Просвещение в конце 19 начале 20 века. XIX век в истории просвещения в России

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф.И.Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

Предыдущие материалы:

Просвещение. "Культурный ренессанс" не коснулся подавляющей части населения страны. Как признавал сам Бердяев, "...все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения". Значительная часть крестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в конце XIX - начале XX веков в области народного просвещения наметились заметные сдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21 грамотный, в том числе среди мужчин - 29, а среди женщин - только 10. К 1917 году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. в стране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г. уже 92,5 тыс.

Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.

Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и небыл принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.

На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г.стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.

Периодика приобретает многонациональный характер - газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либеральнобуржуазную направленность.

13. Серебряный век русской культуры: общая характеристика и особенности.

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.

Глава VIII. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

Общий кризис самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала XX в.- всœе это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных ее сферах нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее.

В XX в. Россия вступала, имея достаточно обширную и разветвленную систему образования. Она включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (университеты, институты). При этом всœе эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях.

Тяжелœей всœего было положение начальной школы. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: 21%-в 1897 ᴦ., 30%-в 1917 ᴦ. В начале XX в. Россия тратила на народное просвещение всœего 43 коп. на душу населœения, в то время как Англия и Германия - 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 ᴦ. во II Думе даже рассматривался проект о введении всœеобщего начального образования в России, но он так и не получил силу закона.

Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половинœе XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателœей. При этом в 1860-х гᴦ. в целях борьбы с ʼʼопаснымʼʼ увлечением нигилистически настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой - реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией.

В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали хорошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.

Что касается высших учебных заведений - институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. При этом именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гᴦ. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 ᴦ. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми ʼʼВременными правиламиʼʼ, согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 ᴦ. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. При этом в 1911 ᴦ. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался ʼʼисходʼʼ из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 ᴦ. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие ʼʼантиправительственныйʼʼ толковалось властями чрезвычайно широко, всœе же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

В случае если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 ᴦ.- более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры - 1263. При этом, наряду с традиционными ʼʼтолстымиʼʼ журналами, рассчитанными на образованные слои общества, всœе в большем количестве начинают выходить ʼʼтонкиеʼʼ - сугубо развлекательные, ʼʼдля семейного чтенияʼʼ, женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателœей, среди которых своим размахом особо выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший ʼʼДешевую библиотекуʼʼ - сочинœения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, к примеру братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX - начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелœевская премия (1904 ᴦ.). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелœевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX - начале XX в. В. И. Вернадским.

Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидро- и аэродинамики.

В 1902 ᴦ. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба - одна из первых в Европе; в 1904 ᴦ.- создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всœеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из ʼʼкабинœетныхʼʼ превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX - начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.

В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: ʼʼОчерки по истории русской культурыʼʼ П. Н. Милюкова, ʼʼКрестьянская реформаʼʼ А. А. Корнилова, ʼʼИстория молодой Россииʼʼ М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали ʼʼлегальные марксистыʼʼ М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателœем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении начала XX в. самой заметной фигурой был А. Н. Веселовский - один из создателœей сравнительно-исторической школы, много работавший над сопоставлением литературных памятников различных эпох и разных народов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о российской системе образования. 2. Какое влияние оказали события начала XX в. на российское студенчество? 3. Чем объясняется рост количества периодических изданий после первой российской революции? Какие черты отличали деятельность ведущих книгоиздателœей России? 4. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в.

Развитие народной школы, отмечаемое современниками с сере­дины 90-х годов, продолжалось в первые десятилетия нового ве­ка.

Система начального образования включала земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприход­ские училища. Предпринятая в 80-е годы попытка правительства сохранить церковноприходские школы как основную форму на­родного образования оказалась безуспешной. Со второй полови­ны 90-х годов наблюдалось их сокращение.

Выросло общее число школ и количество учащихся в них.

Развитие народного образования, распространение просвеще­ния в России происходили во многом благодаря деятельности революционно-демократической и либеральной интеллигенции. Общественные деятели выступали за широкую демократизацию образования. В обстановке революционных событий 1905 г. Ми­нистерство народного просвещения было вынуждено внести во II Государственную думу проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи". Однако силу закона проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволю­ционной России.

Однако при известном росте школ их все равно не хватало для удовлетворения реальных потребностей общества, образованных и грамотных людей было далеко недостаточно.

В 1914 г., спустя 50 лет после школьной реформы (1864), на­чальным обучением была охвачена едва половина детей соответ­ствующего возраста. В России не было обязательного начального образования. В Западной Европе уже в последней четверти XIX в. была достигнута полная грамотность населения. На рубеже Х1Х-ХХ вв. там начался переход ко всеобщему неполному сред­нему образованию молодежи в объеме 7-8 классов.

По имеющимся в современной литературе данным, грамот­ность населения в России старше 8-летнего возраста составляла в начале XX в. около 40%, т.е. больше половины населения, в ос­новном крестьянство, оставалось неграмотным.

Продолжало сохраняться различие в распространении грамот­ности среди городских и сельских жителей; выше среднего уров­ня была грамотность среди рабочих. По данным хозяйственной переписи 1918 г., в России насчитывалось около 64% грамотных рабочих, примерно 30% - крестьян. Стремление к знаниям в сре­де рабочих было примечательной чертой культурной жизни Рос­сии тех лет.

Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования. Число универ­ситетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще только один университет - в Саратове. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х годов в университетах обуча­лись 14 тыс. студентов, в 1905 г. - 24,5 тыс., в 1907 г. - уже 35,3 тыс. студентов. В России в 1917 г. было свыше 20 высших техни­ческих и сельскохозяйственных учебных заведений, которые на­ходились не только в столицах, но и в губернских городах. Осо­бенно выделялись как крупнейшие учебные и научные центры Электротехнический и Политехнический институты в Петербур­ге, основанные в конце XIX в.

Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М.Бехте­рева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта и др.). В этих инсти­тутах преподавали видные русские ученые (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, М.М.Ковалевский, С.А-Венгеров, В.И-Семевский, Е.В.Тарле и др.), многие иа которых работали безвозмездно.

В начале XX в. в стране заметно расширилось высшее женс­кое образование. К этому времени насчитывалось около 30 выс­ших женских учебных заведений. В 1900 г. в Москве вновь были открыты Высшие женские курсы В.И.Герье, закрытые в годы по­литической реакции (1888). В Москве с 1908 г. начали работать Высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руко­водил Д.Н-Прянишников, в Петербурге работали Бестужевские курсы. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они со­держались на частные или общественные средства.

Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женс­ком образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1912 г. со­стоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию о совместном обучении в высших учебных заведениях. ^

В начале XX в. учителей начальной школы продолжали гото­вить учительские семинарии. К 1917 г. их было немногим более 170, из них подавляющая часть (145) - мужские семинарии. Учительские институты сохраняли значение основных центров под­готовки учителей для городских и уездных училищ. В 1917 г. было 47 таких институтов. Учителей для гимназий в основном готовили университеты. К концу 90-х-началу 900-х годов в по­становке педагогического образования наметились некоторые сдвиги, открылись несколько высших педагогических заведений, в том числе Женский педагогический институт в Петербурге (1903).

Различные формы внешкольного образования продолжали иг­рать важную роль в просвещении народа. Помимо воскресных школ появились новые формы учебных и культурно-просве­тительных учреждений для взрослых. Одной из них стали рабо­чие курсы. Наиболее известными были Пречистенские рабочие курсы в Москве, открытые в 1897 г. на средства В.А.Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры. Слушатели учились на трех отделениях, программа которых соответствовала низшей, сред­ней и высшей школе. Среди преподавателей курсов были такие ученые, как И.М.Сеченов, В.П.Волгин, В.И.Пичета и др.

В годы революции возникли народные университеты и про­светительские рабочие общества. В 1906 г. и последующие годы народные университеты были созданы в столицах, некоторых губернских и уездных городах (Н.Новгород, Уфа, Воронеж, Тверь). В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства либерального деятеля народного образования А.Л.Ша-нявского. Обсуждение вопроса в Государственной думе о созда­нии этого университета вызвало резкую критику правых депута­тов. "Если мы санкционируем почин Шанявского, - заявил лидер правых В.М.Пуришкевич, - то разрушим в конце концов Россию". Однако Дума приняла "Положение о народном университете".

Университет им. Шанявского сыграл видную роль в демократи­зации высшего образования в России. В него мог поступить каж­дый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола, материального достатка. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях: науч­но-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончив­шие последний получали диплом о высшем образовании. В 1913-1914 гг. в Университете им. Шанявского учился Сергей Есенин.

Преподавание вели представители либерально-демократичес­кой научной интеллигенции Москвы (П.Н.Лебедев, А.Н.Рефор­матский, Ю.В.Готье и др.). Многие из ученых, которые здесь преподавали, покинули Московский университет в 1911 г. в знак протеста против реакционной политики тогдашнего министра народного просвещения Л.А-Кассо. В 1919 г., основные кафедры и кабинеты Университета им. Шанявского вошли в состав Мос­ковского университета. .

С 90-х годов получила распространение такая форма культур­но- просветительной работы, как народные дома. Это были сво­еобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекцион­ным залом, даже чайной, и торговой лавкой. При некоторых на­родных домах устраивались воскресные школы. Широкую извес­тность приобрел Литовский народный дом гр. С.В.Паниной в Пе­тербурге.

В развитии культурно-информационного пространства продол­жали сохранять свое значение газеты, журналы, книги. Их производство наряду с книжной торговлей приобретало в России в начале XX в. характер крупного капиталистического предпри­нимательства. Совершенствовалось типографское дело, типогра­фии оснащались новыми машинами, внедрялось электричество, почтовые сообщения заменялись телефонной связью, что значи­тельно ускоряло поступление информации в редакции. Первые телеграфные линии в России появились в 80-е годы, первоначаль­но в Нижнем Новгороде, затем в столицах. В начале XX в. теле­фонная связь существовала в большинстве губернских городов, между столицами и некоторыми крупными городами России.

Главные центры книжного дела по-прежнему были сосредото­чены в Москве и Петербурге, где выпускалось до г ^-^, всей печат­ной продукции. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. В начале века выпускалось 125 легальных газет, через 12 лет - уже более 1000, из них 827 газет - на русском языке.

Среди журналов большую популярнось приобрели еженедель­ники, особенно "Нива" А.Ф.Маркса, издававшаяся с 1870 г. Это был самый распространенный "тонкий" журнал дореволюционной России. Его тираж, не превышавший вначале 9 тыс., к 1900 г. до­стиг 235 тыс. экземпляров. Одним из лучших российских педаго­гических журналов был "Вестник воспитания". В журнале, де­мократическом по своей направленности, особое внимание уде­лялось вопросам начального, дошкольного и внешкольного обра­зования, развитию детской литературы. Новым моментом в развитии периодики было возникновение нелегальной рабочей печати. Революция 1905 г. ликвидировала на некоторое время цензуру. После Манифеста 17 октября политические газеты впервые нача­ли издаваться без предварительной цензуры.

