Этические кодексы, регламентирующие поведение врачей. Нормативные этические документы в медицине Основные этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных организаций

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Основные этические принципы в системе латинского нотариата. Нравственные требования во взаимоотношениях нотариуса с клиентами. Обязанности нотариуса по отношению к коллегам. Понятия деонтология и мораль. Взаимосвязь этики и профессиональной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2012

    Врачебная этика как разновидность профессиональной этики. Достижения вавилонян в развитии медицинской этики. Общественное положение врача в Вавилоне. Этические требования к врачу в Древнем Египте. Поведенческая этика индийского и китайского врачей.

    презентация , добавлен 20.02.2017

    Понятие об этикете. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Необходимые профессиональные, человеческие качества. Медицинская этика. Специфика медицинской этики в Советский период.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Понятие и категории профессиональной этики социального работника. Функции и принципы профессиональной этики социального работника. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности. Объект изучения профессиональной этики социальной работы.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Этика: понятие, содержание, структура. Основные категории и понятия этики и профессиональной этики. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2015

    Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали. Понятие и основные проблемы этики ученого. Влияние политических событий на деятельность литературоведов, этические критерии их научно-исследовательской работы.

    реферат , добавлен 15.11.2013

    Понятие общей этики. Императивный и утилитарный принципы этики. Основные принципы этики и поведения аудитора. Кодекс профессиональной этики аудиторов Украины. Требования к проведению аудита. Права и обязанности аудиторов, установленные законодательством.

    Международная декларация этических принципов социальной работы принята Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г.

    ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ПРИНЦИПЫ И СТАНДАРТЫ

    (принято на общем собрании МФСР)

    1. ОБОСНОВАНИЕ

    Этические знания - необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам.

    МФСР ставит задачу проведения дискуссии по этическим проблемам среди ассоциаций-членов и среди социальных работников этих стран.

    Основой для дальнейшей разработки этических принципов может послужить «Этика социальной работы: принципы и стандарты», состоящая из двух документов: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». В этих документах представлены основные этические принципы профессии социального работника, рекомендации поведения с клиентами, с коллегами и представителями других сфер. Документы постоянно дорабатываются и подвергаются изменениям.

    2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    2.1. Введение

    МФСР признает необходимость в декларировании этических принципов, которыми следует руководствоваться при решении этических проблем, возникающих в процессе социальной работы.

    Целями Международной декларации этических принципов являются:

    1. Сформулировать систему основных принципов социальной работы.

    2. Идентифицировать сферы возникновения этических проблем в практике социальной работы («проблемные области»).

    3. Служить руководством в выборе методов решения этических проблем («методы решения этических проблем»).

    Согласованность

    В Международной декларации этических принципов утверждается, что ассоциации-члены МФСР и входящие в их состав социальные работники придерживаются принципов, которые приводятся ниже.

    МФСР предполагает, что член ассоциации помогает другим членам в выделении и решении этических проблем в процессе практической деятельности. Национальные ассоциации, испытывающие трудности с принятием этих принципов, должны информировать об этом Исполнительный комитет

    МФСР. Исполнительный комитет может обязать выполнять положения Декларации этических принципов те ассоциации, которые их не придерживаются. Если этого будет недостаточно, Исполнительный комитет может в качестве следующего шага приостановить членство в Федерации такой организации или исключить ее из МФСР.

    Международная декларация этических принципов должна быть обнародована. Это позволит клиентам, служащим, представителям других профессий и общественности в целом ожидать, что социальная работа будет строиться на основе этических принципов.

    Мы признаем, что декларированное описание системы этических стандартов для ассоциаций-членов было бы нереалистичным, учитывая различия в законодательстве, культуре, управлении в странах - членах МФСР.

    2.2. Принципы

    Социальные работники служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:

    2.2.1. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

    2.2.2. Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.

    2.2.3. Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.

    2.2.4. Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

    2.2.5. Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

    2.2.6. Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

    2.2.7. Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

    2.2.8.Социальные работники соблюдают принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.

    2.2.9. Предполагается, что социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

    2.2.10. Социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.

    2.2.11. Социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

    2.2.12. Социальные работники принимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с «Международными этическими стандартами социальных работников», принятыми их национальными организациями.

    2.3. Проблемные области

    2.3.1. Проблемные области, то есть области, где возникают этические проблемы, не являются общими для всех из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация поощряется к проведению дискуссий с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. Широко известны следующие проблемные области:

    1) испытание лояльности социального работника оказывается на стыке интересов:

    Самого социального работника и клиента;

    Отдельного клиента и других людей;

    Группы клиентов;

    Групп клиентов и остальной части общества;

    Систем учреждений и групп клиентов;

    Системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников;

    Различных групп профессионалов.

    2) сам факт социального работника в качестве помощника и в качестве контролера. Взаимосвязь между этими двумя аспектами социальной работы требует уточнения, основанного на отборе ценностей в целях избежания смешивания мотивов при отсутствии их четкости и последовательности. Когда предполагается, что социальный работник должен выступать в роли контролера со стороны государства, он обязан прояснить этические моменты этой роли и степень применимости ее в соответствии с основными этическими принципами социальной работы.

    3) конфликт между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально. Проблема становится важной в связи с введением и использованием информационной технологии в сфере социальной работы.

    2.3.2. Принципы, провозглашенные в разделе 2.2, всегда должны лежать в основе выбора решения, принимаемого социальным работником в сфере социальной работы.

    2.4. Методы решения вопросов/проблем

    2.4.1. Различные национальные ассоциации социальных работников обязаны решать вопросы таким образом, чтобы этические проблемы могли бы рассматриваться и решаться на коллективных форумах внутри организации.

