Соборное уложение. Уложение алексея михайловича Соборное уложение кто принял

Появление Соборного Уложения было непосредственно результатом народных восстаний первой половины 17 века, основу которых составляли движения крепостных крестьян, и необходимостью составления единого всероссийского закона, поскольку казуальный характер присущий предшествующему законодательству становился неэффективным. Требовалось ясность и точность формулировок закона

В начале века устои крепостного государства были потрясены крестьянской войной под руководительством Болотникова. В дальнейшем антифеодальные движения не прекращались. Крестьяне выступали против непрерывно усиливавшейся эксплуатации, увеличения повинности, углубления их бесправия. Активными участниками народных, особенно городских, движений 17 века были и холопы. В середине 17 века борьба достигла особой остроты. В Москве летом 1648 г. произошло крупное восстание. Поддержанные крестьянами, восстания носили антифеодальный характер. Среди наиболее популярных лозунгов был протест против произвола и вымогательств администрации. Но в целом Уложение получило ярко выраженный дворянский характер. Важно отметить, что критика действовавшего законодательства раздавалась и из рядов самого господствующего класса.

Таким образом, создание Соборного Уложения с социально-исторической точки зрения явилось следствием острой и сложной классовой борьбы и непосредственным результатом восстания 1648 года. В таких непростых условиях был созван Земский собор который принял решение о разработке нового свода законов – Соборного Уложения.

Потребность в новом своде законов, усиленная приказными злоупотреблениями, можно считать главным побуждением, вызвавшим новый свод и даже частью определившим его характер.

Источниками Соборного Уложения послужили: Судебники 1497 г. и 1550 г. Указные книги приказов царские указы приговоры Боярской Думы постановления Земских соборов литовское и византийское законодательство.

Составить проект Уложения было поручено особый кодификационный комиссии из 5-ти человек, из бояр кн. Одоевского и Прозоровского, окольничего князя Волконского и двух дьяков, Леонтьева и Грибоедова. Три главных члена этой комиссии были думные люди, а значит, этот “приказ князя Одоевского с товарищами”, как он называется в документах, можно считать комиссией думы, он был учрежден 16 июля. Тогда же решили собрать для рассмотрения принятия проекта к 1 сентября Земский собор. Следует отметить, что Земской Собор 1648-1649 года был крупнейшим из всех, какие созывались в период существования в России сословно-представительной монархии. К 1 сентября 1648 года в Москву были созваны выборные “из всех чинов” государства, служилых и торгово-промышленных посадских; выборные от сельских или уездных обывателей, как от особой курии, не были призваны. С 3 октября царь с духовенством и думными людьми слушал составленный комиссией проект Уложения. Затем государь указал высшему духовенству, думным и выборным людям закрепить список Уложения своими руками, после чего оно с подписями членов Собора в 1649 году было напечатано и разослано во все московские приказы и по городам в воеводские канцелярии для того, чтобы “ всякие дела делать по тому Уложению”.

Удивительна быстрота принятия кодекса. Все обсуждение и принятие Уложения в 967 статей заняло всего чуть больше полугода. А ведь следует учитывать, что на комиссию была возложена огромная задача: во-первых, собрать, разобрать и переработать в цельный свод действующих законов, разновременные, не соглашенные, разбросанные по ведомствам, также следовало нормировать случаи, не предусмотренные этими законами. Кроме того, необходимо было знать общественные нужды и отношения, изучить практику судебных и административных учреждений. Такая работа требовала долгих лет. Но Соборное Уложение решили составить ускоренным ходом, по упрощенной программе. Уже к октябрю 1648 года, точнее в 2,5 месяца, было изготовлено к докладу 12 первых глав, почти половина всего свода. Остальные 13 глав были составлены, выслушаны и утверждены в думе к концу января 1649, когда закончилась деятельность комиссии и всего собора и Уложение было закончено в рукописи. Быстроту, с которой было составлено Уложение, можно объяснить тревожными вестями о мятежах, вспыхивавших вслед за июньским бунтом, кроме того, ходили слухи о готовившемся новом восстании в столице, не говоря уже о необходимости создания нового кодекса. Поэтому и торопились с составлением Уложения.

    Структура Уложения

Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом в развитии юридической техники. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами,

Соборное Уложение не имело прецедентов в истории русского законодательства. Соборное Уложение - первый в истории России систематизированный закон.

В литературе его нередко, поэтому называют кодексом, но это юридически не верно, поскольку Уложение заключает в себе материал, относящийся не к одной, а ко многим отраслям права того времени. Это скорее не кодекс, а свод законов

В отличие от предшествовавших законодательных актов Соборное уложение отличается не только большим объемом (25 глав , разделенных на 967 статей ), но и большей целенаправленностью и сложной структурой. Краткое введение содержит изложение мотивов и истории составления Уложения. Впервые закон делился на тематические главы. Главы выделены специальными заголовками: например, “О богохульниках и церковных мятежниках” (глава 1), “О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать” (глава 2), “О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги” (глава 5) и т.д. Такая схема построения глав позволяла их составителям придерживаться обычной для того времени последовательности изложения от возбуждения дела до исполнения судебного решения.

    Поместное и вотчинное землевладение

Уложение как кодекс феодального права защищает право частной собственности, и прежде всего, собственность на землю. Основными видами собственности феодалов на землю были вотчины (ст.13,33,38,41,42,45 главы 17 ) и поместья (ст.1-3,5-8,13,34,51 главы 16 ). Уложение делает серьезный шаг в направлении приравнивания правового режима поместий к режиму вотчин, это касалось широких кругов феодалов, в особенности мелких. Не случайно глава о поместьях стоит раньше в законе главы о вотчинах.

