Правила этикета для детей: в гостях, за столом, в семье, в школе, в театре, поведения на улице, в общественных местах. С какого возраста следует начинать обучение речевому этикету, телефонному, правилам хорошего тона, общения, вежливости? Виды этикета для

Статья рассказывает о том, какие виды правил этикета существуют, а также о том, какие правила этикета следует знать детям с самого раннего возраста.

Этикетом принято называть нормы и правила поведения в определенном месте и в определенных ситуациях. Очень важно обучить ребенка этим правилам, тогда родителям не придется испытывать неловкость за своего ребенка, а наоборот и не один раз им придется услышать слова благодарности за хорошие манеры того человека, которого они воспитали.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

ВАЖНО: Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.



  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный


С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

  • Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

  • С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере

ВАЖНО: В этом возрасте стоит использовать игровые формы обучения ребенка этикету. Уже можно инсценировать ситуации, использовать сюжетные игры, не стоит забывать о забавных стихах и сказках на тему этикета.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле


Этикет вежливости детей: уроки

Учить правилам этикета ребенка следует на постоянной основе, используя игровые формы, напоминания, примеры и т.д. — это должен быть беспрерывный процесс. Постоянное проговаривание, демонстрирование взрослыми хорошего поведения в обязательном порядке увенчаются успехом.

Что касается обучения детей вежливости в детских садах, школах, то для педагогов существуют специально разработанные программы и уроки. Необходимые материалы и видеоуроки не составит труда найти и на просторах интернета.



Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Видео: Презентация Этикет и правила поведения за столом

Этикет для детей в гостях

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  • Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
  • Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
  • Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
  • В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
  • Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  • Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  • В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
  • Не стоит надолго задерживаться в гостях
  • Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
  • К себе гостей стоит приглашать заранее
  • В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
  • Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит


Этикет поведения детей в общественных местах

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди


Этикет поведения детей на улице

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

Ребенок должен четко усвоить, что:

  • Мусор должен находится в урне, а не на земле
  • Запрещается ходить по газонам
  • Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
  • Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
  • Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
  • В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
  • Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
  • Стоит помнить о правилах дорожного движения
  • Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
  • Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
  • Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо


Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д.

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Видео: Правила поведения в театре

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их.

Правила этикета для поведения детей в школе

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  • Уважать учителя
  • В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
  • В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
  • Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
  • Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
  • Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
  • Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
  • В начале урока следует приветствовать учителя стоя
  • Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
  • Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
  • Во время урока запрещается есть
  • Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
  • На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе

Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать. С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе.



Этикет поведения детей в семье

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  • С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо
  • Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с ними
  • Заходя в комнату к родителям, следует стучаться
  • Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них
  • Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером.



Телефонный этикет для детей

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  • Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
  • Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
  • В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
  • Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
  • Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
  • При неправильно набранном номере следует извиниться
  • Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
  • Запрещается баловаться с помощью телефона
  • Все сообщения должны быть грамотно написан


Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО: Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.



Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

Развернутые сценарии игр, конкурсов и викторин, как родители, так и педагоги могут с легкостью отыскать в книжных магазинах, библиотеках, интернете и т.д.



Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  • Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб


Сказки об этикете для детей

Все в тех же книжных магазинах также можно найти и сказки, которые призваны обучить детей хорошим манерам.

Стихи о правилах этикета детей

Я другу говорю: «Привет!»,
А он в ответ: «Здорово!».
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.

Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!» мы говорим.

Одежда в порядке — все чисто, опрятно —
С таким человеком общаться приятно.
А грязный, лохматый, оборванный вид —
Держаться подальше знакомым велит.

«Здравствуйте!» — при встрече говорим
Всем друзьям, знакомым и родным.
А когда уходим: «До свиданья!» —
Пусть коротким будет расставание.

Грубо разговаривать,
Насмешливо дразниться —
Это плохо, некрасиво!
Нужно извиниться.

У мамы много дел по дому,
В заботах папа день за днем.
И мы помочь родным готовы
Отложим игры на потом.

Если бабушка устанет —
Отдыхает пусть она.
Ну, а внук шуметь не станет,
Будет в доме тишина.

За помощь и поддержку
Всегда благодарим.
И, получив подарок,
«Спасибо!» говорим.

Взрослые беседуют.
Важный разговор.
Им мешать не следует —
Такой есть уговор.

