Нарушения построения предложений. Казарина С

обрании постановили о том, чтобы выдать премию.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) На это не раз уже было указано.

5) На собрании постановили выдать премию.

Задание 15. Исправьте речевые ошибки:

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2) Как можно комментировать такой удар?

3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнениями.

5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

Задание 16. Исправьте речевые ошибки:

1) У стены стоит черная рояль.

2) На ужин мы приготовили жареную картофель.

3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

1) У стены стоит черный рояль.

2) На ужин мы приготовили жареный картофель.

3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3) Летом мы побывали в Пскове, посетили Михайловское и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5) В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

Задание 18. Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле нием причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

1) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2) Из этой книги мы узнали об ужасах, пережитых нашим народом.

3) После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, автор призывает не забывать их.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Задание 19. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

1) Спонсоры внесли значительную финансовую помощь в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать капитаном!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4) Помещики жестоко обращались со своими крепостными.

5) Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.

Задание 20. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. Переписать текст и выписать языковые средства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того, что и др.), а также различных, устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким образом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и т.п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на Дону: «Феникс»,2002. 544с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995
  3. Русский язык и культура речи: Учебник.\ Под ред. проф. В.И.Максимова. М.,2000.

Группа 3ф-1

Шифр С - 1546

Вариант – 6

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Русский язык»

студентки 3 курса

специальности:

«Финансы»

Самойличенко Людмилы Сергеевны


Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:

аристокра΄тия, агроно΄мия, аге΄нтство, ана΄лог, апарта΄менты, балова΄ть, бе΄нзопрово΄д, буржуази΄я, бла΄га, бомбардирова΄ть, бюрокра΄тия, валово΄й, взбодри΄ть, визави΄, восприня΄ть, введе΄нный, ве΄рование, веро­испове΄дание.

Задание 2. Вмести точек оставьте нужную гласную: Ё или Е, прочитайте слова:

Аф...ра, ман...вры, ос.длый, оп...ка, никч...мный, однонрем...нный, одноим...нный, пре...мник, старь...вщик, реш...тчатый, остри..., атл...т, отцв...тший, побл...кший, длиннош...рстный, недоум...нный, ос.тр, яр...м, гренад...р.

Афера, манёвры, оседлый, опека, никчёмный, одновременный, одноимённый, преемник, старьёвщик, решётчатый (и решетчатый), остриё, атлет, отцветший, поблёкший, длинношерстный, недоуменный, осётр, ярем, гренадер.

Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы ПРЕДСТАВИТЬ - ПРЕДОСТАВИТЬ:

1) Мне... общежитие (отдать в чье-то распоряжение).

2) ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность шить).

3) Нужно срочно... отчёт о летней практике (предъявить.).

4) Дедушку... к ордену (ходатайствовать о награде).

6) Фильм был... на фестивале (предъявлять к показу).

8) Эта квартира... собой литературный музей (является).

9) Прошу... мне очередной отпуск (дать).

1) Мне предоставить общежитие (отдать в чье-то распоряжение).

2) Предоставляю вам самим решать такие вопросы (даю возможность шить).

3) Нужно срочно представить отчёт о летней практике (предъявить.).

4) Дедушку представить к ордену (ходатайствовать о награде).

6) Фильм был представлен на фестивале (предъявлять к показу).

8) Эта квартира представляет собой литературный музей (является).

9) Прошу предоставить мне очередной отпуск (дать).

Задание 4. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:

басня, башня, вафля, ватрушка, вишня, кочерга, двойня.

Басня - басен, башня - башен, вафля - вафель, ватрушка - ватрушек, вишня - вишен, кочерга - кочерёг, двойня - двоен.

Задание 5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных и обозначьте в них ударение:

апельсин, оладья, запястье, метр, кольцо, грамм, судья, дело, башкир, облако, чулок, блюдце, ущелье.

Апельсин - апельси΄нов, оладья - ола΄дий, запястье - запя΄стий, метр - ме΄тров, кольцо - коле΄ц, грамм - гра΄ммов, судья - суде΄й, дело - дел, башкир – башки΄р, облако - облако΄в, чулок - чуло΄к, блюдце - блю΄дец, ущелье - уще΄лий.


