Самоанализ работы учителя логопеда в детском саду. Аттестация: описание деятельности учителя-логопеда

  1. Насколько цель профессиональной деятельности учите­ля-логопеда согласуется с целями деятельности образователь­ного учреждения?

К задачам приоритетного национального проекта «Образова­ние» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определе­нии цели деятельности учреждения, заключающейся в органи­зации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

В ДОУ воспитывается большое количество детей с наруше­ниями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основ­ным направлением которого являются развитие речи, коррек­ция и профилактика ее нарушений.

Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образова­тельном пространстве учреждения, объединение взаимодей­ствующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устране­нию имеющейся у них речевой патологии, профилактике вто­ричных нарушений. Это способствует достижению поставлен­ной образовательным учреждением цели деятельности, реше­нию актуальных задач образования на современном этапе его развития.

  1. Какие важные проблемы удалось решить за период, про­шедший после последней аттестации?

В период, прошедший после последней аттестации велась работа по следующим на­правлениям:

Повышение качества образования выпускников дошколь­ных логопедических групп в части преодоления недостатков речевого развития (динамика результативности работы учите­ля-логопеда представлена в п. 9 данного самоанализа) ;

оптимизация интегративного взаимодействия специали­стов образовательного учреждения по коррекции речевых на­рушений у детей на основе активного общения, взаимодо­полнения, сотрудничества и сотворчества.

Расширение деловых и творческих контактов с коллега­ми, обобщение и распространение результатов работы выступ­ления, публикации и другие формы деятельности.

Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гу­манитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микрои макросоциумах позволили по­зиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период - поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.

Анализ применяющихся на период начала работы по ре­шению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов обра­зовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоре­тической литературы, диагностические методы и приемы, ана­лиз данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.

Результатами работы по вышеозначенной проблемати­ке следует считать:

    регулярное проведение открытых мероприятий для слу­шателей курсов повышения квалификации различного профи­ля;

    выступление перед учителями-логопедами;

    проведение консультаций для родителей;

    публикация статьи.

  1. Какова роль учителя-логопеда в реализации программы развития образовательного учреждения (указывается статус учреждения, где работает учитель-логопед) ?

Программа развития муниципального образовательного уч­реждения для детей дошкольного возра­ста детского предполагает решение задач по формиро­ванию единого образовательного пространства «Начальная школа - детский сад», укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развива-ющего взаимодействия «Взрослый - ребенок» с целью разви­тия механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в разработке и реа­лизации коррекционно-развивающего направления программы развития: составлении индивидуально-ориентированных обра­зовательных маршрутов детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии; организации работы комплексной психо­лого-педагогической, поддержки; создании видеоматериалов.

  1. Как учитываются образовательные потребности воспитан­ников в профессиональной деятельности?

Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и воз­растных особенностей, которые определяются прежде всего в ре­зультате комплексного обследования, проводимого в первой поло­вине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установ­ленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разде­лить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности рече­вого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учет образовательных потребностей детей реализую в рам­ках следующих направлений:

  • работа по развитию понимания речи;
  • создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
  • формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
  • коррекция дефектного звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха и фонематического вос­приятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • усвоение грамматических категорий;
  • развитие психологической базы речи;
  • воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
  • подготовка к обучению в школе.

Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с уче­том компенсаторных возможностей ребенка, его творческих спо­собностей и сензитивных периодов развития.

  1. Что делается для эффективного использования времени детей и собственного времени на занятиях и вне их? Какие технологии и приемы обучения используются в педагогичес­кой деятельности?

Эффективность использования времени детей и своего на за­нятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого пла­нирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется це­лями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-воз­растными особенностями детей. В рамках групповых, подгруп-повых и индивидуальных занятий мною используются:

  • определенный организационно-методический инструмен­тарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде - игра) ;
  • технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Ма­каренко) , достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. -Ж Руссо, Я. Корчак, К. Род­жерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки;
  • технология уровневой дифференциации, индивидуализа­ции обучения;
  • информационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др.)
  • развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская) ;
  • адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др.) .

Регулярно, в течение года, вне занятий организую индиви­дуальные и групповые консультации для родителей и педаго­гов, семинары-практикумы, выступления на методических объе­динениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.

  1. Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне их?

Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и кон­структивный характер, реализуется через различные организаци­онные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, группо­вые) , игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развиваю­щие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.) , интегриро­ванные занятия в содружестве с другими специалистами. Крите­рии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформиро­ванное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макрои микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, прово­дить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая за­дача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что явля­ется фактором успешности обучения и социализации детей.

