Бельская Л. Л

Древнерусская
литература

С чего начнётся наше знакомство с русской литературой? С погружения в «века загадочно былые», в русское Средневековье, во времена Киевской, а позднее Московской Руси.
Давайте вообразим себе стольный Киев-град с его соборами, Москву Белокаменную и её сорок сороков, пограничные дикие степи, набеги кочевников и ответные походы русских князей, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, первые «заграничные» путешествия, столкновения с западными соседями, Смутное время...
Эти семь веков частично отразились в дошедших до нас произведениях древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая светскими и воинскими повестями, написанными «старыми словесы» - по-старославянски и по-древнерусски.
Прислушайтесь, как звучат старинные слова: аще, рци, велми, уныша. «Днепрь темне березе плачется мати Ростиславля» - «На тёмном берегу Днепра плачет мать Ростислава».
Прочитайте древние книги, вначале рукописные, а затем печатные и нередко анонимные, и вам откроется мир, в котором жили наши предки, и вы узнаете, что их радовало и волновало, как они любили и страдали, о чем думали, с кем воевали.
Вчитайтесь внимательнее в эпиграф. Откуда взяты эти слова и что они означают? Не правда ли, в них слышится предостережение, обращенное и к потомкам, в сегодняшний день, к нам с вами?
Рекомендуем вам познакомиться с работами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва о древнерусской литературе, адресованными молодежи и школьникам. В них увлекательно и доступно рассказывается о том, что показалось вам непонятным, сложным или скучным. И вы легко, играючи ответите на предложенные здесь вопросы.
Готовы ли вы вступить в игру? Тогда вперёд! Желаем удачи!


