Методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему: Экологический проект «Охрана природы и окружающей среды в жизни детей дошкольного возраста. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающ

Правила охраны природы. Не трогай птенцов и детёнышей животных. Подкармливай птиц зимой. Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники. Не шуми в лесу. Не рви охапками цветы, траву. Не ломай кусты и деревья. Не разводи костры. Не оставляй в лесу мусор, неси его домой в мусоропровод. Не загрязняй водоёмы.

Слайд 12 из презентации «Человек и природа» . Размер архива с презентацией 1262 КБ.

Окружающий мир 1 класс

краткое содержание других презентаций

«Наши помощники - органы чувств» - Органы чувств. 2. Не читай в темноте. Орган вкуса 2. Орган слуха Орган зрения Орган обоняния Орган осязания. - Ребята, помогите мне. 7. Не кидайся песком. Береги свои глаза. 4. Не смотри долго телевизор. Миша составил кроссворд. - Привет, ребята! 5. Будь осторожен с острыми предметами. 6. Удаляй сразу соринки из глаз. Вы нас узнали? Береги свои глаза!

«Урок Зима-покой природы» - Зимующие птицы ждут вашего угощения. Дни становятся короче, а ночи длиннее. «Найди настоящую снежинку». Природа ждет весну. Зимой в природе наступает покой. Осадки выпадают в виде снега. Снегу нанес. На мороз. Что показалось наиболее интересным? Жизнь растений замирает. Урок окружающего мира в 1 классе по ОС «Школа 2100». Что нового вы открыли для себя на уроке? Большой мороз. Каких птиц мы можем встретить зимой?

«1 класс Зима» - С. Зима. Урок развития речи 1 класс.

«Органы чувств 1 класс» - Тип урока: урок-практикум. Органы чувств. Язык – орган вкуса. Тема: Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». Класс: 1 УМК «Перспективная начальная школа». Нос – орган обоняния. Кожа – орган осязания. Глаза – орган зрения. Урок: Окружающий мир.

«Святой Николай Чудотворец» - Чудесное спасение моряков во время путешествия в Иерусалим. Постепенно Святого Николая стали называть Святой Николас, а затем и Санта Клаус. Там, где Европа соединяется с Азией находилась страна Ликия. Первоначально Святой Николай был похоронен в церкви, где служил архиепископом в городе Мира, в Ликии.

«Признаки предметов 1 класс» - Составитель: Хапсирокова Жанна Владимировна. Добавь фигуру. Отличительные признаки предметов. 1 класс. ? Автор УМК: А.В.Горячев. Цель.

Сценарий праздника по экологии для младших школьников

Сценарий по охране окружающей среды «ТЫ БЕРЕГИ НАС, БЕРЕГИ!»

Сценарий тематического театрализованного представления по охране окружающей среды.



Описание материала: Предлагаю вам сценарий внеклассного мероприятия по охране окружающей среды. Думаю, что данный материал будет полезен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов образовательных учреждений, методистам.
Цель: воспитание у детей любви к родной природе, бережное отношение к ее богатствам.
Задачи:
- познакомить с приемами бережного отношения к окружающей среде;
- воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

Ход представления:

Песня «Вот такое лето»
Лиса: Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете…
Медведь: Лев и журавль, попугай и лисица.
Бабочка: Волк и медведь, стрекоза и куница.
Божья коровка: Розы, ромашки жарки и тюльпаны.
Стрекоза: Кактусы, ландыши и, конечно же, травы.
Волк: Белые лилии, душистый медок.
Медведь: Все доверяют тебе человек.
Бабочка: Ты самый умный, а, значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
На экране демонстрируется мультфильм «Планета – наш общий дом».
Утро. Выходит Котенок. Лучик танцует и играет с Котенком.
Котенок: Какое доброе утро! Ой, кто ты?
Лучик: Я лучик солнца золотой пришел к тебе с небес прекрасных увидеть землю, но постой, а нет ли здесь врагов опасных.
Котенок: О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь. нет на земле врагов ужасных земля нам дарит мир, покой, попутешествуй же со мной. Мы с тобой отправимся в путешествие по зеленой планете, где нас окружают деревья, травы, реки, поля, горы и, конечно же, луга с прекрасными цветами. Все это – ПРИРОДА. Жизнь наша неотъемлема от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Природа вечный источник здоровья, бодрости и красоты. Пойдем, поздороваемся с природой.
Лучик: А разве она живая?
Котенок: Конечно!
Природа не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Лучик: Я рад, что мы с тобой вдвоем большую землю обойдем.
Муз. Номер: песня на мотив «Красной шапочки»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Смотри, какое большое дерево. Здесь кто-то живет. Подойдем поближе и посмотрим.
Угадай, что за птица
Света яркого боится.
Нос крюком,
Глаза пяточком.
Дети: Филин.
Котенок: Правильно, здесь сидит мудрый дядюшка Филин. Он охраняет вход в волшебное лесное царство. Чтобы в это царство попасть, нужно с ними вежливо поздороваться, и он проснется.
Филин: Здравствуйте! Я не сплю,
Лесное царство сторожу!
Зачем ко мне пожаловали?
Котенок: Дядюшка Филин пропусти нас в волшебное царство.
Филин: Я пропущу вас в свое волшебное царство, но сначала проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого мы с вами поиграем в игру. Если мы вам скажем верно, говорите «ДА» в ответ, но, а если вдруг неверно, отвечайте смело «НЕТ»!
Лучик: Ребята, вы нам поможете справиться с этим заданием?
Лиса: Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Медведь: Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Заяц: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Волк: Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Лиса: Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Медведь: Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Заяц: Если мусор уберу, банку накопаю? (да)
Волк: Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Филин: Молодцы, ребята! Еще вы должны запомнить правила поведения, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ.
Котенок: Умных правил не забудем,
Охранять природу будем.
Филин: Тогда можете дальше идти в лес.
Лучик: Вот мы и оказались в волшебном лесу. Здесь так красиво.
Филин: Пойдемте, я вам покажу всю красоту нашего леса!
Звучит громкая музыка, слышен шум. Выходят туристы.
1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо луг рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
2 турист: Свежий воздух возбудит наш здоровый аппетит,
А пакеты, банки, склянки - лес большой он всё вместит.
3 турист: Лес – ведь он ничей! Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают, жги и лей, всё рви и не жалей.
1 турист: Урны нет! Неси в цветы!
Мы с природою на «ты»!
Тревожный крик птиц.
2 турист: Цыц, птица! Мы – цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Музыка. Туристы располагаются.
3 турист: Ой, что это мне больно.
Белка: Мне тоже больно.
2 турист: Кто ты какая?
1 турист: И от чего тебе больно?
Белка: Угадайте, кто я:
Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет?
Дети: Белка.
Белка: Нас было много на Земле,
Любили мы резвиться вволю,
Но появился человек,
И стало много нас в неволе.
Мой брат стал «Белкой в колесе»
И шубы носят из сестричек…
Из всех моих друзей вообще
Осталось чуть – спроси у птичек.
Птица: Это правда. Что лукавить!
Человек не знает меры,
Я готов людей прославить,
Но у нас исчезла вера!
2 турист: Подожди, подожди. О какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
Птица: Верить, что мы нужны. Без нас плохо на Земле.
2 турист: Ну, вот еще, как бы ни так,
Учить меня тут будет всяк!
Появляются Филин, Котенок, Лучик.
Филин: Что за шум в лесу моем?
Лучик: Что случилось, не поймем.
Котенок: Кто-то все переломал
Разбросал и ободрал.
Филин: Все так изранено смотри, как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти ни ромашки, ни сосны.
От этой черствости людской болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я!
Котенок: Что же странные замашки появились у ребят
Ведь цветы с корнями вместе рвут ребята все подряд.
Филин: Посмотрите, что вы натворили, вы же здесь всё загубили.
Лучик: Мне стыдно за тех людей, которые губят природу.
Филин: За такое поведенье – вас судить – мое решенье.
3 турист: Что ты, что ты мы не знали, пожалей.
1 турист: Больше мы природу губить не будем.
2 турист: А только лишь беречь и любить ее будем.
Филин: Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.
Волк: А также не ломай ветви деревьев и кустарников.
Медведь: Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Лиса: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
Котенок: Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес – есть наша жизнь.
Филин: Кострище – это раны на почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет.
Лучик: Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись, пусть будет так,
Как было до тебя.
Волк: Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Лучик: Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Котенок: Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Филин: Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Лиса: Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Все: Такая планета нужна нам с вами.
1 турист: Спасибо вам!
Умных правил не забудем,
Охранять природу будем!
2 турист: Друзья, давайте приведем в порядок лесную поляну.
Звучит песня из м/ф «Маша и Медведь» «Солнечные зайчики».
Все прибирают лесную поляну.
Лучик: Как хорошо стало вокруг. Чисто.
Раздается шум, птичий крик, писк. На поляну выбегают звери.
Филин: Тише, тише, не шумите,
Что случилось, объясните!
Лиса: Ой, беда, беда, беда,