Годы первой российской революции были временем наиболь­шего развития сатирической журналистики: печаталось около 400 сатирических и юмористических журналов ("Зритель", "Пуле­мет", "Жупел" и др.). В "дни свободы" 1905 г. в Петербурге А.М.Горький стал издавать газету "Новая жизнь". Здесь была напечатана ленинская статья "Партийная организация и партий­ная литература".

В конце 70-х годов XIX в. началась деятельность крупнейших книгоиздателей России - А.С.Суворина и И.Д.Сытина. А.С.Суво­рин (1834-1912) издавал одну из самых крупных газет "Новое время", тираж которой доходил до 60 - 100 тыс. экз. В Петербур­ге, Москве и других городах Суворин открыл книжные магазины. Наряду с дорогими подарочными изданиями, справочниками ("Вся Россия", "Весь Петербург", "Вся Москва") Суворин издавал и общедоступную по ценам литературу. Наиная с 80-х годов XIX в. выходила его "Дешевая библиотека", составившая 300 выпус­ков. Она включала сочинения русских писателей конца XVIII -первой половины XIX в., произведения древнерусской литерату­ры и сыграла большую роль в приобщении демократических сло­ев населения к произведениям отечественной классики.

И.Д.Сытин (1851-1934), выходец из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. Потом он открыл собственную литографию, где печатались различные лубочные картинки, имевшие широкий спрос. В кон­це XIX - начале XX в. Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле и книжной торговле. Его связывали дружес­кие отношения со многими деятелями русской культуры (Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, А.М.Горьким и др.). Под их вли­янием он начал издание просветительской литературы для на­рода. Серия "Библиотека для самообразования" включала науч­но-популярные книги по истории, политической экономии, фи­лософии, географии.

К началу XX в. Сытин практически сосредоточил в своих руках издание и продажу книг для народа. Через офеней, которых он сумел привлечь к распространению выпускаемых им книг, мил­лионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России. "Он приблизил к народу настоящую книгу. Он превратил в плоть и кровь благородные стремления лучших умов нашей интеллигенции - дать народу здоровую духовную пищу", - писал о Сытине педагог и автор детских книг Н. Тулупов.

В этот период изданием научно-популярной литературы для народа занимался Ф.Ф.Павленков (1839-1900). В 1899 г. его изда­тельство выпустило "Научно-популярную библиотеку по есте­ствознанию", серию из 40 книг. До 1917 г. эта серия выдержала 5 пздапий-

Библиотеки продолжали во многом способствовать распрост­ранению книг и журналов, особенно в провинции. Рост библио­тек, их финансирование продолжались большей частью за счет общественной инициативы и добровольных пожертвований.

Много сделало для развития библиотечного дела земство. Из 10 тыс. общественных и народных библиотек, существовавших в 1904 г., около 4,5 тыс. были организованы земством, в основном, в сельской местности. В начале XX в. (данные 1914 г.) в России было около 76 тыс. библиотек, большинство из которых находи­лось при гимназиях, городских училищах и земских школах (до 78%). Общедоступные или публичные библиотеки существовали в виде коммерческих, народных библиотек, кабинетов для чте­ния. Народные библиотеки были главным образом в сельской местности.

В целом, несмотря на известное распространение просвещения в обществе, уровень образованности в России в массе народа ос­тавался элементарным, в объеме начальной школы. Больше по­ловины населения страны оставалось неграмотным. Решение этой проблемы было важнейшей задачей общества и государства.

Развитие Республики Татарстан в конце 19 – начале 20 века (просвещение, наука и философско-просветительская мысль)

Развитие Республики Татарстан в конце 19 – начале 20 века

(просвещение, наука и философско-просветительская мысль)

Выполнил:

Ученик 11 класса «А»

Проверила:

Казань 2003

Введение

3

1. Развитие просвещения в конце 19 –начале 20 века

5

2. Развитие философской мысли в конце 19-начале 20 века

8

2.1. Ш. Марджани

8

2.2. Р. Фахреддин

11

3. Развитие науки на рубеже XIX - XX веков

15

Заключение

20

Использованная литература

21


Введение

«Сегодня, – пишет автор известного учебника по истории татарского народа и Татарстана Р.Г. Фахрутдинов, – в период начавшейся демократизации общества, нового мышления, заполнения «белых пятен» в истории народов, восстановления исторической памяти – возникает большая необходимость объективной оценки и более полного освещения всех периодов истории Татарстана и всего татарского народа. Настало время осмыслить историю нашего народа, а также других народов, населяющих Республику Татарстан, по-новому, освобождаясь от бывшей идеологизации исторической памяти, в целом от старого стереотипа мышления и поведения» .

Целью настоящей работы является анализ развития нашей республики на рубеже XIX - XX веков в области просвещения, философской мысли и науки.

Этот период ознаменовался невероятными сдвигами во всех областях человеческой деятельности. Ведь до недавнего времени люди не знали ни паровозов, ни радио, ни телефона. В этот период «сократилось расстояние между людьми», стократно увеличилась информация.

В этих условиях особенно интересно и важно рассмотрение развития образования, науки и, конечно же, философской мысли отдельных регионов.

Актуальность работы связана, прежде всего, с тем, что, как ни странно, но данный период до сих пор остается неизученным до конца. Особенно это касается философской и просветительской мысли народов России. Так, до сих пор не изданы большинство сочинений Р. Фахретдина, который был одним из самых ярких мыслителей татарского народа того времени. Многие литературные произведения также возвращаются только сегодня. Поэтому мы пытались определить дух той эпохи, основываясь на данных просвещения, науки и философской мысли.

