Алексей леонов вышел в открытый космос. Первый выход человека в космос

«Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе - на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне, как раскаленный огненный диск...»

СООБЩЕНИЕ ТАСС

18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

В СКАФАНДРЕ НАД ПЛАНЕТОЙ

Для обеспечения выхода человека в открытый космос в НПО «Энергия» был создан специальный переходной шлюз под кодовым названием «Волга». Он имел цилиндрическую конструкцию и состоял из 36 надувных секций, разделенных на 3 изолированных друг от друга группы. Шлюз сохранял свою форму даже в случае выхода из строя двух из них. Космонавт, выходящий в открытый космос, соединялся с кораблем фалом, по которому обеспечивалась связь с бортом корабля, и подавался кислород, тем не менее, на скафандре космонавта крепился дополнительный аварийный баллон с кислородом. Перед выходом Алексея Леонова в космос скафандр одел и Павел Беляев.

В случае какой бы то ни было аварии, он должен был помочь Леонову вернуться на корабль. Вся процедура выхода в открытый космос была проверена во время наземных тренировок и смоделирована в невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета. Сразу же после выхода на заданную орбиту космонавты начали подготовку к выходу в космос. Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный баллон с кислородом. Затем Леонов вышел в открытый космос. Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами.

Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос). Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Черное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещенный Солнцем.

Когда пролетали над Волгой, Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передаче Московского радио - Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С. Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. То, что подобное может произойти, было ожидаемым, но вряд ли кто-нибудь предполагал, что настолько сильно. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой — все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов Леонов сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось… Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была физическая нагрузка. По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления.

Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми в заснеженном лесу. Первую помощь они получили только спустя сутки от местных лесорубов. Вертолеты за ними прилетели только на третий день.

ЧЕЛОВЕК ВЫШЕЛ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО!

В 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:

- «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? - этот вопрос командир адресовал своему товарищу.

Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).

Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить - на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.

Беляев передал на Землю:

Внимание! Человек вышел в космическое пространство!

Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА ПОИСКОВОЙ ГРУППЫ

Мы сели втроем - Артемьев, Волков и я, не разобрав за шумом двигателя, чтобы одного высадили - Ми-1 больше двух человек не берет. Погрузили лыжи, топоры, пилы и полетели. В пути, увидев, что нас трое, летчик сказал, что не сможет зависнуть, а высадит нас в двух километрах от космонавтов. Дальше нужно идти на лыжах. Он завис над березовой рощицей; высота деревьев - 20 метров. Выбросил веревочную лестницу и сказал, чтобы мы спускались. Мы побросали груз и спустились все трое.

Неприятные были ощущения, когда прыгали с лестницы. Он показал нам направление и улетел. Поставили компас в этом направлении и хотели двигаться. Но оказалось, что лыжные крепления хорошо подошли к моим сапогам, а Волков и Артемьев были в унтах, и поэтому возникли трудности с их креплениями. Пройдя метров 100, я вынужден был дать команду вернуться и готовить место для посадки вертолета, а сам двинулся к искомому месту один.

Через некоторое время я услышал выстрелы и по ним продолжал идти. В 9:00 мы высадились, а к ним я пришел в 2:00 дня. Идти 2 км пять часов, имея первый разряд по лыжам, - это стыдно, конечно… но очень сложно: рыхлый снег глубиной 1.5 м.

Когда я почувствовал дым, увидел корабль, силы как-то прибавилось. Я подъехал. На корабле сидел Беляев и выразительным языком разговаривал с самолетом, который барражировал над ними. Я подошел. Он так безразлично на меня посмотрел сначала. Я его за ногу стянул. Он потрогал меня, а потом кинулся обниматься. Он потом сказал, что подумал, будто у него галлюцинация. «Как это так? Провожал нас и оказался здесь. Ты что, раньше нас сюда прилетел?»

Леонов был в стороне у костра. Он услышал голоса, бросился к нам. Там у них тропиночка была проделана, а сам костер был на земле. Снег протаял и как в колодце они находились. Обрадовались, стали расспрашивать. Я взял рацию у П.Беляева и доложил СП: «Беляев прибыл, все в порядке, принимаем меры к эвакуации». После этого через самолет сообщил, что в первую очередь необходима экипажу теплая одежда, спальные мешки, палатки и питание. Вскоре вертолет сбросил нам 8 «мест». Мы нашли только два. Но, к счастью, оказались спальные мешки и палатки. И стали готовить место отдыха. Космонавты были измучены. Для них эта была вторая ночь без сна. Леонов стал шутить.