Выпал птенчик из гнезда!
Волк: Как мы только ни старались,
Только больше запыхались!
Кто родителям поможет,
Кто птенца в гнездо положит!?
3 турист: Ну да ладно, так и быть!
Рад я птицам услужить!
Где гнездо и где птенец,
Ну, ведите ж, наконец!
Все подходят к дереву с гнездом. Турист сажает птенчика в гнездо.
3 турист: Ну, не бойся же, малыш,
Что же ты, дружок, дрожишь?
Филин: Спасибо, как ты выручил нас
И наше потомство от гибели спас!
Котенок: Поступок твой мы одобряем,
А остальным напоминаем:
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!
Пение птиц.
1 турист: Да! Поешь ты прекрасно.
2 турист: Душа радуется!
3 турист: И белок мы не обидим. Их становится все меньше и меньше.
Березка: И нас становится все меньше и меньшё. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами.
Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,
А зимой у печки согревали,
В баньке веничком здоровья прибавляли...
Люди, мы вас любим! Почему вы бываете с нами жестоки? Зачём вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.
Лучик. Пой, Соловей, свои песни о лесе. Радуй нас, Белка, своей красотой. Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой. А я уверен, что люди откликнутся всей душой.
Муз. Номер: песня «Природы красота»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Стой. Посмотри здесь как красиво.
Котенок: Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И желт. И синь, и ал.
Божья коровка: Угадай, кто я:
И жучок я, и коровка,
В черный усиках головка
Я нарядней многих мошек.
Крылья красные в горошек. Правильно ребята, Божья коровка.
Пчелка: А у меня хорошо идут дела,
Я присела на цветок
И нектара набрала. Конечно же, Пчелка!
Колокольчик: Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. Верно, колокольчик.
Лучик: Как пахнет клевер, ромашки красуются, колокольчики звенят.
Котенок: Вы догадались, ребята, куда мы попали? Правильно, на луг.
Лучик: Здесь, наверное, проблем нет.
Бабочка: Как ты ошибаешься! Мои крылышки потёрлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях. Мы нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы. Не ловите нас. Лучше рисуйте и фотографируйте.
Ромашка: Посмотрите на меня. Вы знаете, кто я?
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него.
Все знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста! Имена давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению многих растений. Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?
Лучик: Пчелки, пчелки что грустите?
На луг зеленый не летите?
Ведь цветочный сладкий мед
Каждый к чаю очень ждёт!
Пчелка 1: Ах, друзья, мы сож - ж - ж- алеем!
Нектар собрать мы не сумели.
Пчелка 2: Луж – ж – ж - ок теперь, что автодром.
Цветы помяты все кругом.
Котенок: Не беда, исправим дело!
Пчелки нам доверьтесь смело!
Вот машинам наш привет!
Теперь на луг проезда нет! (Ставит знак «Стоп! »)
Лучик: Эй, ромашка полевая! Ну-ка нам ты улыбнись!
И чудесным сладким соком с пчелкой нашей поделись.
Котенок: Колокольчик луговой
Посмотри-ка мы с тобой.
Больше нет врагов вокруг
Поднимись прекрасный друг.
Колокольчик: Динь-динь, дон-дон!
Каждый слышит этот звон!
Всем спасибо, всем привет
Колокольчик синий цвет!
Звучит красивая музыка
Лучик: Чудесная музыка. Это кузнечик наполняет всё прекрасной музыкой. Ребята давайте беречь бабочек, кузнечиков, эти прекрасные цветы и всё, что нас окружает.
Муз. Заставка
Котенок: Лучик, посмотри!
Лучик: Что это?
Котенок: Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро!
Лучик: Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!
Котенок: Не пей, Лучик. Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это сточные воды. Остановилась жизнь для обитателей озера.
Лучик: Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. А если еще и помочь воде убрать все, что бросили, тогда в нее возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером птицы!
Котенок: Плачет воздух, речка, поле,
Гибнут звери, птицы, море,
Стонут лес, земля и луг
Всё, что видим мы вокруг.
Лучик: Ветви тянет к нам сосна,
Ищет помощи она.
Ждёт сочувствия подснежник,
Красоты земной наследник.
Нет в природе в нас тепла,
Нет душевного добра.
Бабочка: Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
Ромашка: Человек создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
Филин: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
Лучик: Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!
На экране демонстрируется мультфильм «Сохраним природу вместе».
Лучик: Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Котенок: В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
1 турист. Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Лиса: Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!
Береза: Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Лучик: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Лучик: Молодцы, ребята!
Пчелка 1: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Котенок: В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Филин: Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Филин: Ребята, что нужно запомнить, чтобы сохранить природу?
Ответы детей.
Филин: Вижу, вы ребята молодцы, все запомнили.
Волк: А также запомните, что воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Бабочка: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Лиса: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
1 турист: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
2 турист: Теперь мы постараемся никогда не обижать природу.
Котенок: Вы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Лучик: Давайте сейчас, вместе с вами попросим прощение у природы.
1 турист: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
2 турист: Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
3 турист: Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Филин: Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
Котенок: Будем, надеется, что природа нас простит.
Лучик: А мы идём, шагаем по Земле,
И долго нам по ней идти.
Котенок: А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
3 турист: Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше жизнь была.
Волк: И всех друзей с собой мы позовём
Зверей и птиц всех вместе соберём,
Вместе: Природу сохраним.
Муз. Номер: песня «Добрые лучи»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Защита окружающей среды» МБДОУ «ЦРР Д / с №50 «Непоседа» Г. Новочебоксарск ЧР Выполнила воспитатель Семёнова Н.С.

