Десантно-штурмовые войска ссср. Десантная штурмовая бригада строителей Десантно штурмовые воинские части

В разделе на вопрос чем отличается парашютно - десантной батальон от десантно- штурмового. хотя обои могут входить в одну бригаду ВДВ заданный автором сонный хорек лучший ответ это Вопреки очевидной логике, во вновь сформированных в 1979 г. десантно-штурмовых бригадах пешие батальоны были названы парашютно-десантными, а на бронетехнике (БМД/БТРД) - десантно-штурмовыми. В отличие от пдб ВДВ, дшб ДШВ был значительно усилен. Особенностью его боевого применения был уклон на маневренные действия в ОТВД, тогда как пдб в основном предназначались для позиционных. Это требовало несколько большей автономности и, соответственно, огневой мощи. Это и определило более сильную ОШС дшб.
Источник:

Ответ от Ѐуслан Гладенко [новичек]
не чем


Ответ от Несправляюсь с недотрахом [гуру]
обои это то что на стены клеят, оба наверное Вы хотели сказать


Ответ от Snuki [гуру]
ДШБ - это не род войск. Это просто организационно - штатная структура крупных воинских частей. Если это ДШБ дивизии ВДВ, то это воздушный десант, если ДШБ мотострелковой дивизии - то пехота, а ДШБ дивизии морской пехоты - флот


Ответ от Seawolf [гуру]
Они отличаются штатным расписанием и наличием различных средств вооружения и боевой техники. Десантно-штурмовой батальон, является самым мощным в составе бригады.


Ответ от Короленко Арсений [новичек]
Интервью главкома ВДВ Шаманова В. А.
Кстати, почему у вас одни дивизии называются воздушно-десантными, а другие - десантно-штурмовыми?
Владимир Шаманов: В первых выбрасывают с парашютами 100 процентов людей и техники. Во вторых с техникой десантируются лишь по одному батальону от каждого полка. Остальных высаживают на уже захваченные аэродромы противника.
Между прочим, в будущем такое разделение даст возможность иметь в десантно-штурмовых батальонах более тяжелое вооружение. Перспективная боевая машина БМД-4М, например, имеет два варианта бронезащиты. Базовый - когда выбрасывают машину с парашютом. И усиленный - когда вместо средств десантирования, а это почти две тонны, на "четверку" крепят дополнительные бронелисты. При втором варианте защищенность, конечно же, будет выше. Для решения задач, не предполагающих десантирования парашютным способом, главным образом будем использовать более тяжелые и в перспективе - более вооруженные десантно-штурмовые соединения. Их же предполагается обеспечить собственной авиацией.
17.05.2012, 01:00 "Российская газета" - Федеральный выпуск №5783 (110)


Истоки рода войск

Уже в 1930х годах в СССР были сформированы первые десантно штурмовые бригады, например, 11 отдельная десантно-штурмовая бригада (11 ОДШБР Улан-Удэ). началась подготовка теоретической базы для успешного проведения операций такого рода. Первый «Опытный воздушно-десантный отряд» был создан в июне 1931 года на территории Ленинградского военного округа на базе 11й стрелковой дивизии.

К началу 1933 года в составе Московского, Приволжского, Украинского, Белорусского военных округов сформированы авиамотодесантные отряды особого назначения, а также отдельные стрелковые батальоны (десантно штурмовые батальоны). Пожалуй, одной из наиболее известных десантно-штурмовых частей времен расцвета ВДВ можно назвать 21 ДШБ, сформированную в Кутаиси в первой половине 70-х годов. Но обо всем по порядку.

Именно эти войсковые соединения являлись базой для создания ВДВ СССР. Первый полноценный десант - 900 человек в полной боевой амуниции - был сброшен на территории Белорусского военного округа в 1934 году. Первая полноценная боевая операция воздушного десанта СССР датируется августом 1939 года. Это произошло во время конфликта на Халкин-Голе, где 212я воздушно-десантная бригада под руководством майора Ивана Затевахина, совершив марш-бросок Японских войск, проявила лучшие качества в боях за высоту Фуи, по результатам операции 352 бойца и офицера были награждены орденами и медалями. Иван Глазунов - один из первых офицеров десанта, дослужился впоследствии до звания генерал-лейтенанта, а 1944го по 1946й являлся командующим ВДВ СССР.

При создании ВДВ были определены цели и задачи, ставящиеся перед соединениями этого рода войск: доставляемый в тыл противника посредством авиации и парашютных средств, десант занимается разведывательной и диверсионной деятельностью, производит подготовку плацдарма для наступления сухопутных войск. Кроме того мобильные группы десантников незаменимы в боевых операциях на труднодоступных территориях. Такая специфика определила изначально жёсткий отбор кадров в части ВДВ, необходимость ведения боевых действий в изолированном состоянии требовала превосходного физического состояния и идейной крепости личного состава.

К началу Великой Отечественной войны в составе РККА находилось пять воздушно-десантных корпусов, с численностью личного состава чуть менее 10000 человек в каждой. В период ВОВ верховное командование начинает осознавать необходимость осуществления диверсионных операций, вследствие чего с 1942 года на базе нескольких гвардейских стрелковых дивизий формируются новые подразделения десантников. Кроме того, тогда же формируются диверсионные отряды при НКВД СССР, создаются воздушно-десантные подразделения морского флота. Вообще, итоги Второй мировой войны дали новый толчок к развитию ВДВ в Советском Союзе.

ВДВ после Второй мировой войны

В июне 1946 года десантные дивизии были выведены из состава ВВС и перешли в подчинение лично министру Вооружённых сил, тем самым, по сути, став независимым родом войск. Период после окончания II Мировой ознаменовался началом противостояния СССР и Запада, в этой ситуации стали видны явные прорехи в организации ВДВ, неготовность войск к полноценному противостоянию с аналогичными подразделениями НАТО. Если теоретическая база и подготовка бойцов были на достойном уровне, то катастрофическое состояние материальных возможностей стало очевидным к концу 40х годов.

Следующее десятилетие ознаменовалось кардинальной модернизацией воздушно-десантных войск, начиная с теоретико-тактической подготовки личного состава, работы по современному оснащению и заканчивая разработкой символики, отличавшей бойцов ВДВ СССР. В 1956 году, например, был разработан вечный символ отечественной десантуры - парашютист меж двух самолётов, который вот уже более полувека можно видеть на флаге ВДВ, клиенты нашего военторга, кстати, могут прямо сейчас купить флаги ВДВ СССР или России, близкие каждому десантнику.