  1. Как оценивается уровень познавательного интереса обу­чающихся на занятиях? Что предпринимается для развития интереса к занятиям?

Уровень познавательного интереса детей ко всем формам про­ведения занятий практически всегда стабильно высокий. Одна­ко это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динами­ческое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме учреждения позволяют выработать индиви­дуальный образовательный маршрут, провести при необходи­мости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.

Ребята логопедических групп принимают участие во всех проводимых на уровне учреждения конкурсах рисунков.

  1. Каким образом обеспечивается удовлетворение образова­тельных потребностей отдельных обучающихся с отличающи­мися способностями или склонностями?

Ответить на этот вопрос хочется с учетом нескольких пози­ций. Проявляемые склонности и (или) способности к какому­либо виду деятельности (изобразительной, конструктивной и др.) необходимо использовать с максимальной отдачей для решения коррекционно-развивающих задач. Например, склонность или способность ребенка к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсо­рики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения по­строения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения, развития связной речи.

Отличительные способности и склонности могут быть обус­ловлены разными причинами. Так, в нашем учреждении были интегрированы дети с особыми образовательными потребностя­ми, (нарушения у них речи объясняется нейросенсорной тугоу­хостью) . С ними проводилась иная работа. Их склонности, спо­собности, результаты диагностики, опора на сохранные анализа­торы обязательно учитываются при подборе заданий, организации работы, создании соответствующей адаптивной среды.

  1. Какова динамика результативности по преподаваемому предмету?

Данные приведены по протоколам заседаний психолого-ме­дико-педагогической комиссии.

  1. Какие методы оценки деятельности обучающихся исполь­зуются? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в ре­зультате оценки? Каково участие обучающихся в оценке их учебной деятельности?

В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

  • в форме эмоционального отношения;
  • оценочного суждения (словесного поощрения и др.) ;
  • отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п.) .

Информация, полученная в результате оценки, должна выпол­нять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности име­ет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточ­няются те или иные знания, развиваются аналитическая деятель­ность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Оценка обязательно должна быть объективной, справедли­вой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него инфор­мацию о его успехах.

  1. Как оцениваете уровень психологической атмосферы в группе детей? Какие меры предпринимаются по созданию об­становки взаимного доверия, уважения, открытости?

Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. При проведении каких-либо мероприятий, связан­ных с соревновательными моментами, отмечаются сплоченность, чувство сопереживания за результат. Данные подтверждены социометрическим исследованием и результатами анкетирова­ния. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психоло-гическая работа, различные досуговые мероприятия, организу­ется совместная деятельность по какому-либо предмету.

  1. Формы взаимодействия с родителями: как сообщается информация об учебных достижениях? Как учитываются мне­ние родителей и их запросы относительно успеваемости и раз­вития ребенка?

Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопе­да. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, конфе­ренции и клубы, организация совместных мероприятий, исполь­зование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных дневников. Обязательно учитыва­ются мнение родителей и их запросы относительно успеваемос­ти и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится при­знать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их резуль­татам работы по его преодолению.

  1. Как оцениваете взаимоотношения с коллегами?

Как партнерские, конструктивные, доверительные. Многие коллеги обращаются за помощью, в которой им не отказываю.

  1. Как повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование?

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квали­фикации, так и путем участия в семинарах различного уровня, методобъединениях.

Самообразованием занималась в период с. .. по. .. год. Работа­ла

Наталья Скворцова
Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Скворцовой Натальи Ивановны

(Фамилия, имя, отчество)

учитель -логопед _МБДОУ ЦРР д\с № 7 «Город Детства»

(место работы, должность)

Информация об учителе-логопеде :

Стаж (общий, в должности учителя-логопеда ) 12, 3; в должности учителя логопеда -9 лет .

Нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам :

1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации

1.1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,

реализуемых (составленных) учителем-логопедом

Год Общее количество

обучаемых (воспитанников, зачисленных в логопедические группы Количество детей, освоивших

программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)

2011-2012 26 26 100

2012-2013 31 30 96.7

Комментарии (описание до 3 тыс. знаков, включающее названия программ, цель использования, авторское методическое обеспечение и результат, в том числе в виде рисунков

В работе используется программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей, автор : Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Целью работы является, реализация коррекционной программы по развитию речи, преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников 5-6 лет, на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, оказание своевременной квалифицированной систематической логопедической помощи.

В своей работе реализую следующие задачи :

Развитие сенсомоторных функций.

Формирование кинетических и кинестетических основ артикуляционных движений.

Развитие фонетического и фонематического слуха.

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развитие просодических компонентов речи.

Обеспечение взаимосвязи коррекционного и общеразвивающего процессов.

Развитие познавательных процессов.