1. Кем была составлена первая славянская азбука и какое название она получила?
2. Чем можно доказать, что на Руси существовал культ грамотности в разных слоях населения?
3. Первые книги представляли собой собрания переводных и оригинальных сочинений. Как они назывались?
4. Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега («Песнь о вещем Олеге»)?
5. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто ее автор?
6. Летописец утверждал, что славяне произошли от одного из сыновей Ноя. Какого?
7. Что сравнивал летописец с реками, питающими весь мир: «се бо рекы, напояющие вселенную»?
8. Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа?
9. Какую фразу произнес князь Святослав, обращаясь к дружине перед битвой: «Да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвые бо...»?
10. Как, судя по летописи, перехитрили осаждённые белгородцы печенегов, заставив их снять осаду и угостив их «питьем» из колодцев?
11. К кому обращался в своём «Поучении» князь Владимир Мономах?
12. Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение было им посвящено?
13. Известны ли вам в древнерусской литературе произведения, озаглавленные «Слово о...»? Почему они так назывались?
14. Что считал митрополит Иларион «законом», а что «благодатью» в своём «Слове о законе и благодати» (XI в.)?
15. Был в древнерусской литературе жанр «житие». Что это за произведения, кому посвящались? Приведите примеры.
16. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
17. Кого автор называет «соловьем старого времени»?
18. Какую художественную декларацию провозглашает автор в начале «Слова...» и претворяет ли он её на практике?
19. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то...»?
20. Точен ли следующий перевод: «мысь» - это мысль, а «бебрян» - бобровый («растекашется мыслью по древу», «омочу бобровый рукав в реке Каяле»)?
21. С кем отправился в поход князь Игорь?
22. Какой эпитет употреблен к слову «кони»: «А сядем, братья, на своих... коней»? Кто и кому говорит это?
23. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить...»? Что обозначает это выражение?
24. Какого былинного богатыря напоминает буй-тур Всеволод, который «куда поскачет - там лежат поганые половецкие головы»?
25. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове...»?
26. Кто такие «даждьбожии внуки»?
27. Какой бог выступает в «Слове...» покровителем половцев?
28. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?
29. Какой рефрен, посвящённый прощанию с родной землёй, звучит в «Слове...»?
30. Когда в действительности произошло затмение солнца и какую роль оно играет в сюжете «Слова...»?
31. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?
32. С чем автор сравнивает битву?
33. В «тёмном сне» Святослава ему на грудь сыплют из половецких колчанов крупный жемчуг. Что он символизирует?
34. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?
35. Какой поэтический прием использован в следующей фразе: «Се ли створисте моей серебряной седине»? Чьи это слова?
36. Почему «застонал Киев от печали, а Чернигов от напасти»?
37. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь её «ладе»?
38. Вспомните литературную сказку XIX в., герой которой тоже трижды обращается к природным стихиям с просьбой сказать, где его невеста.
39. Как метафорически говорится в «Слове...» о пленении Игоря?
40. Кто помог князю бежать из плена?
41. Как печалятся растения об участи героев? Как называется этот художественный прием?
42. А герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.
43. С каким «дитятей» вернулись князья на Русскую землю из плена?
44. Чему радуются города и страны: «страны рады, грады веселы»?
45. Автор называет Кончака не только поганым, но и... , как персонажа русских сказок. Какой смысл вкладывался в это слово?
46. Упоминаются ли в «Слове...» христианские понятия, церковные термины?
47. Следы какого языческого культа можно обнаружить в произведении? Приведите примеры.
48. Известен ли автор «Слова...»? Кем он был, кто он?
49. На какие фольклорные жанры он опирался и как называл свое произведение?
50. Кем и когда был найден один из списков «Слова...»? Какова была его дальнейшая судьба?
51. Кто из русских поэтов использовал образы «Слова...» вскоре после его открытия и публикации?
52. Какие поэтические переводы «Слова...» вам известны?
53. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова...» вы можете назвать?
54. Как называется произведение о нашествии Батыя на Рязань и начале татарского ига?
55. О каком богатыре, побившем с малой дружиной «великую силу - рать татарскую», рассказывается в этой повести?
56. Рязанцы бились с татарами «един с тысящею, а два с тмою». Сколько человек в тьме?
57. Кто о ком сказал: «Сии бо люди крылати и не имеюще смерти» и «Аще бы у меня такий служил, - держал бы его против сердца своего»?
58. К кому обращается рязанский князь Юрий: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой... быти»? Вставьте пропущенное слово.
59. Как погибает княгиня Евпраксия, не захотевшая пережить своего мужа, убитого татарами?
60. В каких древнерусских памятниках воспевается победа русских над Мамаем в Куликовской битве?
61. Кто благословил князя Димитрия на битву с татарами?
62. Как звали русского монаха-богатыря, который победил в единоборстве татарского батыра?
63. Почему повесть о Куликовской битве называется «Задонщина»?
64. Автор «Задонщины» сознательно строит её по аналогии с другим древнерусским произведением, противопоставляя прошлое и настоящее, поражение и победу: там «черна земля посеяна костьми русских» - здесь... , там «готские девы звенели русским златом» - здесь... , там «тоска разлилась на Русской земле» - здесь... . О каком произведении идёт речь?
65. Какая известная теория о мировой роли Русского государства была сформулирована в XV в. псковским старцем Филофеем: Москва - Третий Рим после второго - ... , а четвертому... ?
66. Какой стиль в древнерусской литературе назывался «плетением словес»?
67. В «Задонщине» плачут коломенские жены и просят князя запрудить веслами Днепр, а Дон шеломом вычерпать. При чём тут Днепр, почему он упомянут?
68. Повествуя о подготовке к битве, автор пишет: «трубы трубят на Коломне», «стяги стоят у Дону великого». А где трубили трубы и стояли стяги в «Слове о полку Игореве»?
69. Какой русский поэт в начале XX в. обратится к теме Куликовской битвы и в каком произведении?
70. В XVI в. большой популярностью пользовался сборник «поучений и наказаний» мужу и жене, их чадам и рабам, в котором предписывалось, как надо вести себя в семье. Как назывался этот сборник?
71. Какая повесть о любви князя и простой крестьянской девушки напоминает, с одной стороны, библейскую легенду, а с другой - европейский рыцарский роман? Какую легенду и какой роман?
72. Как влюбленные в этой повести побеждают смерть, которая не может их разлучить?
73. Какой принцип равенства всех перед лицом государя выдвинул публицист XVI в. Иван Пересветов: «Все есмя дети... »?
74. Как была озаглавлена первая русская книга путешествий в дальние страны?
75. В какую страну отправился Афанасий Никитин и сколько лет провел там?
76. Какую «первопечатную» книгу издал Иван Фёдоров в 1564 г.?
77. Кто был автором первого политического памфлета в русской литературе - «Истории о великом князе Московском» - и кому был посвящен памфлет?
78. Какие повести XVII в. пародировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей?
79. В какой повести рассказывается история, напоминающая притчу о блудном сыне, но герой которой так и не вернулся в родной дом?
80. Чей это портрет: «Босо-наго, нет на... ни ниточки, ещё лычком... подпоясано», а есть у него богатырский голос?
81. Удалось ли молодцу убежать от Горя, которое его преследовало?
82. К каким выводам приходят герой и автор: «Когда у меня нет ничего, и тужить мне... » и «А в горе жить - ... быть»?
83. При дворе какого царя был создан первый русский театр, представления в котором длились по 10 часов подряд?
84. Как звали бродячих актёров в народных балаганах?
85. Кто из писателей, рассказывая о своем 15-летнем тюремном заключении, описывал, как гнил в «земляном гробу» в ожидании смерти, проклинал своих мучителей и молился Богу?
86. С кем сравнивал он себя: «как... в соломе лежу на брюхе»?
87. Какой библейский эпизод толкует автор в современном духе: «Лукавый хозяин накормил и напоил, да и со двора спихнул. Пьяный валяется на улице, ограблен, а никто не помилует»?
88. В одной повести XVII в. юноша влюбляется в чужую жену и продаёт душу дьяволу, а в другой - герой-плут с помощью всяких проделок добивается руки богатой невесты. Назовите эти повести.
89. Как в XVII в. называли древнерусские стихи и почему?
90. Крупнейший стихотворец XVII в., принявший монашество и ставший учителем царских детей, выбрал себе поэтический псевдоним по названию родного города. Кто этот поэт?
91. Как можно понять заглавие книги Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный»?
92. Каков смысл строк, написанных С. Полоцким: «Родителей на сына честь не прохождает, Аще добродетелей их не подражает»?
93. В древнерусской литературе редки женские имена: героинь называют по отцу или по мужу. Можете ли вы привести примеры имен, отчеств, фамилий?
94. Известны ли вам древнерусские живописцы? О ком из них был снят фильм русским режиссером XX в.?
95. Назовите известные памятники древнерусского зодчества.


1. Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица - на основе греческой азбуки (863-864 гг.).
2. Открытие берестяных грамот, написанных купцами, ремесленниками, крестьянами (смердами); традиция чтения вслух и переписывания текстов, сочинительство, распространенное не только среди монахов, но и среди князей, царей, дружинников и бояр.
3. «Изборники», т. е. сборники разных сочинений.
4. Из летописи «Повесть временных лет». Наступил Олег Вещий на череп своего коня, «и выникнувши змия изо лба, уклюкнув в ногу» (912 г.).
5. «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» (XII в.) - первые слова летописи и стали ее заглавием. Монах Нестор.
6. Иафета.
7. Словеса книжные, книги.
8. Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажжённый трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.
9. «...сраму не имам» (971 г.).
10. В колодцах были заранее поставлены кадки с киселём и мёдом, и враги поверили, что белгородцев сама земля кормит и их не победить («Сказание о белгородском киселе»).
11. К сыновьям и ко всем русским князьям.
12. Князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как «страстотерпцев» - невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.). «Сказание о Борисе и Глебе».
13. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Слово о погибели земли Русской» (XIII в.). Эти произведения обращены к слушателям, как произнесенная речь.
14. Ветхий и Новый Завет, доказывая превосходство второго над первым.
15. Жизнеописания святых, канонизированных христианской церковью: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие» протопопа Аввакума (хотя последнее не совсем соответствует законам жанра).
16. «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославовича?»
17. Бояна - легендарного древнерусского певца.
18. Писать «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. придерживаться действительных событий, а не придумывать их; однако сам обращается и к вымыслу (например, «вещий сон» Святослава), и к образной и риторической речи.
19. «...растекашется мысью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка).
20. Скорее - «белка», так как система сравнений выдерживается в едином ключе: белка, волк, орел (а не мысль, волк, орел). Бебрян - сорт шелковой ткани особой выделки, а не бобровый мех.
21. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом.
22. «...борзых», т. е. быстрых. Князь Игорь своим родственникам.
23. «...шеломом Дону». Выпить воды из реки побеждённой страны - символ победы.
24. Илью Муромца.
25. Гзак и Кончак.
26. Так автор «Слова...» называет русских - сыновья Бога Солнца.
27. Стрибог - Бог Ветров.
28. Нет, ханы называют её «красной девицей».
29. «О Русская земля, ты уже за холмом!»
30. 1 мая 1185 г., в самом начале похода, у берегов Оскола; это знамение предвещало неудачу.
31. Каялы - от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть). Какая реальная река имелась в виду, не выяснено.
32. С пахотой и жатвой: «Черна земля под копытами посеяна костьми русских» и «снопы стелют головами»; с пиром - «Тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую» (кстати, Кончак и впрямь сват Игоря: их дети помолвлены); с грозой - «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!».
33. В славянской мифологии и русском фольклоре жемчуг означает слёзы.
34. «Золотое слово, со слезами смешанное».
35. Аллитерация на звук «с». Слова Святослава, киевского князя.
36. Киев сочувствует поражению князей, а Чернигов страдает от набегов кочевников, поднявших головы после своей победы и разорявших юг Руси.
37. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее - русским, а Днепр Словутич - пограничная славянская река.
38. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, в которой королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу.
39. «Тут Игорь князь пересел из седла золотого в седло кощиево», т. е. рабское.
40. Половчанин Овлур.
41. «Никнет трава от жалости, а дерево с печали к земле приклонилось». Олицетворение.
42. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует».
43. С внуком Игоря Изяславом - сыном Владимира и Кончаковны.
44. Возвращению Игоря из плена.
45. Кощеем. Происхождение этого слова В. Даль связывает с «костями» (изможденный, худой человек, скряга, скупец). Употреблялось в значении «подлый раб, нехристь».
46. «Аминь», которым завершается «Слово...»; «христианы» и др.; половцы называются «погаными»: «побарая за христианы на поганые полки».
47. Культ Солнца: четыре солнца - четыре князя, обращение Ярославны к «пресветлому Солнцу», «Солнце светится на небесе - Игорь князь в Русской земле». Затмение солнца символизирует помрачение света истины в душе князя.
48. «Слово о полку Игореве» анонимно, автор неизвестен; возможно, он был дружинником Игоря, участвовавшим в походе, или приближенным киевского князя Святослава, сторонником Ольговичей, преувеличивавшим их силу.
49. На плачи и «славы» (песенные восхваления). «Слово», «песнь», «повесть».
50. Собирателем древних рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в 90-х гг. XVIII в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 г.
51. А. Н. Радищев. «Песни, петые на состязаниях в честь древних славянских божеств»; В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»; А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»; К. Ф. Рылеев. «Боян».
52. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого, И. Шкляревского, В. Сосноры, В. Кожевникова.
53. Опера А. Бородина «Князь Игорь»; картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», В. Шварца «Боян», К. Васильева «Ярославна».
54. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII в.).
55. О Евпатии Коловрате (вероятно, прозвище, означающее «ворот, вал с рычагами, сверло»).
56. Десять тысяч.
57. Татары о рязанцах и Батый о Коловрате.
58. К дружине, «...воле».
59. Узнав о гибели мужа, выбросилась с маленьким сыном из «превысокого терема».
60. «Задонщина» (XIV в.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.).
61. Сергий Радонежский.
62. Пересвет.
63. По месту битвы - «за Доном».
64. О «Слове о полку Игореве». «...Татарскими»; «русские жены восплескаша татарским золотом»; «уже по Русской земле простреся веселие и буйство».
65. Согласно этой теории, именно в русском народе сохранилась истинная православная вера, поэтому христианским центром должна стать Москва. Византии. Не бывать.
66. «Плетение словесных венков», т. е. восхваление с обилием сложных синтаксических конструкций, повышенной метафоричностью и риторическими приемами.
67. К Днепру обращалась Ярославна, это пограничная русская река.
68. В Новеграде и Путивле.
69. А. Блок. Цикл стихов «На поле Куликовом».
70. «Домострой».
71. «Повесть о Петре и Февронии» - библейская легенда о царе Соломоне и Суламифи, роман о Тристане и Изольде.
72. Они умерли в один день и час, и их положили в разные гробы, но на следующий день их тела оказались вместе в общем, заранее заготовленном гробу.
73. «...Адамовы».
74. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
75. В Индию, три года.
76. «Апостол» - книга апостольских посланий для богослужения.
77. Князь Андрей Курбский - царю Ивану IV.
78. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде».
79. «Повесть о Горе-Злочастии».
80. «...Горе», «...Горе».
81. Да, он спасается в монастыре.
82. «...не о чем», «...некручинну».
83. Алексея Михайловича.
84. Скоморохами.
85. Протопоп Аввакум.
86. «...собачка».
87. О дьяволе, соблазнившем Еву и Адама и оставившем их в беде после изгнания из рая.
88. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Фроле Скобееве».
89. Вирши (от лат. verse - стихи) - силлабические русские стихи создавались по польскому образцу. При написании таких стихов учитывалось лишь количество слогов (силлаб), а не количество ударений.
90. Симеон Полоцкий (город Полоцк).
91. Плодовый сад или виноградник, в котором много разных сортов плодов, ягод, цветов.
92. Честь родителей не передается сыну, если он не подражает их добродетелям (вечная проблема отцов и детей).
93. Евпраксия и Феврония, Ярославна и Марковна, Андреева и Святополча.
94. Феофан Грек и Андрей Рублёв. О последнем снял фильм А. Тарковский.
95. Софийский собор в Киеве (XI в.), церковь Покрова на Нерли (XII в.), Троице-Сергиев монастырь (XIV в.), ансамбль Московского Кремля (XIV-XVII вв.), храм Василия Блаженного (XVI в.), Новодевичий монастырь (XVII в.), Преображенская церковь в Кижах (XVII в.).