Во дворе у нас беда —
Появилась ябеда.
Мы ее не обижаем,
Просто с нею не играем.

Есть такие малыши —
Себя хвалят от души.
Говорят таким обычно:
«Хвастуном быть неприлично!
Будь хорош не на словах,
А в поступках и делах».

Над знакомыми смеяться,
За глаза их обсуждать
Могут только злые бяки.
Людей не надо обижать!

В автобусе старушке
Место уступи.
Чуткость и внимание
К старшим прояви.

Тихо в транспорт мы заходим,
здесь не бегаем, не сорим.
Не кричим и не поем —
Хорошо себя ведем!

Пусть чья-то вещь тебе понравилась —
Сдержать свои желания сумей.
Забудь, иль обратись к хозяину,
Но брать тайком чужое ты не смей!

В транспорте общественном
Будь спокоен, тих.
Вежливо веди себя —
Уважай других.

Не стоит врать и клеветать,
Когда ты сам в ответе.
Свою вину решись признать —
Честны должны быть дети!



Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

Существует огромный выбор мультфильмов, как советских, так и современных, которые способны обучить ребенка вежливости, которые наглядно демонстрируют правила этикета. Отдельные серии о вежливости и о правилах этикета можно найти среди таких современных мультфильмов, как:

  • Малышарики
  • Смешарики
  • Лунтик
  • Уроки тетушки Совы


Уделяйте внимание своему ребенку, учите его правилам этикета, и тогда у вас получится воспитать хорошего человека.

Видео: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

Цели:

  • Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивные мотивации поведения;
  • Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших;
  • Воспитание посредством правил речевого этикета уважительного отношения к себе и к другим

Оборудование:

  • Доска;
  • Проектор;
  • Экран;
  • Сигнальные карточки;
  • Альбомные листы, карандаши.

Ход урока-игры

1. Сообщение темы урока, выяснение содержания термина “тема”, сообщение в доступной форме целей урока.

ТЕМА – это предмет, основное содержание повествования, изображения, разговора, беседы, то есть это то, о чём или о ком говорится.

Урок наш будет происходить в форме соревнования разновозрастных команд, в каждой из которых поровну первоклассников и пятиклассников. Представляем участникам капитанов (5 класс) и юнг (1 класс).

2. Знакомство с правилами речевого этикета.

ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения в какой-либо среде, в определённых условиях.

В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам. Итак, самая главная задача нашего необычного праздничного урока – научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:

  • Команда первоклассников:

Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай!

  • Команда пятиклассников:

Среди невезенья иного,
Среди невесёлого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.

Прослушивание песни Булата Окуджавы “Давайте восклицать…”

Соревнование команд.

1 конкурс “Давайте говорить друг другу комплименты…”

(выясняется значения слова “комплимент”.

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.

Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев (представляем членов жюри в масках Кащея, Бабы Яги, Золушки) Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 –для Кащея, 2 – для Бабы Яги, 3 – для Золушки. Карточку со знаком “-” используйте, если комплимент не подходит никому.

Вопросы:

1. Ты очень ловкая, быстрая, всегда и всюду успеваешь; (2)

2. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая; (3)

3. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться; (-)

4. Ты так долго живёшь на свете и ты, наверняка, много видел; (1)

Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные, и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще.

2 конкурс “Вежливая критика”

Наверняка, вам не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительно. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно.

Представьте себе, что героев сказки “Лиса и Журавль” пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе.

Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки.

Высказывания:

Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только, попробовать не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль);

Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни капельки нельзя было достать из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса);

Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики. Обоснуйте свой ответ.

Вежливые реплики:

Журавль был добрее и вежливее. Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила журавля к себе в гости.

Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

Надеемся, что вы поняли, что критика тоже может и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка “Лиса и Журавль”, к какому типу народных сказок она относится?

Ну вот, мы коснулись фольклора,и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?

3 конкурс “Утешители”

Представляете, от деда с бабой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку (ученик поёт песенку Колобка и танцует). Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.

Пословицы:

  • Горе не беда – с кем не была.
  • Нет худа без добра.
  • Наши лепёшки тоже поели кошки.

Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – это маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.

4 конкурс “Юнги, вперёд!”

