Давид Самойлов «Сороковые роковые. Подготовка к ЕГЭ "Д

Тема: «Сороковые, роковые» (поэзия Великой Отечественной войны).

Цель:

познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны;

 развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся,

Прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству.

Оборудование : презентация к уроку, музыкальное сопровождение.

Методические приёмы : комментарии учителя, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Эпиграф:

Солдаты мы.

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад,

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

Н.Старшинов.

Ход урока.

  1. Звучит мелодия песни «Священная война»
  2. Вступительное слово учителя.

1941-1945. Чёрточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: четыре года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

Война всё подчинила себе, не было у народа более важной задачи, чем одолеть захватчиков. И перед литературой со всей остротой и определённостью встали задачи изображения и пропаганды освободительной войны. Я не случайно употребила слово «пропаганда», вообще-то чуждое искусству. Но тут был исключительный случай, ибо пропаганда не воспринималась как обязанность, принудительно навязанная властями, она была душевной потребностью, реальной возможностью практического участия своим искусством в народной войне. Для писателей, поэтов, художников война была не материалом для книг и картин, а судьбой – народа и их собственной. Их жизнь тогда мало отличалась от жизни их героев.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне, -

писала А.А.Ахматова, у которой был большой счёт к советской власти. В годину всенародной беды вновь зазвучал и голос Ахматовой, и Пастернака, и ненавистного Сталину Платонова.

Писатели вместе со своим народом встали на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и пулемёт … и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры, мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение. А среди них особую роль играла поэзия. Именно она помогала людям жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу.

В золотой фонд нашей литературы вошли произведения, созданные в годы войны поэтами Исаковским и Твардовским, Симоновым и Сурковым, Ахматовой и Пастернаком, Друниной и Берггольц и многими другими.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтами, которые на войну ушли, по словам Н.Майорова, «не долюбив, не докурив последней папиросы».

  1. Звучит мелодия песни «Вальс» в исполнении С.Ротару.
  2. Выступление ученика (заранее подготовленного).

Поколение молодых людей, которым в начале войны было по 18-20 лет, понесло самые страшные потери. Подсчитано, что из каждых ста воевавших этого возраста остались в живых только трое. Погибли, не успев допеть свою последнюю песню, поэты Николай Майоров, Павел Коган, Семён Гудзенко, Михаил Кульчицкий. Из тех немногих, кто, пройдя через огонь и дым, поражения и победы, остался в живых, вышло немало талантливых поэтов и писателей. Среди них Михаил Дудин, Михаил Луконин, Давид Самойлов, Сергей Орлов. Они прошли всю войну, одновременно становясь солдатами и поэтами. Не случайно С.Орлов в одном из стихотворений писал:

Я, может быть, какой-нибудь эпитет –

И тот нашёл в воронках под огнём.

Я порохом пропахнувшие строки

Из-под обстрела вынес на руках.

  1. Чтение и анализ стихотворений.

А) коллективная работа. Чтение и анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые» /Приложение 1/.

Б) работа в группах:

1 группа – стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной»/ приложение 2/

2 группа – стихотворение М.Дудина «Соловьи» /приложение 3/

3 группа – стихотворение М.Луконина «Обелиск» / приложение 4/

  1. Выступление представителей групп.
  1. Заключительное слово учителя.

Над облаками и веками

Бессмертной музыки хвала –

Россия русскими руками

Себя спасла и мир спасла.

Сияет солнце, вьётся знамя,

И те же вещие слова:

«Ребята, не Москва ль за нами?»

Нет, много больше, чем Москва!

Это стихотворение было написано в мае 1945 года, в небольшом городке Биарицце, что на юге Франции, русским поэтом Георгием Ивановым, эмигрантом, изгнанником, классовым врагом, «стопроцентным белогвардейцем», как он сам себя называл. Эти люди, эмигранты, и в годы войны оставались противниками советского строя. Но их истерзанные сердца были с «вечной родиной». И русская эмиграция тогда с честью исполнила свой патриотический долг. Подтверждение – прочитанное стихотворение.

Сегодня мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия Великой Отечественной войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

  1. Слушаем песню «Журавли» (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова)
  1. Домашнее задание. Письменная работа. Анализ стихотворения (по выбору учащихся)

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Д.Самойлов.

Сороковые.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

ЗАДАНИЕ.

