Структура нир. Структура исследовательской работы

Определяется ГОСТ 7 32 01. Все материалы, полученные в процессе исследования, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР) - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и/или результаты научного исследования. Материал должен быть изложен четко и в логической последовательности, убедительно аргументирован, формулировки должны быть краткими и точными, исключающими возможность неоднозначного толкования, рекомендации и предложения – обоснованными.

Структурными элементами отчета о НИР являются:

Титульный лист;

Список исполнителей;

Определения;

Обозначения и сокращения;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР.

Требования к содержанию структурных элементов отчета

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей отчета о НИР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

Наименование вышестоящей организации;

Наименование организации-исполнителя НИР;

Индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

Коды Высших классификационных группировок Общероссийского классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции для НИР (ВКГОКП), предшествующих постановке продукции на производство;

Номера, идентифицирующие отчет;

Грифы согласования и утверждения;

Наименование работы;

Наименование отчета;

Вид отчета (заключительный, промежуточный);

Номер (шифр) работы;

Должности, ученые степени, ученые звания,фамилии и инициалы руководителей организации-исполнителя НИР, руководителей НИР;

Место и дату составления отчета.

Список исполнителей

В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей НИР, ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших творческое участие в выполнении работы.

Реферат

Реферат должен содержать:

- сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;

Перечень ключевых слов;

Текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

Объект исследования или разработки;

Цель работы;

Метод или методологиюпроведения работы;

Результаты работы;

- основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

Область применения;

Экономическую эффективность или значимость работы;

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования. Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Определения

Структурный элемент “Определения” содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в НИР.

Обозначения и сокращения

Структурный элемент “Обозначения и сокращения” содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в данном отчете о НИР. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте отчета с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения НИР, сведения о планируемом научно-техническом уровне разработки, о патентных исследованиях и выводы из них, сведения о метрологическом обеспечении НИР. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.

Во введении промежуточного отчета по этапу НИР должны быть приведены цели и задачи этапа исследований, их место в выполнении НИР в целом.

Во введении заключительного отчета о НИР помещают перечень наименований всех подготовленных промежуточных отчетов по этапам и их инвентарные номера.

Основная часть

В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной НИР.

Основная часть должна содержать:

а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР;

б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

Представление в отчете данных о свойствах веществ и материалов проводятся по ГОСТ 7.54, единицы физических величин - по ГОСТ 8.417.

Заключение

Заключение должно содержать:

Краткие выводы по результатам выполненийНИР или отдельных ее этапов;

Оценку полноты решений поставленных задач;

Оценку технико-экономической эффективности внедрения;

Оценку научно-технического уровня выполненной НИР в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.

Промежуточные математические доказательства,формулы и расчеты;

Таблицы вспомогательных цифровых данных;

Протоколы испытаний;

Описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

Заключение метрологической экспертизы;

Инструкции, методики, разработанные в процессевыполнения НИР;

Иллюстрации вспомогательного характера;

Копии технического задания на НИР, программы работ, договора или другого исходного документа для выполнения НИР;

Протокол рассмотрения выполненной НИР на научно-техническом совете;

Акты внедрения результатов НИР и др.

Научно-исследовательская работа содержит три взаимосвязанные части 1) описательную (обзорную, в которой представлен категориальный аппарат: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, методы исследования, база исследования, этапы исследования, практическая значимость, структура работы); 2) основную (содержательную: теоретическая и практическая части); 3) заключительную – это анализ результатов исследования в виде выводов, заключений, методических рекомендаций и т. д.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: - необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых данных; - потребностью в новых методах; - потребностью практики. В работе необходимо обосновать актуальность – т. е. объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучить

Анализ актуальности исследования Параметры Сущность параметров Социальная аргументация проблемы Какие новые социальные условия, предпосылки обуславливают актуальность изучаемого явления сейчас. Освещение данной проблемы в официальных документах. Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Научная аргументация проблемы Освещение вопроса в современной теории, степень разработки проблемы. С решением, каких научных проблем связана проблема исследования. Какие потребности педагогики и психологии могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Обоснование проблемы с позиций развития (достижения) других наук

Параметры Сущность параметров Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем. Когда и как данная проблема трактовалась раньше. Почему в настоящее время проблема вновь актуальна. В чём новизна проблемы. Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности Почему данная проблема привлекает внимание практических работников. Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Какие имеются достижения, что надо обобщить, что нужно проанализировать.

Цель исследования – это его желаемы конечный результат. Наиболее типичны следующие цели, начинающиеся со слов: - определить характеристику; - выявить взаимосвязь явлений; - изучить динамику педагогического явления; - описать новый эффект явления; - обобщить общие закономерности; - создать классификацию, типологию; - создать (разработать) методику; - адаптировать ранее разработанную методику.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (широкая область исследования). Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (узкая область исследования).

Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотезы разделяются на виды: а) линейная – гипотеза, заключённая в одно распространённое предложение; б) разветвлённая – гипотеза, представленная рядом условий, необходимых для решения проблемы исследования.

Задачи исследования – это выбор средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть несколько задач (не более 4 -х): Провести теоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе; Уточнить основополагающие понятия, особенности, характеристики исследуемой проблемы; Разработать содержательно-технологическое обеспечение решения исследуемой проблемы; Экспериментальным путём проверить эффективность представленной исследователем системы, модели, методики и т. п.

Методологическая основа исследования – это ранее известные в науке методологические подходы, концепции, теории, которые были использованы на практике в решении конкретной проблемы и дали положительные результаты. Например: теории соотношения культуры и образования (В. Л. Бенин, Н. Б. Крылова, В. В. Сафонова, В. Д. Семёнов и др.); теории моделирования образовательного пространства как особой социальной практики (В. Д. Могилевский, Л. Л. Супрунова, Е. В. Ткаченко и др.); теории развития речи (М. Т. Баранов, Г. А. Богданова, А. Д. Деткина, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. А. Плёнкин, Л. А. Шкатова и др.); теории единства сознания, деятельности и общения (Н. Ф. Алиева, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Никандров и др.)

Методы исследования – основные способы, с помощью которых проводится исследование. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкета, собеседование, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение и обобщение передового опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логические методы (сходства и расхождения, метод сопутствующих изменений).

База исследования – любое образовательное учреждение, в котором проводиться практическая часть (опытно-поисковая работа) исследования. Местонахождение, наименование и номер образовательного учреждения пишется во введении работы полностью. Этапы исследования – основные периоды работы исследования (первый, второй, третий этапы и т. д.).

Опытно-поисковая работа. Характерным для исследования является систематическое изменение условий наблюдения за явлением и связи его с другими явлениями с целью выявить его природу, происхождение и способы сознательного овладения данным процессом. Педагогический эксперимент – это основной метод исследования

Сущность педагогического эксперимента характеризуется: - преднамеренным внесением в образовательный процесс принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования и гипотезой; - организацией образовательного процесса, позволяющей видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения; - глубоким качественным анализом и наиболее точным количественным измерением как введенных в образовательный процесс видоизмененных компонентов, так и результатов всего процесса.

1. Зачем проводится эксперимент, какова его цель? 2. Что проверяется, отрабатывается или предполагается найти в данном эксперименте? 3. Как организуется, в каких условиях проводится эксперимент, какова его методика?

Практическая значимость – определяется влиянием полученных в ходе исследования данных на эффективность образовательного процесса в целом или педагогического явления в отдельности.

Структура работы – это описание составляющих компонентов. Например: Содержание работы (уточняется какой именно) изложено на … страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержит 15 таблиц, 23 рисунка. Библиографический список включает…наименований.

Важным для исследования является определение количества и качества объекта, которые необходимо изучить. Статистические методы позволяют сделать это на научной основе и оценить уровень достоверности полученных результатов. Материалы анкетного опроса группируются по определенным признакам и обрабатываются статистически (таблицы).

Табличная модель описания эксперимента Группа Ее характерист ика до эксперимент а Ее Произошедшие характеристика изменения после эксперимента Экспериментальная Х 1 Х 2 -х1 Контрольная Y 2 -y 1 Y 1

Анализ результатов исследования. Описание итогов научно-исследовательской работы, как правило, вызывает затруднение у студентов. Нами определены три параметра, по которым целесообразно планировать описание аналитического материала. Содержательная характеристика каждого параметра составлена таким образом, что может служить порядком описания эксперимента (таблица)

Порядок анализа результатов исследования Параметр анализа Содержательная характеристика исследования Вид результата Установлены и описаны новые педагогические факты. Раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления. Выявлены новые существенные признаки известных научных понятий. Установлены новые закономерности, причинно-следственные связи. Выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой и т. п.). Теоретичес Изложены идеи, аргументы, доказательства, опровержение их кая подтверждающие или отрицающие. значимость Описаны все элементы изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, факторы и условия. Раскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые

Порядок анализа результатов исследования Параметр анализа Содержательная характеристика исследования Научная новизна Уточнение (принципов, закономерностей и т. д.) Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме. Опровержение устаревших идей и позиций. Рекомендации по применению в практике научных идей и подходов.