Земля – наш общий дом, плати за добро добром!!! 2013 год – был объявлен Годом охраны окружающей среды. И это не случайность, а «наболевшее» решение. Ведь в результате научно-технического прогресса и деятельности человека в природе на нашей планете ЗЕМЛЯ происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха… Мы - педагоги дошкольных учреждений, обязаны создавать условия для развития экологического сознания наших воспитанников, формировать предпосылки экологического сознания: - формировать навыки культуры поведения в природе; расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными; - расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (на­пример, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.) – изложено по программе «От рождения до школы» (автор Веракса Н.Е.). Можно перечислять задачи данного направления с дошкольниками, но ничего не измениться, если мы не поможем осознать нашим воспитанникам, что на добро надо платить добром!

Земля – наш общий дом «Рыбе – нужна вода,…

Земля – наш общий дом «Птице – нужен воздух,…

Зверю - нужен лес,

Земля – наш общий дом - степи,...

Земля – наш общий дом Зверю - нужны горы!

Земля – наш общий дом А человеку нужна родина.» М.Пришвин

А теперь ПОДУМАЙ и ответь!

Кто живёт в реке? Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это… щука

Кто живёт в реке? От зубастой щуки скрылся, В зарослях он притаился. Выплыл с тины серебрясь... Как его зовут? карась

Кто живёт в реке? Он всеядный и большой, Скрытый жёлтой чешуёй. Ил его любимый скарб... Как зовут все рыбку? карп

Кто живёт в реке? В омуте речном живёт, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это… сом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной консультации раскрывается значимость семьи в формировании правового сознания ребенка. Даются родительские установки для создания психологически комфортной среды внутри семьи, а так же с...

Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка». Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. дать детям элементарные знания и представле...

Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспита...

У детей сегодня гораздо больше возможностей, чем раньше, чтобы помочь спасти нашу планету от загрязнения и отходов. Благодаря интернету, у тебя под рукой больше ресурсов, чем твои родители в твоем возрасте могли бы найти в целой библиотеке. Прочитай эту статью, и ты узнаешь о некоторых интересных и полезных вещах, которые ты можешь сделать для нашей планеты.

Шаги

Дома

    Помоги с переработкой отходов. Программы по переработке становятся все более популярными и доступными. С их помощью можно очистить и переработать определенные виды отходов. Таким образом материалы можно заново использовать, а производителям нужно добывать меньше природных ресурсов. Помоги взрослым сортировать отходы и регулярно сдавать их на переработку. .

    • В разных районах существуют различные возможности для переработки отходов, поэтому выясни, что можно переработать в твоем районе, а что нет. Обычно по меньшей мере можно переработать бумагу, тонкий картон (например, пакеты из-под молока и сумки для покупок), тонкий металл (например, жестянки из-под газированных напитков) и стекло. В некоторых регионах возможно переработать плотный картон, пенопласт и другие материалы.
    • Организуй переработку. Убедись, что бутылки, стеклянные и жестяные банки достаточно чистые. Им не обязательно сиять чистотой, но в то же время они не должны быть наполовину полными. Затем рассортируй отходы по видам. Если у вас дома используются отдельные контейнеры для каждого вида отходов, тебе будет проще правильно рассортировать отходы для переработки. Даже если у вас дома таких контейнеров нет, все равно отходы можно сортировать, чтобы получить представление о том, какое количество материала каждого типа твоя семья использует каждый день.
    • Делай это регулярно. В зависимости от того, насколько большая у тебя семья, это может стать твоей еженедельной задачей, а возможно, тебе понадобится уделять этому немного времени каждый день.
      • Если специальная машина регулярно забирает отходы для переработки, не забудь заранее выставлять рассортированные отходы на улицу.
  1. Сократи потребление энергии. Энергия, которая используется в твоем доме для таких вещей, как горячая вода, кондиционер и электричество, производится на различных электростанциях, которые перерабатывают определенный вид топлива, чтобы превратить его в энергию. Некоторые виды топлива экологически чище, чем другие, например, гидроэлектроэнергия (энергия текущей воды) чище, чем энергия, получаемая при сжигании угля; но независимо от метода, извлечение энергии увеличивает нагрузку на окружающую среду. Внеси свой вклад в охрану огружающей среды, используя как можно меньше энергии.

