Д хармс во первых и. Даниил хармс - во-первых и во-вторых

Взялась за очень трудную тему - сделать книгу из рассказа Даниила Хармса «Во-первых и во-вторых» . Рассказ полон абсурдистского юмора и катится подобно снежному кому, обрастая всё новыми героями и деталями. Именно эта его структурная особенность и послужила поводом для идеи книги-раскладушки, в которой с каждым шагом открываются новые события, но при этом видны все предыдущие. Разложив книгу полностью мы получаем своего рода карту путешествия героев, которую можем воспринять всю целиком. Работа получилась прекрасная, с большим количеством остроумных деталей в иллюстрациях.

«О, это задание я ждала давно, правда, - книги делать интересно и сложно
Конечно, трудно было выбрать произведение, было несколько конкурентов, но с Хармсом у нас сложилось сразу (что впрочем неудивительно). Хотя немножко пугал объем - у всех были небольшие тексты. Дальше дело было за идеями. Идея, конечно, пришла не сразу, но недолго задерживалась. Больше времени заняло оформление. Хотелось сделать иллюстрации немного безбашенными, как и сами стихи Хармса.
Идея разворачивающейся книжки подсказана самим произведением, в котором идет постепенное нарастание событий, усиливающееся вводными словами (во-первых. во-вторых, в-третьих, в-десятых). У каждой картинки есть два продолжения, но прочитать книгу можно только постепенно раскрывая ее. Вот такая сложная затея)
А в развернутом виде длинную колбасу книги можно читать как совсем новое произведение - этакая "хармсовщина")
Спасибо Диме за помощь, подсказки и возможность сделать что-то подобное!»

Юля сняла видео, на котором хорошо виден принцип действия книги:

Собственно книга, с двумя вариантами каждого разворота:

О том, как отправились в путешествие два друга, а по дороге их компания все росла и росла. Вот с ними шагает уже самый большой человек в мире, а вот и самый маленький человек в мире. Вот уже с ними ослик, а вот и слон. А как же всей честной компании поспевать друг за другом? А как переправиться через речку? А где переночевать? Вот и приходят им в головы самые замечательные идеи. И при этом все они насвистывают веселую песенку!

Иллюстрации

Вилли Глазауэр был очень вдохновлен этой фантасмогоричной историей, как, впрочем, и всем творчеством великого Хармса. Созданные им образ Петьки, человечка ростом с ведерко, или сцена, как огромный человек тащит за собой лодку, в которой сидит в том числе и ослик - конечно, вызывают смех и усиливают впечатление от истории.

Для кого эта книга

Для детей от 5 лет и старше. Небывальщина, рассказанная Хармсом, повеселит детей и заставит их задать много вопросов, и пробудит интерес.

Для детей младшего школьного возраста. Хорошее знакомство с творчеством Даниила Хармса. С великой русской литературой. Можно обсудить столкновение логичного и алогичного в истории, неунывающих героев, что такое дружба, насколько важно двигаться к своей цели, даже если вокруг все на тебя тычут пальцем. Хорошее первое знакомство с русским авангардом.

Для взрослых. Это Хармс. Это Вилли Глазауэр. Это искусство.

Что в книге необычного

  • Техника рисунка Вилли Глазауэра.
  • Текст Даниила Хармса.
  • Формат - большой. Оформление книги.

Почему мы решили издать эту книгу

Эту историю Даниила Хармса очень сложно найти в современных изданиях. А она заслуживает внимания. Она интересна.

Небывальщина из-под пера Даниила Хармса - это высокая литература.

В соединении с иллюстрациями Глазауэра - получилась классическая книжка-картинка.

Истории Даниила Хармса - короткие. Поэтому, как правило, они выходят сегодня в сборниках, где много образов, много текстов. А восприятие ребенка так устроено, что ему важно держать в руках одну книгу, с одним текстом, с образами и героями одной истории. И вот она - перед вами (Собственно такая психологическая особенность восприятия ребенка и послужила причиной создания книжек-картинок, как отдельной отрасли книгоиздания для детей, начиная от малышей и включая детей младшего школьного возраста. Это усиливает впечатление от того, что ребенок услышал и прочитал. И помогает ему самостоятельно освоить-понять-прочитать книгу от начала до конца. И полюбить литературу и чтение.)