В том же 1956 году прошли учения так называемого ядерного десанта на территории Семипалатинского полигона, в ходе учений десантники работали с риском для жизни в условиях повышенного радиационного фона. Этот период ознаменовался значительным повышением боеспособности воздушно-десантных войск, увеличением численности и повышением уровня материально-технического обеспечения. Основным идеологом и координатором той реформы стал легендарный Василий Маргелов, подробнее о котором чуть ниже.

К середине 1960х годов, в период бурного развития военной вертолётной техники, обозначилась необходимость создания десантных подразделений, которые использовали бы возможность вертолётов садиться и взлетать где угодно. Предполагалось, что новые подразделения будут доставляться в тыл противника и высаживаться непосредственно с вертолёта, благо последние теперь предоставляли возможность транспортировать крупные силы десанта. Пионерами в использовании вертолётной техники стали войска США, первые воздушно-штурмовые дивизии появились в американской армии в 1965 году.

Военная кампания во Вьетнаме чётко показала всю мощь вертолётного десанта, советским командованием было принято решение о необходимости создания подобного рода войск. Первая отечественная десантно-штурмовая бригада была сформирована в экспериментальном порядке на базе 51го парашютно-десантного полка в рамках учений Днепр-67. Бригада произвела высадку с вертолёта в указанной точке и успешно выполнила боевую задачу. Таким образом, с 1968 начинается формирование штурмовых воздушно-десантных бригад в составе сухопутных войск. Схема действия ДШБ заключалась в высадке соединений на любом участке военных действий и решении боевых задач при огневой поддержки вертолётов. Первоначально, дальность действий штурмовых бригад не превышала 70-100 километров.

Создание 21 ДШБ ЗакВО

Директива Генерального штаба от 5 ноября 1972 года предписывала сформировать десантно-штурмовую бригаду на территории Закавказского военного округа к февралю 1973. Во исполнение этого приказа была создана 21 ОДШБ в г. Кутаиси на территории военной части 31571. Кроме того, в состав 21отдельной бригады входили: 3 отдельных десантно-штурмовых батальона за номерами 802 (в/ч 36685 в Цулукидзе), 803 (в/ч 55055), 804 (в/ч 57351); 1059 отдельный артиллерийский дивизион; два отдельных вертолётных полка (325 и 292); 303 отдельный батальон авиационного обеспечения; 1863 отдельный дивизион связи и радиотехнического обеспечения. Иногда бригаду называют 21 ООДШБ.

Правда, вплоть до 1983 года личный состав штурмовых бригад выделялся на фоне остальных частей ВДВ - в программу службы здесь не входили прыжки с парашютом, поэтому штурмовики носили форму мотострелков первые десять лет существования. Отметим также, что в 21,11 и 13 ОДШБр были созданы в начале семидесятых в качестве опытного образца. Личный состав штурмовых бригад тогда жил в условиях беспрерывных учений, которые носили экспериментальный характер - временами это приводило к различного рода ЧП. В рамках крупных учений 1976 года произошла трагедия - в результате столкновения двух МИ-8 погибло 36 бойцов 21 Кутаисской ДШБр.

Трагедия стала результатом ошибки одного из пилотов - шедший вторым вертолёт перерубил винтом хвост первого. Однако, несмотря на подобные инциденты, к исходу десятилетия стало ясно, что командование нуждается в таких высокомобильных и боеспособных войсках. Таким образом, по решению начальника Генштаба маршала Н.В. Огаркова в 1979 году сформированы ещё восемь десантно-штурмовых бригад. Все ДШБр СССР находились в непосредственном подчинении ГК Советских войск, и лишь в 1990 году официально были переведены в распоряжение командования ВДВ.

Парашютная подготовка в 21 ДШБ

В августе 1983 года личный состав 21 ДШБ впервые приступил к выполнению прыжков с парашютом, десантирование производилось с вертолётов Ми-8 группами по 16 человек (в стандартном случае). Кутаисские штурмовики специализировались на проведении операции в тяжёлых горных условиях, пустыне, степи, изучали и отрабатывали тактику ведения боевых действий в тёмное время суток (ночные стрельбы, марш-броски и тп). Итак, в 1983 году 21 ОДШБр окончательно перешла на форму, довольствие и боевое оснащение воздушно-десантных войск.

Штатное вооружение 21 ДШБ

Техническое оснащение бригады было таким: на вооружении транспортно-вертолётного полка состояли 20 ми-24, 40 ми-8 и 40 ми-6; противотанковая батарея была вооружена СПГ-9 МД; в распоряжении миномётной батареи находились 8 82-миллиметровых БМ-37; в зенитно- ракетном взводе было 9 ПЗРКСтрела-2М; несколько БМД-1, БМП, БТР на каждый десантно-штурмовой батальон. Вооружение бригадно-артиллеристской группы состояло из гаубиц ГД-30, миномётов ПМ-38, пушек ГП 2А2, ПТРК «Малютка», СПГ-9МД, зенитная установка ЗУ-23.

Особенности службы в десантно-штурмовых частях и соединениях

В отличие от десантно-парашютных подразделений ВДВ, штурмовые бригады, как правило, использовались в качестве дополнительной силы в рамках сухопутной операции. Чаще всего лишь часть крупного бригадного подразделения вела боевые действия на конкретной территории. 21 ДШБр относилась к разряду показательных войсковых соединений Советской армии, большой процент учений проводился под наблюдением иностранных делегаций - в основном представителей стран ОВД и союзников в Азии.

Интересно, что помимо пеших марш-бросков на дальние расстояния в полной амуниции, форсирования горных рек, ночных батальонных учений, десантирования, например, в болота, для 21 ДШБр в Кутаиси обязательна была альпинистская подготовка. Командиры имели навыки и удостоверения спортсменов-скалолазов.

Для высадки десанта в штурмовой бригаде использовались вертолёты ми-6, ми-8 и ми-24. Ми-6 был выпущен в 1957 году, являясь на тот момент самым крупным в мире, и первым советским вертолётом с газотурбинными двигателями. В 60-х годах ми-6 поставил несколько международных рекордов скорости и высоты полёта. Десантирование из этого вертолёта производится с использованием парашюта. Ми-8, обладая меньшей грузоподъёмностью, был выпущен в 1962 году - важной особенностью стала приспособленность его именно к ведению боевых действий, за счёт возможности качественной огневой поддержки сухопутных войск.

Ми-24, созданный на основе ми-8, по сей день используется армиями многих стран мира, он оснащён максимально возможным количеством вооружения, что не слишком влияет на грузоподъёмность и скоростные характеристики, 8-10 десантников плюс члены экипажа - именно такое количество людей вмещает вертолёт.

