Взялась за очень трудную тему - сделать книгу из рассказа Даниила Хармса «Во-первых и во-вторых» . Рассказ полон абсурдистского юмора и катится подобно снежному кому, обрастая всё новыми героями и деталями. Именно эта его структурная особенность и послужила поводом для идеи книги-раскладушки, в которой с каждым шагом открываются новые события, но при этом видны все предыдущие. Разложив книгу полностью мы получаем своего рода карту путешествия героев, которую можем воспринять всю целиком. Работа получилась прекрасная, с большим количеством остроумных деталей в иллюстрациях.
«О, это задание я ждала давно, правда, - книги делать интересно и сложно
Конечно, трудно было выбрать произведение, было несколько конкурентов, но с Хармсом у нас сложилось сразу (что впрочем неудивительно). Хотя немножко пугал объем - у всех были небольшие тексты. Дальше дело было за идеями. Идея, конечно, пришла не сразу, но недолго задерживалась. Больше времени заняло оформление. Хотелось сделать иллюстрации немного безбашенными, как и сами стихи Хармса.
Идея разворачивающейся книжки подсказана самим произведением, в котором идет постепенное нарастание событий, усиливающееся вводными словами (во-первых. во-вторых, в-третьих, в-десятых). У каждой картинки есть два продолжения, но прочитать книгу можно только постепенно раскрывая ее. Вот такая сложная затея)
А в развернутом виде длинную колбасу книги можно читать как совсем новое произведение - этакая "хармсовщина")
Спасибо Диме за помощь, подсказки и возможность сделать что-то подобное!»
Юля сняла видео, на котором хорошо виден принцип действия книги:
Собственно книга, с двумя вариантами каждого разворота:
О том, как отправились в путешествие два друга, а по дороге их компания все росла и росла. Вот с ними шагает уже самый большой человек в мире, а вот и самый маленький человек в мире. Вот уже с ними ослик, а вот и слон. А как же всей честной компании поспевать друг за другом? А как переправиться через речку? А где переночевать? Вот и приходят им в головы самые замечательные идеи. И при этом все они насвистывают веселую песенку!
Иллюстрации
Вилли Глазауэр был очень вдохновлен этой фантасмогоричной историей, как, впрочем, и всем творчеством великого Хармса. Созданные им образ Петьки, человечка ростом с ведерко, или сцена, как огромный человек тащит за собой лодку, в которой сидит в том числе и ослик - конечно, вызывают смех и усиливают впечатление от истории.
Для кого эта книга
Для детей от 5 лет и старше. Небывальщина, рассказанная Хармсом, повеселит детей и заставит их задать много вопросов, и пробудит интерес.
Для детей младшего школьного возраста. Хорошее знакомство с творчеством Даниила Хармса. С великой русской литературой. Можно обсудить столкновение логичного и алогичного в истории, неунывающих героев, что такое дружба, насколько важно двигаться к своей цели, даже если вокруг все на тебя тычут пальцем. Хорошее первое знакомство с русским авангардом.
Для взрослых. Это Хармс. Это Вилли Глазауэр. Это искусство.
Что в книге необычного
- Техника рисунка Вилли Глазауэра.
- Текст Даниила Хармса.
- Формат - большой. Оформление книги.
Почему мы решили издать эту книгу
Эту историю Даниила Хармса очень сложно найти в современных изданиях. А она заслуживает внимания. Она интересна.
Небывальщина из-под пера Даниила Хармса - это высокая литература.
В соединении с иллюстрациями Глазауэра - получилась классическая книжка-картинка.
Истории Даниила Хармса - короткие. Поэтому, как правило, они выходят сегодня в сборниках, где много образов, много текстов. А восприятие ребенка так устроено, что ему важно держать в руках одну книгу, с одним текстом, с образами и героями одной истории. И вот она - перед вами (Собственно такая психологическая особенность восприятия ребенка и послужила причиной создания книжек-картинок, как отдельной отрасли книгоиздания для детей, начиная от малышей и включая детей младшего школьного возраста. Это усиливает впечатление от того, что ребенок услышал и прочитал. И помогает ему самостоятельно освоить-понять-прочитать книгу от начала до конца. И полюбить литературу и чтение.)
