Из истории создания поэмы Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…
Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника- горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 2
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Слайд 4
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Слайд 5
Жизнь Мцыри в монастыре
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…
Слайд 6
Описание характера и мечты Мцыри
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
Слайд 7
Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность
Слайд 8
Мцыри на воле
О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?
Слайд 9
Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:
Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
Слайд 10
Гибель Мцыри
Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет... Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно незнакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его воспринимается как победа. Мцыри не сломили ни отчаяние, ни страшные испытания, он до последней минуты остается верен себе и своему идеалу.
Слайд 11
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 12
«Мцыри» - романтическая поэма
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Посмотреть все слайды
Слайд 1
«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова
8 класс
Слайд 2
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Слайд 3
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.
2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Слайд 10
Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
…Я мало жил, и жил в плену…
…Она мечты мои звала
От келий душных и молитв…
…Я вырос в сумрачных стенах
Душой – дитя, судьбой – монах…
Слайд 11
Слайд 12
Как автор описывает характер и мечты Мцыри?
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой…
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…
Слайд 13
Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?
Задание:
выписать цитаты
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами
- пышные поля
- холмы и горные хребты
- ущелья, потоки
- растительность
Слайд 14
Каким мы видим Мцыри на воле?
Докажите текстом, что Лермонтов изображает мужественного, сильного, бесстрашного и гордого героя.
Слайд 15
Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?
Смел и бесстрашен
Презирает смерть
Жаждет борьбы
Любит родину и мечтает вернуться в родные края
Твёрдый и целеустремлённый
Выносливый и мужественный
Страстная и пламенная натура
Выбор цитат
Слайд 16
Почему погиб Мцыри?
…тщетно спорил я с судьбой
Она смеялась надо мной!
Слайд 17
Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 18
«Мцыри» - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.
2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Слайд 19
ТЕСТ 1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова взят: а)былин б)Библии в)древнерусских летописей 2. В чём заключается смысл эпиграфа? а)восстание против судьбы,против Бога б)раскаяние, безнадёжное смирение в)защита права человека на свободу 3.Определите жанр произведения а)баллада б)элегия в)поэма-исповедь 4.Что можно назвать символом свободы в поэме? а)степь в)Кавказ г)барс 5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»? а)природа противопоставлена монастырю как свобода неволе б)природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю в)природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным? а)побег из монастыря б)встреча с грузинкой в)бой с барсом г)гибель Мцыри 7. В исповеди Мцыри звучит а)гнев,негодование б)грусть,размышление в)утверждение своей правоты 8.Почему местом действия поэмы выбран Кавказ? а)проявляется любовь автора к Кавказу б)природа Кавказа сродни натуре главного героя в)связь с историей России 9.В чём заключается основная идея произведения? а)тоска по воле б)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти в)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Цель: продолжить знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.
Задачи:
- Обучающая : сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить основные особенности направления.
- Развивающая : развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу. Показать красоту и атмосферу Кавказа.
- Воспитательная: способствовать развитию коллектива и умения работать в нём, воспитывать внимательное отношение к слову, вкус к поэтическому слову.
Тип урока: комбинированный
Методические приёмы:
- Беседа по вопросам,
- Комментарии учителя,
- Анализ текста,
- Выразительное чтение,
- Работа в группах.
- Составление кластера.
- Предварительная работа:
Учитель: Создание презентации и подбор материала к комментариям
Ученики: готовят дома выразительное чтение, формируют группы для работы на уроке.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, учебник по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, раздаточный материал.
Время реализации занятия - 45 минут
Вид медиапродукта : наглядная презентация учебного материала
Целесообразность использования медиапродукта:
- Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в существующих учебно-методических пособиях по данной теме
- Повышение эффективности усвоения учебного материала
- Развитие наглядно-образного мышления
- Помощь в достижении развивающих задач урока.
Ход урока
I. Oргмомент.
II. Погружение в тему.
1. Работа над понятием романтизм
2. составление опорной таблицы.
III. Основная часть.
1. Лермонтов и Кавказ
2. Работа по группам 1-2
3. Подбор ассоциаций к картинам
4. Работа по группам 1-4
IV. Подведение итогов. Просмотр Презентации. И составление кластера.
V. Домашнее задание. Выставление оценок.
1. Организационный момент.
Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя новое.
2. Погружение в тему.
- Учитель : Вспомните и назовите основные течения в литературе конца XVIII - начала XIX веков? Слайд 2
- Кого из представителей сентиментализма вы можете назвать? Какое произведение он написал? Слайд 3
- Какие основные черты сентиментализма вы можете вспомнить.?
- Кого из представителей романтизма вы можете вспомнить? Слайд 4
- Отметьте черты, которые, по вашему мнению, будут характерны для романтизма?
- (работа с раздаточным материалом) слайд 5-7 Приложение №1
- Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку.
- Субъективность повествования.
- Герой - второе “Я” писателя.
- Культ чувства.
- Культ личности.
- Столкновение исключительной личности и государства.
- Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроение героев; неоднозначность характера.
- Герой-мечтатель, живущий в выдуманном мире или герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе “за угнетённую свободу человека”.
- Субъективное повествование, неоднозначная авторская позиция.
- Повесть, дневник, письма.
- Показать несовершенство окружающего мира и идеальность созданного мира, к которому надо стремиться.
- Сострадать, пробуждать лучшие чувства.
- Поэма, баллада, элегия, роман, повесть
Составление таблицы. Слайд 8
III. Основная часть.
Учитель: и так тема нашего урока. Мцыри- романтический герой. Мы должны посмотреть на образ Мцыри через призму романтизма и найти черты характера, приёмы создания образа, которые нам позволят сказать: “Да перед нами романтический герой!” слайд 9-10
Где происходит действие в поэме “Мцыри”? слайд 11
Рассмотрите картины, написанные М.Ю. Лермотовым слайды 12-15
Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край? слайд 16
РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-2
Слайд 17-19
Задание для групп
МЦЫРИ - в переводе с грузинского языка значит послушник в монастыре, пришелец, чужеземец, чужак.
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
2 группа:
Восстановите сюжет:
- Русский генерал привёз пленного ребёнка.
- Жизнь мальчика в монастыре.
- Бегство из монастыря.
- Три дня полных жизни.
- Возвращение в монастырь
- Исповедь героя.
- Смерть героя.
Гимнастика для глаз
1. Поморгать глазами
2. Вытянуть правую руку перед собой. Зафиксировать взгляд нона ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в исходное положение. Повторите 5 раз
3. Мысленно скажите спасибо своим глазам.
Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления? слайд 20
РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-4 и раздаточным материалом Приложение №3
Вопросы к тексту:
- Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле?
- Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри.
- Как это его характеризует?
- Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы?
- Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему?
- Почему герой стремится на Родину?
- Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды?
- Найдите описание грузинской девушки.
- Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой?
- К какому выводу он приходит?
- Найдите описание встречи с барсом.
- Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним?
- Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде?
Слайд 21-22
IV. Подведение итогов.
Просмотр Презентации. И составление кластера.
Слайд 23-35
V.Домашнее задание.
Выставление оценок. Слайд 36