С другой стороны, в настоящее время в нашем обществе происходят события, схожие с изменениями на рубеже прежних веков. Невероятное развитие технологий, науки, с одной стороны, и нарождающиеся проблемы в гуманитарных областях, с другой. Поэтому полное и всестороннее изучение той эпохи может дать ответы на некоторые вопросы сегодняшнего дня.

Источниками работы явились работы по истории татарской философской мысли. Статистические данные были взяты мной, в основном, из таких книг, как «История Казани» и «История Татарской Республики» и т..д.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящается развития просвещения на рубеже XIX - XX веков. Во второй главе рассматриваются философские течения в татарской общественной мысли на примере наиболее выдающихся ее представителей. Третья глава посвящается развитию науки.

В заключении приводятся основные выводы и перспективы дальнейшей работы над темой.


1. Развитие просвещения в конце 19 –начале 20 века

Конец 19 века, которые принято называть пореформенными (имеется в виду реформы 60-х годов 19 века, в том числе отмена крепостного права в 1861 году), ознаменовался в развитии народного образования заметными сдвигами.

Развитие промышленности и торговли настоятельно требовали повышения образовательного уровня городского населения. Поэтому в это время резко повысилось число школ. Например, в Казани в 1882 году было 59 русских учебных заведений, то в 1904 году – 102 учебных заведения. За 22 года количество учебных заведений увеличилось почти в два раза .

В начальных русских школах (училищах) преподавали закон божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Они не предусматривали преподавание таких важных предметов, как естествознание, география, история.

Сохранялась платность обучения. Не было преемственности между начальной и средней школой.

Несмотря на увеличение числа школ, большинство детей рабочих оказывались вне школы. В 1898 году, – по данным «Истории Казани», – в Казани детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) насчитывалось немногим более 15 тыс. человек, а училось в школах менее трех тысяч.

Татарские дети в массе своей обучались в религиозных мектебе и медресе, которые давали как светские, так и богословские знания. Однако в новое время, проникнутое духом предпринимательства, остро ставило проблему подготовки светскообразованной татарской интеллигенции – учителей, инженеров, адвокатов и других.

В этих условиях на передний план выдвинулся вопрос от создании национальной светской (новометодной) школы, вокруг которого развернулась острая борьба, так как он затрагивал актуальные социальные и культурные проблемы, многие жизненные сферы татарского народа.

Убежденными сторонниками светского образования выступали Х. Фаизханов, Ш. Марджани, К. Насыри, Ш. Культяси и ряд других просветителей. В Казани первые новометодные (джадидские) школы появились в конце 80-х годов 19 века.

Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани и в целом по региону в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, татарской учительской школе и др.

Открытие учительского института произошло в 1876 году. Казанская учительская семинария была открыта в 1872 года. В 1864 году была открыта частная центральная крещенно-татарская школа с откровенно миссионерскими целями.

Буржуазные реформы 60-х годов уничтожили сословный характер школы. Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой. Например, в Казани функционировали три казенные мужские гимназии, одна мужская частная Мануиловой, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксенинская и А.И. Котовой) и одно реальное училище в составе семи классов.

Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями на территории РТ существовали и специальные учебные заведения.Например, в столице губернии существовали промышленное техническое училище, частная музыкальная школа Гуммерта, художественная школа, а аткже юнкерское пехотное училище.

Высшее образование было представлено университетом, ветеринарным институтом и высшими женскими курсами, которые все находились в Казани. Высшее религиозное образование можно было получить в Казанской духовной академии.

Ведущим высшим учебным заведением в городе был университет, который играл огромную роль в развитии культуры и науки. В начале 80-х годов в Казанском университет обучалось 847 студентов .

Университет выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.

В целом, развитие народного образования, которое развивалось в рассматриваемую эпоху семимильными шагами, сдерживалось и сковывалось условиями самодержавного строя. «Постоянно давало себя знать острое и неизбежное противоречие между возможностями передовой прогрессивной науки и целями государства» .


2. Развитие философской мысли в конце 19-начале 20 века

Самые ортодоксальные приверженцы ислама понимали, что рациональное мышление, наука делает настоящие чудеса. И наиболее прогрессивные служители ислама понимали, что пришло время реформ. Одним из крупнейших реформаторов мусульманства, вслед за Утыз-Имяни и Курсави, и явился Шигабетдин Марджани.

Огромен вклад учёного в воспитании у татарского народа национального самосознания. В формировании свободомыслия современными учёными принято выделять три основных этапа [См. «Очерки истории татарской общественной мысли». – Казань, 2000].

Первый этап – религиозная форма свободомыслия – характерна для эпохи средневековья и до рубежа XVIII - XIX веков, когда все социальные учения и общественные движения, а также борьба против российской колонизаторской политики обосновывалась с позиции и в рамках исламского учения «как божественной санкции на справедливость и равенство» [Очерки, 2000, 11].

Второй этап – философская форма свободомыслия – нашла своё выражение в просветительской мысли и идеологии джадидизма, которые стали идейной основой татарского возрождения. Суть этого этапа следует определить «как процесс перехода от конфессионального, закрытого общества к светскому, открытому для восприятия и адаптации на национальной почве идей новой, буржуазной эпохи» [Там же, 11].

Третий этап – политическая форма свободомыслия – формируется уже в начале ХХ столетия.

Философско-просветительская мысль конца 19 – начала 20 веков можно проследить на примере деятельности Ш. Марджани и Р. Фахретдина.