21 ДШБ в неспокойное время перемен

В конце 80х случился вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе, началось всё с погромов на почве межнациональной розни, далее были нападения на военный транспорт и части ВС. В июле 1989 года сепаратисты захватили аэродром Звартнотц, таким образом, было полностью нарушено воздушное сообщение с СССР. Десант 21 ОДШБр из Кутаиси высадился из вертолётов непосредственно на взлётное поле, в течение часа захватчики были вытеснены из здания аэропорта, огнестрельное оружие при этом не применялось. Так был подготовлен плацдарм для высадки частей 76 и 98 гвардейских воздушно-десантных дивизий.

Силами 21 ДШБ была организована спасательная операция в Ленинакане после Спитакского землетрясения в декабре 1989. Также десантники успешно боролись с мародёрством в городах и разбоем на дорогах. В результате развала Советского Союза, 4 ноября 1992 года 21 ОДШБр была выведена из Кутаиси в Ставрополь. В 2007 году бригада была преобразована 247 десантно-штурмовой Кавказский казачий полк, входящий в состав 7 гвардейской ВДД.

Где купить атрибутику с символикой 21 ДШБ?

Вонеторг «Военпро» имеет в распоряжении линейку уникальных товаров, в том числе сюда относятся флаги отдельных войсковых соединений, изготавливаемые под заказ. В том числе, сегодня вы имеете возможность купить флаг 21 ОДШБр , основой для которого стал флаг ВДВ.

В верхней части флага вы можете видеть надпись «Войска Дяди Васи», такая неофициальная расшифровка аббревиатуры ВДВ знакома и дорога всем десантникам России - это дань уважения главной фигуре в истории отечественных воздушно-десантных войск уже упоминавшемуся Василию Филипповичу Маргелову.

Герой Советского Союза, легенда ВДВ и создатель этого рода войск в современном виде, именно под его началом разрабатывалась тактика ведения боевых действий десантными подразделениями, его же усилиями разработана и введена в обиход материально-техническая база для действий десантников. Именно с его именем связано становление ВДВ как элитного рода войск, сегодня даже за пределами России всем известно, что служба в Войсках Дяди Васи очень престижна. Василий Маргелов умер в марте 1990го, но его имя навсегда останется святыней для всех солдат в тельняшках.

Если ваш близкий или друг проходил службу в рядах Кутаисской ДШБ, такой флаг станет превосходным подарком для него, в день ВДВ под ним могут собраться сослуживцы - в нижней части флага надпись с названием воинского подразделения.

Военно-десантные войска - это одна из сильных составляющих армии Российской Федерации. В последние годы, в связи с напряжённой международной обстановкой, значение ВДВ возрастает. Размеры территории РФ, её ландшафтное разнообразие, а также границы практически со всеми конфликтными государствами, говорят о том, что необходимо иметь большой запас особых группировок войск, которые смогут обеспечить необходимую защиту по всем направлениям, какими и являются военно-воздушные силы.

Вконтакте

Так как структура воздушных войск обширна, часто возникает вопрос ВДВ и ДШБ одни и то же войска? В статье разбирается, различия между ними, история, цели и военная подготовка обеих организаций, состав.

Различия между войсками

Различия кроются в самих названиях. ДШБ - это десантно-штурмовая бригада, организованная и специализирующаяся на атаках ближнего тыла врага в случае разворачивания широкомасштабных военных действий. Десантно-штурмовые бригады подчиняются ВДВ - воздушно-десантным войскам, как одно из их подразделений и специализируются только на штурмовых захватах.

ВДВ - это десантные войска , задачи которых захват противника, а также захват и уничтожение вражеского оружия и других операций с воздуха. Функционал ВДВ гораздо шире - разведки, диверсии, штурм. Для большего понимания различий, рассмотрим историю создания ВДВ и ДШБ по отдельности.

История ВДВ

ВДВ начинает свою историю с 1930 года, когда под городом Воронеж 2 августа была проведена операция, где 12 человек на парашютах десантировались с воздуха в составе спецподразделения. Эта операция тогда открыла глаза руководству на новые возможности для парашютно-десантных войск. В следующем году, на базе Ленинградского военного округа , формируется отряд, который получил длинное название - авиамотодесантный и насчитывал около 150 человек.

Эффективность десантников была очевидна и Реввоенсовет принимает решение расширить его, создав воздушно-десантные войска. Приказ увидел свет в конце 1932 года. Параллельно, в Ленинграде, велось обучение инструкторов, в дальнейшем они распределялись в округа по батальонам особого назначения при авиации.

В 1935 году военный округ Киева продемонстрировал зарубежным делегациям всю мощь ВДВ, устроив впечатляющую высадку 1200 десантников, которые довольно быстро захватили аэродром. Позже, похожие учения проводятся в Белоруссии, в результате чего немецкая делегация, впечатлившись высадкой уже 1800 человек, решила организовать свой воздушно-десантный отряд, а потом и полк. Таким образом , Советский Союз по праву является родиной ВДВ.

В 1939 году у наших десантных войск появляется возможность показать себя на деле. В Японии, на реке Халкин-Гол была высажена 212-я бригада, а уже через год 201, 204 и 214 бригады задействуют в войне с Финляндией. Зная, что ВОВ нас уже не минует, было сформировано 5 воздушных корпусов по 10 тыс. человек и ВДВ приобретает новый статус - гвардейские войска.

1942 год отмечен самой крупной воздушно-десантной операцией за годы войны, проходившей под Москвой, где в немецкий тыл было сброшено около 10 тыс. десантников. После войны, ВДВ решено присоединить к ВГК и назначить командующего ВДВ СВ СССР, эта честь выпадает генерал-полковнику В.В. Глаголеву.

Большие нововведения в воздушно-десантные войсках пришли с «Дядей Васей». В 1954 году В.В. Глаголева сменяет В.Ф. Маргелов и занимает должность командующего ВДВ до 1979 года. При Маргелове ВДВ снабжается новинками военной техники, среди которых артиллерийские установки, боевые машины, особое внимание уделяется работе при условиях внезапной атаки ядерным оружием.

Отряды ВДВ принимали участие во всех самых значимых конфликтах - событиях Чехословакии, в Афганистане, Чечне, в Нагорном Карабахе, Северной и Южной Осетии. Несколько наших батальонов выполняли миротворческие задачи ООН на территории Югославии.

В наше время в ряды ВДВ входит около 40 тыс. бойцов, при проведении спецопераций - десантники составляют её основу, так как ВДВ является высококвалифицированной составляющей нашей армии.

История формирования ДШБ

Десантно-штурмовые бригады начали свою историю после того, как было решено переработать тактику ВДВ в условиях развязывания широкомасштабных военных действий. Цель таких ДШБ заключалась в дезорганизации противников путём массовых высадок вплотную к врагу, такие операции чаще всего выполнялись с вертолётов маленькими группами.