Биография
Даниил учился в привилегированной петербургской немецкой школе . В поступил в Ленинградский электротехникум, но вскоре был вынужден его оставить. В занялся сочинительством. В ранней юности подражал футуристической поэтике и . Затем, во второй половине годов, отказался от преобладания «зауми» в стихосложении.
По возвращении из ссылки Хармс продолжает общаться с единомышленниками и пишет ряд книг для детей, чтобы заработать себе средства на жизнь. После публикации в в детском журнале стихотворения «Из дома вышел человек с верёвкой и мешком», который «с той поры исчез», некоторое время Хармса не печатают, что ставит его с женой на грань голодной смерти . Одновременно пишет множество , театральных сценок и стихов для взрослых, которые при жизни не публиковались. В этот период создаются цикл миниатюр «Случаи», повесть «Старуха».
Адреса в Петрограде - Ленинграде
- 1922-1924 - квартира Н. И. Колюбакиной - Детское Село (ныне город Пушкин), улица Революции (ныне Малая), 27;
- 12.1925 - 23.08.1941 года - дом Трофимова - Надеждинская улица (с 1936 улица Маяковского), 11, кв. 8.
Примечания
Ссылки
- www.daharms.ru, Даниил Хармс - полное собрание сочинений. Биография, документы, статьи, фото, анекдоты
- kharms.ru - Даниил Иванович Хармс. Биография, произведения, повесть "Старуха", соратники.
- Даниил Хармс в Антологии русской поэзии
- Даниил Хармс на Стихии
- Кто Вы, Даниил Хармс? Рецензия на книгу А.Кобринского «Даниил Хармс».
Декламации
- «Случаи» Даниила Хармса исполняют и
Экранизации
- «Случай Хармса» Слободана Пешича (1987);
- (1989) - трагикомедия абсурда, снятая по мотивам произведений Даниила Хармса;
- «Стару-ха-рмса» Вадима Гемса (1991) - экранизация повести Д. Хармса «Старуха»;
- (1991);
- «Концерт для крысы» Олега Ковалова (1996)
- "Падение в небеса" Наталья Митрошина (2007)
Литература
- 100-летие Даниила Хармса: Материалы конференции. СПб., 2005.
- Глоцер В. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М.: ИМА-Пресс, 2001.
- Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.
- Кобринский А. А. О Хармсе и не только. СПб., 2007.
- Кобринский А. А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. - («Жизнь замечательных людей»).
- Хармсиздат представляет: Сб. материалов. СПб., 1995.
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Хармс Даниил Иванович | Во-первых и во-вторых | Даниил Хармс и его невероятная, почти фантастическая история, в общем, небывальщина, про то, как Петька и его друг отправились в путь, напевая веселую песенку. И как по дороге в компанию свою… - @Карьера Пресс, @(формат: 70x108/32, 304 стр.) @ @ @ | 2015 | 570 | бумажная книга |
Даниил Хармс | Во-первых и во-вторых | Весёлая история о том, что приключилось с друзьями, которые вышли из дома погулять. Книга для чтения взрослыми детям - @Карьера Пресс, @(формат: 300x220, 32 стр.) @ @ @ | 2015 | 451 | бумажная книга |
Даниил Хармс | Во-первых и во-вторых | О чем эта книга О том, как отправились в путешествие два друга, а по дороге их компания все росла и росла. Вот с ними шагает уже самый большой человек в мире, а вот и самый маленький человек в мире - @ @(формат: 300x220мм, 32 стр.) @ @ @ | 2015 | 353 | бумажная книга |
Хармс Даниил Иванович | Во-первых и во-вторых | Даниил Хармс и его невероятная, почти фантастическая история, в общем, небывальщина, про то, как Петька и его друг отправились в путь, напевая веселую песенку. И как по дороге в компанию свою… - @Карьера Пресс, @(формат: 300x220, 32 стр.) @ @ @ | 2015 | 244 | бумажная книга |
Сокращение первых оснований математики. Том II | Санкт-Петербург, 1771 год. Типография Морского Шляхетного Кадетского Корпуса. Издание иллюстрировано гравюрами с чертежами, схемами и рисунками. Владельческий переплет. Кожаный бинтовой корешок… - @Типография Морского Шляхетного Кадетского Корпуса, @(формат: 125x190, 462 стр.) @ @ @ | 1771 | 72335 | бумажная книга | |
Леонид Мартынов | Во-первых, во-вторых и в-третьих | Новая книга Леонида Мартынова в основном состоит из лирики последних лет. Поэзия Леонида Мартынова неразрывно связана с нашей эпохой. В лучших стихах поэта раскрывается богатая душа советского… - @Молодая гвардия, @(формат: 70x108/32, 304 стр.) @ @ @ | 1972 | 33 | бумажная книга |
