С деятельностью сперанского связан проект политической реформы. Сперанский михаил михайлович реформы кратко

М.М.Сперанский, будучи в начале XIX века вторым лицом в Российской империи, внес на высочайшее рассмотрение немало предложений по преобразованию российского устройства. Эта активность создала ему имидж очень результативного реформатора. Но это не так, поскольку большинство предложений Сперанского никогда и не пробовали реализовать, а реализованные нередко давали мизерные результаты.

Либеральные разговоры

С 1802 года официально оказался «особой, приближенной к государю» – он стал секретарем министра внутренних дел Кочубея. Но с царем (еще цесаревичем) Михаил Михайлович был знаком и ранее, и это позволяло ему нередко обращаться к Александру 1 напрямую. Впрочем, в 1803 году царь забрал его от Кочубея к своей персоне, и с этого момента и до 1812 года начался стремительный взлет «худородного» царского советника.

Сперанский хорошо знал французское и английское просветительство и воспринял кое-что из его идей. Предложения, которые он делал царю, основывались в основном на более сдержанных идеях просветителей.

В 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах, полностью подготовленный Сперанским. Он разрешал крестьянам по договоренности выкупаться с землей у помещиков. В 1809 году были внесены изменения в порядок присвоения придворных чинов и обязательные экзамены на присвоение чинов выше определенного уровня в (речь шла о тех уровнях, что давали право на дворянство). Также с 1807 года и до своей опалы в 1812 году Сперанский работал над планом государственных преобразований, долженствующих превратить Россию в конституционную монархию. Этот план включал внедрение принципа разделения властей, создание выборного законодательного органа и выборных местных органов управления, установление основных прав человека.

Вот только реальный результат этих глобальных планов был почти никакой. Указ о вольных хлебопашцах освободил… аж 37 тыс. крестьян за все царствование Александра I (при условии, что крестьяне составляли более 80% населения огромной империи, и 55% их были крепостными!). Чиновники категорически не желали проходить университетский курс и всячески противились экзаменам, а переход к конституционному устройству даже не пробовали начинать.

Удачная бюрократия

Гораздо большие результаты дали те реформы Сперанского, что имели узко практическое, управленческое назначение. Так, его решением была регламентирована образовательная деятельность Царскосельского лицея, и учебное заведение подготовило для России массу ценных кадров (только однокашники Пушкин с Горчаковым чего стоят!). «Устав духовных училищ» применялся до 1917 года, и привел к тому, что семинарии в России выпускали больше революционеров, чем священников (поскольку в них, в отличие от гимназий, можно было учиться бесплатно, но при том получить право поступления в университет). Министерская реформа 1810 года способствовала улучшению работы центральных органов управления и тоже применялась (с незначительными изменениями) до падения царизма. Налоговая реформа 1810 года и введение прогрессивного подоходного налогообложения помогла существенно уменьшить дефицит бюджета.

Вместе с Аракчеевым Сперанский (после возвращения из опалы) работал над организацией (вот и весь либерализм!), и они, хоть и не дали желаемых результатов, все же просуществовали не один десяток лет.

Занимая посты губернатора Пензы и генерал-губернатора Сибири, Сперанский много сделал для развития этих регионов, успешно осуществив там то, что сегодня назвали бы противодействием коррупции. Созданный им в 1832 году Свод законов Российской империи (начиная с Соборного уложения 1649 года) – великолепная работа в области теоретической юриспруденции.

Излишки теоретизирования (причины неудачи реформ Сперанского)

Почему же столь незначительными оказались практические результаты деятельности человека, наделенного могучим государственным умом? Общих причин две.

  1. Сперанский, при всем своем уме, был теоретиком, имеющим относительные представления о реальных ожиданиях и поведенческих реакциях среднего человека. Он плохо соотносил правильные теории с суровой реальностью.
  2. Александр 1 был либералом только на словах. Ни единого сколько-нибудь заметного реформаторского решения этим царем принято не было – со Сперанским или без него.

Есть немало и менее глобальных причин, по которым конституционные замыслы Сперанского попросту не могли быть реализованы в реальной России того времени.

  1. Сам Сперанский был уверен, что страна еще не готова реализовывать его предложения, и пока нужно заниматься реформами управления. Сколько должно продлиться это «пока» – не уточняется.
  2. Сперанский действовал в условиях «революционной ситуации наоборот»: дворянская верхушка была еще вполне способна руководить по-старому, а отсталые «низы» просто не хотели и не могли брать на себя какую-то часть гражданской ответственности.
  3. Сперанский пытался планировать свои реформы в духе одного киногероя: «все менять, основ не трогая». Он и не думал сомневаться в праве дворян на особое положение, а рассматривал лишь в очень отдаленной перспективе.

Но раб не может быть гражданином, хоть в чем-нибудь равным рабовладельцу. Соответственно, никакая конституция и никакие выборные законодательные органы с представителями сословий в крепостнической России появиться не могли.

Человек незнатный, сын сельского священника, питомец духовной семинарии, Сперанский возвысился до положения секретаря императора без всякой протекции, одними личными талантами. Блестяще владея иностранными языками, он ознакомился с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями своего времени. По широте образования со Сперанским в России могли сравниться лишь немногие. Но по характеру он был склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению чересчур абстрактных планов – стройных в теории , но обречённых встретить крупные препятствия на практике , при внедрении их среди живых людей, со всеми их человеческими недостатками и противоречивыми интересами.

