Презентация "возрастные особенности речи детей". Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Презентации на тему особенности развития речи дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

2 слайд

Описание слайда:

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть - утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов. Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству. Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии.

3 слайд

Описание слайда:

Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом. Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем: В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) . Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов. Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки.

4 слайд

Описание слайда:

Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) . Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно. Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки). Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) . Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

5 слайд

Описание слайда:

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему? К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать. В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) . Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика. В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

7 слайд

Описание слайда:

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу. Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа) . У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования). Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово. Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече - двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем).

8 слайд

Описание слайда:

Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения. Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения. Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи. Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

9 слайд

Описание слайда:

Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы. У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если: - он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы; - ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать; - искажает слоговую структуру слов (например, вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед –выписед); - неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова); - не может связно рассказать о происходящих событиях; - у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих); - ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда); - затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним; - у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как будто каша во рту).

10 слайд

Описание слайда:

Для нормального становления речевой деятельности необходимы: - определенная степень зрелости различных структур головного мозга; - координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; - развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций; - формирование потребности в общении. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты. 1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь. 2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

11 слайд

Описание слайда:

3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

Связная речь

Связная речь - смысловое развернутое
высказывание, обеспечивающее общение
и взаимопонимание
Связная речь - процесс, деятельность
говорящего
Продукт, результат деятельности,
текст, высказывание

Формы связной речи

Диалог
разговорная
лексика и
фразеология
простые и сложные
бессоюзные
предложения
кратковременное
предварительное
обдумывание
Монолог
литературная
лексика
развернутость
высказывания,
законченность,
логическая
завершенность
связность
монолога
обеспечивается
одним говорящим

Развитие диалогической речи

Собственно
речевые умения
Умения речевого
этикета
Умение общаться
для планирования
совместных
действий
Неречевые
(невербальные)
умения

Требования к диалогической речи

понимание речи окружающих и использование активной речи детей
Ранний
как средства общения
возраст
выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
возраст
вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
вопросы и задавать их
Средний
дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
возраст
участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
Старший формулировать и задавать вопросы
дошкольный формирование культуры общения
возраст

Признаки монологического высказывания

целостность (единство
темы, соответствие всех
микротем главной
мысли)
плавность (отсутствие
длительных пауз в
процессе
рассказывания)
объем высказывания
структурное
оформление (начало,
середина, конец)
связность (логические
связи между
предложениями и
частями монолога)

Для достижения связности речи необходим ряд умений:

понимать и осмысливать тему, определять ее границы
отбирать необходимый материал
располагать материал в нужной
последовательности
пользоваться средствами языка в соответствии с
литературными нормами и задачами высказывания
строить речь преднамеренно и произвольно

Связные высказывания

по функции
(назначению)
описание
повествование
рассуждение
контаминация
по источнику
высказывания
монологи:
- по игрушкам
- и предметам
- по картине
- из опыта
- творческие
рассказы
по ведущему
психическому
процессу, на
который опирается
ребенок
по зрительному,
осязательному или
слуховому
восприятию
по памяти
по воображению

В раннем возрасте - слушать и повторять по
подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
фразах рассказывать по картинке или об увиденном
на прогулке.
Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
наглядному материалу.
В средней группе дети могут составлять небольшие
рассказы из личного опыта сначала с опорой на
картинку или игрушку, а затем и без опоры на
наглядный материал.
В старшей группе дети связно, последовательно
пересказывают литературные произведения, выразительно
передавая диалоги действующих лиц, характеристики
персонажей.
В подготовительной к школе группе детей учат
строить разные типы текстов (описание,
повествование, рассуждение) с соблюдением их
структуры.

Приемы обучения рассказыванию

Совместное
рассказывание
Образец
рассказа
Анализ
образца
рассказа
План
рассказа
Частичный
образец
Составление
рассказа по
частям
Коллективное
составление
рассказа
Составление
рассказа
подгруппами
Моделирование

вспомогательные
вопросы
прослушивание
детьми своих
рассказов
указания
Приемы
подсказ
нужных
слов
исправление
ошибок

Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение
литературного текста в устной речи.
воспитательная ценность;
доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
с ярко выраженными чертами характера, понятными
мотивами поступков
четкая композиция
динамичность сюжета
разнообразные и точные определения

подробный
или близкий
к тексту
краткий или
сжатый
с творческими
дополнениями
виды
пересказа
с
перестройкой
текста
выборочный

Требования к пересказам

Осмысленность
Полнота
передачи
произведения
Последовательно
сть и связность
пересказа
Использование
словаря и
оборотов
авторского
текста
Плавность
пересказа
Выразительность
и фонетическая
правильность речи

Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

осмысленное восприятие
произведения
педагогическое руководство самим
процессом пересказывания
анализ и оценку речевой деятельности
детей