По определению литературоведа А.С.Орлова,героем"Слова о полку Игореве" является не какой-нибудь из князей,а вся русская земля.Как вы понимаете эту

мысль?Какая единая мысль и настроенность пронизывает всё произведение?Какую очень важную для своего времени идею выразил автор"Слова о полку Игореве"?

Ребят,помогите пожалуйста составить сложный план к сочинению,заранее спасибо) : “Слово о полку Игореве” - великий памятник древнерусской литературы.

Написанное неизвестным автором произведение является не только летописью, но и затрагивает очень важную для государства мысль - в единении сила Киевской Руси.Князь Новгород-Северский Игорь является ключевой фигурой произведения, и я симпатизирую этому герою. В непростой для государства период возглавлял свое княжество Игорь - набеги половцев истощали русскую землю, враги истязали народ, кроме этого князья вели междоусобные войны, и надежды на помощь от брата в случае беды не было. В такой непростой ситуации Игорь решил осуществить поход против половцев, и хотя его дружина не была очень большой, все его воины были истинными патриотами, готовыми на смерть ради свободы и независимость Киевской Руси.Историки неоднозначно оценивают поступок князя Игоря, многие считают, что безрассудство и жажда славы застилала Игорю глаза, и он повел своих людей на верную погибель, впрочем, поражением и обернулся его поход. Однако мое мнение иное: кто-нибудь из здравомыслящих людей решился бы пойти на смерть, заранее зная, что другого выхода не может быть? Нет. Я думаю, Игорь, как очень отважный, бесстрашный и сильный духом человек рассчитывал на победу.Быть может, его военные качества не были на столь высоком уровне, чтоб предусмотреть все, просчитать возможные решения битвы. Однако он не был безумцем, он взял с собой дружину, каждый воин которой стоил, быть может, пятерых половцев, Игорь рассчитывал на победу и надеялся на нее.Мне нравится этот герой еще и потому, что он не однозначно положительный, Игорю присущи человеческие слабости, и он может ошибаться. Князь - не непобедимый сверхчеловек, его взяли в плен, но он очень смелый и ему удалось бежать. Игорь также прекрасный муж и семьянин, он любит, любим, об этом свидетельствует горе его жены Ярославны после известия о поражении мужа.И пусть с исторической точки зрения фигура князя Игоря не столь существенна, однако автор “Слова” создал образ человека благородного, отважного, с чистыми помыслами и мне такой герой нравится.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической

точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально - князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по- разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем - поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.

ПОМОГИТЕ КАК ПРОДОЛЖИТЬ СОЧИНЕНИЕ ПОЖАЛУЙСТА

, 55.24kb.

  • , 45.65kb.
  • А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них , 44.67kb.
  • Литература ХI хiх веков курсовая работа «Проблема жанра Слова о полку Игореве» , 309.49kb.
  • Литература в XІІ начале XIII в на примере «Слова о полку Игореве» , 81.43kb.
  • «Слово о полку Игореве» , 251.57kb.
  • «Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве , 228.59kb.
  • Кто же автор поэмы «Слово о полку Игореве»? , 314.67kb.
  • Глава I. О ЦЕЛЯХ ПОХОДА КНЯЗЯ ИГОРЯ И ПЕРВЫХ СКАЗИТЕЛЯХ ОБ ЭТОМ ПОХОДЕ

    1.1. О целях похода князя Игоря

    К концу XII века ярко проявились негативные последствия распада некогда единого русского государства. Княжеские усобицы не только нарушали хозяйственную деятельность в вечно конфликтующих княжествах, но и вели к ослаблению их военной мощи перед лицом внешних угроз. Враждовали между собой не только отдельные князья, но и целые династии. Так, например, потомки Олега Святославовича Черниговского (Ольговичи) постоянно конфликтовали с сыновьями и внуками Владимира Всеволодовича Мономаха - Мономашичами. В свои усобицы русские князья всё чаще вовлекали кочевников, с верхушкой которых они находились в тесных родственных связях. Так, у Всеволода Ярославовича Тихого, сына Ярослава Владимировича Мудрого, после первой жены - дочери византийского императора Константина Мономаха, матери Владимира Всеволодовича Мономаха, была вторая жена, половчанка Анна, которая была матерью Ростислава Всеволодовича. У Святополка (Михаила) Изяславовича Пылкого, сына Изяслава Ярославовича Незлобливого, внука Владимира Святого, была супруга Елена - дочь половецкого князя Тугоркана, от которой у него было четыре сына - Мстислав, Изяслав, Ярослав и Брячеслав и две дочери - Сбыслава и Преслава. У основателя Москвы Георгия (Юрия) Владимировича Долгорукого, сына Владимира Мономаха, была первая жена - дочь Аепы, половецкого хана. Князь Игорь по линии матери был внуком половчанки и правнуком половецкого хана Аепы. Рюрик Ростиславович, соправитель Святослава в Киеве, был женат на дочери Беглюка, сестре Гзака, половецкого хана, и имел двух сыновей - Ростислава и Владимира. Олег Святославович Северский был женат первым браком на Феофании Музалон, а вторым браком - на дочери половецкого князя Осулка (Осолука), которая приходится матерью Святослава Северского и бабушкой основных персонажей «Слова…». Таким образом, князь Игорь Святославович по линии отца был внуком половчанки, правнуком половецкого хана Осолука. Сын Игоря Святославовича Владимир Игоревич женился на дочери половецкого хана Кончака, а внук Игоря Святославовича был одновременно и внуком Кончака.