Приравнивание поместий к вотчинам шло по линии преимущественно предоставления помещикам права распоряжения землей. До сих пор правом собственности на землю обладали по существу только вотчинники (но и их права были несколько ограничены, что сохранилось и в Уложении), однако в принципе вотчинник обладал необходимым элементом права собственности - правом распоряжения имуществом. По иному обстоит дело с поместьем: в прежние годы помещик был лишен права распоряжения, а порой и права владения землей (это было в том случае, если помещик покидал службу). Соборное Уложение внесло в это дело существенные изменения: прежде всего оно расширило право помещика на владение землей - теперь помещик, вышедший в отставку, сохранял право на землю, и хотя ему не оставляли прежнего поместья, но давалось по определенной норме так называемое прожиточное поместье - своеобразная пенсия. Такую же пенсию получала и вдова помещика, и его дети до определенного возраста.

В этот период получают юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения. Первый вид - собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных волостей). Второй вид - вотчинное землевладение . Будучи условной собственностью, на землю, вотчины имели все же иное правовое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые , выслуженные (жалованные) и купленные . Законодатель заботился о том, чтобы число родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин. Третий вид феодального землевладения - поместья , которые давались за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным положением лица. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил.

Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Было установлено, что, если помещик умер или покинул службу по старости либо болезни, то он сам или его вдова и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.

    Уголовное право по Уложению

В области уголовного права Соборное Уложение уточняет понятие “лихое дело”- деяние, опасное для феодального обществ; разработанное еще в Судебниках. Субъектами преступления могли быть как отдельные лица , так и группа лиц . Закон разделял их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть как физическим (содействие, практическая помощь и т.д.), так и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству- глава 22 ). В связи с этим субъектом стал признаваться даже холоп, совершивший преступление по указанию своего господина. От соучастников закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления : пособников (создававших условия для совершения преступления), попустителей, недоносителей, укрывателей. Субъективная сторона преступления обусловлена степенью вины: Уложение знает деление преступлений на умышленные , неосторожные и случайные . За неосторожные действия совершивший их наказывается также, как за умышленные преступные действия. Закон выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства . К первым относятся: состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект), ко вторым - повторность преступления, совокупность нескольких преступлений. Выделяются отдельные стадии преступного деяние : умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления. Закон знает понятие рецидива (совпадающее в Уложении с понятием “лихой человек”) и крайней необходимости, которая является ненаказуемой, только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение необходимой обороны и наказывалось. Объектами преступления Соборное Уложение считало церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность.

Система преступлений

1)Преступления против церкви,2)государственные преступления,3)преступления против порядка управления (намеренная неявка ответчика в суд, сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, фальшивомонетчиство, самовольный выезд за границу, самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, ложное обвинение), 4)преступления против благочиния (содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества, обложение пошлинами освобожденных от них лиц), 5) должностные преступления (лихоимство (взяточничество, вымогательство, неправомерные поборы), неправосудие, подлоги по службе, воинские преступления), 6) преступления против личности (убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное, побои, оскорбления чести. Не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления), 7) имущественные преступления (татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенное в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой, совершаемый в виде промысла, грабеж обыкновенный и квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества), 8) преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, “блуд” жены, но не мужа, половая связь господина с рабой).

Наказания по Соборному Уложению

Для системы наказаний были характерны следующие признаки: 1)индивидуализация наказания : жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние, но сохранился институт ответственности третьих лиц - помещик, убивший крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина, сохранялась процедура “правежа”, в значительной мере поручительство походило на ответственность поручителя за действия правонарушителя (за которого он поручался), 2)соловный характер наказания , выражающийся в различии ответственности разных субъектов за одни и теже наказания (например, глава 10 ), 3)неопределенность в установлении наказания (это было связано с целью наказания - устрашением). В приговоре мог быть не указан вид наказания, а если и был указан, то был неясен способ его исполнения (“наказать смертью”) или мера (срок) наказания (бросить “в тюрьму до государева указа”), 4)множественность наказания - за одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний: битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества.

Цели наказания :

Устрашение и возмездие, изоляция преступника от общества была второстепенной целью. Следует отметить, что неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника. Для устрашения к преступнику применяли то наказание, которое он желал бы для оклеветанного им человека. Публичность наказаний и казней имела социально-психологическое значение: многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как бы аналогами адских мук.

В Соборном Уложении применение смертной казни предусматривалось почти в 60 случаях (даже курение табака наказывалось смертью) . Смертная казнь делилась на квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простую (повешение, отсечение головы). Членовредительские наказания включали : отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как дополнительные или как основные. Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функцию обозначения преступника. К болезненным наказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте (на торгу). Тюремное заключение, как специальный вид наказания, могло устанавливаться сроком от 3дней до 4 лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (или как основной) назначалась ссылка (в монастыри, крепости, остроги, в боярские имения). К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав (от полной выдачи головой (превращения в холопа) до объявления “опалы” (изоляции, острокизма, государственной немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд. Широко применялись имущественные санкции (гл.10 Уложения в 74 случаях устанавливала градацию штрафов “за бесчестье” в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника. Кроме того, в систему санкций входили церковные наказания (покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и т.д.).

    Органы осуществляющие правосудие

Центральные судебные органы: суд царя, боярская дума, приказы.Правосудие могло осуществляться как единолично, так и коллегиально.

    «Суд» и «розыск» по Уложению

Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более определенно, чем в Судебниках здесь происходило разделение на две формы процесса : ”суд” и “розыск”. В законодательстве того времени все еще отсутствовало четкое разграничение между гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным правом. Однако различались две формы процесса - состязательный (суд) и следственный (розыск), причем последний приобретал все большее значение. Глава 10 Уложения подробно описывает различные процедуры “суда”: процесс распадался на суд и “вершение”, т.е. вынесения приговора. “Суд” начинался (Глава X. ст.100-104) с “вчинания”, подачи челобитной жалобы . Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителей. Ему предоставлялось право дважды не явиться в суд по уважительным причинам (например, болезнь), но после трех неявок он автоматически проигрывал процесс (Глава X. ст. 108-123 ). Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.

