Презентация современные здоровьесберегающие технологии в школе. Презентация "использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Слайд 2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
  • Слайд 4

    Здоровьесберегающие образовательные технологии

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

    Слайд 5

    Принципы здоровьесбережения:

    • «Не навреди!».
    • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
    • Непрерывность и преемственность.
    • Субьект-субьективные взаимоотношения.
    • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся.
    • Комплексный, междисциплинарный подход.
    • Успех порождает успех.
    • Активность.
    • Ответственность за свое здоровье.
  • Слайд 6

    Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

    Слайд 7

    Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    • Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
    • Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
  • Слайд 11

    Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

  • Слайд 12

    Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

  • Слайд 13

    Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

  • Слайд 14

    Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

  • Слайд 15

    Физкультурно-оздоровительная работа в школе

  • Слайд 16

    Требования к проведению физкультминуток

    • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
    • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
    • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
    • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
    • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Слайд 17

    Виды физкультминуток

    • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
    • Упражнения для кистей рук.
    • Гимнастика для глаз.
    • Гимнастика для слуха.
    • Упражнения корректирующие осанку.
    • Дыхательная гимнастика.
  • Слайд 18

    Литература

    1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
    2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
    3. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Free Powerpoint Templates Здоровьесберегающие технологии при реализации ФГОС 2 в начальной школе Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «ЦО №40 им.Дементьева » г.Тула Зайцева Галина Ивановна

    Free Powerpoint Templates “ «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы …» В.А.Сухомлинский

    Free Powerpoint Templates В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе « Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

    Free Powerpoint Templates Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

    Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

    Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т.д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    Сохранению здоровья учащихся способствует индивидуальная работа учителя с учениками на Разных этапах урока. Работа с одаренными детьми по индивидуальной программе.

    На «уроках-праздниках» каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность. Ощущение Значимости каждого решает в комплексе учебно - воспитательных задач и задачи здоровьесбережения

    активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

    методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.)

    Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем.

    Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Физкультминутки и физкультпаузы

    Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются психомоторные процессы, активизируются структуры мозга.

    Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость, доставляет большое удовольствие.

    м Работа по предупреждению утомляемости глаз Смотрите на звездочку!

    Следите за квадратом, и отгадывайте буквы

    Организация учебно-воспитательного процесса

    Привлечение родителей к проектной деятельности

    В целях профилактики простудных заболеваний ежедневно проводим подвижные игры на свежем воздухе, часто ходим на экскурсии, выращиваем растения фитонциды.

    Free Powerpoint Templates Золотые правила психологического комфорта на уроке Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Тщательная подготовка к уроку, не допускается даже малейшая некомпетентность в преподавании своего предмета. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

    Спасибо за внимание


    Здоровьесберегающие

    технологии в

    начальной школе


    Теоретическое обоснование проблемы.

    Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий.

    Советы учителю.

    Литература.




    "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.


    Здоровьесберегающее обучение

    Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

    Опирается на – природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическую ориентацию).

    Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

    Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.


    Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

    Учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

    Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

    Наличие эмоциональных разрядок на уроках;

    Чередование позы с учетом видов деятельности;

    Использование физкультурных пауз на уроках


    Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

    § Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

    § Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фототерапия, арттерапия)

    § Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

    § Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)


    Основополагающие принципы работы по здоровьесберегающей технологии:

    1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

    2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

    3. Единство физического и психического развития.

    4. Наглядность.

    5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

    6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

    7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.


    • Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
    • Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
    • Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
    • Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

    • Активизация развития всех сфер личности учащихся. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
    • Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
    • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
    • Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
    • Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

    Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.


    Некоторые моменты реализации ЗСТ на уроке:

    • Для предупреждения утомляемости во время учебного процесса необходим отдых (1,5-2 минуты). Физкультпаузы благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.

    В состав упражнений для физминуток можно включить:

    • упражнения по формированию осанки,
    • укреплению зрения,
    • укрепления мышц рук,
    • отдых позвоночника,
    • упражнения для ног,
    • упражнения на ковре,
    • релаксационные упражнения для мимики лица,
    • потягивание,
    • массаж области груди, лица, рук, ног,
    • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.