    • Выключай свет и электронные приборы (например, телевизор и игровую приставку), когда ими больше не пользуешься. Однако, прежде чем выключить семейный компьютер, спроси родителей - иногда компьютер должен остаться включенным по различным причинам. В течение дня открывай шторы и жалюзи и используй естественный свет вместо электрического.
    • Поддерживай температуру в доме на умеренном уровне. Если у тебя дома есть кондиционер, попроси родителей установить его не ниже 22 градусов по Цельсию летом. Если у вас дома есть термостат, зимой не устанавливайте его выше 20 градусов (одеяла и теплая одежда не дадут вам замерзнуть, когда в доме прохладно.) Ночью поставьте термостат на 13 градусов в комнатах, в которых никто не спит.
      • Если вы живете в холодном регионе, не устанавливайте термостат ниже 13 градусов зимой, иначе трубы могут замерзнуть ночью.
    • Используй меньше воды. Принимай короткий душ вместо ванны, выключай кран, когда им не пользуешься, например, когда чистишь зубы. Даже такие мелочи идут в счет!
  2. Начни повторно использовать многие вещи. Попроси родителей купить 3-4 многоразовые сумки для покупок. Стоят они недорого, зато помогут сократить количество бумажных или пластиковых пакетов, которые вы приносите домой из продуктовых магазинов. Что касается твоих личных вещей, начни использовать в школе многоразовую коробку для ланча, если ты еще этого не делаешь. Она к тому же выглядят круче, чем бумажные пакеты. Попроси также многоразовую бутылку для напитков. Бутылка из металла или прочного пластика отлично подойдет.

    • Обязательно полоскай и стирай многоразовые сумки и пакеты для покупок примерно раз в неделю, чтобы они не стали грязными и сальными. Быстро потри их в раковине тряпкой или губкой и оставь на сушилке для посуды на пару часов.
    • Используй ненужные пластиковые пакеты в качестве пакетов для мусора в ванной или в своей комнате. Они прекрасно влезают в маленькие корзины для мусора, и таким образом отпадет необходимость покупать специальные пластиковые мешки для мусора.
    • Когда ты выбираешь пластиковую бутылку с водой, убедись, что она сделана без БФА (бисфенола А). Тогда ее можно будет использовать многократно. Бутылки из пластмассы с БФА небезопасно использовать в течение длительного времени.

    В саду

    1. Посади деревья. Поговори с родителями о пользе посадки деревьев. Лиственные деревья, посаженные рядом с окнами, обеспечивают прохладную тень летом, когда их листья зеленые; зимой их листья опадают, пропуская больше света в окна. В любом случае это поможет сократить расходы на электроэнергию. И любой сорт дерева прекрасно удаляет загрязнения, впитывая углекислый газ и перерабатывая его в свежий кислород, которым мы дышим.

      • Вместе с родителями посоветуйтесь со специалистом, чтобы подобрать деревья, которые вырастут до определенной высоты в вашей климатической зоне, не вызывая при этом проблем в саду. Практически для любой желаемой высоты и для любого климата существуют подходящие деревья.
      • Обязательно получи инструкции по уходу за деревом и регулярно поливай его после посадки. Заботься о саженце, и к тому времени, когда ты вырастешь, у тебя будет прекрасное крепкое дерево, которое выросло вместе с тобой.
    2. Реже подстригай газон. Некоторые взрослые очень сильно заботятся об имидже и не позволят тебе делать это на лужайке перед домом, но большинство из них не должны возражать насчет заднего двора. Выясни, как часто подстригают газон зимой и летом, и начни делать это примерно на неделю реже. Бензиновые газонокосилки очень сильно загрязняют воздух, поэтому чем меньше вы будете подстригать лужайку, тем меньше смога попадет в воздух. Это также поможет сэкономить на стоимости бензина.

      • Предложи подстричь газон в обмен на разрешение делать это реже. В любом случае это полезный навык: когда ты немного подрастешь, порой ты сможешь неплохо заработать, подстригая чужие газоны.
      • Если у вас дома механическая газонокосилка, не нужно волноваться о том, чтобы реже подстригать лужайку, поскольку они не производят загрязнений. Конечно, с ними гораздо труднее работать, чем с бензиновыми газонокосилками!
    3. Меньше поливай газон. Это может существенно сократить общее давление, которое твой город или населенный пункт оказывает на окружающую среду, особенно летом. В некоторых городах от домовладельцев даже требуется, чтобы они не поливали свои газоны в летние месяцы именно по этой причине. Конечно, недостаток такого подхода заключается в том, что к концу лета газон может стать коричневым и сухим. С другой стороны, у тебя есть прекрасное тому объяснение.