    Подобные форумы должны побуждать отдельного социального работника обсуждать, анализировать и рассматривать этические проблемы в сотрудничестве с коллегами, другими экспертными группами и сторонами, которых касается обсуждаемый вопрос. В дополнение к этому подобные форумы должны предоставлять социальному работнику возможность получать советы от коллег и других специалистов. Этический анализ и обсуждение всегда должны создавать новые возможности решения проблемы.

    2.4.2. От ассоциаций-членов требуется, чтобы они создавали или принимали этические стандарты для различных сфер работы, особенно для тех, где существуют сложные этические проблемы, этические принципы могут входить в конфликт к законодательной системой страны, политикой или властными структурами.

    2.4.3. Когда этические основы заложены и служат руководством для действий в рамках практики социальной работы, задачей ассоциаций является помощь отдельному социальному работнику в анализе и рассмотрении этических проблем с учетом:

    1) главных принципов Декларации (раздел 2.2);

    2) этического, морального и политического контекста действий, то есть анализа ценностей и сил, составляющих совокупность условий при проведении действий;

    3) мотивов действий, то есть осуществлять защиту более высокого уровня осознания целей и намерений, которыми должен обладать социальный работник в процессе своей деятельности;

    4) природы действий, то есть помощь в анализе морального содержания действия, например, использование принуждения в противовес добровольному сотрудничеству, руководству с непосредственным участием клиента ит. д.;

    5) последствия, то есть влияние, которое действие может оказывать на различные группы, путем анализа последствий различных способов всех участвующих сторон в краткосрочном и долгосрочном плане.

    2.4.4. Ассоциации-члены отвечают за обеспечение и обсуждение этических вопросов и исследований в этой области.

    3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫСОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

    Этот раздел базируется на Международном уставе этики профессиональных социальных работников, принятом МФСР в 1976 г., но он не включает этические принципы, поскольку они содержатся в новой отдельной Международной декларации этических принципов социальной работы (раздел 2.2 настоящего документа).

    3.1. Преамбула

    Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости. На основе «Международной декларации этических принципов социальной работы» социальный работник обязан признавать стандарты этического поведения.

    3.2. Основные стандарты этического поведения

    3.2.1. Стараться понять каждого отдельного клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги.

    3.2.2. Придерживаться и развивать ценности, знания и методологию профессии, воздерживаясь от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятельности.

    3.2.3. Признавать профессиональные и личностные ограничения.

    3.2.4. Поощрять использование соответствующих знаний и навыков.

    3.2.5. Применять соответствующие методы для развития (утверждения) знаний.

    3.2.6. Вносить вклад в развитие политики и программ, направленных на улучшение жизни в обществе.

    3.2.7. Определять и описывать социальные потребности.

    3.2.8. Определять и описывать основу и природу индивидуальных, групповых, общинных, национальных и интернациональных социальных проблем.

    3.2.9. Определять и описывать содержание профессии социального работника.

    3.2.10. Выяснять, были ли публичные заявления и действия сделаны социальным работником от своего имени или он выступал в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства, организации или другой группы.

    3.3. Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам

    3.3.1. Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

    3.3.2. Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информацией относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника и к информации, касающейся его.

    3.3.3. Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов.

    Профессиональные службы должны помогать всем клиентам в равной мере и принимать на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы, чтобы иметь свободу действий.

    3.3.4. Помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей. Социальные службы должны оказывать кли-енту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развитии их интересов.

    3.4. Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями

    3.4.1. Работать и/или сотрудничать с теми агентствами и организациями, политика и деятельность которых направлены на осуществление услуг и профессиональной деятельности в соответствии с этическими принципами МФСР.

    3.4.2. Ответственно выполнять установленные цели и функции агентств или организаций, внося свой вклад в развитие социальной политики, методологии и практики с целью создания лучших стандартов.

    3.4.3. Нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике, методике и практике через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы.

    3.4.4. Обеспечивать профессиональную отчетность перед клиентом и обществом относительно эффективности работы в форме периодических обзоров предоставляемых услуг.

    3.4.5. Использовать все возможные этические средства для пре-кращения неэтичной деятельности, когда политика, методы и практика находятся в прямом конфликте с этическими принципами социальной работы.

    3.5. Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами

    3.5.1. Признавать образование, подготовку и осуществление социальной работы (коллег и представителей других дисциплин), всемерно расширяя с ними сотрудничество, которое может способствовать повышению эффективности предоставляемых услуг.

    3.5.2. Признавать правомерность наличия собственного мнения у коллег и других профессионалов относительно практики социальной работы; необходимо выражать критику в корректной форме.

    3.5.3. Использовать и создавать возможность обмена знаниями, опытом, идеями со всеми коллегами по социальной работе, профессионалами из других областей, добровольцами, способствовать взаимообогащению и улучшению совместной деятельности.

    3.5.4. Привлекать внимание соответствующих учреждений внутри и вне профессии к нарушениям профессиональной этики и стандартов и следить, чтобы соответствующие клиенты были должным образом включены в эту деятельность.

    3.5.5. Защищать коллег, если с ними обходятся несправедливо.

    3.6. Стандарты по отношению к профессии

    3.6.1. Сохранять ценности, этические принципы и методологию профессии и вносить вклад в их уточнение и совершенствование.

    3.6.2. Придерживаться профессиональных стандартов в работе и развивать их.

    3.6.3. Защищать профессию от несправедливой критики и стремиться к утверждению идеи о необходимости профессиональной практики.

    3.6.4. Осуществлять конструктивную критику профессии, ее теории, методов, практики.

    3.6.5. Содействовать появлению новых методов и подходов, необходимых для отклика на новые и уже существующие потребности.

  • Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью.
  • Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования.
  • Библиографический список
  • Лекция 2 принципы биоэтики План
  • 1. Система принципов биоэтики
  • 2. Мотивационные принципы
  • 3. Целеполагающие принципы
  • 4. Экзистенциально-гуманистические принципы
  • 5. Функциональные принципы
  • Библиографический список
  • Старостин в.П. Сострадание как социально-философский феномен: автореф. Дис. … канд. Филос. Наук: 09.00.11 / Старостин Владимир Петрович. Якутск 2008. – 22 с.
  • Лекция 3 правила биоэтики План
  • 1. Правила биоэтики в структуре этического анализа
  • 2.Правило правдивости
  • 3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни
  • 4. Правило конфиденциальности
  • 5. Правило информированного согласия
  • 6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства
  • Библиографический список
  • 1. Основные модели биоэтики
  • 2. Этическая основа правового статуса пациента и работников здравоохранения
  • 3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)
  • Часть iiДекларации названа «Права граждан на активность».
  • 4. Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия)
  • Библиографический список
  • Лекция 5
  • 2. Нравственное и рациональное обоснование биомедицинских исследований
  • 3. Клинические исследования лекарственных препаратов
  • 4. Минимизация страданий лабораторных животных
  • 5. Роль комитетов по биоэтике
  • 6. Биоэтическая аргументация при рассмотрении спорных вопросов и разрешении конфликтов
  • Библиографический список
  • Ю.М. Лопухин, с.А. Гусев. Стволовые клетки. Этические проблемы // Ремедиум, 2005. № 9. С.7-9.
  • Лекция 6 биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека План
  • 1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека
  • 2. Различные подходы к применению вспомогательных репродуктивных технологий
  • 3. Биоэтические проблемы контрацепции и стерилизации
  • 4. Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности
  • 5. Биоэтические аспекты сексологии
  • Библиографический список
  • Лекция 7 биоэтические проблемы психиатрии План
  • 1. Специфика биоэтических проблем в психиатрии
  • 2. Уважение человеческого достоинства и защита прав лиц с психическими расстройствами
  • 1. Базисная установка – неверие в человека.
  • 2. Базисная установка – вера в человека.
  • 3. Патернализм и антипатернализм в психиатрии. Антипсихиатрия
  • 4. Принцип уважения автономии личности в психиатрии
  • 5. Значение биоэтического правила пропорциональности в психиатрии
  • 6. Определение понятия «злоупотребление психиатрией»
  • Библиографический список
  • Лекция 8
  • 2. Биоэтические аспекты профилактики инфекционных заболеваний
  • 3. Основные биоэтические проблемы, связанные с вич/спид
  • 4. Спидофобия. Тестирование и скрининг
  • 5. Спид как ятрогения. Профессиональный риск медработников
  • Библиографический список
  • Лекция 9
  • 2. Эксперимент в трансплантологии
  • 3. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Биоэтические проблемы некомпетентных доноров
  • 4. Недопустимость продажи органов и тканей человека
  • 5. Современная медицина и проблемы смерти. Определение момента смерти человека
  • 6. Биоэтические проблемы эвтаназии
  • С о д е р ж а н и е
  • 4. Основные этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных организаций

    Вторая половина XX века и начало XXI века свидетельствуют о большом внимании, которое проявляют международные и российские правительственные и неправительственные организации к формулированию принципов медицинской этики и биоэтики.

    Особое значение в указанном аспекте имеют документы ООН.

    Так, в Принципах медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятых 18.12.1982 Резолюцией 37/194 на 37-ой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, сформулирован принцип 2: «Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление, в соответствии с действующими международными документами, если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их».

    Важное значение для установления и реализации принципов биоэтики имеют документы ЮНЕСКО.

    В статье 2 Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека (далее – Декларация), принятой 11.11.1997 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), установлено:

    «a) Каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик.

    b) Такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости».

    Особое место имеет Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, принятая путем аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, в которой сформулированы 15 принципов биоэтики.

    В таком важном документе ВОЗ, каким является Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятая Европейским совещанием по правам пациента (Амстердам, Нидерланды, март 1994), в разделе «Права пациентов» в пункте1 «Права человека и человеческие ценности в здравоохранении» данной Декларации определено:

    «Никакие ограничения прав пациентов не должны нарушать права человека и каждое ограничение должно иметь под собой правовую базу в виде законодательства той или иной страны. Осуществление нижеперечисленных прав должно происходить не в ущерб здоровью других членов общества и не нарушать их человеческих прав.

    1.1. Каждый человек имеет правона уважение собственной личности.

    1.2. Каждый человек имеет правона самоопределение.

    1.3. Каждый человек имеет право на сохранение своей физической и психической целостности, а также на безопасность своей личности.

    1.4. Каждый человек имеет право на уважение его тайн.

    1.5. Каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения.

    1.6. Каждый человек имеет право на защиту собственного здоровья в той мере, в которой это позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней и должен иметь возможность достичь наивысшего для себя уровня здоровья».

    Для европейской биоэтики одним из основополагающих документов является Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (ETS N 164) (Овьедо, 4 апреля 1997 года).

    Согласно статье 1 Конвенции стороны настоящей Конвенции защищают достоинство и индивидуальную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.

    Среди этических документов международных неправительственных организаций большим авторитетом пользуется нормы, сформулированные Всемирной Медицинской Ассоциацией (ВМА).

    Так, в 1963 г. ВМА приняты Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, среди которых заслуживает внимание следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу - право выбора пациен­та, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах. Непременная профессиональная и эти­ческая обязанность врача - оказывать любому человеку нео­тложную медицинскую помощь без каких-либо исключений».

    В преамбуле Лиссабонская декларация о правах пациента, принятой ВМА (Лиссабон, Португалия, сентябрь-октябрь 1981 года) указано, что в последние годы отношения между врачами, пациентами и широкой общественностью претерпели значительные измене­ния. Хотя врач должен действовать в интересах пациента сооб­разно своей совести, необходимы также соответствующие га­рантии автономии и справедливого отношения к пациенту.