Доказательства , используемые и принимаемые во внимание суда в состязательном процессе, были многообразны: свидетельские показания (практика требовала привлечения в процесс не менее 20 свидетелей ), письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы), крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше 1 рубля), жребий. Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, были “общий” и “повальный” обыск : в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, а во втором - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. Особым видом свидетельских показаний были: ”ссылка на виноватых” и общая ссылка . Первое заключалось в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающего, при несовпадении дело проигрывалось. Подобных ссылок могло быть несколько и в каждом случае требовалось полное подтверждение. Общая ссылка заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими. Своеобразным процессуальным действием в суде стал так называемый “правеж”. Ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания, число которых равнялось сумме задолжностей (за долг в 100 рублей пороли в течении месяца). “Правеж” не был просто наказанием - это была мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство: у него могли найтись поручители или он сам мог решиться на уплату долга. Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в “судебном списке”. Каждая стадия оформлялась особой грамотой.

Розыск или “сыск” применялся по наиболее серьезным уголовным делам. Особое место и внимание отводилось преступлениям, в которых затрагивался государственный интерес . Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления (поличного) или с обычного наговора, неподтвержденного фактами обвинения – “язычная молва”). После этого в дело вступали государственные органы . Потерпевший подавал “явку” (заявление), и пристав с понятыми отправлялся на место преступления для проведения дознания. Процессуальными действиями был “обыск”, т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей. В главе 21 Соборного Уложения впервые регламентируется такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли послужить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделились: часть в пользу обвиняемого, часть против него. В случае, когда результаты “обыска” были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз , с определенным перерывом. Показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, “обыска”). Показания пытаемого протоколировались.

Гражданское право по Соборному Уложению 1649 г.

Право собственности определяется как господство лица над имуществом. Исследователи сходятся во мнении, что право собственности по Уложению должно быть уважаемо всеми и защита этого права дозволяется только судом, а не собственной силой. В крайних случаях Уложение допускает применение силы для защиты имущества. С этой же целью запрещалось самовольное управление чужим имуществом, самовольное завладение чужой собственности и признание права через суд.

Соборное Уложение защищало право частной собственности на землю.

29 января (8 февраля) 1649 г. Земский собор принял новый свод законов Российского государства - Соборное уложение царя Алексея Михайловича .

Появление этого документа в самом начале правления второго царя из рода Романовых было связано с серьёзным социально-политическим и социально-экономическим кризисом, в результате которого по стране прокатилась волна народных выступлений. Существовавшая в России правовая система не устраивала не только крестьян, посадских людей и рядовых стрельцов, но и дворянство, стремившееся расширить и законодательно закрепить свои права и привилегии.

В июне 1648 г. московские дворяне и верхи посада обратились к царю с просьбой созвать Земский собор для обсуждения накопившихся проблем. На основании совместного решения царя, высшего духовенства и Боярской думы была организована комиссия из 5 человек под руководством князя Н. И. Одоевского, в которую вошли боярин С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и дьяки Г. Леонтьев и Ф. А. Грибоедов.

Комиссии предстояло согласовать между собой все действовавшие нормативные акты и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс. В основу Уложения были положены указные книги приказов, московские судебники, боярские приговоры, коллективные челобитные, выписки из Литовского статута 1588 г., Кормчая книга, заключавшая в себе кодексы и законы греческих царей, постановления вселенских и поместных церковных соборов.

Текст Уложения был представлен для обсуждения и утверждения на специально созванный для этой цели Земский собор, приступивший к работе 1 (11) сентября 1648 г. Царь, Боярская дума и Освящённый собор заседали отдельно от выборных представителей сословий, которыми руководил князь Ю. А. Долгорукий. В процессе обсуждения проект документа подвергся существенной переработке, в результате чего в окончательном варианте появилось 82 новых статьи.

Разбитые на 25 глав 967 статей нового свода законов, в отличие от аналогичных документов предшествующего периода, содержали нормы не только процессуального, но и государственного, гражданского, административного и уголовного права. Уложение впервые определило статус главы государства, порядок государственной службы, виды государственных и уголовных преступлений. Наибольшее внимание было уделено вопросам судопроизводства.

Уложение окончательно утвердило в стране крепостное право, отменив «урочные лета» и объявив сыск беглых крестьян бессрочным. Устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьянина, а его имущество признавалось собственностью помещика.

Всё посадское население прикреплялось к посадам и переводилось в разряд податных сословий, но получало в качестве привилегии исключительное право на занятие торгово-промышленной деятельностью.

Уложение серьёзно ограничило права духовенства, которое, за исключением патриарха и его служащих, отныне подлежало суду на общих основаниях и не могло приобретать вотчины. Для управления прежними вотчинами монастырей и духовенства учреждался Монастырский приказ.

В интересах служилого дворянства документ уравнял поместья и вотчины, позволив помещикам владеть и распоряжаться выделенной за службу землёй.

Принятие Уложения было одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича. Оно оставалось основным законом Российского государства вплоть до 1830 г.

Лит.: Маслов К. А. Соборное Уложение: материалы к семинару по истории государства и права России [Электронный ресурс] // Сайт студентов и выпускников Юридического факультета СПбГУ. 2001-2011. URL : http ://www .law -students .net /modules .php ?name =Content &pa =showpage &pid =333 ; Соборное уложение 1649 года. Л., 1987;

Уложение государя, царя и великого князя Алексея Михайловича: перепечатано из Полного Собрания законов: [в память трехсотлетия дома Романовых]. – [Б.м.]: Государственная типография, 1915. – 337, CXXX с.
В приложении: Снимки с подлинного списка Уложения царя Алексея Михайловича.