Дорогие юнги, к вам попала записка для ослика ИА, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого напишите на доске (а все первоклассники у себя на листочках – ответ пригодится, если юнга вашей команды ошибается) через запятую номера предложений утешительной записки.

Утешительная записка:

  1. Не огорчайся, дорогой ослик ИА!
  2. Полно печалиться, дело поправится.
  3. Стоит ли переживать из-за таких пустяков!
  4. Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут тебе. Мы найдём твою потерю.
  5. Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ – 1, 2, 4. мы уверенны, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3 и 5 ты не только не утешишь ИА, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написать цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов. Ребята, а из какой сказки ослик ИА? Кто её автор?

5 конкурс “Капитанский”

Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить.

Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство, и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запишите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ.

Варианты отказов:

  1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
  2. О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.
  3. Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их, так как ждут меня на земле родные и друзья.

6 конкурс “Поздравления”

Папа Карло решил написать поздравительные письма к Женскому празднику героиням сказки “Золотой ключик”. Но по рассеянности забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться. Сигнализируем карточками: 1 – Мальвина, 2 – Лиса Алиса, 3 – Тортила.

Поздравления:

  1. Изобретательная … ! Поздравляю вас с праздником! Желаю Вам быть по –прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и триста лет назад, вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
  2. Изобретательная … ! Поздравляю Вас с Женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион! Поклонник Ваших талантов Карло.
  3. Милая … ! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино. А ещё – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.

(После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательными знаками.)

Внеконкурсное задание

А теперь последнее, внеконкурсное задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идёте к ней в гости, напевая весёлую песенку. Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку.

(пятиклассники составляют поздравления, а первоклассники в это время рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились Красной Шапочке)

4. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. Зачитывается несколько лучших поздравлений, и рассматриваются открытки малышей.

Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, учились вежливо общаться друг с другом, узнали значение и правописание слов. А ещё нарисовали прекрасные открытки для бабушки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это просто необходимо, чтобы стать вежливым человеком, настоящим другом.

Звучит песня “Друг в беде не бросит …”

Ольга Третьякова
Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающая задача:

Совершенствовать себя как личность через общение с людьми; закрепить зна-ния об основных правилах, по которым живут люди, дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять; способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка.

Умственная задача:

Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; раз-вивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависи-мости; подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желае-мого результата; стимулировать активность детей для решения проблемной ситуа-ции; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Воспитательная задача:

Формировать коммуникативные навыки; учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить согласовы-вать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем; воспи-тывать чувство взаимопомощи; учить быть честными, мужественными; формиро-вать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стой-кость перед искушениями, критическое отношение к своему «я»; умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Демонстрационный материал:

Символы: тучка, тучка из-за солнца, тучка с дождем. Открытки с изображени-ем некоторых государственных праздников. Рисунки волшебных предметов: шап-ки-невидимки, ковра-самолета, туфлей скороходов, меча кладенца, пера жар-птицы, волшебного клубка. Книга со сказкой О. Уайльда «Мальчик - звезда». Ри-сунки к сказке «Мальчик-звезда»: нищенка, мальчик, королева, принц. Иллюстра-ция русской избы, изображения пахаря, гончара, дружинника, ткачихи, кузнеца, охотника.

Раздаточный материал:

Пиктограммы: радость, спокойствие, грусть, удивление. Розовые сердечки; Листья для дуба мудрости. Цифры для игры «Найди пару». Листы белой и копиро-вальной бумаги, ручка. Цветы для обводки. Кольца для пирамидки. Принадлежно-сти для сервировки стола (скатерти, тарелки, столовые приборы, стаканы, чайные пары, бокалы на выбор; элементы праздничного убранства: свеча в подсвечнике, цветочки, пайетки, конфеты, корабль с пиратами, ваза с цветами.) Вазы с конфета-ми и кусочками хлеба.

Музыкальное сопровождение:

Отрывки из сказок: «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работ-нике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солда-тик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского. Русская народная музыка для танца Фоновая музыка на начало, конец занятия и во время работы с копироваль-ной бумагой и сервировки столов.

Ход занятия:

Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Какой воздух? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Какое солнце? Солнце яркое и лу-чистое. Какое небо? Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудес-ное утро?

Настроение это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И когда настроение похоже на (солнце) – показ воспитателя. Пиктограмма «весе-лый человек».