По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект реформ , который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией.

Согласно реформе Сперанского, в империи предполагалось ввести передовой принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих трёх ветвей получала свой высший орган: законодательная – Государственную думу, исполнительная – правительство из министров и их товарищей (заместителей), судебная ­­– Сенат.

Реформа Сперанского планировала ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской. Местные органы Сперанский думал устроить не на узко-сословно-дворянском принципе, как при Екатерине II, а допустить к их выборам всех земельных собственников, к числу которых он относил и государственных (но не частновладельческих) крестьян . В общей массе российских крестьян государственные составляли тогда 45%, а частновладельческие – 55%. Согласно проекту Сперанского, в каждой волости (на которые делились уезды) все землевладельцы-дворяне и депутаты от государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание – волостную думу , которая должна была избирать (на три года) волостное правление для заведования местным хозяйством. Та же волостная дума избирала и депутатов следующей представительной ступени местного самоуправления: окружной (уездной) думы . Окружная дума точно так же выбирала окружное правление и депутатов следующей местной ступени – губернской думы . Те, в свою очередь, выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную думу .

Эта выборность Государственной думы, основанная на широком избирательном праве (хотя многоступенчатом и неравном для дворян и крестьян), была самым важным новшеством проекта реформ Сперанского . Высшим законодательным органом Российской империи становилось выборное народное представительство . Реформа Сперанского не давала Государственной думе слишком широких полномочий. Думские депутаты сами не имели права законодательной инициативы . Проекты законов на их обсуждение могли выносить лишь члены правительства от лица императора. Одобренные думой постановления вступали в силу только после царской санкции. Но и без рассмотрения Думой ни один закон не мог войти в действие . Царь и правительство (исполнительная власть), согласно проекту Сперанского, лишались права издавать их по одному собственному желанию. В число подведомственных Государственной думе сфер входило и установление налогов. Имея (в отличие от Думы) право законодательной инициативы, министры, однако, были ответственны перед думскими депутатами. Дума имела право возбуждать представления о государственных нуждах и о мерах правительства, нарушающих коренные законы – вплоть до требований предать того или иного министра суду.

Частью реформы Сперанского было также преобразование уже существовавшего при императоре (с 1801) высшего совещательного учреждения – Непременного совета – в Государственный совет. Госсовету полагалось рассматривать все предположения министров и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную думу.

Портрет Сперанского. Художник В. Тропинин

Таков был общий проект широкой государственной реформы Сперанского. В случае своего принятия он превратил бы Россию в конституционную монархию с определённым ограничением царской власти. Реформа Сперанского содержала немало полезных, истинно либеральных начал, однако коренным её пороком было то, что глубокое административное преобразование планировалось провести прежде всеобъемлющего социального – освобождения крестьян от крепостной зависимости . Сперанский собирался насаждать либеральные принципы и конституционное устройство в обществе, половина которого (55% частновладельческих крестьян) оставалась бы в рабстве . По сути, и положение 45% казённых крестьян мало отличалось от частно-крепостного. Но без предоставления личной свободы большинству народа истинный конституционализм и либерализм утвердиться никак не могли, и реформа Сперанского была в любом случае обречена на неуспех .

Помимо конституционной реформы Сперанский в 1808-1809 разрабатывал проект нового русского Гражданского уложения. И в этом важнейшем деле он проявил свойственный ему абстрактный, голо-рационалистический подход. Совершенно не сообразуясь с историческими и законодательными традициями России, Сперанский составлял для неё новые гражданские законы исходя лишь из требований отвлечённого разума, по учениям просветительских философов . Между тем, практическую несостоятельность многих «принципов разума» ясно показали произошедшие незадолго до того события кровавой Французской революции. Многие статьи проекта Уложения Сперанского оказались почти буквально списанными с Наполеоновского Кодекса . Это дало повод называть его франкофилом и даже агентом Бонапарта. Кроме того Сперанский издал указ о новых правилах производства в чины, выработал план борьбы с бюджетным дефицитом (который создали постоянные войны и завоевания тех лет), помогал разрабатывать новый таможенной тариф 1810 для преодоления трудностей, вызванных присоединением России к континентальной блокаде .

Из всего проекта широкой государственной реформы Сперанского в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников. Они указывали на многочисленные частные недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой. Крупнейший русский литератор Николай Михайлович Карамзин раскритиковал реформу Сперанского в особой записке «О древней и новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие.

Оппозиция Сперанскому в верхах и широкое недовольство рядом его мер в населении заставило Александра I в марте 1812 отставить реформатора со всех постов и сослать его в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако в 1819 Сперанский вновь получил высокую должность (генерал-губернатора Сибири). В 1821 он был возвращён в Петербург и сделан членом учреждённого по его же проекту Государственного совета. За годы ссылки Сперанский пересмотрел многие свои прежние взгляды и теперь нередко высказывал совершенно противоположные им мнения .

В начале царствования Николая I опытному юристу Сперанскому была поручена важнейшая работа по упорядочению (без изменений) существующего государственного законодательства . Такое упорядочение не производилось с момента издания Соборного Уложения 1649 . Итогом этого труда Сперанского стало издание «Полного собрания законов Российской Империи» и «Свода законов Российской империи» (1833).