    Тесные родственные связи между русскими, половецкими, черноклобуцкими элитами побуждали степняков принимать самое активное участие в политической жизни Руси. Княжеские усобицы, наложенные на непрерывные конфликты в Степи, отнюдь не способствовали укреплению русской государственности.

    Особенно угрожающий характер события приняли после неудачного похода удельного новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. О цели этого похода исследователь древнерусской литературы В. Я. Келтуяла писал: «Игорь вместе с братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска отправились на придонскую орду, намереваясь овладеть захваченным некогда половцами у северян историческим достоянием последних - донской водной магистралью, и даже, в случае успеха, такой важной торгово военной позицией, как Тмутаракань» [Келтуяла, 1928, с. 80]. Эту точку зрения подтверждают слова бояр, комментирующих сон Святослава в «Слове…»: «…се бо два сокола слетеста съ отня стола злата поискати града Тьмутараканя».

    Стратегические цели задуманного князем Игорем похода склонны игнорировать исследователи, которые объясняют причины этого похода исключительно удалью Игоря. Действительно, малочисленное войско князя Игоря не могло обеспечить охрану донской водной магистрали, пролегавшей на большом удалении от русских городов, однако это вовсе не даёт оснований отрицать у князя Игоря далеко идущих планов. Дело в том, что контроль над Доном он мог установить с помощью своих половецких союзников и родственников. Для этого надо было обеспечить их гегемонию в степи.

    В январе 1180 года Игорь стал князем Северской земли. Его первым действием было заключение союза с половцами. Союзники приняли активное участие в княжеских усобицах. В сражении за Киев в 1181-м году их войска были разбиты и Игорь с Кончаком чудом спаслись от возмездия, уплыв на одной ладье. Дружеские отношения Игоря с Кончаком объясняются, в частности, кровным родством Игоря с половцами. В 1146 году Святослав Ольгович (отец Игоря), оспаривая право на киевский престол у Изяслава Мстиславовича, просил своих «уев» (половецких дядей по матери) помочь ему в борьбе против Изяслава.

    Игорь стал сватом Кончака перед своим походом на половцев. Этот факт может свидетельствовать не только о желании Игоря всемерно укреплять свои связи с Кончаком, но и о стремлении максимально использовать их. Его войско могло успешно воевать с отдельными половецкими ханами и способствовать росту авторитета Кончака. Вполне возможно, что именно Кончак и навёл полки Игоря на конкурирующую орду Кзака, потребовав соответствующую услугу за услугу. Консолидация половцев под руководством Кончака могла привести к реализации стратегических целей Игоря, которые не противоречили интересам Руси. Не противоречили они и интересам половецкого этноса, остро чувствовавшим потребность в централизованной власти перед лицом внешних угроз.

    Первое сражение с половцами закончилось для русских весьма удачно, однако, на другой день половцы окружили русское войско и взяли в плен раненого Игоря вместе с другими князьями и остатками войска. Исследователи, которые рассматривают эти сражения как межэтнический конфликт, склонны замалчивать дружественные отношения между Кончаком и Игорем, которые вовсе не были омрачнены в ходе этих сражений. Между тем факты всё чаще побуждают исследователей говорить об этой дружбе. Так, например, А. Л. Никитин в статье «Поход Игоря: поэзия и реальность» высказал мысль, что поход князя Игоря в 1185 году вообще не замышлялся как военный. На основании того, что этот поход привёл к женитьбе сына Игоря на дочери Кончака, А. Л. Никитин полагает, что поход на самом деле был элементом свадебного обряда, а описание в «Слове…» первого боя войск Игоря с половцами, окончившегося поразительно лёгкой победой, «в исторической реальности… соответствует обыкновенной инсценировке умыкания невесты» [Никитин, 1984, с. 132]. На следующий день после начала свадебного обряда на русских совершенно неожиданно напали другие, враждебные половцы под предводительством Гзака; подоспевший Кончак спас своего свата, взяв его на поруки. Таким образом, нашёл отражение сюжет «в то время… широко распространённый в куртуазной литературе» [Там же. С. 181]. Б. А. Рыбаков также вынужден был констатировать: «Суммируя все факты и соображения, мы должны сказать, что у нас нет никаких данных о враждебности Игоря к Кончаку, а также о враждебных действиях Кончака против своего верного (с 1180 года) союзника и свата Игоря. Если подытожить признаки дружественных отношений в 1185 году между Кончаком и Игорем, то мы получим следущее.

    Игорь не нападал на юрт Кончака.

    Кончак не организовывал окружения Игоря.

    Кончак прибыл к Каяле одним из последних, когда русский лагерь был уже обложен.

    На поле битвы Кончак «поручился» за пленённого тарголовцами Игоря (выкупил его?), как за своего свата, отца жениха Кончаковны.

    После победы над северскими полками Кончак отказался участвовать в разгроме обезоруженного Северского княжества.

    Кончак предоставил Игорю вольготную и комфортабельную жизнь в плену.

    После побега Игоря из плена Кончак отказался расстрелять его сына как заложника.

    Уговор о женитьбе Владимира Игоревича на Кончаковне воплотился в жизнь: у Игоря и Кончака к 1187 году появился общий внук. Вероятно, для этой свадьбы и предварительного крещения язычницы Кончаковны и понадобился Игорю пленнику священник с причтом» [Рыбаков, 1991, с. 84-85]. Мысль о том, что Кончак выкупил князя Игоря, находит подтверждение в «Слове…». Это будет показано при анализе сна Святослава.