А может настроение быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, слов-но капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на «тучку с до-ждем». Пиктограмма «грустный человечек»

А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то о своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И настроение похоже на «солнце из-за тучки» Пиктограмма «спокойный человек».

Ребята, каждый из вас может почувствовать свое настроение. Давайте поиг-раем в игру «Угадай, какое настроение». Воспитатель читает ситуацию, а дети по-казывают настроение пиктограммой

С каким настроением ты:…

Встречаешь маму;

Идешь по парку

Гладишь кошку

Упал в лужу

Рисуешь в альбоме

Идешь к зубному врачу

Разговариваешь с другом

Смотришь на испачканную одежду

Читаешь книгу

Танцуешь на празднике

Любуешься природой

Мажешь зеленкой разбитую коленку

Покупаешь мороженой?

Ребята, наше настроение постоянно меняется от радостных или грустных событий. А вы хотели бы попасть в сказку? В этом нам могут помочь волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете? (Ковер-самолет, меч - кладенец, шапка невидимка, лампа Алладина, волшебный клубок, туфли скороходы). С по-мощью волшебного клубка мы отправимся в сказку.

Сейчас я пущу клубок, а вы будете отгадывать какое настроение было у героев сказки. Если будет веселое настроение, то вы будете хлопать в ладоши, а если грустное, то топать ногами.

Звучат музыкальные отрывки сказок «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского.

Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Многие русские народные сказки начинаются так: «Жили-были старик со старухой. И было у них три сына». Крестьянские семьи на Руси были большими, вся семья жила в одной избе, но у каждого человека было свое занятие.

Ткачиха – ткала на ткацком станке холсты.

Гончар - изготавливал глиняную посуду.

Пахарь – пахал сохой землю

Охотник – занимался добычей зверей

Кузнец – ковал железо

Дружинник – защищал свою семью и деревню.

Русский народ был очень мудрым. Недаром говорят: «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сочинил русский народ и составим пирамиду из них.

Бояться ненастья – и счастья не будет

Сердце веселиться и лицо цветет

Весело поется – весело прядется

Всякая ссора красна мировою

Гнев – плохой советчик

Кончил дело – гуляй смело

С людьми браниться – никуда не годится

Горе, не горе – лишь бы не было боле

За хлебом, солью – всякая минутка хороша

Молодцы! Не только пословицы и поговорки передают настроение человека но и музыка. Послушайте заиграла музыка. Что хочется делать? (танцевать) Давайте потанцуем.

Хорошо танцевали, а теперь давайте вспомним названия цифр от одного до десяти. А теперь поиграем в игру «Найди пару» каждый ищет себе пару и они вместе идут за стол, на котором стоит такая же цифра.

А когда у нас ещё бывает отличное настроение? На праздники. Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют знакомые праздники). Трое из ответивших детей выбирают себе пару и идут сервировать столы к праздникам: 8-е марта, день рожденья, новый год.

Вы все любите праздники. А с чем нужно ходить на праздники? (с подарками). Лучший подарок – цветы.

У вас много друзей, с помощью чего можно быстро сделать много подарков? (с помощью копировальной бумаги)

А для чего она нужна? (чтобы получить копию, повторить рисунок)

Берем два листа белой бумаги. Между ними кладем лист копировальной бу-маги. Какой стороной вниз? (жирной, на ней краска). Ваша задача обвести цветок ручкой, а кто хочет дорисуйте ему стебелек и листочки. Старайтесь, чтобы рисунки были одинаковыми нельзя сдвигать листы с копиркой в другое место. Молодцы, вы справились с заданием, а теперь обменяйтесь друг с другом копиями. Теперь наши подарки готовы и мы идем в гости, посмотрим как ребята справились с заданием. Подарим им подарки.

Продолжим наше путешествие. Садитесь на свои места.

Вы через год расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надол-го в вашей памяти останутся игрушки, друзья, вы будете помнить как мы вас вос-питывали, учили правилам, по которым нужно жить.

Какие же правила вы запомнили?

Чтобы их лучше запомнить, давайте повесим чудесные листья на дерево. Это у нас необыкновенное дерево. Это дуб мудрости.