Развитие мелкой моторики и координации движения.

Развитие общей речевой коммуникации.

Осуществление личностно- ориентированного подхода.

Обеспечение взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Привлечение родителей к работе по преодолению речевых дефектов у воспитанников.

Непосредственно коррекционная деятельность с детьми осуществляется в двух формах : индивидуальная и фронтальная. Дети зачислены после обследования и по итогам заседания ПМПК района. На каждого ребенка составляется личное дело, в которое входит : свидетельство о рождении, заявление родителей, согласие родителей на обследование и работу логопеда, речевая карта, направление на ПМПК, протокол на зачисление, индивидуальная программа.

Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю, индивидуальные- по циклограмме деятельности .

Коррекционный процесс строится на основе нормативно- правовых документов организации логопедической работы ДОУ : конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании» , Концепции специального (коррекционного) образования МО Ростовской области, Типового положения ДОУ, Типового положения о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Создана единая коррекционно- развивающая среда, максимально направленная на преодоление речевых нарушений у детей.

Помимо этой работы проводится кружковая работа, которую посещают дети по запросу родителей раз в неделю. На эту работу также составлен план, ведется журнал посещаемости.

1.2. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками) .

Результаты работы учителя -логопеда по коррекции (развитию)

устной речи обучающихся (воспитанников)

год Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)

Развитие звукопроизно-шения Развитие словаря Развитие грамматичес-кого строя языка Развитие связной речи Развитие коммуникатив-ных умений и навыков

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

2011-1012 24 92.3 26 100 26 100 26 100 26 100

2012-2013 28 90.3 29 93.5 31 100 31 100 31 100

Результативность работы по коррекции речи за два учебных года (2011-2012, 2012-2013) отражена в годовых отчетах, протоколах на выпуск ПМПК, диагностических картах.

К концу каждого учебного года развитие грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений и навыков выходит на 100% уровень, развитие словаря воспитанников в 2011-2012 уч. году пришло к норме, а в 2012-2013 году у одного воспитанника не соответствовало возрастной норме, что обусловлено индивидуальным развитием данного ребенка и его наследственными факторами.

К конце учебных годов звукопроизношение не соответствовало норме в 2011-2012- у двух человек; в 2012-2013 –у 3 человек. Несмотря на систематическую коррекцию, у этих воспитанников остались искажены некоторые звуки, что обусловлено тяжестью речевого дефекта именно этих воспитанников.

2. Результаты деятельности учителя -логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

обращений

Год Педагогов и специалистов ОУ Родителей или законных представителей

2011 9 64.3 28 100

2011-2-12 10 71.4 26 100

2012-2013 10 62.5 31 100

2011 год указан в таблице отдельно, так как в данном детском саду я работаю с марта 2011г. На 2011 год количество педагогов в саду составляло 14 человек. В 2011-2012 учебном году, педагогов и специалистов в саду -14 человек. В 2012-2013 уч. году пед. состав увеличен до 16 человек.

Консультации для специалистов и воспитателе й проходили как в групповой форме (на педсоветов и педчасах, так и в индивидуальном порядке, по запросу воспитателя или специалиста.

Темы консультаций :

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.

Работа с родителями консультативного характера проводилась в 100% объеме. Это и групповые консультации, и индивидуальные консультации, в форме буклетов, выступления на родительских собраниях.

Темы :

Этапы формирования детской речи.

Речевая азбука для родителей младших дошкольников.

Игры на кухне.

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми.

Когда следует идти к логопеду.

Четвертый год жизни. Развитие речи.

2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя -логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)

Направление

деятельности 2011-2012 2012-2013

Просвещение в области речевого развития детей Выступления на МО района Выступление на педсовете на начало года. Доклады МО в течении года.

Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи Выступления на педсовете в начале года Консультация, и рекомендации воспитателям логопедической группы по индивидуальному подходу к воспитанником и единству используемых методик.

Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.) Участие в ПМПк ДОУ. Составление пакета документов. Индивидуальных программ. Участие в работе ПМПк ДОУ. Составление индивидуальных программ развития.

Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами) Консультации для детей не посещающих ДОУ Сопровождение практики студента 4 курса ЮФУ логопедического факультета Марковой Е. С. С составлением программы практики и рекомендаций по её проведению, на базе нашего ДОУ.

В основе коррекционной коррекционной работы лежит понимание прямой зависимости эффективности диагностической, корреционной и профилактической работы с детьми от уровня профессионального мастерства, специальных знаний и умений всех участников коррекционно образовательного процесса. Поэтому этой работе уделено достаточное внимание.

3. Результат деятельности учителя -логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.