    Идея консолидация половецкого этноса путём установления своей гегемонии в Степи могла показаться Кончаку вполне реальной после ознакомления с политикой, которая проводилась русскими князьями, и в которой он активно участвовал. Идею привлечь для установления своей гегемонии представителей другого этноса ему также подсказывала практика великих русских князей. Таким образом, мысль о том, что Кончак навёл русские полки на орду Гзака, не должна показаться надуманной. Следует также учесть, что Гзак находился в тесных родственных связях с Рюриком Ростиславовичем, соправителем Святослава в Киеве. Поражение Гзака увеличивало политический вес Ольговичей, причём не только в Степи.

    Половецкие ханы были кровно заинтересованы иметь агентов влияния в стане русских по великому множеству причин. С помощью таких агентов можно было не просто избежать внезапной атаки русского воинства, но и подставить своих конкурентов под удар каолиции русских князей и их степных союзников. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что у степняков не было принято держать родственников в плену. Учёт подобного рода реалий позволил авторитетному исследователю «Слова…» А. Н. Робинсону предположить, что побег князя Игоря был «не произвольным и случайным действием, а целенаправленным актом, входящим в состав мирного соглашения князя и хана» [Робинсон, 1928, с. 148-154]. Погоня половцев за князем Игорем, описанная в «Слове…», а также упомянутая в Лаврентьевской летописи, имела, согласно А. Н. Робинсону, чисто «демонстративный» характер. Надуманными являлись слухи о том, что половцы собирались убить русских князей, придумана и озабоченность, которая звучит в диалоге половецких ханов, скачущих по следу князя Игоря: «Аже соколъ къ гнђзду летитъ, а ве сокольца опутаевђ красною девицею». И рече Гзакъ къ Кончакови: аще его опутаевђ красною дђвицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны дђвице, то почнутъ наю птицы бити въ полђ Половецкомъ». Дело в том, что эта озабоченность не помешала половцам отпустить сына Игоря с молодой женой в Русь, причём сделано это было без всякой инсценировки.

    Мысль о том, что побег князя Игоря является следствием сепаратного сговора с половцами, разделяет всё большее число исследователей. Так, например, известный археолог С. А. Плетнёва разделяет взгляды А. Н. Робинсона и Б. А. Рыбакова на отношения Игоря и Кончака. Она допускает, что Кончак «разумно распорядился результатами победы»: выкупил Игоря, напал на владения его врага - Владимира Глебовича, выдал свою дочь за сына Игоря, а также «создал условия для побега Игоря из плена», чтобы приобрести надёжного союзника не только в лице самого Игоря, но и всей его семьи [Плетнёва, 1986, с. 46]. И автор «Слова…» и его современники прекрасно понимали, что вовсе не половцев опасался Игорь, решив вернуться на Русь. Игнорируя назревающий скандал обсуждать причину появления, а также идейную направленность «Слова…» не имеет смысла.

    Всем известно – знаменитый князь Игорь совершил в 1185 году экспедицию в половецкую землю и чуть не сложил там голову. Поэма «Слово о полку Игореве» считается величайшим патриотическим произведением Древней Руси.Но патриотом, однако, называют отнюдь не Игоря, а неизвестного автора, призвавшего всех князей русских объединиться для защиты от половцев и для мести за поражение князя Игоря.

    А куда направлялся Игорь? Естественно – в половецкую землю, как же иначе? «Сердце» половецкой земли – речка Тор, местные Торские озера – ставка великого хана Кончака. Большинство исследователей направляют князя Игоря туда. Говорят: в то время, когда Кончак выдвинул свои войска вперед, к реке Уды, половецкие вежи, зимовья Кончака, остались оголенными. На них-то и напал Игорь в поисках легкой добычи.

    Эта концепция имеет некоторые весьма существенные недостатки. Во-первых, такое подлое нападение на тылы привело бы, очевидно, к разрыву отношений Кончака и Игоря. Ведь Игорь – сват Кончака, Владимир Игоревич и Свобода Кончаковна – жених и невеста. Но никакого разрыва мы не видим. Наоборот, Кончак выкупил пленного Игоря, свадьба состоялась, у молодых родился впоследствии сын, Владимир, общий внук Игоря и Кончака, а после смерти Игоря, возможно насильственной, Кончак участвует в разорительном походе на Киев вместе с детьми князя Игоря.

    Кроме того, князь Игорь видел затмение Солнца 1 мая 1185 года вблизи истока Донца: он шел по тракту, который впоследствии назвался Бакаева дорога. Южнее просто не мог: там масса рек, и все они в этот период разливаются. От этого единственного места, истока Донца, до Торских болот еще весьма большое расстояние. Часть времени Игорь ждет брата Всеволода, очевидно в районе Холок, где теперь пещерный монастырь, возможно, он там был и в XII веке. Оставшуюся неделю пути до 10 мая чтобы дойти до Изюма и Тора, требуется делать в день по 40 и больше километров. То есть войско, перешедшее Донец, было бы совершенно изможденным и не боеспособным.

    Но это почему-то никого не смущает. Проведя циркулем окружность от истока Донца, где Игорь наблюдал затмение, с расчетом, что последующее движение осуществляется с более реалистической скоростью 20-25 км, получаем еще одно возможное место, куда мог попасть теоретически Игорь: это Дон у впадения рек Потудань и Тихая Сосна. С этим местом все хорошо. На него указывал А.Ульянов, штурман дальнего плавания, человек, хорошо умеющий прокладывать маршруты. Только вот одно: половцы там, если и есть, то в весьма небольших количествах – это граница Степи.

    Стоп! Давайте подойдем к вопросу «математически». В «Слове» указаны две линии. Одна из них Дон. «Хочу шеломом испить воды донской!»- говорит князь Игорь. Нанесем эту линию на карту. Вторая линия – граница Степи и лесной зоны. «Хочу копье преломити на краю Поля Половецкого!». Обе линии в пересечении дают «точку»: впадение Потудани и Тихой Сосны в Дон.