Проекты реформ М.М.Сперанского (1808-18012)

Преобразования высших органов власти

Александр I, взошедши на трон, захотел повести ряд реформ в России. Для этого он объединил своих друзей-либералов в "Негласный комитет". Создание и воплощение реформ продвигалось очень медленно, реформаторы не имели представления о реальном государственном управлении. Им нужен был человек, который бы мог воплотить задумки в реальные проекты.

И этим человеком стал М.М.Сперанский.

В 1808 году царь поручил создать М.М.Сперанскому генеральный план реформ. Этой работой Михаил Сперанский занимался почти год. План реформ был представлен в виде обширного документа: «Введении к Уложению государственных законов». В нем он высказал свое личное мнение по поводу конкретных проблем государственного развития и правопорядка, а также объяснил и обосновал свои мысли. В 1809 году М.М.Сперанский писал: "Если Бог благословит все сии начинания, то к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется" . В плане М.М.Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Вся власть в государстве должна была делиться на: законодательную, судебную и исполнительную. До этого строгого разделения властей не существовало. Также М.М.Сперанский предложил ввести систему министерств. Он предлагал сделать выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Государственной думе вверяется закон. Сенату - суд. Министерству - управление.

Реформа Государственного Совета (1810 г.)

Преобразование Государственного совета стало важнейшей из осуществленных реформ М.М.Сперанского. 1 января 1810 года был опубликован "Манифест об учреждении Государственного совета" и "Образование Государственного совета", регламентирующего деятельность этого органа. Оба документа были написаны самим М.М.Сперанским. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям. Подготовка реформы велась в обстановке секретности и стала совершенной неожиданностью для многих.

Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета М.М.Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 год, говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение:

«…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.

II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. …» .

Круг полномочий Государственного совета весьма широк. В его компетенцию входили: все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения; предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений; дела, требующие в законах, уставах и учреждениях объяснения истинного их смысла; меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению существующих законов, уставов и учреждений; общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры; ежегодные сметы общих государственных доходов и расходов и чрезвычайные финансовые меры; все дела, по которым отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение; отчеты всех канцелярий министерских департаментов, управляемых статс-секретарями, которые подчинялись государственному секретарю. Это звание было возложено на самого М.М.Сперанского. Для производства дел в Совете была учреждена государственная канцелярия под управлением государственного секретаря, докладывающего вопросы на общем собрании и заведующего всей исполнительной частью. При Совете находилась комиссия составления законов и комиссия прошений.

Однако анализ манифеста свидетельствует, что учреждение Государственного совета игнорировало основные принципы государственной реформы, отраженные во "Введении к уложению государственных законов". Совет планировался как совещательный орган при императоре. Однако в написанном им же манифесте Государственный совет предстает в виде исключительно законосовещательного органа. Вся деятельность по созданию законов оказалась в руках императора, так как всех членов Государственного совета он назначал сам. Всего вместе с председателями и министрами в Совет было назначено 35 человек.

Решения Совета принимались большинством голосов. Те члены Совета, которые не были согласны с большинством, могли записать свое особое мнение в журнале, но никакого влияния это не имело. Все законы и уставы должны были утверждаться монархом и издаваться в виде царского манифеста, начинавшегося словами: "Вняв мнению Государственного совета". Александр I часто игнорировал мнение большинства Совета и часто поддерживал меньшинство. Государственный совет завалили различными не свойственными ему вопросами. Совет рассматривает то смету расходов и доходов Москвы и Петербурга, то уголовные гражданские дела. Император стал издавать законы без рассмотрения их в Совете.

Таким образом, реформа Государственного совета была проведена, по реформе Совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства и решать, насколько они требуют новых законов, а затем выносить свои предложения на суд верховной власти, но на практике все было по-другому. Александр I пренебрегал этим.

Реформа министерств (1810-1811 гг.)

Министерская реформа началась еще до преобразования Государственного Совета. Манифестом от 25 июля 1810 года было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности. Манифест повторил все основные мысли и предложения М.М.Сперанского. Следующим манифестом - "Общим учреждением министерств" от 25 июня 1811 года было объявлено об образовании министерств, определены их штаты, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел. Определены степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью и, наконец, ответственность как министров, так и разного рода чиновников, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

Каждое министерство получило единообразное структурное оформление. Согласно "Общему наказу", министерство возглавлял министр, назначаемый императором и фактически ответственный перед ним. Аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения разбивались на столы во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. В "Общем наказе" категорически оговаривалось, что министрам принадлежит только власть исполнительная и в их компетенцию не входит "никакое новое учреждение или отмена прежнего". Министры назначали и увольняли чиновников, осуществляли надзор за подчиненными министерству учреждениями. Манифест 1811 года, по сути, дал министрам безграничную власть в своей отрасли.

20 марта 1812 года было обнародовано "Учреждение Комитета министров". Этим документом он определялся как высший административный орган. Комитет состоял из 15 членов: 8 министров, 4 председателя департаментов Государственного Совета, главнокомандующий Петербурга, начальник Главного штаба и начальник морского штаба. Председателем Комитета был князь Н. И. Салтыков, но дела, рассматриваемые Комитетом, докладывались Александру I А.А.Аракчеевым. На Комитет возлагалось рассмотрение дел, по которым "необходимо общее соображение и содействие" . Создание подобного органа было не чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации. Довольно часто Комитет по инициативе того или другого министра стал рассматривать законопроекты, которые потом утверждал Александр I. Вместо органа, объединяющего и направляющего деятельность министерств, Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, которые были не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение Сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело.