Будь щедрым

Будь бережливым

Будь трудолюбивым

Будь аккуратным

Люби животных и растения

Будь любознательным и наблюдательным

Помогай маленьким и слабым

Уважай взрослых

Не обижай людей

Будь вежливым и гостеприимным

Будь честным

Слушай старших

Посмотрите внимательно на дуб мудрости и запомните эти правила на всю жизнь.

Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым. Правила нужны нам не только в детском саду, они пригодятся вам в школе, институте, когда вы будете взрослыми, станете папами и мамами, вы научите этим правилам своих детей.

Продолжим наше путешествие. Сейчас вы услышите отрывок из сказки Оска-ра Уайльда «Мальчик - звезда»

1 отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод принес его в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селе-ние пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить что женщина – нищенка его мать.

Кому понравился мальчик – звезда? Почему?

Кому понравилась нищенка?

Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравиться (Дети дарят ро-зовые сердечки)

Воспитатель молча анализирует ситуацию, какие дети, какому герою подарили сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.

Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гос-тинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень понра-вился. Мальчик – звезда угощает вас конфетами. А у бедной женщины нет денег, но она хочет угостить вас хлебом. (Дети самостоятельно берут гостинец. Они подарили сердечки тому, кто нравится и гостинец взяли у понравившегося героя).

1 вариант

Ребята, ведь вы же подарили свои сердечки женщине нищенке, а почему же решили взять сердечки у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и вам очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2 вариант

Какие вы ребята молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все же выбра-ли хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

2 отрывок.

Но после того, как нищенка – мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедли-вым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Ребята, вам теперь нравиться мальчик-звезда?

У нас было условие, что гостинцы можно брать у того, кто тебе очень нравиться. Теперь, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

Запомните ребята:

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ:

Ничто не проходит бесследно…

И, значит, добро – это то вещество –

Уж если ты ближнему отдал его –

К тебе возвратится ответно.

    Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он...

    Перед купанием Карна (герой Махабхараты, брат Пандавов) умастил себе волосы маслом из драгоценной чаши. Когда правой рукой он стал втирать масло в волосы, перед ним неожиданно появился Кришна. Карна встал и выразил ему почтение. Кришна сказал, что пришёл...

    Однажды к Насреддину пришли несколько будущих учеников и попросили его почитать им лекцию. - Хорошо, - сказал он, - следуйте за мной в лекционный зал. Повинуясь приказу, все выстроились в цепочку и пошли за Насреддином, сидевшим задом наперёд на своём...

    Мудрую Свинью спросили: - Почему во время еды ты становишься в пищу ногами? - Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, - отвечала мудрая Свинья. - Когда я, насыщаясь, ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие. - А...

    Один любознательный человек спросил саййида Кхидра Руми: - Есть ли что-нибудь, что можно назвать лучшим и одновременно худшим из человеческих установлений? Тот ответил: - Да, конечно. Такая вещь существует, и её название - «этикет». Польза правил этикета...

    Рассказывают, что один человек пришёл к Гилани и сказал: - О, великий шейх! Почему бы вам не навестить такого-то человека? Он прочёл всё написанное вами, обсудил ваши высказывания с вашими сподвижниками и теперь больше всего на свете хочет задать вам ряд...

    После победы над Люй Бу в союзе с Лю Бэем войска Цао Цао возвратились в новую столицу Сюйчан (находилась юго-западней нынешнего одноимённого города, провинция Хэ-нань). Лю Бэя поместили на отдых в доме, расположенном рядом с дворцом Цао Цао. На другой...

Хорошим манерам нужно учить с детства. Статья поможет научить ребенка правилам столового, театрального, семейного и телефонного этикет.

Слова «Какой воспитанный ребенок!», брошенные кем-то знакомым или незнакомым, звучат музыкой для родительских ушей. Они горды за свое чадо и за себя, так как сумели привить ему правила хорошего тона. Как и любым другим вещам, учить этикету дошкольника и младшего школьника нужно в игровой непринужденной форме.

Виды этикета детей

Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.

Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.

Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:

  • вести себя при общении с другими людьми
  • позиционировать себя
  • характерная походка
  • речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
  • жесты и мимика
  • прочее

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.

Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:

  • вежливыми
  • сдержанными
  • скромными
  • отзывчивыми
  • рациональными
  • участливыми
  • ненавязчивыми
  • опрятными
  • аккуратными

ВАЖНО: Также родители должны понимать, что на развитие их малыша значительное влияние оказывает и его окружение. Чтобы ребенок имел хорошие манеры, необходимо ограничить его контакты с теми людьми, которые ими не обладают

В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:

  • речевой (правила вербального общения с окружающими)
  • столовый (правила общения во время еды)
  • выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
  • семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
  • телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
  • гостевой (правила поведения в гостях)
  • пассажирский (правила поведения в транспорте)
  • учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
    профессиональный
  • спортивный
  • свадебный
  • траурный
  • военный
  • религиозный
  • дипломатический
  • корпоративный

По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.

Обучение этикету детей 4, 5, 6 лет и школьников

Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих.

Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно.

  1. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса)
  2. Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация
  3. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
  4. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету

ВАЖНО: Правила хорошего тона нужно закреплять. Ребенку необходимо общаться с детьми, чтобы уметь вести себя в их коллективе. Также родители должны организовывать малышу походы в цирк, театр, на выставки, в кафе, прочее

ВИДЕО: Речевой этикет УРОК ПО ЭТИКЕ

Этикет для детей за столом

Насколько удивительным это не кажется, но обучение малыша столовому этикету начинается до года, с введением блюд прикорма или с момента, когда крохе вручают ложечку, чтобы он попытался есть самостоятельно.

Уже тогда кроха должен узнать, что:

  • едят в строго отведенных местах – на кухне или в столовой
  • для еды используют специальные предметы -посуду и столовые приборы
  • еда – это не игра
  • кушать нужно аккуратно

ВАЖНО: Еще до года нужно предлагать ребенку салфетку и показывать, что ею во время еды нужно вытирать ротик

  1. Использовать нужные столовые приборы. Начать нужно с элементарного: первое едят из глубокой тарелки, второе – из мелкой; вилку держат в левой руке, а нож – в правой (если, конечно, малыш не левша), прочее. Позже нужно объяснить ребенку правила пользования более сложными столовыми приборами, например, кокотной вилкой или ножом для рыбы. Освоить сервировку стола ребенку поможет специальная схема – картинка, как на фото
  2. Сидеть ровно, с прямой спиной. Для усвоения этого правила необходимо, чтобы у ребенка был обеденный стул, соответствующий его росту
  3. Не разговаривать и не баловаться. Тут не грех вспомнить фразу «Когда я ем, я глух и нем», придумать игру, которая бы проиллюстрировала, как некрасиво, когда кто-то балуется за столом
  4. Кушать нужно аккуратно, не размазывать еду по тарелке
  5. Делить кусочки на большие, чтобы не набивать рот
  6. Вытирать рот салфеткой
  7. Не тянутся через весь стол за каким-то блюдом, а попросить передать его
  8. Не класть локти на стол
  9. Не брать за стол игрушки
  10. Проявлять заботу об окружающих
  11. Говорить вежливые слова, принимаясь за трапезу («Приятного аппетита!») и заканчивая ее («Спасибо!»)

ВАЖНО: Во время обучения ребенка столовому этикету родители не должны переусердствовать – порой поучение и критика с их стороны выглядят более невежливо, чем баловство со стороны ребенка

ВИДЕО: Презентация Этикет и правила поведения за столом

Этикет для детей в гостях

Когда ребенок приходит в гости к взрослым, знакомым родителей, или детям, своим друзьям, он проходит своего рода экзамен на воспитанность. Он сдаст его успешно, если будет знать, что:

  1. Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам
  2. Звонить или стучать в двери нужно ненастойчиво, максимум дважды
  3. Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец
  4. Первое, что должен сделать гость – поздороваться
  5. Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь
  6. Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет
  7. Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее), нужно попросить разрешение у хозяев
  8. Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за радушный прием и хорошо проведенное время

Поход в гости — экзамен на вежливость для ребенка.

ВАЖНО: Нужно объяснить ребенку, что уходить домой от гостей нужно тут же, как об этом попросят родители. Даже если играть в гостях очень интересно, малыш не должен ныть, капризничать, просить остаться еще ненадолго. Слишком продолжительный визит может быть утомительным для хозяев

Этикет поведения детей на улице

Находясь на улице, ребенок пребывает в обществе других людей, если, конечно, это не прогулка где-то в лесу. Своим поведением он не должен доставлять им дискомфорт.

