Пакт Бриана-Келлога (1928 г.). Принятие Пакта Бриана-Келлога

Ущемление интересов Французской республики, произошедшее в результате заключения Локарнского гарантийного пакта, заставило руководство этой страны предпринять ряд мер, призванных компенсировать очевидный провал французской дипломатии. С этой целью в апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции А.Бриан обратился к государственному секретарю США Ф.Келлогу с предложением о заключении двустороннего франко-американского договора о вечной дружбе и объявлении войны вне закона. По мнению французских правящих кругов, такой договор мог заменить формальные гарантии безопасности Франции, данные Соединенными Штатами на Парижской мирной конференции, но потерявшие силу после отказа американского конгресса от ратификации мирного договора.

Соединенные Штаты, осуществившие крупные капиталовложения в европейскую экономику и, в связи с этим, заинтересованные в сохранении стабильности на европейском континенте, выразили свое согласие на заключение договора, однако высказались за максимальное расширение круга его участников. Обсуждение текста договора и согласование позиций потенциальных его участников продолжалось в течение достаточно длительного периода. Окончательный текст договора был подписан представителями 15 стран в августе 1928 г. в Париже. Он включал в себя пункты об отказе от войны как инструмента государственной политики и о разрешении всех международных споров мирными средствами. Ратификация данного пакта и вступление его в силу произошло в июле 1929 г.

Заключение договора, известного как пакт Бриана-Келлога, сыграло позитивную роль, поскольку осуждение агрессивной политики и отказ от применения силы в международных отношениях были зафиксированы в качестве важнейших принципов международного права. Необходимо отметить еще одно положительное значение пакта Бриана-Келлога для обеспечения стабильности на международной арене - включение в систему европейской безопасности СССР, который также выразил готовность подписать данный документ. Вместе с тем пакт носил достаточно формальный характер, апеллируя в основном к мировому общественному мнению и не устраняя глубоких противоречий, существовавших между ведущими мировыми державами на международной арене.

Именно отсутствие действенных инструментов поддержания сложившегося и вполне устраивавшего французов status quo побудило Францию искать возможности для получения дополнительных гарантий своей безопасности. С этой целью 5 сентября 1929 года на 10-й Ассамблеи Лиги Наций А.Бриан представил проект создания подобия европейской федерации, т.н. “пан-Европы”. Поскольку Франция рассматривалась в качестве инициатора идеи интеграции и локомотива интеграционных процессов, официальный Париж стремился таким образом укрепить экономические и политические позиции Франции в Европе. Причем в ходе дискуссий по проекту европейского союза планировалось сгруппировать вокруг Франции не только восточноевропейских союзников, но и так называемые “нейтральные” государства - Испанию, Швецию, Норвегию, Данию, а также балканские государства, находящиеся вне сферы французского влияния. Предложенный А.Брианом план был объективно направлен на ослабление влияния Британии, а также против усиления позиций США в Европе. Кроме того, план создания “пан-Европы” мог помешать наметившемуся сближению Англии с Соединенными Штатами Америки.

В мае 1930 года французское правительство разослало европейским государствам - членам Лиги Наций “Меморандум об организации режима федеративного европейского союза”. Однако, острые противоречия между предполагаемыми участниками пакта “пан-Европы” привели к провалу этой идеи. Ни Англия, ни Германия, ни Италия не хотели допустить усиления влияния Франции на континенте. Когда в сентябре 1930 года на сессии Лиги Наций в Женеве вновь собрались представители европейских государств, оппозиция многих стран была столь велика, что в резолюции этого совещания даже не было упоминания о “европейском союзе”.

Необходимо отметить, что, по мнению целого ряда исследователей, обострение отношений между европейскими государствами, помешавшее реализации идеи европейского союза, было вызвано экономическим кризисом, разразившимся в 1929 г. Кризисные явления в экономике развитых стран, падение уровня жизни и нарастание социальной напряженности способствовали тому, что внимание, как политической элиты, так и общественного мнения большинства стран было отвлечено от проблем европейской безопасности и вопросов, связанных с созданием долговременных союзов и формированием федеративных образований в Европе. Сложившаяся на рубеже 20-х – 30-х гг. ситуация сделала крайне затруднительным поиск эффективных путей обеспечения международной безопасности в рамках существующей системы международных отношений.

7.2.3. Международные отношения в период экономического кризиса

(конец 20-х – начало 30-х гг.)

Попытки пересмотра Версальской системы

международных отношений.

Период относительной политической стабилизации на международной арене оказался достаточно коротким. Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. обострил и без того непростые отношения как между странами – гарантами стабильности Версальской системы, так и между последними и странами бывшего германского блока, сведя практически к нулю все достижения европейских, американских и российских дипломатов.

В сложившихся условиях традиционные разногласия, существовавшие между государствами, приобрели дополнительную остроту, стимулировав стремление Германии к реваншу, Японии – к господству в Юго-Восточной Азии, и вернув Англию и Францию к традиционному для этих стран внешнеполитическому курсу, смысл которого заключался в недопущении доминирования в Европе какой-либо одной державы.

Одной из ключевых международных проблем оставался вопрос о месте и роли Германии в системе международных отношений. По-прежнему много головной боли финансистам и дипломатам доставлял вопрос репарационных платежей Германии. В условиях жесточайшего экономического кризиса страна оказалась просто не в состоянии выполнять свои обязательства перед державами-победительницами. В июне 1931 г. президент США Г.Гувер, развивая идею избавления германской экономики от репараций, предложил объявить годичный мораторий на выплату репараций и межгосударственных долгов, аргументируя это обострением финансового кризиса в Европе. Предложение было принято европейскими странами, а в 1932 г., после окончания срока моратория, в Лозанне состоялась последняя международная конференция по репарационному вопросу, на которой все репарационные обязательства Германии были аннулированы. Практически одновременно с этим, используя те же аргументы, страны–должники США прекратили выплаты по своим долговым обязательствам времен войны.

В результате экономического кризиса 1929-1933 гг. на европейской внешнеполитической арене произошли и другие значительные изменения, в определенной степени деформировавшие Версальскую систему международных отношений: был восстановлен суверенитет Германии над Рейнской зоной, обладавшей развитой промышленностью, что в свою очередь создало условия для развития германской экономики, в том числе ее военных отраслей. Кроме того, в начале 30-х гг. Германия предприняла ряд политических шагов, ставших показателем претензий германского руководства на осуществление территориальных изменений в Европе. В марте 1930 г. между Германией и Австрией было подписано соглашение о таможенном союзе. Во Франции, Италии, а также в странах Малой Антанты данный факт был расценен как попытка начать процесс присоединения Австрии к Германии, что вызвало определенную тревогу союзников. Правительства Великобритании, Франции, Италии и Чехословакии заявили протест против такого союза и потребовали передачи дела в Международный суд. Результатом этих усилий стало то, что в начале сентября 1931 г. Германия и Австрия отказались от соглашения.

