Три жизненно важные проблемы. Умение решать проблемы Какие важные проблемы позволяет решать знание биологии

1. Дайте определения понятия.
Биология – это комплексная наука, изучающая все проявления жизни: строение, функции и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и другими живыми организмами.

2. Составьте схему «Система биологических наук».

3. Охарактеризуйте место биологии в системе биологических наук.
Современная биология – это комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук – химии, физики, математики.
4. Заполните таблицу «Основные направления развития современной биологии».


5. Соотнесите имена великих ученых с описанием их вклада в развитие знаний о человеке. Правильное соответствие укажите индексами (1-10).
1. Авиценна 4
2. Аристотель 9
3. Везалий 3
4. Гарвей 4
5. Гераклит 5
6. Гиппократ 10
7. Декарт 1
8. Мечников 7
9. Павлов 6
10. Пастер 8.

6. С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
Биология тесно связана с медициной, производством химической продукции, с сельским хозяйством, промышленностью и энергетикой.

7. Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
При помощи биологии открыто множество лекарств и методов лечения болезней, новых веществ для сельского хозяйства и промышленности. Благодаря новым методам исследований стали бурно развиваться как самостоятельные науки биофизика, биохимия, молекулярная биология, радиационная и космическая биология и т.д.

8. Объясните, почему биологию можно считать наукой будущего?
С помощью знаний биологии человечество сможет решить главную задачу: сохранение биосферы с целью поддержания условий существования и развития цивилизации. Биология – реальная производительная сила и рациональная научная основа отношений между человеком и природой.

9. Составьте план сообщения на одну из предложенных в учебнике тем (см. задание на с. 8 учебника).


Методы исследования в биологии.
1. Дайте определения понятий.
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – изучение и познание окружающего мира.
Научный факт – это факт, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

2. Какое значение имеет важнейший принцип науки – «Ничего не принимай на веру»?
Главная задача науки – построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть. Научные знания постоянно берутся под сомнение и принимаются только после достаточных доказательств.

3. Составьте схему «Методы познания живой природы».

4. Используя схему в учебнике «Основные этапы научного исследования» (см. рис. 1 на с. 12 учебника), составьте описание (методику проведения) биологического исследования «Выявление содержания крахмала в продуктах питания: хлебе, меде, молоке».
Постановка проблемы: выявить, содержится ли крахмал в хлебе, меде и молоке.
Гипотеза: крахмал содержится в хлебе, не содержится в меде и молоке.
Проверка гипотезы: на каждый из продуктов добавить по капле спиртового раствора йода. В тех продуктах, где произойдет синее окрашивание (качественная реакция), содержится крахмал.
Подтверждение/опровержение гипотезы по результатам опыта.
Вывод.

5. Проведите исследование по составленной методике (см. задание 4). Результаты запишите в таблицу.

Сделайте выводы: в результате проведенного опыта было выявлено, что произошло синее окрашивание на хлебе и в меде, не произошло – в молоке. Гипотеза была частично подтверждена: хлеб содержит крахмал, молоко – не содержит. Качественная реакция на крахмал произошла с медом, так как мед, вероятно, некачественный и содержит искусственные добавки, в частности, крахмал для густоты.

6. Какое значение для проведения научного исследования имеет гипотеза?
Каждая гипотеза проверяется экспериментально в ходе получения новых научных фактов. Если полученные факты противоречат гипотезе, то она опровергается. Если гипотеза согласуется с фактами и позволяет сделать верные прогнозы, она может стать научной теорией.

7. Чем выводы исследования отличаются от его результата?
Результаты проведенного эксперимента – это новые научные факты, полученные в результате исследования. Вывод исследования – это заключение, на основе полученных фактов, о том, подтверждена гипотеза или же она опровергнута.

8. Какую роль играют прикладные и фундаментальные исследования в биологии?
Основная цель прикладных исследований – обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях. Эти методы решают социально-практические проблемы.
Фундаментальные исследования позволяют познавать законы, управляющие природой. Эти законы изучаются «в чистом виде», безотносительно к их возможному использованию.

Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника - у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:

  • изменить себя и своё поведение;
  • изменить ситуацию;
  • выйти из ситуации;
  • изменить своё отношение к ситуации.

Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.

Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.

