Девять современных поэтов, чьи стихи вы должны прочитать своим детям. Девять современных поэтов, чьи стихи вы должны прочитать своим детям Анна игнатова медведь анализ произведения

Государственное областное бюджетное учреждение культуры Мурманская областная детско-юношеская библиотека Отдел информационной и справочно-библиографической работы Мурманск 2017

Государственное областное бюджетное учреждение культуры Мурманская областная детско-юношеская библиотека Отдел информационной и справочно-библиографической работы Мурманск 2017

ББК 91.9:83кр П 67 Поэт с рюкзаком за плечами Игнатова Анна Сергеевна: памятка / ГОБУК МОДЮБ, Отдел ин- формационной и справочно-библиографической работы; сост. Г.В. Рабович. – Мурманск, 2017. - 16 с. : ил. – (Наши гости). Составитель, компьютерный набор, верстка, дизайн: Рабович Галина Васильевна – гл. библиограф ОИСБР Ответственный за выпуск: Махаева Валентина Павловна – ди- ректор МОДЮБ Тираж: 30 экз. ©ГОБУК МОДЮБ 2017 2

Фрагменты биографии и творчества Анна Сергеевна Игнато- ва родилась в 1973 году в Ле- нинграде. В 1995 году окончила Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. После университета работала учителем русского языка и литературы. На творческий путь вышла совсем недавно, в 2007 году. Вышла не сама, вывели за руку хорошие люди и настоящие дру- зья. Галина Дядина, поэт из города Арзамаса, не прошла мимо первых стихов, размещенных на сайте Стихи.ру. и познакомила с детским писателем, поэтом и переводчиком Михаилом Ясно- вым, который тоже не прошел мимо, а обратил внимание, уде- лил время, послал стихи в журналы «Фонтан» и «Кукумбер». В «Фонтане» напечатали пять сказок из цикла «Ускользающие сказки» к боль- шому удивлению и огромной радости начинающей писательницы. С этого и началась творческая биография Анны Игнатовой. С 2009 года начались активные публикации в журналах, газетах и сбор- никах: «Мурзилка», «Костер», «Пионер- ская правда», «Кукумбер», «Фонтан» (Одесса), «Познайка» (Киев), «Чиж и Еж» (Санкт-Петербург), «Урал» (Екатерин- бург). 3

Совершенствовать писательское мастерство ей помогло участие в летних семинарах для детских писателей, организо- ванных Фондом С.А. Филатова в 2009 году (Старая Русса), в 2010 году (Мелихово), в 2012 году (Константиново), в 2013 году (Пе- ределкино), а также в литературных фо- румах в Липках (2009, 2010, 2013) и фе- стивалях «ДЕТГИЗа» (2009, 2010, 2011, 2012, 2014). По итогам работы на форумах Анна Игнатова была награждена издани- ем своей первой книги. Это был сборник детских стихов «О слонах, троллейбусах и принцах» (М.: «ОНИКС»), который вышел из печати в начале 2011 года. Имя писательницы было включено в каталог молодых писателей России и в сборники «Новые писатели» 2010 и 2013 годов. В декабре 2012 года Анна Игнатова стала членом Союза писателей Санкт-Петербурга. В качестве сценариста была приглашена на мультстудию «Петербург». Результатом стал вышедший в 2013 году мульт- фильм по ее сказке «Королевство М». Живет, работает и творит она в Санкт-Петербурге. Важный пункт биографии Анны Игнатовой – семья, ведь вся она – отец, муж, сын - целиком и полностью поддерживает ее в творчестве. Именно они первые читатели и критики, самые взыскательные и самые терпеливые. Сын Костя – студент, учится на театрального звукорежис- сера, является лидером рок-группы, играет на гитаре и пишет песни (слова для которых иногда сочиняет мама). Семья Игнатовых очень любит путешествовать любыми доступными способами: на велосипедах, на байдарках, на лы- жах… И у них есть своя «Песенка путешественников», написан- ная совместно мамой и сыном. Эта «Песенка…» вошла в сборник 4

«О слонах, троллейбусах и принцах» и каждый желающий мо- жет с ней познакомиться. Анна Игнатова - автор замечательных стихов, повестей, рассказов, чудесных пластилиновых книг для детей самого раз- ного возраста. Ее творческий путь только начат. Пусть он будет долгим, плодотворным и увлекательным. Что еще кроме литературного творчества любит Анна Иг- натова: «Я люблю лепить из пластилина и путешествовать. Люблю ориентироваться ночью в лесу и находить КП. Люб- лю, когда вечером мы все вместе садимся пить чай с яблоч- ным пирогом. Люблю собирать грибы, особенно в бору. Люб- лю, когда Сергей Махотин и Михаил Яснов говорят на лите- ратурном семинаре, что я делаю успехи. Люблю кататься на горных лыжах. Люблю смотреть мультфильмы. Очень люблю наш питерский театр Комедии имени Акимова. Люб- лю и часто перечитываю «Мастера и Маргариту». Люблю гостей и праздники. Люблю, когда смеются в унисон. Люблю читать сыну перед сном. И очень люблю, когда мой сын бе- рет с полки новую книгу, сам». 5

Литературные успехи 2012 год - лауреат Международного поэтическо- го конкурса имени Ренаты Мухи, первое место в номинации «ВСЯКОговорки»; 2012 год - финалист Международной детской ли- тературной премии В.П. Крапивина за повесть «Верю – не верю»; 2012 год - повесть «Верю – не верю» вошла в де- сятку лучших российских книг на конкурсе «Книга года: Выбирают дети». 6