В 2013 году разместила свое электронное портфолио на образовательном проекте сайт. о чем есть свидетельство (приложение) .

Там же участвовала в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект занятия» , где представила конспект занятия логопедического кружка «Чудо- дерево» , за октябрь (сертификат в приложении) . «Лучший сценарий праздника» Конспект комбинированного развлечения к Дню матери «Рядом с мамой –хорошо!» , за ноябрь (сертификат в приложении) .

Также участвовала в интерактивном конкурсе «Магист» - «Лучший конспект занятия» .

Являюсь членом творческой группы ДОУ. Участвовала в работе адаптационной группы ДОУ. Разработаны и проведены занятия в этой группе в период с февраля по май 2013 года. (конспекты в приложении)

4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик, в том числе информационных технологий

В своей работе использую современные образовательные технологии :

Информационные компьютерные технологии.

Результаты использования Информационные компьютерные технологии- положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованно повышает мотивацию к обучению, увеличивает концентрацию внимания, развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля , умение самостоятельно приобретать новые знания.

Технология проблемного обучения.

Помогает усвоить способы самостоятельного приобретения знаний , умений, навыков, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка способствует овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей.

Игровые технологии Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения . Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций.

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда МАДОУ №13 «Ромашка»

Мусиной Эльмиры Исмагиловны

В 2007 году я окончила Московский социально-гуманитарный институт,

учитель-логопед по специальности логопедия. Педагогический стаж 15 лет.

Учителем-логопедом работаю более 5 лет в МАДОУ №13.

В своей деятельности руководствуюсь типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ № 179 от 14.02.1997г).

Работу провожу с детьми подготовительной группы (10 детей с диагнозом ОНР-3 уровня; 1 ребёнок с ФФН). В старшей группе, 7 детей с диагнозом ОНР-3 уровня; 1 ребёнок в средней группе с диагнозом ОНР-1 уровня – ППЦНС-ЗРР.

В соответствии с речевым нарушением мною выбраны следующие программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Н.В. Нищева «Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»

Девизом моей работы являются слова Е. Щукиной:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать её поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

Ведущими целями считаю:

1. создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных

С нарушением речи;

2. подготовка детей к полноценному овладению устной письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному

общению со сверстниками, взрослыми, способствует развитию у них чувства

неуверенности и повышенной тревожности.

Основными задачами моей деятельности являются:

А) обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в

Коррекционно-речевой помощи;

Б) изучение уровня речевого развития и определение основных

Направлений и содержания работы;

В) систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом

Речевого развития;

Г) оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой

Готовности к школьному обучению;

Д) формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей

Готовности к логопедической работе и оказание им помощи в

Организации полноценной речевой среды;

Е) диагностика результативности речевой работы.

На протяжении многих лет наше учреждение сотрудничает со школой №83

Требования, предъявляемые к поступающим в первый класс, достаточно высоки: дети должны уметь читать, писать, понимать содержание прочитанного, уметь пересказать то, что прочитали. В связи с этим, наряду с коррекцией речевых нарушений, на мой взгляд, важным является обучение дошкольников элементам грамоты. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе - развитие связной речи. Анализируя совокупность результатов педагогической деятельности можно заметить, что в начале года несколько человек знали буквы, умели сливать буквы в слоги. Хотелось бы отметить, что в результате работы мои дети читают по слогам, понимая смысл прочитанного. Пишут под диктовку слова и короткие предложения, умеют списывать с доски и с книги. Умеют определять количество и последовательность слогов, находить ударный слог, определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схему слова и предложения, владеют анализом и синтезом слов, успешно с кассами.

В работе я использую программу логопедической работы по преодолению ОНР у детей авторов Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.; Нищевой Н.В., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. В основу легли теоретические положения Эльконина Д.Б. При разработке и апробировании материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Работа по ознакомлению с буквами строится по доступной увлекательной технологии. Наряду с заданиями по формированию фонематического слуха представлены упражнения по обучению навыкам звуко-буквенного анализа. Существенное место отводится развитию мелкой моторики, логического мышления, внимания, памяти, воображения.

Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. Очень важно творчески подходить к каждому занятию в обучении дошкольника. Заранее подбирается наглядный дидактический и прочий материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки чтения и письма, но и способствуют развитию творческого мышления, логического рассуждения. Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

В кабинете, где я провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие они есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и каждому нужно найти свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения.

К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст - самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно, заменив их на: давай поиграем. Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшее продвижение ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям.

Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.

В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала. Оформлена картотека. Постоянно слежу за новинками литературы.