Следует отметить, что, М.М.Сперанский впервые ввел такую систему министерств, какую мы можем видеть и сейчас.

Реформа Сената (1811 г.)

Эта реформа довольно долго обсуждалась в Государственном совете, но так и не была осуществлена. М.М.Сперанский считал необходимым безотлагательно реформировать Так как трудно было понять основное назначение сената в системе государственного управления. М.М.Сперанский предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, назвав первый Правительствующим, а второй Судебным. Первый, по его предложению, должен был состоять из государственных министров, их товарищей (заместителей) и должен быть единым для всей империи. Второй, под названием Сената судебного, распадался на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Проект реформы Сената рассматривался сначала в комитете председателей департаментов Государственного совета в 1811 году, а затем на общем собрании совета. Члены Совета в большинстве своем возражали против реформы Сената. Все возражения сводились к тому, что изменение учреждения, веками существовавшего, "произведет печальное впечатление на умы", разделение Сената уменьшит его значение, повлечет большие издержки и создаст "большие трудности в приискании способных людей как в должности канцелярские, так и в сами сенаторы". Некоторые члены Государственного совета посчитали, что выбор части сенаторов противоречит принципу самодержавия и "скорее обратится во вред, нежели в пользу". Другие выступали против того, чтобы Судебный Сенат был высшей судебной инстанцией и его решение было окончательным, считая, что этот акт будет уменьшать значение самодержавной власти. Многим показалось непозволительным выражение "державная власть" по отношению к Сенату, так как в России знают лишь власть самодержавную. Наиболее существенные замечания принадлежали графу А.Н.Салтыкову и князю А. Н.Голицыну. Они полагали, что, этот проект прежде всего не "ко времени", считали несвоевременным вводить в жизнь новое установление во время войны, финансового расстройства при всеобщем недостатке в образованных людях.

М.М.Сперанским был составлен свод высказанных замечаний. К нему он приложил записку, в которой различными доводами защищал свой проект, уступая оппонентам в мелочах. В пермской ссылке М.М.Сперанский причины такой отрицательной реакции объяснял так: "Возражения сии большею частию происходили от того, что элементы правительства нашего недовольно еще образованы и разум людей, его составляющих, недовольно еще поражен несообразностями настоящего вещей порядка, чтобы признать благотворные перемены необходимыми. И следовательно, нужно было еще время... чтоб, наконец, их ощутили и тогда они сами бы пожелали их совершения". М.М.Сперанский считал, что мнения членов Государственного совета сводятся к мнению: "хорошо, да не время". Его противники, не имея веских аргументов против предложенного проекта, говорили только о его несвоевременности. Против реформы было и большинство министров (только трое высказались за представленный проект). Иначе, рассуждал М.М.Сперанский, и быть не могло, так как проект лишает министров права докладывать лично государю и по докладам этим объявлять высочайшие указы, снимая тем самым с себя всю ответственность. Таким образом устройство Судебного сената встретил в штыки весь наличный состав Сената.

Так, несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. Однако утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть осуществленным в жизнь. Приближалась война с Наполеоном, кроме того, казна была пуста. Император решил не начинать преобразование Сената до более благоприятных времен. "Дай бог, - писал М.М.Сперанский, - чтобы время сие настало! Проект может быть переменен, исправлен или совсем переделан людьми, более меня сведующими, но я твердо уверен, что без устройства Сената, сообразного устройству министерств, без сосредоточения и твердой связи дел министерства всегда будут наносить более вреда и заботы, нежели пользы и достоинства" . Таким образом, Сенат сохранился в прежнем виде.

Реформы Сперанского

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (01.01.1772– 11.02.1839 гг.) – государственный деятель, граф (1839 г.).

М. М. Сперанский родился в с. Черкутине Владимирской губернии, в семье приходского священника. Свою фамилию Михаил получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского (латинское слово «speranta» означает «надежда»). Из Владимира в 1790 г. Сперанского за отличную учебу и примерное поведение перевели в Петербургскую Александро-Невскую семинарию, считавшуюся лучшей в России. В 1795 г. Михаил Михайлович окончил ее и остался в ней преподавать.

За 12 лет, с 1795 по 1807 г., Сперанский прошел путь от преподавателя Александро-Невской семинарии до статс-секретаря императора Александра I. В этом ему помогли самостоятельность и твердость характера, умение ладить со всеми и разбираться в характерах людей и его уникальные способности. Он быстро и ясно излагал свои мысли на бумаге, умел составлять самые сложные документы. Вначале он служил домашним секретарем у генерал-прокурора князя А. Б. Куракина. К началу царствования Александра I, в 1801 г. он был уже действительным статским советником (что соответствовало воинскому званию генерала). Тогда он познакомился с «молодыми друзьями» Александра I, с которыми он обдумывал планы государственных преобразований. Сперанский стал управляющим канцелярией Непременного совета, созданного императором для разработки реформ. Одновременно Сперанский был на службе в Министерстве внутренних дел, статс-секретарем его главы В. П. Кочубея, который стал посылать своего секретаря с докладами к императору.

