Жизнь и деяния Васко да Гамы: все дороги ведут в Индию. Кто открыл морской путь в Индию и когда это произошло? Возвращение в Португалию

…Когда б Гомера воскресили боги,

Его б кифара Эгаша воспела.

Воспела бы героев темнооких,

Двенадцать португальских кавалеров.

А славный Гама, мореход и воин,

Энеев щит наследовать достоин.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 12

Когда заходит речь об эпохе Великих географических открытий, по обыкновению первым вспоминают Колумба, затем – Магеллана, и лишь потом – Васко да Гаму. Большинство преподавателей истории и географии скажут, что был он португальским мореходом и известен благодаря тому, что проложил для современников и потомков морской путь в Индию. Советские историки, традиционно осуждавшие колониальную политику европейских государств, ставили да Гаму в один ряд с испанскими конкистадорами и, отмечая его несомненные заслуги как первопроходца, «обличали» его как алчного, беспощадного палача, принесшего горе и смерть в тихий и заповедный мир сказочного Востока.

Безусловно, отчасти они правы – Васко да Гама отнюдь не был бескорыстным миссионером. Он не только достиг таинственной Индии, но провёл там полноценную военную кампанию, завоевав для Португалии новые богатые колонии, и попутно способствовал формированию инновационных изменений в тактике морского боя. Португалец был фигурой противоречивой, но его открытия и деяния по своему масштабу и эпохальности несоизмеримо превосходят те несколько сухих строк, которые ему обычно отводят в учебниках. Постараемся взглянуть на жизнь великого первопроходца под немного другим углом.

Все дороги ведут в Индию

Нам Бог дарил властителей примерных,

Себя бессмертной славою покрывших,

Как наш король Жуан непобедимый,

Что в трудный час край отстоял любимый.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 13

Если посмотреть на карту Европы, становится ясно, почему португальцы ещё на самой заре становления своего государства обратили взоры к морю. Само геополитическое положение страны диктовало такую стратегию развития. На востоке были Арагон и Кастилия, которые вели упорную войну с Гранадским эмиратом и которым ещё только предстояло стать Испанией. На севере находилась огромная и богатая Франция. Ни там, ни там ловить, в общем, португальцам было нечего – разотрут и не поморщатся. Поэтому мореплавание и торговля были естественным историческим выбором Португалии, прижатой более сильными соседями к океану на западе Пиренейского полуострова.

Колониальная карта с гербами владетелей тех или иных земель, составленная португальским картографом Доминго Тейшейрой в 1573 году

Была и ещё одна проблема – страна лежала на периферии тогдашних торговых путей. Поэтому все дефицитные товары с Востока, особенно пряности, доходили до Португалии с большими ценовыми накрутками. Ко всему прочему, в середине XV столетия турецкий султан Мехмет II захватил Константинополь и двинулся на Балканы, оттесняя христианский мир от путей в Азию.

Португальские короли снаряжали всё новые и новые экспедиции, которые двигались на юг вдоль побережья Африки. Они основывали поселения и фактории в надежде рано или поздно достичь Индии – страны сказочных богатств и пряностей. Наконец, во второй половине XV века, при короле Жуане II, поиски принесли плоды. Сначала добравшийся до Индии по суше офицер Перу да Ковильян в отправленном на родину отчёте указал, что до Индии можно добраться по морю, а затем в 1488 году Бартоломеу Диаш сумел достичь крайней южной оконечности Африки и вышел в Индийский океан.

Огибая Африку, экспедиция попала в тяжелейший шторм, который чуть не погубил мореходов, и Диаш назвал южную точку «чёрного континента» мысом Бурь. Однако впоследствии король, воодушевлённый достижениями адмирала и его людей, дал ей новое название, под которым она известна и по сей день – мыс Доброй Надежды. Диаш хотел плыть и дальше, но команды кораблей, изнурённые долгим и опасным путешествием «за край земли», угрожая бунтом, потребовали от него распоряжения лечь на обратный курс.