…Очень хотелось пить - много сил потратил на дорогу. Я присосался к бачку с водой и выпил почти все, что у них осталось. «Вот видишь, нам есть нечего, а ты и воду отнял». Они съели все продукты, а для добывания воды приспособили контейнер от НАЗа. Вторым заходом с вертолета сбросили продукты: макароны, сухари. Я успел сказать, чтобы сделали горячую пищу. И на следующий день нам выбросили 40-литровый бачок с чаем и стали доставлять горячую пищу.

К концу дня пришла группа, которая была предназначена для эвакуации от ВВС. Пришел доктор Туманов. Развели еще один костер. У Туманова оказались таблетки мясного бульона. Мы их вскипятили, и надо было видеть, с каким удовольствием Беляев с Леоновым залпом пили горячий бульон. Я, например, не мог до этой кружки дотронуться.

Доктор их осмотрел, послушал. Леонов сразу обратился: «Нельзя ли нам погреться?». Туманов сказал, что в порядке исключения можно, конечно, налил им по полстаканчика. Они с удовольствием выпили, и мы их уложили спать. Леонов на этой металлической фляжке нарисовал Туманову место приземления вместе с кораблем и написал свои пожелания.

Когда в 1961-м Юрий Гагарин отправился покорять космос, все население планеты было удивлено и потрясено его подвигом. Следующие достижения космонавтики СССР продолжали удивлять весь мир. Всего лишь через несколько лет состоялся первый выход человека в открытый космос. Леонов Алексей Архипович был тем самым космонавтом, вошедшим в историю. Командиром экипажа корабля был Павел Беляев.

Накануне

После исторического полета Юрия Гагарина минуло четыре года. Все это время человечество продолжало наблюдать с завидным интересом за гонкой 2 сверхдержав в космосе - США и СССР. Им уже удалось отправить на орбиту несколько пилотируемых космических аппаратов. А в 1964-м руководство компартии сообщило миру, что к звездам улетели сразу три советских космонавта. Соответственно, следующим принципиальным шагом должен стать выход в открытое космическое пространство.

Тем временем оба государства продолжали заниматься своими космическими программами. К примеру, специалисты понимали, что при длительных полетах космонавту рано или поздно придется вести определенные работы снаружи космического аппарата. Также было понятно, что выполнять их будут исключительно сами пилоты. Следовательно, в срочном порядке было необходимо разработать действенную и, самое главное, безопасную систему осуществления таких работ. В советской империи этими вопросами занимался академик Королев. А тридцатилетний космонавт из 1-го отряда Алексей Архипович Леонов оказался главным и непосредственным исполнителем этих начинаний.

Для этого ученые стали усовершенствовать космический аппарат «Восход». В феврале 1965-го все работы уже были закончены... Когда же был совершен первый выход в открытый космос Леонова? Об этом мы поговорим далее.

Усовершенствованный космический корабль

Корабль «Восход-2» - это усовершенствованная версия аппарата, на котором в далеком 1964-м был совершен полет сразу трех пилотов, о чем говорилось чуть выше.

Новый же звездолет был приспособлен для полета двух космонавтов. На нем и должен был совершить космонавт Леонов выход в открытый космос. На борту была предусмотрена специальная надувная шлюзовая камера для выхода в космическое пространство. Система устройства была следующей: надувалась камера, которая уже была готова принять пилота. Когда же осуществлялась подготовка к приземлению, камера автоматически «отстреливалась», и сам космический аппарат спускался без нее.

Между прочим, весь этот эксперимент с камерой и космонавтами был довольно рискованным. Дело в том, что специалисты не успели досконально проверить работу абсолютно всех систем. За один месяц до полета беспилотный космический аппарат по ошибке был взорван. После этого инцидента С. Королев и М. Келдыш имели длительную беседу с пилотами. В итоге запланированный выход космонавта Леонова в открытый космос не был отменен.

Универсальность «беркута»

Все отечественные скафандры называли именами хищных птиц. Так, есть космический костюм «Орлан». Есть «Кречет», есть «Ястреб», «Сокол»… Первый же скафандр для выхода в космическое пространство назвали «Беркутом». Он весил порядка 40 кг. В условиях невесомости этот показатель ровным счетом не имел никакого значения. Но, однако, эта цифра давала представление о серьезности всей конструкции.

Системы скафандра были очень эффективными и при этом довольно простыми. Так, специалисты отказались от регенерационной установки, и при выдохе углекислый газ напрямую выпускался в космическое пространство.