Рассказывание по игрушкам

монологописание
монологповествование

Виды игрушек

дидактические
(матрешки, башенки,
пирамидки, бочонки)
сюжетные (образные):
куклы, машины,
животные, посуда,
мебель, транспорт
наборы – мальчик,
девочка, сани, собака;
девочка, домик, курица,
кошка; заяц и собака

Виды занятий по игрушкам

Описание
игрушки
«Магазин игрушек» (посуды,
одежды), «Чудесный
мешочек», «Кто это?»,
«Почтальон принес посылку»
отгадывание и составление
загадок
рассказ по набору игрушек
Сюжетные
рассказы
(повествования)
рассказ по отдельной
игрушке

Рассказывание по картине

Предметные
картины
Репродукции
картин мастеров
искусства
Дидактические
картины
Серия или
набор картин
Сюжетные
картины

Требования к отбору картин

- содержание картины должно быть интересным,
понятным, воспитывающим положительное
отношение к окружающему

- картина должна быть высокохудожественной
- Не должно быть картин с чрезмерным
нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
от главного
- Сильное сокращение и заслонение предметов
вызывает их неузнаваемость.

Этапы обучении детей рассказыванию по картине

В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
рассматривание картины и умение отвечать на
вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат
рассматривать и описывать предметные и
сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте - дети
описывают предметные и сюжетные картины,
составляют сюжетные рассказы по серии картин,
придумывают начало и конец сюжету картины.

Рассказывание по картине (младший возраст)

Рассказывание по картине (средний возраст)

описание и
сравнение
предметных
картин
типы
высказываний
описание
сюжетных
картин
повествование
по серии
сюжетных
картин

Рассказывание по картине (старший возраст)

Рассказывание по картине (старший возраст)

Образец (для развития
творчества)
по одной из двух
предлагаемых для
рассказывания картин
в виде начала (дети
продолжают и заканчивают
его)
план в виде вопросов и
указаний

Построение рассказа по серии сюжетных картин

Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

«Почему на картину весело
смотреть?» или «Чем вас
развеселила картина?»

Творческий рассказ-повествование

Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

Рассматривание и описание натюрморта

«Сирень» И. Левитан
«Цветы» Д. Налбандян

Рассказывание из опыта

темы
Ср. гр. – как провели
праздник новогодней
елки; о родном доме, о
своей кошке или собаке;
как работали на
огороде; как меняли
рыбкам воду в
аквариуме; что видели
на кухне
Ст. и подг.гр. – о том, как
провели праздник; что
видели во время экскурсий
в библиотеку, в школу; про
то, как отдыхали летом;
наш огород; как шьют
одежду; мой лучший друг
(подруга); как мы
заботимся о малышах, о
маме

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

Рассказы,
отражающие
коллективный
опыт детей
о событиях, в
которых принимали
участие все дети
(экскурсия на
почту)
«Расскажи, как ты
Рассказы,
провел выходной
отражающие
день»; «Расскажи о
индивидуальный
своем доме»
опыт детей

Вид рассказывания определяет прием обучения:

анализ
и
оценка
детских
рассказ
ов
подска
з
нужног
о слова
образец
рассказа
воспитат
еля
план
рассказа
вспомогат
ельные
вопросы
указан
ия
совместны
й рассказ
воспитате
ля и
ребенка

Творческое рассказывание

сочинение
рассказов,
сказок, описаний
Формы
словесного
творчества
сочинение
стихотворений,
загадок,
небылиц
словотворчество

Этапы формирования детского художественного творчества

Первый
этап
Накопление опыта.
Произведения искусства помогают ребенку
острее чувствовать прекрасное в жизни,
способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве.
Второй
этап
возникает замысел, идут поиски
художественных средств.
поиски композиции, выделение
поступков героев, выбор слов, эпитетов.
Третй
этап
новая продукция.
анализ результатов творчества
взрослым.

Тематика творческих рассказов

С конкретным
содержанием
«Как мальчик нашел
щенка», «Как Таня
ухаживала за сестренкой»,
«Подарок маме», «Как Дед
Мороз пришел на елку в
детский сад», «Почему
девочка плакала», «Как
Катя потерялась в
зоопарке».
На отвлеченную тему
«Про веселый случай»,
«Про страшный случай»
по типу «У страха глаза
велики», «Про
интересный случай».