      • Зимой большинство лужаек вообще не нуждаются в поливе. Если твоя семья поливает газон круглый год, по крайней мере попроси их перестать это делать зимой.
    4. Используй экологически безопасные химические продукты. На рынке есть много удобрений, гербицидов (средств борьбы с сорняками) и пестицидов (средств борьбы с вредителями), которые помогают сохранить красоту сада; однако, при регулярном использовании в течение долгого времени некоторые из них опасны для окружающей среды. Постарайся выяснить, какие химикаты использует твоя семья, затем поищи в интернете «зеленые» альтернативы, которые не причиняют такого вреда окружающей среде. Покажи их родителям и попроси перейти на них.

      Запусти немного свой газон. Гербициды крайне часто используются на газоне, чтобы избавиться от неприглядных сорняков. Что бы ты предпочел: газон с парой одуванчиков или газон, покрытый химикатами? Укажи на это своим родителям и попроси их выбрать прополку, даже если газон в итоге будет выглядеть чуть менее безукоризненно.

      Выпалывай сорняки вместо того, чтобы распылять химикаты. Некоторые люди используют гербициды, чтобы избавиться от сорняков в саду или на клумбе. Поскольку земля там мягче, нет никакой необходимости в химикатах. Возьми садовые перчатки, тяпку и садовый совок, и выпалывай сорняки вручную каждые выходные. Это хорошая возможность провести время на свежем воздухе с семьей, и это гораздо чище и безопаснее, чем гербициды.

      Введи в свой сад полезных насекомых. Наряду с насекомыми-вредителями (как, например, тля), существуют и другие насекомые, которые лакомятся вредителями. В некоторых садоводческих магазинах можно заказать таких насекомых, например, златоглазок (которые любят есть тлю и к тому же красиво выглядят). Положись на природные средства защиты, и использовать пестициды придется гораздо реже.

      • Оставь полезных насекомых там, где ты их нашел. Во многих случаях в твоем саду уже есть насекомые-охранники. Например, садовые пауки едят всевозможных вредителей, и в то же время они абсолютно безопасны для твоих растений. Когда ты находишь таких насекомых, не избавляйся от них, пусть они тебе помогают.

      Семейные и школьные проекты

      1. Убери парк. Собери группу друзей или выбери день, когда вся твоя семья может пойти утром в близлежащий парк. Захватите несколько больших пакетов для мусора и садовые перчатки. Начните с парковки и пройдите вдоль каждой дорожки в парке, подбирая весь мусор, который найдете. Через пару часов ваш парк будет безукоризненно чистым!

        • Если ты видишь мусор не на дорожке, не надо колебаться – пойди и собери его. Если его трудно достать, найди ветку и подтяни его.
        • Когда ты это читаешь, возможно, это не выглядит как что-то захватывающее, но на самом деле это прекрасный опыт. Тебе даже может настолько понравиться, что ты захочешь делать это на регулярной основе и раз-два в год убирать парк снова.
      2. Присоединись к более масштабной операции по уборке. Если ты спросишь учителей и посмотришь местные новости, ты, вполне возможно, узнаешь, что существуют другие группы людей, которые проводят операции по уборке, подобные твоему проекту по уборке парка. В большинстве случаев эти люди рады, когда дети и семьи присоединяются к ним. Таким образом ты можешь поучаствовать в уборке пляжа, кемпинга или горной тропы. Быть частью большего движения очень вдохновляет.

      3. Присоединись к другим группам добровольцев. Любишь ли ты сажать деревья, расчищать тропы или просто распространять информацию об экологических изменениях в твоем родном городе, вполне возможно, существует местная группа, которая разделяет твои интересы. Обратись к ним и спроси, как ты можешь помочь. Если такой группы нет, почему бы не поговорить с родителями или школой о том, чтобы создать ее самостоятельно? В конце концов, невозможно быть слишком юным, чтобы изменить мир к лучшему.