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО. В течении года посещала заседания КМО, педсоветы в МАДОУ. Выступала на КМО со следующими темами: «Особенности формирования эмоциональной сферы детей с ОНР», «Сенсорное развитие младших дошкольников - основа познания мира». Показывала занятие в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Осьминог в гостях у детей», мастер класс «Сбор анамнестических сведений на ребенка с ринолалией». Выступала с видеопоказами индивидуального логопедического занятия при ринолалии в послеоперационном этапе: «Дифференциация звука Ш-Ж» и массажа из опыта работы: «Массаж при ринолалии».

Провожу обследование в начале и в конце года, анализирую полученные данные. Анализ диаграмм показал, что уровень речевого развития детей существенно повысился. Если на начало учебного года по результатам обследования преобладающим был средний уровень, доля которого составляла 81%, а высокого уровня не было совсем, 11 % детей был с низким уровнем, то в конце года детей с низким уровнем речевого развития составил 2%, со средним уровнем – 90 %. Количество детей с высоким уровнем речевого развития составил 8 %.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале года провожу дни знакомств, пытаюсь как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий, не делаю дальних прогнозов, так как из практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работы пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая помощь.

Итогом первого этапа работы является родительское собрание, на котором я «рисую» общий портрет группы, рассказываю о том, чем будем заниматься в течении учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. В перспективном плане выделена отдельной графой работа с родителями на учебный год. Цель – повысить интерес родителей к коррекции речи детей.

Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В логопедическом уголке размещены материалы, из которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:

Развивая мелкую моторику – развиваем речь детей

О чем говорить c ребенком в семье

Обогащение словаря в домашних условиях

Вот некоторые темы для консультаций для родителей:

Правила работы в домашней тетради;

Речевые нарушения и причины их возникновения;

Советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи;

Игра – лучший помощник в занятиях;

Нужно ли спешить с обучением в чтении?

Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития.

Ежегодно провожу открытые занятия для родителей на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года проводятся открытые мероприятия.

Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.

Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

Практически все они читают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;

Отмечают, что занятия приносят реальный результат;

Замечают значительные улучшения в речи детей;

Не видят необходимости что-либо менять в работе логопеда.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности воспитателей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку они закрепляют навыки и умения, полученных на коррекционных занятиях.

Наш коллектив постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Воспитатели получают различную консультацию:

Комплексы артикуляционных упражнений,

Формирование графических навыков,

Развитие слухового внимания,

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Количество детей с нарушением наглядно-образного мышления имеет тенденцию к значительному росту. Это нарушение поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики, комплексной (психологической и логопедической) коррекции наглядно-образного мышления у детей, актуально на современном этапе развития логопедии. Речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка, существенно перестраивает его.

Начиная заниматься с ребенком, начинаешь эксперимент, но не в лаборатории, а в реальной жизни. У меня живой материал, и здесь не может быть ошибок, так как дети, повзрослев, никогда не станут детьми для того, чтобы можно было все исправить.


В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди обучающихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.

Необходимым условием гармоничного развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Умственное и речевое разви-

тие ребёнка тесно связаны между собой.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности ребёнка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.

Методической темой образовательного учреждения, в котором я работаю - является «мастерство учителя - залог качественного образования и социализации обучающихся».

Повышение эффективности и качества обучения учащихся школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Основная цель моей педагогической деятельности – максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся (коррекция отклонений в развитии устной речи и профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи). Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

1) обследование речи учащихся (сентябрь – стартовая диагностика,

январь – промежуточная, май – итоговая);

2) разработка и реализация системы работы по коррекции нарушений

речи у учащихся;

3) проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций;

4) консультирование педагогических работников и родителей по примене-

нию специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим

отклонения в речевом развитии.

5) самообразование, самосовершенствование профессиональной деятель-

ности.

Логопедическая работа в нашем общеобразовательном учреждении состоит из трёх основных блоков: диагностический (комплексное обследование устной и письменной речи обучающихся); коррекционный блок (система организации коррекционного обучения); блок профилактики и консультирования (работа по предупреждению появления вторичных нарушений, консультирование родителей, педагогов).

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо своевременное и качественное обследование с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи. Для этого в нашей школе организована социально-психологическая служба, одним звеном из которой, является функционирование школьного психолого-педагогического консилиума. Инициатором организации школьного ПМПк, и его председателем являюсь я, на протяжении двух лет. Положительным в организации данной службы считаю, что при поступлении ребенка в школу, испытывающего какие-либо трудности в обучении, педагоги и специалисты после качественного обследования, совместно, составляют план коррекционной работы с данным учеником, выявляют его сохранные и нарушенные стороны и комплексно, преодолевают имеющиеся недостатки.