В 1767 году, по случаю учреждения в Москве Комиссии для сочинения проекта нового Уложения, Императрица Екатерина II пожелала видеть подлинник Уложения Царя Алексея Михайловича с намерением узнать, кто именно закрепил его своим рукоприкладством. Исправлявший в то время генерал-прокурорскую должность князь Александр Алексеевич Вяземский, которому поручено было представить Императрице Уложение, отыскивал его в Сенатском и в Разрядном архивах, в Синодальной типографии и даже под престолом в Успенском Соборе, где обыкновенно хранились важнейшие государственные документы. Но все поиски были напрасны. Столбец Уложенный, как называли его в XVII столетии, хранился, едва-ли не со времен самого Царя Алексея Михайловича, в так называемом Приказе Большой Казны, вошедшем впоследствии вместе с Казенным Приказом в состав Мастерской и Оружейной Палаты. Сюда, как в хранилище многих государственных клейнодов, и обратился, наконец, генерал-прокурор с требованием известия о подлиннике Уложения. Присутствие Мастерской и Оружейной Палаты дало утвердительный ответ, и в тот же день, апреля 18, в древней Казенной Палате «что близ Благовещенского собора, сыскан железный сундук, где хранится оригинальное Государя Царя Алексея Михайловича Уложение; токмо того сундука, за неотысканием ключа, не отперто»; почему и определено сделать немедленно новый ключ. На другой день из этого сундука «вынуты в суконном красном мешке» оригинальное Уложение и печатный экземпляр его первого издания, 7157 года. В тот же день, апреля 19, и столбец и книги были представлены князем Вяземским Императрице. Ее Величество, рассматривая подлинник, «Высочайше повелеть соизволила со всякою бережностью советнику Миллеру списать, кто при подлинном Уложении тогда руки приложили». Находившийся в Архив Коллегии Иностранных дел коллежский советник и профессор Миллер, призванный князем Вяземским для выслушания этого повеления Императрицы, объявил, что ему в Мастерской и Оружейной Конторе того сделать невозможно. Поэтому присутствие Конторы определило: «Подлинное Уложение в столпу, взвеся, отдать Миллеру с распискою». Таким образом, «Столбец» был свешен с соблюдением законного порядка, т. е., в присутствии члена Конторы и при двух купцах, и отдан Миллеру. Весу оказалось без оберточной бумаги и без завязки 11 фунтов 79 золотников.

С толбец Уложения, как объявил Миллер, имеет 334 аршина длины; в нем до 400 разных рук. Всех лиц, приложивших руки к Уложению, 315. Впрочем, в списке рукоприкладств, составленном Миллером, считается их 1416; но в этот счет неправильно внесены избиратели двух Стрелецких Приказов, выборные которых, подписываясь, упомянули их число, один 500 домов, другой 600 человек, что и подало повод ко внесению их в общий счет. Кроме того сюда же попало одно лицо, расписавшееся только за неумением грамоте.

У ложение подписали: патриарх Иосиф, 2 митрополита, 3 архиепископа, один епископ, 5 архимандритов, игумен, 15 бояр, 10 окольничих, казначей, думный дворянин, печатник, думный дьяк, Благовещенский протопоп, духовник Государя, 5 Московских дворян, 148 дворян городовых, трое гостей, 12 выборных от Московских сотен и слобод, 89 выборных посадских из городов и, наконец, 15 выборных от 15 Московских Стрелецких Приказов.

Р укоприкладства писаны на обороте листков и следуют одно за другим, большею частью склад за складом, непрерывно, по каждому листку (за исключением, впрочем, пяти), с тем намерением, чтоб все листки подлинника были закреплены Земским Собором, так точно, как все склейки столбца, числом 960, на лицевой стороне и на обороте скреплены дьяками. На лицевой стороне по этим склейкам подписал думный дьяк Иван Гавренев, а на обороте думные дьяки Федор Елизаров и Михайло Волошенинов и дьяки Гаврило Леонтьев и Федор Грибоедов.

И мператрица Екатерина, назначив хранить подлинное Уложение по прежнему в Мастерской и Оружейной Палате, повелела «на сохранение его сделать немедленно серебряный ковчег с позолотою». Таким образом вместо прежнего красного суконного мешка, сшитого для Уложения вероятно еще при Царе Алексее Михайловиче, знаменитый и важнейший памятник древнего Русского законодательства положен был в серебряный вызолоченный ковчег, в котором и сохраняется до наших дней. На этом ковчеге по сторонам вырезана следующая надпись: «Подлинное Уложение прав в Государстве Российском сочиненное при державе его Величества Царя Алексея Михайловича, «1649 года. - Для сохранения сего Уложения ковчег сей сделан «всемилостивейшим повелением Ее Величества Государыни Императрицы «Екатерины Алексеевны Второй, 1767 года».

Принятый Земским собором в 1649 году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Баскова А.В./ ИОГиП / Соборное Уложение 1649 г.

    ✪ Соборное уложение 1649 года (рассказывает Александр Лаврентьев)

    ✪ Соляной бунт 1648 г. Соборное уложение 1649 г.

    ✪ Медный бунт 1662 г.

    ✪ Чан Кайши (рассказывает Александр Панцов)

    Субтитры

Причины принятия Соборного Уложения

В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу.

К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт ; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Законотворческая работа

Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским . В неё вошли князь С. В. Прозоровский , окольничий князь Ф. А. Волконский и два дьяка - Гаврила Леонтьев и Ф. А. Грибоедов . Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой - выборные люди разных чинов.

Большое внимание было уделено процессуальному праву .

Источники Уложения

  • Указные книги приказов - в них с момента возникновения того или иного приказа фиксировалось текущее законодательство по конкретным вопросам.
  • Судебник 1497 года и Судебник 1550 года .
  • - был использован как образец юридической техники (формулировки, построение фраз, рубрикация).
  • Кормчая книга (византийское право)

Отрасли права по Соборному Уложению

В Соборном Уложении намечается разделение норм по отраслям права , присущее современному законодательству.

Государственное право

В Соборном Уложении определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха.

Уголовное право

Система преступлений выглядела следующим образом:

Наказания и их цели

Система наказаний выглядела следующим образом: смертная казнь (в 60 случаях), телесные наказания , тюремное заключение , ссылка , бесчестящие наказания, конфискация имущества , отстранение от должности, штрафы .