Алгоритм действий

1. Сформулируйте проблему от первого лица

Проблемы «В мире ещё не создали гаджет, который мне нужен», «Он обо мне не заботится» и «Начальник - зверь, требует невозможного» неразрешимы. Зато проблемы «Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям», «Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится» и «Я не могу сделать то, что требует от меня начальник» вполне себе рабочие.

2. Проанализируйте свою проблему

Исходите из четырёх способов решения, представленных выше:

Возможно, вы поймёте, что хотели бы совместить несколько из них, например изменить своё отношение к ситуации и затем изменить своё поведение. А может быть, вы для начала будете рассматривать несколько способов на выбор. Это нормально.

4. Выбрав один, два или даже три способа, устройте себе мозговой штурм

Возьмите лист бумаги и ручку. Для каждого способа напишите как можно больше вариантов решения проблемы. На этом этапе отбросьте все фильтры («неприлично», «невозможно», «некрасиво», «стыдно» и прочие) и записывайте всё, что приходит в голову.

Например:

Изменить себя и своё поведение
Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится Я не могу сделать то, что требует от меня начальник
  • Изменить критерии.
  • Сделать тайм-аут в поиске.
  • Написать разработчикам
  • Попросить проявить заботу.
  • Рассказать, как бы я хотела, чтобы он проявлял заботу.
  • Благодарить, когда заботится
  • Научиться делать это.
  • Объяснить, почему я не могу этого сделать.
  • Попросить кого-то сделать это

Для вдохновения:

  • Представьте себе человека, которого вы уважаете и который обязательно смог бы вам помочь. Какие варианты решения проблемы он бы предложил?
  • Попросите о помощи друзей и знакомых: мозговой штурм в компании проходит веселее.

Выберите наиболее подходящий для вас в данной ситуации.

6. Ответьте себе на следующие вопросы

  • Что мне необходимо сделать, чтобы претворить это решение в жизнь?
  • Что мне может помешать и как я смогу преодолеть это?
  • Кто мне может помочь сделать это?
  • Что я сделаю в ближайшие три дня, чтобы начать решать свою проблему?

7. Действуйте!

Без реальных действий все эти размышления и анализ - пустая трата времени. У вас всё обязательно получится! И помните:

Безвыходная ситуация - это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится.

Проблемы собой представляют абсолютно нормальную, естественную и просто неизбежную часть жизненного пути. В работе вам придется столкнуться с проблемами каждый день, они накатывают, как волны на берега, одна за другой. Всяческие неурядицы преследуют вас на протяжении дней, не заканчиваются они также и дома, после рабочего дня. На самом деле они не заканчиваются никогда. Радует только тот факт, что, помимо огромных проблем, бывают мелкие, помимо серьезных - пустяшные.

Умение решать проблемы в наше время очень ценное, не говоря о жизненной ценности этих способностей. Единственными аспектами ситуаций способных вызвать проблему, которые вы по- настоящему в состоянии захватить под личный контроль, является ваше прямое отношение к проблеме, подход, который вы именно к ней применяете, когда она только возникает. К сожалению, многие позволяют проблемам брать верх над своей жизнью. Их это интересует первоначально, они об этом думают и делятся проблемами с другими, кто виноват в проявлении проблемы, почему она зародилась и насколько объемен будет от нее ущерб. Но это нисколько не помогает решить эту проблему в корне. Ваш подход, должен стать противоположность подходу многих, должен строится на постулатах, благодаря которым удается отыскать решения и направлять различные усилия на устранение проблем, какой бы они ни были.

Люди, ориентированные на постоянный поиск решений, находятся на особом счету в любой организации. Их может отличить позитивная и конструктивная позиция в жизни. Они устремляют все имеющиеся резервы на поиск того, что может быть произведено в противовес проблемам, а не рассуждают о том, что произошло сейчас и потому не может вернуться обратно. Вот вам стандартный прием. Вы в состоянии поменять свое эмоциональное отношение к проблемам с негативного и весьма подавленного на позитивное и довольно конструктивное за доли секунды, нужно лишь вам свои мысли с проблемы переключить на возможный алгоритм ее решение. Вместо тех фактов, чтобы сокрушаться о давно произошедшим и искать виновных в этом, вам требуется, прежде всего, задаться следующей парой вопросов: “Что мне в сложившейся ситуации предпринять?” и “Каким может быть ее скорейшее разрешение?”.