Ближе к концу 60-х годов на Дальнем Востоке решено сформировать 11 и 13 бригады при вертолётных полках. Эти полки были задействованы преимущественно в труднодоступные местности, первые попытки высадок проходили в северных городах Магдачи и Завитинск. Поэтому для того чтобы стать десантником этой бригады нужна была сила и особая выносливость, так как погодные условия были практически непредсказуемыми, например, зимой температура достигала до -40 градусов, а летом присутствовала аномальная жара.

Местом дислокации первых ДШБ не просто так был выбран Дальний Восток. Это было время сложных отношений с Китаем, которые ещё больше обострились после столкновения интересов на острове Дамасский. Бригадам был отдан приказ готовиться к отражению нападения со стороны Китая, который мог атаковать когда угодно.

Высокий уровень и значимость ДШБ была продемонстрирована на учениях в конце 80-х годов на острове Итуруп, куда на вертолётах МИ-6 и МИ-8 высадились 2 батальона и артиллерия. Гарнизон, из-за погодных условий, не предупредили об учениях, в результате чего по высадившимся открыли огонь, но благодаря высококвалифицированной подготовке десантников никто из участников операции не пострадал.

В те же года, ДШБ насчитывал 2 полка, 14 бригад, около 20 батальонов. По одной бригаде прикреплялись к одному военному округу, но только к тем которые имели выход к границе по суше. Киев также имел свою бригаду, ещё 2 бригады были отданы нашим частям, находившимися за рубежом. В каждой бригаде имелся артиллерийский дивизион, подразделения тылового и боевого назначения.

После прекращения СССР своего существования , бюджет страны не позволял массовое содержание армии, поэтому ничего другого не оставалось как расформировать некоторые части ДШБ и ВДВ. Начало 90-х отмечено выведением ДШБ из подчинения Дальнего Востока и переведением на полное подчинение Москве. Десантно-штурмовые бригады преобразовываются в отдельные воздушно-десантные бригады — 13 ОВДБр. В середине 90-х план сокращения ВДВ расформировал состав 13 ОВДБр.

Таким образом, из вышесказанного видно, что ДШБ создавалось как одно из структурных подразделений ВДВ.

Состав ВДВ

Состав ВДВ включает следующие подразделения:

  • воздушно-десантные;
  • десантно-штурмовые;
  • горные (которые действуют исключительно на горных возвышенностях).

Это три основных составляющих ВДВ. Кроме этого, они состоят из дивизии (76,98, 7, 106 гвардейские десантно-штурмовые), бригады и полки (45, 56, 31, 11, 83, 38 гвардейские воздушно-десантные). В Воронеже создаётся бригада в 2013 году, получившая номер 345.

Кадровый состав ВДВ подготавливали в образовательных учреждениях военного резерва Рязани, Новосибирска, Каменец-Подольска, в Коломенском. Обучение проводилось по направлениям парашютно-десантного (десантно-штурмового) взвода, командиров разведывательных взводов.

Училище выпускало ежегодно около трехсот выпускников – этого не хватало, чтобы удовлетворить кадровые запросы военно-десантных войск. Следовательно, попасть в военнослужащие ВДВ можно было закончив десантные факультеты по специальным направлениям таких училищ, как общевойсковые и военные кафедры.

Подготовка

Командирский состав ДШБ подбирали чаще всего из ВДВ, а комбатов, заместителей комбатов, командиров рот из ближайших военных округов. В 70-е года, в связи с тем, что руководство решило повторить свой опыт - создать и укомплектовать ДШБ, расширяется плановый набор в учебные заведения , которые обучали будущих офицеров ВДВ. Середина 80-х годов отмечена тем, что офицеры выпускались на службу в ДШВ, будучи подготовленные по образовательной программе для ВДВ. Также в эти годы ведётся полная перестановка офицеров, почти всех было решено заменить в ДШВ. При этом отличники учёбы шли на службу преимущественно в ВДВ.

Чтобы попасть на службу в ВДВ , как и в ДШБ необходимо соответствовать конкретным критериям:

  • рост 173 и выше;
  • среднее физическое развитие;
  • среднее образование;
  • без медицинских ограничений.

Если все соответствует, то будущий боец начинает подготовку.

Особое внимание уделяется, конечно же, физической подготовке воздушных десантников, которая проводится постоянно, начинается с ежедневного подъёма в 6 утра, рукопашного боя (специальная программа обучения) и заканчивается длительными марш-бросками в 30–50 км. Поэтому каждый боец имеет огромную выдержку и выносливость, к тому же в их ряды отбираются ребята, которые занимались каким-либо видом спорта, который развивает ту самую выносливость. Чтобы её проверить, сдают тест на выносливость - за 12 минут боец должен пробежать 2,4-2,8 км., иначе нет смысла в службе ВДВ.

Стоит отметить, что не зря их называют универсальными бойцами. Эти люди могут действовать на различных местностях в любые погодные условия абсолютно бесшумно, могут маскироваться, владеют всеми видами оружия как своего, так и противника, управляют любым видом транспорта, средствами связи. Кроме отличной физической подготовки, требуется и психологическая, так как бойцам приходится преодолевать не только большие расстояния, но и «работать головой» чтобы опередить врага, на протяжении всей операции.

Интеллектуальная пригодность выясняется с помощью тестов, составленных специалистами. В обязательном порядке учитывается психологическая совместимость в коллективе, ребят включают в определённый отряд на 2-3 дня после чего старослужащие дают оценку поведения.

Проводится психофизическая подготовка , которая подразумевает под собой задания с повышенным риском, где идёт и физическое и психическое напряжение. Такие задания направлены на преодолевание страха. При этом, если выясняется, что будущий десантник не испытывает, вообще, чувства страха, то его не принимают на дальнейшее обучение, так как это чувство вполне естественно его учат контролировать, а не искореняют совсем. Подготовка ВДВ даёт нашей стране огромное преимущество в лице бойцов перед любым врагом. Большинство ВДВешников ведёт уже привычный образ жизни даже после ухода на пенсию.

Вооружение ВДВ

Что касается технического оснащения, в ВДВ задействована общевойсковая техника и специально разработанная под характер этого рода войск. Некоторые из образцов были созданы ещё при СССР , но основная масса разработана уже после развала советского союза.

К машинам советского периода относятся:

  • десантная боевая машина — 1 (число достигает — 100 единиц);
  • БМД-2М (примерно 1 тыс. единиц), они используются как в наземном, так и в парашютном способах высадки.