2.1. Шигабетдин Марджани

Марджани одним из первых в татарской религиозно-философской мысли 19 века выступил как религиозный философ, который стремился поднять интеллектуальный потенциал татарского народа на современный мировой уровень.

Огромная заслуга Шигабетдина Марджани заключается в том, что он, опираясь на традиционный уклад жизни татар, не нарушая его основные каноны, сумел обозначить кардинальные пути его обновления. Это важно и в наше время, потому что «возрождение традиций ислама не предполагает формальное возвращение общих мусульманских традиций в общественно-политическую жизнь общества, а подразумевает использование тех аспектов, которые сыграли в истории народа позитивную роль» .

Второй этап жизнедеятельности Шигабетдина Марджани большей частью связан с просветительской и общественной деятельностью. Это 70-80 годы XIX века. Хотя он ещё продолжает заниматься религиозными и теоретическими вопросами, но в его мировоззрении явно преобладают просветительские тенденции.

Основной принципом Просветительства понимание Марджани историко-культурного процесса как развитие разума личности раскрылся и в «Мукаддиме», и в самой энциклопедии.

Религиозное свободомыслие Марджани не доходило до полного и прямого отвержения мусульманской догматики. Но тем не менее консервативно настроенные муллы в достаточной степени осознали угрозу его метода устоям религии. И совершенно не случайно в рапорте в декабре 1887 года муфтию Султанову 32 татарских муллы утверждали, что Марджани является мутазилитом, то есть рационалистом в религии.

Высоко оценивая научные знания, Шигабетдин Марджани считал их не противостоящими религиозным знаниям, а сосуществующими рядом с ними. Он пытался проблему соотношения веры и знания не за счёт дискредитации знания, а пытаясь установить между верой и знаниями своего рода мирное сосуществование.

В политике как и многие западноевропейские и русские просветители, Шигабетдин Марджани отдал дань концепции «просвещённого монарха». Он полагал, что во избежание взаимных ссор между людьми, кровопролития, всеобщего хаоса, анархии и произвола во имя защиты от посягательств на чужое добро нужен сильный человек, правитель, обладающий большими правами, но мудрый и просвещённый. К числу подобных правителей Марджани относил, например, Узбекхана.

Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Они включают мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения правдивого наследия прошлого (античной, арабо-мусульманской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культуры). Его заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоит его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Сильна вражда Шигабетдина Марджани к средневековым формам жизни татарского общества. Он постоянно выдвигал на первый план разум как критерий истории, и считал просвещение самым мощным орудием прогресса. Учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Критика схоластики, средневековых форм обучения, воспитания, жизнедеятельности пронизывают всё творчество Марджани.

В просвещении народов, развитии науки, знания, воспитания, образования и высоконравственной личности, в усвоении духовного наследия прошлого и настоящего Шигабетдин Марджани усматривал путь к подъёму культурного уровня татарского народа, имея целью поставить его на одну ступень с современными цивилизованными народами мира.

Наряду с Фаизхановым, Насыйри Шигабетдин Марджани становится предвестником джадидизма – общественно-политического течения, проповедовавшего обновления канонов ислама. Именно просветители второй половины XIX века заложили основные реформы в преподавании в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

У Марджани было много учеников. Среди них такие выдающиеся общественные деятели, как Х. Фаизханов и М. Рамзи. Многие выпускники Марджани преподавали в Средней Азии.

2.2. Ризаэддин Фахреддин

К сожалению, труды философов, учёных, просветителей того времени изучены недостаточно. Как пишет известный исследователь творческого наследия философов-просветителей конца XVIII и XIX веков А.Н. Юзеев «Философское наследие татарского народа различных эпох можно сравнить с айсбергом: современные читатели видят лишь его малую часть, а основная – всё ещё скрывается под водой...» [Юзеев, 2001, 7].

В рассматриваемый нами период начинается формирование капиталистических отношений в Поволжье и становление национального самосознания татарского народа. Само время диктовало необходимость изменения старых форм бытия: общественных, в обучении, воспитании. Средневековые формы обучения, проникнутые схоластикой исламской религии, воспитание, построенных на религиозных канонах, общественная мысль, скованная догмами ислама уже не могли удовлетворить изменяющееся общество. Неприятие новых форм бытия грозило татарскому народу отсталостью. Поэтому само время, сама жизнь требовала реформ.

Этот период для татарского народа явился эпохой выбора. Выбора между средневековой схоластикой или светским обучением достижениям общечеловеческой культуры; между развитием промышленности, науки, ремесел и служение догмам ислама. Главным полем, на котором решался этот выбор, явилась философия и просветительство, чему в основном и посвящается настоящая работа. Появление теории Дарвина, изобретение парового двигателя, попытки людей освоить воздух, революционные шаги в химии и физике – всё это не могло не изменить самые малые народы, не могло не нанести удара по религии. Самые ортодоксальные приверженцы ислама понимали, что рациональное мышление, наука делает настоящие чудеса. И наиболее прогрессивные служители мусульманства понимали, что пришло время реформ. Самыми крупнейшими реформаторами мусульманства явились Утыз-Имяни,Курсави, Р. Фахреддин, Марджани и другие.

Особенности творчества и деятельности Р. Фахреддина.

Р. Фахретдин родился в деревне Кичучат Альметьевского района Республики Татарстан. В то время это был Бугульминский уезд Самарской губернии. Он родился в семье муллы в 1859 году. Сегодня в деревне Кичучат усилиями местных активистов-интеллигентов открыт музей.