  1. Как вам кажется, стихотворение написано во время войны или много лет спустя?
  2. Каковы особенности композиции стихотворения?
  3. Какие строки в нём повторяются и чем достигается их особая выразительность?
  4. Перечитайте последние строки. Какое отношение к военному времени и своему поколению в них звучит?

Анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые»

Стихотворение о войне. Но написано оно спустя 20 лет после её начала – в 1961г. Почти все глаголы стоят в настоящем времени, но по интонации, настроению стихотворения мы понимаем, что перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, осмысляющего свою военную юность.

Стихотворение очень интересно построено. Кольцевая композиция: две первые и последняя строфы представляют собой как бы крупный план, дают картину, обобщение. Три центральные строфы – картина воспоминание, передающая авторское отношение себя зрелого к себе юному.

Вчитаемся в каждую часть.

Первые 2 строфы – общая картина сурового военного времени. Очень выразительна первая строфа. Слово «роковые». Оно многозначно: трудные, страшные, тревожные, отнявшие много жизней. По звучанию ассоциируется с разрывом снаряда, эхом после него. Автор создаёт картину военного времени (войска, фронт, смерть, дорога), а дальше каждый переживший войну дополняет её своими представлениями, воспоминаниями. Поэтому и стоит многоточие.

Во 2-ой части поэт обращается к себе тогдашнему. Выхвачен эпизод войны, напоминающий фотографию: «А это я на полустанке». Кругом война, горе, но 20 лет берут своё. Основная интонация – доброе, чуть ироничное отношение к себе, юному, наивному, самоуверенному.

3 часть. Шестая строфа – чёткий ритм, обилие глаголов в прошедшем времени – всё это помогает почувствовать обобщение6 сливаются судьбы страны и героя.

Седьмая строфа – повтор строк.

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

С.Орлов

* * *

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

ЗАДАНИЕ.

  1. Какие строки стихотворения кажутся вам наиболее яркими, необычными?
  2. Как они помогают понять идейный смысл стихотворения?
  3. Как оценивает поэт смерть простого солдата, «без званий и наград»?
  4. Какое значение в стихотворении имеет строчка «Руками всех друзей»?

Анализ стихотворения С.Орлова «Его зарыли в шар земной».

Стихотворение было написано в дни войны, в 1944г. Оно сразу обратило на себя внимание, запомнилось, поразило.

Необычно звучит уже первая строка. Умирает солдат, его хоронят товарищи. «Его зарыли в …» Как было бы привычно сказать? В яму, в могилу, в землю. А поэт говорит «в шар земной». Этими словами сразу показаны величие, грандиозность подвига простого солдата «без званий и наград». Далее эта мысль продолжается, приобретая поистине космические размеры:

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

В этих строках - мотив вечной памяти. Вся земля – мавзолей. А мавзолеи строят выдающимся людям. Положен солдат «руками всех друзей…». Орлов воспевает солдатскую дружбу, фронтовое братство. Когда солдата хоронят, к нему будто прикасаются руки «всех друзей», прощаясь. Они тоже причастны к подвигу солдата, его боевые друзья.

Итак, стихотворение - о подвиге простого солдата. В нём воспевается бессмертие и память, дружба и мир, но в нём есть и Космос, и Вечность, т.е. подвиг солдата так велик, сто никогда не будет забыт, раз весь земной шар стал мавзолеем солдата.

Послушайте, как его оценивают критики-профессионалы:

«Шар земной – мавзолей солдату – вот образ, который (на эмоциональной основе) поднимает стихотворение к высотам поэтического обобщения, к высотам искусства» (Ал.Михайлов «Тайны поэзии»).

Предварительный просмотр:

М.Дудин

Соловьи.

Смерть на войне обычна и сурова.

И всё-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова.

Не говорим. Не поднимая глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас

Остался только пепел, да упрямо

Обветренные скулы сведены.

Ещё рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки били пулемёты…

Вот это место. Здесь он умирал –

Товарищ мой из пулемётной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас, и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошёл с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.

Запри все чувства сразу на защёлку.

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защёлкал.

Потом сильней, входя в горячий пыл,

Как будто настежь вырвавшись из плена,

Как будто сразу обо всём забыл,

Высвистывая тонкие колена

Мир раскрывался. Набухал росой

Как будто бы ещё едва означась,

Здесь рядом с нами возникал другой

В каком-то новом сочетанье качеств.

Как время, по траншеям тёк песок.