Александр I оценил таланты Сперанского и назначил его в 1808 г. членом комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции, и своим главным советником по государственным делам. Теперь все документы, адресованные императору, проходили через М. М. Сперанского. В 1809 г. он подготовил проект государственных преобразований в Российской империи, включавший постепенную ликвидацию крепостного права, введение суда присяжных и создание двухпалатного парламента. Однако этот проект не был осуществлен. В 1810 г. Сперанский начал финансовую реформу. Тогда же по его инициативе был создан Государственный совет. Политические противники Сперанского организовали придворную интригу, его стали обвинять в подрыве государственных устоев России, называли изменником и французским шпионом. В результате в 1812 г. его сослали в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а оттуда – в Пермь, где он прожил до 1816 г.

С 1816 г. начался новый этап чиновничьей карьеры Сперанского. Александр I назначил его пензенским гражданским губернатором. Сперанский думал, что возвратится в Петербург, но в 1819 г. Александр I назначил Михаила Михайловича генерал-губернатором Сибири. Лишь в 1821 г. он возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета и Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был составителем Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I. Он участвовал в работе Следственной комиссии по делу декабристов.

В 1826 г. Сперанский возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшееся кодификацией законов – систематизацией и пересмотром существующих законов. К этому времени в Российской империи не было других законов, кроме устаревшего Соборного уложения 1649 г. В нач. 30-х гг. 19 в. М. М. Сперанский руководил группой чиновников, занимавшихся составлением «Полного свода законов Российской империи» в 45 томах, а также «Свода законов» в 15 томах. Он также участвовал в деятельности целого ряда секретных комитетов 20–30-х гг. 19 в., читал курс юридических наук наследнику престола, будущему императору Александру II.

В 1838 г. Николай I назначил его председателем Департамента законов Государственного совета. 1 января 1839 г. император пожаловал Сперанскому графский титул, но вскоре, 11 февраля 1839 г., Сперанский скончался. Он похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. И. В.

РЕФОРМА СПЕРАНСКОГО – название плана государственных преобразований, подготовленного и частично осуществленного М. М. Сперанским в царствование Александра I.

План государственных преобразований был подготовлен по распоряжению Александра I в 1809 г. и изложен во «Введении к уложению государственных законов». Целью реформ, по замыслу Сперанского, было установление в России господства законов. Предполагалось, что эти законы в виде конституции дарует России сам император. Согласно проекту, во главе государства должен был стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. Создавались и новые законодательные органы: Государственный совет – совещательный орган из сановников, назначаемых монархом, и выборная Государственная дума – высший представительный орган власти в стране. Создавалась система местных городских и губернских дум. Роль высшей судебной инстанции был призван исполнять Сенат, назначаемый пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах. Высшим органом исполнительной власти, согласно плану, становились министерства.

В основе выборной системы М. М. Сперанского лежал имущественный ценз и деление на сословия. Все население России делилось на три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права – собственность, свободу занятий и передвижения, право выступать от своего имени в суде; а также «народ рабочий» – помещичьи крестьяне, прислуга, рабочие, не имеющие практически никаких прав. Принадлежность человека к сословию определялась его происхождением и наличием собственности. Сперанский сформулировал права и обязанности для каждого из сословий. Избирательные, т. е. политические права, имели только представители первых двух сословий. Для третьего сословия, «народа рабочего», проект реформы представлял некоторые гражданские права.

Реформы Сперанского не отменяли крепостного права, т. к. Сперанский считал, что крепостное право постепенно отомрет с развитием промышленности, торговли и просвещения.

Император Александр I разрешил претворить в жизнь лишь отдельные, второстепенные предложения плана Сперанского. В 1810 г. был учрежден Государственный совет, в 1811 г. были реорганизованы министерства. При этом было упразднено Министерство коммерции, дела которого распределились между министерствами финансов и внутренних дел. Для решения вопросов внутренней безопасности страны было образовано Министерство полиции. На этом реформы закончились. План преобразования Сената так и не был осуществлен, несмотря на то, что обсуждался в Государственном совете.

Реформаторские усилия Сперанского вызвали недовольство дворянства. Это послужило одной из основных причин отставки и ссылки Сперанского в 1812 г.

В конечном итоге реформа М. М. Сперанского свелась к частичному преобразованию государственного аппарата, не оказавшему существенного влияния на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны. И. В.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ – высшее законосовещательное учреждение Российской империи, с 1906 г. – верхняя законодательная палата.

Государственный совет основан императором Александром I первого января 1810 г. вместо ранее существовавшего Непременного совета – совещательного органа при императоре, состоявшего из высших правительственных сановников. Император назначал председателя и членов Государственного совета. Министры входили в состав совета по должности. Членство в Государственном совете было фактически пожизненным.

В 1812–1865 гг. председатель Государственного совета одновременно был председателем Комитета министров. В течение 19 в. число членов Государственного совета возросло с 35 в 1810 г. до 60 в 1890 г.

Согласно «Плану государственных преобразований» М. М. Сперанского, Государственный совет должен был представлять императору проекты окончательных решений по важнейшим законодательным, административным и судебным делам. Проекты законов и постановлений, обсуждавшиеся в департаментах Государственного совета, выносились на общее собрание и после утверждения императором становились законом. При этом император мог утвердить мнение как большинства, так и меньшинства членов Государственного совета или принять собственное решение («особенную резолюцию»), независимое от мнения Государственного совета.