    В пункте 3Лиссабонской декларации определено:

    «а) Пациент имеет право на самоопределение и на принятие независимых решений относительно своего здоровья. Врач обя­зан сообщить пациенту о последствиях его решения.

    б) Умственно полноценный совершеннолетний пациент имеет право соглашаться на любую диагностическую процеду­ру или терапию, а также отказываться от них. Пациент имеет право на получение информации, необходимой для принятия им решений. Пациент должен иметь четкое представление о целях и возможных результатах любого теста или лечения, а также о последствиях своего отказа.

    в) Пациент имеет право отказаться от участия в каком-либо исследовании или медицинской практике».

    В пункте 10Лиссабонской декларации указано:

    «а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и пра­во пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицин­ской помощи и в ходе практического медицинского обучения.

    б) Пациент имеет право на облегчение своих страданий с использованием существующих знаний в области медицины.

    в) Пациент имеет право на гуманный уход в случае неизле­чимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни».

    В Международном кодексе медицинской этики, принятом 3-й Генеральной Ассамблеей ВМА (Лондон, Великобритания, октябрь 1949 года) установлены следующие общие обязанности врачей:

    « Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессио­нальные стандарты.

    Врач не должен позволять соображениям собственной вы­годы оказывать влияние на свободу и независимость професси­онального решения, которое должно приниматься исключи­тельно в интересах пациента.

    Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечатьзавсе аспекты медицинской помощи, вне зависимости от соб­ственной профессиональной специализации».

    На основании пункта 3 Хельсинкской декларацииВМА:Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека,принятой 18-ой Генеральной Ассамблеей ВМА (Хельсинки, Финляндия, июнь 1964) долг врача состоит в укреплении и охране здоровья пациентов, включая участников медицинских исследований. Знания и совесть врача должны быть полностью подчинены выполнению этого долга.

    В силу пункта 9 Хельсинкской декларации медицинские исследования должны проводиться в соответствии с этическими нормами, обеспечивающими уважение каждого человека, защиту его прав и охрану здоровья. Некоторые категории участников исследований особенно уязвимы и нуждаются в специальной защите. К ним относятся лица, не способные самостоятельно дать согласие на участие в исследовании или отказаться от него, а также лица, подверженные принуждению или недолжному влиянию.

    В аспекте реализации биоэтических принципов важно обратить внимание на отдельные статьи Конституции Российской Федерации.

    Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    "

    Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

    Международный кодекс медицинской этики

    Принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983.
    Общие обязанности врачей
    ВРАЧ ДОЛЖЕН всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

    С нормами медицинской этики не совместимы:
    a) Самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации.
    b) Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН утверждать лишь то, что проверено им лично.

    Обязанности врача по отношению к больному
    ВРАЧ ДОЛЖЕН постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН всегда оказать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.

    Обязанности врачей по отношению друг к другу
    ВРАЧ ДОЛЖЕН вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН не переманивать пациентов у своих коллег.
    ВРАЧ ДОЛЖЕН соблюдать принципы "Женевской Декларации", одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

    Положение о медицинской этике в условиях бедствий

    Принято 46-й Генеральной ассамблеей ВМА,
    Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994 г.

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕДСТВИЯ для целей данного документа сосредоточивается, главным образом, на медицинских аспектах.

    Бедствием является неожиданное возникновение пагубных событий, обычно неожиданного и интенсивного характера, приводящих к существенному материальному ущербу, значительному перемещению людей и/или большому числу пострадавших и/или значительной дезинтеграции в обществе или к комбинации упомянутого. Это определение в такой формулировке не включает ситуации, возникающие при международных или внутренних конфликтах и войнах, которые порождают другие проблемы в дополнение к проблемам, рассмотренным в настоящем Положении. С медицинской точки зрения бедственные ситуации характеризуются острым и непредвиденным несоответствием между возможностями и ресурсами медицины и потребностями пострадавших или людей, чье здоровье находится под угрозой, на протяжении данного периода времени.

    2. БЕДСТВИЯ, будь-то стихийные (например, землетрясения), технологические (например, аварии атомного или химического характера) или случайные (например, крушение поезда), характеризуются несколькими чертами, которые порождают специфические проблемы:
    а) их внезапное возникновение, требующее быстрых действий;
    б) неадекватность медицинских ресурсов, приспособленных к нормальным условиям: большое число пострадавших означает, что доступные ресурсы должны использоваться наиболее эффективно с тем, чтобы спасти как можно больше жизней;
    в) материальные или природные разрушения, делающие доступ к пострадавшим трудным и/или опасным;
    г) неблагоприятное влияние на ситуацию со здоровьем из-за загрязнения и опасности эпидемий.

    Таким образом, бедствия требуют многосторонних ответных действий, включающих множество различных видов помощи от транспортировки и поставок питания до медицинской помощи, осуществляемых при тщательном обеспечении безопасности (полиция, служба пожарной безопасности, армия и пр.). Эти действия требуют эффективного и централизованного руководства для координации общественных и личных усилий. Спасатели и врачи сталкиваются с необычной ситуацией, в которой их личная этика должна каким-то образом сочетаться с этическими требованиями, выдвигаемыми обществом в такой эмоционально накаленной обстановке.

    Правила медицинской этики, определенные и усвоенные ранее, должны дополнять личную этику врачей.
    Неадекватные и/или разрушенные медицинские ресурсы, с одной стороны, и большое количество людей, раненых за короткое время, с другой стороны, представляют особую этическую проблему.

    Обеспечение медицинской помощи в таких условиях связано с техническими и организационными проблемами вдобавок к этическим проблемам. Поэтому ВМА рекомендует следующие этические установки для врача в ситуациях бедствий.