К воде тянулись корни у обрыва,

И ландыш, приподнявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва.

Ещё минута. Задыми сирень

Клубами фиолетового дыма.

Она пришла обескуражить день.

Она везде. Она непроходима.

Ещё мгновенье. Перекосит рот

От сердце раздирающего крика, -

Но успокойся, посмотри: цветёт,

Цветёт на минном поле земляника.

Лесная яблонь осыпает цвет,

Пропитан воздух ландышем и мятой…

А соловей свистит. Ему в ответ

Ещё – второй, ещё – четвёртый, пятый.

Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжёлым громыхающим снарядом.

А мир гремит на сотни вёрст окрест,

Как будто смерти не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.

Весь этот лес листом и корнем каждым,

Ни капли не сочувствуя беде,

С невероятной, яростною жаждой

Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.

Да, это жизнь. Её живые звенья,

Её крутой, бурлящий водоём.

Мы, кажется, забыли на мгновенье

О друге умирающем своём.

Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся острого лица.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем более

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: «Ребята, напишите Поле:

У нас сегодня пели соловьи».

И сразу канул в омут тишины

Трёхсотпятидесятый день войны.

Он не дожил, не долюбил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом. Я в одном окопе,

Как он о Поле, о тебе мечтал.

И может быть, в песке, в разрытой глине,

Захлёбываясь в собственной крови,

Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине:

У нас сегодня пели соловьи».

И полетит письмо из этих мест

Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

Пусть даже так. Потом просохнут слёзы,

И не со мной, так с кем-нибудь вдвоём

У той поджигородовской берёзы

Ты всмотришься в зелёный водоём.

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет

И облака потянутся гуртом.

Я славлю смерть во имя нашей жизни.

О мёртвых мы поговорим потом.

1942г.

Лирико-романтическая баллада М.Дудина «Соловьи» - одно из лучших лирических стихотворений военных лет.

Дошло свидетельство о том, как было воспринято стихотворение солдатами, находящимися на переднем крае, такими же защитниками Родины, как умирающий герой стихотворения, как его товарищ.

«Я познакомился со стихами М.Дудина на крохотном бугорке, возвышавшемся среди Синявинских болот. Какой-то шутник назвал этот бугорок на торфяном поле «островом Святой Елены». Сюда можно было пробраться лишь поздней ночью, когда небо серело и немцы не могли вести прицельный огонь. Мы лежали в неглубоком, по колено, окопе. Со всех сторон нас осаждали несметные стаи комаров, и, пренебрегая запретом, солдаты почти не выпускали изо рта длинные, как патроны для противотанковых ружей, махорочные цигарки в палец толщиной.

В одной из газет, предназначенных для изготовления этих цигарок, я и увидел дудинских «Соловьёв». Трудно передать ощущение от первого прочтения их. Стихи не просто взволновали. Они сразу же сделали автора нашим другом. Далеко не все солдаты, оборонявшие «остров Святой Елены», были любителями поэзии. Но и они оказались во власти её. Они нисколько не сомневались в том, что стихи сочинил их однополчанин, ибо такое и так мог написать лишь человек с переднего края».

Молдавский Дм. О Михаиле Дудине, блокаде, стихах на войне и нашем поколении. – Л., 1965. –с.32.

Предварительный просмотр:

М.Луконин

ОБЕЛИСК.

Вы думаете – нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне.

А вы грустите.

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы…

Тогда простите.

Да. Это было всё со мной,

Я помню, было.

Тяжёлой пулей разрывной

Меня подмыло.

Но на поверхности земной

Я здесь упрямо.

Я только не хожу домой.

Прости мне, мама.

Нельзя с бессменного поста

мне отлучиться,

Поручена мне высота

всей жизни мира.

А если отошёл бы я

иль глянул мимо –

Представьте,

что бы на земле могло случиться!

Да, если только отойду –

нахлынут, воя,

как в том задымленном году,

громя с разбега,

пройдут мимо меня

вот тут,

топча живое,

кровавым пальцем отведут

все стрелки века.

Назад – во времена до вас,

цветы детсада,

за часом час –

до Волжской ГЭС ещё задолго,

так – год за годом –

в те года у Сталинграда,

в года,

когда до самых звёзд горела Волга.

В год сорок …

В самый первый бой,

в огонь под Минском,

в жар первой раны пулевой

в год сорок первый…

Нет, я упал тогда в бою с великой верой,

и ветер временем гудит над обелиском.

Приложение 4.