  • Смертная казнь - повешение , отсечение головы , четвертование , сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также «заливание раскалённого железа в горло» за фальшивомонетничество .
  • Телесные наказания - разделялись на членовредительные (отсечение руки за кражу, клеймение , урезание ноздрей и т. д.) и болезненные (битьё кнутом или батогами).
  • Тюремное заключение - сроки от трёх дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляными, деревянными и каменными. Тюремные сидельцы кормились за счёт родственников или подаянием.
  • Ссылка - наказание для «высокородных» лиц. Была следствием опалы .
  • Бесчестящие наказания - также применялись для «высокородных» лиц: «отнятие чести», то есть лишение званий или понижение в чине. Мягким наказанием этого типа был «выговор» в присутствии людей того круга, к которым относился правонарушитель.
  • Штрафы - назывались «продажа» и назначались за преступления, нарушающие имущественные отношения, а также за некоторые преступления против жизни и здоровья человека (за увечье), за «понесение бесчестья». Также применялись за «лихоимство» в качестве основного и дополнительного наказания.
  • Конфискация имущества - как движимое, так и недвижимое имущество (иногда и имущество жены преступника и его взрослого сына). Применялось к государственным преступникам, к «лихоимцам», к чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением.

Важно отметить, что пункты 18 и 20 главы XXII предусматривают помилование, если убийство было совершено неумышленно.

  1. Устрашение.
  2. Возмездие со стороны государства.
  3. Изоляция преступника (в случае ссылки или тюремного заключения).
  4. Выделение преступника из окружающей массы людей (урезание носа, клеймение, отсечение уха и т. д.).

Следует особо отметить, что помимо общеуголовных наказаний, существующих по сей день, были и меры духовного воздействия. К примеру, мусульманин, обративший православного в ислам , подлежал смертной казни путём сожжения. Неофита же следовало отправить напрямую к Патриарху , для покаяния и возвращения в лоно Православной церкви . Видоизменяясь, эти нормы дошли до XIX века и сохранились в Уложении о наказаниях 1845 года .

Гражданское право

Основными способами приобретения прав на какую-либо вещь, в том числе и землю, (вещных прав ), считались:

  • Пожалование земли - сложный комплекс юридических действий, включавший в себя выдачу жалованной грамоты, запись в приказной книге сведений о наделяемом лице, установление факта незанятости передаваемой земли, ввод во владение в присутствии сторонних лиц.
  • Приобретение прав на вещь путём заключения договора купли-продажи (как устного так и письменного).
  • Приобретательная давность. Лицо должно добросовестно (то есть не нарушая ничьих прав) владеть каким-либо имуществом на протяжении определённого промежутка времени. После определённого срока это имущество (например, дом) переходит в собственность добросовестного владельца. Уложение определило этот срок в 40 лет.
  • Находка вещи (при условии необнаружения её хозяина).

Обязательственное право в XVII веке продолжало развиваться по линии постепенной замены личной ответственности (переход за долги в холопы и т. д.) по договорам имущественной ответственностью.

Устная форма договора всё чаще заменяется письменной. Для определённых сделок устанавливается обязательность государственной регистрации - «крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью).

Особое внимание законодатели уделили проблеме вотчинного землевладения . Были законодательно закреплены: усложнённый порядок отчуждения и наследственный характер вотчинной собственности.

В этот период существует 3 вида феодального землевладения: собственность государя, вотчинное землевладение и поместье.

  • Вотчина - условное землевладение, но они могли передаваться по наследству. Так как феодальное законодательство стояло на стороне собственников земли (феодалов), а также государство было заинтересовано в том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось, предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчинных земель.
  • Поместья давались за службу, размер поместья определялся служебным положением лица. Поместьем феодал мог пользоваться только во время службы, передать по наследству его было нельзя.

Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Соборное Уложение установило, что, если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.

Семейные отношения

Уложение не касалось напрямую области семейного права (которое находилось в юрисдикции церковного суда) , однако даже в уголовных делах продолжали действовать принципы Домостроя - огромная родительская власть над детьми, фактическая общность имущества, разделение обязанностей супругов, необходимость следования жены за мужем.

В отношении детей родители сохраняли права власти до самой своей смерти. Так, за убийство отца или матери сына или дочь полагалось "казнити смертию же безо всякия пощады", в то же время мать или отец, убившие ребенка, приговаривались к году тюремного заключения с последующим принесением покаяния в церкви . Детям под угрозой наказания было запрещено жаловаться на родителей, если все же "которой сын или дочь учнут бити челом о суде на отца или на матерь и им на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бить кнутом

Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни - закапывание заживо по горло в землю.

В отношении государственных преступлений уложение устанавливает, что если "жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию" .

Стоит отметить, что церковное право (разработанное еще в Стоглаве и дополненное решениями Большого Московского собора) разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни, причем брачный возраст для мужчин составлял 15 лет, для женщин - 12 лет. Развод допускался, но только на основании следующих обстоятельств: уход супруга в монастырь , обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.

Судопроизводство

В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда » (как гражданского, так и уголовного).

  1. «Вчинание» - подача челобитной жалобы.
  2. Вызов ответчика в суд.
  3. Судоговорение - устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.

Доказательства были многообразны: свидетельские показания (не менее 10 свидетелей), документы, крестное целование (присяга).

Процессуальные мероприятия , направленные на получение доказательств:

  1. «Обыск» - заключался в опросе населения по факту совершения преступления или о конкретном (искомом) лице.
  2. «Правёж » - осуществлялся, как правило, по отношению к неплатежеспособному должнику. Ответчик подвергался процедуре телесного наказания розгами . Например, за долг в 100 рублей пороли в течение месяца . Если должник уплачивал долг или у него находились поручители, правёж прекращался.
  3. «Розыск» - комплексные мероприятия, связанные с выяснением всех обстоятельств «государева» дела или и других особо тяжких преступлений. При «розыске» часто применялась пытка . Применение пытки регламентировалось в Уложении. Её было можно применять не более трёх раз с определённым перерывом.

Развитие Уложения

При необходимости изменений в области правовых отношений к Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи :

  • В 1669 году были приняты дополнительные статьи по «татебным делам» (о кражах, грабежах, разбоях и т.д.) в связи с повышением уровня преступности .
  • В -1677 годах - о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья.

В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов .

  • 1649 год - Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью).
  • 1667 год - Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции).
  • 1683 год - Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).