Эти техники испытывались на протяжении многих лет и принимали участие во множественных конфликтах вооружённого характера, проходивших на территории нашей страны и за её пределами. В наше время, в условиях быстрого прогресса, данные модели устарели и морально, и физически. Чуть позже вышла модель БМД-3 и на сегодняшнее время количество такой техники составляет всего 10 единиц, так как производство прекращено, её планируют постепенно заменить БМД-4.

ВДВ также имеет на вооружении бронетранспортёры БТР-82А, БТР-82АМ и БТР-80 и самый многочисленный гусеничный бронетранспортёр — 700 единиц, и он же самый устаревший (середина 70-х), он постепенно сменяется на бронетранспортёр - МДМ «Ракушка». Также имеются противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД», бронетранспортёр - РД «Робот», и ПТРК: «Конкурс», «Метис», «Фагот», и «Корнет». Противовоздушная оборона представлена ракетными комплексами, но особое место уделяется новинке, которая не так давно появилась на вооружении ВДВ - ПЗРК «Верба».

Не так давно появились новые модели техники:

  • бронеавтомобиль «Тигр»;
  • Снегоход А-1;
  • грузовой автомобиль Камаз — 43501.

Что касается систем связи, они представлены местными разработанными комплексами радиоэлектронной борьбы «Леер-2 и 3», Инфауна, системное управление представлена противовоздушной обороной «Барнаул», «Андромеда» и «Полет-К» - автоматизация управления войсками.

Стрелковое оружие представлено образцами, например, пистолет Ярыгина, ПММ и бесшумный пистолет ПСС. Советский автомат Ак-74 по-прежнему является личным оружием десантников, но постепенно заменяется новейшим АК-74М, также на особых операциях используется бесшумный автомат «Вал». Парашютные системы имеются и советского и постсоветского типа, которые могут десантировать большие партии солдат и всю вышеописанную военную технику. Более тяжёлая техника включает гранатомёты автоматического назначения АГС-17 «Пламя» и АГС-30, СПГ-9.

Вооружение ДШБ

ДШБ располагало транспортно-вертолётными полками , которые насчитывали:

  • около двадцати ми-24, сорока ми-8 и сорока ми-6;
  • противотанковая батарея имела на вооружении станковый противотанковый гранатомёт 9 МД;
  • миномётная батарея включала в себя восемь 82-миллиметровых БМ-37;
  • в зенитно-ракетном взводе насчитывалось девять ПЗРК Стрела-2М;
  • также в состав входили несколько БМД-1, боевые машины пехоты, бронетранспортёры на каждый десантно-штурмовой батальон.

Вооружение бригадно-артиллерийской группы состояло из гаубиц ГД-30, миномётов ПМ-38, пушек ГП 2А2, противотанковый ракетный комплекс «Малютка», СПГ-9МД, зенитная установка ЗУ-23.

Более тяжёлая техника включает гранатомёты автоматического назначения АГС-17 «Пламя» и АГС-30, СПГ-9 «Копье». Разведку с воздуха осуществляют с помощью отечественного безпилотника «Орлан-10».

Один интересный факт имел место в истории ВДВ, довольно продолжительное время, благодаря ошибочным сведениям СМИ, бойцов спецназначения (СпН) не по праву называли десантниками. Дело в том, что в Воздушных Силах нашей страны в советском союзе, как и в постсоветском не существовало и не существует войск СпН, но существуют подразделения и части СпН ГРУ Генерального штаба, возникшие в 50- х годах. До 80-х годов командование было вынуждено полностью отрицать их существование в нашей стране. Поэтому те, кто назначался в эти войска узнавали о них только после принятия на службу. Для СМИ их маскировали под мотострелковые батальоны.

День ВДВ

Десантники отмечают день рождения ВДВ , как и ДШБ со 2 августа 2006 года. Эта своего рода благодарность за эффективность воздушных подразделений, Указ Президента Российской Федерации был подписан маем того же года. Несмотря на то что праздник объявлен нашим правительством, день рождение отмечается не только у нас в стране, но и в Белоруссии, Украине и большинстве стран СНГ.

Ежегодно ветераны ВДВ и действующие бойцы встречаются в так называемом «месте встреч», в каждом городе оно своё, например, в Астрахани «Братский садик», в Казани «Площадь победы», в Киеве «Гидропарк», в Москве «Поклонная гора», Новосибирск «Центральный парк». В крупных городах устраивают показательные выступления, концерты и ярмарки.

Волгоградской области

56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая ордена Отечественной войны Донская казачья бригада (56-я огдшбр ) - воинское формирование ВДВ России . Днём рождения формирования является 11 июня 1943 года, когда были сформированы 7-я и 17-я гвардейские воздушно-десантные бригады.

Боевой путь в годы Великой Отечественной войны

15 января 1944 года в соответствии с приказом командующего ВДВ Красной Армии № 00100 от 26.12.1943 г. в городе Ступино Московской области на базе 4-й, 7-й и 17-й отдельных гвардейских воздушно-десантных бригад (бригады дислоцировались в г. Востряково, Внуково, Ступино) была сформирована 16-я гвардейская воздушно-десантная дивизия . В дивизии по штату было 12 000 человек.

В августе 1944 года дивизия была передислоцирована в город Старые Дороги Могилёвской области и 9 августа 1944 года вошла в состав вновь сформированного 38-го гвардейского воздушно-десантного корпуса. В октябре 1944 года 38-й гвардейский воздушно-десантный корпус вошёл в состав вновь сформированной отдельной гвардейской воздушно-десантной армии .

8 декабря 1944 года армия была переформирована в 9-ю гвардейскую армию , 38-й гвардейский воздушно-десантный корпус стал гвардейским стрелковым.

16 марта 1945 года, прорвав оборону немцев, 351-й гвардейский стрелковый полк вышел на австро-венгерскую границу.

В марте-апреле 1945 года дивизия участвовала в Венской операции , наступая на направлении главного удара фронта. Дивизия во взаимодействии с соединениями 4-й гвардейской армии прорвала оборону противника севернее города Секешфехервар, вышла во фланг и тыл главным силам 6-й танковой армии СС , вклинившимся в оборону войск фронта между озёрами Веленце и Балатон. В начале апреля дивизия нанесла удар в северо-западном направлении в обход Вены и во взаимодействии с 6-й гвардейской танковой армией сломила сопротивление противника, выдвинулась к Дунаю и отрезала противнику пути отступления на запад. Дивизия успешно вела бои в городе, которые продолжались до 13 апреля.

За прорыв укрепленной полосы обороны и овладение городом Мор весь личный состав получил благодарность Верховного Главнокомандующего .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.04.1945 г. «за участие во взятии г. Вены» дивизия награждена орденом Красного Знамени . С тех пор 26 апреля считается годовым праздником части.