    3. СОРТИРОВКА.
    3.1. Сортировка представляет собой первую этическую проблему, вытекающую из ограниченности немедленно доступных лечебных ресурсов и большого числа пострадавших с различным состоянием здоровья. Сортировка представляет собой медицинскую деятельность по преимущественному лечению и оказанию помощи, основанную на диагностировании и прогнозировании. Выживание пациента зависит от сортировки. Она должна проводиться быстро с учетом медицинских потребностей, возможностей для медицинского вмешательства и имеющихся ресурсов. Жизненно важные действия по реанимации должны проводиться одновременно с сортировкой.

    3.2. Сортировка должна быть доверена уполномоченному опытному врачу, которому помогает квалифицированный персонал.

    3.3. Врач должен сортировать раненых в следующем порядке:
    а) пострадавшие, которые могут быть спасены, но чьи жизни находятся в непосредственной опасности, требующие оказания помощи сразу же или в преимущественном порядке в течение ближайших нескольких часов;
    б) пострадавшие, чьи жизни не находятся в непосредственной опасности, и которые нуждаются в срочной, но не в безотлагательной медицинской помощи;
    в) раненые, требующие только незначительной помощи, которую можно оказать позднее или которую может оказать вспомогательный персонал;
    г) психологически травмированные, нуждающиеся в успокоении, которым не может быть оказана помощь индивидуально, но которым может потребоваться успокоительное или покой в острой стадии;
    д) пострадавшие, чье состояние не может быть облегчено доступными терапевтическими ресурсами, пострадавшие, получившие крайне тяжелые ранения, например облучение или ожоги, в такой мере и степени, что их жизнь не может быть спасена в данных обстоятельствах времени и места, или сложные хирургические случаи, требующие особенно тонкой операции, которая займет слишком много времени, и вынуждающие, таким образом, врача выбирать между ними и другими пациентами. По этим причинам все такие пострадавшие могут быть классифицированы как случаи "вне неотложной помощи". Решение "не принимать раненого" в расчет при распределении приоритетов, продиктованное ситуацией бедствия, не может рассматриваться как "не оказание помощи человеку, находящемуся в смертельной опасности". Это оправдано, если это направлено на спасение максимального количества пострадавших;
    е) так как случаи могут эволюционировать и переходить, таким образом, в другую категорию, важно, чтобы ситуация регулярно пересматривалась уполномоченными в порядке сортировки.

    3.4. а) С этической точки зрения проблема сортировки и отношения к пострадавшим "вне неотложной помощи" состоит в применении немедленно доступных средств в исключительных обстоятельствах, не подвластных контролю человека. Неэтичным для врача является упорствовать в поддержании жизни безнадежного пациента любой ценой, растрачивая, таким образом, без пользы дефицитные ресурсы, необходимые где-нибудь в другом месте. Однако врач должен проявлять сострадание и уважение к достоинству личной жизни своих пациентов, например отделив их от других и назначив соответствующие болеутоляющие и успокоительные средства.
    б) Врач должен действовать в соответствии со своей совестью с учетом доступных средств. Он должен попытаться установить такой порядок приоритетов лечения, который спас бы максимальное число тяжелых больных, имеющих шанс на выздоровление, и свел бы к минимуму заболеваемость, учитывая в то же время ограничения, налагаемые обстоятельствами.
    Особое внимание врач должен обратить на то, что у детей могут быть специфические потребности.

    4. ОТНОШЕНИЯ С ПОСТРАДАВШИМИ.
    4.1. Пострадавшим оказывается помощь типа первой и неотложной медицинской помощи. В случае бедствия врач должен оказывать медицинскую помощь каждому пострадавшему без какого-либо отбора, не ожидая просьбы о помощи.

    4.2. При отборе пациентов, которые могут быть спасены, врач должен руководствоваться только состоянием пациента и должен исключить любые другие соображения, основанные на немедицинских критериях.

    4.3. Отношения с пострадавшими определяются оказанием первой медицинской помощи и необходимостью защиты высших интересов пациентов, по возможности, путем получения их согласия в критических условиях. Однако врач должен принимать во внимание культурные особенности населения и действовать в соответствии с требованиями ситуации. Он должен руководствоваться концепцией оптимальной помощи, которая включает как техническую помощь, так и эмоциональную поддержку, направленные на спасение максимального числа жизней и сведение к абсолютному минимуму заболеваемости.

    4.4. Отношения с пострадавшими также включают аспекты, связанные с сопереживанием потери жизни, которые наряду с техническими медицинскими действиями служат признанием и поддержкой в психологических переживаниях пострадавших. Эти аспекты включают уважение достоинства и морали пострадавших и их семей, а также оказание помощи уцелевшим.

    4.5. Врач должен уважать обычаи, обряды и верования пострадавших и действовать со всей беспристрастностью.

    4.6. По возможности, пострадавшие должны регистрироваться для последующих медицинских мероприятий.

    5. ОТНОШЕНИЯ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ.
    Врач имеет обязательство перед каждым пациентом проявлять благоразумие и обеспечивать конфиденциальность при контактах со средствами массовой информации и другими третьими лицами, проявлять осторожность и объективность, действовать с достоинством в том, что касается эмоциональной и политической атмосферы, окружающей ситуации бедствия.

    6. ОБЯЗАННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.
    Этические принципы, применимые к врачам, относятся также к персоналу, находящемуся под руководством врача.

    7. ОБУЧЕНИЕ.
    Всемирная медицинская ассоциация рекомендует, чтобы обучение медицине бедствий было включено в учебные программы университетов и курсы медицинского постдипломного образования.

    8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
    Всемирная медицинская ассоциация призывает государства-участники и страховые компании ввести процедуру уменьшенной ответственности или ответственности без неверного исполнения обязанностей, которая компенсировала бы как общественные издержки, так и любой личный ущерб, который может быть нанесен врачам, работающим в чрезвычайных ситуациях или ситуациях бедствия.