Для обследования детей мною апробировано много методик, остановилась я на методике Фотековой Т. Ахутиной Т. « Нейропсихоло-гическая диагностика речевой патологии у детей».

Данная методика очень объемная, но точно определяет результаты обследования, так как по речевому профилю обследуемого можно видеть сохранные стороны речевого развития, и нарушенные. Для диагностирования устной и письменной речи младших школьников я использую упрощенный вариант данного исследования устной и письменной речи. В сложных случаях, при обследовании детей со сложной структурой дефекта использую полный вариант методики. На каждого ребенка нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении заводится индивидуальная карта развития, в которой отражаются результаты обследования специалистами (логопед, психолог, меработник, педагогические характеристики), составляется индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на год.

После обследования устной и письменной речи комплектую группы, подгруппы для организации логопедических занятий. Используя системы коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Н.Н. Яковлевой, С.А. Лагутиной, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Е, В Мазановой, М.А. Поваляевой и др.) для каждой группы (ФФНР, ОНР, Смешанная форма дисграфии) составляю авторские рабочие программы, ориентируясь на индивидуальные и потенциальные возможности моих воспитанников, ежегодно внося коррективы в содержание программы. Так как в нашем районе существует только один логопункт на базе ДОУ, то большинство дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, лишены данных услуг. Поэтому при поступлении в школу почти 49% обучающихся первых классов, имеют мономорфные и полиморфные нарушения произношения. На каждого ребенка составляю индивидуальный план работы по коррекции произносительной стороны речи.

В своей работе опираюсь на знания основ теории общей и специальной педагогики, общей и возрастной психологии, физиологии, методик коррекционной работы с детьми, имеющими речевые недостатки, а также на личный опыт.

Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода (Л.Г. Петерсон). Использование деятельностного метода на логозанятиях изменило обычный ход занятия, тему которого определяют мои ученики. Широко использую прием создания проблемной ситуации, требующей освоения нового знания, что позволяет повысить интерес обучающихся к изучаемой проблеме и добиться высоких результатов и способствует формированию личности ребёнка.

При работе с детьми по коррекции речевого дефекта всегда приходится нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению данных задач помогает использование здоровьесберегающих технологий:

А) кинезиологические упражнения (А.Л. Сиротюк) кулак-ребро-ладонь, ухо-нос и др.;

Б) логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

(рассказывание стихотворений с движениями); элементы су-джок терапии.

В) пальчиковые игры (сочетание упражнений по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями);

Активно использую как на групповых, так и на индивидуальных занятиях оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, артикуляционная и дыхательная гимнастика). Полезен в работе с логопатами прием психотерапевтического воздействия (релаксации, использование формул внушения правильной речи).

Наряду с общепринятыми методами и приемами активно использую в своей работе - игровые технологии.

Игровые технологии, представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, расширению словарного запаса и развитию связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. Одной из эффективных форм проведения итоговых логопедических занятий является применение игровых технологий. К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «КВН». В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление. Именно на таких занятиях ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности, самоутверждается.

Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В своей работе использую презентации как на групповых (на этапе дифференциации звуков, в ходе работы по развитию связной речи), так и на индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях, с целью повышения уровня мотивации к логозанятиям и развития мыслительных операций, психических процессов использую готовые диски: Кирилл и Мефодий « Начальная школа. Обучение грамоте»; « Учимся думать. Сборник игр, развивающих навыки мышления», « Баба-Яга учиться читать» и др.

С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей-дисграфиков, имеющих, в связи со спецификой речевого расстройства серьёзные трудности в усвоении школьной программы. Данная тема: «Нарушения письменной речи у младших школьников» стала темой самообразования, над которой я работала в течение пяти лет (2006-2011 год). Отправной точкой своей трудоемкой работы было изучение уровня развития письменной речи у обучающихся начальной школы и разработка эффективных приемов и упражнений, корригирующих письменную речь. Результаты исследования письменной речи младших школьников и анализа традиционных подходов в коррекции вышеуказанных нарушений отражены в исследовательской работе на тему: « Нарушения письменной речи у младших школьников МОУ КСОШ №1». В своей работе я отразила данные диагностики письменной речи обучающихся 2-4 классах, проанализировала типы ошибок и основные виды нарушений письма. Всего было обследовано 152 обучающегося, для определения уровня развития письменной речи было проведено: комплексное групповое обследование письменной речи (письменный срез); анализ текущих письменных работ (тетрадей); изучение школьной документации (личные тетради, журнал успеваемости, анкетирование и беседы с учителями по русскому языку). Результаты письменных срезов показали, что в письменных работах учащихся наблюдались все виды специфических ошибок. Большую часть составили ошибки акустического характера (2-3 класс), в 4 классе - дизорфографические; на втором месте - ошибки синтаксического характера; на третьем месте - ошибки дизорфографического характера; на четвертом месте - ошибки оптико-пространственного и синтаксического характера .