Схема построения содержания исследовательских работ № Копмозиционное построение Содержание 1 Вводная часть – это категориальный аппарат, который пишется во введении Обоснование актуальности исследования (актуальности проблемы); характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий, историография вопроса; выделение конкретного вопроса (предмета исследования); выдвижение гипотезы; обоснование использования избранной теории (метода); предварительное формулирование выводов. 2 Основная часть (состоит из Освещение методики и техники исследования, двух составляющих: теории и излагается история вопроса (если нужно) и практики) ожидаемый результат

Схема построения содержания исследовательских работ № Копмозиционное построение Содержание 3 Краткое изложение научного исследования; окончательная формулировка выводов; список авторских работ. Заключительная часть – это анализ результатов исследования

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы 1. Теоретико – педагогические предпосылки изучаемой проблемы 2. Содержательно-технологическое обеспечение решения исследуемой проблемы или Теоретико-методическая основа изучения исследуемой проблемы 3. Педагогические условия, необходимые для решения данной проблемы Выводы по первой главе ГЛАВА II. Опытно – поисковая работа по теме исследования 2. 1. Логика и этапы осуществления опытно-поисковой работы по теме исследования 2. 2. Организационно-методические аспекты изучаемой темы 2. 3. Результаты осуществления опытно – поисковой работы по теме исследования Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дополнительные требования к НИР 1) Орфографическая и пунктуационная грамотность. 2) Язык и стиль (краткость, доказательность, научность). 3) Чёткость и структурность опытно-поисковой работы. 4) Краткость, но ёмкость теоретической части работы. 5) Логика и целостность восприятия темы. 6) Практическая направленность работы. 7) Опора на нормативно-правовую базу: законы, положения, программы и т. д. 8) Оформление библиографического списка по новым требованиям. 9) Лозунги и призывы исключить, использовать конкретные предложения и методические рекомендации. 10) Количество библиографических источников = страницам работы.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Общие требования:

Работа должна быть оформлена аккуратно с соблюдением следующих требований:

– размер листа бумаги А4 ;

– шрифт: Times New Roman, размер 14 (в больших таблицах можно использовать размер 12);

– текст должен быть выровнен по ширине страницы;

– поля страницы: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

– интервал междустрочный: полуторный ;

Страницы должны быть пронумерованы (номер проставляют на нижнем поле по центру).

Объем работы определяется Положением о конкурсе:

Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам – 35-45 страниц;

- Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу студентов – до 35 страниц;

Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу аспирантов и соискателей – до 50 страниц.

При этом приложения не входят в объем работы, что позволяет исследователю уложиться в установленные рамки.

Структура и содержание научно-исследовательской работы

Любая научно-исследовательская работа должна содержать в указанной последовательности следующие разделы:

    титульный лист;

    введение;

    основную часть;

    заключение;

    список использованной литературы;

    приложения (при необходимости).

Титульный лист

С него начинается нумерация страниц, но номер на титульном листе не ставится.

Образец оформления титульного листа работы, направляемой на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам приведен в Приложении 1, на краевой конкурс – в Приложении 2. Никакие сокращения и переносы в названии работы не допускаются. В конце названия работы точка не ставится.

Главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами. После номера, как правило, точка не ставится. Первой главе присваивается номер 1. Параграфы нумеруются в пределах главы; номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (например: 1.2). Номер подпараграфа состоит из номера главы, параграфа и подпараграфа, разделенных точками (например: 2.3.1).

ВВЕДЕНИЕ …..

Глава 1. Название главы ….(Теоретическая часть работы)

1.1 Название первого параграфа ….

1.2 Название второго параграфа ….

Глава 2. Название главы ….(практическая часть работы)

2.1 Название первого параграфа….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ….

Список использованной литературы

Приложение….

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы. Здесь содержится четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие).

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Актуальность может определяться и большой распространенностью изучаемого явления. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явногопротиворечия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

Вслед за этим определяются объект ипредмет исследования. Объект – это та часть практической деятельности или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определениеобъекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель . Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

Важным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы . Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и поэтому не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи , которые необходимо решить для достижения поставленнойцели . В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Объем введения обычно не превышает 2 страниц.

Структура исследовательской работы

Структура работы: титульный лист, содержание, введение, теоретическая и практическая главы, выводы и заключение, литература и ресурсы, приложения. Общие требования:

  • печатный вариант работы, листы формат А 4;
  • кегль 12, межстрочный интервал 1,5;
  • нумерация указывается внизу, по центру;
  • объём работы желательно не превышать 10 страниц, плюс до 10 страниц в конце работы размещаются «Приложения» (диаграммы, таблицы, схемы, вопросы анкет или интервью, фото, иллюстрации и.т.д.).

Обратите внимание! Каждое Положение о научно-исследовательской конференции, конкурсе может иметь свои требования к оформлению работ учащихся.

Оформление исследовательской работы

Оформление результатов исследования - это трудоемкий этап работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: текст научного сочинения; статья, тезисы; доклад, сообщение; отчет и т. д.

