Переход границы в мурманской области. Российско-норвежская граница x–xx вв

Границы государств и их нарушение во все времена были причиной войн. Начиная со времен Киевской Руси, ее добрососедские отношения с другими странами и княжествами часто не соблюдали как сами русичи, так и другие народы.

Нечасто можно встретить долгие и крепкие взаимоотношения между странами, но именно такие связывали Русь и Норвегию. Соседство этих двух государств редко выходило за рамки дружеского компромисса. Подтверждением этому является граница Норвегии и России, 190-летний юбилей которой отмечался в мае 2016 года.

История взаимоотношения Норвегии и Руси

Варягами называли в Киевской Руси норвежцев, датчан и шведов. Начиная с 10 века, они были частыми “гостями” молодого государства, так как между королевскими династиями часто заключались династические браки. Например, Ярослав Мудрый выдал свою дочь Елизавету за норвежского короля Гаральда, именуемого в народе “грозный”. Сам он был женат на дочери шведского короля Олафа.

Варяжские дружины служили князьям Киевским и воевали с ними против печенегов и даже ходили на Византию. Многие из них навсегда оставались в Новгородских, Киевских, Черниговских и других землях, и ассимилировались с местным населением. Так исторически складывалась многовековая дружба между Норвегией и Русью.

Изменения в норвежской границе времен Киевской Руси

От него требовался не только его талант живописца, чтобы нарисовать новую межу на карте между двумя странами, но и дипломатические способности, так как демаркация заключала в себе интересы трех государств.

Граница России, Норвегии, Финляндии, которая входила в состав империи, была проведена в нескольких местах. С русской стороны она проходила от устья речки Ворьема до ее истока и далее на запад до церкви Бориса и Глеба, а затем на юг по реке Паз до Райякоски.

На территории Финляндии (южная часть границы) это труднодоступные места от русла Паз через несколько холмов, рек и озер до горы Кольмизойве-Мадакиедса и дальше до места слияния притока Скаареиок с рекой Тана.

Крайней точкой границы была местность, где еще в 1751 г был установлен рубеж между Норвегией и герцогством Финляндским. За ним шли ранее неразделенные лапландские земли. В таком виде граница просуществовала до 20 века.

Изменения в 20 веке

В 20 веке граница Норвегии и России несколько раз меняла свои очертания, и связано это было с военными и политическими событиями, которыми этот период был перенасыщен. Можно отметить изменение границы в такие временные периоды:

  • С 1920 по 1944 год образовалась норвежско-финская граница в связи с выходом Финляндии из состава России в 1918 году и аннексией ею округа Петсамо.
  • В 1947 и 1949 годах был подписан новый договор и проведена советско-норвежская граница.
  • С 1991 года Норвегия имеет сухопутную границу с Россией, чей суверенитет она признала после распада СССР.
  • Договор о делимитации Баренцева моря и Ледовитого океана между двумя странами был подписан в 1993 и 2011 годах.

Если на суше с русско-норвежской границей все просто, то разделение этих государств на море почти 80 лет было спорным.

Морская граница

Спорная морская граница России - Норвегии появилась в 1926 году, когда СССР объявил часть Баренцева моря и Ледовитого океана своими в одностороннем порядке. Никто этой границы не признал, но воевать за нее тоже не желали.

Было захвачено 175 000 км 2 норвежской акватории, и это сделало отношения между двумя странами напряженными. В 1976 году Норвегия решила не отставать и также в одностороннем порядке объявила эти территории своими.

Единственное, что смогло смягчить напряженную ситуацию, - это договор о совместном использовании спорной территории в рыболовстве. Любые геологические или нефтедобывающие работы в этих местах были запрещены.

В 2010 году был подписан договор между Россией и Норвегией, по которому последняя получила назад свою акваторию в Баренцевом море и Ледовитом океане.