Даже несмотря на это, король Жуан ликовал – рухнули старые убеждения, что Африка простирается до самого полюса, и теперь достижение индийских берегов было лишь вопросом времени. Король принялся было готовить новый поход на Восток, но в 1491 году внезапно трагически погиб его единственный сын Альфонсу, и весь запал монарха сразу испарился – Жуан погрузился в тоску, и лиссабонскому двору стало не до географических авантюр. Португальцы вернутся к идее индийского похода лишь спустя четыре года, уже при новом короле Мануэле I.

От дьявола, от турка и кометы…

Теперь я с вами, государь, прощаюсь

И к повести о Гаме обращаюсь.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 18

Насчет года рождения Васко да Гамы историки спорят до сих пор. Одни считают, что он появился на свет в 1460 году, другие – что в 1469-м. Доподлинно известно лишь то, что случилось это в приморском городке Синиш, находящемся на 160 километров южнее Лиссабона. Его отцом был алкайд (воевода) города рыцарь Эштевао да Гама, ведший свой род от сподвижника короля Альфонсу III Альвару Анниша да Гамы, который в середине XIII века отвоевал эти земли у мавров. Мать Васко, Изабель Содре, вела свой род от английского рыцаря Фредерика Садли. Кровь хоть и не «голубая», но происхождение вполне недурственное, так что юному да Гаме, третьему из пяти сыновей, светили не самые плохие жизненные перспективы.

Живя на берегу моря, трудно в него не влюбиться. Васко с братьями и другими мальчишками постоянно играл на берегу. Должно быть, он мечтал о том дне, когда ступит на просмоленные палубы могучих кораблей под снежно-белыми парусами и направится туда, за горизонт, сквозь бури, к сказочным заморским странам. Естественно, что мальчик с самых младых ногтей стал приобщаться к тонкостям морского дела.

Памятник Васко да Гаме в его родном городе Синиш

Однако была у него и другая тяга, бывшая полной противоположностью мечтам о морских походах: семья да Гама была очень набожной и воспитывала детей в соответствующем ключе. Васко всю свою жизнь оставался ревностным католиком, а в годы юности даже чуть было не стал монахом. Он принял два пострига из необходимых трёх, но в последний момент, видимо, тяга к морю всё же пересилила в нём религиозные устремления.

Фоном для поры взросления будущего первооткрывателя были ошеломляющие победы турок. Ещё в раннем детстве мальчик слышал рассказы об ужасной константинопольской резне, а затем вести о новых завоеваниях османов стали приходить в Португалию всё чаще. Слышал он и о комете, которую наблюдали в Европе через несколько лет после падения Константинополя и которую считали предвестием новых страшных бед для христианского мира. Снова и снова перед сном маленький Васко вместе с братьями повторял немудрёные слова молитвы, которой научил их отец: «От дьявола, от турка и кометы спаси нас, Господи» . Он не забудет эти детские страхи и пронесёт ненависть к мусульманам через всю свою жизнь.

Отцовские деньги позволили будущему адмиралу получить весьма хорошее по тем временам образование, однако юный Васко при первой же возможности предпочёл поменять теорию на практику, а гусиное перо – на острый клинок. Приключений не пришлось искать долго. На границе между Португалией и Кастилией как раз в те годы всполыхнула очередная малая война, которую вряд ли упомянут современные учебники. Пылали деревни, рыдали вдовы, на деревьях мерно покачивались покойники, а по приграничной полосе носились туда-сюда лихие ватаги молодцов в сияющих доспехах. К одному из таких отрядов и присоединился молодой да Гама.

Впрочем, пограничные стычки довольно скоро приелись юноше – его голодная до подвигов душа жаждала чего-то большего, и он знал, где это большее нужно искать. Конец 80-х годов XV века он провёл под палящим марокканским солнцем, участвуя в осаде Танжера крестоносным ополчением. Тогда же Васко вступил в католический воинский орден рыцарей Сантьяго, окончательно избрав войну с «неверными» делом всей жизни. Однако, как водится, судьба вновь перетасовала колоду, и ремесло крестоносца стало очередной несостоявшейся карьерой молодого да Гамы (наряду с монашеством).