При индивидуальном логопедическом обследовании (некоторых обучающих, имеющих наибольшее количество ошибок в письменных работах) были выявлены такие недостатки как: несформированность фонематического восприятия, недоразвитие пространственного восприятия, нарушения звукопроизношения; недоразвитие зрительного восприятия.

Анализ письменных работ учащихся 2-4 классов МОУ КСОШ №1

Работая с детьми – дисграфиками, приходится творчески подходить к своей работе, комбинируя и адаптируя различные методики. Поэтому используя традиционные системы коррекционных работ (Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Н.Н. Яковлевой, Е.В. Мазановой) разнообразила свою работу использованием нейропсихологических приемов при коррекции дисграфии (А.Е. Соболева). На каждом занятии использовала одно или несколько таких упражнений как: « Графические рисунки», « Письмо букв на ладошке, на спине, в воздухе». Для расширения поля зрения использую разнообразные цветные таблицы. Кроме того использую такие упражнения: « Словесный куб»; « Арабское письмо»; « Древнерусское письмо»; « Шифровщик»; « Магазин» и др. Использую специальную методику работы над ошибками (работа учащегося предлагается в печатном варианте + дается памятка « Алгоритм работы над ошибками»).

С целью изучения эффективности использования специфических приемов в коррекции дисграфии проводилось экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 учеников третьих классов, зачисленных на логопункт в группы с речевым заключением: смешанная форма дисграфии. Для изучения состояния процесса письма в начале и в конце учебного года детям был предложен диктант, соответствующий всем требованиям. В результате анализа было установлено, что почти в каждой работе наблюдались все виды специфических ошибок. Большую часть составили ошибки фонематические, на втором месте ошибки языкового анализа и синтеза, на третьем месте - аграмматические, на четвертом - оптические. В таблице дан сравнительный анализ количества ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Сравнительный анализ количества специфических ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Виды специфических ошибок

Начало учебного года

Конец учебного года

Ошибки фонематические

Ошибки языкового анализа и синтеза

Аграмматические ошибки

Оптические

Проанализировав письменные работы младших школьников в начале и конце учебного года, можно сделать вывод о значительном улучшении состояния письма третьеклассников, и о том, что систематическое использование нейропсихологических приемов направляет процесс коррекции письма по эффективному пути обучения и развития школьников.

Использование таких приемов на занятиях предусматривает развитие всех необходимых функций, особенно произвольности, и одновременно достигается развивающая цель. В процессе занятий младшие школьники вырабатывают умение следовать правилам, развивают речь, воображение, пространственные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление все, что необходимо для овладения русским языком.

При организации логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи опираюсь на онтогенетический принцип, принцип обходного пути, учета индивидуальных особенностей воспитанника. Использую специфический метод коррекции - двигательно-кинестетический; наглядные (презентации, мнемотаблицы).

Коррекционная работа тесно переплетена с воспитательной работой, которая направлена на гуманизацию педагогического процесса и личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.

Качество знаний и умений моих воспитанников стабильное и высокое, что отражено в таблицах (Приложение №3)

Зачис

лено

выпущено

Качество логопедической

работы %

2007-2008

2009-2010

2010-2011

На логопедических занятиях использую своеобразную систему оценок:

в форме эмоционального отношения; оценочного суждения; скалы достижений» (Высокий, средний, низкий уровень); отметки-символа («умник»: грустный, веселый)

Одним из важных направлений в своей работе считаю - профилактику и консультирование. Регулярно, в течение года, вне занятий организую индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, семинары-практикумы, выступления на методических объединениях и педагогических советах, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом. Так как в нашем районе кадровый дефицит специалистов - логопедов, то мною подготовлено и проведено два открытых районных мероприятия: Семинар-практикум для учителей начальной школы на тему: «Нарушения письменной речи младших школьников» 2010 год; мастер-класс для учителей Качугского района на тему: « Эффективные способы и приемы коррекции акустической дисграфии у младших школьников »-2011 год.

Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия.

В межаттестационный период (2007-2012год) показала 4 открытых заня-тия: 2007 г на районном методическом объединении учителей начальной школы - интегрированное занятие: « Литературная викторина « По страницам произведений К.И. Чуковского»; 2008 г.- на районном методическом объединении учителей начальной школы - групповое логопедическое занятие - «Дифференциация парных согласных «К-Г», «К* -Г*»; Практическое знакомство с предлогами (К, ОТ); 2010 г - групповое логопедическое занятие (для учителей начальных классов Качугской СОШ №1 на тему: « Путешествие в страну Красивой речи»; 2010 г - групповое логопедическое занятие для учителей МО социально-психологической службы МОУ КСОШ №1 на тему: «Обитатели наших лесов».