Государственный совет рассматривал проекты как новых законов, так и изменения, новые толкования уже существующих законов, а также сметы ведомств, общих государственных доходов и расходов (с 1862 г. – государственную роспись доходов и расходов, т. е. государственный бюджет) и другие вопросы, требовавшие высочайшего утверждения. При императоре Николае I в 1827 г. из ведения Государственного совета были изъяты ежегодные отчеты министерств, вопросы контроля над деятельностью высшей и местной администрации. Это стирало всякое его сходство с европейскими конституционными учреждениями. Государственный совет сохранил в своем ведении лишь дела законодательства и бюджета. Позднее, в 60–80-е гг., законодательные дела, требовавшие скорейшего решения, император нередко проводил в обход Государственного совета – через Комитет министров и другие инстанции.

Сначала Государственный совет состоял из общего собрания и четырех департаментов. Департамент законов ведал общегосударственными законопроектами. Департамент гражданских и духовных дел занимался вопросами о правах различных категорий населения – сословий, народностей, религиозных исповеданий и др. Департамент государственной экономии – законопроектами о финансах, промышленности, торговле, науке. Департамент военных дел (существовал до 1854 г.) следил за исполнением военных и морских уставов. В 1817 г. действовал также Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов, а в 1832–1862 гг. – Департамент Царства Польского (в 1866–1871 гг. – Комитет по делам Царства Польского). В 1901 г. был учрежден Департамент промышленности, наук и торговли. Кроме того, в разные годы при Государственном совете создавались комиссии и Особые присутствия для обсуждения дел большой государственной важности – законодательных, судебных, военных, крестьянских.

Все дела из Государственного совета поступали в Государственную канцелярию. Ее глава – государственный секретарь (в ранге министра) – передавал рассмотренные в совете проекты на утверждение императору. После реорганизации в Государственном совете осталось 2 департамента: 1-й департамент рассматривал административные, гражданские и судебные вопросы; 2-й департамент – финансовые и хозяйственные дела.

В 1906 г., после созыва Государственной думы, Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, имевшую равные с Думой права. Действовал до 1917 г. Вс. В.

ГУРЬЕВ Дмитрий Александрович (1751– 30.09.1825 гг.) – граф, государственный деятель.

Д. А. Гурьев родился в семье небогатых дворян, получил домашнее образование. Он начал службу солдатом в Измайловском полку. Благодаря покровительству князя Г. А. Потемкина в 1794 г. стал церемониймейстером при дворе великой княгини Александры Павловны, старшей дочери Павла I. В 1799 г. его назначили сенатором, но вскоре Павел I отправил его в отставку.

Александр I вновь принял Гурьева на службу, и до конца жизни он занимал пост управляющего Кабинетом императора. Человек хитрый и ловкий, он сблизился с молодыми реформаторами, окружавшими императора Александра I. Получил ряд видных назначений: до конца жизни был министром Уделов, в 1810–1823 гг. членом Государственного совета и министром финансов.

Вместе с М. М. Сперанским Гурьев разработал план финансово-экономического оздоровления России, предусматривавший равновесие государственных доходов и расходов и изменение системы налогов (увеличение старых, введение новых). Чтобы повысить ценность денежных купюр, из обращения было изъято 236 млн руб. бумажных денег (ассигнаций). Но укрепить экономику страны Гурьеву не удалось.

Гурьев учредил Государственный коммерческий банк. В 1819 г. ввел казенную продажу вина в 20 губерниях. В 1818–1819 гг. возглавлял работу Секретного комитета, который готовил проекты крестьянской реформы. Особой поддержкой Гурьев не пользовался и удерживался на посту министра финансов благодаря А. А. Аракчееву. По свидетельству современников, «обладал умом неповоротливым», был поклонником кулинарного искусства и большим гурманом. О. Н .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

1812 – Ссылка М. М. Сперанского Воспитателем Александра являлся швейцарский республиканец Ц. Лагарп, о котором царь говорил, что обязан ему всем, кроме рождения. Либеральные взгляды Александра проявились сразу после его воцарения. С 1801 г. вокруг него образовался кружок,

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 143. Деятельность М. М. Сперанского Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании образования в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) он был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А. Б.

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

10.3. Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1808–1812 Деятельность M. M. Сперанского Несмотря на сомнения и колебания Александра I, реформы в области управления все-таки продолжались до 1812 г. усилиями M. M. Сперанского, пытавшегося преобразовать систему государственного управления. Михаил Михайлович Сперанский, попович

автора Шумейко Игорь Николаевич

Ответ Сперанского В молодости царь Александр проехал в компании с Михаилом Сперанским почти всю Европу. Что и говорить – контраст. « Дистанции огромного размера …» И на обратном пути, подъезжая уже к Петербургу, царь спросил: «Ну, Михал Михалыч, и как тебе?..» Ну, всё же

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

31 РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В. ПРОЕКТ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО Предпринимаемые Александром I меры по преобразованию общественно-политического устройства страны не привели к серьезным изменениям. Тогда улучшить положение дел в стране император

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 1 Апокалиптическая идиллия В годы строгой ревизии царского наследия большевики придирчиво среди прочего переслушали Золотой фонд русской музыки – великие симфонии, оперы. Сюжет «Чайковский, Бородин, Мусоргский перед лицом Ревтрибунала» имеет трагикомический

автора Керов Валерий Всеволодович

4. Реформы 60-70-х гг 4.1. Причины реформ. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. Рост

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

61. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.М. СПЕРАНСКОГО М.М. Сперанский (1772–1839) – видный политический деятель в истоии России. В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой

М.М. Сперанский

Наполеон назвал Сперанского „единственной светлою головою в России“. Во время одной из встреч с Александром Наполеон долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к императору и сказал: „Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств“.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в семье потомственных священнослужителей в селе Черкутино Владимирской губернии. В возрасте 7 лет он начал обучение во Владимирской семинарии, где ему дали фамилию Сперанский (от лат. «надежда»). В 1788 г. в С.-Петербурге была открыта Главная семинария при Александро-Невском монастыре, туда направили «надежнейших в благонравии, поведении и учении» семинаристов, среди них был и Михаил Сперанский.