Данный скафандр применялся один раз, когда экипаж Беляев - Леонов отправился в космос. Специалисты утверждают, что «Беркут» и поныне считается не только единственным и уникальным скафандром, но и универсальным. А универсальность заключалась в том, что он предназначен и для спасения космонавтов при разгерметизации космического аппарата, и для выхода человека в открытое пространство.

Очевидные угрозы

Наши современники прекрасно осведомлены об опасностях, которые априори могут угрожать пилоту в открытом космосе.

  1. Пилот может потерять связь с аппаратом. Так, Алексей Архипович Леонов был привязан к «Восходу-2» надежным фалом. Его длина - 5,5 м. В течение исторического выхода человека в открытое пространство космонавт неоднократно вытягивался на длину троса, а потом подтягивался к аппарату. По сути, только благодаря прочности этого страховочного фала пилот мог в действительности вернуться домой.
  2. В открытом пространстве космонавт мог столкнуться с так называемым «космическим мусором». Правда, в те времена такая вероятность была ничтожно мала. Напомним, до «Восхода-2» на орбите побывали только одиннадцать пилотируемых космических аппаратов и ряд спутников. Все они были довольно на низких орбитах и, соответственно, львиная доля обломков, которые остались после них, быстро сгорала. Таким образом, они не успевали причинить никому вреда.
  3. Разумеется, у пилота есть серьезный риск, что у него закончится запас кислорода. Скафандр «Беркут» был разработан специально для выхода в космос. У него полная автономность. Запас воздуха - 1666 л. Максимальная длительность пребывания вне аппарата - 45 минут. За это время пилот должен успеть войти в шлюзовую камеру, выйти в космос, побывать в свободном полете и вернуться в шлюз. Никакого ресурса на исправление возможных ошибок или спасение вообще не предусматривалось.
  4. У космонавта может возникнуть угроза переохлаждения или перегрева. Так, Леонову удачно удалось завершить свой выход до того, как космический аппарат попал в тень от нашей планеты. В противном случае, такие низкие температуры серьезно могли бы осложнить все действия космонавта. Кроме того, в условиях кромешной тьмы он не смог бы справиться со страховочным тросом и входом в шлюзовую камеру.
  5. В открытом пространстве космонавт мог получить определенную дозу радиации. Когда совершил космонавт Леонов первый выход в открытый космос, ему, по его словам, сильно повезло. Дело в том, что в своем выходе в пространство он лишь задевал край радиационно-опасной зоны. Когда Леонов вернулся, специалисты зафиксировали у него довольно большую дозу радиации, но это, к счастью, не привело к повреждениям здоровья.

Миссия выполнена

Дата выхода в открытый космос Леонова Алексея Архиповича - 18 марта 1965 года. Космический аппарат под названием «Восход-2» оторвался от земли с «Байконура». Как только корабль вышел на орбиту, на первом же витке надули шлюзовую камеру. Когда «Восход» уже заходил на второй виток, Леонов перебрался в камеру. После чего командир экипажа окончательно задраил люк за коллегой.

Спустя несколько минут в камере начали стравлять воздух. И еще через две минуты пилот уже решился отправиться в непознанную для него бездну - в открытый космос.

Он начал проводить эксперименты и наблюдения, которые были предусмотрены программой. Он отдалялся от аппарата на метр и возвращался. Он постоянно разговаривал по радиостанции не только с Беляевым, но и с сотрудниками наземных служб.

Через некоторое время командиру удалось подключить телефон в леоновском скафандре к передачам столичного радио. В этот момент диктор Левитан читал информационное сообщение о выходе советского человека в космическое пространство. И все население планеты посредством телетрансляции с камер аппарата могло видеть, что все-таки совершил Алексей Архипович Леонов выход в открытый космос. Он махал рукой всему миру прямо оттуда…

3001-я проблема

Выход Леонова в открытый космос мог закончиться весьма плачевно. Когда космонавты тщательно готовились к полету, они отработали три тысячи различных аварийных ситуаций. Конечно же, они нашли такое же количество решений. Однако Алексей Леонов неоднократно признавался, что в космическом пространстве по закону возникнет и 3001-я непредвиденная ситуация. И именно ее придется в срочном порядке решать. Так, собственно, и произошло.

