека сильный психологический дискомфорт;

симптомы «избегания», проявляющиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.

Указанные симптомы в основном сопровождаются такими явлениями как уменьшение силы эмоционального реагирования, снижение интереса к ранее значимым видам деятельности, чувство зависимости или отчужденности от людей. Для ПТСР также свойственны не присутствовавшие у пострадавшего до ЧС нарушения сна, раздражительность, вспышки внезапного гнева, трудности сосредоточения внимания, повышенная (не соответствующая обстоятельствам) бдительность, готовность к оборонительной реакции «бей или беги».

Кроме перечисленных общих признаков, ПТСР могут также сопровождаться ощущениями эмоциональной зависимости, «притуплением» или отсутствием эмоционального реагирования, неспособностью вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события.

Еще одной типичной характеристикой ПТСР является то, что расстройства нарушают социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. Эта характеристика связана с нарушением (или снижением) работоспособности пострадавшего и ухудшением качества его жизнедеятельности в целом.

Спасатели, привлекаемые к выполнению работ по ликвидации ЧС должны учитывать, что психические нарушения, которые в зависимости от характера и масштаба ЧС могут развиться у 25-% людей, оказавшихся в зоне бедствия (очаге поражения), могут сделать затруднительным, а иногда и невозможным эффективное использование местного населения в проведении АСР.

В зависимости от времени прибытия в зону ЧС, спасатели могут столкнуться с любыми описанными выше психическими нарушениями у пострадавших.

Для ослабления психологической напряженности среди населения и нормализации его психической деятельности, делающих возможным привлечение части местных жителей для оказания помощи при выполнении АСР, личному составу спасательных подразделений необходимо выполнить комплекс мероприятий, включающий:

организацию системы информирования населения об обстановке в зоне ЧС, характере и объеме проводимых АСР, мерах само и взаимопомощи, местах расположения пунктов оказания медицинской помощи пострадавшим и эвакопунктов. Среди сообщений должны присутствовать сведения о фамилиях спасенных и эвакуированных жителей, а также местах их эвакуации, что поможет части населения получить сведения о родных и близких, в значительной мере способствующих улучшению психического состояния;

организацию системы медицинской сортировки пострадавших, изоляцию лиц, находящихся в тяжелом состоянии, оказание первой медицинской и психотерапевтической помощи, эвакуацию лиц, нуждающихся в госпитализации;

организацию обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, необходимыми медицинскими препаратами, а также разъяснение правил их применения.

Нормализации психического состояния населения способствует также четкая организация выполнения АСР с привлечением местных жителей, сохранивших способность к осознанной целенаправленной деятельности.

Основными формами взаимоотношений спасателей с населением должны быть уважение, сочувствие личный пример, а в случае, когда пострадавшие находятся в состоянии оцепенения, шока или паники целесообразно использовать жесткий командный стиль общения.

Оказание помощи пострадавшим с нарушениями психической деятельности является для спасателей одним из важных способов сохранения работоспособности, повышения психологической устойчивости и поддержания психоэмоционального равновесия среди населения.

При оказании помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате тех или иных психотравмирующих воздействий ЧС необходимо знать и руководствоваться следующими основными принципами.

Безотлагательность -помощь пострадавшему должна быть оказана в кратчайшие сроки: чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств и появления необратимых изменений в организме. Наиболее эффективна помощь, оказываемая по «горячим следам».

Приближенность -помощь следует оказывать как можно ближе к месту событий. В условиях ЧС это означает, что

следует по возможности избегать госпитализации пострадавшего с психической травмой и его эвакуации. Смысл этого принципа состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а также в минимизации отрицательных явлений, связанных с «вживанием» пострадавшего в болезнь.

Ожидаемость -с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком, чье состояние психо

огически понятно и объяснимо пережитым событием («нормальная реакция на экстремальную ситуацию»). Необходимо поддерживать уверенность в скором возвращении нормального состояния, в способности вновь выполнять свою работу в полном объеме.

Единство психологического воздействия подразумевает, во-первых, что его источником должно быть либо одно лицо, либо стандартная процедура обращения с пострадавшим. Этот принцип учитывает особенности психического состояния пострадавших, связанные с неспособностью воспринимать разнонаправленные воздействия, запоминать многие лица или последовательность прохождения процедур.

Простота психологического воздействия тесно связана с предыдущим принципом. Она означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено прежде всего на снятие тревоги, самоизоляции путем побуждения пострадавшего к «проговариванию»своих переживаний, обсуждению пережитой травмы и текущего состояния. Очень часто помощь выражается в том, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить теплое питье, пищу, отдых, психологически безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайная ситуация - это внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, человеческими жертвами и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования, крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных негативных последствий.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Согласно самой полной классификации, несчастье делятся по размерам:

· на малые (до 25 пострадавших)

· средние (до 1000)

· большие (более 1000 человек).