Творческое наследие Р. Фахреддина огромно. Так, в «Эдэби сузлек» (Литературный словарь) в статье, посвященной Р. Фахреддину, простое перечисление его только изданных произведений заняло целую страницу. Специалисты говорят о том, что полное творческое наследие Р. Фахреддина могло бы насчитывать около 100 томов.

В наследии Р. Фахреддина большое количество исторических исследований, не потерявших значения и сегодня. Среди них особое место занимают «Асер» (биографии знаменитостей татарского народа) в 15 частях, «М´ш³ºр хатыннар» (Знаменитые женщины) (издается в Оренбурге в 1903 году).

Философские произведения Р. Фахреддина, в основном, переводческого характера. Например, «Имам Газали» (имя одного из первых основателей ислама как философского течения) или «Ибне Р¿шд» (о жизни и творчестве одного из крупнейших философов арабского мира Аверроэсе). Кроме того, Р. Фахретдин – автор десятков работ о социальной, политической и повседневной направленности мусульманства.

Особое место в наследии Р. Фахреддина – Казыя (иногда его называют этим именем, которое означает мусульманского судью)– занимают труды, посвященные воспитанию и просвещению. Главным трудом в этой области остается его «Насихат» (Воспитание, назидание), который был напечатан в журнале «Магариф».

Основные вехи жизни Р. Фахреддина.

После окончания медресе, с 1891 года он – казый в Уфе, с 1906 года он занимается преподавательской деятельностью в одном из прогрессивных в то время медресе «Хусаиния» (Оренбург). С 1908 по 1918 годы Р. Фахреддин становится главным редактором не менее знаменитого в татарской истории журнала «Шура». В советскую эпоху, с 1922 до самой смерти, т.е. до 1936 года, Ризаэддин Фахреддин – глава Российских и Сибирских мусульман.

Как видим, деятельность Р.Фахреддина тесно связана с исламом, с одной стороны, и с просветительством, с другой.

Основные идеи.

В области истории Р. Фахреддин проповедовал преемственность татарской культуры от булгарского наследия. В этом отношении его самое большое произведение «Асер» наполовину посвящается знаменитым личностям именно булгарского периода. Кроме того, историю татарского народа и татарской культуры Р. Фахреддин тесно связывает с исламской культурой и с исламом, в частности.

Именно через сочинения Р. Фахреддина нам стали известны имена некоторых общественных и мусульманских деятелей булгарского периода и Казанского ханства. Среди них можно упомянуть хотя бы Саиф Сараи.

В области Ислама именно Р. Фахредддин оказался первым из тех, кто считал, что религия и мусульманская нравственность должна стать основой возрождения татарской нации. В этом отношении важнейшими переводами являются «Хадисы» (Законы Ислама), в которых проповедуется нравственное назидание для татарского народа. Причем, отдельные главы посвящены воспитанию детей, поведению женщин и деятельности мужчин.

Хадисы написаны увлекательно в виде вопросов и ответов, где даются практически все правила Ислама.

В области просветительской деятельности, кроме хадисов, в творческом наследии Р. Фахреддина необходимо назвать «Насихат». Это объемное произведение призвано дать ответы на вопросы, которые встречаются в повседневной жизни. Кроме основ Ислама, в этом произведении Р. Фахреддин проповедует так называемые «традиции народной педагогики», которые стали весьма модными в последние годы.

В области Ислама и общественной деятельности Р. Фахреддин стоял на позицияхрелигиозных реформ, которые основали Утыз-Имяни, Курсави и просветители Марджани, Фаизханова и Насыйри. Р. Фахреддин призывал соединять исламское образование со светским обучением.

Особое место в общественной деятельности Р. Фахреддина занимает его редакторство в журнале «Шура». За время его работы в этом журнале, издание стало одним из важнейших изданий в татарской культуре той эпохи. Здесь печатались лучшие произведения татарских писателей. Кроме того, журнал отличался тем, что наряду с произведениями Р. Фахреддина (исламское просветительство) здесь печатались переводы западноевропейских писателей (Ф. Карими).

Можно сказать, что именно Р. Фахреддин возглавил то джадидское движение Исламе, основу которого заложили Ш. Марджании и К. Насыйри. Именно они (и Р. Фахреддин уже на практике) заложили его основу – реформы преподавания в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом передовых достижений культуры и науки.

Один из учеников Марджани и соратник Р. Фахреддин Абдаллах бин Убайдаллах вспоминал, что просветители говорили свои ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейским образцам. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремёсла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!» [Юзеев, 2001, 162].

В татарской науке и культуре XVIII - XIX веков основным явлением следует считать постепенное и болезненное освоение западноевропейской и русской культуры. Этот переход, продиктованный развивающимися капиталистическими отношениями во всех сферах общественной жизни, осознавался всеми прогрессивно мыслящими людьми того времени.

3. Развитие науки на рубеже XIX - XX веков

Центром науки в то время, конечно же, был университет. Он выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.

Казанская школа поддерживала славу Николая Ивановича Лобачевского. Признание в России и за рубежомполучили фундаментальныеисследования А.Г. Имшенецкого по интегрированию уравнений в частных производных. Ф.М. Суворов первый в России продолжил развитие неэвклидовой геометрии, исследовав инварианты римановых пространств. Основы механики неэвклидовых пространств определил А.П. Котельников.

Астроном П.С. Порецкий первый в России разработал математическую логику. И.С. Громека своими трудами заложил основы современной теории капиллярности.

Большой вклад внесли ученые университета в развитие отечественной химии. Ученик Н.Н. Зинина А.М. Бутлеров явился основоположником новой школы органической химии. Он создал теорию химического строения органических веществ, которая указали пути синтеза новых соединений. Ему удалось осуществить синтез третичных спиртов, искусственно создать сахаристое вещество, изложить начало синтезирования углеводородов. Труд А.М. Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» явился настольной книгой для многих поколений химиков.