Граница сегодня

В наше время составляет 195,8 на суше и реках и 23,3 км по морю. Убранные в 90-х годах 20 века заграждения между двумя странами вновь восстанавливаются с 2016 года со стороны Норвегии.

Заградительный забор должен стать препятствием для проникновения в Шенгенскую зону беженцев.

Покатавшись по Русскому Северу, мы собрались в Скандинавию. Следующая точка - самый северный мыс Европы Нордкап. Мурманская область имеет три погранперехода: два с Финляндией и один с Норвегией, причем они имеют свои особенности. Через какой удобнее проехать и что для этого необходимо, будет написано в этом посте.

Самый быстрый и прямой способ попасть в Норвегию на этот мыс через МАПП Борисоглебск - единственный погранпереход с этой страной. Но тут есть один важный момент - если вы собрались в Норвегию на долго и взяли с собой продукты, на этой границе придется со всеми запасами попрощаться, т.к. норвежцы не разрешают их провозить с собой. У нас с собой был полный багажник провизии на две недели путешествия, терять их и тратить огромные деньги на покупку местных никак не хотелось. Оставался вариант только через Финляндию (как раз визу этой страны мы и делали, потому что планировали через нее как въехать так и выехать).

У Мурманской области две границы с Финляндией: МАПП Салла и МАПП Лотта. КПП Лотта ближайшая к Мурманску и находится в 230 км от города. Дорога длинная и без населенных пунктов, поэтому перед выездом нужно знать две вещи: 1) по пути нет заправок, а на самой границе цена литра топлива примерно на 10 рублей дороже, чем в Мурманске, поэтому заправьтесь заранее и до полного бака (допускается перевозить с собой не более 10 литров топлива в железной канистре), 2) граница не особо популярная, поэтому перед ней отсутствуют пункты, где можно купить гринкарту на автомобиль, позаботьтесь об этом заранее в Мурманске, иначе придется возвращаться.

Для перехода границы на автомобиле нужно иметь при себе: загранпаспорт с визой, документы на автомобиль (если даже вы не собственник, генеральную доверенность не спрашивают), ту самую гринкарту (минимальный ее срок 2 недели), страховка жизни на время пребывания в зоне Шенгена (могут спросить), бронь отелей (чтобы не объяснять весь маршрут, мы предъявили только двухнедельную бронь отеля в Хельсинки и сказали, что сейчас поедем туда и проведем там все оставшееся время).

Еще очень важный момент! В Финляндии, как и во всей Скандинавии, строго запрещены антирадары. За это предусмотрен штраф порядка 100 евро, изъятие данного прибора и хранение его на данном КПП, пока вы не вернетесь и не заберете его обратно, за хранение также предусмотрен сбор. Причем, не достаточно просто снять его с автомобиля, необходимо всячески избавиться от следов его нахождения - провода, коврики и следы от липучек на стеклах. Если пограничник заподозрит, что антирадар на автомобиле был установлен, будет перетряхивать машину. Мы сняли антирадар, спрятали его в спальник, убрали проводок, а при удалении липкого коврика, оставались следы клея, которые никак не хотели убираться. Тогда мы придумали другой вариант - приклеили коврик обратно и поставили на место антирадара телефон с включенным навигатором, чтобы отвести внимание. Получилось! Пограничники внимательно посмотрели на телефон, лобовое стекло и пропустили нас.

Кстати, обе границы в пятницу днем мы прошли минут за 30. Граница чрезвычайно безлюдна, в основном ей пользуются жители Мурманска и то в пятницу вечером (субботу утром) в сторону Финляндии и воскресенье вечером в обратную. Поэтому в это время не советую ее пересекать. В остальные дни тут почти никого нет.

Что касается навигаторов, пользовались несколькими - от Гугла, MapsMe и предустановленным в ГУ автомобиля. У каждого есть свои плюсы и минусы, поэтому мы решили дублировать разными, чтобы случайно не уехать не туда.