А. А. Малявко | Технология приготовления первых, вторых и сладких блюд. Учебное пособие | Альбом составлен на основании учебного плана и программы, утвержденных Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию от 30 апреля 1982 г. В нем приведены рецептура и… - @Вища школа, @(формат: 70x100/16, 184 стр.) @ @ @ | 1987 | 441 | бумажная книга |
М. Борисов | Кратеры Бабакина | В книге рассказывается о жизни и деятельности одного из видных инженеров-конструкторов, активного участника реализации советской программы изучения и освоения космического пространства… - @Знание, @(формат: 84x108/32, 160 стр.) @ @ @ | 1982 | 110 | бумажная книга |
Алан Дин Фостер | Филогенез | Транксы похожи на насекомых, а-анны напоминают ящеров. Люди же, как известно, не похожи ни на первых, ни на вторых. Отсюда все проблемы контакта с братьями по Вселенной. И если вдруг встречается… - @Эксмо, Домино, @(формат: 84x108/32, 656 стр.) @Стальная Крыса (твердый переплет) @ @ | 2003 | 180 | бумажная книга |
Гольдштейн А.Б. | Протокол Megaco/H. 248: справочник по телекоммуникационным протоколам | «Машины должны работать. Люди должны думать» - гласит девиз компании IBM, достигшей значительных успехов в создании первых, в подборе вторых, а также в протоколах взаимодействия между первыми и… - @БХВ-Петербург, @(формат: 84x108/32, 656 стр.) @Телекоммуникационные протоколы
- вводное слово Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (Приложение 2) Там, во первых, дисциплина // Против нашенской слаба. // И, пожалуйста, картина: // Тут – колонна, там –… … Словарь-справочник по пунктуации
ИЗ ПЕРВЫХ РУК - узнавать, получать сведения и под. Непосредственно, без посредников. Подразумевается, что сведения, новости, информация и под. являются точными, достоверными, заслуживающими доверия. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых общими… … Фразеологический словарь русского языка Во первых, я вина не пью; во вторых, уж я сегодня три рюмочки выпил. См. ПОВОД ПРИЧИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа Большая биографическая энциклопедия Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Мелкий бизнес - (Small bisness) Понятие малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Информация о понятии малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Содержание Содержание Малый бизнес в Ограничение по статусу Ограничение по… … Энциклопедия инвестора СЕРДЦЕ - СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия........... 162 II. Анатомия и гистология........... 167 III. Сравнительная физиология.......... 183 IV. Физиология................... 188 V. Патофизиология................ 207 VІ. Физиология, пат.… … Большая медицинская энциклопедия |
ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.
ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.
В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.
«Ты кто такой?» - спросили мы его. - «Я самый маленький человек в мире». - «Пойдем с нами». - «Пойдем».
Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются. Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, - говорит, - кто такие, что мой сон потревожили?» - «Мы, - говорим мы, - веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» - «Хорошо», - говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, - кричит ему маленький человек. - Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, - говорим мы, - так нельзя, ты маленькими шагами ходи».
Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, - говорим мы, - пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» - говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» - «Мне тоже удобно», - говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.
В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осел. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.
В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.
Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. «Вот что, - говорит маленький человек, - ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.