Биография

Даниил учился в привилегированной петербургской немецкой школе . В поступил в Ленинградский электротехникум, но вскоре был вынужден его оставить. В занялся сочинительством. В ранней юности подражал футуристической поэтике и . Затем, во второй половине годов, отказался от преобладания «зауми» в стихосложении.

По возвращении из ссылки Хармс продолжает общаться с единомышленниками и пишет ряд книг для детей, чтобы заработать себе средства на жизнь. После публикации в в детском журнале стихотворения «Из дома вышел человек с верёвкой и мешком», который «с той поры исчез», некоторое время Хармса не печатают, что ставит его с женой на грань голодной смерти . Одновременно пишет множество , театральных сценок и стихов для взрослых, которые при жизни не публиковались. В этот период создаются цикл миниатюр «Случаи», повесть «Старуха».

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • 1922-1924 - квартира Н. И. Колюбакиной - Детское Село (ныне город Пушкин), улица Революции (ныне Малая), 27;
  • 12.1925 - 23.08.1941 года - дом Трофимова - Надеждинская улица (с 1936 улица Маяковского), 11, кв. 8.

Примечания

Ссылки

  • www.daharms.ru, Даниил Хармс - полное собрание сочинений. Биография, документы, статьи, фото, анекдоты
  • kharms.ru - Даниил Иванович Хармс. Биография, произведения, повесть "Старуха", соратники.
  • Даниил Хармс в Антологии русской поэзии
  • Даниил Хармс на Стихии
  • Кто Вы, Даниил Хармс? Рецензия на книгу А.Кобринского «Даниил Хармс».

Декламации

  • «Случаи» Даниила Хармса исполняют и

Экранизации

  • «Случай Хармса» Слободана Пешича (1987);
  • (1989) - трагикомедия абсурда, снятая по мотивам произведений Даниила Хармса;
  • «Стару-ха-рмса» Вадима Гемса (1991) - экранизация повести Д. Хармса «Старуха»;
  • (1991);
  • «Концерт для крысы» Олега Ковалова (1996)
  • "Падение в небеса" Наталья Митрошина (2007)

Литература

  • 100-летие Даниила Хармса: Материалы конференции. СПб., 2005.
  • Глоцер В. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М.: ИМА-Пресс, 2001.
  • Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.
  • Кобринский А. А. О Хармсе и не только. СПб., 2007.
  • Кобринский А. А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. - («Жизнь замечательных людей»).
  • Хармсиздат представляет: Сб. материалов. СПб., 1995.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Хармс Даниил Иванович Во-первых и во-вторых Даниил Хармс и его невероятная, почти фантастическая история, в общем, небывальщина, про то, как Петька и его друг отправились в путь, напевая веселую песенку. И как по дороге в компанию свою… - @Карьера Пресс, @(формат: 70x108/32, 304 стр.) @ @ @ 2015
    570 бумажная книга
    Даниил Хармс Во-первых и во-вторых Весёлая история о том, что приключилось с друзьями, которые вышли из дома погулять. Книга для чтения взрослыми детям - @Карьера Пресс, @(формат: 300x220, 32 стр.) @ @ @ 2015
    451 бумажная книга
    Даниил Хармс Во-первых и во-вторых О чем эта книга О том, как отправились в путешествие два друга, а по дороге их компания все росла и росла. Вот с ними шагает уже самый большой человек в мире, а вот и самый маленький человек в мире - @ @(формат: 300x220мм, 32 стр.) @ @ @ 2015
    353 бумажная книга
    Хармс Даниил Иванович Во-первых и во-вторых Даниил Хармс и его невероятная, почти фантастическая история, в общем, небывальщина, про то, как Петька и его друг отправились в путь, напевая веселую песенку. И как по дороге в компанию свою… - @Карьера Пресс, @(формат: 300x220, 32 стр.) @ @ @ 2015
    244 бумажная книга
    Сокращение первых оснований математики. Том II Санкт-Петербург, 1771 год. Типография Морского Шляхетного Кадетского Корпуса. Издание иллюстрировано гравюрами с чертежами, схемами и рисунками. Владельческий переплет. Кожаный бинтовой корешок… - @Типография Морского Шляхетного Кадетского Корпуса, @(формат: 125x190, 462 стр.) @ @ @ 1771
    72335 бумажная книга
    Леонид Мартынов Во-первых, во-вторых и в-третьих Новая книга Леонида Мартынова в основном состоит из лирики последних лет. Поэзия Леонида Мартынова неразрывно связана с нашей эпохой. В лучших стихах поэта раскрывается богатая душа советского… - @Молодая гвардия, @(формат: 70x108/32, 304 стр.) @ @ @ 1972
    33 бумажная книга
    А. А. Малявко Технология приготовления первых, вторых и сладких блюд. Учебное пособие Альбом составлен на основании учебного плана и программы, утвержденных Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию от 30 апреля 1982 г. В нем приведены рецептура и… - @Вища школа, @(формат: 70x100/16, 184 стр.) @ @ @ 1987
    441 бумажная книга
    М. Борисов Кратеры Бабакина В книге рассказывается о жизни и деятельности одного из видных инженеров-конструкторов, активного участника реализации советской программы изучения и освоения космического пространства… - @Знание, @(формат: 84x108/32, 160 стр.) @ @ @ 1982
    110 бумажная книга
    Алан Дин Фостер Филогенез Транксы похожи на насекомых, а-анны напоминают ящеров. Люди же, как известно, не похожи ни на первых, ни на вторых. Отсюда все проблемы контакта с братьями по Вселенной. И если вдруг встречается… - @Эксмо, Домино, @(формат: 84x108/32, 656 стр.) @Стальная Крыса (твердый переплет) @ @ 2003
    180 бумажная книга
    Гольдштейн А.Б. Протокол Megaco/H. 248: справочник по телекоммуникационным протоколам «Машины должны работать. Люди должны думать» - гласит девиз компании IBM, достигшей значительных успехов в создании первых, в подборе вторых, а также в протоколах взаимодействия между первыми и… - @БХВ-Петербург, @(формат: 84x108/32, 656 стр.) @Телекоммуникационные протоколы - вводное слово Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (Приложение 2) Там, во первых, дисциплина // Против нашенской слаба. // И, пожалуйста, картина: // Тут – колонна, там –… … Словарь-справочник по пунктуации