    Итак, если Игорь ведет войско «в эту точку», то значит, его целью не был грабеж половецких веж? Так какова же цель? Поход осуществляется в «ничейную зону». У места впадения Потудани в Дон - огромный береговой холм. Оттуда открываются виды во все стороны степи. Защищенный с севера, он был бы неприступен с юга и востока. Целью похода мог быть отнюдь не грабеж половецких веж и не свадьба Владимира и Свободы Кончаковны (хотя это и предполагалось), но расширение на восток Новгород-Северского княжества и закладка нового города на берегу Дона.

    К тому же, когда я пригляделся к карте внимательнее, обнаружил в этом месте потрясающий природный памятник: Дивногорье. Огромные каменные глыбы 15-метровой высоты издревле называются Дивами. На этих Дивов съезжаются посмотреть туристы со всех концов страны, но мало кто сопоставляет их с Дивом из «Слова о полку».

    …Из Москвы мы выехали ранним утром и в обед были уже в Воронеже. Еще сотня километров южнее – населенный пункт Лиски. И там навигатор привел нас к уже не существующему мосту через Дон. Мы вышли из машины и некоторое время любовались таинственной мистической рекой, в этом месте неширокой, но глубокой, искрящейся в лучах клонящегося к западу Солнца.

    Объезд. И буквально через полчаса мы видим первых Дивов. Удивительное зрелище! Белые меловые огромные «существа» словно светятся изнутри. Глаз человека улавливает в них (может быть, объективно и не существующее) сходство с человеческими лицами. Или мордами животных. Вот почему их легко сделать богами. Даже и после прихода христианства, наверно, людям было очень трудно отделаться от мысли о таинственной сущности неких духов, возможно, злых... а может быть – и добрых, кто знает?

    Рядом расположено так называемое Маяцкое городище. Это старинная хазарская крепость. Ко времени похода Игоря уже 100 лет стоявшая в руинах. Еще в Москве, планируя наш маршрут, я высказывал гипотезу, что Игорь мог захотеть восстановить это укрепление. На месте же я понял: этого не могло быть. Крепость защищала Степь от набегов славян и других возможных пришельцев с севера и востока. Высокий берег был обращен именно в эту сторону. Игорь же опасался набегов с юга и востока, поэтому выбрать он должен был высокий берег, обращенный в другую сторону.

    Утром мы продолжили нашу микроэкспедицию. Наш путь лежал теперь через Острогожск к небольшому поселку Гостиное, расположенному на том самом береговом холме у впадения в Дон Потудани. Действительно – потрясающее место, с великолепным обзором,очень подходящее для большой крепости и даже целого города.

    На берегу Дона князь Игорь мог построить причал для торговых и военных судов, которые спускались бы по Дону в Азовское море и достигали знаменитой Тьмутаракани (близ современной Тамани). О Тьмутаракани упоминает и «Слово о полку». Это было особенно важно, т.к. речной днепровский путь контролировался уже половцами, рвавшимися к Дунаю («На Дунае копья поют», - пишет автор «Слова»).

    Здесь, вблизи Дона, русичей ждала «подстава»: Гза не успевал их догнать и ему нужно было во что бы то ни стало задержать войско Игоря на сутки. Поэтому было разыграно как бы сражение, и русичи как бы завоевали полон: вежи с половецкими девками. Празднуя это событие, русичи не вняли совету князя Игоря немедленно отступать. «Не мудрено, братия, - сказал тогда Игорь, - придя к таковому решению, и голову сложить». Но было решено остаться на ночь. А утром увидели половцев, стоящих «аки борове», то есть как лес.

    Вообще истинного места боя просто не существует: как повествует летопись, войско Игоря после соприкосновения с основным контингентом противника начало отступать в организованном порядке в направлении Донца, то есть назад. Это отступление длилось 11 мая и ночь с 11 на 12. За это время, теряя бойцов, войско должно было продвинуться на восток километров на 30, может быть и больше. Но никто не бежал: это не было бегством, поэтому потерь было сравнительно не много. Всех мучила жажда: на пути не встретилось ни одной реки. Если отступление шло параллельно Потудани, то половцы как-то блокировали попытки русичей пробиться к реке и напоить коней.

    Наконец, они уперлись в некое озеро. Возможно, половцы специально "загоняли" их в это гиблое место. Шла своего рода загонная охота на людей. Вероятно, в этот момент, ощутив близость развязки, ковуи Ярослава вышли из повиновения и побежали (очевидно - в сторону, пытаясь обогнуть озеро). Игорю, раненому в руку, не удалось их остановить, более того сам он попал в плен. Всеволод с остатками войска пытался пробиться по окружному пути, обогнуть озеро, но и это не удалось. Русские войска были разбиты и опять-таки, скорее всего, не так много полегло: большинство оказалось в плену. Вряд ли можно будет обнаружить большое количество останков и оружия. Какое-то количество - да, но стычки русских и половцев происходили часто и в разных местах. Поэтому доказать, что именно в данном месте произошла именно данная битва - мне кажется - невозможно.

    На карте я нашел только одно подходящее озеро – рядом с населенным пунктом Прилепы. Оно преграждало бы путь, раскинувшись полосой, преграждающей путь. К настоящему времени оно тоже уже пересохло, осталось только на карте. Только камыши на расстоянии целого километра торчат со дна как души погибших витязей, да тянутся наружу пятипалые травы, как их руки и пальцы...

    Небольшая речка Девица, текущая рядом, могла быть печально-знаменитой Каялой, хотя, возможно, Каяла – мифическая река вроде древнегреческого Стикса.

    Хан Гза, разбивший и пленивший Игоря, совершил марш-бросок через всю Черную Куманию по «неготовым дорогам». О походе Игоря ему сообщили заранее – кто? Игорь был предан. В «Слове» о планах Игоря степнякам сообщает Див. Но кто это был на самом деле? В результате поражения Игоря недовольный действиями Гзы Кончак рассорился с ним и половецкое войско разделилось. «Разделяя, властвуй!» – говорили в древности. Поход половцев на Русь провалился.