Важную роль сыграл «приговор» Земского Собора 1682 года об отмене местничества (то есть системы распределения служебных мест с учётом происхождения, служебного положения предков лица и, в меньшей степени, его личных заслуг.)

Значение

  1. Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права -XVII веков .
  2. Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма .
  3. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чём обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством . Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму оно может сравниться разве что со Стоглавом , но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.

При сравнении с Западной Европой видно, что Соборное уложение не первый сборник актов подобного рода. Одним из первых был Судебник Казимира 1468 года, составленный великим князем литовским Казимиром IV и развившийся позднее, в 1529 году в , затем кодекс в Дании (Danske Lov) в 1683 году; за ним последовал кодекс Сардинии (1723), Баварии (1756), Пруссии (1794), Австрии (1812). Самый известный и влиятельный гражданский кодекс Европы, французский кодекс Наполеона , был принят в 1803-1804 годах .

Стоит отметить что принятие европейских кодексов затруднялось, вероятно, обилием юридической базы, что весьма осложняло систематизацию имеющегося материала в единый связный читаемый документ. Например, прусский кодекс 1794 года содержал 19 187 статей, что делало его чересчур длинным и нечитаемым. Для сравнения, кодекс Наполеона разрабатывался 4 года, содержал 2 281 статью, и потребовалось личное активное участие императора чтобы продавить его принятие. Соборное уложение было разработано в течение полугода, насчитывало 968 статей, принято же было с целью предотвратить перерастание череды городских бунтов 1648 года (начатых Соляным бунтом в Москве) в полномасштабное восстание по типу восстания Болотникова в 1606-1607 году или Степана Разина - в 1670-1671.

Соборное уложение 1649 года действовало вплоть до 1832 года , когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи , проводимой под руководством М. М. Сперанского , был разработан Свод законов Российской империи . Предыдущие многочисленные попытки кодифицировать законодательство, появившееся после издания Уложения, успеха не имели (см.

Хрестоматия по истории СССР. Том1. Автор неизвестен

156. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 1649 г

«Соборное уложение Алексея Михайловича». В лето от сотворения мира 7156. Десятым тиснением в Санкт-Петербурге 1820 г.

Введение

В лето 7156, июля в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всея Руси самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третие лето богом хранимый своея державы, советовал с отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным собором и говорил с своими государевыми бояры, и с окольничими, и с думными людьми: которые статьи написаны в правилех святых апостол и святых отец, и в градских законех греческих царей, а пристойны те статьи к государственным и к земским делам; и те бы статьи выписать, и что бы прежних великих государей, царей и великих князей Российских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земския дела, собрать, и те государьские указы и боярския приговоры с старыми судебниками справити. А на который статьи в прошлых годех, прежних государей в судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было; и те бы статьи по тому же написати и изложити, по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людем, от большого и до меньшаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь… то все собрати, и в доклад написати боярам, князю Никите Ивановичу Одоевскому, да князю Семену Васильевичу Прозоровскому, да окольничему князю Федору Федоровичу Волконскому, да дьякам Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царствен-наго дела указал государь, по совету… с патриархом Московским и всея Русии и бояре приговорили выбрати из стольников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жильцов, из чину по два человека; также всех городов из дворян и из детей боярских взяти из - больших городов опричь Новагорода, по два человека; а из Новгородцев с пятины, по человеку; а из менших городов, по человеку; а из гостей, трех человек; а из гостинные и суконные сотен, по два человека; а из черных сотен и из слобод, и из городов с посадов, по человеку, добрых и смышленных людей, чтобы его государево царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити, и на мере поставите, чтобы те все вели-кия дела, по нынешнему его государству указу и соборному уложению, впредь были ни чем нерушимы.

О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В ИНЫЯ ГОСУДАРЬСТВА. А В НЕЙ 6 СТАТЕЙ

1. А будет кому лучится ехати из Московского государьства для торгового промысла, или иного для какого своего дела в иное государьство, которое государьство с Московским государьством мирно: и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжия грамоты без всякого задержания.

3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжие грамоты, и быв в ином государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на нево извещати, что он ездил бес проезжие грамоты самоволством для измены, или для иного какова дурна: и по тому извету про того, кто ездил в иное государьство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в иное государьство без проезжия грамоты для измены, или для иного какова лихого дела: и того по сыску за измену казнити смертию.

4. А будет в сыску объявится, что он ездил в иное государьство бес проезжие грамоты для торгового промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати.

6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинники почают в людех своих и во крестьянех какое дурно, или измену: и им про то извещати государю, и в городех о том воеводам подавати изветные челобитные, и людей своих и крестьян проводити. А воеводам тех людей, на ково будет извет, распрашивати и сыскивати про них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том к государю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указу сажати в тюрму.

О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. А В НЕЙ 32 СТАТЬИ.

2. А в которых местех в то время ратным людем я а государеве службе быти, и на которой срок им на государеву службу прие-хати, и о том посылати в городы к воеводам и к приказным людям государеву грамоты, и велети ратных людей на государеву службу в указные места высылати безо всякого мотчания. А ратным людем идучи на государеву службу, на дороге и на станех никаким людем никакова насильства и убытка не чинити, своих и конских кормов ни у кого безденежно не имати.

3. А будет ис тех ратных людей лучится кому что купити себе и лошадям корму, и они бы те кормы у всяких людей покупали прямою ценою; а в полях бы хлеба и в запертых лугах сенных покосов не травили, чтобы однолично от ратных людей никому нигде никакова насильства не было.

6. А будет которые ратные люди, идучи на государеву службу, учнут каким людем насильство чинити, а по суду сыщется про то допряма: и тем людем наказание чинити смотря по вине, и убытки доправити, и отдати тем людем, кто чем изобижен.

7. А будет которые люди учнут ратным людем продавати людские и конские кормы дорогою ценою: и тем людем по суду и по сыску, по тому же наказание чинити, а лишнее взятое отдавати.

10. Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей с государевы службы не роспущати, и посулов и поминков не имати.