Портрет молодого Васко

Марокканская кампания принесла Васко первую известность. По возвращении домой он отправился в Лиссабон, где был представлен ко двору. Попал он, что называется, «из огня да в полымя» - у побережья страны свирепствовали французские пираты, которые, ко всему прочему, захватили королевский «золотой» конвой, шедший из Гвинеи. Жуан II рассудил, что молодой герой Марокко, знакомый, к тому же, с корабельным ремеслом, отлично подойдёт на роль проводника монаршего гнева и в 1492 году приказал нанести ответный удар по французским торговым эскадрам, курсировавшим вблизи португальских берегов. Да Гама на мощном военном корабле прошёл вдоль побережья страны, захватывая и сжигая всё, что плавало под флагом с лилиями. Каперство стало третьей и последней из его несостоявшихся профессий.

Когда весной 1493 года Васко да Гама с победными вестями вернулся ко двору, произошло событие, изменившее как его жизнь, так и весь ход мировой истории. Из Нового Света на доверху нагруженной диковинами каравелле под испанским флагом вернулся Христофор Колумб. В ярко освещённой зале в окружении придворных король Жуан II принимал человека, сделавшего, как тогда казалось, невозможное. Он уже не был простым сыном генуэзского ткача и мечтателем – перед благородной публикой стоял герой. Многие, включая короля, пожалели, что не приняли некогда его рассказы всерьёз и отказали в снаряжении экспедиции. Присутствовал на этой аудиенции и Васко да Гама. Возможно, именно там, среди толпы перешёптывающихся придворных, он, наконец, понял, какой жребий ему уготовила переменчивая фортуна.

При всей сенсационности совершённого Колумбом открытия, в нём угадывалось одно серьёзное несоответствие. В распоряжении европейцев уже были определённые сведения об Индии, полученные, в том числе, и от Марко Поло, и эти описания никак не соотносились с рассказами дона Христофора. Нет, земля, которую открыл Колумб, определённо не была Индией.

На край света

Герои вышли в океан открытый

И бороздят валов мятежных гривы.

Корабль летит и, пеною омытый,

Взрывает гладь жемчужную заливов.

И белый парус, ветрами обвитый,

Над океаном реет горделиво.

И прочь несутся, в страхе цепенея,

Стада детей бесчисленных Протея.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 19

В 1495 году, после смерти Жуана, на португальский престол взошёл новый король. Ввиду отсутствия у усопшего монарха живых сыновей им стал представитель младшей ветви Ависской династии герцог Мануэл Визеу, короновавшийся под именем Мануэла I. Уже потом, спустя годы, народ дал ему прозвище «Счастливый».

Мануэл I Счастливый

Новый король всерьёз вознамерился закончить начатое Бартоломеу Диашем и достичь берегов Индии. К слову, в адмиралы нового похода прочили именно Диаша, но Мануэл решил по-другому. Никто не знал, как встретят в сказочной Индии португальцев, поэтому тут нужен был не только опытный мореход, но, в первую очередь, человек с военным опытом, стойкий и решительный. Именно такими качествами, по мнению короля, обладал бывший крестоносец и капер Васко да Гама. Историк XVI века Гаспар Корреа дал весьма высокопарное описание встречи короля и будущего первооткрывателя:

«Однажды король сидел в зале, где он работал за столом, давая приказания. Случайно король поднял глаза, когда по залу проходил Васко да Гама. Он был его придворным, человеком благородного происхождения… Этот Васко да Гама был скромным, смышлёным и смелым человеком. Король задержал на нём свой взор, сердце его дрогнуло, он подозвал его, и, когда тот преклонил колено, король сказал: «Я буду рад, если вы возьмётесь совершить поручение, где придётся много потрудиться». Васко да Гама поцеловал руку короля, ответив: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни» .

Доподлинно неизвестно, так ли было на самом деле, тем более что сам Корреа появился на свет лишь спустя год после этих событий.