    Русичи не зря шли в поход. Не зря сражались, попали в плен, иные погибли… И не был князь Игорь грабителем и насильником, а был истинным героем земли Русской! С этим чувством и убеждением я возвращался ночью в Москву.

    Евгений Беляков , автор «Учительской газеты», исследователь «Слова о полку Игореве»

    В 12 веке для населения Древней Руси самыми опасными врагами считались половцы. Они вели кочевой образ жизни и занимали степные территории в долинах Дона и Днепра. Руководил набегами половцев хан Кончак. На Руси его называли "безбожным, окаянным разорителем".

    Для русских князей военные походы являлись не только способом расширить свои владения, но и поднять собственный авторитет.

    В 1185 г. в поход против половцев отправился князь Игорь .

    Предпосылки

    Довольно много информации о князе Игоре Святославовиче в "Слове о полку Игореве ". В этом древнейшем источнике описаны вооружение и путь дружин, тактика боя.

    Начальный этап похода князя Игоря на половцев пришелся на весну 1185 г. К этому времени князю было 35. Раньше Игорь поддерживал с Кончаком довольно дружеские отношения. Половцев часто привлекали к междоусобным войнам за соседние территории. В 1180 г. князь вместе с половецким ханом направились к Киеву. Однако поход был неудачным.

    Уже спустя 3 года началась активная борьба против половцев. Достаточно часто Игорь действовал самостоятельно: нападал на врагов только со своей дружиной, не обращаясь за помощью к соседним князьям.

    В повести о походе на половцев князь Игорь охарактеризован как мужественный и храбрый воин. Вместе с тем он был недальновиден и безрассуден. Он стремился к славе и не особо не заботился о своей земле.

    За год до неудачного похода князя Игоря на половцев , кочевники были разбиты совместным войском Святослава и соседних князей. На Руси посчитали, что больше кочевники нападать на страну не будут. Однако все оказалось не так.

    Начало пути русской рати

    Кроме князя Игоря, в походе на половцев участвовали его брат, племянник и сын. Первым был Всеволод Курский, вторым - Ольгович Рыльский, третьим - Владимир Путивльский. Ярослав (правитель Чернигова) направил к Игорю отряд куев. Это были полукочевые народы, проживавшие на южных территориях черниговской земли. Во главе этого отряда стоял Ольстин Олексич.

    Дойдя до границ, русские воины увидели солнечное затмение. Это считалось предостерегающим знаком. Однако во внимание его не приняли и продолжили движение. Спустя время несколько воинов отправилось на поиски "языка". Вернувшись, он и рассказали о большом количестве кочевников, готовящихся к сражению. Нужно было принимать решение: или быстро нападать на врага, или поворачивать назад. На второй вариант Игорь пойти не мог, иначе это было бы позором похуже смерти.

    Краткое описание

    Кровавая битва началась в мае 1185 г. Как свидетельствуют источники, на битву отправились все племенные группы кочевников. Несколько русских князей, в том числе Игорь попали в плен. Незначительная группа русских воинов смогла вырваться из окружения половцев. Все остальные были убиты.

    Князю Игорю удалось выбраться из плена. Однако сын его остался у половцев. Владимир был вынужден жениться на дочери хана. Впоследствии он все-таки вернулся на родину.

    Ход событий

    В первый день сражения князю Игорю удалось победить. К обеду дружина настигла половцев. Кочевники бросили свои шатры и перебрались на другой берег р. Сюурлий.

    В походе князя Игоря на половцев участвовало 6 полков. В центре были его воины, справа - Всеволода, слева - его племянника. Эти полки были основными. Перед ними стоял сын Игоря с отрядом куев из Чернигова. Еще один полк был сборным. В его составе были стрельцы из всех остальных отрядов.

    Игорь призвал полки к бою. Дружинники были защищены кольчугами и щитами; флаги русских развевались на ветру. Приблизившись к реке, воины увидели половецких стрельцов. Последние выпустили в русских стрелы и стали убегать.

    Дальше по реке располагались основные половецкие полки. Они тоже пустились в бегство. Владимир и Святослав с воинами стали преследовать кочевников. Игорь и его брат шли медленно, не распуская отряды. В лагере кочевников было захвачено много добычи: золото, ткани, одежда. Попали в плен и половецкие девушки.

    В это время кочевники стянули свои ряды к месту сражения.

    Окружение

    Оно началось на рассвете. Половцы в огромном количестве стали наступать со всех сторон. Князья решили выходить из окружения. Дружинники слезли со своих конец и стали драться с кочевниками.

    Особенную храбрость проявил на поле боя Всеволод. Князь Игорь был ранен в руку. Погода была жаркая, люди и лошади, находившиеся в кольце кочевников, оказались отрезанными от реки. Все страдали от жажды.

    Сражение длилось весь день. Множество русских воинов было убито и ранено. На следующий день куи начали бежать с поля боя. Игорь пытался их остановить, но не смог. На обратном пути к месту схватки он попал в плен.

    Лучшие дружинники остались в центре сражения и боролись насмерть. Взятый в плен Игорь смотрел, как погибают его сородичи, видел смерь Всеволода.

    Последствия поражения

    Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

    Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

    Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

    Выводы

    Поражение Игоря в битве с половцами наглядно показало, что одному княжеству не в силах самостоятельно справиться с нашествием кочевников. Причиной неудачи похода является отсутствие единения на русской земле.

    После поражения от половцев границы Руси со стороны степи стали открытыми. Это позволило кочевникам беспрепятственно проникать на русскую землю, разорять города, уводить в плен людей. Более того, половцы совершали набеги не только на приграничные земли, но и заходили вглубь Древнерусского государства.

    Междоусобная война русских князей длилась очень долго. Княжества переходили из одних рук в другие. Больше всех страдало от этого простое население. Если воины получали хоть какой-то доход от сражений в виде захваченной добычи, то люди, трудившиеся на земле, после каждого набега или столкновения оставались без урожая.

    Заключение

    Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

    Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.