Задание 6. Выберите правильную глагольную форму и запишите следующие предложения:

1) На море полный штиль, и наша лодка едва... на волнах: а) колышется; б) колыхается.

2) Судьба сурова по отношению ко мне, но я никогда не...: а) ропщу; б) ропчу.

3)Сосед, живущий этажом выше, опять... мебель: а) движет; б) двигает.

4)Я не понимаю, что... вашими поступками: а) движет; б) двигает.

1) На море полный штиль, и наша лодка едва колышется на волнах.

2) Судьба сурова по отношению ко мне, но я никогда не ропщу.

3)Сосед, живущий этажом выше, опять двигает мебель.

4)Я не понимаю, что движет вашими поступками.

Задание 7. Ошибка допущена в словосочетании. Исправьте и запишите:

1) малосоленый иваси;

2) овощное рагу;

3) большая кенгуру;

4) полноводная Миссури;

5) черная лебедь.

1) малосоленая иваси;

2) овощное рагу;

3) большой кенгуру;

4) полноводная Миссури;

5) черный лебедь.


Задание 8. Содержит грамматическую ошибку предложение. Исправьте и запишите:

1) Международные договоры утверждаются парламентами.

2) Над болотом кружила пара цаплей.

3) Много лет прожив на кордоне, он знал толк в лесе.

4) Шторма и цунами каждое лето обрушивались на побережье.

5) После заморозок ягоды рябины становятся сладкими.

1) Международные договоры утверждаются парламентом.

2) Над болотом кружила пара цапель.

3) Много лет прожив за кордоном, он знал толк в лесе.

4) Шторма и цунами каждое лето обрушиваются на побережье.

5) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.

Задание 9. Речевая ошибка допущена в предложении. Исправьте и запишите:

1) Обладаю высокими навыками работы на компьютере.

2) В семье он был единственным ребенком и получился эгоистом.

3) Езда на велосипеде не только создаст вам отличное настроение, но и позаботится о вашем здоровье.

4) Наш магазин предлагает широкий ассортимент велосипедов по невысокой цене.

5) Велоспорт не только улучшает силу и выносливость мышц, но и повышает эффективность работы сердца и легких.

1) Обладаю навыками работы на компьютере.

2) В семье он был единственным ребенком и вырос эгоистом.

3) Езда на велосипеде не только создаст вам отличное настроение, но и укрепит ваше здоровье.

4) Наш магазин предлагает широкий выбор велосипедов по невысокой цене.

5) Велоспорт не только повышает силу и выносливость мышц, но и улучшает эффективность работы сердца и легких.

Задание 10. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, допущены в предложении. Исправьте и запишите:

1) Сквозь шум машины я услышал угрожающее рокотание и гул реки.

2) В его душе попеременно появлялся страх, досада, обида.

3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочков.

5) Тридцать один подписчик журнала «Коммерсант» выиграли льготную подписку на следующий год.

1) Сквозь шум машины я услышал угрожающие рокотание и гул реки.

2) В его душе попеременно появлялись страх, досада, обида.

3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочка.

4) Дикий гусь и утка прилетели первыми.

5) Тридцать один читатель журнала «Коммерсант» выиграл льготную подписку на следующий год.

Задание 11. Нормы употребления однородных членов нарушены в предложении. Исправьте и запишите :

1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструкции, и какие меры нужно принять для его реализации.

2) И я люблю вас за все - за прошлое и настоящее, за вчерашнее и сегодняшнее.

3) Значительные изменения и реформы произошли в последнее время в жизни общества.

4) Дипломант конкурса награжден премией и высокой оценкой жюри.

5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и которые преодолевают препятствия.

1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструк­ции и меры для его реализации.

2) И я люблю вас за все - за прошлое и настоящее, вчерашнее и сегодняшнее.

3) Значительные изменения произошли в последнее время в жизни общества.

4) Дипломант конкурса награжден премией.

5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и преодолевающие препятствия.

Задание 12. Речевые недочеты и ошибки допущены в предложении. Исправьте и запишите:

1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал что я еще не проголодался.

2) Он говорил, что у Магды была колдовская власть над людьми.

4) С горы были видны дома и поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.