Основные требования к их оформлению:

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста исследования, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В конце статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного исследования, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.

Начинается оформление итогов исследования с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).

Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. На титульном листе указываются:

  • полное наименование образовательного учреждения в верхней части листа в центре;
  • название темы исследования более крупным шрифтом в центре листа (без слова «тема»);
  • фамилия, имя и отчество автора исследования, указание на то, учеником какого класса является - в нижней части титульного листа справа (без слова «автор», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);
  • фамилия, имя, отчество, должность, научная степень и звание научного руководителя - ниже предыдущей записи (без слова «научный руководитель», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);
  • год и город - внизу страницы, в центре.

Вариант оглавления: перечень разделов работы, с указанием номеров страниц на которых начинается каждый раздел:

Введение……………………………………………………………………….….2

Глава I (название главы)……………………………………………………….4

Глава II (название главы)……………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………….12

Приложения (вопросы анкет, таблицы, схемы, диаграммы, т.д……….…….13

В заголовках должна прослеживаться логика исследования. Художественное название не подходит к заголовкам глав и параграфов. Не должно быть вопросительной формы предложений в заголовках. Проанализируйте следующий ниже вариант оглавления. Без темы исследования невозможно здесь определить предмет исследования. Тема исследования указана ниже оглавления (размер шрифта 6).

1. Введение ……………………………………………………………стр. 3

2. Добродушные великаны …………………………………………. стр. 4

2.1. Грозный вид и добрый нрав ……………………………….стр. 4

2.2. Среда обитания …………………………………………….стр. 6

2.3. Семья …………………………………………………………стр. 7

3. На грани исчезновения …………………………………………….стр. 8

3.1. Уничтожение естественной среды обитания …………….стр. 8

3.2. Убийство ради еды ………………………………………….стр.9

3.3. Нездоровые сувениры ………………………………………стр. 10

3.4. Болезни ………………………………………………………стр. 11

4. Помощь людей ……………………………………………………. стр. 12

4.1. Борьба с браконьерством ………………………………….стр. 12

4.2. Питомники ………………………………………………….стр. 13

5. Заключение ………………………………………………………..стр. 14

6. Список литературы ………………………………………………..стр. 15

7. Приложение ………………………………………………………. стр.16

Спасение редких видов животных. Гориллы

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; объект, предмет; цель, гипотезу; задачи; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость и научную новизну исследования; краткий анализ литературы. Объём введения обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; 2-3 главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

Выводы должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Составление библиографического списка требует особой точности.

Правила оформления в списке литературы различных вариантов изданий. Варианты построения списков литературы:

  • алфавитный;
  • систематический;
  • в порядке первого упоминания работ в тексте;
  • по главам научной работы.

Алфавитное расположение. Пример:

1. Аванесов, Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов. - М., 1984.- …с.;

2. Барсуков, В.С. Обеспечение информ. безопасности / В.С. Барсуков. - М., 1996. - …с.;

3. Контрактное право. Мировая практика. - М., 1992. - …с.;

4. Шаваев, А.Г. Безопасность банковских структур / А.Г. Шаваев // Экономика и жизнь. - 1994.- N16.- с.;

5. Гиппиус, З. Н. Сочинения: в 2 т. / Зинаида Гиппиус. - М. : Лаком-книга: Габестро, 2001.- (Золотая проза серебряного века) Т. 1: Романы. - 367 с.;

6. Каленчук, М. Л. О расширении понятия позиция / М. Л. Каленчук // Фортунатовский сборник: материалы науч. конф., посвящ. 100-летию Моск. лингвист. школы, 1897 - 1997 гг. / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. - М., 2000. - С. 26-32

Статья из журнала

Андреева, О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы / О. Андреева // Наука и жизнь. - 2005. - N 1. - С. 118 - 125.

Статья из газеты

Карельская изба: [ о проекте по созданию турист. центра в пос. Шуя] // Прионежье. - 2006. - 1 сент. (№ 32).

Законодательные материалы. Запись под заглавием:

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

Электронные ресурсы

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. - Электрон. дан. и прогр. - СПб.: ПитерКом, 1997. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). - Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Mb.; Windows 95; зв. плата. - Загл. с экрана;

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; Web - мастер Н.В. Козлова. - Электрон. дан. - М.: РГБ, 1997. - Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана;

Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати: . - Режим доступа: http: // / print.php?id=511. - Описание основано на версии, датир.: февр., 10, 2005.

  • по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;
  • по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
  • при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
  • если объектов ссылки несколько - их объединяют в одну комплексную ссылку.

Приложения. Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

  • размещаются после библиографического списка;
  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице. Таблицы , как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных. Цитаты в тексте работы заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.