Эти события наглядно показали нарастание противоречий между Австрией и Германией с одной стороны и державами-победительницами с другой, а также неэффективность системы Локарнских соглашений, в которых не был закреплен однозначный отказ Германии от аншлюса Австрии.

Необходимо также отметить, что процесс нарастания противоречий развивался и в самом лагере противников Германии. Одной из сфер соперничества между ними в эти годы стали морские вооружения. Военно-морское могущество Англии было поколеблено: промышленный и финансовый потенциал Соединенных Штатов Америки позволял им в короткий срок добиться военно-морского превосходства над “царицей морей”. В условиях экономических и финансовых трудностей Великобритания и другие европейские страны испытывали потребность в ограничении строительства военно-морских сил. В создавшейся обстановке в начале 1930 г. в Лондоне была созвана международная конференция по морским вооружениям, в работе которой приняли участие Великобритания, США, Япония, Франция и Италия. Обсуждение проблем было достаточно острым. В связи с возникшими между Францией и Италией разногласиями, эти две страны отказались от подписания тех частей договора, в которых говорилось о сокращении числа крейсеров, эсминцев и подводных лодок. В ходе переговоров Японии удалось добиться равной нормы с США и Великобританией по числу подводных лодок и выгодного количественного соотношения в категориях крейсеров и эсминцев. Великобритания, в течение многих лет проводившая политику, направленную на достижение двойного превосходства над флотом любой другой державы, теперь, в сложившихся условиях, согласилась на количественное и качественное равенство всех категорий военных судов Британской империи и Соединенных Штатов.

Отметим также, что Франция, не удовлетворив свои интересы в военно-морской сфере, и не надеясь обеспечить свою безопасность посредством системы двусторонних соглашений, в начале 30-х гг. предприняла попытку пойти на сближение с Германией. В Париже и Берлине состоялись переговоры лидеров двух стран, на которых Франция выступила с проектом крупного международного займа Германии в размере 500 млн. долл. в обмен на отказ германского руководства от попыток ревизии Версальской системы. Однако, французская сторона не достигла в ходе переговоров никаких результатов, что также явилось косвенным показателем эрозии системы международных отношений, сложившихся после Первой мировой войны.

Не менее напряженной была международная ситуация на Дальнем Востоке. Она также характеризовалась усилением противоречий между великими державами и Японией, вызванных главным образом активизацией экспансионистской политики последней, пытавшейся включить в орбиту своего влияния практически всю территорию Китая. К началу 30-х годов Япония заняла первое место в китайском внешнеторговом обороте. Для усиления своего влияния в Китае “страна восходящего солнца” активно использовала борьбу центрального правительства в Нанкине с чиновниками и генералами, управляющими отдельными провинциями. Во время вооруженного конфликта лидера центрального правительства генерала Чан Кайши с группой руководителей северных районов во главе с правителем Манчжурии Чжан Цзолином, японские войска под предлогом защиты жизни и имущества иностранцев в условиях нестабильности внутриполитической обстановки в Китае, захватили провинцию Шаньдун, одну из наиболее развитых в экономическом отношении.

Указанный период был отмечен также активизацией американского проникновения в Китай. Руководство США поддерживало достаточно тесные контакты с нанкинским правительством и через своих советников оказывало влияние на внешнеполитический курс Китая. Однако американцы придерживались прямо противоположной тактики проникновения на китайские рынки. Обладая достаточно мощными экономическими и финансовыми возможностями и не опасаясь прямой конкуренции с иностранными державами, США выступали в Китае как сторонники единства страны и прекращения междоусобных конфликтов, открытия экономики всего Китая для внешнего мира. Вместе с тем, американцы отнюдь не горели желанием втягиваться в попытки разрешения внутрикитайских проблем.

Через некоторое время после захвата Шаньдуна, к началу 30-х гг. Япония в целом закончила подготовку к оккупации Манчжурии, которая была осуществлена в 1931 г. В качестве предлога для вторжения японцы использовали взрыв на КВЖД. Японские войска, сосредоточенные вдоль Южно-Манчжурской железной дороги практически сразу после этого инцидента напали на части китайской армии, расквартированные в этом районе страны. Полная оккупация Манчжурии была завершена в течение нескольких месяцев. На оккупированной территории японские военные весной 1932 г. создали марионеточное государство, - Манчжоу-го,- полностью зависимое от японского правительства. Во главе его был поставлен бывший китайский император Пу И, низложенный еще в 1911 г.

Реакция мировой общественности на подобную политику Японии была достаточно сдержанной, практически попустительской, что способствовало закреплению японских успехов в Манчжурии. Более того, президент США Г.Гувер в октябре 1931 г. признал за Японией право “восстановления порядка в Китае”, а один из видных представителей французского военного ведомства заявил, что вторжение японских войск в Манчжурию станет барьером на пути большевистского проникновения в Юго-Восточную Азию. Положительную оценку политики Японии в Северо-восточном Китае дали также некоторые английские государственные и политические деятели. Что же касается Лиги Наций, то эта организация, рассмотрев жалобу нанкинского правительства на агрессию Японии, ограничилась лишь выражением надежды на то, что обе стороны нормализуют свои отношения.

В целом, страны-гаранты Версальской системы в данном случае показали свою неспособность сохранить status quo на Дальнем Востоке и противодействовать экспансионистской политике Японии, нарушавшей нормы, установленные Версальской и Вашингтонской международными конференциями. Лига Наций также обнаружила отсутствие механизма, способного воздействовать на международную обстановку в рамках существующей системы международных отношений.

В данных условиях великие державы сосредоточили усилия на достижении собственных целей в Китае. Особенно преуспели в этом США, сумевшие добиться закрепления принципа “открытых дверей и равных возможностей” в Китае, суть которого заключалась в сохранении свободного доступа на китайский рынок. Американские дипломаты договорились с японским правительством о том, что не будут вмешиваться в события в Манчжурии в том случае, если японская экспансия не будет продвигаться в южном направлении. Позднее, в связи с тем, что японское руководство нарушило это соглашение, а также в связи с возрастанием антияпонских настроений в среде американской общественности, правительство Соединенных Штатов в январе 1932 г. заявило о непризнании любых соглашений, наносящих ущерб правам США либо их граждан в Китае, однако, в тоже время американская дипломатия заявила, что США не будут вмешиваться в действия Японии в Северо-восточном Китае.