На протяжении пяти лет вхожу в состав муниципальной психолого-педагогической комиссии, за качественную подготовку документации и работу, награждена грамотой Качугского РОНО.

Большое внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности, поэтому стараюсь обеспечить свой кабинет всем необходимым. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала. Оформлена и систематизирована картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. За участие в конкурсе

«Лучший кабинет», проходивший в рамках МОУ Качугской СОШ №1 награждена дипломом третьей степени.

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа в социально-психолого-педагогической службе школы, а также активная работа в школьном ПМПк.

В настоящий момент в своей профессиональной деятельности столкнулась со следующими проблемами:1) Рост числа детей, имеющих сложную структуру речевого дефекта;2) Недостаточное техническое оснащение логопедического кабинета, социально-психологической службы в нашем образовательном учреждении;3)«Информационный вакуум» специалистов отдаленных и сельских учреждений.

Самоанализ выполнен учителем-логопедом

муниципального казённого общеобразовательного

учреждения Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Николаевой Н.В.

Директор МКОУ КСОШ №1 Татарникова Т.А.

Приложение№1

Приложение №2

  1. Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков

    А) Вставь гласную букву в начале слова: АОЫУИЭ

    Окунь, -зел, -глы, -зредка, -стров, - хнул.

    Б)Замени гласную, чтобы получилось новое слово:

    Дом-…., бак-…., вал-…, шок-….

    В) Замени в начале слова согласную, чтобы получилось новое слово:

    Точка-…., день-…,балка-….

    Г)Верни букву на место: З или С

    А_ыпанный _негом ле_ _ка_очно кра_ив.

2) Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

1.Вставь в слова парную той гласной которая ухе есть в слове:

Сан_, рук_, знам_, Ан_.

2. Вставь буквы Ы-И:

Сл_в_, пл_т_, г_р_, с_т_й

3) Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1. Запиши слова в ед. числе:

Кони-ко н ь, степи-….

2.Вставь мягкий знак, где нужно:

Стоял_ жаркий ден_.

Лос_- лес_ной жител_.

4)Оглушение звонких согласных в середине слова

1. К слову, записанному так, припиши слово так, как оно пишется:

(ношки)-…,(локти)-…,(гласки)-…,(голофка)-…

2. Запиши слова в 2 столбика: в первый –со звонкой согласной, во второй- с глухой согласной:

Кни_ка, була_ка, ча_ка, ре_кий, коля_ка…

5)Пропуск букв или недописывание слов:

    Волшебный диктант:

Наступила осень-

--------- -----.

Здоровый-

Ый

    Арабское письмо:

« !обисапС»;

6)) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
7)) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
8) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

9) Лабиринты, Графические диктанты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Канцелярские принадлежности для дисграфиков:

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

Приложение №3

Результаты коррекционно-логопедической работы

2007-2008

2009-2010

2010-2011

Всего обследовано

с 1-4 классы

83чел.

223 чел.

75 чел.

Выявлено детей, имеющих нарушения речи (зачислены на логопункт)

на группо

вые занятия

на индивид

занятия

на группо

вые занятия

на индивид

занятия

на группо

вые занятия

на индивид занятия

ОНР-12

ФФНР-9

Дисгра

фия-33

ОНР-9

ФФНР-12

ОНР-5

ФФНР-7

Дисграфия-20

ОНР - общее недоразвитие речи III уровня

ФФНР-фонетико-фонематическое недоразвитие речи

На индивидуальные занятия зачисляются дети, имеющие дефекты произносительной стороны речи.

Результаты коррекционно-логопедической работы(%)

Зачис

лено

выпущено

Качество

логопедической

работы %

2007-2008

57 (21)

36 (16)

63 (76)

2009-2010

21 (31)

14(16)

67 (52)

2010-2011

32 (17)

20 (11)

63(65)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Самоанализ педагогической деятельности

у чителя -логопеда

Николаевой Натальи Викторовны

2011 год

Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?

Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.

Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.

Сокровища Интернета

«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» . Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.

Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна» . Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.

Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.

Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда» . Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.

Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» .

Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?


Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.

Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.


Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.

В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

Как конкретно составить самоанализ логопеда?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
  • Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
  • Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
  • Каких результатов достиг логопед и дети?
  • Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики, которые используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
  • Как складываются взаимоотношения с коллегами?
  • Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
  • Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.