Ученик А.М. Бутлерова В.В. Марковников, продолжая разработку структурной теории, установил закон взаимного влияния атомов, управляющий процессом становления сложных органических соединений.

Основоположником казанской школы геологов явился Н.А. Головкинский (создатель в 1885 году кафедры геологии в университете), который обосновал необходимость историко-генетического подхода к изучению геологии местного края.

Ученые Казанского университета формируется внесли большой вклад в развитие географической науки. В этом направлении много сделал видный географ-ботаник, впоследствии академик С.И. Коржинский, изучивший лесостепь как географический ланшафт.

В стенах университета формируется казанская школа медиков, основоположниками которой стали профессора Н.А. Виноградов, К.А. Арнштейн, Н.О. Ковалевский. Видный вклад в развитие медицины внес выдающийся ученый и демократ П.Ф. Лесгафт, который рассматривал анатомию в широкой связи с физиологией, патологией, гистологией и эмбриологией.

Профессор В.М. Бехтерев – основоположник экспериментальной психологии в России – занимался в Казанском университете изучением нервной деятельности человека.

Особое значение в это время приобретает изучение археологии и истории. В начале 1870-х годов в Казани, как и в других губернских центрах, был создан Статистический комитет, сыгравший наряду с другими задачами положительную роль в развитии краеведения, в том числе выявлении и изучении археологических памятников. Так, в 1874 г. представитель этого комитета Н. Вячеслав собрал и опубликовал сведения более чем по 70 булгарским городищам и другим археологическим памятникам Казанской губернии. Значительная часть этих сведений вместе с огромным числом новых данных легла в основу опубликованного в 1877 г. большого труда профессора Казанского университета С. М. Шпилевского об археологических памятниках Казанской губернии, относящихся премущественно к булгарской эпохе. Эта книга, содержащая сведения более чем по 180 археологическим памятникам, была посвящена IV Археологическому съезду, проведенному в Казани в 1877 г., и открытию при Казанском университете в 1878 г. Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ), сыгравшего определяющее значение в деле активизации археологического изучения края. Членами Общества стали как видные русские ученые и краеведы, так и выдающиеся представители татарской научной и общественной мысли К. Насыри, Ш. Марджани и др. Ш. Марджани прочитал на съезде и опубликовал в трудах съезда в 1884 г. доклад об историко-археологических памятниках Булгара и Казани, который затем был развернут в обширное двухтомное историко-археологическое сочинение (<Достоверные сведения по истории Булгара и Казани>), где содержатся многочисленные, а в ряде случаев и уникальные, сведения об отдельных археологических памятниках края. Результаты непосредственных наблюдений над археологическими памятниками правобережья Волги (б. Свияжский уезд) Казани имеются и в трудах К. Насыри.

В 80-90-х годах XIX в. члены ОАИЭ развернули довольно широкие работы по выявлению и изучению археологических памятников края почти всех археологических периодов, а также приступили к созданию и первых археологических карт. Так, А.Ф.Лихачевым, Н. Ф. Высоцким и особенно основоположником геологической школы в Казани профессором А. А. Штукенбергом были открыты и изучены преимущественно в окрестностях Казани, низовье Свияги и приустьевой части Камы десятки стоянок эпохи неолита и особенно бронзы, получившие впоследствии название приказанских. П.А.Пономаревым, Ф.Д.Нефедовым и др. были открыты и частично изучены не только новые могильники, но и целый ряд поселений - городищ ананьинской эпохи в Нижнем Прикамье. И.А.Износков, М.Б.Заитов, В.М.Нохратский, П.А.Пономарев, Е.Т.Соловьев, В. А. Казаринов и др. посещают и изучают как ранее известные булгарские городища - Болгарское, Билярское, так и открывают много новых, например, Кашанское, Чаллынское, Кирменское, Кирельское и другие. Интересные работы по выявлению и изучению кладов булгаро-татарских монет проводит В.К.Савельев.

К последней четверти XIX в. относится активная деятельность казанских коллекционеров, приведшая к открытию ряда новых археологических памятников и к созданию значительных археологических собраний. Крупнейшими краеведами и коллекционерами в Казани были А.Ф.Лихачев, В.И.Заусайлов, Э.Д.Пельцам и Н.Ф.Высоцкий. Впоследствии коллекции А. Ф. Лихачева и Н. Ф. Высоцкого легли в основу археологических коллекций Казанского городского музея (ныне Государственный объединенный музей Республики Татарстан); коллекция Э. Д. Пельцама была куплена Историческим музеем Москвы (ныне Государственный исторический музей); огромная коллекция, собранная казанским купцом В. И. Заусайловым и насчитывающая более II тысяч предметов, собранных в основном с территории современного Татарстана, была куплена и увезена в 1909 г. финским ученым А.М. Тальгреном в Национальный музей Финляндии. Значительные коллекции были сосредоточены и в музее Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете-они легли в основу коллекций Археологического музея университета. К самому концу XIX- началу XX веков относится посещение и изучение ряда археологических памятников края выдающимся русским и советским археологом А. А. Спицыным. Им изучаются ананьинские и булгарские древности и открываются памятники новой археологической культуры, получившей название пьяноборской. К началу XX в. относится деятельность татарского учителя Г. Ахмарова, открывшего ряд интересных археологических памятников по Свияге и правильно определившего местонахождение исторически известного булгарского города Сувара. В это же время плодотворными были работы профессора Н.Ф.Катанова, особенно в области булгаро-татарской эпиграфии и нумизматики.