Ваш разум устроен так, что, чем больше вы усилий прилагаете в поиске решения, тем большее количество, вариантов вам предоставлено будет. Чем большее количество времени на поиск вероятных решений проблемы вы затратите путем обдумывания и обсуждения с остальными, тем более вероятно, что может найтись наилучший вариант. Взяв как должное привычку искать выход из проблемных ситуаций, и не иначе, как самый конструктивно выделенный, вы обретете шанс превратиться в человека, способным умело устранять проблемы, что во многом пересекается с умением преодолевать возникающие трудности вообще, поэтапно достигать поставленных планов и добиваться высоких результатов в трудовой деятельности.

Чем лучше вы можете справиться с проблемами в работе, а также жизни, чем лучше вы используете умение решать проблемы , тем с более значительными проблемными ситуациями вам со временем потребуется иметь дело. Чем масштабнее проблемы и выше вероятность возможного ущерба и опасности, сопряженные с ними, тем большими полномочиями наделяют вас и в более высоко расположенное кресло посадят. Как говорил генерал Колин Пауэлл в интервью телеканалу ВВС, “быть лидером - значит быть человеком способным решать проблемы”.Успехи вашей карьеры будут во многом определяться теми факторами, насколько вы умеете эти проблемы решать, находясь в теперешней должности. Когда вы сможете доказать, что легко справитесь со своими проблемами, вас позовут на места, которые будут сопряжены с еще более сложными и серьезными проблемами; по такому принципу вас переводили в следующий класс только после того, как вы написали экзамены за предыдущий.

НАЧИНАЙТЕ РАБОТАТЬ СЕГОДНЯ!

Задавайте себе следующие вопросы каждый день: “Что сделать? Как я буду это осуществлять? Есть ли какой-либо лучший способ это выполнить?”

Каков фактор, оказывающий сдерживающее влияние на скорость, с которой вы движетесь к своей самой основной цели? Решение, каких проблем в наибольшей степени способствовало бы ускорению темпов роста вашей карьеры?

Пометьте свою главную проблему в верху чистого листа бумаги, очертив ей форму вопроса. После чего заставьте себя придумать, по крайней мере, двадцать ответов, которые тоже запишите. Выберите один из них и презентуйте соответствующие действия сегодня. До конца своей жизни четко руководствуйтесь тем, что главное в проблемах - это то, их решение.

Ответ оставил Гость

Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).
Биология XX в. характеризуется определенными тенденциями и познании явлений жизни - это, во-первых, изучение живых объектов на различных уровнях организации: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном; во-вторых, стремление к изучению живой природы в целом, на всех уровнях - ее. организация (эволюция, систематика). Учение В.И.Вернадского о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере) показывает масштабы деятельности человека и. предупреждает об опасности бездумного отношения к природе (биосфере).

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.).

Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого, методов исследования, практического использования биологических знаний.

Биологией систематических групп занимаются: вирусология -- наука о вирусах, микробиологиямикология - наука о грибах, ботаника - наука о растениях, зоология - наука о животных, антропология - наука о человеке. Каждая из этих дисциплин делится на ряд более узких направлений в зависимости от объекта исследований. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология - наука о насекомых, ихтиология- о рыбах, териология - о млекопитающих, орнитология – о птицах, мирмекология – о муравьях, лепидоптерология – о бабочках, протистология – наука о простейших и др. В ботанике выделяются: альгология - наука о водорослях, бриология - о мхах, дендрология - о древесных растениях и др. Кроме того, в зоологии и ботанике выделяются науки, изучающие отдельные стороны жизни животных и растений: строение (морфология, анатомия, гистология и др.), развитие (эмбриология, эволюция и др.), жизнедеятельность (физиология и биохимия животных и растений), распространение (зоогеография и фитогеография), классификацию по группам (систематика растений и животных) и т. д. - наука, занимающаяся изучением микроорганизмов,

Три жизненно важные проблемы

Давайте посмотрим, что случится с этим мальчиком, у которого есть ошибки в прототипе, тогда, когда он приближается к своей зрелости, скажем, лет в семнадцать - восемнадцать. Перед ним - вся жизнь, в которой не так просто сориентироваться, ибо он о ней ничего не знает. Но вступая в жизнь, он неизбежно столкнется с тем, что мы называем «три главных вопроса»: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака. Они возникают как вопросы наших взаимоотношений с другими, но неразрывно связанные с самим нашим существованием. Вопрос жизни в обществе включает в себя наше поведение по отношению к другим людям, наше отношение к человечеству и его будущему.