Родители должны объяснить малышу, что:

  1. Ходить на тротуаре нужно по правой стороне. Тогда удастся избежать столкновения с теми, кто идет навстречу
  2. Нельзя сорить. Для обложек от конфет, огрызков, прочего мусора существуют урны
  3. Нельзя показывать на прохожих пальцем
  4. Нельзя останавливаться посреди тротуара, преграждая путь тем, кто идет сзади. Если развязался шнурок, нужно отойти в сторону и там уже его завязать
  5. Нужно соблюдать правила дорожного движения. Это – вопрос безопасности
  6. Со знакомыми людьми нужно здороваться
  7. Никогда нельзя разговаривать или уходить с незнакомыми людьми
  8. Лучше не кушать на ходу. Чтобы сгрызть яблоко или полакомиться мороженным, лучше присесть на скамейку

ВАЖНО: Уже с малого возраста можно приучать мальчика помогать маме носить покупки. Тогда шанс, что он вырастет галантным, увеличатся

Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре

Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:

  • детские игровые комнаты
  • парки развлечений
  • зоопарки
  • театры
  • музеи
  • выставки

Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.

Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
Так, в театре:

  1. Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
  2. Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
  3. Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
  4. Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
  5. Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
  6. Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
  7. Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
  8. Во время спектакля нельзя разговаривать
  9. В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться

ВАЖНО: Современное важное правило: если у ребенка есть мобильный, его на время спектакля лучше отключить. Разговоры по телефону в театре – проявление крайней невежливости

ВИДЕО: Азбука этикета. в театре.

Речевой этикет для детей. Этикет общения ребенка

Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:

  • знакомство
  • приветствие
  • привлечение и удержание внимания собеседника
  • умение просить
  • умение отказывать
  • умение извиняться
  • умение сочувствовать, проявлять участие
  • поздравления
  • прощание
  • благодарность

Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.

Общаясь, ребенок дошкольного возраста уже должен:

В форме коротких и ритмичных стишков детям легче будет выучить правила хорошего тона.
Кроме собственно правил этикета рифмовки:

  • тренируют память ребенка
  • тренируют речь ребенка
  • расширяют словарный запас ребенка

Вот несколько примеров интересных стишков:


Этикет поведения детей в семье

Прошли те времена, когда к мамам и папам обращались на «Вы». Сегодня общение в семье более свободное. Тем не менее, ребенок должен знать, что:

  • общаться со взрослыми нужно вежливо и с уважением
  • нельзя пререкаться с родителями, бабушками и дедушками
  • заходя в комнату взрослых, нужно постучать
  • нельзя ябедничать родителям на брата или сестру

ВАЖНО: В свою очередь, родители должны вежливо относится к детям, учитывать их пожелания и интересы, ни в коем случае не забывать, что они, хоть и маленькие, но личности

Этикет поведения детей в школе

Когда ребенок идет в первый класс, для него начинается совершенно новая жизнь. Теперь у него совершенно новая функция: он – ученик. Родители дома и учителя в школе должны объяснить ему правила поведения в школе.

Вот некоторые из них:

  1. В школу нельзя опаздывать. Нужно приходить за 10-15 минут до начала занятий
  2. Необходимо иметь с собой сменную обувь
  3. В классе нужно сидеть на своем месте
  4. Нужно иметь при себе все необходимые для работы принадлежности
  5. Разговаривать во время урока нельзя, для общения с детьми есть перемена
  6. Выполнять домашнюю работу нужно обязательно
  7. К учителю нужно проявлять уважение
  8. До окончания урока выходить из класса нельзя
  9. Пропускать уроки можно только по болезни
  10. Если учитель входит в класс, приветствовать его нужно стоя
  11. Если на уроке захотелось в туалет, нужно поднять руку и попросить разрешение ненадолго покинуть класс
  12. На перемене не кричать, не бегать по коридорам, не толкаться и не драться
  13. Прочее

ВАЖНО: Во многих школах сегодня установлены свои правила. О них должен рассказать классный руководитель. Иногда такие правила публикуют в брошюрах и раздают всем ученикам класса

ВИДЕО: Правила поведения в школе

Телефонный этикет для детей

Мобильный телефон есть чуть ли не у каждого современного первоклашки. Ребенка нужно научить, как правильно разговаривать по нему и писать смски.

