Историческая тема в лирике блока. Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А

У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России.
Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле “На поле Куликове”. Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: “Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Этими словами автор хочет указать на прочную связь между прошлым, настоящим и будущим. “Прошлое страстно глядит в грядущее”, – сказал А. Блок.
В этом цикле поэт обращается к прошлому, хотя создает произведение о современности. Будущее предопределено прошлым, которому суждено сбываться вновь и вновь.
Действие стихотворения переносит нас в далекое прошлое на Куликово поле, где накануне битвы стоят приготовившиеся к бою полки, слышен гул, стоящий над татарским станом.

Первое стихотворение цикла выполняет роль пролога и вводит тему России:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..
Родина воспринимается не как мать (это мы видели у многих поэтов), а как жена. Здесь есть некое проявление интимной любви.
Поле – место битвы, “вечного боя”, который шел, идет и будет идти на просторах России:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
В третьем стихотворении появляется некий символический образ:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.
Кто это? Может Россия, может Богородица. Единственное, что понятно – воплощение светлого идеала, помогающего выстоять в суровых испытаниях:
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась Орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Стихотворения цикла посвящены осмыслению исторической судьбы России, эта судьба пророчески описывается автором как трагедийная. Читая цикл, проникаешься чувством тревоги, ощущением приближающихся катастроф, грядущих боев.
Символом становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает осмысление жизни людей и живой природы. Сами природные явления окрашены в трагический кровавый цвет (“закат в крови”).
В завершающем стихотворении А. Блок говорит о вере в будущее своей великой Родины:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Россия народная, с ее историей, традициями, потенциалом народа, давала поэту надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять “страшному миру”.

Ви зараз читаєте: “Прошлое страстно глядит в грядущее”. Историческое прошлое России в цикле стихотворений “На поле Куликовском” А. А. Блока

«Блок Александр биография» - Символ тайны и молчания. Особенности цикла. Свеча. Героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни. Символ постоянной изменчивости мира. Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. В цикле можно встретить упоминание о красном, белом, желтом и темном цветах.

«Жизнь и творчество Блока» - Вслед за поэмой «Двенадцать» было написано стихотворение «Скифы». Весна! Так я причаливал к земле. Вам нужен бич, а не топор! Но ход собственной жизни Блок воспринимал во «вселенском» масштабе. А.Блок. Во мглу! Сотри случайные черты И ты увидишь: мир прекрасен… Александр Блок (1880-1921) Поэтический мир поэта.

«Литература Блок» - Шахматово 1894. Последние годы жизни и творчества Александра Блока. Вероятно, А. Блок предвидел большие жертвы и оказался прав. Поэма «Двенадцать» - вершина творчества А.Блока. Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года. Ивановым и др. Дом в Шахматове 1880-е. Творчество. Улица. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего.

«Александр Блок» - В. Маяковский. Но противоречия «страшного мира» были сильнее любви и мечты. Призывал на битву равнинную -Побороться с дыханьем небес. И тихий дом, и благоухающий сад, и лесная дорога, и тревожные дали… “Стихи о России” 1915г. О, Русь моя! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Показал мне дорогу пустынную, Уходящую в темный лес.

«Лирика Блока» - Октябрьская революция пробудила у Блока подъём творческих сил. И буду слушать приказанья И робко ждать. Блок А.А. Письма к жене. – В кн.: Литературное наследство, т. 89. ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА НТБ ВолгГТУ. Енишерлов В. Александр Блок. Александр Блок. Тарту, 1964–1998. И вновь желать. ДЫХАНИЕ СТРАСТИ к 130-летию А. А. Блока.

«Биография Блока» - Не внешний покой, а творческий. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!». Однако, по свидетельствам В. Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании. Первые стихи Блок написал в пять лет. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Биография. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу.

Цикл «На поле Куликовом»

Патриотизм лирики Блока отчетливо виден в цикле стихотворений «На поле Куликовом». В этом цикле Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории повторяемости, соответствии. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка ещё впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает себя современником двух эпох. Стихотворение открывается величественным образом России, устремленной в даль веков. Первая строфа характеризует застылость и грусть: «река грустит», «в степи грустят стога». Но уже в следующей строфе образ России приобретает резко динамический характер: восклицание нарушает начальную идиллическую картину: «О, Русь моя! Жена моя!» Начинается иной ритм, который передает бешеную скачку степной кобылицы.

Наш путь степной, наш путь

в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии ощущение единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый трагический цвет.

Казалось бы, у всадника появляется светлая надежда: «Пусть ночь. Домчимся. Оразим кострами…» Но успокоение души наступает ненадолго. В последней строфе скачка становится невозможной: «Мелькают версты, кручи…» Стихотворение завершается тревожными нотами, предчувствием чего–то ужасного, кровавого. Образ кровавого заката–символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России: будущее её ему видится неясным, далеким, а путь трудным и мучительным.

В стихотворении А. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение – это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки.

Нарастают восклицательные интонации – это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.
Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый трагический цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла «Родина»

Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом» (1908), соединяют образы Родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.

Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

Незадолго до революции творческая активность А. Блока снижается. В марте 1916 года он пишет: «На днях я подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо еще измениться (или – чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить возможность преодолевать материал». Революция 1917 года стала началом нового, противоречивого и, в то же время, поразительно яркого этапа в жизни и творчестве поэта.

Эволюция темы после революции

После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» – «Может и обязана», напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а через месяц – поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г.И. Чулкова, В. Пяста, А.А. Ахматовой, М.М. Пришвина, Ю.И. Айхенвальда, И.Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его «слиянии с народом», с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции. Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы «Двенадцать». Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими «Бесами» и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы.

После «Двенадцати» и «Скифов» Блок пишет шуточные стихи «на случай», готовит последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть, были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти А.С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

«Из сердца кровь струится» – так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.

Но в последние годы жизни поэт испытывал все большее разочарование в революционных преобразованиях в стране. В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.

Поэзия А. Блока стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Но больше всего в его поэзии преобладает тема Родины.

Я считаю, что стихотворения А. Блока о России, прозвучавшие в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучит сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

Александр Александрович Блок по глубине искренности, по охвату темы, по огромности своего поэтического характера, по связи его с исторической жизнью нашей Родины является, несомненно, великим русским поэтом.

| Печать |

У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия - это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России.

Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле "На поле Куликове". Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: "Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Этими словами автор хочет указать на прочную связь между прошлым, настоящим и будущим. "Прошлое страстно глядит в грядущее", - сказал А. Блок.

В этом цикле поэт обращается к прошлому, хотя создает произведение о современности. Будущее предопределено прошлым, которому суждено сбываться вновь и вновь.

Действие стихотворения переносит нас в далекое прошлое на Куликово поле, где накануне битвы стоят приготовившиеся к бою полки, слышен гул, стоящий над татарским станом. Первое цикла выполняет роль пролога и вводит тему России:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..

Родина воспринимается не как мать (это мы видели у многих поэтов), а как жена. Здесь есть некое проявление интимной любви. Поле - место битвы, "вечного боя", который шел, идет и будет идти на просторах России:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

В третьем стихотворении появляется некий символический образ:

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.

Кто это? Может Россия, может Богородица. Единственное, что понятно - воплощение светлого идеала, помогающего выстоять в суровых испытаниях:

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась Орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

Стихотворения цикла посвящены осмыслению исторической судьбы России, эта судьба пророчески описывается автором как трагедийная. Читая цикл, проникаешься чувством тревоги, ощущением приближающихся катастроф, грядущих боев.

Символом становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает осмысление жизни людей и живой природы. Сами природные явления окрашены в трагический кровавый цвет ("закат в крови").

В завершающем стихотворении А. Блок говорит о вере в будущее своей великой Родины:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!

Россия народная, с ее историей, традициями, потенциалом народа, давала поэту надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять "страшному миру".

Похожие сочинения:
Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать" Изображение революции в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Символика в поэме А. Блока "Двенадцать"
Еще сочинения:
Художественные особенности лирики Блока Стихотворение А. А. Блока «Россия»
предыдущая страница

В число базовых тем, которыми была пронизана лирика А.А.Блока, сумевших стать выражением его ощущения времени, вошла тема России. Во время написания письма, адресованного К.С.Станиславскому, со стороны поэта было изложено мнение, утверждающее, что раскрытие данной темы – это "первейший вопрос…жизненный, самый реальный". В стихотворениях,

в которых озвучено посвящение Родине, Блоку удалось прийти к отображению судьбы своей страны посредством проведения параллели между историей развития государства и настоящим временем.

Годом написания поэтического произведения "Русь" стал 1906. В строках этого произведения присутствует дух древности, и передана атмосфера старой вечной России. Читатель благодаря задумке автора может побывать мысленно в тех далеких временах, и ознакомиться с ритуалами, во время проведения которых "разноликие народы" становились их непосредственными участниками и водили "ночные хороводы". Мы знакомимся с Русью таинственной, иногда напоминающей сказку и рождающей ощущения того, что ты находишься в волшебной стране, одновременно живут в которой могущественные "ведуны с ворожеями".

Однако поэт занимался изображением Россия не только, как загадочного и чарующего государства. Для него она также была нищая, облачённая в лохмотья и очень грустная. Это не мешает герою лирического произведения пребывать в заколдованном состоянии очарования, так как он влюблен в неё. Тайну Руси составляет не элемент сказочности, присутствующий в ней, просто ей удалось невозможное - она "не запятнала …чистоты". Светлая, добрая и необычайная – Русь сохранила все лучшие качества, обретенные столетия назад. Поэту по душе пришлась старинная Русь, поэтому он ощущает радостные эмоции по причине сохранения ею древних привычек.

А.Блок беспокоился о судьбе России. Им был создан цикл стихов "Родина". Произведению "Россия" удалось стать ярким примером осмысления трагической судьбы родины автором. Поэт создавал творение в 1908 году. Начальная строфа стала посвящением тяжелому пути "нищей страны", умудряющейся ещё идти как-то по "расхлябанным колеям". России "в годы золотые" было очень сложно продолжать двигаться вперед, хотя сегодня почти ничего не изменилось для неё.

Обновлено: 2017-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.