Произведения Анны Игнатовой В лес за рифмами: [стихи для детей] / [худож. Екатерина Посе- цельская]. - СПб. : Детское время, . - 42 с. : цв. ил. Вектор Пластилина: повесть: [для младшего и среднего возраста] / пластилиновые ил. авт. - СПб. : Детгиз, 2013. - 70, с. : цв. ил. Целый мир умещается на ма- леньком столике. Может ли такое быть? Может! Если весь мир вы- леплен из пластилина! Иллюстрации к книге - работы самого автора, который даёт всем желающим практические советы по занятиям леп- кой. Верю - не верю: [повесть: для читателей старше10 лет]. - М. : Акви- легия-М, 2016. - 283, с. - (Долина чудес). Главный герой Алёша попада- ет в удивительный мир, люди кото- рого не умеют лгать, не умеют да- же выдумывать или фантазиро- 7

вать. Нелегко им с Алешей, да и Алеше с ними непро- сто. Когда он решил соврать просто ради шутки, случилась настоящая трагедия. Во второй части книги история разворачива- ется с точностью до наоборот. Уже не Алёша, а его подруга из правдивого мира, оказывается в нашей реальности, в самой обычной средней школе… Как хорошо уметь читать! : второй литературный фестиваль "Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА", 11-13 ноября 2010, Санкт-Петербург: [стихи, рассказы, пове- сти, сказки для детей]. Вып.2 / [сост. М.Д. Яснов, С.А. Махотин]. - СПб. : Детгиз, 2010. - 238 с. : ил. – Игна- това А. «Ах, как надоело солидно молчать!»: стихи. – С. 120-123. Как хорошо уметь читать! : третий литера- турный фестиваль "Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА", 17-19 ноября 2011 Санкт- Петербург: [стихи, рассказы, повести для детей. Вып.3 / сост. М.Д. Яснов, С.А. Махотин, А.Ю. Насонова]. - СПб. : Детгиз, 2011. - 303 с. : ил. – Игнатова А. Срав- нить пирата и принцессу: стихи. – С. 76-82. Как хорошо уметь читать! : четвертый литератур- ный фестиваль "Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА", 15-17 ноября 12012 года: [стихи, рассказы, повести, 8

сказки для детей]. Вып.4 / [сост. М.Д. Яснов и др.]. - СПб. : Детгиз, 2012. - 391 с. – Игнатова А. Вектор пла- стилина: повесть. – С. 177-227. Королевство М: [большое пу- тешествие: повесть-сказка: для младшего школьного возраста] / ху- дож. Анна Вотякова. - СПб. : Гриф, 2012. - 73, с. : цв. ил. На страницах книги удиви- тельным образом размещается це- лое королевство: с дворцом, баш- ней, Северными и Южными воротами и со всем его населением в придачу. С немного смешным, но очень важным королем, милой и изящной королевой, ма- леньким принцем, храбро сидящем на настоящем тиг- ре. И все они отправляются в Большое путешествие! Мы играли в паповоз: [стихи] : [для дошкольного возраста] / [сост. Р. Данкова; худож. А. Гардян и др.]. - М. : Оникс, 2012. - 47 с. : цв. ил. - (Детская библиотеч- ка). – Игнатова А. Что ты видишь? – С. 23. О слонах, троллейбусах и принцах: [стихи]. - М. : Оникс, 2011. - 96 с. : цв. ил. - (Лучшее - детям) (Библиотека дет- ского чтения). 9

Первое апреля: смешные рассказы / худож. В. Трубицын]. - М. : Аквилегия-М, 2014. - 215, с. : ил., л. цв. ил. - (Школьные прикольные истории). – Игна- това А. [Рассказы]. – С. 139-162. Из содержания: По Пришвину; Летняя версия; До- говор; Вишневый пирог; Для души; «Ты художник, Коля!» Про животных: маленькая энциклопедия [в по- знавательных рассказах] + стихи, загадки, пословицы и поговорки: [для дошкольного и младшего школьного возраста] / [авт. рассказов Р. Пушкина; авт. зоостихов: Л. Яхнин, Т. Белозеров, А. Усачев и др.; сост. Р.Е. Дан- кова]. - М. : Оникс-Лит, 2014. - 47 с. : цв. ил. – Игнато- ва А. Покормите белку зимой. – С. 7. Ураган в подарок: [повесть]. - М. : Аквилегия-М, 2014. - 190, с. - (Современная проза). Повесть о том, что даже са- мый заклятый неудачник может быть примером для подражания, а лучший подарок - не айфон или планшет, а ураган, который изме- нит вашу жизнь, характер и чув- ства. 10

Эффект 3D: [приключенческая повесть: для читателей старше 8 лет]. - М. : Аквилегия-М, 2014. - 204, с. Лиде от рождения дан уни- кальный дар – возможность читать с эффектом 3D: она «заныривает» в текст книги и живет в произведе- нии… * * * Калейдоскоп: рассказ // Октябрь. - 2016. - № 10. - С. 153-157. Медведь: рассказ // Октябрь. - 2016. - № 6. - С. 70-72. Вишневый пирог: [рассказ] // Костер. - 2011. - № 4. - С. 5-8. - (Новые имена) [Подборка стихов] // Библиотека в школе. - 2010. - № 19. - С. 27-28. 11

О творчестве писателя Станиславская Е. Увлекательный радост- ный мир: стихи Анны Игнатовой / Е. Станислав- ская // Дошкольное вос- питание. - 2017. - № 2. - С. 38-42. Ремез А. Анна Игнатова / Анна Ремез // Библио- тека в школе. - 2012. - № 9. - С. 35-36. О книгах Анны Игнатовой "Королевство М" и "Верю - не верю". Мяэотс О. Поэт с рюкзаком за плечами / Ольга Мяэотс //Библиотека в школе. - 2010. - № 19. - С. 26-28: фот. О поэзии Анны Игнатовой. Поэтесса о себе. Стихи из её книги "О слонах, троллейбусах и прин- цах". 12

Интернет-ресурсы Игнатова Анна Сергеевна [Электронный ресурс] // Союз писателей Санкт-Петербурга. – (http://www.pisateli- spb.ru/writer-157.html) . Дата обращения 20.11.2017. Игнатова Анна [Электронный ресурс] // Стихи.ру. – (http://www.stihi.ru/avtor/anna1973). Дата обращения 20.11.2017. 13