Не жертва, не потеря я –

ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

угроза жизни –

живой

я бы пошёл опять

навстречу снова!

Нас много у тебя, страна,

да, нас немало.

Мы – это весь простор земной

в разливе света.

Я с вами.

Надо мной шумит моя победа.

А то, что не иду домой,

прости мне, мама.

ЗАДАНИЕ.

  1. Почему стихотворение называется «Обелиск»?
  2. Чем вы объясните, что оно построено в форме лирического монолога?
  3. Какое настроение помогает создать эта особенность композиции?
  4. Перечитайте финал стихотворения (со слов «Не жертва, не потеря я…»). Какое чувство в нём выражено?
  5. Определите идею стихотворения.

Анализ стихотворения М.Луконина «Обелиск»

Стихотворение Мих.Луконина «Обелиск» написано в 1963г. Обелиск-памятник, монумент солдату, не вернувшемуся с войны. Силой поэзии, он, погибший, остаётся с живыми, на своём своём боевом посту, чтобы быть с людьми, помогать им. Стихотворение написано в форме лирического монолога. Солдат-обелиск обращается к живущим:

Вы думаете - нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне

А вы грустите,

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы…

Тогда простите.

Такая форма придаёт стихотворению особую взволнованность, искренность.

Погибший солдат продолжает осознавать свою высокую ответственность:

Нельзя с бессменного поста

Мне отлучиться,

Поручена мне высота

Всей жизни мира.

Он не хочет, чтобы его жалели, оплакивали:

Не жертва, не потеря я -

Ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

Шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

Угроза жизни –

Живой

Я бы пошёл опять

Навстречу снова.

Он всегда с нами, он чувствует, как «ветер времени гудит над обелиском». И каждый из тех, кто погиб в годы войны, оставаясь в нашей память, всегда с нами: Слайд 2

Солдаты мы. И это наша слава, Погибших и вернувшихся назад. Мы сами рассказать должны по праву О нашем поколении солдат. Ник. Старшинов «Сороковые, роковые»

Писатели вместе со всем народом встали на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и пулемёт … и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры, мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение. А среди них особую роль играла поэзия, которая помогала людям жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу. В золотой фонд русской литературы вошли произведения, созданные в годы войны поэтами Исаковским и Твардовским, Симоновым и Сурковым, Ахматовой и Пастернаком, Берггольц и Друниной.

С.Гудзенко Н.Майоров И.Уткин П.Шубин Г.Суворов М.Кульчицкий Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н.Майоров. «Мы». 1940

Д.Самойлов Сороковые Сороковые, роковые, военные и фронтовые, Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые!

«А МЫ ПРОШЛИ ПО ЭТОЙ ЖИЗНИ ПРОСТО …» Сергей Орлов «Я, может быть, какой-нибудь эпитет – И тот нашёл в воронках под огнём»

Сергей Орлов. Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля – На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжёлые гремят, Ветра разбег берут. Давным – давно окончен бой.. Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей…

Трёхсотпятидесятый день войны. Ещё рассвет по листьям не дрожал, И для острастки били пулемёты… Вот это место. Здесь он умирал – Товарищ мой из пулемётной роты. Смотрел на нас, и молча ждал конца, И как-то улыбался неумело. Загар сначала отошёл с лица, Потом оно, темнея, каменело. Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней. Запри все чувства сразу на защёлку. Вот тут и появился соловей, Несмело и томительно защёлкал. Мих. Дудин Соловьи.

Нельзя с бессменного поста м не отлучиться, п оручена мне высота в сей жизни мира. М.Луконин Я с вами. Надо мной шумит моя победа. А то, что не иду домой, п рости мне, мама.

Над облаками и веками Бессмертной музыке хвала – Россия русскими руками Себя спасла и мир спасла. Сияет солнце, вьётся знамя, И те же вещие слова: «Ребята, не Москва ль за нами?» Нет, много больше, чем Москва! Г.Иванов, 1945г

12 Девятое мая – великая дата! Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом, Когда бы и прадеды наши и деды Для нас не добыли великой Победы!


2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Помогите сделать анализ стихотворения А.А Фет.

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.
(А.А Фет)

План анализа:
1)Год стихотворение и описание
2)Тема
3)Идея(основ.мысль)
4)Образ лирического героя,черты
5)Движение мысли(если есть)развитие мысли
6)Изобразительные средства (эпитеты,метафоры,олицетворение,сравнение,гипербола,литома)
7)Синтаксические средства(члены предложения,рифмы,ретарический вопрос)
8)Мое мнение

УМОЛЯЮ помогите сделать анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" по плану 1. Тема и идея стихотворения. 2.Основной конфликт

3.Стихотворный размер
4. Особенности стихотворения.