5) Лес, погруженный в туман и который окружал нас со всех сторон, вызывал ужас.

1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал, что еще не проголодался.

2) Он говорил, что Магда обладала колдовской властью над людьми.

3) Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше.

4) С горы были видны дома, а также поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.

5) Лес, погруженный в туман и окружающий нас со всех сторон, вызывал ужас.

Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в согласовании:

1) Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2) Тридцать один ученик участвовали в походе.

4) На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5) Иванов был круглая сирота.

1) Восемь человек вошли в дом трактирщика.

2) Тридцать один ученик участвовал в походе.

3) Большая часть домов в этом районе каменные.

4) На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.

5) Иванов был круглый сирота.

Задание 14. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов:

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

2) По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

4) Об этом не раз уже было указано.

5) На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) На это не раз уже было указано.

5) На собрании постановили выдать премию.


Задание 15. Исправьте речевые ошибки:

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2) Как можно комментировать такой удар?

3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнениями.

5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

Задание 16. Исправьте речевые ошибки:

1) У стены стоит черная рояль.

2) На ужин мы приготовили жареную картофель.

3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

1) У стены стоит черный рояль.

2) На ужин мы приготовили жареный картофель.

3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.


Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3) Летом мы побывали в Пскове, посетили Михайловское и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5) В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

Задание 18. Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле­нием причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

1) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2) Из этой книги мы узнали об ужасах, пережитых нашим народом.

3) После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, автор призывает не забывать их.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Задание 19. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

1) Спонсоры внесли значительную финансовую помощь в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать капитаном!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться ме­стом на балконе.

4) Помещики жестоко обращались со своими крепостными.

5) Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.

Задание 20. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. Переписать текст и выписать языковые средства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается уч­режденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учреди­тельными документами.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международ­ных договоров, государственных актов, юридических законов, поста­новлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетель­ства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наиме­нований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббре­виатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отымен­ных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того, что и др.), а также различных, устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким обра­зом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и т.п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номи­нативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на Дону: «Феникс»,2002. – 544с.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995

3. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.,2000.

1. Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2. Тридцать один ученик участвовали в походе.

3. Большая часть домов в этом районе каменные.

4. На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5. Иванов был круглая сирота.

6. Он такая растяпа!

7. Это было в проливе Босфоре.

8. Это случилось в штате Мичигане.

9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

10. Детвора благодарны шефам за подарок.

11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.

12. Три скамейки стояло у стены.

13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

14. Не то снег, не то град выпадут завтра.

15. Музей-квартира закрыта на ремонт.

16. Плащ-палатка была уже сложена.

17. Космический корабль летит к планете Марсу.

18. Над горой Казбеком взлетел флаг.

19. Для этого потребуются несколько месяцев.

20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.

21. Кто из подруг написала об этом?

22. При погрузке сэкономлены 32 часа.

23. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.

24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

26. Она опытная инженер.

27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.

28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

29. Детвора с утра резвились во дворе.

30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Упражнение 1.

1.1. 1. Во всех словах ударение падает на первый слог.

2. Во всех словах ударение падает на второй слог.

3. Во всех словах ударение падает на третий слог.

4. Во всех словах ударение падает на четвертый слог.

5. Во всех словах ударение падает на пятый слог.

6. Ударение двойное: те фте ли, тво ро г, пе тля , гре нки , каза ки.

1.2. Ж[о]лоб, ж[о]рнов, ж[о]рдочка, ж[о]лчь, ш[о]рстка, акуш[е]р, гренад[е]р, изд[о]вка, ман[о]вр, новорожд[о]нный, оп[е]ка, аф[е]ра, никч[о]мный, остри[о].

1.3. Темп, тенденция, шин’ель, фр’енч, юриспруд’енция, т’ермин, кр’ем, акад’емия, с’ессия, д’екан, д’еканат, пр’есса, брюн’ет, бут’ерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, коф’е, свитер, р’езюме, д’екада, куп’ейный.

Упражнение 2.

1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.

2. Тридцать один ученик участвовал в походе.

3. Большая часть домов в этом районе каменная.

4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.

5. Иванов был круглый сирота.

6. Он такой растяпа!

7. Это было в проливе Босфор.

8. Это случилось в штате Мичиган.