«Почему я пишу для детей? Нет, я не пишу специально для детей. Я просто пишу так, как хочу и о чем хочу. А если это нра- вится детям, я им очень за это благодарна». Анна Игнатова Посвящается Коту: «Я царь зверей, я лев лохматый. Сейчас как дам кому-то лапой!» Первая проба пера 6-летней Ани Игнатовой. 14

Мария Галина
МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION
обзоры

МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

ДРАКОНЫ, ЗВЕЗДОЛЕТЫ И, КОНЕЧНО, МЕДВЕДИ

Попытка собрать целевой «фантастический» номер, предпринятая журналом «Октябрь» (2016, № 6) не то, чтобы уникальна — несколько лет назад примерно то же самое проделывало «Знамя» (правда, там за фантастику брались в основном, так сказать, мейнстримовцы), а «Новый мир», опять же несколько лет назад, тащил этот воз на протяжении целого года. Но что да, то да — и в «Знамени», и в «Новом мире» были параллельно и другие материалы, скажем так, нефантастические. Так что опыт «Октября» можно считать чистым. Или почти чистым. Почему, будет видно дальше.

Уже сама обложка обозначила себя словосочетанием «Новая волна». Надо сказать, фантасты вообще этот термин очень любят, и потому у нас что ни волна, то новая — только на постсоветском пространстве над нашими головами прошумело несколько, начиная с «четвертой» и нелогично закончившись «цветной», но вот опять новая же, нет? Тут есть некоторая заковыка.

Дело в том, что причислить очень хорошего, возможно, лучшего нашего подросткового писателя Эдуарда Веркина к «новой волне» современной фантастики — это со стороны составителей, что называется, bold . Равно как и причисление к этой самой волне сравнительно давно работающего в жанре, получившего несколько жанровых премий и уже ведущего свои мастер-классы Владимира Аренева (Веркин, кстати, тоже лауреат нескольких премий — причем именно в области детской литературы). Если не считать настроенческого и несколько сюрреалистического мини-рассказа Анны Игнатовой про говорящего медведя, что, видимо, уже тренд, две повести этих авторов и составляют прозаический корпус журнала — показательно, что обе, что называется, «для среднего и старшего школьного возраста». Повести, достойные и чтения, и подробного и внимательного разбора, но тенденция обозначена составителями номера. Фантастика — это что-то для подростков. И про подростков.

Впрочем, сами авторы повестей — своими текстами — опровергают это как могут. Крапивинская по настроению и интонации повесть Эдуарда Веркина «Звездолет с перебитым крылом» пронизана, как теперь говорят, пасхалками — отсылками к золотому фонду советской фантастики, которые подросток вряд ли способен считать. К тому же она имеет отчетливо ностальгический привкус. Золотистая дымка прошлого. Тихий печальный флер. Что пройдет, то будет мило .

Для загадочных и таких притягательных для местных скучающих подростков двух пришельцев, тоже подростков, но подростков-суперменов, ловких, красивых сильных, знающих, тренированных — что там еще? — истинных «людей Полдня», как поначалу думается, этот — сонный и, в общем, безрадостный мир «глубокого застоя», долгого олимпийского лета 80-го кажется чуть не раем; пустые прилавки провинциальных магазинов — скатертью-самобранкой; подростковый велосипед — чудом (бластеры у них есть, но это для другой, взрослой, жестокой и страшной жизни).

Неизвестно, вправду ли пришельцы прилетели на звездолете. Девочка-супервумен Анна поет песню о звездолете с перебитым крылом, о звездолетчике, который на каждой подвернувшейся ему жилой планете покупает всего одну-единственную пачку сигарет — чтобы было куда и зачем лететь дальше (и сама покупает такую пачку сигарет, не важно каких, просто сигарет), но песня — это всего лишь песня. Хотя, возможно, звездолет и был (по крайней мере было нечто, оставившее выжженную поляну). А быть может, это была машина времени. Скорее все же машина времени. Не важно.

Важно, что именно их, остраняющим взглядом (вдобавок пропущенным еще через дополнительную призму, через взгляд рассказчика-подростка) мы видим последние мирные дни Империи, ее золотое, клонящееся к закату (такое скудное, такое печальное, со всем этим дефицитом, привычной нищетой и безнадежностью) лето — в конце концов приведшее там, за пределами повести, к такому страшному, еще более скудному, еще более безнадежному будущему. Будущему, где дети не умеют ездить на велосипеде, потому что не знают, что это такое, но умеют убивать — быстро и эффективно — и знают, что такое бластер . Будущему, где даже засохшее печенье из сельпо кажется лакомством. Будущему, где у златоглазой красавицы Анны руки в келоидных рубцах и непонятных шрамах — словно бы кто-то выгрызал куски мяса.

Подростки вообще обладают удивительно зорким зрением, они видят то, что в силу самых разных причин отказываются видеть взрослые (недаром в повести есть оммаж культовой, но, кажется, увы, только в посвященных кругах, повести Александра Мирера «Главный полдень»). Они уже способны понимать взрослые конфликты, чуять подводные течения и тихие токи взрослой жизни, но еще не готовы принять их как данность. У них-то самих, когда они совсем вырастут, будет все не так, не как у этих унылых старших. Подростки, конечно, не всегда такие уж нон-конформисты, но стать похожими на этих ? Уж извините.