Реакция великих держав на события в Манчжурии может быть объяснена также тем, что их руководство питало надежду на развязывание японо-советского конфликта, который способствовал бы взаимному ослаблению двух сторон, тем более, что проблемы в русско-японских отношениях давали достаточно весомый повод для подобных ожиданий. Неоднократные предложения советского правительства подписать пакт о ненападении отвергались японской стороной. Желая свести к минимуму возможность войны с Японией, советская сторона предложила токийскому правительству приобрести КВЖД. После почти двухлетних переговоров, в марте 1935 г. дорога была продана. Формальным владельцем КВЖД стало Манчжоу-го.

После оккупации Японией Манчжурии советское руководство предприняло ряд мер для нормализации отношений с правительством Чан-Кайши, нарушенных в 1929 г. во время конфликта на КВЖД. В декабре 1932 г. между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения. Практически сразу после этого, Советский Союз предложил Китаю заключить договор о ненападении. Одновременно советской стороной были предприняты меры по стимулированию национально-освободительного и коммунистического движения в Китае, результатом которых стали выступления в Шанхае, подавленные японскими войсками зимой 1932 г.

Несмотря на попустительское в целом отношение к японской политике на Дальнем Востоке, США и Великобритания усилили давление на Токио. В Тихом океане были проведены военно-морские учения двух стран, а Лига Наций, со своей стороны, порекомендовала Японии и Китаю вступить в переговоры об урегулировании ситуации в Маньчжурии.

В феврале 1932 г. для детального изучения положения дел на Дальнем Востоке Лигой Наций была создана специальная комиссия во главе с лордом Литтоном (Великобритания). В ходе работы комиссия посетила Японию, Китай, Манчжоу-го и в октябре того же года опубликовала отчетный доклад, содержавший достаточно реалистичные оценки сложившейся в регионе ситуации. Авторы доклада возлагали на Японию ответственность за агрессию и захват Манчжурии. Самостоятельность Манчжоу-го при этом не признавалась. Вместе с тем в докладе комиссии говорилось об особых интересах Японии в Манчжурии. Говоря о будущем территорий Северо-восточного Китая, комиссия Литтона предложила компромиссный вариант, который, по ее мнению, должен был удовлетворить всех участников конфликта. Согласно докладу, Манчжурия должна была быть интернационализирована, поставлена под контроль Лиги Наций. Японские и китайские войска должны были отойти с этой территории, а охрану внутреннего прядка на ней должна была осуществлять специальная жандармерия, возглавляемая инструкторами Лиги Наций.

Обсуждение доклада в советах и комиссиях Лиги Наций не привело к принятию какого-либо конкретного решения по поводу Маньчжурского инцидента. Во время дискуссий по этому поводу Япония, нарушив все договоренности, начала продвижение вглубь Китая к Югу от Манчжурии, захватив ряд провинций в непосредственной близости от Пекина именно в то самое время, когда войска нанкинского правительства вели боевые действия в районах, контролируемых коммунистами. В создавшихся условиях 31 мая 1933 г. в городе Тангу было подписано японо-китайское соглашение о перемирии, закрепившее отказ правительства Чан Кайши от Манчжурии и областей к югу от нее, оккупированных Японией.

Необходимо также отметить, что за несколько месяцев до заключения перемирия с Китаем японское правительство приняло решение о выходе из Лиги Наций в связи с возобновлением обсуждения доклада комиссии Литтона.

Таким образом, события на Дальнем Востоке начала 30-х гг., начавшиеся с захвата японскими войсками Манчжурии и закончившиеся выходом Японии из Лиги Наций, так же, как и европейские события, свидетельствовали о начале демонтажа Версальско-Вашингтонской системы, чреватого изменением расстановки сил на международной арене и возникновением новых конфликтных ситуаций. Сложившаяся на рубеже 20-х – 30-х гг. ситуация сделала крайне затруднительным поиск эффективных путей обеспечения международной безопасности в рамках существующей системы международных отношений.

7.2.4. Система европейской безопасности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Международные отношения в Средиземноморском регионе: особенности и отличительные черты
1.4.1. Древняя Греция 1.4.2. Рим Глава 2. Международные отношения Средневековья. (Каменская Г.В.) 2.1. Основные особеннос

Основные особенности МО Древнего мира
Международные отношения Древнего мира обладали целым рядом специфических особенностей, отличавших их от современных международных отношений и вытекавших из особенностей военной, политической, социа

Международные отношения на Древнем Востоке
Древний Восток стал колыбелью человеческой цивилизации. Здесь появились первые очаги государственности. Здесь же, вполне естественно, впервые проявили себя феномены международных отношений и возник

Особенности и отличительные черты
Средиземноморье традиционно оказывается в фокусе внимания историков Древнего мира. Подобное обстоятельство объясняется и разработанностью источниковой базы, и известным европоцентризмом исследовате

Древняя Греция
Основной характеристикой политической жизни Древней Греции можно считать противостояние двух тенденций - стремления гражданских полисных коллективов к единению, с одной стороны, и к обособленности,

Международные отношения Средневековья
Итак, отсчет средних веков традиционно начинается с 476 г. - с символического рубежа, разделившего античный мир и средневековье, даты падения Западной Римской империи, затопленной в

Западная Европа
Пожалуй, наиболее убедительно глубину разрыва между универсалистским идеалом и практикой международных отношений европейского средневековья подтверждает такая страница истории макрорегиона, как эпо

В эпоху нового времени
(XVII-XVIII вв.) В середине XVII века международные отношения проходили, если так можно выразиться, своеобразную точку бифуркации. Сформулированный в середине XVI в. аугсб

Во второй половине XVII-начале XVIII в
Вестфальский мир, формально положивший конец изнурительной Тридцатилетней войне не принес окончания войны в Европе. На протяжении 50-х гг. XVII в. продолжались военные действия межд

Международные отношения в Европе в XVIII в
Утрехтский мир знаменовал собой важную веху в развитии МО. Прежде всего, произошло изменение числа и, если так можно выразиться, веса в международных делах ведущих государств мира.