9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

10. Детвора благодарна шефам за подарок.

11. Автомобиль «Жигули» пришёл первым.

12. Три скамейки стояли у стены.

13. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.

14. Не то снег, не то град выпадет завтра.

15. Музей-квартира закрыт на ремонт.

16. Плащ-палатка был уже сложен.

17. Космический корабль летит к планете Марс.

18. Над горой Казбек взлетел флаг.

19. Для этого потребуется несколько месяцев.

20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.

21. Кто из подруг написал об этом?

22. При погрузке сэкономлено 32 часа.

23. Сейчас выступит русский ученый профессор Ахманова.

24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луна-10».

25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецы.

26. Она опытный инженер.

27. Река Днепр этой весной вышла из берегов.

28. Веселый котенок Мурка смешил нас каждый день.

29. Детвора с утра резвилась во дворе.

30. В конгрессе принимала участие тридцать одна страна.

Упражнение 3.

1. Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2. По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

3. Из скромности она никогда не выступает.

4. Об этом не раз уже было сказано.

5. На собрании постановили выдать премию.

6. Мы перевыполнили план благодаря производительности труда.

7. Критикуется то, что мы делаем.

8. Магазин ориентирован специально на школьников.

9. Каждый уверен в своем завтрашнем дне.

10. Ты участвовал в выборах?

11. По истечении некоторого времени можно будет вновь вернуться.

12. По прибытии в город он отправился в комендатуру.

13. Я рад его успехам.

14. Что вы от меня хотите?

15. Мы и забыли о начальнике!

16. Я к вашему Коле пришла.

17. Все это доказывает пользу витаминов.

18. Средняя школа № 23 отличается от других школ своими успехами.

19. Николай бьет свою жену и кричит на нее.

20. Этими словами Пушкин выразил уверенность в будущем России и любовь к ней.

21. В своих стихах Маяковский бичует врагов и издевается над ними.

22. Читайте журнал «Лиза» и подписывайтесь на него!

23. Этот центр координирует работу и помогает в ней.

24. Зрители удивлялись мастерству артистов и восхищались ими.

25. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать за порядком на перемене.

26. Данные факты говорят о невозможности использования всех ресурсов.

27. Наш преподаватель организовал кружок «Химия в быту» и руководит им.

28. Лектор оперировал точными фактами.

29. Отец всегда удивлялся трудолюбию сына.

30. Молодой человек обиделся на невежливое обращение прохожего.

Упражнение 4.

1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2. Как можно прокомментировать такой удар?

3. Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4. На конференции состоялся обмен мнениями.

5. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

6. Нам остается позавидовать тому, что у вас есть такой музей.

7. Эта песня доставила мне большое удовольствие.

8. Большая группа ученых была удостоена правительственных наград.

9. Солдаты, полные жгучей ненависти к врагу, сражались мужественно.

10. Большая сила воли присуща этому герою.

11. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.

12. Герои этого рассказа предпочитают смерть покорности и рабству.

13. Награда подтверждает значение литературного творчества писателя.

14. Разведчик не раз побывал в тылу врага.

15. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок.

16. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал.

17. Такие встречи помогают наладить обмен передовым опытом.

18. Болезнь и пропуски занятий повлияли на знания школьника.

19. Вот эти смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дороги мне в поэте.

20. Копившаяся много лет ненависть к крепостникам вылилась в подлинно народное восстание.

21. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание.

22. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество опасных врагов.

23. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм.

24. Никто из пришедших не поздоровался с ней.

25. Много молодежи пришло на вечер танцев.

26. Группа запорожцев хотела написать письмо турецкому султану.

27. Благодаря стараниям родителей сын получил прекрасное образование.

28. Приведенные примеры говорят о возможности широкого использования этого изобретения.

30. Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек от истины.

Упражнение 5.

1. У стены стоит черный рояль.

2. На ужин мы приготовили жареный картофель.

3. По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4. Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5. Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

6. В зале сидит компетентное жюри.

7. Ребенок с удовольствием есть картофельное пюре.

8. В праздники в доме обычно варили вкусный студень.

9. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.

10. Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивый тюль.

11. Лицо дамы скрывала густая вуаль.

12. Отличник гордился своим табелем.