В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» - говорит длинный человек. - «Что это?» - говорит маленький человек. - «Это, - говорю я, - автомобиль». - «Это машина, на которой мы сейчас и поедем, - говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.
Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, - говорит, - длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» - спросил его маленький человек. - «Нет, ничего», - говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.
В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, - говорит, - в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подьехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» - «Да вот, - говорим мы ему, - переночевать нельзя ли у вас?» - «Можно», - говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.
В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». - «Пешком я не пойду, - сказал длинный человек, - пешком скоро устанешь». - «Это ты-то, такая детина, устанешь?» - засмеялся маленький человек. - «Конечно, устану, - сказал длинный, - вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». - «Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька. - Тебе не лошадь, а слона нужно». - «Ну, здесь-то слона не достанешь, - сказал я, - здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим - ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, - говорит маленький человек длинному, - вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». - «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», - сказал длинный человек. - «Верно, - говорю я, - длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.
В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.
Тема: Даниил Хармс « Во-первых и во-вторых» Цели урока:Обучающие:
создать условия для ознакомления с произведениями Д.Хармса
формировать умение соотносить иллюстрации с текстом;
способствовать развитию интереса к чтению.
Развивающие :
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
содействовать развитию коммуникативных умений, культуры общения;
содействовать осознанию ценности совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с произведением Д.Хармса;
научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в группе, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;
коммуникативные: вырабатывают в группе критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой работы по выработанным критериям
Личностные:
осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
Оборудование:
Проектор, презентация, макеты светофоров, раздаточный материал (приложения).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Содержание деятельностиучеников
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные:
Предметные:
I .Оргмомент
Приветствие учителя.
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Настроение на уроке
Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока (слайд 2). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.
спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, я справлюсь с работой; (зеленый )
я волнуюсь, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий и переживаю – справлюсь ли я с работой; (жёлтый )
мне тревожно, я переживаю, что не справлюсь с работой (красный )
Обучающиеся самостоятельно оценивают свою готовность к уроку
Дети заполняют кружками соответствующего цвета «глаза» светофора.
Ф ормирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формирование регулятивных УУД, овладение приёмом, используемым при работе с любым предметным материалом.
Осознание значимости чтения для дальнейшего обучения.
II .Актуализация
знаний.
1.Речевая разминка
2 . Работа в парах
П. Синявский
– Ребята, прочитайте отрывок из произведений и определите жанр.
(Приложение 1)
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…
– Как определили?
– Чем похожи?
– Чем отличаются?
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?
– Ученик 4-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию. (Приложение 2)
Ответ ищут вместе, подчеркивая карандашом
Кто прав? И почему?
Псевдоним – это что?
Читают с разной интонацией, медленно; медленно, ускоряя темп; быстро и постепенно замедляя темп; выразительно
Определяют жанр (стихи)
По признакам стихотворения: Каждая строчка написана с
большой буквы, не зависимо от знаков препинания в конце строчки, есть рифма
Про бал и про гостей?
Герой во втором неизвестен. И оно не закончено.
Проблемный вопрос (предположения детей)
Ответы детей (работа в парах)
Читают дополнительную информацию, выделяют, подчеркивая карандашом.
Ответы детей:
Что учитель и ребенок 4 класса правы.
(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)
Придуманное имя
Развитие дикции учащихся
Формирование умения объективно оценивать учебные достижения своего одноклассника.
Умение слушать и вступать в диалог.
Учебное взаимодействие в паре.
Выполнение анализа причин учебного успеха или неуспеха, нахождение способа выхода из этой ситуации
Знать жанры художественных произведений.
Р азвитие умения выразительно читать, отработка навыков артикуляции
III .Физкульт
минутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки (ноги врозь, руки в стороны. Сгибание и разгибание рук.)
Утром рано умывались, полотенцем растирались, (руки на пояс. Наклон вперед, прогнуться)
Ножками топали, ручками хлопали,
(3 шага на месте; три хлопка)
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
(руки за спину. наклон влево, вправо)
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!
(Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони)
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Формирование понимания важности здорового образа жизни
Выполнение действий по образцу
Развитие памяти через запоминание текста наизусть, его выразительное декламирование.
IV . Знакомство с новым материалом.
1.Определение темы урока
2. Работа над текстом произведения в группах.
Сформулируйте тему урока
Действительно, мы сегодня с вами познакомимся новым произведением Д.Хармса.
Рассказ о Д.Хармсе и его творчестве (слайды 3-5)
А называется это произведение «Во-первых и во-вторых…» (слайд 6)
Организовать работу над текстом в группах. Текст разделить на части, к каждой части даны рисунки (приложение 3).
Знакомство с произведением Д.Хармса.
Работают в группах. Презентовать свою часть, кратко пересказав свою часть и предоставить рисунок к ней.
Р азвивать умение слушать одноклассников и понимать их точку зрения, учитывать разные мнения.
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,
Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке
V . Рефлексия
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться !
Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в конце нашего урока (слайд 7). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.
Я читаю, что хорошо поработал на уроке (зеленый )
я мог бы работать и лучше (жёлтый )
я не доволен своей работой (красный )
Дети ставят знак у тех слов (строчки), которые им больше всего подходят по окончании урока, некоторые объясняют свой выбор.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Самооценка на основе критерия успешности
Формирование нравственных ценностей: силы воли, целеустремленности в преодолении неудач, взаимопомощи
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Построение речевого высказывания.
VI . Итог урока
С каким произведением мы с вами познакомились?
Это его псевдоним или настоящее имя?
Какое его настоящее имя?
(слайд 8)
Отвечают на поставленные вопросы учителя
«Во-первых и во-вторых…»
Д. Хармс
Псевдоним
Даниил Иванович Ювачёв.
Анализ и рефлексия своей деятельности на уроке.
Домашнее задание
Нарисовать рисунки к прочитанным произведениям Д.Хармса для коллективного оставления коллажа.
Учиться отбирать информацию
Учиться осуществлять проектную деятельность в группе: определять свою роль в общем деле, понимать личную ответственность за результат группы.
Создание алгоритма групповой деятельности
Выход на деятельностный способ работы с материалом
Продолжить работу над продуктивным чтением и разными видами пресказа
Межпредметная интеграция (литер. чтение + навыки с уроков трудового обучения и изобр. искусства)
Приложение 1
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…
Приложение 2
Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.
Во-первых и во-вторых
1группа. ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.
ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.
В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.
«Ты кто такой?» - спросили мы его. - «Я самый маленький человек в мире». - «Пойдем с нами». - «Пойдем».
Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются. Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, - говорит, - кто такие, что мой сон потревожили?» - «Мы, - говорим мы, - веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» - «Хорошо», - говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, - кричит ему маленький человек. - Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, - говорим мы, - так нельзя, ты маленькими шагами ходи».
Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, - говорим мы, - пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» - говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» - «Мне тоже удобно», - говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.
2 группа. В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осел. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.
В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.
Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. «Вот что, - говорит маленький человек, - ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.
3 группа. В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» - говорит длинный человек. - «Что это?» - говорит маленький человек. - «Это, - говорю я, - автомобиль». - «Это машина, на которой мы сейчас и поедем, - говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.
Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, - говорит, - длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» - спросил его маленький человек. - «Нет, ничего», - говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.
В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, - говорит, - в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подъехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» - «Да вот, - говорим мы ему, - переночевать нельзя ли у вас?» - «Можно», - говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.
4 группа. В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». - «Пешком я не пойду, - сказал длинный человек, - пешком скоро устанешь». - «Это ты-то, такая детина, устанешь?» - засмеялся маленький человек. - «Конечно, устану, - сказал длинный, - вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». - «Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька. - Тебе не лошадь, а слона нужно». - «Ну, здесь-то слона не достанешь, - сказал я, - здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим - ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, - говорит маленький человек длинному, - вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». - «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», - сказал длинный человек. - «Верно, - говорю я, - длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.
В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.
Выехали мы из города и поехали, а куда приехали и что с нами там приключилось, об этом мы вам в следующий раз расскажем.
Приложение 3