В Европе огромные штрафы за превышение скорости и скорость строго ограничена знаком. Если написано 80, то можно ехать не более 80, а не как у нас 99. Радар может посчитать за превышение даже +1 км в час, поэтому чтобы избежать возможных штрафов, ехали на 5-10 км в час ниже установленного лимита. Перед всеми камерами установлен знак, предупреждающий о ее приближении. Почти все тут автоматизировано, за все время путешествия видели полицию только пару раз, патрули не стоят и пунктов, подобных нашим ДПС, нет. После начала каждого населенного пункта есть знак, который поясняет, какой скоростной режим нельзя превышать, это видно на фото на заднем фоне. Поэтому нет необходимости гадать, какой скорости нужно придерживаться в том или ином городе. За 2 недели путешествия мы не получили ни единого штрафа.

Примерно через 200 км после пересечения границы с Финляндией, начинается Норвегия, обозначено это таким знаком:) Как вы видите по фото, обочины на дорогах либо вообще нет, либо почти нет, поэтому встать на автомобиле, не помешав движению, вне стационарных стоянок очень сложно.

Особенно это мешает, когда хочешь остановиться, чтобы сделать какой-нибудь шикарный кадр, а в Скандинавии у вас постоянно будет такой желание. Приходится либо останавливаться прямо на дороге, либо съезжать со склона с риском перевернуться. По моим ощущениям, и сами дороги чуть уже, чем в России. Каждый раз, когда тягач с прицепом проезжал мимо, нервишки здорово шалили, особенно на поворотах, того и гляди, тебя зацепят.

Первую остановку на отдых и небольшой пикник сделали в маленьком городке по пути около продуктового магазина Coop. Посмотрели цены и поняли, что не зря набрали с собой столько продуктов. В среднем, все дороже раза в 3, чем у нас. А этот термос впоследствии здорово нас выручал, когда не было времени на готовку пищи. Позже я расскажу, как мы готовили еду и где жили.

Первый шок, который мы испытали, пока тут отдыхали - это вид убитого лося в прицепе автомобиля.

29 мая вступает в силу новый порядок пересечения норвежско-российской границы гражданами двух стран, живущими в 30-километровой приграничной зоне. С этого дня они смогут посещать соседнее государство без виз.

В честь этого события в Киркенесе (норвежский город в 8 км от границы с РФ) состоятся официальные мероприятия, на которые ожидаются российские политики и министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стёре. Кстати, именно он стал инициатором открытия границы для жителей приграничных регионов.

Стёре выдвинул эту идею еще в 2008 году во время переговоров с губернатором Мурманской области, однако реализоваться она смогла лишь спустя четыре года. Соответствующие документы подписали главы МИД двух стран в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга в октябре 2010 года. В 2011 году соглашение утвердили Госдума и Совет Федерации.

Теперь жителям приграничных районов двух стран для визита друг к другу понадобиться лишь загранпаспорт и специальное удостоверение жителя приграничного региона. Для его получения заявитель должен представить в консульские службы Норвегии обоснованную причину в необходимости регулярного посещения приграничной территории - это могут быть родственные связи, экономические, культурные или иные причины. При обращении за визой приглашений в данном случае не потребуется.

Сбор за оформление разрешения составляет 20 евро, причем от его уплаты освобождены несовершеннолетние лица, студенты очной формы обучения, лица в возрасте от 60 лет. Документ выдается сроком до 3-х лет и дает право его обладателю на неограниченное количество пересечений границы и его нахождение до 15 дней на территории соседней страны. Кстати, протяженность российско-норвежской границы составляет 196 км.

Открытие границы в Осло считают «маленьким шагом вперед» для двустороннего сотрудничества, но некоторые политики уверены, что Норвегия могла бы сделать намного больше. Так, например, считает руководитель Баренц-секретариата Руне Рафаэльсен. В интервью газете Hegnar он заявил, что от безвизовой зоны «выиграют лишь немногие жители». По предварительным подсчетам, с российской стороны право въезжать в Норвегию без виз получат около 40 000 жителей Мурманской области.