Король не жалел средств на подготовку экспедиции. Для кораблей был выделена превосходная древесина, заготовленная ещё при Жуане II. Постройкой руководил лично Бартоломеу Диаш. Именно ему принадлежала идея заменить косые паруса четырёхугольными, а сами корпуса сделать более массивными и обладающими большим водоизмещением. В соответствии с его коррективами были построены «Сан-Габриэль» и «Сан-Рафаэль», оба с водоизмещением в 120–150 тонн. Двумя другими кораблями эскадры стали чуть меньшая в размерах каравелла «Берриу» и так называемая «ретонда» - судно-склад, перевозящее провизию, ремонтные материалы и прочее необходимое. Сам да Гама поднял свой штандарт на флагмане «Сан-Габриэль». Командование «Сан-Рафаэлем» принял его брат Паулу, на мостик «Берриу» заступил опытнейший Николау Коэлью, а «ретонда» была доверена Гонсало Нуньешу.

Пока на верфях шли работы, придворные картографы тоже не сидели без дела – они собирали воедино все сведения, которыми располагали и которые могли пригодиться экспедиции. Переводились на португальский и известные записки арабских мореходов. Не побрезговали и весьма популярной в то время астрологией, обратившись за предсказанием к известному астроному и прорицателю, еврею Аврааму Закуту, который посулил экспедиции удачный исход. Оставим другим рассуждения о роли высших сил в начинании да Гамы. Заметим лишь, что несколькими годами ранее Авраам Закут аналогичным образом предсказал открытие Индии и Христофору Колумбу.

По приказу короля экспедицию должны были усилить самые опытные моряки страны, в том числе и те, кто когда-то плавал с Диашем. Общее число участников похода составило приблизительно 170 человек. На корабли грузили порох, оружие, провизию и товары, которые, по замыслу короля, могли стать предметом торговли с заморскими купцами. В их число входили стеклянные бусы, сукно, мёд в деревянных бочонках, зеркала и прочая утварь, произведённая руками европейских умельцев. Понимая всю важность миссии да Гамы, король Мануэл наделил его широчайшими полномочиями:

«В зависимости от того, что он считал более подходящим, мог вести войну или заключать мир, делаться купцом, воином или послом и, в свою очередь, посылать посольства к королям и правителям и писать письма за своей подписью, как он находил нужным… ибо король считал, что Васко да Гама сам будет знать, что нужно делать, так как он всё более и более нравился королю» .


Маршруты португальских и испанских первооткрывателей эпохи Великих географических открытий

Наконец, к лету 1497 года все приготовления были закончены. Жарким днём 8 июля, отстояв торжественный молебен в присутствии короля, моряки и офицеры взошли на корабли и покинули гавань Лиссабона, отправляясь в неизвестность. Остаток лета и большую часть осени эскадра шла на значительном расстоянии от африканского берега, опасаясь сильных встречных ветров. Дни сменялись днями, матросская рутина поглотила экипажи, а сам адмирал коротал вечера над записями Марко Поло, снова и снова рисуя в своём воображении вожделенную Индию.

В начале ноября было решено причалить к берегу, чтобы провести необходимые ремонтные работы и пополнить запасы пресной воды. Бухту, лежащую между 32 и 33 градусами южной широты, в которую 4 ноября вошла эскадра, назвали Святой Еленой. Пока одни приводили корабли в порядок, другие исследовали новую землю в поисках людей. Уже на второй день португальцам встретились несколько аборигенов, одного из которых удалось поймать. С большим трудом, при помощи жестов европейцы смогли ему объяснить, что они не враги его народу. Негра усадили за стол и накормили, а вскоре к лагерю вышли ещё полтора десятка его соплеменников. Очевидец так описал местных жителей:

«У жителей этой страны кожа тёмно-коричневая. Еда их состоит из мяса тюленей, китов и газелей и из корней трав. Они одеты в шкуры и вооружены копьями из масличного дерева, на концах копий укреплены закалённые на огне рога. У них много собак, и эти собаки похожи на португальских и лают так же. Птицы в этой стране тоже очень похожи на португальских – это кормораны, галки, горлицы, жаворонки и многие другие» .

И хотя было очевидно, что торговать с небогатыми аборигенами не выйдет, а переводчики вряд ли смогут найти с ними общий язык, отношения между европейцами и африканцами установились вполне благожелательные, так что моряки могли отдыхать и делать свои дела, ничего не опасаясь.