Вот и Марта из романа Владимира Аренева «Порох из драконьих костей» — обычная девушка накануне своего восемнадцатилетия (по поведению и психологии ей и ее сверстникам-одноклассникам, пожалуй, лет пятнадцать, не в упрек автору, но так, к слову), терпеть не может домашний унылый быт, а заодно мачеху, которая спуталась с егерем («егерь» тут немножко не то, что у нас), пока отец уехал на заработки вроде бы водителем в сопредельную страну. Мачеха, кстати, оказывается не такой уж плохой, особенно в полной версии романа (роман в «Октябре» печатается в сокращении), хотя с егерем и правда спуталась — но вот вернувшийся из ближнего зарубежья отец вроде бы не возражает. И вообще он вернулся какой-то странный, и руки у мачехи в странных незаживающих ранках после его возвращения, и шея тоже.

Обычная-то Марта обычная, но, как и положено в фэнтези, у нее дар — «заговаривать» драконьи кости, которые в выдуманном мире Аренева копают так, как у нас примерно копают черные археологи — незаконно, поскольку из костей делают что-то вроде наркотика. Впрочем, судя по тому, как разворачиваются события в романе, кости дракона — это чистое, беспримесное зло — и никакого, кстати, сопутствующего кайфа. Но «копательная» линия, которая, собственно, и движет сюжетом, — с ее конфликтами, интригами и тайнами — не так важна, как бэкграунд. Точь-в-точь как в предыдущей повести, разве что у Веркина бэкграунд до последней черточки реален, а здесь вроде бы выдуман — условное квазигерманское… ну, пожалуй, графство. Но школьники тут пишут патриотические сочинения, воспевая богатую историю страны и былое имперское величие; в учреждения приходят какие-то странные циркуляры, и еще недавно смелые и добрые преподаватели начинают робеть и отводить глаза; подростков, выпускающих любительскую газету, вдруг ни с того ни с сего начинают щучить за «распространение непроверенных слухов»; за кордон ездить в отпуск настоятельно не рекомендуют, поскольку это вредно для здоровья; а доступ к информации в интернете (да-да, тут есть интернет) последним указом ограничен парой последних лет. К тому же оказывается, что возвращающиеся из сопредельной страны трудяги мирных (исключительно мирных!) профессий ведут себя как-то странно, а по темным улицам провинциального городка ночью начинают шастать странные тени, и люди погибают, ну да, тоже странно.

Аренев — автор, который сознательно играет с культурным наследием, но вампиры и ожившие мертвецы здесь не грозные экзотические сущности, а унылая бытовуха, и это, пожалуй, главная фишка романа. Ну да, приходится мачехе Марты жить с оживленным державной волей мертвецом (мы же там не воюем, а значит, убитых быть не может!), ну протирает она ранки спиртом, ну оставляет отец Марты на простынях и покрывалах кровавые пятна, ну падали когда-то на землю драконы, а у низкорослого Правителя на голове поверх черного парика пробиваются три золотых волоска… Марте не очень до того, она влюблена — как положено, в красавца господина Вегнера, нового учителя ОБЖ, ненавидит злыдню-мачеху и наглеца-егеря, любит отца (даром что вернулся какой-то чудной). У нее свои проблемы — как сбыть откопанные драконовые кости, чтобы накопить денег и уехать учиться в столицу, подальше от унылой скуки и бытовухи . У нее друзья, у друзей свои проблемы… А что любимую собаку приятеля взяли доить вне сезона , после чего она стала вести себя не так, ее пришлось усыпить, ну да, ну бывает, хотя да, странно, конечно, поскольку раньше ведь брали только в сезон .

Роман Аренева вошел в короткий список детской литературной премии «Книгуру», Эдуард Веркин — трижды лауреат хорошей, но прекратившей свое существование премии «Заветная мечта». Словом, тренд «Октябрем» обозначен. По крайней мере в прозе.

Впрочем, есть еще и критика. И вот тут происходит нечто в высшей степени забавное. Критическая подборка, представленная составителями номера, и его прозаический контент, скажем так, радикально не совпадают. Показательно, что ни в одной из статей Веркин не упоминается вообще — даже в статье Дарьи Зарубиной, посвященной вроде бы подростковой фантастике (зато обильно упоминается коммерчески успешный Ник. Перумов). Что же до Аренева, то он упоминается в статье Василия Владимирского, посвященной как раз конфликту между фантастикой «поточной», «сериальной» и фантастикой «неформатной», — понятно, что именно как представитель неформата.

Такое несовпадение объясняется, пожалуй, тем, что современная фантастика в массе своей жанр эскапистский и инфантильный — но «взрослый». Что, на самом деле грустно — я имею в виду ее инфантильность, — но что выросло, то выросло. Подростковая фантастика, подростковая литература — лишь одна его составляющая, хотя по каким-то невнятным мне причинам в корпусной части оказалась представлена именно она (этот самый «Медведь» не в счет). Даже обширная, с методическим уклоном статья Аи Эн «Как мы спасали Ивори» посвящена опыту работы с подростками по созданию совместных миров. Как результат, остальные материалы критического корпуса оказались, скажем так, герметичны — развернуты в сторону фэндома, регулярного потребителя фантастики. Тогда как обе повести, говоря метафорически, развернуты наружу — к стороннему читателю (причем читателю «подростковой» литературы, ну ладно). Лично мне остается только надеяться, что этому самому стороннему читателю будет интересна вдумчивая статья Сергея Шикарева «Высокие волны, тихие заводи» — как раз о «фантастических волнах», подробно останавливающаяся на «цветной волне» (из каковой статьи, собственно, видно, что никакой другой «новой волны», появление которой задекларировано на обложке, не существует). Или остро-публицистическое сообщение Василия Владимирского «Российская фантастика и алхимия обновления»: об эволюции фантастики на постсоветском пространстве, о противостоянии «массовой», проектной, «формульной» фантастической литературы и «неформата». Сообщение, которое, однако, — в силу, возможно, требований журнального объема — ограничивается перечнем имен. Хотя неплохо бы дать хотя бы пару развернутых типичных примеров (если к «неформату» можно применить слово «типичный») того и другого, поскольку обилие имен, значимых для читателя из фэндома, мало что говорит читателю стороннему. И если Василий Владимирский пишет в своем сообщении о засилье проектов как о разрушающей жанр опасности, то Дмитрий Володихин в своей статье «Лед и пламень», посвященной именно проектным сборникам, на полном серьезе разбирает достоинства сборников «Русская Арктика 2050» и «Бомбы и Бумеранги» и анализирует успехи и провалы Веры Камши, Ника Перумова и Вадима Панова — тем самым ставя «массовых» авторов на одну доску с теми, от кого пытались их отделить Владимирский и Шикарев, — с Кариной Шаинян и Юлией Остапенко, тоже в этих сборниках отметившихся. И кто, спрашивается, прав? Я на стороне Владимирского и вообще считаю издательские проекты злом (хотя в одном отметилась с огромным удовольствием, да), тем более что есть некоторые звоночки, свидетельствующие о том, что время проектных сборников — проектной литературы вообще — подходит к концу, но стороннему читателю откуда знать все эти тонкости?