От ответа на него зависит сохранение и спасение человека, ибо человеческая жизнь столь ограничена, что мы можем идти по ней, только держась вместе.

Что касается вида деятельности, то размышлять об этом вопросе мы можем, воспользовавшись примером, который только что рассмотрели. Можно с уверенностью сказать, что, руководствуясь в выборе рода занятий одной только целью - добиться превосходства над другими, - этот юноша натолкнется на большие трудности. Трудно найти такое место работы, где не нужно было бы подчиняться или сотрудничать. А так как этот мальчик беспокоится только о своем благе, он никогда не будет хорошо себя чувствовать в подчиненном положении. Более того, такой человек может оказаться не очень надежным партнером в бизнесе, так как ему будет нелегко подчинить личный интерес интересам фирмы.

В общем, можно сказать, что успех в деятельности полностью зависит от социальной адаптации. Способность понимать потребности партнеров и нужды потребителей, видеть их глазами, слышать их ушами и чувствовать то, что чувствуют они - является огромным преимуществом в бизнесе. Люди, обладающие подобной способностью, быстро идут в гору, но наш мальчик, как мы обнаружили, ею не обладает: он всегда озабочен только собственными интересами и способен преуспевать только в том, что связано с ними. Так что в своей деятельности он будет часто терпеть поражения.

Кроме того, можно обнаружить, что в большинстве случаев такие люди никогда не завершают своих начинаний или же запаздывают в выборе занятий.

Бывает, что в тридцатилетнем возрасте они все еще не знают, что намереваются делать в жизни. Они часто меняют профиль обучения и место работы, что является признаком неумения приспособиться.

Иногда можно встретить юношу семнадцати - восемнадцати лет, полного сил и стремлений, но не знающего, что ему делать. Очень важно постараться понять такого человека и дать ему совет в отношении его будущего занятия.

Его вполне еще можно чем-либо заинтересовать и соответственно обучить.

С другой стороны, тот факт, что в этом возрасте юноша все еще не знает, что он хочет делать в дальнейшей жизни, должен внушать беспокойство.

Довольно часто он является лишь подтверждением того, что молодой человек не очень рвется вообще чем-либо заниматься. И необходимо предпринимать усилия как дома, так и в школе, чтобы заинтересовать будущей профессией мальчика такого типа до достижения им юношеского возраста. В школе это можно сделать, предложив сочинение на тему «Кем я хочу быть в дальнейшей жизни». Размышляя над темой сочинения дети обязательно столкнутся с проблемами, над которыми самое время начинать задумываться в юном возрасте, не дожидаясь момента, когда они со всей серьезностью будут поставлены жизнью.

Последний вопрос, который обязательно встанет перед нашим молодым человеком - вопрос любви и брака. Поскольку люди разделены на два пола, этот вопрос имеет важное значение. Половые различия заставляют нас учиться вести себя по отношению к противоположному полу. Мы обсудим проблему любви, и брака в следующей главе: сейчас же необходимо подчеркнуть ее связь с проблемой социальной адаптации. Все тот же недостаток социального интереса, ответственный за социальную и деловую неприспособленность, влияет также на способность взаимодействовать с противоположным полом. Ясно, что у эгоцентричного, занятого исключительно собой человека отсутствует подготовка, необходимая для «menage a deux». И вполне возможно, что одной из основных целей сексуального инстинкта является выманить человека из его замкнутой скорлупы и подготовить к жизни в обществе. Однако выполнять эту функцию соответственно он может в человеке, который способен забыть собственное «я» и стать частью чего-то большего - что необходимо воспитывать с помощью психологии.

Итак, по поводу мальчика, случай которого мы изучали, можно прийти к следующим выводам. Мы наблюдали, что встреча с тремя жизненно важными проблемами вызвала в нем растерянность и страх неудачи. Мы видели также, что стремясь к цели превосходства, он старался как можно дольше избегать сложности реальной жизни. Что же он будет делать? Он не впишется в общественную жизнь, так как антагонистичен другим, подозрителен и замкнут.