Однако вскоре всё изменилось. В один из дней португалец Фернао Велозо решил подробнее разведать, как живут аборигены, и увязался за их маленькой группой, следовавшей в родную деревню. Солнце клонилось к закату, когда размеренную жизнь португальского лагеря потревожили вопли Велозо, а через несколько мгновений на берегу показался и он сам, улепетывающий от толпы разъярённых негров. Что такого сделал в местной деревеньке этот солдат, чтобы так разозлить её население, осталось загадкой, однако за ним давно закрепилась репутация задиры и любителя ввязываться в конфликты, поэтому, вероятно, такой исход был делом вполне закономерным.

Португальцы бросились на защиту товарища, завязалась потасовка, в ходе которой появились раненые с обеих сторон, включая самого да Гаму, получившего стрелу в ногу. Уступавшие в численности, но превосходящие местных во всём остальном, европейцы смогли отразить этот натиск и отбить своего, однако всем стало ясно, что спокойным дням в бухте Святой Елены пришёл конец. Спустя два дня, 16 ноября, португальская эскадра вышла в открытое море и продолжила свой путь. 22 ноября флотилия обогнула мыс Доброй Надежды и стала двигаться на Северо-Восток.

Литература:

  • Камоэнс Л. Сонеты. Лузиады, пер. О. Овчаренко, М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 504 с.
  • Келли Д. Порох. От алхимии до артиллерии: история вещества, которое изменило мир, пер. А. Турова, М.: Колибри, 2005. – 340.
  • Кунин К. И. Васко да Гама, М.: Молодая гвардия, 1947. - 324 с.
  • Можейко И. В., Седов Л. А., Тюрин В. А. С крестом и мушкетом, М: Наука, 1966. – 256 с.
  • Субботин В. А. Великие открытия. Колумб. Васко да Гама. Магеллан. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 272 с.
  • Харт Г. Морской путь в Индию, пер. Н. В. Банникова, М.: Издательство иностранной литературы, 1954. – 339 с.

Так сложилось, что большинство грандиозных географических открытий припадает на эпоху Возрождения. Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Эрнандо Кортес – вот неполный список первооткрывателей новых земель того времени. К когорте славных путешественников присоединяется и португальский покоритель Индии Васко да Гама.

Молодые годы будущего мореплавателя

Васко да Гама – один их шестерых детей алкайда португальского городка Синиш Эштевана да Гама. Предок Васко Алвару Анниш да Гама служил во времена Реконкисты верой и правдой королю Афонсу III. За выдающиеся заслуги, проявленные при борьбе с маврами, Алвару был награжден и посвящен в рыцари. Приобретенный титул впоследствии унаследовали потомки отважного воина.

В обязанности Эштевана да Гама входило от имени короля курировать выполнение законов во вверенном ему городке. Вместе с потомственной англичанкой Изабель Содре он создал крепкую семью, в которой в 1460 году и родился третий сын – Васко.

Мальчик с детства бредил морем и путешествиями. Уже, будучи школьником, он с удовольствием изучал основы навигационного дела. Это увлечение впоследствии пригодилось ему в дальних путешествиях.

Приблизительно в 1480 году молодой да Гама вступает в Орден Сантьяго. С молодых лет юноша активно участвовал в сражениях на море. Он преуспел настолько, что в 1492 году захватил французские суда, которые завладели португальской каравеллой, везшей из Гвинеи значительные запасы золота. Именно эта операция была первым успехом Васко да Гама, как мореплавателя и военного.

Предшественники Васко да Гамы

Экономическое развитие Португалии эпохи Возрождения напрямую зависело от торговых международных маршрутов, от которых на то время страна находилась весьма отдаленно. Восточные ценности – пряности, драгоценности и другие товары, приходилось приобретать по очень высокой стоимости. Изможденная Реконкистой и войной с Кастилией, португальская экономика не могла позволить таких затрат.

Однако географическое расположение страны способствовало открытию новых торговых путей на берегах Черного континента. Именно через Африку португальский принц Энрике надеялся найти дорогу в Индию, чтобы в дальнейшем беспрепятственно получать товары с Востока. Под руководством Энрике (в истории – Генрих Мореплаватель), был исследован весь восточный берег Африки. Оттуда привозили золото, рабов, там создавались опорные пункты. Однако, несмотря на все старания, корабли подданных Энрике не достигли экватора.