На рубеже XIX-XX вв. археологические памятники края начинают привлекать внимание и зарубежных ученых, прежде всего финских. Так, известны работы финского ученого И.Аспелина и французского исследователя И.Байе в области изучения Ананьинского могильника. В конце 80-х годов XIX в. финский этнограф и археолог А.Хейкель посетил Булгарское и Билярское городища, где собрал небольшую коллекцию, хранящуюся ныне в Национальном музее Финляндии. Но особенно много и плодотворно в области изучения археологии края работал крупнейший финский и европейский археолог А.М.Тальгрен, который неоднократно бывал в Казани, в 1905, 1909 и 1915 гг. совершал археологические поездки по краю и посвятил ряд работ характеристике ее археологических памятников. В 1910-1916 гг. и со стороны казанских ученых возобновляются археологические исследования отдельных, наиболее видных археологических памятников края. Так, в 1915-1917 гг. П.А.Пономаревым и М. Г. Худяковым ведутся раскопки в Билярске и его окрестностях, а в 1914-1916 гг. В. Ф. Смолин, С. И. Покровский, М. Г. Худяков, Б. Е. Крелленберг проводят археологические раскопки на территории Болгарского городища. Так завершается дореволюционный период, характеризующийся началом археологического изучения края.

Новая эпоха в выявлении, изучении и охране памятников археологии начинается после Октябрьской революции, когда самым первыми декретами Советской власти за подписью В.И. Ленина памятники истории и культуры, в том числе и памятники археологии, были объявлены народным и государственным достоянием.

В самый суровый год гражданской войны, в 1919, в Казани открывается Северо-восточный археологический институт, переросший затем в Восточный педагогический институт. В 20-е годы разворачивается деятельность научного общества Татароведения возглавляемого Г. Ибрагимовым. Продолжается деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете и Казанского городского музея. В журналах и научных трудах этих обществ и учреждений - <Известия ОАИЭ>, <Казанский музейный вестник>, <Вестник> и <Труды научного общества Татароведения>, <Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников Татарии> - в эти годы публикуются интересные сведения об археологических памятниках Татарстана, их исследовании, охране и т. п. Таковы статьи А. М. Тальгрена о Казанском и Айшинском могильниках, М. Г. Худякова о памятниках Казанского ханства, Ананьинском, II Маклашеевском и Пьяноборском могильниках, В.Ф.Смолина о Болгарах, Биляре и общий очерк об археологии Татарстана. Здесь же с интересными заметками об эпиграфических памятниках и кладах золотоордынских монет, найденных в пределах Татарстана, выступают Али-Рахим и А.В. Васильев.

Подытоживая можно сказать, что развитие науки в Республике Татарстан на рубеже веков было невероятным. Казань как столица губернии являлась основным ядром татарской философско-просветительской мысли, и в то же время была одним из самых крупных научных центров России.


Заключение

После реформы 1861 года Россия быстро пошла по пути капиталистического развития. Прокладывались железные дороги, росли старые и создавались новые промышленные центры, увеличивалось речное судоходство.

Капитализм вызвал рост городов, которые в этот период в наибольшей степени воплощали в себе черты буржуазных социально-экономических отношений.

На рубеже веков в татарском обществе складываются капиталистические отношения, развивается производство. Эпоха невероятных открытий в области науки и техники. Появление теории Дарвина, изобретение парового двигателя, попытки людей освоить воздух, революционные шаги в химии и физике – всё это не могло не изменить самые малые народы.

В это время наука, а вместе в тем, и просвещение делают невероятный шаг вперед. Для татарского общества этот шаг был особенно ощутимым.

В национальном образовании приходилось выбирать между схоластическими и новометодными школами. В настоящее время также происходит спор между теми, кто пытается в полной мере оставить русскоязычную (европейскую) методику преподавания в татарских гимназиях и теми, кто пытается вернуть утраченные дореволюционные традиции образования в татарском обществе.

Татарская философская мысль рубежа XIX-XX веков также претерпевала огромные изменения. Наряду с такими философами, как Ш. Марджани, который пытался сочетать исламизированную школу с новометодными, появились просветители, полностью ориентированные на европейской образование (Каюм Насыйри).

В области науки Республика Татарстан и, в частности, Казань становится центром не только в Волжско-Камском регионе, но и одним из крупнейших центров России. Имена А.М. Бутлерова, М.И. Менделеева, В.В. Марковникова, Н.И. Бехтерева известны на весь мир.

В целом, можно сказать, что Татарстан на рубеже XIX - XX веков становится не только крупным индустриальным и промышленным центром, но и становится ареной столкновения восточных мотивов и европейского влияния.

Использованная литература

Бикмухаметов Р.Р. Проблема этногенеза татарского народа в творчестве Шигабетдина Марджани и Ризы Фахрутдинова. – Казань: Мастер Лайн, 1998. – 82 с.

История Казани. Книга первая. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. – 352 с.

Мухаметшин Р.М. Идейное наследие Шигабетдина Марджани в контексте религиозного обновления татарского общества // Ш. Марджани: наследие и современность. – Казань: Мастер Лайн, 1998. – С. 160-165.

Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 191 с.

Фахреддин Ризаэддин. – Казань, Альметьевск: Рухият, 1999. – 180 с.

Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с.


Мухаметшин Р.М. Идейное наследие Шигабетдина Марджани в контексте религиозного обновления татарского общества // Ш. Марджани: наследие и современность. – Казань: Мастер Лайн, 1998. – С. 160-165.