        • Если твои друзья разделяют твои интересы, пусть они подпишут заявление, предназначенное директору школы. Если директор будет знать, что много людей заинтересованы в проекте, больше вероятность того, что он рассмотрит ваше предложение.
        • Одна из программ, которые многие школы могут использовать, но мало школ реально применяют, это программа изготовления компоста. Компост помогает сократить количество отходов. При компостировании отделяют пищевые отходы и садовый мусор, которые затем разлагаются и превращаются в почву. При достаточном интересе, программа изготовления компоста в твоей школе может иметь большой успех, так что начни распространять информацию и заручись поддержкой среди твоих одноклассников и их родителей.
      • Это руководство является лишь отправной точкой. Поспрашивай вокруг и поищи в интернете, что ты можешь сделать, чтобы помочь нам всем жить в более безопасном и здоровом мире.
      • Не забывай вознаграждать себя за всю твою тяжелую работу. Наслаждайся тем, что ты помог защитить: выходи на улицу, играй или исследуй природу при любой возможности. Если ты относишься к природе с уважением и заботой, ты сможешь ею насладиться в полной мере.

      Предупреждения

      • Всегда получай разрешение родителей, прежде чем предпринять что-либо новое. Последнее слово всегда остается за твоими родителями; если они не хотят, чтобы ты что-то делал, у них, вероятно, есть веские основания для этого. Уважай их; они тебя любят и всегда действуют в твоих лучших интересах, даже если иногда кажется, что это не так.
Когда вы думаете о многочисленных проблемах окружающей среды, вставших перед современным миром, какие способы их решения приходят вам в голову? Возможно, вы думаете о последних предупреждениях ученых касательно глобального потепления, об вымирающих видах животных и растений, об исчезновении лесов или о загрязнении воздуха и воды. Конечно, список угроз окружающей среде можно продолжать до бесконечности, и ваши дети, без сомнения, уже узнали о многих из них дома или в школе.

Многим взрослым может быть страшно изучать научные данные, подробно описывающие положение дел с охраной окружающей среды. Как же научить своих детей важности заботы об окружающей среде и не вложить в них представление о неизбежном конце света и вселенской катастрофе? Для начала обратите внимание детей на то, что может сделать для охраны природы ваша семья и ваши друзья. Если вы поможете своим детям озаботиться охраной окружающей среды с самого раннего возраста, они смогут увидеть, что их действия на самом деле играют важную роль, а если действовать заодно с другими людьми, можно сыграть важную роль в изменении и улучшении всего мира.

В статье приведены простые, легко выполнимые занятия с детьми, которые вы можете включить в свое ежедневное расписание и которые помогут им ответственно обращаться с окружающей средой.

Берегите воду

Знаете ли вы, что один человек расходует, в среднем, около 200 литров воды в день? Возможно, вы догадываетесь, что в ванной люди используют больше воды, чем в любой другой комнате в доме, или что капающий кран может пролить до 7500 литров воды в год. Но в то время как вы, скорее всего, знаете об этой статистике, ваши дети, вероятно, не имеют представления о том, сколько воды расходуется зря каждый день.

Как же научить детей беречь наши водные ресурсы? Подумайте над следующими предложениями:

    чистя зубы, умываясь или моя руки, выключайте воду, а не лейте ее постоянно;

    возьмите себе за правило сокращать время пребывания под душем (пользуйтесь таймером, если это необходимо);

    если настала очередь детей мыть посуду, не давайте им лить воду постоянно, когда они намыливают или споласкивают посуду;

    если вы просите детей помыть садовые дорожки, давайте им швабру, а не шланг;

    пусть весной и летом ваши дети поливают растения рано утром, чтобы избежать испарения и, соответственно, расходовать меньше воды;

    не выбрасывайте мусор в туалет, потому что при этом каждый раз приходится сливать воду.

Переработка отходов

По всей вероятности, теперь ваши мусорные ведра стали намного легче, чем несколько лет назад. Сегодня баки для вторсырья стоят уже во многих городах, и в большинстве домов тоже есть мусорные бачки с такими отходами, которые увозят специальные машины раз в неделю.

Ваши дети, возможно, тоже принимали участие в школьных программах сбора макулатуры и Всемирного дня охраны окружающей среды (отмечается ежегодно во всём мире 5 июня), которые пропагандируют защиту окружающей среды. Может быть, они даже помогают своей семье собирать и отправлять на переработку алюминиевые банки и пластиковые бутылки и получают за это деньги. Раз переработка мусора так распространилась в последние годы, что же еще можно сделать, чтобы сократить загрязнение окружающей среды?