М. Сперанский

М. Сперанский был очень пытливым и способным юношей. Он изучил в подлинниках труды Дидро, Вольтера, Локка, Лейбница, Канта и др. европейских философов и уже тогда стал соотносить прочитанное с русской действительностью — и деспотизм, сословные предрассудки, крепостное право стали видеться ему как зло, которому надо противостоять. Но готовил он себя к духовному служению, и после окончания семинарии его оставили преподавать там математику и философию, а в дальнейшем предполагалось, что он примет монашество и станет служить церкви. Но юноша хотел продолжить образование за границей.

Карьера

Его карьерный рост начался с должности домашнего секретаря богатого екатерининского вельможи А.Б. Куракина и восходил стремительно. В доме Куракина Сперанский подружился с гувернером Брюкнером, молодые люди активно обсуждали идеи, которые их особенно волновали, читали и спорили. В это же время взошедший на престол Павел I назначил друга своей юности Куракина сенатором, а вскоре и генерал-прокурором, в связи с этим грамотный, умный и воспитанный секретарь был ему просто необходим. Он устроил дело так, чтобы Сперанский оставил Петербургскую семинарию и всецело посвятил себя государственной службе. Карьера Сперанского стремительно пошла вверх: через 4 года он становится уже действительным статским советником, всего в 27 лет. Но в это же время разбивается и его личное счастье: прожив всего около года с любимой женой, он становится вдовцом и в дальнейшем всю свою оставшуюся жизнь посвящает дочери, больше не вступая в брак и не имея сердечных привязанностей.

В начале царствования Александра I в ближайшем окружении молодого императора собрались его молодые друзья, которые составили «Негласный комитет», который разрабатывал планы реформирования России: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, граф В.П. Кочубей, князь А. Чарторыжский. Все они были против самодержавия, считая, что в просвещенной России невозможен деспотизм, а существование самодержавия невозможно без деспотизма, следовательно – надо уничтожить самодержавие. Странно, но и самого Александра I такие умозаключения не смущали.

К этому времени имя М. Сперанского было уже известно, его знали как умного и образованного молодого человека, поэтому он естественно должен был войти в число членов «Негласного комитета». Министр внутренних дел граф Кочубей пригласил Сперанского работать в его ведомстве. Его ценили за необыкновенную работоспособность, трудолюбие, умение грамотно сформулировать и оформить любые юридические вопросы. Сперанский являлся сторонником идеи первенства закона: «основные законы государства сделать столь неподвижными, чтобы никакая власть преступить их не могла». Молодой реформатор был убежден, что государственный строй России должен быть изменен: деспотия должна уступить место конституционной монархии. Главным орудием реформ Сперанский считал просвещенного государя.

Система государственного устройства России в начале XIX века

Уже тогда М. Сперанский понимал, что система, когда три различные ветви власти соединены в одном лице (императора), не может быть эффективной и обеспечивать правопорядок в государстве. Законы обществом игнорируются главным образом потому, что они не исполняются верховной властью, следовательно, нужны такие законы, которым должны подчиняться все. Поэтому, по мнению Сперанского, надо начинать с политической реформы, а потом уже реформировать гражданское право. Заметим, что такие мысли у молодого реформатора возникли в стабильное в социально-политическом плане время.

Но ситуация в России и в целом в Европе осложнялась в связи с наполеоновскими войнами: Аустерлицкое поражение, невыгодный Тильзитский мир, присоединение вместе со вчерашним врагом Наполеоном к континентальной блокаде Англии привели к кризису власти в России, в обществе говорили о необходимости смены власти… Необходимо было срочно изменить ситуацию – и Александр I делает ставку на молодого, но уже очень популярного Сперанского – он становится его секретарем. Даже Наполеон высоко оценил способности Сперанского: после личной беседы с ним он спросил у императора: «Не угодно ли Вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?»

В декабре 1808 г. Сперанский назначается заместителем министра юстиции, а вскоре получает чин тайного советника, соединенный с должностью директора комиссии законов и Государственного секретаря учрежденного Госсовета. Ему было поручено составить «План государственного образования», которое предусматривало политическое реформирование России. Все подробности этого «Плана» Сперанский обсуждал лично с императором.

План реформ

Суть реформ Сперанского состояла в том, что необходимые для России законы должны быть установлены в короткие сроки и составлены в Конституцию. Главные принципы Конституции, по мнению Сперанского, должны быть следующими:

  • разделение властей;
  • независимость законодательной и судебной власти;
  • ответственность исполнительной власти перед законодательной;
  • предоставление избирательного права, ограниченного имущественным цензом.

«Правление, доселе самодержавное, учреждается на непременном законе».

«План» Сперанского был закончен к концу 1809 г. Он предусматривал, кроме отмеченного выше, образование Государственной Думы путем многоступенчатого избрания: волостная, окружная, губернская и государственная. По «Плану» Сперанского, Государственная Дума не имела законодательной инициативы – принятые Думой законы утверждались высшей властью, однако любой закон должен был принят Думой, она же должна была и контролировать действия правительства по соблюдению законов. Сам Сперанский характеризовал свою Конституцию так: «Весь разум сего Плана состоял в том, чтобы посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить верховной власти более нравственности, достоинства и истинной силы».