Особенности взаимодействия ведущих стран мира в ХIX веке
Историческое время обладает одной чрезвычайно важной особенностью. Календарное время не всегда совпадает с логикой периодизации исторического процесса. Век исторический в этом смысле редко буквальн

Революционные и наполеоновские войны
(1792-1815 гг.) С началом Великой французской революции в 1789 г. фактическая власть в стране оказалась в руках Учредительного собрания, большинство которого представляло

Венская система международных отношений
Разгромив наполеоновскую Францию, лидеры ведущих европейских государств пришли к выводу, что оптимальным вариантом решения стоявших перед послевоенной Европой задач будет созыв общеевропейского кон

Международные отношения в Европе в период Венской системы
Создание Священного Союза не решило тех противоречий, которые существовали между ведущими европейскими государствами. Во - первых, австро-русские. Меттерних боялся как революционного движе

Тройственный (Четвертной) союз
Франко-прусская война, закончившаяся поражением Франции, открыла новую страницу в истории международных отношений, изменив расстановку сил на мировой арене. Этому способствовал целый ряд факторов:

Балканские войны
Поражение Турции в войне с Италией стало еще одним показателем слабости Османской империи, стимулировавшим внешнеполитическую активность балканских государств, стремившихся к расширению своих терри

Первой мировой войны
Международные кризисы последнего предвоенного десятилетия и войны на Балканах способствовали крайнему обострению основных империалистических противоречий: англо-германских, франко-германских, русск

Становление Версальской системы международных отношений
6.1. Позиции европейских стран и США по вопросам послевоенного устройства мира. К моменту официального окончания войны единство союзных де

Парижская мирная конференция и Версальский договор
Мирная конференция официально открылась в Париже 18 января 1919 г. Она продолжалась немногим больше года и закончила свою работу 21 января 1920 г. На конференции было представлено 2

Основные черты внешней политики РСФСР в 1918-21 гг
Благодаря позиции нового большевистского руководства, заключившего сепаратный мир с Германией, отказавшегося в одностороннем порядке от уплаты иностранных долгов и национализировавшего иностранную

Гаагская конференция
Как уже отмечалось выше, Генуэзская конференция не решила ряд существенных вопросов, касающихся послевоенного устройства системы международных отношений, в частности вопрос, касающи

Лозаннская конференция
Как уже отмечалось, Первая мировая война не решила целый ряд вопросов, приведших в 1914 г. к столкновению Антанты и Австро-Германского блока. В их число входил и вопрос о Черноморских проливах, явл

В период середины 20-х - начала 30-х гг. ХХ века
Окончательное становление Версальской системы международных отношений, относительное урегулирование ряда межгосударственных противоречий в лагере держав-победительниц в ходе обознач

Локарнский пакт
Одной из основных проблем, которую так и не удалось решить в рамках Версальской системы международных отношений, была проблема обеспечения безопасности в Европе. Участники Парижской мирной конферен

В период экономического кризиса. Пакт четырех
Перечисленные выше факторы сделали очевидным тот факт, что система международной безопасности, созданная в рамках Версаля, не отвечает сложившейся на международной арене ситуации и необходимо искат

По укреплению стабильности на мировой арене
Эскалация международной напряженности и рост реваншистских настроений в Германии вызывал сильное беспокойство в правящих кругах СССР, который лишь в 30-е гг. стал полноправным членом мирового сообщ

Начало второй мировой войны
Вторжение армии вермахта на территорию Польши 1 сентября 1939 г. принято считать началом Второй мировой войны (1939-1945 гг.), ибо вслед за этим последовало официальное объявление войны Германии со

Советско-германские переговоры
Москва не сразу пошла на переговоры с Гитлером, стремясь первоначально прояснить позицию правительств Англии и Франции. Весной-летом 1939 г. Лондон и Париж предприняли несколько дипломатических шаг

Советско-финская война
По условиям достигнутых с Германией договоренностей, Финляндия входила в сферу влияния СССР. В 1939 г. Советское правительство выступило с инициативой об обмене территориями с Финляндией, стараясь

Вступление Советского Союза в мировую войну
Ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. немецкие войска вторглись на территорию СССР, для советского народа началась Великая Отечественная война. Боевые действия развернулись на всем протяжении зап

Формирование антигитлеровской коалиции и начальный этап сотрудничества СССР, США и Великобритании
Формирование антигитлеровской коалиции - одна из сложнейших тем в истории второй мировой войны. Созданный альянс был очень специфическим. Отношения между США, Великобританией и Советским Союзом в г

Вступление сша в войну
26 ноября 1941 г. Вашингтон предъявил Японии ультиматум, в котором требовал вывести все японские войска из Китая и Индокитая, а также отказаться от поддержки в Китае любого иного правительства, кро

Потсдамская конференция 17 июля – 2 августа 1945 г
1 мая Советская армия взяла Берлин. В ночь с 8 на 9 мая 1945 война германский фельдмаршал Кейтель и маршал Г.К.Жуков подписали исторический документ - Акт о безоговорочной капитуляции Германии. За

Отношения в 40-50-е годы
Созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций стала трибуной для решения вопросов разоружения и обсуждения атомной проблемы. Устав Организации Объединенных Наций обязывал ее членов «принимать

Формирование новой политической карты мира
После окончания второй мировой войны на политической карте мира появились новые игроки, заявившие о своих правах на самостоятельное участие в международных процессах. В Азии и Африке набирала силу

Период конфронтационной стабильности
За годы жесткой конфронтации, пиком которой стал Карибский кризис «обе державы научились некоторым фундаментальным правилам благоразумия, с тем, чтобы регулировать свое соперничество и вести себя т

Перестройка т международные отношения в 80-е годы
Охлаждение в отношениях между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Многие позитивные решения, достигнутые в период разрядки,

На Ближнем и Среднем Востоке
(1945-1999 гг.) После второй мировой войны международные отношения в указанном регионе развивались под воздействием целого ряда факторов. Значительную, есл

Ближнего и Среднего Востока
После войны внешняя политика СССР в данном регионе развивалась под воздействием следующих основных факторов: 1. Советская Армия занимала территорию от Берлина до Манчжурии, от Центральной

Во второй половине 1940-х годов
Во второй половине 1940-х годов ООН активно обсуждала палестинскую проблему. Суть проблемы - предоставление евреям и арабам Палестины права на самоопределение и создание собственног

Арабо-израильская война 1948-1949 гг
Государства Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г. в Тель-Авиве под звуки арабского обстрела. Новое государство появилось на свет в условиях настоящей арабо-еврейской войны и непрекращавшейся ев

Суэцкий кризис 1956 г
Следующим значительным этапом конфликта стал кризис 1956 г. в зоне Суэцкого канала. Новая арабо-израильская война имела несколько причин. 1. 29 июля 1956 г. лидер Египта Гамаль Абдель Насе

Июньская война 1967 г
В мае 1967 г. серьезно обострилась ситуация в районе Ближнего Востока. После многочисленных военно-политических и дипломатических провокаций с обеих сторон лидер Египта Насер закрыл Тиранские проли

Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг
В начале семидесятых годов Великобритания ушла из Персидского залива-британские войска были эвакуированы, Оман (1970), Бахрейн, Катар (1971) получили независимость, а шесть княжеств

Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
В течении ХХ в. нефть прочно заняла ведущее место в энергобалансе всего мира, особенно индустриальных стран Запада, вытеснив уголь и другое сырьё. Помимо этого нефть является сырьём для химической

И её влияние на международные отно­шения в регионе
Наряду с энергетическим кризисом, 70-е гг. были отмечены еще одним важным событием в политической жизни региона Ближнего и Среднего Востока. Ис­ламская революция в Иране 1978-79 гг. и провозглашени

Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка
В последние два-три десятилетия мы оказались свидетелями уникального стечения и переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было