«По большому счету, можно было достигнуть куда большего простыми средствами. Достаточно было распространить финскую практику на норвежско-российской границе Шенгенского пространства», - сказал Рафаэльсен.

Впрочем, в посольстве Норвегии в России заявляют, что пока не намерены выдавать россиянам длинные мультивизы, как это делает Финляндия. Так, например. на недавней пресс-конференции атташе по визовым вопросам посольства Норвегии в РФ , что россияне, которые хотят получить мультивизу, «должны предоставить дополнительные документы, которые подтверждают, что заявителю необходимо несколько раз за какой-то период посетить Норвегию». «Только в этом случае он вправе рассчитывать на мультивизу», - пояснил г-н Рогне.

В Москве завершила свою работу выставка «РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКАЯ ГРАНИЦА: ИСТОРИЯ С ТОПОГРАФИЕЙ». Она проходила в Институте наследия им. Д. С. Лихачёва и была посвящена 100-летию Пограничных войск Российской Федерации. Подготовкой выставки занимались Центр Военного и Морского наследия и Научная библиотека Института наследия.

Экспозиция выставки включала полноразмерные копии топографических и исторических карт, раскрывающих историю установления государственной границы Российской Империи и Королевства Норвегии в XVIII–XIX вв.

Сегодня мы публикуем отрывок из статьи сотрудника Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва кандидата военных наук, доцента, полковника С. А. Рябова, посвященной подписанию «Трактата, заключенного между Его Величеством Императором Всероссийским и Его Величеством Королем Шведским и Норвежским. О границах между Россиею и Норвегиею в Лапландских погостах».

Сергей Рябов с копией карты российско-норвежской границы, составленной В. Е. Галяминым в 1825 г. Музей Экологического центра «Сванховд», п. Сванвик (Норвегия)

В «Полном собрании законов Российской Империи» соглашение от 14 мая (2 мая по старому стилю) 1826 г. называется «Трактат, заключенный между Его Величеством Императором Всероссийским и Его Величеством Королем Шведским и Норвежским. О границах между Россиею и Норвегиею в Лапландских погостах». Эти погосты, в зависимости от сезона летние и зимние, представляли собой поселения лопарей с местами лова ими рыбы или богатыми ягелем угодьями для выпаса оленей. Всего на Кольском насчитывалось 17 погостов, из них пять – это Нявдемский, Пазрецкий, Печенгский, Мотовской, Сонгельский – как раз и попадали в число тех, территорию которых предстояло разграничить. Задача эта непростая, поскольку нужно было учесть множество факторов: интересы, верования, промыслы, традиционные места обитания и т. д. Требовалось собрать воедино сложный «пазл» из, казалось бы, никак не сочетаемых между собой частей. После многомесячной работы российско-норвежской пограничной комиссии с весны 1825 г. по апрель 1826 г. русским комиссаром В. Е. Галяминым и шведским Й. Г. Спорком был подготовлен проект, учитывающий норвежские пожелания и устраивавший российского императора.

В современной норвежской историографии разграничение 1826 г. рассматривается как «приемлемое решение для норвежского правительства, дорого обошедшееся норвежским саамам». Подчеркивается, что центральные власти Соединенных Королевств Швеции – Норвегии сочли результаты разграничения удовлетворительными. Вместе с тем, по мнению норвежских исследователей, демаркация 1826 г. была явной победой русской стороны, получившей львиную долю, 2/3 территории общих округов. Таково, например, мнение О. А. Йонсена, который особо подчеркивает тот факт, что православная церковь Бориса и Глеба на левом берегу р. Паз вместе с окрестностями в одну версту по Конвенции оставалась российской.

Трактат о границе, подписанный в 1826 г. между двумя государствами, стал первым и основополагающим документом, регламентирующим прохождение и установление режима границы между Российской Империей и Королевством Норвегия.