Когда программа экспериментов в открытом космосе закончилась, Леонову приказали вернуться. Но сделать это было очень нелегко. Из-за давления в пространстве скафандр потерял свою гибкость. Кроме того, он раздулся. Иными словами, космонавт находился внутри надутого и довольно большого шара. И, соответственно, он был не в состоянии пролезть в шлюзовой люк. Кроме того, запас кислорода в «Беркуте» заканчивался. Таким образом, Леонову было необходимо принять определенное решение. Причем срочно. Сперва он хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю. Но потом осознал, что советом ему не помогут, так как он был единственным человеком, который когда-либо сталкивался с чем-то подобным.

Как бы то ни было, космонавт нашел выход из кажущейся тупиковой ситуации. В нарушение всех инструкций он стравил излишки кислорода, чтобы уменьшить размеры скафандра и головой вперед втянулся в шлюз. По большому счету, это удалось ему сделать только благодаря своей превосходной физподготовке.

После этого Алексей Архипович Леонов с колоссальными усилиями смог развернуться, задрав люк. Воздух начал поступать в камеру. Казалось, все опасности окончательно миновали...

Долгая дорога домой

Итак, борьба советского космонавта Алексея Архиповича Леонова за жизнь, к счастью, уже завершилась. Однако на борту возникла не менее серьезная проблема. Дело в том, что в кабине было зафиксировано парциальное давление кислорода. Причем оно продолжало расти и расти. И, соответственно, если в схемах приборов появится мельчайшая искра, то все это могло привести к настоящему взрыву.

Позже причина этой проблемы была выяснена. На протяжении длительного времени аппарат нагревался неравномерно, так как он был корректирован относительно Солнца. Из-за этого корпус корабля был незначительно деформирован.

Кроме того, из небольшой щели люка камеры, как оказалось, воздух улетучивался. К сожалению, советские космонавты не смогли разобраться с проблемой и поэтому с ужасом наблюдали за показаниями приборов. Однако, когда давление нормализовалось, люк захлопнулся, и угроза окончательно исчезла.

Правда, на этом неприятности экипажа вовсе не закончились. «Восход-2» должен начать приземляться после семнадцатого витка. Однако тормозная техника в автоматическом режиме почему-то не сработала. Космический аппарат несся по орбите. Членам экипажа пришлось осуществлять программу посадки в ручном режиме. Беляев смог сориентировать корабль в правильное положение, направив его в безлюдную таежную местность. По воспоминаниям командира, в тот момент он более всего боялся, что аппарат попадет в густонаселенную территорию или заденет линии электропередач.

Также была опасность приземлиться в недружественном тогда Китае. К счастью, этого не случилось.

Корабль приземлился в глухой заснеженной тайге, за тридцать километров от г. Березники, что в Пермской области.

К сожалению, космонавтов нашли не сразу. С вертолета спасатели довольно быстро обнаружили парашюты, которые повисли на ветках высоких деревьев. Но посадить воздушное судно было очень тяжело. И вытащить приземлившихся членов экипажа на тот момент не было возможности. Таким образом, на протяжении двух дней космонавты просидели в лесу и ждали помощи. При этом начались тридцатиградусные морозы.

Для утепления они использовали парашюты и скафандры. Также они разожгли костер. На утро в нескольких километрах от места приземления космического аппарата прибыл десант спасателей. Они расчищали площадку для вертолета. Кроме того, им удалось сбросить с него теплые вещи и продукты. А на канатах спустилась и группа специалистов вместе с врачом. Именно они смогли обеспечить космонавтам лучшие условия. Так, они возвели избушку, оборудовали спальные места, а на следующий день площадка для приема вертолета была окончательно подготовлена. Правда, всем пришлось пробежаться на лыжах еще девять километров, чтобы добраться до нее.

Через некоторое время на борту вертолета космонавты прилетели в Пермь. Первым делом они позвонили главе Советского Союза Леониду Брежневу. Они сообщили, что первый выход в открытый космос Алексея Леонова и Павла Беляева удачно завершен. Через день их уже встречала столица…

Заслуженная слава

Алексей Архипович Леонов оказался 15-м пилотом, который побывал в космосе. Кроме того, он считается тем человеком, который смог совершить принципиальный шаг после великого Гагарина.

Осенью 1965-го FAI (Международная авиационная федерация) официально подтвердила рекорд пребывания человека в космосе. Выход Леонова в открытый космос длился чуть больше двенадцати минут. Ему вручили престижную медаль под названием «Космос». Эта награда данной федерации считается высшей. Кроме того, командир «Восход-2» П. Беляев также был отмечен дипломом и медалью.