Собственно, у всех этих статей, которые хороши, что называется, сами по себе, есть один-единственный, но сущностный недостаток.

Они рассматривают фантастику как изолированную площадку в отрыве от остальной литературы — тем самым отводя ей место все в том же гетто, на пребывание в котором фантасты не прекращают жаловаться. А в контексте литературы вообще размышления, скажем, о достоинствах и даже о недостатках текстов отдельных культмассовых авторов и отдельных литературных проектов , скажем так, не слишком-то припасовываются.

Приятным исключением на этом фоне видится статья Екатерины Ивановой «Мракобесы в Вавилоне», посвященная «двум радикальным и необычным опытам говорения о христианстве прямо и без обиняков с помощью фантастических допущений» — роману Елены Хаецкой «Мракобес» (1994) и роману Ольги Чигиринской «Сердце меча» (2006), встраивающихся благодаря критику как раз в общефилософский и общелитературный контекс т, за счет чего выигрывают и контекст (тексты и правда классные), и собственно тексты (как получающие дополнительную аудиторию читателей «Октября»):

«Оба текста идут на эксперимент по столкновению несовместимого: высокое содержание проверяется на прочность профанными жанрами — космооперой и фэнтези на тему Средневековья. Выдержит ли такое испытание высокая тема? Не станет ли карикатурой на саму себя? А когда в обоих случаях выясняется, что все в порядке, жанр и тема вполне выдерживают друг друга, обе писательницы делают следующий шаг уже на уровне содержания: чистоту святости втаптывают в грязь, проверяя выдержит ли „литературная святость” испытание литературным эпатажем. Результат второго эксперимента для меня не является бесспорным. Как читателю, мне было бы гораздо спокойнее и проще любить эти незаурядные тексты, если бы в них не было настолько грубых сцен и настолько жестких слов.

В какой-то момент вдруг перестаешь понимать, почему нельзя так же здорово, но в рамках реализма?

Но, видимо, нельзя».

Тут бы и сравнить автору упомянутые тексты, например, со «Свечкой» Залотухи — как бы абсолютно реалистической, и прикинуть, для чего нужен именно фантастический инструментарий, а не заслоняться, как щитом, цитатой культового критика Марии Ремизовой, но в общем и целом разве не возникло у вас желание после такого разбора взяться за эти тексты? Если да, то автор свою задачу выполнил. Ну или почти выполнил.

Вот и хорошо.

родилась в Ленинграде. Закончила РГПУ им. А.И.Герцена, работала учителем русского языка и литературы.
В "Кукумбере" Анна публикуется постоянно, но у меня, к сожалению, есть всего несколько сканов. Может быть кто-то может дополнить пост другими сканами?
Сначала несколько стихотворений, чтобы стало ясно, какие потрясающие у Ани стихи:


Летняя версия

Здравствуй, поле, здравствуй, речка!
Здравствуй, дача дедова!
Принимайте человечка
Городского, бледного!

Здравствуй, пыльная дорога
От села до хутора!
Поживу-ка я немного
В доме без компьютера!

Буду трескать чебуреки
Свежие, горячие!
Буду слушать саундтреки
Птичье-лягушачие!

Ждать Катюшу у сосны,
Где ручей сужается,
И смотреть, как диск луны
В небе загружается…

Буду нежиться на пляже -
Золотом песочке!
Не узнает мама даже
Своего сыночка!

Стану цвета шоколада,
Круче Принца Персии!
Сохраниться только надо
В деревенской версии…

Пряники

(диалог у прилавка)

Ванильные и мятные!
Снежинки и жар-птицы!
Такие ароматные!
С изюмом и с корицей!

С орехами, с цукатами,
С узором из фисташек!
Лошадки с медвежатами
И беленький барашек!

Смотри, кораблик маленький
И капитан на нем!..

Да брось ты эти пряники!
Ну, дедушка! Пойдем!

Стихи Аня начала писать давно, но от случая к случаю, не задумываясь о том, что это хобби может перерасти в нечто серьезное. Вот, что пишет Анна о том, как началось это самое "серьёзное":

"Я познакомилась на сайте с прекрасным детским поэтом Галиной Дядиной, и Галина рассказала обо мне Михаилу Давидовичу Яснову! Встречу с Михаилом Ясновым я считаю отправной точкой своего творческого пути. До этого были просто подходы. Благодаря Михаилу Давидовичу, вышли мои публикации в одесском юмористическом журнале "Фонтан" и детском журнале "Кукумбер". А недавно, в августе, несколько моих стихотворений опубликовал горячо любимый с детства журнал "Мурзилка".
По настоянию опять же Галины Дядиной я послала свои работы на конкурс в фонд Сергея Филатова и получила возможность поехать на семинар детских писателей в Старую Руссу (июнь 2009). По итогам этого семинара меня пригласили в Липки на 9-й Литературный Форум (октябрь 2009). Трудно переоценить все эти события.
Немного о том, что еще составляет неотъемлемую часть моей жизни. Это, конечно, моя семья: отец, сын и муж. Все мы очень любим путешествовать. Мой сын в свои неполные тринадцать лет где только не побывал! В четыре года он уже бороздил шведское побережье Балтийского моря на каяке, полностью доверясь волнам и маме. Велопоходы по Финляндии, Карпатам, Крыму - обычная тема его сочинений 2Как я провел каникулы". Горные лыжи, байдарка и прочий спортивно-туристский инвентарь загромождает полторы лоджии, а пол-лоджии отвоевал себе наш дедушка под грибные и ягодные запасы. Наш кот Тихон смотрит на всю эту суету снисходительно."