В. Тропинин "Портрет М. Сперанского"

«План» Сперанского, по настоящему реформаторский, в то же время не нарушал ни одной дворянской привилегии, полностью оставляя незыблемым крепостное право. Но его реформаторское значение состояло в таких положениях, как создание представительных учреждений, подчинение монарха закону, участие в законодательстве и местном управлении населения. Все это давало возможность России идти в направлении к правовому государству.

Опала

Консервативно настроенная российская элита ненавидела Сперанского, считая его выскочкой. К тому же его поведение не соответствовало нормам, принятым в светском обществе: он не имел фавориток и любовниц и оставался верным покойной, но горячо любимой им супруге, кроме того, Сперанский никогда не брал взяток и осуждал коррупцию. Александру I внушалось, что преобразовательный «План» Сперанского скроен из французских конституций и непригоден для России. В его «Плане» они видели угрозу самодержавию… Под натиском постоянных упреков и доносов Александр отступил и отправил Сперанского в ссылку в Нижний Новгород, а затем в Пермь, что было очень своевременно: Нижний Новгород во время наполеоновского нашествия стал прибежищем для бежавшего из Москвы дворянства, которое было враждебно настроено к Сперанскому. В Перми он оказался в крайне унизительным положении, без денег, без книг и под постоянным надзором. Сперанский даже жаловался императору, и тот дал указание смягчить условия ссылки государственного секретаря.

Губернаторский пост

30 августа 1816 г. Сперанский был назначен пензенским гражданским губернатором. Это означало конец опалы, прощение. Сперанский сразу приступил к активной деятельности: занялся местным самоуправлением, план реформирования которого он предлагал еще в 1808-1809 гг. Он ввел редкую для того времени практику: прием граждан по личным вопросам для изучения истинного положения в губернии. Предложил усилить власть вице-губернаторов и тем самым разгрузить деятельность губернатора, определить размер повинности, дать возможность и право крестьянам судиться с помещиком, запретить продажу крестьян без земли, облегчить переход крестьян в вольные хлебопашцы.

22 марта 1819 г. Александр I назначил Сперанского генерал-губернатором Сибири и дал ему 2 года для наведения порядка в Сибири, а также предложить план переустройства этого края. Это назначение показывало, что император снова желает приблизить к себе Сперанского.

Годы ссылки скорректировали взгляды и убеждения Сперанского: теперь вместо гражданских свобод он ратовал за гражданские права, в связи с этим он считал необходимой реформу губернского управления. Он разработал законопроекты о вопросах управления Сибирским краем, а специальный Комитет, созданный императором, в 1821 г. все его положения одобрил.

«Странствовал девять лет и пять дней», – записал М.М. Сперанский в дневнике, возвращаясь в феврале 1821 г. в Петербург. Наконец состоялась встреча с любимой дочерью…

Герб графа Сперанского

А уже в августе этого же года Сперанский был назначен членом Государственного Совета по департаменту законов, к тому же владельцем 3,5 тысяч десятин земли в понравившейся ему Пензенской губернии. Его дочь Елизавета была пожалована в фрейлины.

Сперанский пользовался громадным уважением как членов императорского дома, так и его противниками. Именно ему Николай собирался поручить написание Манифеста о восшествии на престол, но именно его предполагали включить в члены Временного правительства и декабристы в случае своей победы. Николай I знал об этом и потому назначил его участником Верховного уголовного суда над декабристами, зная, что для Сперанского это назначение было тяжким испытанием, так как он знал лично многих декабристов, а с Г. Батеньковым дружил.

Николай I в процессе суда над декабристами осознал все удручающее состояние отечественного правосудия, а потому именно Сперанскому были переданы полномочия главы комиссии по упорядочению законодательства. К 1830 г. было издано 45 томов «Полного собрания законов» под руководством М. Сперанского, они содержали 42 тысячи статей об истории русского законодательства., и уже на основании этого снова под руководством Сперанского начинается работа над новым «Сводом законов». 19 января 1833 г. на заседании Государственный Совет решает, что с 1835 г. «Свод законов Российской империи» вступает в силу в полном объеме. Здесь же Николай I снял с себя Андреевскую звезду и надел ее на Сперанского.

А. Кившенко "Император Николай I награждает Сперанского"

В 1833 г. Сперанский закончил свою работу «К познанию законов». В ней он изложил эволюцию своих взглядов и идей. Теперь он видел правду жизни только в исполнении созданного Богом нравственного порядка, а порядок этот мог быть реализован только в абсолютной монархии, когда монарх подчиняется суду Божьему и суду своей совести.

Итог

В 1838 г. Сперанский простудился и тяжело заболел. В его день рождения, 1 января 1839 г., ему был пожалован графский титул, но он уже не вставал. Михаил Михайлович Сперанский скончался 11 февраля 1839 г. и был похоронен в Александро-Невской Лавре, где он 50 лет назад начинал свою деятельность. При его погребении присутствовал император Николай I, императорский двор и дипломатический корпус. Николай I несколько раз повторил одну и ту же фразу: «Другого Сперанского мне уже не найти».

Могила М. Сперанского в Александро-Невской Лавре