5 мая дивизия была поднята по тревоге и совершила марш к австро-чехословацкой границе. Войдя в соприкосновение с противником, 8 мая она пересекла границу Чехословакии и с ходу овладела городом Зноймо .

9 мая дивизия продолжала боевые действия по преследованию врага и успешно развивала наступление на Рец, Писек. Дивизия совершила марш, преследуя противника, и за 3 дня прошла с боями 80-90 км. В 12.00 11 мая 1945 г. передовой отряд дивизии вышел на реку Влтава и в районе деревни Олешня встретился с войсками американской 5-й танковой армии. Здесь закончился боевой путь дивизии в Великой Отечественной войне .

История 1945-1979

По окончании боевых действий дивизия из Чехословакии своим ходом вернулась в Венгрию. С мая 1945 по январь 1946 года дивизия располагалась лагерем в лесах южнее Будапешта .

На основании Постановления Совета Министров СССР № 1154474сс от 3.06.1946 г. и директивы Генерального штаба Вооружённых Сил СССР №орг/2/247225 от 7.06.1946 г. к 15 июня 1946 года 106-я гвардейская стрелковая Краснознамённая, ордена Кутузова дивизия была переформирована в 106-ю гвардейскую воздушно-десантную Краснознамённую, ордена Кутузова дивизию .

С июля 1946 года дивизия дислоцировалась в г. Тула . Дивизия входила в состав 38-го гвардейского воздушно-десантного Венского корпуса (штаб корпуса - г. Тула).

На основании директив начальника Генерального штаба Вооружённых Сил от 3 сентября 1948 года и от 21 января 1949 года 106-я гвардейская воздушно-десантная Краснознамённая, ордена Кутузова дивизия в составе 38-го гвардейского воздушно-десантного Венского корпуса вошла в состав воздушно-десантной армии.

Личный состав 351-го гвардейского парашютно-десантного полка участвовал в военных парадах на Красной Площади в Москве, принимал участие в больших учениях МО и в 1955 году десантировался вблизи г. Кутаиси (Закавказский ВО).

В 1956 году 38-й гвардейский воздушно-десантный Венский корпус был расформирован и дивизия стала непосредственно подчиняться командующему ВДВ.

В 1957 году полк проводил показательные учения с десантированием для военных делегаций Югославии и Индии.

На основании директив Министра обороны СССР от 18 марта 1960 года и Главнокомандующего Сухопутными войсками от 7 июня 1960 года до 1 ноября 1960 года :

  • в состав 105-й гвардейской воздушно-десантной Венской Краснознамённой дивизии из состава 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии был принят 351-й гвардейский парашютно-десантный полк (город Ефремов Тульской области);
  • 105-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (без 331-го гвардейского парашютно-десантного полка) была передислоцирована в Туркестанский военный округ в город Фергана Узбекской ССР;
  • 351-й гвардейский парашютно-десантный полк был дислоцирован в городе Чирчик Ташкентской области .

В 1974 году 351-й полк десантируется в один из районов Средней Азии и участвует в крупномасштабных учениях ТуркВО . Являясь передовой частью ВДВ Среднеазиатского региона страны, полк участвует в парадах в столице Узбекистана в г. Ташкент .

В 1977 году на вооружение 351-го полка поступили БМД-1 и БТР-Д . Личный состав полка на тот момент - 1674 человека .

На основании директивы начальника Генерального штаба Вооружённых Сил от 3 августа 1979 года к 1 декабря 1979 года 105-я гвардейская воздушно-десантная дивизия была расформирована.

От дивизии остались в г. Фергана 345-й отдельный гвардейский парашютно-десантный ордена Суворова полк значительно большего состава (к нему был добавлен гаубичный артиллерийский дивизион ), чем обычный и 115-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья.

На базе 351-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии к 30 ноября 1979 года в п. Азадбаш (район города Чирчик) Ташкентской области Узбекской ССР была сформирована 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада (56-я одшбр ). На момент формирования штатная численность бригады составила 2 833 человека .

Остальной личный состав дивизии обращался на восполнение некомплекта в других соединениях ВДВ и на доукомплектование вновь формируемых отдельных десантно-штурмовых бригад.

Для формирования бригады были в срочном порядке отмобилизованы военнообязанные запаса - так называемые «партизаны» - из числа жителей среднеазиатских республик и юга КазССР . Они впоследствии и составят 80 % личного состава бригады при вводе войск в ДРА .

Формирование подразделений бригады одновременно было проведено в 4-х мобилизационных пунктах и завершено в г. Термез:

«…формально бригада считается сформированной в Чирчике на базе 351-й гв. пдп. Однако, де-факто, её формирование проводилось разрозненно в четырёх центрах (Чирчик , Капчагай , Фергана , Иолотань), а сведена в единое целое уже перед самим вводом в Афганистан в Термезе . Штаб же бригады (или офицерский кадр), как формально и её кадр, по-видимому дислоцировался первоначально в Чирчике…»

13 декабря 1979 года подразделения бригады погрузились в эшелоны и были передислоцированы в город Термез Узбекской ССР .

Участие в Афганской войне

В декабре 1979 года бригада была введена в Демократическую Республику Афганистан и вошла в состав 40-й общевойсковой армии .

Из Термеза 1-й пдб и 2-й дшб на вертолётах, а остальные в колонне - были передислоцированы город Кундуз . 4-й дшб остался на перевале Саланг . Затем из Кундуза 2-й дшб был переведён в город Кандагар где вошёл в состав вновь сформированной 70-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады .

В январе 1980 года была введён весь состав 56-й одшбр . Она была размещена в городе Кундуз .

С момента передачи 2-й дшб в состав 70-й омсбр , бригада фактически являлась полком трёхбатальонного состава .

Первоначальной задачей подразделений бригады была охрана и оборона крупнейшей автомагистрали в районе перевала Саланг , обеспечение продвижения советских войск в центральные и южные районы Афганистана.

С 1982 года по июнь 1988 года 56-я одшбр дислоцируется в районе г. Гардез , ведя боевые действия на всей территории Афганистана: Баграм , Мазари-Шариф , Ханабад, Панджшер , Логар , Алихейль (Пактия). В 1984 году бригада за успешное выполнение боевых задач была награждена переходящим Красным Знаменем ТуркВО .

Приказом от 1985 года, в середине 1986 года вся штатная авиадесантируемая бронетехника бригады (БМД-1 и БТР-Д) была заменена на более защищённую бронетехнику с большим моторесурсом :

  • БМП-2 Д - для разведывательной роты , 2-го , 3-го и 4-го батальонов
  • БТР-70 - для 2-й и 3-й парашютно-десантных рот 1-го батальона (у 1-й пдр остались БРДМ-2).