    Всемирная медицинская ассоциация предлагает правительствам
    а) оказывать содействие и поддержку иностранным врачам и принимать их деятельность, их приезд и материальную помощь (например, Красный Крест, Красный Полумесяц) без дискриминации по расовым, религиозным и другим признакам,
    б) отдавать предпочтение предоставлению медицинской помощи, а не визитам высокопоставленных лиц.

    Биомедицинское право в России и за рубежом

    Георгий Борисович Романовский Юриспруденция, право Отсутствует Нет данных

    Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др.

    Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций. Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.

    Правовая охрана материнства и репродуктивного здоровья. Монография

    Георгий Борисович Романовский Юриспруденция, право Отсутствует Нет данных

    В представленной монографии исследованы право на материнство (как в социальном, так и в конституционном законодательстве), репродуктивные права (право на искусственное оплодотворение, право на суррогатное материнство, право на свободный репродуктивный выбор и др.

    ). Рассмотрены перспективы правосубъектности семьи, правовое определение момента рождения ребенка. Особо выделена незащищенность плода до его фактического появления на свет. В монографическом исследовании рассматриваются содержание права на искусственное прерывание беременности, порядок его реализации в российском законодательстве.

    Проанализированы некоторые законодательные инициативы депутатов Государственной Думы РФ, направленные на установление запретов в практике искусственного прерывания беременности. Подчеркивается, что в Российской Федерации право женщины прерывать беременность не является абсолютным.

    В работе проанализированы правовые основы медицинской стерилизации. Особое внимание уделено порядку проведения медицинской стерилизации недееспособных граждан. Дана правовая оценка химической кастрации как мере уголовно-правового характера. При написании монографии использовались отечественная научная доктрина и нормативные источники по состоянию на 1 апреля 2015 г.

    Зарубежные правовые акты и судебные решения, международно-правовые документы, этические документы основных религиозных конфессий.

    Преподобный Серафим Саровский и современность

    Алексей Осипов Религиозные тексты Отсутствует

    Основное богословие. Московская духовная семинария, 2006-2007 гг Преподобный Серафим Саровский и современность Преподобный Серафим Саровский и современность. Ответы на вопросы Святитель Игнатий – наставник духовной жизни Святитель Игнатий – наставник духовной жизни.

    Ответы на вопросы Один из самых ярких православных богословов нашего времени: глубоко образованный, духовно трезвый, его выступления неизменно отличаются великолепным языком и полным отсутствием елейности. После каждой лекции – ответы на вопросы, причем не обязательно по теме выступления.

    Часто это бывает даже интереснее, чем основная часть. Род. 1938 г. В течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева). По окончании МДА читал лекции по курсам: «Экуменизм», истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам, основному богословию, западным исповеданиям.

    Состоял секретарем комиссии РПЦ по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах; членом редколлегии сборника «Богословские труды», Учебного Комитета при Священном Синоде от МДА, комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г.

    Международное гуманитарное право

    В. А. Батырь Юриспруденция, право Отсутствует

    Учебник призван послужить единой методологической основой для изучения международного гуманитарного права как в рамках изучения курса «Международное право», так и специального учебного курса. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускник вуза должен знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

    Учебник предназначен для студентов юридических факультетов вузов, аспирантов, преподавателей и научных работников, занимающихся проблемами международного права. Он также может быть использован в системе правовой подготовки различных категорий государственных служащих.

    Грехопадение и спасение

    Алексей Осипов Религиозные тексты Отсутствует Нет данных

    Основное богословие. Московская духовная семинария, 2006-2007 гг Грех. Последствия грехопадения Грех. Виды греха. Родовой грех Грех. Какую природу воспринял Христос Спасение. Жертва Христова О страданиях невинных Спасение. Вера и дела Один из самых ярких православных богословов нашего времени: глубоко образованный, духовно трезвый, его выступления неизменно отличаются великолепным языком и полным отсутствием елейности.

    в Синодальную Богословскую Комиссию, Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви, Издательского совета Московской Патриархии; Постоянного Президиума II – IV Всемирных Русских Соборов; заведующим филиала аспирантуры МДА при ОВЦС; главредом возобновленного журнала МДА «Богословский Вестник»; сопредседателем ежегодной Международной Конференции «Наука.

    Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.). Определением Священного Синода был включен: в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ; в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

    От имени РПЦ участвовал в межконфессиональном диалоге. Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

    Публикуется в «Журнале Московской Патриархии»(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

    Христос Спаситель. Смысл Жертвы Христовой

    Алексей Осипов Религиозные тексты Отсутствует

    Основное богословие. Московская духовная семинария, 2006-2007 гг От чего спасает Христос О Жертве Христовой. О Спасении Исторические свидетельсва о Христе Для чего Христос пришел на Землю Отчеты на вопросы Один из самых ярких православных богословов нашего времени: глубоко образованный, духовно трезвый, его выступления неизменно отличаются великолепным языком и полным отсутствием елейности.

    После каждой лекции – ответы на вопросы, причем не обязательно по теме выступления. Часто это бывает даже интереснее, чем основная часть. Род. 1938 г. В течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева).

    По окончании МДА читал лекции по курсам: «Экуменизм», истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам, основному богословию, западным исповеданиям. Состоял секретарем комиссии РПЦ по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах; членом редколлегии сборника «Богословские труды», Учебного Комитета при Священном Синоде от МДА, комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г.

    в Синодальную Богословскую Комиссию, Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви, Издательского совета Московской Патриархии; Постоянного Президиума II – IV Всемирных Русских Соборов; заведующим филиала аспирантуры МДА при ОВЦС; главредом возобновленного журнала МДА «Богословский Вестник»; сопредседателем ежегодной Международной Конференции «Наука.

    Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.). Определением Священного Синода был включен: в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ; в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

    От имени РПЦ участвовал в межконфессиональном диалоге. Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

    Публикуется в «Журнале Московской Патриархии»(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

    Адвокат и его участие в разрешении корпоративных споров

    Анатолий Власов Учебная литература Отсутствует

    В монографии подробно излагаются теория и практика участия адвоката в разрешении корпоративных споров в различных видах судопроизводства. В ней достаточно подробно излагается порядок обращения адвоката в судебные органы, в том числе с введением нового порядка подачи в суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа; его участие в судебном разбирательстве; собирании, представлении, исследовании и оценке доказательств; возникающие этические проблемы взаимоотношений с клиентом , исполнение решений по делам данной категории, а также многое другое, заслуживающее теоретический и практический интерес.

    Монография в основном предназначена для студентов , аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и факультетов, научных работников, практикующих адвокатов, но она может быть полезна и всем тем, кто интересуется вопросами адвокатской деятельности и адвокатуры.

    Аудит 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата

    Александр Алексеевич Савин Учебная литература Бакалавр. Академический курс

    Книга представляет собой переиздание легендарного одноименного учебника В. И. Подольского, обновленного в соответствии с актуальными федеральными стандартами аудита и другими законодательными актами РФ. Данный учебник включает два раздела, в первом из которых рассматриваются понятие, сущность, цели и задачи аудита.

    Здесь приведены теоретико-методические основы аудиторской деятельности, нормативное регулирование аудиторской деятельности, понятие обязательного аудита и аудиторских услуг, рассмотрены этические нормы аудита, стандарты аудиторской деятельности, организация аудиторской проверки, методика проведения аудита и его документальное оформление.

    Второй раздел посвящен практическому аудиту: в нем раскрыты методики проведения аудиторских проверок общих документов предприятия, основных разделов и счетов бухгалтерского учета. В пятом издании рассмотрен новый Кодекс профессиональной этики аудиторов, актуализирована нормативно-правовая база аудиторской деятельности, порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и другие материалы.

    Русский язык и культура речи

    Ольга Глазунова Учебная литература Отсутствует Нет данных

    Создан в соответствии с утвержденной Министерством образования и науки РФ программой по русскому языку и культуре речи и включает наиболее актуальные для студентов неязыковых вузов темы, связанные со стилистической дифференциацией языка и жанровой спецификой построения текстов, с нормативными, коммуникативными и этическими аспектами устной и письменной речи, с принципами отбора языкового материала в зависимости от ситуации общения, с особенностями речевого поведения, с правилами оформления документов, деловых бумаг и других письменных текстов.

    Для студентов высших учебных заведений.

    Профессиональные навыки юриста. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата

    Нина Петровна Новикова Учебная литература Бакалавр. Прикладной курс

    Предлагаемый формат занятий имитирует профессиональную деятельность юриста, погружая студента в ситуации, максимально приближенные к реальным.

    Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения)

    Михаил Басаков Прочая образовательная литература Отсутствует

    Подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» с расчетом использования его также студентами широкого круга специализации, изучающими данную дисциплину в установленном объеме.

    Особенность предлагаемого учебного пособия, учитывая практическую направленность подготовки студентов, состоит в освоении ими главным образом нормативно-правовых, организационных сторон подготовки и оформления основных видов документов, практической и этической стороны работы секретаря и архивного работника, организации документооборота и архивного хранения документов как основной составляющей архивоведения.

    Рекомендуется студентам колледжей, изучающим дисциплину «Документационное обеспечение управления и архивоведение» по специальностям, входящим в состав укрупненной группы специальностей «Экономика и управление». Книга может быть полезной секретарям, архивным работникам служб документационного обеспечения управления организаций средних и малых форм бизнеса и всем тем, кто по роду своей деятельности сталкивается с разработкой, оформлением и хранением управленческой документации.

    Русская апологетика

    Алексей Осипов Религиозные тексты Отсутствует

    Основное богословие, часть 2. Апологетика – обзор Эпоха Возрождения Русские религиозные мыслители О русском религиозном возрождении О славянофилах и западниках Один из самых ярких православных богословов нашего времени: глубоко образованный, духовно трезвый, его выступления неизменно отличаются великолепным языком и полным отсутствием елейности.

    После каждой лекции – ответы на вопросы, причем не обязательно по теме выступления. Часто это бывает даже интереснее, чем основная часть. Род. 1938 г. В течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева).

    По окончании МДА читал лекции по курсам: «Экуменизм», истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам, основному богословию, западным исповеданиям. Состоял секретарем комиссии РПЦ по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах; членом редколлегии сборника «Богословские труды», Учебного Комитета при Священном Синоде от МДА, комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г.

    в Синодальную Богословскую Комиссию, Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви, Издательского совета Московской Патриархии; Постоянного Президиума II – IV Всемирных Русских Соборов; заведующим филиала аспирантуры МДА при ОВЦС; главредом возобновленного журнала МДА «Богословский Вестник»; сопредседателем ежегодной Международной Конференции «Наука.

    Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.). Определением Священного Синода был включен: в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ; в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

    От имени РПЦ участвовал в межконфессиональном диалоге. Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

    Публикуется в «Журнале Московской Патриархии»(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

    Вера,семья и воспитание

    Алексей Осипов Религиозные тексты Отсутствует

    Основное богословие. Московская духовная семинария, 2006-2007 гг Смысл брака и семьи Ответы на вопросы Воспитание человека Идеология. Религия. Семья Ответы на вопросы Один из самых ярких православных богословов нашего времени: глубоко образованный, духовно трезвый, его выступления неизменно отличаются великолепным языком и полным отсутствием елейности.

    После каждой лекции – ответы на вопросы, причем не обязательно по теме выступления. Часто это бывает даже интереснее, чем основная часть. Род. 1938 г. В течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева).

    По окончании МДА читал лекции по курсам: «Экуменизм», истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам, основному богословию, западным исповеданиям. Состоял секретарем комиссии РПЦ по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах; членом редколлегии сборника «Богословские труды», Учебного Комитета при Священном Синоде от МДА, комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г.