5. Художественные средства и приём.

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

5)Звукопись

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Помогите сделать анализ стихотворения Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие...." :) Перед весной бывают дни такие: Под плотным

снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Помогите пожалуйста!:(((

Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д. Самойлова. Произведение написано в 1961 г.

Жанр

Жанр - лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.

Тема

Основная тема - хроника военных лет. Война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. Вместе с тем лирический герой был еще очень молод, полон надежд на будущее. Это помогло ему не зачерстветь душой.

Композиция

Стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. Центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. Он «балагурит» и «больше нужного хромает». Завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.

Размер

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.

Выразительные средства

Произведение написано простым солдатским языком. Эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», «фронтовые». Автор создает картину хроники, употребляя подряд одни и те же части речи: «Просторно. Холодно. Высоко», «Война, беда, мечта и юность!». В финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.

Главная мысль

Главная мысль - даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.

План анализ стихотворения Сороковые


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Эти ставшие уже хрестоматийными строки принадлежат Давиду Самойлову. «Где бы ни звучала эта строфа, – писал Евгений Евтушенко, – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встаёт Время. А ведь это только четыре строчки!». Эти строки стали поэтической «визитной карточкой» целого поколения поэтов – поколения 40-х годов.

Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990) – поэт и переводчик, фронтовик.

В 1938–41 гг. учился в московском Институте философии, литературы и искусства. В 1941 Самойлов студентом был мобилизован на рытьё окопов, где заболел и получил отсрочку от фронта до 1943 года. Эвакуировался в Самарканд, пошёл добровольцем в военное училище, осенью 1942 попал пулемётчиком на передовую. Оборона под деревней Лодвой описана в «Старике Державине», а первый бой поэта – в балладе «Семён Андреич». И. Г. Эренбург, с которым начинающий поэт познакомился в Москве, помог ему после ранения перевестись в начале 1944 в моторазведывательную роту. Самойлов участвовал в освобождении Польши («Польских смут невольный современник...» ), кончил войну в Берлине.

С военной темой связаны «Ближние страны» (1954-1959), «Снегопад» (1975), «Возвращение» (опубликовано в 1989).

Военная тема у Самойлова – итог раздумий «о судьбе поколения, о его назначении», она смыкается с «лейтенантской» военной прозой в психологизме и интересе к нравственно-философским проблемам.

Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: «И это всё в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!..» («Сороковые» ).

Нравственные представления его ровесников потребовали, чтобы они «... в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом» («Перебирая наши даты...»).

Даже в войну общечеловеческие ценности остаются в центре внимания («Полночь под Иван-Купала...», «Семён Андреич» и др.), наряду с образом «пахаря», поскольку «главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В драматической сцене «Поэт и старожил» через рассказ Поэта о расстреле пленника (дословно повторяющий фрагменты мемуаров автора) показана актуальность военной памяти.

Творчество Давида Самойлова – исповедь поколения двадцатилетних, встретивших в окопах свою юность. Книга-открытие, новый, неожиданный взгляд не только на его поэзию, такую современную и своевременную, но и на саму войну, память о которой не оставляет фронтовика, снова и снова возвращая его в те роковые годы. Это не просто книга о войне – это гимн юности вопреки войне, торжество жизни над смертью и страхом. Главное для тех молодых солдат сороковых – возможность любить, встречать мирное утро и жить вопреки ожидающей тебя смерти.

«Сороковые роковые. Стихи и проза о войне» – пронзительная книга целиком автобиографична. Все годы молодой поэт вёл дневники: создавал хронику войны, сохраняя для истории непосредственные переживания современника.


Впервые в одной книге соединились два фронтовика: поэт и художник, Самойлов и Жуков. Они дополняют и объясняют друг друга, и мысль поэта становится зрима, а кисть художника воспаряет строкой поэта. И лицо войны обретает реальность, увиденную гением двух творцов... Впервые так откровенно и доверительно поэт пишет о поиске любви на дорогах войны, преподнося нам урок человечности из тех кровавых лет, когда любовь спешила, а смерть поджидала каждое утро.