Однополярный миропорядок
Неожиданные перемены конца 80-х начала 90-х гг., связанные с крушением биполярности и постепенным переходом к новому качеству системы международных отношений вызвали подлинный шок, в том числе в ак

Новая биполярность
Восстановление биполярности в начале нового столетия связывается, прежде всего, с перспективами динамичного развития в Азиатско-Тихокеанском регионе. Точнее говоря даже с опережающими темпами разви

Многополярность
Концепции многополярности в принципе не новы для теории международных отношений. Однако в их современном виде возрождение идей многополярности миропорядка было во многом обусловлено обострением кри

Эффекты глобализации
Еще в 1982 г. Дж.Нейсбит определил 10 новых глобальных тенденций мирового развития. В их числе: переход от индустриального общества к информационному, от развития техники к развитию

Центростремительные тенденции в мировой политике
Для всей второй половины ХХ в. была характерна постоянно растущая тенденция к экономической и политической интеграции. С наибольшей наглядностью интенсификация интеграционных процессов в политическ

Изменение места и роли национального государства
Центростремительные тенденции и процессы регионализации и глобализации сказываются на роли и функциях как отдельно взятых государств, так и международной политической системы в целом. Результатом и

Или сообщество суверенных стран?
Последнее десятилетие с очевидностью выявило тенденцию роста и обострения противоречий между все возрастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной стороны, и сох

Конец евроцентристского мира
На протяжении 2-й половины XX в. произошли радикальные сдвиги, внесшие коренные изменения в структуру и функционирование мирового сообщества. С точки зрения геополитического развити

Азия на марше
Еще в конце XIX в. тогдашний государственный секретарь США Дж.Хей утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего". И,

Новая азиатская идея
Глубокие сдвиги за последние десятилетия наметились в общественном сознании народов Восточной Азии. На протяжении минувшего столетия в бассейне Тихого океана отношения стран и народов носили достат

Концепция столкновения цивилизаций
В последние годы в западной и отечественной литературе развернулись дискуссии относительно характера конфликтов и войн в меняющемся мире. Наибольшую популярность среди сторонников п

А конфликты интересов
В качестве наглядных примеров судьбоносных для человечества конфликтов, завязавшихся "вдоль линий разлома цивилизаций", Хантингтон приводит конфликты в Боснии и на Кавказе. Отнюдь не отри


В период холодной войны на первом плане оказались системные, блоковые интересы, во многом пронизанные идеологическим содержанием. Теперь же на первый план выходят интересы отдельно взятых стран, на

Многополярный мир или «глобальная монополия»?
На протяжении последних полутора десятилетий происходит революционная трансформация самих основ современного миропорядка. Мир становится одновременно и более единообразным, и более разнообразным, о

Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в
В 90-е гг. прошлого века в структуре МО произошли по-настоящему тектонические изменения. Не только утратил прежнюю роль, но и исчез с карты мира СССР, выступавший на протяжении пред

США: глобальное лидерство в новых условиях
Начало 90-х гг. поставило политическое руководство США перед целым рядом новых вызовов, требовавших достаточно быстрых и продуманных действий страны на международной арене. Одной из основных пробле

Американо-китайские отношения
В 90-е гг. Китай превратился в такую величину в международной политике и экономике, что не считаться с ним как с региональной и, возможно, мировой державой стало уже невозможно. В этом смысле полит

Американо-японские отношения
Основной проблемой американо-японских отношений выступает вопрос о трансформации существующего Договора безопасности и в связи с этим о будущем американо-японского союза. Дело в том, что в США суще

Американо-индийские отношения
Пожалуй, наименее проблематично развивались отношения США с Республикой Индия. Признание со стороны Вашингтона стабилизирующей роли Индии в регионе и статуса ведущей региональной державы способство

Российско-американские отношения
Отношения РФ и США на протяжении 90-х гг. развивались достаточно неровно. В начале 90-х гг. большие надежды связывались с развитием равноправного партнерства бывших противников по холодной войне. О

ЕС: проблемы становления единой внешней политики
Наиболее драматические изменения после окончания холодной войны произошли на Европейском континенте. И это, разумеется, неслучайно. Прежде всего, по Европе проходила своеобразная “линия фронта”, ра

США и ЕС
США остается крупнейшим экономическим партнером Европы и ЕС. Надо сказать, что экономическая составляющая отношений США с объединенной Европой накладывала значительный отпечаток на развитие трансат

КНР: поднимающийся гигант
80-90-е гг. стали периодом стремительного роста и модернизации, как экономики КНР, так и всего китайского общества. Страна добилась на пути реформ весьма впечаляющих успехов. Достаточно сказать, чт

Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация
По окончании холодной войны перед правящими кругами Японии встала задача уточнить свое отношение к послевоенной стратегии страны, известной под наименованием “доктрина Иосида”. Основополагающими че

Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире
Процессы трансформации системы МО, стартовавшие в 90-е гг. прошлого века напрямую коснулись Индии. Дело в том, что распад “социалистического лагеря” поставил ряд стран в непростое политическое поло

В августе 1928 года в столице Франции был принят пакт Бриана-Келлога, по которому страны-союзники брали на себя обязательства не вести войну друг против друга. Несмотря на то что договор по большому счету имел лишь формальный характер, он в значительной степени поспособствовал развитию межгосударственного права.

Политическая ситуация

Международные отношения в 1920-х годах прошлого столетия держались на двух весьма противоречивых концепциях. Первая из них строилась на распространении и популяризации пацифистских идей. После завершения Первой мировой войны, в ходе которой был применен целый ряд смертоносных новинок в области вооружения, каждая из стран-победительниц одна за другой во всеуслышание заявляла, что отныне она стремится только к миру, и выдвигала предложения о необходимости разоружения.

Вторая концепция была прямо противоположной первой. Говоря о мире, руководство этих стран продолжало накапливать вооружение. При этом они старались убедить общественность в том, что все делается только лишь для того, чтобы обеспечить себе гарантию безопасности. Они подчеркивали, что не только потенциальные соперники, но и их союзники не желают разоружаться.

Теория коллективной безопасности

Принятая ранее Версальско-Вашингтонская система отношений между странами установила некоторое неравенство, касающееся распределения вооружений, а дальнейшие переговоры по этому поводу только усугубляли его. Но в 1925 году странам все же удалось подписать в Женеве протокол о запрете на применение бактериологического и химического оружия.

Кроме того, состоявшаяся в том же году, приняла систему гарантий государственных границ и ряд взаимных договоренностей держав о том, что все спорные вопросы между ними будут решаться только путем арбитража. Тогда казалось, что эти обязательства открывают широкий путь к установлению мирных отношений, а также к созданию теории коллективной безопасности.