13. Машина ехала по асфальтированному шоссе.

14. На озере плавал черный лебедь.

15. Голову моют шампунем.

16. Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила 5 килограммов помидоров и килограмм яблок.

17. Солнечный Сочи – мой любимый город.

18. Иван Андреевич Крылов написал много басен.

19. Я встала, сняла ребенка с колен.

20. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков.

21. В МГУ работают известные профессора.

22. В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, армян.

23. Осенью всегда бывает много свадеб.

24. Мы с мамой испекли пирожки с повидлом.

25. Гринев, как он сам говорил, был недорослем.

26. Золушка так торопилась, что потеряла одну туфлю.

27. Мы выехали на просторную авеню.

28. Жестокий юноша не слушал мольбы своей старой матери.

29. В этом ей должны были помочь две подруги.

30. Катя научила меня танцевать старинное танго.

Упражнение 6.

1. Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3. Летом мы побывали в Пскове и посетили не только Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4. Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5. В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

6. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

7. Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.

8. Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.

9. Мы любовались картиной бушующего у наших ног моря.

10. По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку.

11. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

12. Я не заметил, находится ли он в комнате.

13. Он кричал, что прихлопнет нас одним пальцем.

14. Я пил приготовленный барменом кофе с кардамоном.

15. Эти стихи, написанные Лермонтовым и рассказывающие о его любви, очень нравятся мне.

16. Приведенные в докладе факты говорят об успехах нашей науки.

17. Городничий говорит собравшимся, что к ним едет ревизор.

19. Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и спасавшиеся на крышах домов.

20. Представители всех стран СНГ, а также Эстонии и Латвии, съехались на совещание в Москву.

21. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и притягивавшему его.

22. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и издававшиеся волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

23. Проработавшие всю жизнь в школе учителя, без сомнения, должны получать высокую пенсию.

24. Везде: на улицах, на площадях, в парках и садах – ощущался приход весны.

25. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и отстаивавшему крепостничество.

26. Имеющийся жизненный опыт человека – это его истинное богатство.

27. Прочитанная для студентов лекция о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

28. Я увлекаюсь не только чтением книг, но и живописью.

29. Я не могу вспомнить, был ли он на занятиях в четверг.

30. Директор сообщил на педагогическом совете, что едет комиссия.

Упражнение 7.

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

5. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

6. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

7. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

8. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

9. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

10. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

11. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

12. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

13. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

14. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

15. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

16. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

19. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

20. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

21. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

22. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

23. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

24. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

25. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

26. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

27. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

28. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

29. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

30. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 8.

1. Спонсоры внесли большую лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать учителем.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4. Помещики жестоко обращались со своими дворовыми.

5. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.

6. Наша улица выглядит очень красиво.

7. Подруга Ольги ловко закутывается в богатую шаль.

8. Мой брат не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным.

10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в ряду мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.

13. Базаров – молодой человек с худым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало популярным.

15. Крылов представляет в своих произведениях добро и зло.

16. Мы испытываем тоску по прошлому.

17. Свою карьеру, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких постоянных гонений на мужиков жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Задача, поставленная перед коллективом, была успешно решена.

20. Летом мы совершили небольшое путешествие: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Экспорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить искусство игры в карты, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков девиз писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее более подходит ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом камзоле.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным сюжетом.

28. Радостное известие привело его в мажорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях.

Упражнение 9.

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

5. Успехами мы не блещем.

6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила коричневые чулки.

15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло весной.

20. В течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был мне настоящим другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он склонил голову ей на плечо.

24. Сын преклонил колени перед матерью.

25. Эта новость доставила ей удовольствие.

26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее были огромные карие глаза.

29. Он испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Упражнение 10.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидных слов.

4. Любой проступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.

6. Студент быстро усвоил материал.

7. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

10. Она приготовила сытный завтрак.

11. Болотный ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветном платье.

13. Соседский кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.

17. Землю надо было обезводить.

18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.

20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.

21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.

27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

Упражнение 11.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).

2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).

4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).

5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).

6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).

7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).

8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).

9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).

10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).

11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).

14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).

16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).

17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).

19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).

20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).

21. Мы его видели в профиль (плеоназм).