За почти два столетия форма границы, то есть сама линия прохождения на местности, конечно, изменилась. Произошло это по естественным причинам – изменились русла рек, были построены плотины каскада Пазских ГЭС. Отличия есть и в способах обозначения границы пограничными знаками.

После демаркации российско-норвежской границы в 1947 г. и наведения на границе порядка в соответствие с Договором от 1949 г., граница стала проходить примерно по той линии, которая была установлена в 1826 г.

Главное же отличие состояло в том, что если в документах 1826 г., когда говорилось о прохождении границы по рекам Паз и Ворьема, а это две трети всей российско-норвежской границы, то пограничной чертой признавался «стержень сих вод», то есть «срединная линия русла». По демаркации и договору 1947/49 г. уже шла речь о том, что на реках граница проходит по самому глубокому фарватеру, то есть по тальвегу.

Что касается границы на озерах, то чертой разграничения по их водам в Трактате 1826 г. признавалась их «средина» и «самая большая глубина», то есть середина и тальвег. По Договору 1949 г., только тальвег – линия наибольшей глубины.

Норвежцы оценивают это событие так: европейская территория норвежского государства приняла окончательные очертания с подписанием пограничного соглашения с Россией в 1826 г. Благодаря территориальному разграничению, осуществленному на договорной основе, несмотря на недостатки, удалось, в конце концов, создать условия для разрешения споров и конфликтов с русскими.

Что касается России, то, оценивая Конвенцию, следует сказать, что поистине бесценным ее положением является констатация того, что Швеция (Норвегия) навсегда отказывалась от всяких притязаний на земли, принадлежащие России и находящиеся за чертой разграничения.

Вчитаемся еще раз в строки Трактата: «Его величество Король Шведский и Норвежский навсегда отрицает за себя и за Своих Преемников от всяких притязаний, какие в прежние времена Корона Норвежская могла иметь на какие-либо земли, прилежащие к России и находящиеся за чертою разграничения, сим актом установленною» (орфография и стиль документа сохранены).

Фактическое отречение от территориальных притязаний на наши земли на Крайнем Севере за условленной чертой – это ли не высочайшая цена тех уступок, на которые пошла Россия! Вот о чем, в первую очередь, следует знать и помнить. Тем, кто знаком с историей территориальных притязаний Швеции на Севере, а это максимум весь Кольский полуостров, минимум по реку Колу, это особенно хорошо понятно.

Решение пограничного вопроса в области Крайнего Севера продемонстрировало всем заинтересованным участникам разграничения способность и желание русских иметь государственный порядок на государственной границе.

На Крайнем Севере существенно уменьшилась военно-политическая напряженность из-за выпадов Швеции в сторону России. Это позволило сосредоточиться на решении задач обустройства жизни населения в пограничье.

Установление четкой границы пробудило дух состязательности между населением пограничья, который, в свою очередь, стал катализатором развития религиозной, культурной, хозяйственной, военной жизни населения сторон в пограничье. Это инициировало все связи, в первую очередь торговые, коммуникационные и пр.

Норвегия – государство в Северной Европе , основная часть которого находится в западной части Скандинавского полуострова.

Территории Норвегии включает в себя примерно 50 тысяч мелких прибрежных островов, а также крупный архипелаг Шпицберген, острова Медвежий и Ян-Майен Северно-Ледовитого океана. На подробной карте Норвегии можно обнаружить границу страны с тремя государствами: со Швецией на востоке, с Финляндией и Россией на северо-востоке.

Норвегия – один из крупнейших производителей нефти и газа в Европе, мировой экспортёр древесины, титана и рыбы.

Норвегия на карте мира: география, природа и климат

Норвегия на карте мира находится в Северной Европе, на западе Скандинавского полуострова, омываясь водами Северного моря с юга, Норвежского – с запада, Баренцевого – с севера.

Полезные ископаемые

Страна обладает крупными запасами нефти и газа, железа, титана, цинка. В меньших объемах также встречаются месторождения свинца, меди, каменного угля, апатитов и графита.