Предложение Бриана

В это же время по всему миру ширилось новое массовое движение. Его целью было объявление всех войн вне закона. В англосаксонских странах это движение было особенно развитым. Поэтому тогдашний министр иностранных дел Франции Бриан, пойдя навстречу широкому общественному мнению, решил привлечь к разрешению европейских проблем Соединенные Штаты. Надо сказать, что это было сделано в противовес Великобритании.

В апреле 1927 года Бриан подписал обращение к американскому народу. В нем он предлагал составить договор между Францией и США, в котором говорилось о запрете использования военных действий как методе осуществления национальной политики. Фактически этот призыв был написан профессором Джеймсом Шотвеллом. С помощью этого договора французское правительство стремилось обеспечить своей политике благосклонное отношение всей мировой общественности, что помогло бы значительно укрепить позиции государства в Европе.

Продвижение проекта

Идею французского министра одобрил госсекретарь США Келлог. Но он предложил подписать не двусторонний договор, а многосторонний, и обратился с этим предложением к другим лидерам европейских государств. Германия была первой, кто поддержал американский проект.

Надо отметить, что предложение Келлога создавало некоторые юридические трудности для целого ряда стран, изъявивших желание вступить в Лигу Наций. Это касалось статьи 16-й. В ней говорилось, что в качестве санкций против страны-захватчика не исключено применение военной силы.

Пакт Бриана-Келлога вызвал самое большее недовольство у правительства Англии. Оно заявило, что не допустит и малейшего вмешательства кого бы то ни было в круг своих национальных интересов. Так, британские власти заранее оговорили свое право на ведение военных действий на территориях, имеющих особое значение для страны.

Также Англия была категорически не согласна с тем, чтобы в подписании участвовали государства, не получившие до сих пор всеобщего признания. Прежде всего, речь шла о молодой Стране Советов, так как годом ранее их дипломатические отношения были разорваны. Именно поэтому Англия была против того, чтобы Советский Союз подписывал пакт Бриана-Келлога. История России, а впоследствии и СССР, имеет немало фактов, свидетельствующих о том, что многие европейские государства относились к своему северному соседу с некоторой опаской и даже враждебностью.

Изменения в договоре

Вскоре представило новую редакцию проекта. Теперь пакт Бриана-Келлога 1928 г. предоставлял право на самооборону государств, но только в рамках уже существующих договоренностей. Лидеры Италии и Японии первыми поприветствовали такую редакцию документа и восприняли его как окончательное уничтожение возможности начала войны.

Через месяц госсекретарь США опубликовал свой обновленный проект и отослал его правительствам 14 стран. В нем он уточнял, что отказ от военных действий касается только отношений между державами, подписавшими договор. Все остальные страны не принимались во внимание. Дипломатическая переписка, касающаяся трактовки такого выражения, как «война вне закона», длилась в течение месяца.

Наконец, пакт Бриана-Келлога 27 августа 1928 г. был окончательно одобрен и подписан в Париже руководствами 15 государств. В этот список вошли США, Канада, Южная Африка, Германия, Франция, Бельгия, Австралия, Ирландия, Италия, Чехословакия, Великобритания, Новая Зеландия, Индия, Польша и Япония.

Что было в договоре

Сам документ складывался из вступления и двух основных статей. В первой говорилось о том, что стороны резко осуждают применение военных действий для решения различных международных разногласий и решительно отказываются от них как от инструмента для осуществления государственной политики. Во второй статье все стороны признавали, что для разрешения межгосударственных конфликтов и споров будут прибегать исключительно к мирным способам.

Широкие возможности

Кроме 15 держав, уже подписавшихся под соглашением, пакт Бриана-Келлога 1928 года давал право на присоединение к нему как полуколониальных, так и зависимых стран. 27 августа Соединенные Штаты разослали 48 государствам, не участвовавшим в переговорах, предложение о принятии условий договора.

СССР оказался первым из списка дополнительно приглашенных, который ратифицировал это международное соглашение. В феврале 1929 г. в Москве был принят протокол, в котором Советский Союз, Эстония, Латвия и Румыния, а чуть позже Иран, Литва и Турция объявляли о том, что у них вступает в силу пакт Бриана-Келлога. Для других стран договор вступал в силу с 24 июля, т.е. спустя полгода.

Значимость

Прежде всего, этот договор помог найти взаимопонимание таким государствам, как Германия и Франция. Когда немецкий канцлер Густав Штреземан приехал в Париж для того, чтобы подписать пакт Бриана-Келлога, то поставил вопрос об оккупированной на тот момент Рейнской области. Надо сказать, что отчасти он уже был решен Локарнскими соглашениями, но ограничивался статьями, содержащимися в В последнем документе говорилось, что оккупация должна была продлиться до 1935 года. По мнению канцлера, после ратификации договора присутствие иностранных солдат на немецкой территории уже не имело никакого смысла. Поэтому во время проведения было принято решение о выводе союзных войск из Рейнской области.

Необходимо отметить, что принятие пакта Бриана-Келлога имело большое общественное и моральное значение, а также способствовало значительному развитию межгосударственного права. Но, тем не менее, этот документ был всего лишь декларативным, он носил формальный характер. Подписав указанное соглашение, страны ничем не подкрепили свои обязательства отказаться от военных действий и не стали ограничивать Оговорки Англии и Франции не были зафиксированы в договоре, и на самом деле страны оставляли за собой право вести войну с целью самообороны.

Выступление Бриана перед подписанием пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1928 год.

Активная последовательная борьба СССР за мирное сосуществование государств с различными социальными системами и настойчивые требования народов всех стран побудили некоторых американских и французских деятелей выступить с пацифистской инициативой. Этим путем они стремились приобрести популярность в народных массах и по возможности снизить в их глазах значение миролюбивой политики Советского правительства.

В апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции Бриан предложил государственному секретарю Соединенных Штатов Америки Келлогу заключить между обеими странами договор о «вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики». Это было не только данью общественному мнению, но и попыткой укрепить франко-американские отношения и тем самых упрочить положение Франции в европейских делах.

Соединенные Штаты не спешили с ответом. Лишь в самом конце 1927 г. Келлог дал согласие на предложение Бриана, но высказался за подписание не двустороннего, а многостороннего договора. Американские правящие круги рассчитывали, что такой договор будет содействовать стабилизации политического положения в Европе и обеспечит условия для регулярного получения дохода от вложенных в европейскую экономику капиталов. Кроме того, многосторонний договор соответствовал и желанию создать параллельную и даже противостоящую Лиге наций организацию, которой руководящая роль принадлежала бы не Англии и Франции, а Соединенным Штатам.