После смерти инфанта в 1460 году внимание к экспедициям на южные побережья несколько угасло. Но после 1470 года интерес к африканской стороне снова возрос. Именно в тот период были открыты острова Сан-Томе и Принсипи. А 1486 год ознаменовался открытием большой части южного берега Африки вдоль экватора.

При правлении Жуана II неоднократно было доказано, что, обогнув Африку, можно с легкостью достичь берегов вожделенной Индии – кладезя восточных чудес. В 1487 году Бартоломео Диашом был открыт мыс Доброй Надежды, доказав, что Африка не простирается до самого полюса.

Но само достижение индийских берегов произошло значительно позже, уже после смерти Жуана II и при правлении Мануэла I.

Подготовка экспедиции

Путешествие Бартоломео Диаша дала возможность построить четыре корабля, соответствующих требованиям длительного путешествия. Одним из них, флагманским парусником «Сан-Габриэл» командовал сам Васко да Гама. Три остальных – «Сан-Рафаэл», «Берриу» и транспортное судно шли под руководством брата Васко Паулу, Николау Коэльо и Гансало Нуниша. Проводником путешественников был легендарный Перу Алекер, ходивший еще с самим Диашем. Кроме моряков, в состав экспедиции входили священник, писарь, астроном и несколько толмачей, знающих туземские наречия.

Кроме разнообразной провизии и питьевой воды, судна были оснащены и многочисленным оружием. Алебарды, арбалеты, пики, холодные клинки, пушки были призваны защищать экипаж в случае опасности.

В 1497 году после длительной и тщательной подготовки экспедиция под руководством Васко да Гама покинула родные берега и двинулась навстречу вожделенной Индии.

Первое плавание

8 июля 1497 года армада Васко да Нама отошла от берегов Лиссабона. Экспедиция держала курс на мыс Доброй Надежды. Обогнув его, суда с легкостью достигали берегов Индии.

Маршрут армады простирался вдоль Канарских островов, принадлежащих уже в то время Испании. Далее флотилия пополнила запасы на островах Зеленого мыса, и, углубившись в Атлантический океан, достигнув экватора, корабли повернули на юго-восток. Долгие три месяца моряки были вынуждены плыть по бесконечной воде, прежде чем земля показалась на горизонте. Это была уютная бухта, названная впоследствии островом Святой Елены. Запланированный ремонт кораблей был прерван внезапным нападением на моряков местных жителей.

Жестокие погодные условия ставили перед моряками настоящие испытания. Союзниками штормов были цинга, поломка кораблей и негостеприимные аборигены.

На пути в Индию путешественники останавливались на берегах Мозамбика, в порту Момбаса, на территории Малинди. Прием португальских кораблей был разным. Султан Мозамбика заподозрил Васко да Гама в нечестности, и морякам пришлось в спешке покидать берега страны. Шейх Малинди был в восхищении от подвигов да Гамы, который по дороге к Кении успел разбить арабское доу и захватить в плен 30 арабов. Правитель заключил с Васко союз против общего врага и дал опытного лоцмана для пересечения Индийского океана.

несмотря на некоторое разочарование от торговли с индийцами, большие человеческие потери и то, что в родную бухту вернулись два корабля из четырех, первый опыт путешествия в Индию был весьма позитивен. Доходы от продажи индийских товаров превысили затраты на экспедицию португальцев в 60 раз.

Второе путешествие на Восток

В перерыве между первым и вторым походом к индийским берегам Васко да Гама успел жениться на Катарине ди Адаиди, дочери алкайда Алвора. Однако, непомерные амбиции и жажда к путешествиям принудили Васко принять участие во второй аркаде Португалии. Организована она была с целью усмирения индийцев, сжегших португальскую факторию и выгнавших европейских торговцев из страны.

Вторая экспедиция к индийским берегам состояла из 20 кораблей, 10 из которых шли на Индию, пять препятствовали арабской торговле и пять охраняли фактории. Экспедиция вышла в море 10 февраля 1502 года. В результате проведения ряда операций были открыты португальские фактории в Софале и Мозамбике, побежден и обложен данью эмир Килвы и сожжено арабское судно вместе с пассажирами-паломниками.