    в Синодальную Богословскую Комиссию, Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви, Издательского совета Московской Патриархии; Постоянного Президиума II – IV Всемирных Русских Соборов; заведующим филиала аспирантуры МДА при ОВЦС; главредом возобновленного журнала МДА «Богословский Вестник»; сопредседателем ежегодной Международной Конференции «Наука.

    Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.). Определением Священного Синода был включен: в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ; в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

    От имени РПЦ участвовал в межконфессиональном диалоге. Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

    Публикуется в «Журнале Московской Патриархии»(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

    Этика государственной и муниципальной службы 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО

    Николай Алексеевич Омельченко Учебная литература Профессиональное образование

    Двадцатый век. Музыка войны и мира. Материалы международной научной конференции

    Сборник статей Культурология Отсутствует

    Сборник составлен по материалам Международной научной конференции «ХХ век. Музыка войны и мира», прошедшей в Московской консерватории 21–25 апреля 2015 года. Статьи затрагивают широкий спектр философских, социальных, исторических, культурно-политических, музыкально-теоретических проблем, так или иначе связанных с темой войны.

    Это исследования о войне и мире, о нравственных и этических вопросах, экскурсы в музыкально-общественную жизнь 1941–1945 годов в СССР и за рубежом, непосредственное отражение мировых и локальных войн в различных направлениях искусства и музыкальных жанрах, в национальных школах, в творчестве отдельных композиторов.

    Ряд статей основан на архивных документах, впервые вводимых в научный оборот. Сборник адресован музыковедам, историкам и всем интересующимся проблемами отечественной и зарубежной музыки XX–XXI веков.

    Духовное наставничество

    Алексей Осипов Религиозные тексты Отсутствует

    Основное богословие. Московская духовная семинария, 2006-2007 гг О духовных наставниках Наставник и послушник Наставник и послушник. Ответы на вопросы Значение монашества и старчества в Церкви Значение монашества и старчества в Церкви. Ответы на вопросы Один из самых ярких православных богословов нашего времени: глубоко образованный, духовно трезвый, его выступления неизменно отличаются великолепным языком и полным отсутствием елейности.

    После каждой лекции – ответы на вопросы, причем не обязательно по теме выступления. Часто это бывает даже интереснее, чем основная часть. Род. 1938 г. В течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева).

    По окончании МДА читал лекции по курсам: «Экуменизм», истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам, основному богословию, западным исповеданиям. Состоял секретарем комиссии РПЦ по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах; членом редколлегии сборника «Богословские труды», Учебного Комитета при Священном Синоде от МДА, комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г.

    в Синодальную Богословскую Комиссию, Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви, Издательского совета Московской Патриархии; Постоянного Президиума II – IV Всемирных Русских Соборов; заведующим филиала аспирантуры МДА при ОВЦС; главредом возобновленного журнала МДА «Богословский Вестник»; сопредседателем ежегодной Международной Конференции «Наука.

    Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.). Определением Священного Синода был включен: в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ; в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

    От имени РПЦ участвовал в межконфессиональном диалоге. Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

    Учебник содержит инновационную модель обучения профессиональным (практическим) навыкам юриста. Наряду с научно-практическим материалом по темам курса, способствующим формированию у студентов знаний, в учебнике содержатся разработки семинарских занятий, имитирующих профессиональную деятельность юриста и направленных на формирование практических навыков: коммуникативного взаимодействия, выработки позиции по делу, работы с документами, выбора этически верного варианта поведения, разрешения юридического конфликта, публичного выступления в условиях состязательного процесса и др.

    Предлагаемый формат занятий погружает студента в ситуации, максимально приближенные к реальным.

    Этика государственной и муниципальной службы 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академиче

    Николай Алексеевич Омельченко Учебная литература Бакалавр. Академический курс

    Данный учебник первый опыт систематического изложения основ административной этики и профессиональной культуры государственной и муниципальной службы с учетом мировой практики и национальных особенностей государственного строительства и управления. Учебный материал дополнен вопросами для самопроверки, перечнем научной и специальной литературы.

    Бакалавр. Академический курс

    Авторы учебника предлагают уникальный материал для размышления о роли этики в профессиональном взаимодействии психолога с различными категориями клиентов, в том числе и в контексте групповой работы. В основу содержания книги легли нормативные документы и положения этических кодексов психологических ассоциаций различных стран, теоретические и практические наработки отечественных и зарубежных ученых и практиков, а также авторов настоящего издания.

    Учебник будет полезен как студентам, осваивающим специальность психолога, так и практикующим специалистам, работающим с различными группами населения.

    Этика государственной и муниципальной службы 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академиче

    Николай Алексеевич Омельченко Учебная литература Бакалавр. Академический курс

    Данный учебник первый опыт систематического изложения основ административной этики и профессиональной культуры государственной и муниципальной службы с учетом мировой практики и национальных особенностей государственного строительства и управления. Учебный материал дополнен вопросами для самопроверки, перечнем научной и специальной литературы.

    В Приложении к учебнику приводятся отечественные и зарубежные нормативные документы и правовые акты, связанные с этическим регулированием государственной и муниципальной службы, глоссарий, а также фонд тестовых заданий по учебному курсу.

    Документационное обеспечение управления

    Михаил Басаков Делопроизводство Отсутствует Нет данных

    Рассмотрены нормативно-правовые и организационные вопросы подготовки и оформления основных видов документов, организации документооборота и архивного хранения документов, как основные составляющие архивоведения, а также практическая и этическая стороны работы секретаря и архивного работника.

    Для студентов колледжей, изучающих дисциплину «Документационное обеспечение управления и архивоведение» по специальностям, входящим в состав группы 080000 «Экономика и управление». Может быть полезно секретарям, архивным работникам служб документационного обеспечения управления организаций и всем, кто сталкивается с разработкой, оформлением и хранением управленческой документации.