После того как Франция согласилась на многосторонний пакт, Соединенные Штаты обратились по этому вопросу к ряду других государств. Ведущие империалистические державы сопроводили свое согласие многочисленными оговорками, значительно обесценивавшими значение пакта для поддержания мира. Так, английское правительство заявило, что оно готово присоединиться к пакту, сохраняя свободу действий в районах, «представляющих особый жизненный интерес» для Англии. Поскольку эти районы конкретно не назывались, получалось, что Англия оставляла за собой свободу рук почти на всем земном шаре. Англия также оговорила, что пакт об отказе от войны может не применяться к «некоторым государствам, правительства которых еще не признаны всеми». Это был прямой намек на Советский Союз.

Московская конференция СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии по досрочному введению в действие пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1929 год.

После серии переговоров текст пакта был согласован и 27 августа 1928 г. подписан в Париже представителями 15 стран. Договор, обычно называемый пактом Бриана- Келлога, провозглашал отказ от войны как орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать споры и конфликты мирными средствами.

Советский Союз не был приглашен принять участие в переговорах о подготовке пакта. Причины этого вскрыл народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин в своем интервью представителям печати 5 августа 1928 г.: «Устранение Советского правительства из числа участников этих переговоров,- сказал он,- наводит нас, прежде всего, на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящей в данный момент в центре мировых международных отношений». Одновременно Г. В. Чичерин отметил, что еще не поздно пригласить СССР для участия в переговорах о пакте.

По этому вопросу развернулись острые споры между организаторами пакта. В конце концов уже в день подписания пакта СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределенность самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира».Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок, направленных не на ослабление, а на расширение и укрепление пакта.

Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 г. в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана-Келлога и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция , Иран и Литва.

Позиция, занятая Советским Союзом в отношении пакта Бриана - Келлога, убедительно свидетельствовала о миролюбивом характере советской внешней политики.

Подготовка и заключение конвенции о неприменении силы в международных отношениях (пакт Бриана - Келлога)

Положение Франции в международных отношениях после провала ее "рейнской авантюры" было крайне неблагоприятным. Хотя и в существенно меньшей степени, чем Советский Союз, Франция тоже страдала от дипломатической изоляции. Несмотря на активность французской дипломатии в 20-х годах, относительно надежными союзниками для Парижа могли считаться только малые страны Восточной Европы. Но это были слабые союзники. Ни одна из великих держав в тот период не поддерживала Францию в той мере, как той было это необходимо. Великобритания при молчаливой поддержке США солидаризировалась больше с Германией, чем с Францией. В Риме считали Париж главным соперником Италии на Балканах. С Германией Францию разделяли непримиримые разногласия по вопросам ограничения германских вооружений. В советско-французских отношениях не было преодолено отчуждение времен Бреста, интервенции и гражданской войны. Кроме того, все союзники Франции в Восточной Европе объективно были враждебны Советскому Союзу. Американское направление в такой ситуации казалось французской дипломатии если не наиболее перспективным с точки зрения приобретения нового союзника, то, по крайней мере, наименее бесперспективным.

6 апреля 1927 г., в десятую годовщину вступления США в мировую войну, министр иностранных дел Франции Бриан в обращении к американскому народу предложил заключить двусторонний франко-американский договор "о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики". Идея договора была подсказана Бриану профессором Колумбийского университета, активистом антивоенного движения США Дж.Т.Шотвеллом, главным редактором 150-томной "Экономической и социальной истории Первой мировой войны". Он был убежден, что война между двумя промышленно развитыми странами будет в принципе всегда перерастать в многосторонний конфликт. Отсюда следовал вывод о невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху.

Между Францией и США не было разногласий, которые могли бы даже теоретически привести к войне. Поэтому расчет Бриана состоял не в приобретении гарантии ненападения со стороны Соединенных Штатов, а в получении политической поддержки от Вашингтона. В Европе верили, что ни одна страна мира не посмеет начать большую войну, не заручившись, по крайней мере, нейтралитетом США. Значит, полагали в Париже, в случае намерения напасть на Францию Германии придется учитывать мнение Вашингтона. Французские официальные круги надеялись также, что сближение с США поможет им решить проблему долгов.



Американская сторона приняла французские предложения благожелательно, но сочла их чрезмерными. Президент США Кэлвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Келлог выдвинули контрпроект. Вместо договора о "вечной дружбе" они предложили заключить между США и Францией двустороннее арбитражное соглашение, которое и было подписано 6 февраля 1928 г. в день 150-летия франко-американского договора о союзе и дружбе 1778 г. В преамбулу документа были включены формулировки, содержавшие осуждение войны как средства решения международных споров.

Однако идея принципиального отказа от войны встретила широкую поддержку американской общественности. Учитывая настроения избирателей, администрация США выступила с идеей подписания открытого многостороннего договора о неприменении силы в международных отношениях вообще. 13 апреля 1928 г. Келлог официально представил проект соответствующего документа. По содержанию он был довольно умеренным. В тексте содержалось декларативное осуждение войны, но не оговаривались никакие репрессивные санкции против тех, кто может ее развязать. Проект договора и пояснительные записки к нему была направлены Великобритании, Италии, Германии, Японии, а также европейским союзникам Франции и британским доминионам. Поскольку по сути предлагавшийся договор являлся декларацией о намерениях, он не вызвал возражений и практически все приглашенные страны согласились к нему присоединиться.

Начавшиеся франко-американские переговоры, в которых затем приняли участие и другие страны, продолжались более года. В конфиденциальном письме Бриану французский посол в Вашингтоне сообщал, что в госдепартаменте США "абсолютно не верят" в практическую возможность безусловного отказа от войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции. В то же время давление пацифистски настроенного общественного мнения по обе стороны Атлантики нарастало. В такой атмосфере 27 августа 1928 г. в Париже и состоялось подписание пакта, к которому первоначально присоединилось 15 стран. Официально этот документ назывался "Парижский договор об исключении войны в качестве орудия национальной политики". Более он известен как "пакт Бриана - Келлога".

Участники пакта, которыми в конце концов стали почти все государства мира, осудили практику обращения к войне для урегулирования международных споров и высказались против ее использования в качестве средства национальной политики (ст. 1). Кроме того, они декларировали необходимость разрешения споров и конфликтов мирным путем (ст. 2). Пакт вступил в силу после ратификации его всеми подписавшими государствами в 1929 г. Несмотря на ограниченный характер пакта Бриана - Келлога и ряд оговорок, сделанных при его подписании Великобританией, Францией, Германией и Японией, он создавал международно-правовые основания для ограничения использования в международных отношениях военно-силовых методов агрессивной направленности.