На родине Леонову присвоили звание Героя Советского Союза. Впрочем, заслуги советского космонавта были отмечены и многими другими наградами. Кстати, один из лунных кратеров носит его прославленное имя.

Последователи

Первый выход в открытый космос советский экипаж осуществил на 2,5 месяца ранее, чем команда астронавтов Соединенных Штатов.

Первым пилотом США, который был в открытом пространстве, был Э. Уайт. Это случилось в самом начале лета 1965-го. Продолжительность пребывания в космическом пространстве - двадцать две минуты.

А весной 2001-го соотечественница Уайта С. Хелмс побила рекорд, связанный с продолжительностью пребывания в космосе. Эта американка находилась в пространстве почти девять часов!

Безусловным рекордсменом по количеству выходов стал отечественный космонавт А. Соловьев. Шестнадцать раз ему пришлось выходить в открытый космос. При этом общая продолжительность его пребывания там составляет более чем восемьдесят два часа, что, по сути, является также рекордом.

Первым же человеком, который вышел в межпланетное пространство, был А. Уорден из США. Он являлся одним из участников знаменитой лунной экспедиции. Астронавту пришлось выйти в космос с целью перенести готовые негативы из одного модуля в другой.

Ну а первой женщиной, которая вышла в космос, была Светлана Савицкая. Ее выход в открытое пространство состоялся в середине лета 1984-го…

«Время первых»

О событиях, связанных с первым выходом человека в открытый космос, был снят фильм. Картина вышла весной 2017-го. Продюсерами проекта стали Т. Бекмамбетов и Е. Миронов в том числе. По их словам, они были вдохновлены героизмом членов экипажа «Восход-2». В результате продюсеры создали масштабную кинокартину, которая называется «Время первых». Естественно, государственная корпорация «Роскосмос» всячески поддерживала этот проект.

По сути, в этой ленте не скрупулезно восстановлены события тех исторических дней. Да и цель у продюсеров была все-таки иная. Они снимали даже не художественную ленту, они работали, скорее, над научно-фантастической картиной, в основу которой лег реальный и легендарный полёт 18 марта 1965-го.

18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле "Восход-2" (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев - командиром.

Для выхода человека в открытое безвоздушное пространство на многоместном космическом корабле "Восход" была дополнительно установлена шлюзовая камера (кодовое название "Волга"), которая имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них.

Шлюзовая камера сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически с помощью специального механизма с электроприводом, так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.

Для выхода космонавта в космическое пространство служил люк в верхней части камеры, снабженный герметизирующей крышкой, которая также могла открываться и автоматически и вручную. В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. В космосе камера надувалась. А после выхода космонавта в космическое пространство перед спуском на 3емлю основную ее часть отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде - имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы "отстрел" камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк.

Для выхода из корабля в космическое пространство был разработан специальный скафандр "Беркут" с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.

При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.
18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного. Если бы к этому времени у него не произошло вымывание азота из крови, то он бы закипел и Леонов погиб. Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза - один метр, а ширина скафандра в плечах - 68 сантиметров. С большим трудом Леонову удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами, как положено.

Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля "Восход-2" - 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду - Золотую медаль "Космос" за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле "Джемини-4" (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие - многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня - обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

50 лет назад Алексей Леонов первым в истории вышел в безвоздушное пространство.

Полвека назад, 18 марта 1965 года, советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос.

Эксперимент был запланирован в рамках экспедиции корабля "Восход-2", стартовавшего в тот же четверг с космодрома Байконур в Казахской ССР. Экипаж корабля составили командир Павел Беляев и пилот Алексей Леонов. По случаю годовщины "360 Подмосковье" подготовил пять интересных фактов об этом знаменательном событии.

Слишком много радиации

Еще во время выхода космического корабля (КК) на орбиту начались проблемы. Дело в том, что "Восход-2" из-за технической ошибки отдалился от Земли на 495 километров вместо 350 километров, как было запланировано. При этом радиационный слой, губительный для человека, находится от Планеты на расстоянии 500 километров.

Доза полученной космонавтами радиации составила 70 миллиардов рад, что почти в два раза выше, чем во время экспедиции КК "Восход-1". Если бы в этот момент рядом с Землей прошли потоки солнечного ветра повышенной интенсивности, космонавты могли бы погибнуть.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Для выхода в безвоздушное пространство сотрудники ОКБ-1 разработали скафандр "Беркут", который в отличие от современных внекорабельных костюмов не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух. В "Беркуте", предназначенном для 30-минутного пребывания в открытом космосе, Алексей Леонов пять раз отдалился от КК "Восход-2" на расстояние до 5,35 метров.