Виды творческих рассказов

рассказы
реалистического
характера
сказки
сочинение
рассказов по
аналогии с
литературным
образцом
описания
природы

Приемы обучения творческому рассказыванию

рассказывание детей вместе с воспитателем по
вопросам
придумывание детьми продолжения авторского
текста
вспомогательные вопросы
План в виде вопросов
рассказывание по сюжету

Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

приемы,
активизирующие
воображение
описание
персонажа
опора на образ
главного героя
при составлении
рассказа

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

Педагог советует, о чем можно
придумать рассказ (об интересном
случае, который произошел с мальчиком
или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
и волке)
Предлагает ребенку придумать название
будущего рассказа и составить план
«Сначала скажи, как твой рассказ будет
называться, и коротко – о чем ты
будешь рассказывать сначала, о чем в
середине и о чем в конце. После этого
расскажешь все».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

1
активизируется запас известных сказок с целью
этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
2 этап
3 этап
анализ схемы построения сказочного повествования,
приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
персонажей – героев будущей сказки, советует план,
начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
сюжета.
активизируется самостоятельное развитие сказочного
повествования: детям предлагается придумать сказку
по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
выбрать тему, сюжет, персонажей.

Описание природы

1. Обогащение детских представлений о природе в
процессе наблюдений, обучение умению видеть
красоту окружающей природы.
2. Рассматривания художественных картин и
сравнения красоты изображенного с живой
действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по
представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать
свои знания, впечатления, полученные во время
наблюдений, рассматривания картин, слушания
художественных произведений.

Связные высказывания типа рассуждений

- обучение их целостным связным рассуждениям,
состоящим из тезиса, доказательства и выводов
- формирование умений вычленять существенные
признаки предметов для доказательства выдвинутых
тезисов
- использовать различные языковые средства
для связи смысловых частей (потому что, так
как, поэтому, значит, следовательно)
- употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
- включать элементы рассуждения в другие типы
высказываний (контаминация).

1. Создание проблемных
ситуаций с опорой на
наглядный материал:
складывание
детьми разрезных
картинок и
объяснение своих
действий
выстраивание
серии сюжетных
картинок Игры
типа «Разложи и
объясни»

Обучение высказываниям типа рассуждений

определение
несоответствия
явлений,
изображенных на
картинке, выделение
нелогичных ситуаций
(игра «Небылицы в
картинках»)
выявление причинноследственных
отношений между
объектами,
изображенными на
картинке

Обучение высказываниям типа рассуждений

классификация
картинок по
родам и видам в
играх типа
«Убери
лишнюю»
отгадывание
загадок с
опорой на
картинку в
играх «Найди
отгадку»

Обучение высказываниям типа рассуждений

2. Задания на вербальной основе:
беседы по содержанию произведений художественной
литературы с обсуждением положительных и
отрицательных поступков героев, их мотивов
речевые логические задачи
объяснение пословиц, загадывание и
отгадывание загадок без опоры на
наглядный материал
составление высказываний-рассуждений на
предложенную тему (примерные темы:
«Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
можно назвать хорошим товарищем?»).

План: 1. Связная речь. 2. Значение связной речи. 3. Показатели связного высказывания. 4. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 5. Линии развития связной речи. 6. Средства развития связной речи. 7. Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в развитии связной речи. 8. Работа с родителями. 9. Индивидуальная работа.




1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин). 2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность). 3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. 4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.






Младший дошкольный возраст: 1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.




1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми). 5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.








Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят; - Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; Последовательность; - Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.; - Правильный ритм, отсутствие длительных пауз; - Культура изложения в широком смысле слова: - правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, - интонационная выразительность речи, - достаточная громкость, отчетливость произношения.


Разговор (преднамеренный и непреднамеренный), - беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог), - занятия по обучению рассказыванию, - пересказ литературных произведений, - рассказывание по игрушке, - рассказывание по картине, - рассказывание их опыта, - творческое рассказывание, рассуждение.


Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как: Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру; Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление, как основу развития творческой личности; Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства. Преимущества интегрированных занятий: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша. углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор;


Основные формы развития связной речи:* 1. Организация образовательных ситуаций. 2. Ситуации общения. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов. 3. Занятия.


Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, уже со 2 младшей группы на занятиях педагогам необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы. *(подгруппы)


Индивидуальная работа: Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.


Работа с родителями: (в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Н.Е.Веракса) Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье. Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния. Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству.


Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.


“ Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель


Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.


Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет. За этот период я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, что необходимо проследить развитие речевой деятельности через: *Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы); * Связь мелкой моторики с речью; * Развитие речевой активности в режимные моменты; * Кружковая деятельность; * Проектная деятельность; * Взаимодействие с родителями.


Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.

Задачи:

  • 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
  • 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
  • 3. Развитие мелкой моторики рук.
  • 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.


Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.



Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.



Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.



Развитие речи на прогулке

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.


Кружковая деятельность. Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд. Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.


Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.


Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.


Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе? Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский


Заключение Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.

Список литературы. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Интернет – ресурсы: nsportal.ru Maam/ru журналы «Дошкольное воспитание»: №6, 2004; №5, 2007; №6, 2007.