И еще стихи:

Над и Под

Пруд становится катком
в январе.
Можно бегать на коньках
детворе.

Я упал, хотел подняться
и вдруг
Красных рыбок увидал
пару штук!

Если честно, представляю с трудом:
Как там рыбки -
без тепла,
подо льдом?!

Но возможно,
на румяных ребят
Рыбки тоже изумленно глядят…

Листик лилии
на дне теребя,
Удивляются они
про себя,
Отрываясь иногда от еды:
«Как там люди -
надо льдом,
без воды?!»

Весенняя Метаморфоза

Представляете, на мусорной свалке
Майским утром
распустились
фиалки!
Посреди
бутылок,
тряпок,
резины
Два цветочка расцвели нежно-синих!

Приосанилась зацветшая свалка:
"Раз цветёт на мне,
простите,
фиалка,
Значит, я уже не свалка,
простите!
Обходитесь без меня,
как хотите!"

И чтоб было всем вокруг
всё понятно,
Написала
очень крупно и внятно
На коробке от печенья "Тулумба":

МУСОР БОЛЬШЕ НЕ ВЫБРАСЫВАТЬ!
КЛУМБА

.
В 2009г Аню Игнатову наградили на Липкинском семинаре изданием отдельной книги. В конце 2010 она наконец вышла
Необыкновенный юмор, игра слов, безупречная техника, разнообразие жанров!

   Анна Игнатова – детский писатель. Окончила РГПУ им. А.И. Герцена, работала учителем русского языка и литературы. Лауреат Конкурса им. Ренаты Мухи (2012), финалист Детский международной премии В. П. Крапивина (2013). Её веселые и добрые произведения печатались в журналах «Фонтан», «Кукумбер», «Мурзилка», «Чиж и Еж», «Костер», «Познайка», «Октябрь», в газетах «Тихая минутка», «Детский сад со всех сторон», «Пионерская правда».
   Книги Анны Игнатовой «О слонах, троллейбусах и принцах», «Королевство М: большое путешествие», «В лес за рифмами», «Вектор пластилина», «Великолепная азбука», «Эффект 3D» получили большую популярность. В 2013 году ее повесть «Верю – не верю» вошла в десятку лучших российских книг на конкурсе Книга года «Выбирают дети». Книга «Ураган в подарок» отмечена знаком «Нравится детям Ленинградской области» (2015).

Анна Игнатова. Фото Юлии Тимофеевой.

   Вы пишете в основном для детей. А как прошло ваше детство?

   Кто повлиял на формирование вашего характера, вкуса, литературных предпочтений?

   Вот кто мне устроил такое замечательное детство, тот и повлиял на характер, вкусы и всякие предпочтения. Мой папа и мой старший брат. Правда, я не играла в куклы, даже не помню, были у меня какие-нибудь Маши или Наташи в сарафанах и с кудряшками. Зато мы с братом играли в футбол, ходили на ходулях, стреляли из самодельных луков, и все мальчишки во дворе или на даче знали, как меня зовут и что мы с братом всегда вместе.
А еще мы много гуляли по нашему родному городу. У нас были любимые музеи и любимые театры. До сих пор моим самым дорогим театром остается театр Комедии им. Акимова на Невском проспекте. Это тоже очень влияет на всю дальнейшую жизнь, правда?

   Воспоминания из детства как-то влияют на ваше творчество сегодня?

   Воспоминания, как видите, очень влияют на творчество. Только начни вспоминать – сразу захочется всё зафиксировать, всё использовать… Всё кажется важным, обязательным, ничего нельзя выкинуть, иначе не вырос бы человек. Поэтому появился цикл рассказов о девочке Юльке, ее брате, ее семье и друзьях. Это вторая моя вещь, которую можно назвать автобиографичной. Первая – повесть «Вектор пластилина».

   Есть ли прототипы у героев ваших книг?

   Конечно, есть. Все мои герои на кого-то похожи. У кого-то подсмотришь характер, у кого-то привычки, у кого-то внешность, походку, какие-то любимые выражения и т.д. И хоть герой приходит из небытия, но чем больше он на кого-то из моих родных, друзей, знакомых похож, тем живее он получается. И наоборот, чем он больше оживает, тем четче проступают в нем знакомые черты.

   Откуда пошло увлечение лепкой из пластилина и как оно получило широкое применение в творчестве?

   На этот вопрос я очень подробно ответила в книге «Вектор пластилина». Я думаю, не было бы у меня такого увлечения на всю жизнь, если бы я лепила одна. А мы лепили вдвоем с братом, это было потрясающе увлекательно. Мы были не только «скульпторами», но и актерами, режиссерами, драматургами, а еще изобретателями. Из пластилина можно сделать всё, даже дым над трубой или звездное небо, надо только придумать – как.
А то, что мое увлечение пластилином стало востребовано, для меня полнейший сюрприз и неожиданность. Очень приятная неожиданность, конечно. Могла я подумать, что детская игра станет когда-нибудь взрослым делом. А теперь я держу в руках книгу Елены Ярышевской «Подковкина» и читаю: «Художник по пластилину Анна Игнатова». Кто бы мог предположить! Я и рисовать-то не умею.

   Вопрос о любимчиках. Какое ваше самое любимое произведение из тех, которые написаны вами?