    Например: (см.ниже)


    При поворотах глаз взгляд быстро перемещайте с одного края поля зрения на противоположный с задержкой на несколько секунд в каждом положении:

    Вверх – вниз 7 раз;

    Влево – вправо 7 раз;

    Прямо – вверх –прямо- вниз 7 раз;

    Прямо – влево – прямо- вправо 7 раз;

    Смотреть по диагонали: левый верхний угол – правый верхний угол 7 раз;

    Левый нижний угол – правый верхний угол 7 раз;

    Дайте свободу фантазии: например, описывайте глазами полукруги, всевозможные геометрические фигуры, добиваясь при этом четкости изображения окружающих предметов;

    Моргните несколько раз, закройте глаза и с минуту отдохните;


    Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

    1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

    2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

    3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;


    4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

    5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

    6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);


    7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

    8) позы учащихся, чередование поз;

    9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

    10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;


    11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

    12) психологический климат на уроке;

    13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;


    В конце урока следует обратить внимание на следующее:

    1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

    2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

    3) темп и особенности окончания урока.


    Уважаемые коллеги!

    1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

    2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

    3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


    1.Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998

    2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.

    3. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в началь6ной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

    4. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.

    5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

    6. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.

    7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

    8. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

    9. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Автор проекта: Знакомова Анна Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 32 имени Л. В. Бобковой
    .Сохранение здоровья детей – одна из важнейших функций школы. Важно, чтобы дети получали теоретические знания о сохранении здоровья и умели их использовать практически.
    Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребёнка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей комплекс мероприятий по укреплению здоровья может помочь ребёнку сохранить здоровье.
    .«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
    От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
    мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

    Василий Александрович Сухомлинский
    . Актуальность
    Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Ребёнок пошёл в школу, значит, его организм должен перестроиться, чтобы учение было успешным.
    Фундаментальной основой для полноценного и гармоничного развития личности выступает её физическое и духовное развитие.
    . Противоречия
    - Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    - Отсутствие механизма внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику;
    - Из-за неудовлетворительного уровня своего физического развития многие учащиеся начальных классов с трудом усваивают учебный материал.
    . Проблема
    - Формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
    . Объект исследования
    Здоровьесберегающие технологии обучения в начальных классах
    Предмет исследования
    Здоровьесберегающие средства обучения как «фундамент» для интеллектуальной и творческой надстройки личности на уроках в начальной школе
    . Гипотеза
    - Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся.
    . Цель
    - Создание условий для интеллектуального и творческого развития личности младших школьников на основе осознания ими ценности здорового образа жизни.
    . Задачи
    - Сформировать потребности в здоровом образе жизни;
    - Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе;
    - Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их дальнейшего развития.
    . Участники проекта
    - Обучающиеся 2а и 2б классов
    - Родители
    - Медсестра
    - Срок реализации - 1 год
    . Этапы реализации проекта
    I. Аналитический включает в себя:
    1. Подготовительный. Изучение проблемы. (сентябрь 2014г)
    2. Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование, позволяющие выявить способности детей и знания детей о ЗОЖ. (октябрь 2014г)
    II. Практический.
    Достижение поставленной цели и решение поставленных задач. (ноябрь-март 2014/15 гг)
    III. Заключительный.
    Анализ полученных результатов. (март 2015г)
    . Ожидаемые результаты
    - Предотвращение усталости и утомляемости;
    - Повышение мотивации к учебной деятельности;
    - Прирост учебных достижений.
    . Результаты вводной диагностики
    Уровень успеваемости детей: Средний-31,2%; Достаточный-36,4%; Высокий-32,4%
    Качество знаний - 68,8% Успеваемость - 100%
    . Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке
    - физкультминутки
    - оздоровительные минутки
    - минутки релаксации
    - дыхательная гимнастика
    - гимнастика для глаз
    - цветотерапия
    - пальчиковая гимнастика
    - массаж активных точек
    - использование музыкальных средств (В.Крутицкого, Р.Шумана, П.Чайковского)
    - Прогулки на свежем воздухе
    - физкульт минутки в начальной школе
    . Цветотерапия