Также особенностью бригады являлся увеличенный штат артиллерийского дивизиона , состоявшего не из 3-х огневых батарей , как это было принято для частей дислоцированных на территории СССР , а из 5-и.

4 мая 1985 г. указом Президиума Верховного Совета СССР бригада награждена орденом Отечественной войны I степени № 56324698.

С 16 декабря 1987 года по конец января 1988 года бригада принимала участие в операции «Магистраль» . В апреле 1988 года бригада принимала участие в операции «Барьер». Десантники перекрыли караванные пути из Пакистана в целях обеспечения вывода войск из города Газни .

Штатная численность личного состава 56-й гв. одшбр на 1 декабря 1986 составляла 2452 человека (261 офицер, 109 прапорщиков, 416 сержантов, 1666 солдат) .

После выполнения интернационального долга, 12-14 июня 1988 года бригада была выведена в г. Йолотань Туркменской ССР .

БРДМ-2 в бригаде имелось всего 3 ед. в составе разведроты. Однако, ещё один БРДМ-2 имелся в химвзводе и ещё 2 шт. в ОПА (отряд пропаганды и агитации).

С 1989 года по настоящее время

В 1990 году бригада была передана в состав ВДВ и переформирована в отдельную гвардейскую воздушно-десантную (овдбр). Бригада прошла «горячие точки»: Афганистан (12.1979-07.1988), Баку (12-19.01.1990 - 02.1990), Сумгаит, Нахичевань , Мегри, Джульфа , Ош, Фергана, Узген (06.06.1990), Чечня (12.94-10.96, Грозный, Первомайский, Аргун и с 09.1999 - 2005).

15 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР после детального изучения обстановки принял решение «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах». В соответствии с ним ВДВ начали операцию, проводившуюся в два этапа. На первом этапе в период с 12 по 19 января на аэродромы под Баку высадились части 106-й и 76-й воздушно-десантных дивизий, 56-й и 38-й воздушно-десантных бригад и 217-го парашютно-десантного полка (подробнее см. статью Чёрный январь), а в Ереване - 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия . 39-я отдельная десантно-штурмовая бригада вошла в Нагорный Карабах .

С 23 января подразделения ВДВ начали операции по восстановлению порядка в других частях Азербайджана. В районе Ленкорани, Пришипа и Джалилабада они проводились совместно с пограничными войсками, восстановившим государственную границу.

В феврале 1990 года бригада возвратилась к месту постоянной дислокации в г. Иолотань.

С марта по август 1990 года подразделения бригады поддерживали порядок в городах Узбекистана и Киргизии.

6 июня 1990 года началась высадка на аэродромах в городах Фергане и Оше 104-го парашютно-десантного полка 76-й воздушно-десантной дивизии, 56-й воздушно-десантной бригады, а 8 июня - 137-го парашютно-десантного полка 106-й воздушно-десантной дивизии в г. Фрунзе . Совершив в этот же день марш через горные перевалы границы двух республик, десантники заняли Ош и Узген. На следующий день 387-й отдельный парашютно-десантный полк и подразделения 56-й воздушно-десантной бригады взяли под контроль обстановку в районе городов Андижан, Джалал-Абад, заняли Кара-Суу, горные дороги и перевалы на всей территории конфликта.

В октябре 1992 году в связи с суверенизацией республик бывшего СССР бригада была передислоцирована в пункт временной дислокации станицу Зеленчукская Карачаево-Черекессии (4 парашютно-десантный батальон бригады остался в пункте постоянной дислокации г. Иолотань (Туркмения), с целью охраны военного городка, позже был передан в состав ВС Туркмении и переименован в отдельный десантно-штурмовой батальон). 56 гв.овдбр стала трёх батальонного состава. Оттуда, в 1994 году, маршем выдвинулась на место постоянной дислокации в посёлок Подгоры под городом Волгодонск Ростовской области. Территория военного городка представляла собой бывший вахтенный городок строителей Ростовской АЭС , расположенный в 3 километрах от атомной станции.

С декабря 1994 года по август - октябрь 1996 года сводный батальон бригады воевал в Чечне. 29 ноября 1994 года в бригаду был отправлен приказ о формировании сводного батальона и переброске его в Моздок . Артдивизион бригады принимал участие в конце 1995 года - начале 1996 года в операции под Шатоем . Отдельный взвод АГС-17 бригады с марта 1995 г. по сентябрь 1995 г. в составе сводного батальона 7-й гв. вдд принимал участие в горной компании в Веденском и Шатойском районах Чечни. За проявленное мужество и героизм военнослужащие награждены медалями и орденами. В октябре-ноябре 1996 года сводный батальон бригады был выведен из Чечни. По ходатайству Донского казачьего войска бригаде было присвоено почётное наименование Донской казачьей.

В 1997 году бригада была переформирована в 56-й гвардейский десантно-штурмовой, ордена Отечественной войны I степени, Донской казачий полк , который вошёл в состав .

В июле 1998 года приказом Министра обороны РФ в связи с возобновлением строительства Ростовской АЭС 56-й полк начал передислокацию в город Камышин Волгоградской области. Полк был размещён в корпусах расформированного в 1998 году Камышинского высшего военно-строительного командно-инженерного училища.

19 августа 1999 года десантно-штурмовой отряд из состава полка был направлен на усиление сводного полка 20-й гвардейской мотострелковой дивизии и был отправлен литерным воинским эшелоном в Республику Дагестан. 20 августа 1999 года десантно-штурмовой отряд прибыл в село Ботлих . В дальнейшем принимал участие в боевых действиях в Республике Дагестан и в Чеченской Республике.

В декабре 1999 года подразделения пдб 56 гв.дшп первыми десантировались на участке российско-грузинской границы и впоследствии с ДШМГ ФПС прикрывали чеченский участок границы.

Батальонная тактическая группа полка воевала на Северном Кавказе (место временной дислокации - н.п. Ханкала) до 2005 года.

С 1 мая 2009 года 56-й гвардейский десантно-штурмовой полк вновь стал бригадой . А с 1 июля 2010 года она перешла на новый штат и стала именоваться 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой ордена Отечественной войны Донской казачьей бригадой (лёгкой) .