В Советском Союзе "буржуазный пацифизм" порицался за его внеклассовый соглашательский характер. Подготовку пакта Бриана - Келлога в Москве тоже воспринимали негативно, во многом оттого, что Советский Союз и на этот раз не пригласили к переговорному процессу. Нарком иностранных дел СССР Чичерин интерпретировал ход переговоров о заключении пакта как часть "подготовки войны против СССР". Столь серьезное заключение обосновывалось тем, что проект пакта допускал сохранение всех существовавших на момент его подписания союзов и блоков, а практически все их Москва считала антисоветскими. Советский Союз раздражало и то, что одним из инициаторов пакта выступали США, которые по-прежнему отказывались от установления дипломатических отношений с СССР.

По вопросу о пакте в советском руководстве имелись разногласия. Среди высших партийных лидеров за присоединение к пакту выступал Н.И.Бухарин. Из руководителей наркомата иностранных дел идею пакта поддержал Литвинов, а возражал против нее - Чичерин. Тем не менее, получив через французского посла в Москве официальное приглашение присоединиться к пакту в день его подписания, Советский Союз это приглашение принял. Более того, СССР первым ратифицировал пакт, а 9 февраля 1929 г., еще до официального вступление пакта в силу, в Москве был подписан так называемый протокол Литвинова - Московский протокол о досрочном введении в силу обязательств пакта Бриана - Келлога между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к Московскому протоколу примкнули Турция, Иран и Литва.

1920‑е годы в международных отношениях характеризовались двумя противоречивыми процессами. С одной стороны, после Первой мировой войны с ее смертоносными новинками в области вооружения получили распространение пацифистские идеи, и каждая держава‑победительница громогласно заявляла о своем стремлении к миру и о необходимости разоружения.

С другой стороны, правительства продолжали гонку вооружений, убеждая общественность, что это делается исключительно потому, что партнеры и потенциальные соперники не хотят разоружаться, что, в свою очередь, требует гарантий безопасности. Версальско‑Вашингтонская система установила неравенство в распределении вооружений, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства. Впрочем, в 1925 г. странам удалось подписать Женевский протокол о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Локарнская конференция 1925 г. с ее системой гарантий границ и взаимными договоренностями держав о решении спорных вопросов путем арбитража, казалось, открывала путь к развитию мирных отношений, к созданию системы коллективной безопасности.

Массовое движение, целью которого было объявление войны вне закона, распространилось по всему миру, особенно сильны были антивоенные настроения в англосаксонских странах. Идя навстречу общественному мнению, а также намереваясь восстановить сопричастность Соединенных Штатов к решению европейских проблем (в противовес Англии), 6 апреля 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к американскому народу с призывом, вдохновленным и, по сути, написанным профессором Джеймсом Т. Шотвеллом из Колумбийского университета. Бриан предложил подписать франко‑американский договор, запрещающий использование войны как средства национальной политики. Французские правящие круги рассчитывали обеспечить этим договором благожелательное отношение мировой общественности к своей политике и тем самым укрепить позиции в Европе.

Одобрив в принципе идею Бриана, государственный секретарь США Ф. Келлог 28 декабря 1927 г. предложил заключить не двусторонний, а многосторонний договор. Он же ознакомил с этим предложением правительства европейских государств. Первой ответила Германия, которая в апреле 1928 г. поддержала американский проект.

Правда, предложение Келлога создавало юридические трудности для стран, вступивших в Лигу Наций и связанных возможностью применения статьи 16‑й, которая в отношении санкций против агрессора не исключала применения военной силы. Серьезные замечания сделало правительство Англии, которое категорически заявило, что не допустит какого‑либо вмешательства в район «особенного интереса» своей страны. Таким образом британские власти заранее обусловливали свое право на войну в таких районах как «способ самообороны» Британской империи. Кроме того, англичане отвергли возможность участия в подписания государств, «правительства которых еще не получили всеобщего признания». Речь, в первую очередь, шла об СССР, с которым Великобритания за год до того разорвала дипломатические отношения.

21 мая 1928 г. французское правительство предоставило свой контрпроект, обусловливая право «на законную самооборону в рамках существующих договоров». Правительства Японии и Италии приветствовали пакт как «полное уничтожение войны» и повторили французские замечания.

28 июня 1928 г. Келлог опубликовал новую ноту и пересмотренный проект договора 14 странам. Уточнялось, что отказ от войны касался отношений между участниками договора, а не между всеми странами. В результате длительной дипломатической переписки по вопросу трактовки понятия «война вне закона» 15 держав (США, Бельгия, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Ирландия, Индия, Германия, Италия, Польша, Франция, Чехословакия, Япония) подписали в Париже 27 августа 1928 г. «Пакт всеобщего отказа от войны».

Пакт Бриана–Келлога состоял из преамбулы и двух основных частей. В статье 1‑й стороны заявляли, что «осуждают использование войны для решения международных споров и отказываются от нее как от инструмента государственной политики». В статье 2‑й стороны признавали, что для «решения всех споров и конфликтов они будут стремиться прибегать только к мирным способам».

Универсальная форма пакта открывала возможности присоединения к нему зависимых и полуколониальных стран. Уже 27 августа США разослали приглашение присоединиться к пакту Бриана – Келлога 48 государствам, в том числе и СССР, не участвовавшему в переговорах. Именно Советский Союз первым среди дополнительно приглашенных ратифицировал договор. 9 февраля 1929 г. был подписан Московский протокол, в котором СССР, Латвия, Польша, Румыния, Эстония (а позже Литва, Иран и Турция) объявили о досрочном (не дожидаясь ратификации в других странах) вступлении в силу Парижского договора. Для остальных стран пакт Бриана – Келлога вступил в силу 24 июля 1929 г.

Подписание Парижского договора помогло нормализовать франко‑германские отношения. Во время визита в Париж для подписания пакта канцлер Штреземан поставил перед Брианом и Пуанкаре вопрос об оккупации Рейнской области, отчасти уже решенный Локарнскими соглашениями, но частично еще ограниченный статьями Версальского договора, предусматривавшего окончание оккупационного периода в 1935 г. По мнению Штреземана, после принятия пакта Бриана – Келлога присутствие иностранных войск на германской территории не имело больше никакого смысла. Во время Гаагской конференции в августе 1929 г. было решено, что эвакуация союзных войск из двух зон Рейнской области, все еще оккупированных ими, должна начаться в сентябре 1929 г. и завершиться до 30 июня 1930 г. Первыми должны были эвакуироваться бельгийские и английские войска, затем французские (американские оккупационные войска были выведены еще в 1923 г. после несостоявшейся ратификации Версальского договора сенатом Соединенных Штатов).

Хотя пакт Бриана – Келлога и имел большое моральное, общественное значение и способствовал развитию международного права, он носил декларативный и исключительно формальный характер. Государства не подкрепили свои намерения «отказаться от войны» обязательствами по разоружению или хотя бы ограничению гонки вооружений. Замечания Франции и Англии хоть и не вошли в текст договора, но оставляли, на самом деле, для них право на «войну в целях самообороны».