    Игра – цветные сны. (игра может сопровождаться устным описанием учителя слайдов под приятную мелодию)
    . Желтый – стимулирует умственную деятельность;
    . зеленый – умиротворяет, успокаивает;
    голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
    . синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
    . фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
    . черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание
    . Результаты заключительной диагностики
    Уровень успеваемость детей: Средний-22,2%; Достаточный-37,8%; Высокий-40%
    Качество знаний - 77,8% Успеваемость - 100%
    . Вы можете наблюдать динамику роста уровня успеваемости
    . Результат проекта
    - повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся;
    - стабилизация показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе;
    - положительная динамика уровня здоровьесберегающей деятельности;
    - увеличение числа участников различных конкурсов;
    - положительная оценка опыта работы на школьном уровне.
    . Вывод
    Правильно подобранные средства здоровьесберегающего обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали формированию потребности в здоровом обрезе жизни обучающихся.
    Гипотеза подтвердилась.
    . Масса портфелей у учащихся начальной школы
    В среднем пустой портфель весит 500 – 700 г, портфель с учебниками -2,600; 4,200; 4,300; 4,500 г. И портфель со спортивной формой весит 3,500; 4,900 г.
    . Активный отдых на природе – самый лучший способ восстановить силы и снять утомление. Традицией нашей школы стал ежегодный летний лагерь «Радуга». Только в прошлые года лагерь был оздоровительным, а сейчас мы просто лагерь с дневным пребыванием. Но мы как и раньше устраиваем праздники на сведем воздухе, конкурс «Замков из песка», «Робинзонады», «Пиратские праздники», «Спартакиады» и другие увлекательные праздники.
    В квадратных скобках указаны номера слайдов.

    Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах


    Состояние здоровья детей Ульяновской области (по результатам диспансеризации 2002 г.) Осмотрено детей от 0 до 17 лет. Из них имеют отклонения: - в состоянии здоровья - 59 % - в физическом развитии - 10,9 % - в физической подготовленности - 8,5 %


    1. Костно-мышечной системы и соединительной ткани. 2. Органов пищеварения. 3. Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата. 4. Нервной системы. 5. Органов дыхания. 6. Психические расстройства и расстройства поведения. Наиболее распространены болезни:


    Из постановления правительства РФ от «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…» Образовательные учреждения осуществляют: Сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры санитарно- эпидемиологического надзора. Подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.


    Показатели здоровья: 1. Общая заболеваемость (уровень и структура). 2. Острая заболеваемость (уровень и структура). 3. Заболеваемость в случаях, в днях на 1 ребёнка. на 1 ребёнка. 4. % часто болеющих детей. 5. % детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями. 6. % детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой. 7. % детей, функционально незрелых к обучению. 8. % детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе. 9. % детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. 10. Распределение детей по группам здоровья.


    Показатели физического развития: 1. Длина тела. 2. Масса тела (в граммах). 3. Динамометрия: левой и правой кисти. 4. Жизненный объём лёгких (в мл.). 5. Окружность грудной клетки в паузе (покое) 6. (в см.). 7. Весо-ростовой индекс. 8. Дефицит или избыток тела. 9. Интегральный показатель физического развития. 10. Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %). Измерения проводятся до 1 ноября. Измерения проводятся до 1 ноября.


    Показатели физической подготовленности: 1. Физическая подготовленность: - бег на 30 м - бег на 30 м - бег на 1000 м - бег на 1000 м - подтягивание на перекладине (М.) - подтягивание на перекладине (М.) или подъём туловища в сед за 30 или подъём туловища в сед за 30 секунд (Д.) секунд (Д.) - прыжок в длину с места. - прыжок в длину с места. 2. Интегральный показатель физической подготовленности. 3. Число детей с низким, средним и высоким уровнем двигательной подготовленности (в %) (в %)




    Гигиенические условия, факторы: 1. Шум. 2. Освещённость.. 3. Воздушная среда. 4. Размер помещений, кубатура. 5. Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы). 6. Используемые стройматериалы, краска. 7. Мебель: размеры, размещение. 8. Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры. 9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания. 10. Качество питьевой воды. 11. Экологическое состояние прилегающей к школе территории. 12. Состояние сантехнического оборудования. 13. Наличие системы санитарно-просветительской работы.


    Учебно-организационные факторы: Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) Особенности устава школы и норм школьной жизни Медицинское и психологическое обеспечение школы.


    7. 7. Участие родителей учащихся в жизни школы Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» Интегрированность школы в окружающий социум Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.


    Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики Нарушения правил техники безопасности и охраны труда Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.


    Психолого-педагогические факторы: Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок Стиль педагогического общения учителя с учащимися Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Особенности работы с «трудными» подростками в классе Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.


    Управленческие: Наличие/отсутствие необходимой нормативно- правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.




    Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ» Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма Кадровое обеспечение (медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.


    5. 5. Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно- ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья 6. Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья. 7. Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ. Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.


    Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по здоровьесбережению (по Третьякову П.И.) 1. Здоровье ученика в режиме дня школы. 2. Здоровье учителя. 3. Школьное питание. Какое оно? 4. Соблюдение гигиенического режима. 5. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития. 6. Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке. 7. Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии. 8. Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии. 9. Нормализация учебной нагрузки на уроке. 10. Дозирование домашнего задания. 11. Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе. 12. Микроклимат в школе.


    Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» Цель: выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня. Задачи: Определить состояние самочувствия ученика Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика. Объект исследования: система УВП в школе. Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы. Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.


    Программа проведения ДДРК: Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала Примерное распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК Примерные сроки проведения ДДРК Анализ материала и выявление тенденций Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии Проведение педсовета или педконсилиума.


    Понятие здоровья Основные факторы, обуславливающие здоровье: 1. Образ жизни % 2. Влияние экологических факторов % 3. Биологические (наследственные) – 20% 4. Недостатки и дефекты здравоохранения -10% (По Лисицину Ю.П.) (По Лисицину Ю.П.) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).




    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Борьба с вредными привычками Соблюдение правил дорожного движения Система физкультурно- оздоровительных мероприятий Закаливание Культура общения Рациональное питание Благоприятный морально- психологический климат Соблюдение правил ТБ Двигательная активность Сочетание труда И отдыха СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА


    Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся: 1. Рациональная организация учёбы, труда и отдыха. 2. Гигиеническое воспитание. 3. Сформированность здорового образа жизни. 4. Оздоровление, лечение. 5. Использование здоровьесберегающих технологий образования. 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 7. Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно- просветительскими учреждениями. 8. Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.




    Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) Задачи здоровьесберегающей педагогики: Задачи здоровьесберегающей педагогики: ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. сформировать культуру здоровья. обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.


    Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.


    Дорога к здоровью: Обучение вопросам здоровья Воспитание культуры здоровья Использование здоровье- сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы: творческий характер образовательного процессатворческий характер образовательного процесса использование активных форм и методов обучения использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении. деятельностный подход в обучении.




    Здоровьесберегательное образовательное пространство школы: 1. Экологическое 1. Экологическое 2. Эмоционально-поведенческое: 2. Эмоционально-поведенческое: - уровень коммуникативной культуры - уровень коммуникативной культуры - эмоционально-психологический климат - эмоционально-психологический климат - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - формы и характер поведения учащихся на переменах - формы и характер поведения учащихся на переменах - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. 3. Вербальное 3. Вербальное 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство. 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.


    Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП): Обеспечение гигиенических условий ОП: Обеспечение гигиенических условий ОП: 1. Действие звуковых раздражителей 2. Воздушно-тепловой режим 3. Освещение естественное и искусственное 4. Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов) 5. Использование персональных компьютеров 6. Питание учащихся 7. Качество используемой питьевой воды.


    Здоровьесберегающая организация учебного процесса: 1. Рациональная организация учебного процесса 2. Рациональное расписание учебных занятий 3. Двигательная активность учащихся 4. Рациональная организация урока 5. Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения 6. Рациональная организация общего режима дня школьников


    Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.). Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональ ный Недостаточно рациональный нерациона льный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Количество учебной деятельности Средняя продол- жительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин мин Более 15 мин


    4 Частота чередо- вания различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через мин Смена через мин 5 Количество видов преподавания Не менее 3-х 21 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через Не чере- дуются 7 Наличие эмоцио- нальных разрядок 2-31нет 8 Место и длитель- ность применения ТСО В соответс- твии с ги- гиеническим и нормами С частичным соблюдением гигиеничес- ких норм В произ- вольной форме 9 Чередование позы В соответст- вии с видом работы Имеются слу- чаи несоот- ветствия позы виду работы Частые несоот- ветствия позы виду работы


    10 Наличие, место, содержание и продолжитель- ность физкультминуток На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов- торениями каждого 1 физкульт- минутка с неправиль- ным содер- жанием или продолжите- льностью Отсутст- вуют 11 Психологический климат Преобладают положитель- ные эмоции Имеются слу- чаи отрица- тельных эмоций Преобла- дают отри- цательные эмоции 12 Момент наступ- ления утомления учащихся по снижению учеб- ной активности Не ранее 40 мин Не ранее мин До 30 мин


    Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (по Смирнову Н.К.) 1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов). 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.). 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3). 5. Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через мин.). 6. Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся. 7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.


    8. Чередование позы в соответствии с видом работы. 9. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. 11. Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).


    12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками. 13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. 14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%). 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее минут в 1 классе, минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО). 16. Темп окончания урока: «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка. задерживание учащихся после звонка.


    Литература 1. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье- сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, – 121 с. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование, Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», – 568 с.