17. А будет которые служилые люди учнут государю бити челом, что им за старостию, или за увечьем, или за болезнию на государеву службу итти не мочно, и в их бы место велел государь быти на своей государеве службе детем их и братии и племянником и внучатом беспоместным, которые в государеву службу поспели, а государевы службы не служат, и ни в какие чины не написаны: и тех челобитчиков, на Москве и в городех, осматривати. Да будет по осмотру тем служилым людем на государеве службе впрям за старостию, или за увечьем, или за болезнью быти яе мочно: и тем служилым людем в свое место, на государеву службу велети посылати со всею своею службою и с запасы детей своих и братию и племянников и внучат беспоместных, которые в государеву службу поспели, в восмьнатцать лет, а никакия государевы службы не служат, и ни в какие чины не написаны; а меньши осминатцати лет никого им на службу в свое место не посылати. А будет у них таких детей и братей и племянников и внучат не будет, а самым им ни которыми делы на государеве службе за болезнию или за старостию быти немочно: и у них взяти на государеву службу даточных людей, или деньги, смотря по их поместьям и вотчинам и по прожитком.

18. А будет которые служилые люди учнут бити челом государю, чтобы им на государеве службе не быти, и скажутся стары и увечны, или больны, а по осмотру на государеве службе им быти мощно: и таких на государеву службу высылати самих.

19. А будет которой служилой человек, будучи на государеве службе, з бою збежит к себе в дом, а воеводы на него о том отпишут к государю: и у таких за тот побег ис поместных их и из денежных окладов убавити половина; да у них же ис поместей их взяти на государя половину же, да им же за то чинити наказание, бити кнутом нещадно.

20. А будет кто, будучи на государеве службе в полкех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельские полки, и в неприятельских полкех сказывати про вести и про государевых ратных людей, и в том на него кто известит, и сыщется про то допряма: и такова переезщика казнити смертию, повесити против неприятельских полков, а поместья его и вотчины и животы взяти на государя.

О МЫТАХ, И О ПЕРЕВОЗКАХ, И О МОСТАХ. А В НЕЙ 2 °CТАТЕЙ.

1. В которых в государевых дворцовых селах и в черных волостях и в патриарших и в митрополичьих и в архиепископлих и епископлих и в монастырских вотчинах и бояр и окольничих и думных и ближних людей и стольников и стряпчих и дворян московских и дьяков и жильцов и дворян и детей боярских городовых и иноземцов и всяких чинов людей, в поместьях и в вотчинах, в селех и в деревнях мыты и перевозы: и на тех перевозех и на мытах з дворян и з детей боярских и с иноземцев и со всяких служилых людей и с их людей и с запасов и с гонцов, которые посланы будут для государевых дел, мыта и перевозу и мостовщины ни где не имати.

И велел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказ крепкой, и послати свои государевы грамоты, что бы с служилых людей, з дворян, и з детей боярских и иноземцев и со всяких служилых людей и с их людей и с запасов и с гонцов никто нигде мыту и перевозу и мостовщины не имал.

СУД О КРЕСТЬЯНЕХ. А В НЕЙ 34 СТАТЬИ.

2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех… - за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам… А отда-вати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет.

3. А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдати, и тех крестьян отдавати с женами и со детьми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым…

10. А будет кто с сего государева уложенья учнет беглых крестьян и бобылей и их детей и братью и племянников приимати и за собою держати, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут… - и на тех за кем учнут жити, за государевы подати, и за помещиковы доходы, взяти за всякого крестьянина по десяти рублев на год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

27. А кто на суде в чьем крестьянине запретца 2 и отцелуется, а после тот крестьянин, в котором он отцелуется, объявится у него, и того крестьянина взяв у него, отдать исцу со всем животы против исковой челебитной, а ему за вину, что он крест поцелует не на правде, учинити жестокое наказание, бити его кнутом по торгом по три дни, чтобы про то было ведомо многим людем, за что ему такое наказание указано учинити, и бив его по торгом кнутом по три дни, посадити его в тюрьму на год, и впредь ему ни в чем не верити и ни в каких делах ни на кого суда не давати.

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли… написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещиком и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинные свои земли не сводити, и тем своих поместий не пустошити.

О ВОТЧИНАХ. А В НЕЙ 55 СТАТЕЙ.

42… Государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии, советовав со (всеми духовными властями и думными и соборными чинами), указал и собором уложили: впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати никоторыми делы; и в поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за монастыри таких вотчин не записывати; а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати.

А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати; а дати в монастырь родителям их денги, чего та вотчина стоит, или что умерший вотчине цену напишет в духовной…

О ПОСАДСКИХ ЛЮДЯХ. А В НЕЙ 4 CТАТЕЙ.

1. Которые слободы на Москве патриарши, и митрополичьи, и владычни, и монастырские, и бояр и окольничих и думных а ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло, и в службы бездетно и без-поворотно…

15. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве, и по городам покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные, и соляные варницы, и торгуют всякими товары: и тем боярским и иных чинов людем и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владети, и впредь ничьим людем и крестьяном опричь государевых торговых посадских людей тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц 3 ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглые дворы, или лавки, и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяти на государя безденежно; да им же за то быти от государя в великой опале, и в торговой казни.

4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют государево денежное и хлебное жалованье, и лавки за собою держат, и наймуют и всякими промыслы промышляют, опричь стрелцов:, и тем людем быти по прежнему в своих чинех, и служить государевы службы з государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах, и в ряд с черными людьми подати давать, а службы никакой тяглой не служить; а кто не похочет в тягле быть, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

11. А которые в городех стрелцы и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят: и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенные пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людьми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затиншики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы, сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют; и им с торговых своих промыслов по тому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле и всякий государевы подати платити и службы служити с посадскими людми в ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех, и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне они живут в закладчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за бояры и за окольничьими, и за думными, и за ближними, и за всяких чинов людьми на Москве и в городех, на их дворех и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях: и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, бездетно же и бесповоротно. И впредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в закладчики не записыватися, и ни чьими крестьяны и людьми не называтися. А будет они впредь учнут за ково закладыватися, и называтися чьими крестьяны или людьми: и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом, и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впредь за себя при-имати в закладчики, потомуже быти от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впредь учнут жити, имати на государя.