Так как он не заботится о мнениях других и о том, как он выглядит в их глазах, он не будет обращать внимания и на свой внешний вид и часто будет ходить грязным и неряшливым - проявления, свойственные нездоровому человеку. У него будет вызывать неприятие язык, который для нас является социальной необходимостью. Возможно, он вообще не будет говорить: черта, часто наблюдающаяся при шизофрении.

Отгородив себя стеной от всех вопросов жизни, этот человек движется по пути, ведущему прямо в больницу для душевнобольных. Его цель превосходства способствовала герметической изоляции от других и это трансформировало его сексуальные влечения, так что в этом смысле он также не является более нормальным человеком. Мы можем обнаружить у него веру в то, что он Китайский император или Иисус Христос, - что представляет собой способ реализации цели превосходства.

Из книги 21 правдивый ответ. Как изменить отношение к жизни автора Курпатов Андрей Владимирович

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА Часто ли мы чувствуем себя «жертвой»? Часто ли мы ощущаем себя несправедливо обиженными, невинно страдающими? Часто ли нам кажется, что мы отдали самих себя на алтарь своей любви, верности или ответственности, а получили взамен лишь пренебрежительную

Из книги Искусство словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

10. Важные встречи Пять лет спустя вы будете тем те человеком, каким являетесь сегодня, если не считать того, сколько новых людей вы встретите, сколько новых книг прочтете и сколько новых песен услышите за это время. Чарльз

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

Быть с ребенком. Любовь и внимание - жизненно необходимые факторы для ребенка. О дошкольном обучении Не буду останавливаться на банальных истинах, просто приведу два примера. Отвлечемся ненадолго от детей и поговорим о курах. Как известно, куры (и петухи) появляются на

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Жизненно необходимо для работы мозга: разомкните «замкнутый круг» стресса! Когда мы находимся в состоянии стресса, то постоянно чувствуем себя уставшими, у нас нет сил справляться с обычной работой, становится трудно общаться с окружающими, причем выходные и отпуск от

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Афонин Игорь Николаевич

Из книги Имидж – путь к успеху автора Вемъ Александр

Из книги Как понять мужчину. 20 правил + 25 тестов автора

4 важные «поцелуйные тайны» 1. Если ваш партнер целуется с закрытыми глазами, то, скорее всего, он - настоящий романтик, который часто влюбляется, хотя далеко не каждая любовь приносит ему ожидаемое счастье, и потому он склонен вновь и вновь с головой бросаться в водоворот

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Важные советы К сожалению, при первых же признаках (даже совершенно не доказанной) измены многие ревнивицы тут же бросаются искать у своих партнеров подтверждения этого факта, начинают «разборки» с ними.А стоит ли так поступать? Конечно, нет! Не спешите «выяснять

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Уединение для каждого из нас так же жизненно важно, как и общение Как бы вы ни любили друг друга, как бы вам ни хотелось находиться все время вместе – у каждого из вас должна быть своя личная «территория», и в прямом, и в переносном смысле.Это значит, что у каждого из вас,

Из книги От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты автора Ньюман Ричард

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Новая жизнь старых вещей автора Хекль Вольфганг

Важные мечты Прежде всего скажем, что те размышления, которые могут изменить жизнь к лучшему, всегда обращены к будущему, к тому, что может произойти, а не к тому, что уже случилось. Если ваши мысли связаны с изменением прошлых событий, не тратьте на них время и силы. Такие

Из книги Интим. Женский взгляд. Как получать удовольствие от… автора Мириманова Екатерина Валерьевна

Г.Л. Выгодская «Просто жизненно необходимо» Лев Семенович Выготский (1896–1934) – создатель культурно-исторической теории психики, основоположник одного из наиболее значительных направлений в отечественной психологии и психологии развития ребенка. Его яркая жизнь

Из книги автора

Лирическое отступление: на необитаемом острове, где мастерство жизненно необходимо Много лет я мысленно играю в одну и ту же игру – в Робинзона Крузо, но всегда в новых вариантах: будто бы мы группой высадились на остров и должны организовать жизнь по-новому,

Из книги автора

Важные уроки Итак, какие же важные уроки мы можем извлечь из всего, о чем говорилось ранее?Первый урок:лучше все же попробовать секс с человеком, прежде чем начать планировать совместное светлое будущее.И тут же второй:не стоит представлять себе вашу первую ночь любви.