22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).

24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).

25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).

27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).

30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

Упражнение 12.

1. Сейчас же спрячь язык!

2. Ты что, с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдут по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков.

5. Я уйду по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по осени.

7. Завтра боевое крещение наших спортсменов.

8. Музыка оказала сильное воздействие на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

12. Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

14. Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон выходящий случай!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день грош цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет первую скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

21. У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – голова на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

25. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

26. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год.

29. Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

Упражнение 13.

1. Сначала думай, потом отвечай.

2. Он объявил громогласно о своих планах.

3. Он попал в туберкулезный диспансер.

4. Я ем фрукты каждый день.

5. Главную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

6. За дорогой на склонах холма раскинулись луга, а на его вершине растет лес.

7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они борются за успеваемость.

8. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.

9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как его защищали от солнца деревья.

10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой.

11. Специфическая особенность художественной речи состоит в наличии большого количества образных слов и выражений.

12. Ваше согласие играет для меня большую роль.

13. Я приложу все усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

14. Он очень практичный человек.

15. Все командированные могут поселиться в гостинице.

16. Из-за наводнения люди остались без крова.

17. Эти разрушения произошли в результате плохой работы труб.

18. За каждым трактористом закреплен определенный трактор, за состоянием которого он обязан следить.

19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, я почувствовал внезапную радость.

20. Когда я проходил по цеху, на меня пахнуло жаром.

21. Когда я смотрю на ветку сирени, мне вспоминается родина.

22. В книгах жизнь должна изображаться без прикрас.

23. Взобравшись на крышу, Павка увидел сад Лещинских.

24. Когда он увидел револьвер, у него захватило дух.

25. Когда Мцыри жил в монастыре, он мечтал о родине.

27. Живущие в Сибири родственники, приехав в Москву, остановились у нас.

28. Сквозь щели в крыше проникают два солнечных луча.

29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Италии и других.

30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

Упражнение 14.

1. Нужно подумать о кормах на зиму для животных.

2. Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.

3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования.

4. Значительная часть сезона характеризуется отсутствием снежного покрова.

5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.

6. Я приобрела для сына настольную игру.

7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони.

8. Количество грамотных по переписи 1897 года определялось в 36,7 %.

9. Новый завод в Житомире обеспечит город молочными продуктами.

10. По получении ответа немедленно принимайте меры.

11. Написав ей, он стал ждать ответа.

12. Я с сестрой собралась на пруд.

13. Вся семья Ростовых после обеда слушала манифест.

14. Никто не остановил выезжавших на Сечь казаков.

15. Когда они поднялись вверх по реке, их застигла буря.

16. Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.

17. Петя с другом решили, что поедут в лагерь.

18. По дороге Владимир спросил у Павла, какое дело у его отца в городе.

19. Кубанцы радуются своим успехам.

20. Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.

21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.

22. Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.

23. Наш интерес к медицине вполне понятен.

24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.

25. Самый большой вред наносит человеку курение.

26. Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.

27. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.

28. Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.

29. Высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

30. На обоих коленях были царапины.

Упражнение 15.

ТЕКСТ 1–3

ТЕКСТ 2–5

ТЕКСТ 3–4

ТЕКСТ 4–5

ТЕКСТ 5–2

ТЕКСТ 6–3

ТЕКСТ 7–2

ТЕКСТ 8–3

Цель: Научить студентов говорить правильно, т.е. употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями ортологии - науки о правильности речи; научить говорить выразительно, т.е. составлять текст в соответствии с требованиями риторики- науки о выразительности речи; научить студентов выбору языковых средств для научного и официально-делового стилей речи и основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалисту текстов, конспектов, рефератов, докладов, выступлений, деловых писем.

1. Понятие о культуре речи

2. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Языковые единицы, имеющие варианты.

3.Языковые единицы, имеющие варианты. Правила использования языковых единиц.

ЗАДАНИЕ 1.