    ИЗ ПЕРВЫХ РУК - узнавать, получать сведения и под. Непосредственно, без посредников. Подразумевается, что сведения, новости, информация и под. являются точными, достоверными, заслуживающими доверия. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых общими… … Фразеологический словарь русского языка

    Во первых, я вина не пью; во вторых, уж я сегодня три рюмочки выпил. См. ПОВОД ПРИЧИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа Большая биографическая энциклопедия

    Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мелкий бизнес - (Small bisness) Понятие малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Информация о понятии малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Содержание Содержание Малый бизнес в Ограничение по статусу Ограничение по… … Энциклопедия инвестора

    СЕРДЦЕ - СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия........... 162 II. Анатомия и гистология........... 167 III. Сравнительная физиология.......... 183 IV. Физиология................... 188 V. Патофизиология................ 207 VІ. Физиология, пат.… … Большая медицинская энциклопедия

    ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.

    ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.

    В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.

    «Ты кто такой?» - спросили мы его. - «Я самый маленький человек в мире». - «Пойдем с нами». - «Пойдем».

    Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.

    В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются. Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, - говорит, - кто такие, что мой сон потревожили?» - «Мы, - говорим мы, - веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» - «Хорошо», - говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, - кричит ему маленький человек. - Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, - говорим мы, - так нельзя, ты маленькими шагами ходи».

    Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, - говорим мы, - пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» - говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» - «Мне тоже удобно», - говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.

    В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осел. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.

    В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.

    Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. «Вот что, - говорит маленький человек, - ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.

    В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» - говорит длинный человек. - «Что это?» - говорит маленький человек. - «Это, - говорю я, - автомобиль». - «Это машина, на которой мы сейчас и поедем, - говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.

    Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, - говорит, - длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» - спросил его маленький человек. - «Нет, ничего», - говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.

    В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, - говорит, - в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подьехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» - «Да вот, - говорим мы ему, - переночевать нельзя ли у вас?» - «Можно», - говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.

    В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». - «Пешком я не пойду, - сказал длинный человек, - пешком скоро устанешь». - «Это ты-то, такая детина, устанешь?» - засмеялся маленький человек. - «Конечно, устану, - сказал длинный, - вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». - «Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька. - Тебе не лошадь, а слона нужно». - «Ну, здесь-то слона не достанешь, - сказал я, - здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим - ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, - говорит маленький человек длинному, - вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». - «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», - сказал длинный человек. - «Верно, - говорю я, - длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.

    В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.

    Тема: Даниил Хармс « Во-первых и во-вторых» Цели урока:

    Обучающие:

      создать условия для ознакомления с произведениями Д.Хармса

      формировать умение соотносить иллюстрации с текстом;

      способствовать развитию интереса к чтению.