По природе чрезвычайные происшествия бывают:

· производственные или техногенные, во время которых выходит из под контроля энергия (химическая, тепловая, механическая, электрическая, различных видов излучения) или вредных веществ;

· транспортные;

· социальные (войны, терроризм, бунты, восстания и т.п.);

· стихийные (делятся на три группы):

· метеорологические морозы, жара, ливни, град, бураны, бури, смерчи, ураганы;

· топологические наводнения, цунами, оползни снега или Почвы, грязевые потоки;

· тектонические землетрясения, вулканические извержения различных типов;

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий - это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т.е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т.д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Групповое поведение людей при чрезвычайной ситуации

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории:

1. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

2. Случаи, носящие негативный, патологический характер , отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить "шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем "шоковой заторможенности" является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Паника

Памника (др. - греч. рбнйкьт - безотчётный ужас, букв. внушаемый богом лесов Паном) - отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью. Может охватывать как одного, так и многих людей, и трудно поддаётся сознательному контролю.

Полномасштабная паника включает в себя комбинацию следующих симптомов:

· Одышка или гипервентиляция

· Учащенное сердцебиение

· Боль или дискомфорт в груди

· Дрожь

· Чувство нереальности или обособленности от вашего окружения

· Потоотделение

· Тошнота или расстройство желудка

· Головокружение или обморок

· Онемение или покалывание

· Приливы жара или холода

· Страх смерти, потери контроля, или страх сойти с ума

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением "стадного инстинкта”.

Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

Методы профилактики панических реакций.

1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Основной задачей в чрезвычайной ситуации или во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

3. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция - это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват "руководства" действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

4. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. Например, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей.

5. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

6. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т.д.

Меры для приостановления паники должны быть самыми решительными . Для противодействия паническим настроениям рекомендуют использовать следующие приемы :

1. Убеждение (если позволяет время и обстановка).

2. Объяснение несущественности опасности (опять же при наличии времени).

3. Категорический приказ (громким командным голосом, например, "Прекрати!", "Возьми

4. себя в руки!")

5. Использование силы и даже нейтрализация наиболее злостных паникеров.

6. Юмор может быть продуктивно использован в преддверие и на ранней стадии развития

7. паники.

8. Коллективное пение хорошо всем известной ритмичной песни. Для блокировки массовой

9. агрессии применяются быстрые ритмы, для противодействия паники - размеренный ритм

10. марша или гимна. Также можно использовать ритмичное скандирование фразы, например,

11. "Не-тол-кай".

12. Сцепка локтями, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую

13. устойчивость, предотвращает появление ощущения растерянности и беспомощности.

Человек, работающий на опасных производствах должен :

ь знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

ь иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления - это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

ь знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

ь участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в чрезвычайных ситуациях.

чрезвычайная ситуация психология паника

Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях

Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсами субъекта Федерации и федерального центра.

Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.

Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно "привязывать" к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление не грозит появлением новых жертв).

Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.

Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая.

В меньшей степени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного события включились в практическую, общественно полезную деятельность (практически не остается психических проявлений).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раскрытие сущности и определение содержания психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Анализ различных уровней психологической готовности людей к ЧС. Особенности группового поведения людей при ЧС: паника и профилактика панических реакций.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2011

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Психологические особенности поведения человека в конкретных конфликтных ситуациях. Предполагаемые стили поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество. Анализ конфликтных ситуаций и результаты поведения.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2013

    Поведение человека в организации. Классификация типов сотрудников. Авторитаризм как модель поведения. Психотипы людей и их поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве. Природа и источники индивидуальных различий человека. Понятие и свойства темперамента.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2010

    Подходы к изучению экономического поведения человека, экономическое мышление как основа рационального выбора, формы проявления экономического поведения, потребности и интересы как детерминанты трудового поведения.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2003

    Понятие "личность", её поведение в социальной среде. Критериальная база поведения человека. Факторы организационного поведения. Психологические особенности типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс. Психологические типы "невротических" руководителей.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Подходы к проблеме личности в норме и с нарушением зрения. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на возникновение агрессивного поведения у людей с нарушением зрения. Психологические особенности личности людей с нарушением зрения.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Характеристика основных видов социальных отклонений, лежащих в основе девиантного поведения. Сущность норм, связанных с психическими состояниями и развитием личности. Биологические, социологические и психологические теории детерминации поведения человека.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Рассмотрение особенностей психологической устойчивости личности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Ознакомление с различными вариантами реакции организма на факторы чрезвычайной ситуации. Исследование психологии страха в экстремальных условиях.

Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то непосредственно пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями, изменяется под воздействием чрезвычайной ситуации и отличается от повседневного. Изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших, являются одними из самых распространенных последствий ЧС. Причем этим изменениям подвержены не только те люди, которые пострадали физически, но и те, кто не получил травм.

Психические реакции людей на чрезвычайную ситуацию могут быть очень разными: в одной ЧС могут быть люди, сохраняющие способность адекватно действовать, люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению и люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

В самом общем приближении можно выделить три основных группы психических реакций у пострадавших в ЧС:

Нормальные адаптивные реакции;

Невротические реакции и расстройства;

Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

Независимо от степени тяжести реакций и расстройств, у подавляющего числа пострадавших наблюдаются: частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; частичная или полная утрата способности к критической оценки окружающего и своего поведения; частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, значительно уменьшается временная перспектива, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших..

К группе факторов, характеризующих ЧС относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Совершенно очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь. Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее - окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.