Исправьте речевые ошибки.
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.
4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
10. По получению ответа немедленно реагируйте.
12. Я с сестрой собрались на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.
20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятный.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обеих коленях были царапины.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животных.
2. Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования.
4. Значительная часть сезона характеризуется отсутствием снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони.
8. Количество грамотных по переписи 1897 года определялось в 36,7 %.
9. Новый завод в Житомире обеспечит город молочными продуктами.
10. По получении ответа немедленно принимайте меры.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собралась на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушала манифест.
14. Никто не остановил выезжавших на Сечь казаков.
15. Когда они поднялись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедут в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы радуются своим успехам.
20. Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятен.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.
25. Самый большой вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.
27. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.
29. Высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обоих коленях были царапины.

ЗАДАНИЕ 2

Определите место ударения в словах.

1. Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь, квашение, камбала, клала, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, мытарь, наголо стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни, похороны, почесть, ракурс, свекла, силос, случай, сметка, снадобье, согнутый, средство, средства, статуя, торты, тяжба, форум, хаос, холеный, центнер, черпать, экскурс

2. Агент, анатом, арест, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, жестоко, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, кичиться, коклюш, крапива, красивее, кремень, корысть, ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, наложенный (платеж), намерение, наотмашь, недвижимость, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. пад. мн. ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, таможня, танцовщица, толика, умерший, факсимиле, феерия, феномен, филистер, ходатайствовать, хозяева, цемент, цепочка, швея, шофер, щавель, эксперт.

3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гастрономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обострить, очистной, пиццерия, подростковый, поутру, предвосхитить, приговор, проведенный, простыня, простыней, сантиметр, сирота, соболезнование, спиртовой, тирания, углубить, украинский.

4. Апартеид, аристократия, асимметрия,буржуазия, ветеринария, изобретение, исповедание, маркировать, медикамент, новорожденный, нормировать, обетованный, пломбировать, премирование, премировать, приобретение, путепровод, санитария, сосредоточение, усугубить, формировать, христианин, языковые (проблемы).

5. Бомбардировать, вероисповедание, воспроизведенный, кинематография, многоотраслевой, присовокупить, расформировать.

6. Тефтели, творог, петля, гренки, казаки.

Определите, какой звук, [е] или [о], произносится в словах.
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, акушер, гренадер, издевка, маневр, новорожденный, опека, афера, никчемный, острие.
Определите, звук [е] или [э] произносится в словах.
Темп, тенденция, шинель, френч, юриспруденция, термин, крем, академия, сессия, декан, деканат, пресса, брюнет, бутерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, кофе, свитер, резюме, декада, купейный.

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите и исправьте ошибки в согласовании.
1.Восемь человек вошло в дом трактирщика.
2.Тридцать один ученик участвовали в походе.
3.Большая часть домов в этом районе каменные.
4.На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.
5.Иванов был круглая сирота.
6.Он такая растяпа!
7.Это было в проливе Босфоре.
8. Это случилось в штате Мичигане.
10. Детвора благодарны шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.
12. Три скамейки стояло у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадут завтра.
15. Музей-квартира закрыта на ремонт.
16. Плащ-палатка была уже сложена.
17. Космический корабль летит к планете Марсу.
18. Над горой Казбеком взлетел флаг.
19. Для этого потребуются несколько месяцев.
21. Кто из подруг написала об этом?
22. При погрузке сэкономлены 32 часа.
23. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.
26. Она опытная инженер.
27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
29. Детвора с утра резвились во дворе.
30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.
2. Тридцать один ученик участвовал в походе.
3. Большая часть домов в этом районе каменная.
4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.
5. Иванов был круглый сирота.
6. Он такой растяпа!
7. Это было в проливе Босфор.
8. Это случилось в штате Мичиган.
9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.
10. Детвора благодарна шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришёл первым.
12. Три скамейки стояли у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадет завтра.
15. Музей-квартира закрыт на ремонт.
16. Плащ-палатка был уже сложен.
17. Космический корабль летит к планете Марс.
18. Над горой Казбек взлетел флаг.
19. Для этого потребуется несколько месяцев.
20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
21. Кто из подруг написал об этом?
22. При погрузке сэкономлено 32 часа.
23. Сейчас выступит русский ученый профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луна-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецы.
26. Она опытный инженер.
27. Река Днепр этой весной вышла из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешил нас каждый день.
29. Детвора с утра резвилась во дворе.
30. В конгрессе принимала участие тридцать одна страна