   Если считать, что мои произведения – это мои дети, то вопрос ставит в тупик. Не хочется среди своих детей выбирать лучшего и самого любимого. За всех переживаешь, во всех вложилтруд и, простите за пафос, душу. Каждое дорого по-своему. Прототипом героя одной повести вообще стал мой сын. Героиню другой повести я назвала так, как назвала бы свою дочку, если бы она у меня родилась. Не хочу никого из них обижать, не хочу сравнивать. А ведь кроме повестей, есть еще и стихи! Их немало, и с каждым связана своя история, своя зацепка в жизни. Вообще, мне кажется, раз произведение написано до конца, оно уже любимое. Нелюбимые работы до финала не доходят, я с ними расстаюсь гораздо раньше.

   Вы очень любите путешествовать, ходить за грибами и проводить время на природе. Это дает вам силы для новых литературных свершений?

   Прежде всего, мне это дает материал и новые идеи. И положительный заряд. Приезжаешь из путешествия обновленный, вдохновленный, заряженный энергией и готов горы своротить. Знаете, как будто широко открыл окна в рабочем кабинете, впустил свежий воздух, проветрил. А если долго никуда не выбираться, то душно становится. Причем совсем не обязательно отправляться в долгие, дальние и дорогие поездки. На два дня на скалы выехать, в Ястребином озере искупаться – уже окна нараспашку.

   В этом году вы посетили Самару. Какие впечатления вы привезли с собой из поездки?

   Самые-самые замечательные впечатления! Я впервые была в Самаре, очень понравился и город, и люди. Какой славной компанией мы прогулялись вечером, спасибо большое нашим добровольным экскурсоводам. А какая набережная, какие поющие фонтаны… Закат на Волге – это просто чудо. Вы знаете, у меня недавно появилась идея собрать книгу стихов-«магнитиков», то есть стихов-сувениров, привезенных из разных мест. Яркие впечатления, образы, пусть даже небольшие картинки, точечные моменты, оставшиеся в памяти, - это и есть сувенир. Из Самары я привезла стихотворение «Сдалось», это как раз картинка с заходящим солнцем. И скорее всего, будут еще «магнитики». Встреча в Узюкове, с песнопениями, нарядами, хлебом-солью, не выходит из головы.


   Многие известные литературные произведения проходят несколько этапов «жизненного пути». Сначала это книга, затем мультфильм, фильм и, наконец, компьютерная игра. Хотели ли бы вы, чтобы ваши произведения прошли весь этот путь до конца?

   Пройти этот путь до конца очень страшно и ужасно интересно. На каждом этапе к твоему родному детищу бесцеремонно присоединяется новый соавтор, целая толпа соавторов. Режиссер видит по-своему, актеры по-своему, художник, композитор, оператор - у всех свой взгляд. Тут два варианта: либо автор «отпустит» своих героев от себя в самостоятельную жизнь (и тогда чур не жаловаться, что всё не так и всё не то), либо будет всегда держать их при себе, закрыв все пути в анимацию, кино и т.д. Вроде, правильный вариант – первый. Но как же это страшно! И ужасно интересно.

   Расскажите, как возник новый детский анимационный проект «Королевство М».

   Мне сказочно повезло. Я поехала в Суздаль на фестиваль аниматоров. Отрывок из сказки «Королевство М» был напечатан в альманахе фестиваля и попался на глаза Алексею Лебедеву, сценаристу, проводившему мастер-классы с молодыми авторами. Алексей Лебедев, на мое счастье, заметил и запомнил героев, поговорил с режиссером мультстудии «Петербург» Натальей Мирзоян, и уже через неделю после моего возвращения из Суздаля состоялась наша первая встреча. Наталья предложила мне попробовать самой писать сценарии для мультфильмов (разумеется, с ее помощью). Для меня это было всё равно, что прыгнуть с парашютом. Я никогда раньше такого не делала, очень боялась, что не справлюсь, но очень хотелось попробовать. Наталья меня замечательно поддержала, я ей благодарна от всего сердца. Сейчас уже вышло 12 серий (по 2 минуты каждая), их можно посмотреть.

   Что бы Вы хотели пожелать читателям?

   Интересных каникул! И вообще,побольше приключений, происшествий, встреч и событий. Чтобы было, что вспомнить потом, когда придется отвечать на вопрос: «Как прошло ваше детство?».

Галина Дядина пишет заколдованные стихи - их хочется отобрать у ребенка и украдкой читать самой. А еще ее стихотворения несут читателям знания в самой удобной для усвоения форме - у поэтессы в соавторстве с Андреем Усачевым написаны четыре стихотворных энциклопедии: о звездах, море, сокровищах Эрмитажа и музыке.

Из « Звездной книги »

Большая Медведица
Большая Медведица
В небе большом
Зачем-то Большим
Притворилась Ковшом.
Наверное, на ночь
Она из ковша
Поит молоком
Своего малыша.
За сливками
К Млечному ходит Пути.
Ведь Малой Медведице
Надо расти!

Купить сборник стихов: labirint.ru

Артур Гиваргизов

Стихи Гиваргизова просто сумасшедшие! Они кажутся нескладными, но стоит почитать их вслух, как появится ритмический строй и нестандартные рифмы. А сколько фантазии и бесшабашного абсурда в его поэзии! У взрослых творчество Гиваргизова вызывает неоднозначную реакцию: от недоумения до восторга. А дети? , покатываются со смеху.

Из книги « Космонавты »

Далеко не улетай
Космонавт должен выйти в открытый космос.
За космонавтом следят мама, телевидение и газеты.
Вышел! Ура! В наушниках мамин голос:
«Сережа, ты слышишь?! Только вокруг ракеты!»

В метро
Земля. Метро. Космонавт в скафандре
едет в метро, всем девушкам улыбается.
Девушкам нравятся мужчины в скафандрах.
Вот космонавт и не переодевается
после работы.