Рельеф

Большую часть территории Норвегии занимают Скандинавские горы с многочисленными фьордами (глубоко вдающимися в сушу заливами со скалистыми берегами) и долинами. Северная и южная часть страны занята возвышенными плоскогорьями – фьелдами – Юсте-далсбрс, Телемарк, Ютунхеймен, в последнем из которых и находится высшая точка Норвегии – гора Галлхёпигген (2470 м).

Гидрография

Речная сеть Норвегии густая, а сами реки – полноводные, глубокие и узкие. Питание рек снегово-дождевое или ледниковое. Длиннейшая река – Гломма (619 км), протекающая по востоку страны.

Около 4 тысяч норвежских озер занимают 5% площади страны и располагаются преимущественно в Южной Норвегии. Крупнейшее озеро – Мьёса площадью 365 км 2 , на карте Норвегии на русском языке расположенное в южной части страны, в 100 км к северу от столицы Осло.

На территории страны находятся почти 900 ледников, большая часть из которых также приходится на Южную Норвегии.

Флора и фауна

Норвежские почвы не отличаются высоким плодородием. Самые распространенные типы почв: горно-луговые, слабогумусные подзолы, подзолы, бурые, болотные оглеенные и другие.

В стране встречаются смешанные широколиственные леса, тайга и хвойно-широколиственные, горные леса и тундровая растительность. Леса занимают 27% территории страны, в них растут: дубы, буки, ясени, березы, ели, мхи и лишайники.

В местных лесах и тундрах водятся рыси, олени, куницы, горностаи, белки, медведи, зайцы и лисицы; а среди представителей пернатых – глухари, тетерева, чайки, гуси и другие птицы. В пресных водоемах обитают рыбы семейства лососевых, а в морских – сельдь, макрель, треска.

К природоохранным зонам Норвегии относятся 37 национальных парков, несколько заповедников и около сотни заказников.

Климат

Климат Норвегии меняется от мягкого умеренного морского на юге, умеренного континентального в центре и до субарктического на самом севере страны. Климат Норвегии значительно смягчается под влиянием теплых течением Атлантического и Северно-Ледовитого океанов, отличаясь мягкой, для таких высоких широт, зимой и прохладным летом. Средняя температура января в Норвегии колеблется от -17 °C на крайнем севере до +2 °C на юго-западе страны, а средние температуры июля составляют от +7 °C до +17 °C соответственно. В Норвегии преобладает пасмурная и дождливая погода – в год выпадает примерно 800 – 1200 мм осадков.

Карта Норвегии с городами. Административное деление страны

Норвегия состоит из 19 фюльке (провинций, губерний), а также неофициально делится на 5 регионов:

  • Южная Норвегия,
  • Северная Норвегия,
  • Западная Норвегия,
  • Восточная Норвегия,
  • Центральная Норвегия.

Крупнейшие города

  • Осло – столица и важнейший город Норвегии, расположенный на берегу Осло-фьорда, на юго-востоке страны. Осло является крупным морским портом и центром нефтегазовой промышленности, а также одним из самых дорогих городов мира. Крепость Акерсхус, построенная в 13-м веке – главная достопримечательность города. В Осло проживает 673 тысячи человек.
  • Берген – второй по величине город страны, который на карте Норвегии с городами на русском языке можно обнаружить в ее западной части. Нахождение на побережье Северного моря определяет основную специализацию города – морской бизнес и морские исследования (океанография). Население Бергена – 273 тысячи человек.
  • Алесунд – еще один город на западном побережье Норвегии, крупнейший центр рыболовной промышленности страны. В трех километрах к западу от Алесунда находится большой аквариум, где наглядно показывается жизнь морских обитателей Северной Атлантики в самых естественных условиях – трески, угрей, палтусов и других рыб – потому что вода в него поступают напрямую с моря. Население города составляет 42 тысячи человек.