В борьбе с непокорным заморином Каликуты, Васко да Гама был беспощаден. Обстрелянный город, повешенные на мачтах индийцы, отрубленные конечности и головы несчастных, присланные заморину – все эти зверства были ответом на ущемления интересов португальцев. Вследствие подобных действий в октябре 1503 года португальская флотилия без особых потерь и с огромной добычей вернулась в порт Лиссабона. Васко да Гама был награжден графским титулом, повышением пенсии и земельными владениями.

Третье плавание Васко да Гамы и его кончина

Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. 24 февраля флотилия вышла из лимана, достигла порта и далее пошла на север. Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ибн Маджида, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая. Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно, гора Дели. Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).

Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869) основная коммерция Европы со странами и с шла не через , а через - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с и удерживала ее 90 лет - до разгрома Непобедимой армады (1588).

Прежде чем говорить о том, кто открыл Индию, следует понять, почему европейцы вообще стали задаваться вопросами поиска нового пути в эту далёкую страну. Основная причина заключалась в том, что монголы один за другим покорили практически все важные пункты на Торговые отношения для завоевателей не были приоритетными, а потому уже к концу 13-го в. торговля с Китаем и Индией для Европы значительно усложнилась. Заведовали ею арабские купцы, которые наживались на этом как могли.

Первые попытки найти другой путь в Индию

Сразу же после того как Сен-Жан д’Акр - последний бастион Европы на Востоке - пал, в Генуе начали снаряжать экспедицию для поиска морского пути в Индию. На двух галерах, снаряженных продовольственными припасами, пресной водой и всем необходимым, отправились братья Вивальди. По плану сперва они должны были прибыть в Сеуту (Марокко), а уже оттуда направиться в океан, дабы отыскать индийские страны и приобрести там желанные ценные товары. Нет достоверных данных, подтверждающих, удалось ли мореплавателям достичь берегов Индии. Однако уже в начале 14-го в. на картах начинают появляться довольно точные очертания Африки, что говорит о том, что они сумели хотя бы обойти с юга жаркий континент.

Знаменитая экспедиция Васко да Гамы

Некоторые исследователи до сих пор Вивальди теми, кто открыл Индию. Однако официальные данные расходятся с этим утверждением, а Васко да Гама считается единоличным первооткрывателем морского пути на Восток.

В течение столетия после экспедиции Вивальди Испания и Португалия посылали корабли один за другим, однако ни один из путешественников не добился успеха. Летом 1497 года по приказу только взошедшего на португальский трон Мануэля I была подготовлена очередная флотилия для поиска пути в Индию. Командовать четырьмя кораблями монарх поручил командору Васко да Гаме - грамотному и умному человеку, искушенному в дворцовых интригах, который, по мнению Мануэля I, как нельзя лучше смог бы справиться с порученным ему заданием. И он не ошибся, ведь именно Васко да Гама сейчас известен нам как тот, кто открыл Индию.

Подготовкой к экспедиции от начала и до самого отплытия руководил Бартоломео Диаш - человек, который в 1488 году, хотя и не открыл морской путь в Индию, но достиг крайней точки Африки, получившей с его лёгкой руки название мыс Бурь (позже переименован в мыс Доброй Надежды).

Опыт, полученный Диашем, оказался при этом очень полезен. В частности, именно он помог спроектировать новые корабли для путешествия, так как, по его мнению, обычные каравеллы для такого серьёзного плавания категорически не подходили.

Последние приготовления были закончены, и 1497 года экспедиция Васко да Гамы двинулась в далёкий путь. На бортах четырёх кораблей были собраны 170 лучших моряков Португалии. Многим начало пути было знакомо ещё по плаванию с Диашем. Все суда были оборудованы самыми лучшими на то время навигационными приборами, в распоряжении команды были самые точные карты. На начальных этапах Диаш сопровождал флотилию, а уже возле сошёл на берег.

Экспедиция Васко да Гамы вынуждена была сделать огромный крюк, дабы обойти полосу штилей в Рождество 1497 года экспедиция встречала уже во время плавания вдоль восточного берега Африки. На тот момент из 4 кораблей осталось только три: один затонул поблизости от Спокойному движению на север сильно препятствовало юго-западное течение, а потому плавание было непростым.