Сократите количество отходов

Наверное, самое простое, что прежде всего может сделать ваша семья, - это сократить количество производимого вами мусора. Потому что та горстка мусора, которую производит каждый отдельный человек, складывается в огромные горы всеобщего мусора, и снижение количества вашего личного мусора может существенно повлиять на окружающую среду. Вам помогут следующие идеи:

    экономьте бумагу, пишите письма и делайте домашнее задание на двух сторонах листа;

    сделайте стопку бумаги для заметок, которую ваши дети смогут использовать для своих черновых работ, - это помогает использовать бумагу дважды;

    когда готовите обед, используйте многоразовую посуду;

    поощряйте детей использовать многоразовые контейнеры, а не полиэтиленовые пакеты, оберточную бумагу или алюминиевую фольгу;

    складывайте постриженную траву, листья и пищевые отходы в компостную яму у себя в саду, а не выбрасывайте их вместе с мусором, что тоже снизит объем мусора, отвозимого на городские свалки;

    покупайте вещи, сделанные из переработанной бумаги и других переработанных материалов;

    покажите своим детям, как много упаковочного материала пропадает впустую, когда вы покупаете индивидуально упакованные вещи, вместо того чтобы брать большие упаковки и затем раскладывать купленное по порциям в многоразовые контейнеры;

    покупайте перезаряжаемые батарейки и другие устройства, которые в конечном итоге менее вредны для окружающей среды и служат намного дольше обычных батареек;

    если вы находитесь в магазине и покупаете какую-нибудь маленькую вещь, положите ее себе в карман, в сумочку или в другой мешок с покупками, а не просите для нее отдельный пакет;

    берите с собой многоразовый пакет для покупок, который ваша семья может использовать несколько недель подряд, или просто хозяйственную сумку.

Вторичное использование старых вещей

Старая ненужная одежда, игрушки или предметы домашнего обихода могут получить вторую или даже третью жизнь, если начать их использовать не по назначению. Например, старая шина может стать отличной садовой клумбой, а рваная одежда может быть использована как тряпка. Части поло манных игрушек могут обрести новую жизнь в качестве материала для поделок. Вы также можете отдать еще пригодную вещь в благотворительное общество.

Переработка отходов вне дома

Многие люди аккуратно собирают мусор дома и совершенно забывают об этом вне его. Например, что вы делаете с пустыми пластиковыми бутылками и банками от газированной воды? Выбрасываете ли вы их в контейнер для переработки отходов, если таковой есть поблизости? Или просто отправляете в урну?

Напоминайте своим детям, что им надо всего-навсего удостовериться, что банка или бутылка пуста, положить ее к себе в рюкзак и потом, дома, выкинуть в контейнер для переработки отходов. Также вы можете посоветоваться с администрацией садов и парков вашего города, нет ли возможности поставить такие контейнеры в районах интенсивного городского движения. В некоторых садах и парках и на пляжах уже есть особые емкости для пластиковых бутылок и металлических банок.

Снижение загрязнения воздуха, замедление глобального потепления

Если ваши дети учатся в средних или старших классах, возможно, на уроках им уже рассказали о глобальном потеплении. Хотя может казаться, что предпринимать какие-либо меры по снижению количества выбрасываемых в атмосферу газов в состоянии только правительства и крупный бизнес, есть кое-что, что можете сделать и вы с вашей семьей, не говоря уже о том, что это поможет вам одновременно и сэкономить деньги. Например, можно предложить своим детям следующее:

    Если вам надо куда-то добраться, идите пешком, поезжайте на велосипеде или сядьте в автобус, вместо того чтобы ехать на машине. Может быть, вы живете достаточно близко к школе, чтобы ваши дети могли ходить в нее пешком? Можете ли вы договориться с соседями по очереди развозить детей на машине? Могут ли ваши дети пойти в гости к другу пешком или поехать на велосипеде, а не пользоваться машиной?

    Экономьте электричество (выключайте телевизор, свет, радио и другие электроприборы, когда ими не пользуетесь).

    Сажайте деревья и другие растения, чтобы помочь поглощению излишнего углекислого газа (они также обеспечивают тень и защиту от ветра, что помогает лучше сохранять в домах более или менее постоянную температуру и, следовательно, снизить расходы энергии на их отопление или охлаждение).

Меньше усилий - больше результат

Наши маленькие повседневные действия самыми разными способами могут иметь значительный положительный эффект на окружающую среду. Чтобы дети начали постоянно задумываться об окружающей среде, дайте им возможность видеть все, что вы делаете для ее защиты изо дня в день, и объясняйте, почему вы это делаете. Например, дети могут не понимать, почему использование энергосберегающих ламп или механической газонокосилки лучше для окружающей среды, пока вы им это не объясните. Покажите своим детям, что вы не разбрасываете мусор, и объясните, какое влияние загрязнение имеет на окружающую среду. Не выбрасывайте ненужные вещи, а отдавайте их в благотворительные общества. Будьте в курсе проектов по охране окружающей среды в своем районе, и, возможно, вы сможете посадить дерево или убрать мусор в местном парке вместе с детьми.