    Развивающие :

      создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

      способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Воспитательные:

      содействовать развитию коммуникативных умений, культуры общения;

      содействовать осознанию ценности совместной деятельности.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    познакомятся с произведением Д.Хармса;

    научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения

    Метапредметные:

    познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

    регулятивные: формулируют учебную задачу урока в группе, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

    коммуникативные: вырабатывают в группе критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой работы по выработанным критериям

    Личностные:

    осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

    Оборудование:

    Проектор, презентация, макеты светофоров, раздаточный материал (приложения).

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Содержание деятельности

    учеников

    Планируемые результаты

    Личностные

    Метапредметные:

    Предметные:

    I .Оргмомент

      Приветствие учителя.

    Руки? – НА МЕСТЕ

    Ноги? – НА МЕСТЕ

    Локти? – У КРАЯ

    Спина? – ПРЯМАЯ.

    Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.
    Тихо девочки за парту сели,
    Тихо мальчики за парту сели,
    На меня все посмотрели.

      Настроение на уроке

    Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока (слайд 2). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.

      спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, я справлюсь с работой; (зеленый )

      я волнуюсь, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий и переживаю – справлюсь ли я с работой; (жёлтый )

      мне тревожно, я переживаю, что не справлюсь с работой (красный )

    Обучающиеся самостоятельно оценивают свою готовность к уроку

    Дети заполняют кружками соответствующего цвета «глаза» светофора.

    Ф ормирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Формирование регулятивных УУД, овладение приёмом, используемым при работе с любым предметным материалом.

    Осознание значимости чтения для дальнейшего обучения.

    II .Актуализация

    знаний.

    1.Речевая разминка

    2 . Работа в парах

    П. Синявский

    Ребята, прочитайте отрывок из произведений и определите жанр.

    (Приложение 1)

    Бобер в бору затеял бал,

    Бобер на бал гостей созвал.

    Белочки во флейты дуют,

    Польку бабочки танцуют,

    Даже тихий барсучок

    Туфельками чок да чок!

    Я захотел устроить бал,

    И я гостей к себе позвал.

    Купил муку, купил творог,

    Испек рассыпчатый пирог…

    Как определили?

    Чем похожи?

    Чем отличаются?

    Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?

    Ученик 4-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?

    Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию. (Приложение 2)

    Ответ ищут вместе, подчеркивая карандашом

    Кто прав? И почему?

    Псевдоним – это что?

    Читают с разной интонацией, медленно; медленно, ускоряя темп; быстро и постепенно замедляя темп; выразительно

    Определяют жанр (стихи)

    По признакам стихотворения: Каждая строчка написана с

    большой буквы, не зависимо от знаков препинания в конце строчки, есть рифма

    Про бал и про гостей?

    Герой во втором неизвестен. И оно не закончено.

    Проблемный вопрос (предположения детей)

    Ответы детей (работа в парах)

    Читают дополнительную информацию, выделяют, подчеркивая карандашом.

    Ответы детей:

    Что учитель и ребенок 4 класса правы.

    (Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)

    Придуманное имя

    Развитие дикции учащихся

    Формирование умения объективно оценивать учебные достижения своего одноклассника.

    Умение слушать и вступать в диалог.

    Учебное взаимодействие в паре.

    Выполнение анализа причин учебного успеха или неуспеха, нахождение способа выхода из этой ситуации

    Знать жанры художественных произведений.

    Р азвитие умения выразительно читать, отработка навыков артикуляции

    III .Физкульт

    минутка

    На болоте две подружки, две зеленые лягушки (ноги врозь, руки в стороны. Сгибание и разгибание рук.)

    Утром рано умывались, полотенцем растирались, (руки на пояс. Наклон вперед, прогнуться)

    Ножками топали, ручками хлопали, (3 шага на месте; три хлопка)
    Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
    (руки за спину. наклон влево, вправо)
    Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!
    (Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони)

    Выполняют движения по тексту под руководством учителя

    Формирование понимания важности здорового образа жизни

    Выполнение действий по образцу

    Развитие памяти через запоминание текста наизусть, его выразительное декламирование.

    IV . Знакомство с новым материалом.

    1.Определение темы урока

    2. Работа над текстом произведения в группах.

    Сформулируйте тему урока

    Действительно, мы сегодня с вами познакомимся новым произведением Д.Хармса.