27. А которые московских и городовых посадских людей дети отходили от тяглых людей и писалися в стрелецкую службу, а у отца толко один сын, или два: и тех имати в тягло; а будет у отца три сына, а третей написан в стрелцы: и третьего сына не имати, быти ему в стрелцах.

28. А которые московские и городовые посадские люди были в посадском тягле, и стали в пушкари, и в затинщики, и в воротники, и в кузнецы, и в иные во всякие чины: и тех, по сыску, всех имати в тягло.

29. А которые московские и городовые тяглые люди в прошлых годех стали в казаки, и служат с старопоместными казаки, и денежными оклады они верстаны, и кормы месечными устроены: и тех черных людей ис казаков не имати, а быти им в службе по прежнему.

0 РАЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛАХ. А В НЕЙ 104 СТАТЬИ.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытати и в иных татьбах 4 и в убийстве. Да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил: и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдати им истцом в выть, и из тюрьмы выимая его посылати в кандалах работати на всякие изделия, где государь укажет…

10. А будет тогоже изъимают на другой татьбе: и его по тому же пытати и в иных татьбах. Да будет он повинится только в дву татьбах, а убийства он не учинил же, и его после пытки бити кнутом, и урезав у него праваго уха, посадити в тюрьму на четыре года; а из тюрьмы выимая его посылати на всякие государевы изделья по тому же в кандалах…

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре, или болши: и того татя пытав казнити смертью, хотя он убийства не учинил, а животы его отдати истцом в выть.

13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14. А церковных татей казнити смертью же безо всякого милосердия, а животы их отдавати в церковные татьбы.

УКАЗ, ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ.

А В НЕЙ 26 СТАТЕЙ.

1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство и их за отеческое или матернее убийство казнити смертию же безо всякия пощады.

3. А будет отец, или мати сына, или дочь убиет до смерти и их за то посадити в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год приходити им в церкви божий, и у церкви божий объявлять тот свой грех всем людем вслух, а смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

4. А будет кто сын или дочь, не помня закона христианского, учнет отцу или матери грубые речи говорити, или отца или матерь з дерзости рукою зашибет, и в том на них отец или мать учнут бити челом, и таких забывателей закона христианского за отца и матерь бити кнутом.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнити смертию безо всякие же пощады.

14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или скормит его отравою, а сыщется про то допряма: и ея за то казнити, живу окопати в землю, и казнити ее такою казнию безо всякие пощады, хотя будет убитого дети или иные кто ближния роду его того не похотят, что ея казнити, и ей отнюдь не давати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Правление царя Алексея Михайловича Царь Михаил умер в 1645 г., не дожив до 50 лет. Через месяц в могилу сошла и его жена, царица Евдокия. На плечи их сына, 16-летнего Алексея Михайловича, провозглашенного царем на Земском соборе, т. е., в сущности, выбранного, как некогда Михаил,

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Городские восстания 40-х гг. XVII в. Соборное уложение 1649 г. XVII столетие вошло в историю как «бунташный век». Справедливость этого определения, данного уже современниками, подтверждают бурные и трагичные события Смутного времени с их острым противостоянием практически

автора Автор неизвестен

Сватовство царя Алексея Михайловича Как изволил-тоНаш православный царь,Изволил он по Москве погулять,Погулять.Как навстречу ему-то идет,Сам идет, сам, святейший патриарх,Патриарх.Он рукой-то своей царя,Рукой правою свет-царя благословляет,Благословляет.А еще патриарх

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Смерть царя Алексея Михайловича Уж ты батюшка светел месяц,Что ты светишь не по-прежнемуНе по-прежнему, не по-старому,Все ты прячешься за облака,Застилаешься тучей грозною!Как у нас было на святой Руси.На святой Руси, в каменной Москве.Во Кремле было в славном городе,Близ

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 82. Соборное уложение 1649 г. и его значение В июле 1648 г. царь созвал у себя свою боярскую думу и совет патриарха («освященный собор») и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы «всяких чинов людям, от большого и до

автора Платонов Сергей Федорович

Время царя Алексея Михайловича (1645-1676) В 1645 г. скончался царь Михаил Федорович, а через месяц умерла и жена его, так что Алексей Михайлович остался сиротой. Ему было всего 16 лет, и, конечно, он не самостоятельно начал свое замечательное царствование; первые три года

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Личность царя Алексея Михайловича Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем, ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Известна мысль, что если бы в период культурного брожения в Московском государстве середины XVII в.

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Соборное Уложение 1649 г. и политический строй Процессы, происходящие в обществе, отразили принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича - свод государственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г). Важнейшей нормой явилось введение

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Алмазный трон царя Алексея Михайловича При царе Алексее Михайловиче государство российское шло огромными шагами к возвышению, усиливаясь в могуществе своем. Оно вступало в политические связи со многими европейскими странами, и само становилось в череду

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Время царя Алексея Михайловича (1645–1676) § 81. Начало царствования и волнения 1648 года. Летом 1645 года скончались, друг за другом, царь Михаил Федорович и его жена Евдокия Лукьяновна (из рода дворян Стрешневых), оставив единственного сына Алексея. Новому государю было всего 16

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.: СИСТЕМА ДОГОВОРОВ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО Соборному Уложению 1649 г. известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи найма имущества и некоторые другие. Формы обеспечения договорных обязательств стали

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Соборное уложение 1648–1649 гг В середине 1648 года Алексей Михайлович исполнил данное народу обещание уравнять в Русском государстве всех жителей перед законом, повелел группе бояр вместе с духовенством и Боярской думой упорядочить все существующие законодательные акты,

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Тема 4. Соборное уложение 1649 года План1. Сословно-представительная монархия в России. Центральные и местные органы власти и управления.2. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. Его значение в истории русского права.3. Категории населения по Соборному Уложению.4.

Из книги Русская история автора Платонов Сергей Федорович

Личность царя Алексея Михайловича Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Эта замечательная личность достаточно ясна. О нем сохранилось много свидетельств, рисующих его как всем