Однако когда космонавт захотел вернуться в шлюзовую камеру, он понял, что из-за разницы давления скафандр раздуло. Леонову пришлось, рискуя жизнью, снизить давление внутри "Беркута" и, нарушив правила безопасности, пробраться в шлюз вперед головой. В результате космонавту все же удалось вернуться на космический корабль.

Видеонаблюдение

В безвоздушном пространстве Леонов провел 23 минуты и 41 секунду. За историческим событием наблюдали видеокамеры, установленные на внешней поверхности КК "Восход-2". Изображение с них передавалось на Землю, кроме того, видеосъемку вел и сам космонавт с помощью камеры С-97.

Грубая посадка

Во время возвращения КК на Планету 19 марта отказала система автоматической посадки корабля, поэтому приземлять "Восход-2" космонавтам пришлось вручную. Посадка была осуществлена в незапланированном месте – в тайге, в 180 километрах от Перми. Обнаружены Павел Беляев и Алексей Леонов были лишь четыре часа спустя, а эвакуировать героев удалось лишь через двое суток, причем, чтобы добраться до посадочной площадки вертолета, космонавтам пришлось использовать лыжи.

Космическая гонка

Отечественным космонавтам удалось обогнать американских астронавтов и в этом контрольном пункте космической гонки. Представитель США Эдвард Уайт осуществил первый выход в открытый космос лишь 3 июня 1965 года. Видимо, из-за этого на советских почтовых марках, посвященных подвигу Павла Беляева и Алексея Леонова, была напечатана фраза "Триумф страны советов".

С первого выхода человека в открытый космос было совершено 729 прогулок по безвоздушному космическому пространству общей продолжительностью более четырех тысяч часов. Советский космонавт Светлана Савицкая вышла за пределы своего космического корабля 25 июля 1984 года, став первой женщиной оказавшейся в открытом космосе. Всего в безвоздушном пространстве побывали 210 человек. Рекордсменом по числу выходов в открытый космос является Анатолий Соловьев – их у него 16 общей длительностью более 78 часов.

Первым человеком, совершившим выход в космос, был дважды Герой СССР Алексей Леонов. Он находился чуть больше 12 минут вне корабля. Есть подвиги, которыми человечество в праве гордиться и этот относится именно к таким.

«Восход-2» — шаг в историю

Еще в 1963 конструктор Королев допускал возможность и понимал необходимость такого эксперимента и со следующего года подготовка к нему начала осуществляться. Прежде всего требовалось изменить конструкцию самого корабля.

Взяв «Восход-1» в качестве основания, было принято решение заменить один иллюминатор на надувную шлюзовую камеру, которая должна находиться с внешней стороны корабля, и сократить экипаж до двух человек. Таким образом произошло рождение космического корабля «Восход-2», на котором побывал первый человек в открытом космосе.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.

Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.

В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля.

Потом шли изнуряющие тренировки в условиях невесомости. Помимо это приходилось пробегать по 5 км ежедневно и заниматься плаванием.

Костюм для выхода в открытый космос

Для экипажа «Восход-2» разработали совершенно новый скафандр со звучным названием «Беркут». Он был снабжен добавочным герметичным слоем. Верх был изготовлен из нескольких слоев металлизированного материала.

Его масса увеличилась из-за ранца, который одевался на спину и был оборудован вентиляционной системой с двумя баллонами емкостью по 2 литра для кислорода. Чтобы скафандр лучше отражал солнечные лучи, конструкторы вместо оранжевого поменяли его цвет на белый.

Общий вес этого костюма был около 100 кг.

Незадолго до полета, космонавты тренировались в скафандрах. Маленькая подача воздуха приводила к тому, что при малейшем усилии человек покрывался потом от напряжения. Ко всему прочему они были громоздкими и неудобными.

Но наших космонавтов это не останавливало. Они во что бы то ни стало решили сделать реальностью первый выход человека в открытый космос.

Старт первого полета в космос

Тогда, на заре рождения космонавтики, никто не знал что ждет человека, вышедшего в открытый космос. На тот момент никаких систем спасения еще не было создано. 1965 год мог стать годом величайшего краха космической программы СССР.

И вот после трех лет подготовки, 18 марта 1965 года «Восход-2» благополучно произвел старт с космодрома Байконур.

После того, как корабль вышел на орбиту и совершил первый виток, Леонов стал готовиться.