    Рассказ о Д.Хармсе и его творчестве (слайды 3-5)

    А называется это произведение «Во-первых и во-вторых…» (слайд 6)

    Организовать работу над текстом в группах. Текст разделить на части, к каждой части даны рисунки (приложение 3).

    Знакомство с произведением Д.Хармса.

    Работают в группах. Презентовать свою часть, кратко пересказав свою часть и предоставить рисунок к ней.

    Р азвивать умение слушать одноклассников и понимать их точку зрения, учитывать разные мнения.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся.

    Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,

    Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке

    V . Рефлексия

    Урок полезен, все понятно.

    Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

    Еще придется потрудиться.

    Да, трудно все-таки учиться !

    Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в конце нашего урока (слайд 7). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.

      Я читаю, что хорошо поработал на уроке (зеленый )

      я мог бы работать и лучше (жёлтый )

      я не доволен своей работой (красный )

    Дети ставят знак у тех слов (строчки), которые им больше всего подходят по окончании урока, некоторые объясняют свой выбор.

    Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

    Самооценка на основе критерия успешности

    Формирование нравственных ценностей: силы воли, целеустремленности в преодолении неудач, взаимопомощи

    Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

    Построение речевого высказывания.

    VI . Итог урока

    С каким произведением мы с вами познакомились?

    Это его псевдоним или настоящее имя?

    Какое его настоящее имя?

    (слайд 8)

    Отвечают на поставленные вопросы учителя

    «Во-первых и во-вторых…»

    Д. Хармс

    Псевдоним

    Даниил Иванович Ювачёв.

    Анализ и рефлексия своей деятельности на уроке.

    Домашнее задание

    Нарисовать рисунки к прочитанным произведениям Д.Хармса для коллективного оставления коллажа.

    Учиться отбирать информацию

    Учиться осуществлять проектную деятельность в группе: определять свою роль в общем деле, понимать личную ответственность за результат группы.

    Создание алгоритма групповой деятельности

    Выход на деятельностный способ работы с материалом

    Продолжить работу над продуктивным чтением и разными видами пресказа

    Межпредметная интеграция (литер. чтение + навыки с уроков трудового обучения и изобр. искусства)

    Приложение 1

    Бобер в бору затеял бал,

    Бобер на бал гостей созвал.

    Белочки во флейты дуют,

    Польку бабочки танцуют,

    Даже тихий барсучок

    Туфельками чок да чок!

    Я захотел устроить бал,

    И я гостей к себе позвал.

    Купил муку, купил творог,

    Испек рассыпчатый пирог…

    Приложение 2

    Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.

    Во-первых и во-вторых

    1группа. ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.

    ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.

    В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.

    «Ты кто такой?» - спросили мы его. - «Я самый маленький человек в мире». - «Пойдем с нами». - «Пойдем».

    Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.

    В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются. Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, - говорит, - кто такие, что мой сон потревожили?» - «Мы, - говорим мы, - веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» - «Хорошо», - говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, - кричит ему маленький человек. - Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, - говорим мы, - так нельзя, ты маленькими шагами ходи».

    Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, - говорим мы, - пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» - говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» - «Мне тоже удобно», - говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.

    2 группа. В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осел. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.

    В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.

    Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. «Вот что, - говорит маленький человек, - ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.

    3 группа. В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» - говорит длинный человек. - «Что это?» - говорит маленький человек. - «Это, - говорю я, - автомобиль». - «Это машина, на которой мы сейчас и поедем, - говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.

    Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, - говорит, - длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» - спросил его маленький человек. - «Нет, ничего», - говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.

    В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, - говорит, - в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подъехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» - «Да вот, - говорим мы ему, - переночевать нельзя ли у вас?» - «Можно», - говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.

    4 группа. В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». - «Пешком я не пойду, - сказал длинный человек, - пешком скоро устанешь». - «Это ты-то, такая детина, устанешь?» - засмеялся маленький человек. - «Конечно, устану, - сказал длинный, - вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». - «Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька. - Тебе не лошадь, а слона нужно». - «Ну, здесь-то слона не достанешь, - сказал я, - здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим - ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, - говорит маленький человек длинному, - вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». - «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», - сказал длинный человек. - «Верно, - говорю я, - длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.

    В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.

    Выехали мы из города и поехали, а куда приехали и что с нами там приключилось, об этом мы вам в следующий раз расскажем.

    Приложение 3