Купить сборник стихов: labirint.ru

Анастасия Орлова

Анастасия сказала новое слово в ясельной поэзии: придумала современные потешки-пестушки для самых маленьких. Никаких злющих серых волчков, которые норовят укусить за бочок. Впрочем, у Анастасии стихи не только для малышей - старшим дошкольникам и их родителям в ее поэзии тоже есть чем поживиться. Радость детских открытий - это заразительно.

Из книги « Ромашки »

Я сегодня утром
Я сегодня утром
Встал не с той ноги
Мамаги мне, мама!
Папа, папаги!

Вывернулась майка,
На носке дыра,
До чего же трудно
Жизнь идет с утра.

Нет компоту края,
Каше нет конца!
Где же ты папощник?
Где ма-
мощ-
ни-
ца?

Мне не налезают
Эти сапоги!
Па-па-ма-ма-ги-и-те!
Пама, па-ма-ги-и-и!

Купить сборник стихов: ozon.ru

Юлия Симбирская

В лаконичной стихотворной форме Юлия рассказывает об очень трогательных вещах, сопутствующих детству. Ее стихотворения разные по настроению - есть веселые, энергичные, а есть и задумчивые, приглашающие пофилософствовать. В книге «Суп в горошек» лиричные кухонные истории из жизни выпечки, горячих блюд и напитков. Осторожно! Прочитав эту книгу, вы уже никогда не сможете поглощать оладушки и котлеты с равнодушием.

Из книги « Суп в горошек »

Оладушки
Шипит на горячей плите сковородка,
В ней масло оладушкам до подбородка.
Подпрыгивать в масле - какое же чудо!
Потом на лопатке доехать до блюда.

Сопеть и вздыхать целый час неустанно,
Разнежившись всласть в деяле сметанном.
Мука и кефир в треугольном пакете
Сказали: «Какие красивые дети!»

Купить сборник стихов: ozon.ru

Дмитрий Сиротин

Стихотворения Дмитрия - с секретом. Начинаешь читать - вроде стих как стих, а в самой середине - сюрприз! То неожиданный сюжетный ход, то удивительный герой. А часто и то и другое одновременно. В поэзии Дмитрия начальствует игра. Ведь и сам поэт много лет играл в спектаклях на сцене театра, а потом и сочинял песни для театральных постановок.

Из книги « Поучительные истории »

Необычный кот
Это был необычный
Летающий кот!
Ну, откуда мы знали?!
Живет и живет...
А он крылья прятал,
Застенчив крайне,
И летал не в центре,
А на окраине...

Купить сборник стихов: ozon.ru

Анна Игнатова

Стихотворениях Анны Игнатовой атмосферные - в них всегда есть дух приключений. Даже в гудке электрички слышится перекличка слонов. Попутно читатели впитывают все то прекрасное, чем богат наш язык. Это неудивительно: Анна Игнатова - учитель русского языка и заядлая путешественница.

Из книги « О слонах, троллейбусах и принцах »

Вчера в магазине
Вчера в магазине
На улице Бронной
В кондитерский зал залетели вороны
И, чтоб продавец не косился угрюмо,
Каркнули важно:
«Кило "Кар-ракума"!»
Однако потом в кошелек посмотрели
И каркнули тише:
«Кило кар-рамели...»

Купить сборник стихов: labirint.ru

Наталия Волкова

Какие ингредиенты нужны для отличного детского стихотворения? Образ, сюжет и виртуозная словесная игра. В лирических историях Наталии Волковой есть и первое, и второе, и третье! Она пишет о нынешних реалиях детской жизни, таких обыденных, как бетономешалка, и таких волшебных, как эльфы и гномы на маминой кухне. А еще Наталия Волкова в соавторстве с Анной Игнатовой написала палочку-выручалочку для детсадовских выпускных и школьных линеек - книгу с короткими юморными стишками о зверятах-первоклассниках «Первоклассные стихи».

Из книги « У меня есть тайный остров »

Корабли и причал
Три корабля,
А может, пять
К Причалу думали
Пристать,
Но вдруг рассерженный
Причал
На них истошно
Закричал:
- Да сколько можно?!
Я устал!
Я целый год
Не отдыхал!
Побыть хочу я в тишине...
Не приставайте же ко мне!

Купить сборник стихов: labirint.ru

Елена Ярышевская

Дети любят истории: забавные, фантастические, особенно если в них все перевернуто с ног на голову. Даже пиджак - и тот в поэзии Елены Ярышевской самостоятельно (без папы!) идет на работу, выполняя механически привычные действия своего хозяина. Такое чтение и взрослым полезно: действенная прививка от однообразия.

Из книги « Шел по улице пиджак »

Средство от бессонницы
Солнце усталое прячется в речке,
Ночь наступает, сгущается мрак…
Что-то не спится сегодня овечке,
Сон не приходит к бедняге никак!
Но средство надежное есть у овечек.
Снова овечка глаза закрывает:
- Раз, человечек,
- Два, человечек,
- Три, человечек…
И засыпает…

Купить сборник стихов: labirint.ru

Маша Рупасова

Этой поэтессе сочинительство дается, видимо, совсем просто. Потому что она сама еще не полностью выросла. Вот и подписывается не по-взрослому «Мария», а по-девчоночьи «Маша». Она так заразительно пишет о детстве, что взрослые мигом вспоминают, как быть мальчиками и девочками, и уже не так дисциплинированно ругают своих непосед за мелкие хулиганства. А во время обеденных перерывов читают коллегам эти стихи, некоторые даже наизусть.

Из книги « С неба падали старушки »

Я - новость
Мама дома?
Мамы нет.
Мама вышла
В Интернет.
Мама ищет
В Интернете
Как дела
На белом свете.
Кофе пьет,
Глазами водит:
Что там
В мире происходит?
Мама,
Я тебе скажу!
В мире я
Происхожу!

Купить сборник стихов: labirint.ru