  • разговор по телефону нужно начинать с приветствия
  • в общении по телефону соблюдаются все правила речевого этикета
  • сообщения, даже если они адресованы другу, пишутся грамотно, в них употребляются только приемлемые сокращения
  • в школе, поликлинике, общественных местах (театре, планетарии, кино, прочее), разговаривать по телефону неприемлемо
  • обещание перезвонить нужно выполнять
  • нельзя отвечать на телефон другого человека, если только он сам не попросил об этом

Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

Учить и закреплять правила хорошего тона детям помогут игры.

ВАЖНО: Готовые сценарии игр родители могут найти в специальных книгах или в Интернете. Если подключить фантазию, придумывать их можно самому. Главное, чтобы игра была целенаправленной

  1. Игра «Чаепитие у Мальвины». В основе игры – знаменитая детская сказка «Буратино». Играть в игру могут несколько детей или ребенок с игрушками. В гости к Мальвине приходят ее друзья. Они проявляют вежливость, здороваясь с хозяйкой, интересуясь, как у нее дела. Один Буратино ведет себя невежливо, громко говорит, перебивает других. Когда начинается чаепитие, он ест варенье руками, «сербает» из чашки, тянется через весь стол за кусочком пирожного. Задача Мальвины и ее гостей – объяснить Буратино, что он ведет себя неправильно и рассказать о правилах хорошего тона в гостях и за столом
  2. Игра «У меня зазвонил телефон». У ребенка понарошку звонит телефон. Он должен вежливо ответь на звонок: поприветствовать звонящего, поговорить с ним, потом попрощаться. После все происходит наоборот
  3. Конкурс «Правильно и неправильно». Проводится уже после того, как ребенок выучил основы этикета. Может быть групповым. Ребенку дают колокольчик или флажок. Взрослый читает ситуации. Если в какой-то из них нарушены правила хорошего тона, ребенок должен поднять флажок над головой или позвонить в колокольчик, назвать, что в ситуации было неправильно, как нужно было поступить на самом деле. Например: «Маша в театре во время спектакля ела бутерброд и разговаривала по телефону со своей подружкой». Маша поступила неправильно. В театре кушать нужно только в буфете в антракт, говорить по телефону во время спектакля нельзя

Этикет: беседа с детьми

Под беседой в педагогике подразумевают целенаправленное общение. Она является эффективным методом воспитания определенных качеств в ребенке старшего дошкольного или школьного возраста, не раньше.
Беседа по этикету с целью разъяснения правил хорошего тона в той или иной ситуации:

  • не должна быть долгой
  • не должна быть монотонной
  • должна быть интерактивной
  • должна иллюстрироваться карточками, плакатами, обучающими фильмами, мультфильмами, прочее

Беседы по этикету — элемент воспитательной работы в школе.

Обычно, такие беседы проводятся педагогами с группами детей в садике или школе.

Книги по этикету для детей. Сказки об этикете для детей

В любом детском магазине можно купить книги по этикету для детей. Это могут быть поучительные сказки в прозе и стихах или нечто подобное своду правил. Выбрать хорошую книгу, по которой малыш легко выучит, как себя вести, помогут следующие советы:

  1. Книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Если она предназначается малышу дошкольного возраста, лучше, чтобы это была не слишком длинная стихотворная сказка с каким-либо интересным персонажем
  2. В книге должны быть тематические иллюстрации, тогда ребенок лучше усвоит информацию в ней
  3. Есть книги по какому-либо одному виду этикета или о правилах поведения в определенной ситуации (в театре, транспорте, на детской площадке). Такие книги хороши тем, что они не перенасыщают ребенка информацией и лучше усваиваются
  4. Если ребенок уже умеет читать, книга предназначена для него, а не для чтения родителями, она должна быть написана простым и понятным ребенку языком, шрифт в ней должен быть крупным

ВАЖНО: Есть очень интересные книги – энциклопедии для мальчиков и девочек. В таких обязательно присутствует раздел по этикету

Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

Так уж случилось, что современные дети не представляют свою жизнь без мультиков. Почему бы не совместить приятное с полезным и не включить малышу мультфильм, обучающий этикету?

ВИДЕО: Смешарики Нюша Этикет и вежливость

ВИДЕО: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

ВИДЕО: Уроки для детей. Этикет, вежливость