Переподчинение бригады

В связи с реформированием ВДВ, все десантно-штурмовые формирования выведены из состава Сухопутных войск и подчинены Управлению Воздушно-Десантных войск при МО РФ :

«В соответствии с указом президента Российской Федерации № 776 от 11 октября 2013 года и директивой начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации в состав Воздушно-десантных войск вошли три десантно-штурмовые бригады, дислоцированные в городах Уссурийске, Улан-Удэ и Камышине , ранее входившие в состав Восточного и Южного военных округов»

В первом воздушном бою – ничего не трогай В плохих книгах о летчиках Великой Отечественной войны воздушные стрелки наших бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных машин легко и просто сбивали немецкие истребители, едва успев подняться в воздух. Очередь, другая – и «падает фашистский стервятник, объятый пламенем». На самом деле в первом боевом вылете очень непросто было не то что сбить врага, а хоть что-нибудь понять в происходящем. Владимир Местер, стрелок-радист на штурмовике Ил-2 так описывал свой первый боевой вылет: «Таких необученных как я (я даже парашют не умел одевать!), сажали на головные самолеты – мы же ничего не видим, а стрелок замыкающего самолета – самый важный. Меня посадили в кабину, я пристегнулся, чего потом никогда не делал, и мне говорят: «Вот тебе пулемет. Он в чехле. Его не трогай! Сиди и смотри по сторонам». Вот так первый раз в воздух я поднялся прямо на боевой вылет. Сижу, смотрю – кругом все крутится, сверкает, красивые облачка разрывов вокруг – как в кино. До того интересно, что я аж рот открыл и разглядываю – ничего не понимаю! Страшно не было – я просто не знал, что надо бояться. Обратно прилетели. С непривычки немного подташнивает. Вылез из кабины. Подошел к командиру, Мише Чекурину, и говорю: «Товарищ командир, рядовой Местер первый боевой вылет совершил». - «Хорошо. Давай, рассказывай, что ты там видел. Ты видел, как нас атаковали «Мессеры»? - «Не знаю. Я видел, что самолеты кружатся». - «А ты видел, когда ведомого сбили?» - «Понятия не имею». Сбили одного из шестерки. Бой был тяжелый, а мне казалось, что это кино. Я же ничего не понимаю. Стрелки, как и летчики чаще гибли в первых вылетах. Когда стрелок сделал десяток вылетов, есть надежда, что он будет еще жить, хотя это не всегда от него зависело. Вот так я вылетов пять-семь сделал, прежде чем стал немного понимать, что к чему. Ребята помогли пулемет освоить – это было в их же интересах. Ведь мы друг друга прикрывали. Помогал механик по вооружению, рассказывал о возможных неисправностях, показывал, как действовать при обрыве ленты». Неслучайно Местер упомянул про десять вылетов. Тех стрелков, которые оставались в живых после десяти штурмовок, награждали медалью «За отвагу». После пятнадцати – орденом «Красной Звезды». Вот после первых, самых опасных вылетов и начинал вырабатываться профессионализм. Например, в отношении к оружию: «Это должны делать оружейники, но мы свой пулемет старались обслуживать сами. Перед посадкой стараешься натянуть на него чехол, чтобы не запылился. Разбирали, чистили и смазывали сами – это же наша жизнь! Сами вручную набивали патронную ленту. Хотя разрывные не разрешали использовать, но мы и их каждым десятым ставили, а трассирующий – каждым третьим». Но, может быть, это был единичный случай, когда неопытный воздушный стрелок в первом бою даже не понял, что происходило? Да нет, есть такие примеры в воспоминаниях. В чрезвычайно интересных мемуарах С.Н. Иконникова «Война глазами авиаинженера», например, есть такой эпизод: «За два с половиной года службы инженером в авиационном полку мне с перерывами в общей сложности более года приходилось совмещать две должности – инженера по вооружению и начальника воздушно-стрелковой службы. Исполнение последней должности требовало проведения занятий с летным составом по воздушной стрельбе, анализа ошибок при прицеливании и ведении огня, при этом затрагивались и вопросы тактики. Эффективность занятий по воздушно-стрелковой подготовке, проводимых во фронтовых условиях инженером, не летавшим на боевое задание, была крайне низкой. Активности на занятиях летчики не проявляли, а на лицах многих можно было прочесть – легко все это рассказывать на земле, а побывай-ка с нами в бою! Командир полка мое желание понимал и поддерживал. Правда, напоминал, что время и средства на подготовку инженера и воздушного стрелка затрачиваются различные, да и инженер по вооружению в полку всего один». Авиаинженеру все же удалось отправиться в боевой вылет: «На задание воздушным стрелком меня определили к ведущему шестерки капитану Сало. Прошло много лет, а первый полет запомнился в деталях. Предстояло уничтожить живую силу и технику противника на окраине населённого пункта. При перелете линии фронта нашу группу обстреляли мелкокалиберная зенитная артиллерия и зенитные пулеметы. Казалось, что огонь очень плотный и что все трассы направлены только в наш самолет. Хотелось подробнее рассмотреть оборонительные сооружения противника, движущиеся транспортные средства, возможно точнее зафиксировать результаты штурмового удара. Но командир экипажа трижды напомнил: главное следить за воздухом и быть готовым к отражению атаки истребителей. Истребители противника не появились. Использовать крупнокалиберный пулемет для стрельбы по наземным целям не сумел – времени на прицеливание не хватило». Опытный авиаинженер Иконников вовсе не успел открыть огонь по наземным целям – времени прицелиться не хватило. Первый вылет – ничего не поделаешь. Опыт накапливался с каждым полетом: «После нескольких боевых вылетов я гораздо с большим авторитетом мог анализировать ошибки летчиков в воздушной стрельбе, особенно тогда, когда совместно с другими стрелками удалось отразить атаку истребителей Ме-109». Лишь тем, кто выжил в первых, самых опасных вылетах, довелось стать опытными воздушными бойцами и описывать победы в мемуарах: «Стремлюсь взять в прицел истребитель. Ничего не выходит! Немец атакует под большим углом, вертикальный угол обстрела моего пулемета не позволяет стрелять по нему. Я мгновенно сбрасываю сиденье, становлюсь коленями на пол кабины, доворачиваю пулемет вверх. Теперь истребитель противника попадает в прицел. Но огня не открываю умышленно. Решаю подпустить поближе, надеясь, что противник не поймет мои действия. Истребитель все ближе и ближе... 800 метров, 600, 400... Тщательно прицеливаюсь и выпускаю длинную очередь, огненная трасса упирается в самолет противника, тот не успевает открыть ответный огонь, вспыхивает и, объятый пламенем, несется на наш «ил». У меня мороз по спине: «фоккер» хочет таранить нас?! Но Коновалов, услышав мою очередь, резко рванул самолет вправо, и горящий «фокке-вульф» пронесся рядом». Это эпизод из воспоминаний воздушного стрелка Георгия Литвина. Одного из тех, кто сумел стать профессионалом воздушной войны, способным за считанные секунды найти единственно верное решение в ситуации, когда «ничего не выходит». Максим Крупинов