Однако 2 марта 1498 года экспедиция удачно добралась до Мозамбика. Здесь у тех, кто открыл Индию впоследствии, произошел довольно неприятный инцидент с местным правителем. Невзирая на то что средств на оснащение экспедиции португальцы не пожалели, с подарками они сильно просчитались. В итоге, вместо того чтобы наладить отношения с мозамбикским султаном, европейцы ещё больше ухудшили их и вынуждены были как можно скорее покинуть эти места.

Следующее пристанище экспедиция да Гамы нашла в Момбассе, но и там людей ждал не слишком радушный приём. И только в третьем порту, именуемом Малинди, команда смогла отдохнуть, набраться сил. Местный правитель отнёсся к португальцам как нельзя лучше и даже свёл да Гаму с Ахмедом ибн Маджидой - своим лучшим навигатором. Ибн Маджида проследовал с экспедицией до конечного пункта назначения.

Торжественное событие - открытие Индии - произошло 20 мая 1498 года. Именно тогда флотилия прибыла в порт Каликут. Однако отношения у португальцев с местным принцем и мусульманскими купцами тоже складывались не лучшим образом. Очередной конфликт вынудил да Гаму покинуть порт, даже не дождавшись попутного ветра.

Однако изначальная цель была достигнута, а Васко да Гама остался в истории человечества тем, кто открыл путь в Индию по морю.

Путешествие Афанасия Никитина: что видел автор и что «подчищали» православные цензоры? Часть 1

Восток всегда манил к себе пытливых европейцев: кто устремлялся туда ради новых торговых и политических связей, кто в поисках духовной истины и культурного обогащения. Первым европейцем, побывавшем в XV веке в Индии, оказался русский купец Афанасий Никитин. Колумнист «Реального времени», историк Булат Рахимзянов, в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, анализирует путевые заметки более, чем 500 летней давности - «Хожение за три моря» и находит там интересные факты об астраханских татарах и жителях Индии.

Свидетельства Афанасия Никитина, который в 1468-1474 годах совершил путешествие по территориям современных Ирана (Персии), Индии и Турции (Османской империи) и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря», показывают нам нестандартный, не принятый в большинстве сохранившихся источников, взгляд на взаимоотношения разных народов, разделенных как территорией, так и верой. Этот текст позволяет расставить некоторые акценты в том числе и в вопросах взаимного восприятия Москвы и татарского мира.

Кто такой Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин (умер в 1475 г.) - русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке, более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.

Афанасий родился в семье крестьянина Никиты («Никитин» - отчество Афанасия, а не фамилия). В 1468-1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии (Иран), Индии и территории современной Турции и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Три моря - это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырева, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также записки Никитина сохранились в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный, но при этом сильнее отредактированный составителем текст имеется в Троицком сборнике.

Странствия Афанасия

Произведение Афанасия было первым в русской литературе описанием не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл свое путешествие «грешным», и это первое в русской литературе описание антипаломничества. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирических отступлений и автобиографических эпизодов.

Это была обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути.

Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия, как видно из его записей, была «рухлядь», то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны - Византию, Молдавию, Литву, Крым - и благополучно возвращался домой с заморским товаром.

Интересно, что изначально Никитин посещения Персии и Индии не планировал.

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на четыре части:

  1. путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
  2. первое путешествие по Персии;
  3. путешествие по Индии и
  4. обратное путешествие через Персию на Русь.

Первый этап - путешествие по Волге. Оно шло благополучно вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована местными татарами, корабли потоплены и разграблены:

И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: «К айсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар» . И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: « Качма, не бегайте!». А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

Возле Астрахани экспедиция была атакована местными астраханскими татарами, корабли потоплены и разграблены. Фото tvercult.ru

Астраханцы отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно - пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.

Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза) продолжалось более года, от зимы 1467 года до весны 1469 года.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным - 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию - об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин - русинъ. И он молвит: « Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу - в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму» …. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов - историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006-2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе - международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.