Сороковые

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

1961

*** Если вычеркнуть войну, Что останется – не густо: Небогатое искусство Бередить свою вину. Что ещё? Самообман, Позже ставший формой страха. Мудрость – что своя рубаха Ближе к телу. И туман... Нет, не вычеркнуть войну. Ведь она для поколенья – Что-то вроде искупленья За себя и за страну. Простота её начал, Быт жестокий и спартанский, Словно доблестью гражданской, Нас невольно отмечал. Если спросят нас гонцы, Как вы жили, чем вы жили? Мы помалкиваем или Кажем шрамы и рубцы. Словно может нас спасти От упрёков и досады Правота одной десятой, Низость прочих девяти. Ведь из наших сорока Было лишь четыре года, Где прекрасная свобода Нам, как смерть, была близка. *** Луч солнца вдруг мелькнёт, как спица, Над снежной пряжею зимы... И почему-то вновь приснится, Что лучше мы, моложе мы, Как в дни войны, когда, бывало, Я выбегал из блиндажа И вьюга плечи обнимала, Так простодушна, так свежа; И даже выстрел был прозрачен И в чаще с отзвуками гас. И смертный час не обозначен, И гибель дальше, чем сейчас...

1957

Семён Андреевич С. А. Косову Помню! Синявинские высоты Брали курсанты три раза подряд. Еле уволокли пулемёты. А три батальона – там и лежат. Помню! Мальчик простёрт на талом Снегу с простреленным животом. Помню ещё – о большом и малом, Об очень сложном и очень простом. И всё же были такие минуты, Когда, головой упав на мешок, Думал, что именно так почему-то Жить особенно хорошо. И ясно мне всё без лишних вопросов, И правильно всё и просто вокруг. А рядом – Семён Андреевич Косов, Алтайский пахарь, до смерти друг. Да, он был мне друг, неподкупный и кровный, И мне доверяла дружба святая Письма писать Пелагее Петровне. Он их отсылал не читая. – Да что там читать, – говорил Семён, Сворачивая самокрутку на ужин, – Сам ты грамотен да умён, Пропишешь как надо – живём, не тужим. С тобой мы полгода друг друга грели. Семь раз в атаку ходил без страха, И пули тебя, как святого, жалели. Мы знали до пятнышка друг о друге, И ты рассказывал, как о любви, Что кони, тонкие, словно руки, Скачут среди степной травы. И кабы раньше про то узнать бы, Что жизнь текла, как по лугу, ровно, Какие бывали крестины и свадьбы, Как в девках жила Пелагея Петровна. Зори – красными петухами. Ветер в болоте осоку режет. А я молчал, что брежу стихами. Ты б не поверил, подумал – брешет. Ты думал, что книги пишут не люди, Ты думал, что песни живут, как кони, Что так оно было, так и будет, Как в детстве думал про звон колокольный... Семён Андреич! Алтайский пахарь! Счастлив ли ты? Здоровый? Живой ли? Помнишь, как ты разорвал рубаху И руку мне перетянул до боли! Помнишь? Была побита пехота, И мы были двое у пулемёта. И ты сказал, по-обычному просто, Ленту новую заложив: – Ступай. Ты ранен. (Вот нынче мороз-то!) А я останусь, покуда жив. Мой друг Семён, неподкупный и кровный! Век не забуду наше прощанье. Я напишу Пелагее Петровне, Выполню клятвенное обещанье. Девушки в золотистых косах Споют, придя с весенней работы, Про то, как Семён Андреич Косов Один остался у пулемёта. И песни будут ходить, как кони, По пышным травам, по майскому лугу. И рощи, белые, как колокольни, Листвою раззвонят на всю округу. И полетят от рощи к роще, От ветки к ветке по белу свету. Писать те песни – простого проще И хитрости в этом особой нету.
Ещё о Давиде Самойлове:

Осенью 1912 года Иван Алексеевич Бунин сказал корреспонденту «Московской газеты»: «...мною задумана и даже начата одна повесть, где темой служит любовь, страсть. Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом».

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

Есть еще немаловажная проблема, к которой сегодня приковано внимание и литературной общественности, и многочисленных поклонников поэзии Есенина, и, конечно же, средств массовой информации. За последнее время появилось множество статей и публикаций с «версиями» о смерти Есенина. Сразу же заметим. Интерес к поэту, к последнему году его жизни и ко всем обстоятельствам, связанным так или иначе с уходом Есенина из жизни, в наши дни - естественен и закономерен.