Презентация по теме научное познание. Методы научного познания

краткое содержание других презентаций

«Духовно-нравственная сфера» - Какое слово пропущено в схеме. Формы религий. Элитарная культура. Образовательные ступени системы образования РФ. Культура (в узких смыслах). Основной круг вопросов, проверяемых в рамках ЕГЭ. Верны ли следующие суждения о СМИ. Найдите в приведённом списке примеры СМИ. Проблема социальной ответственности учёных стала особенно актуальной. Духовно-нравственная сфера. Искусство, его формы и основные направления.

«Развитие научно-технического прогресса» - Многие поколения ученых. Электромагнитное поле. Астрономия. Электромагнитная природа мира. Единство строения материи. Единство мира. Первичные частицы. Биология. Частицы вещества. Джеймс Клерк Максвелл. Фундаментальные законы. Механическая картина мира. НТР и НТП. Техника. Физика и научно-техническая революция. Технический прогресс. Значение физики. Физика.

«Материальная и духовная культура» - В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", «обработка". Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям. Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Человек в мире культуры. Западная культура. Духовная. Материальная. Восточная культура. Культура. Что же такое культура? Роль культуры в нашей жизни. Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества.

«Уровни научного познания» - Научная теория. Теоретический уровень. Эксперимент. Эмпирический уровень. Описание. Функции научного познания. Отличия от обыденного познания. Наука. Гипотеза. Научное познание. Уровни научного познания. Моделирование. Наблюдение.

«Мировоззрение и познание» - Развитие навыков проективного мышления. Миф как обман. Миф как предание. Истина в представлении русского языка и культуры. Пути науки. Задачи элективного курса. Миф как игра. Ассоциации. Миф вчера и сегодня. Вера и чудеса. Учебно-тематическое планирование. Сравнительный анализ. Дух и духовность. Поэзия истины и истина поэзии. Истина и миф. Миф как метафора. Миф как жизнь. Типы лингвокультурологических заданий.

«Шопенгауэр» - Свободно владел немецким. Философ написал девять произведений. Тяготел к немецкому романтизму. Анализ воли человека. Артур Шопенгауэр. Основной философский труд. Философ пессимизма. Пренебрегал элементарными благами. Упоминание о. Шопенгауэр был женоненавистником.

Методы и формы научного познания Подготовила: студентка 2 курса 904 гр. Воробей К.В. Проверил: Муравьёв И.Б. Тюмень 2011

Слайд 2

Глава 1. Научное познание 1.1 Задачи научного познания 1.2 Особенности научного познания Глава 2. Уровни научного познания Глава 3. Методы эмпирического уровня НП 3.1 Наблюдение 3.2 Эксперимент 3.3 Факты, анализ, синтез Глава 4.Методы теоретического уровня НП 4.1 Метод исследования Глава 5. Формы научного познания Тесты для самопроверки Библиографический список

Слайд 4

Задачи научного познания

Описание Объяснение Предсказание Глава 1. 1.1 Задачи научного познания

Слайд 5

Глава 1.1.2 Особенности научного познания

Достоверное обобщение фактов; Объективная истина; Ориентация на воплощение в практике; Целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов; Применение специфических материальных средств (приборов, инструментов); Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Слайд 6

Ф. Бэкон Р. Декарт

Слайд 7

Глава2.Уровни научного познания

  • Слайд 8

    Глава 3. Методы эмпирического уровня научного познания. 3.1 Наблюдение.

    Наблюдение Однозначность цели, замысла Системность в методах наблюдения Объективность Возможность контроля

    Слайд 9

    Глава 3.3.2 Эксперимент.

    Эксперимент Качественный Измерительный (количественный) Социальный Мысленный

    Слайд 10

    Глава 3.3.3 Факты, анализ, синтез.

    Факты Анализ Синтез

    Слайд 11

    Глава 4.Методы теоретический уровень научного познания.

    Абстрагирование Аналогия Моделирование Предметное Аналоговое Знаковое Мысленное Модельный эксперимент Дедукция Индукция

    Слайд 12

    Глава 4. 4.1 Метод исследования.

    Метод исследования (системный подход) Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов; Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода; В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно - функциональный анализ системы; Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

    Слайд 13

    Глава 5. Формы научного познания

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Слайд 14

    Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

    Слайд 15

    Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.

    Слайд 16

    Тесты для самопроверки

    В научном познании выделяют два уровня: 1) эмпирический и теоретический; 2) новаторский и репродуктивный; 3) диалектический и метафизический; 4) эклектический и монистический. К эмпирическому уровню познания относится: 1) анализ фактов; 2) выдвижение гипотез; 3) построение картины мира; 4) построение теории. К методам теоретического уровня познания НЕ относится: 1) системных подход; 2) эксперимент; 3) структурно-функциональный анализ; 4) моделирование. Назовите формы научного познания.

    Слайд 17

    Библиографический список

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

    Посмотреть все слайды


    • содействовать осознанию форм и методов научного познания;
    • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
    • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
    • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    • Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
    • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.

    • научная теория;
    • эмпирический закон;
    • гипотеза;
    • научный эксперимент;
    • моделирование;
    • научная революция;
    • дифференциация;
    • интеграция.

    Изучение нового материала

    • Основные особенности методологии научного мышления.
    • Дифференциация и интеграция научного знания.

    Вспомните. Как связаны чувственное и рациональное в познавательной деятельности людей? Какое знание считается истинным? В чём выражается объективность истины? С какими законами развития природы, открытыми учёными, вы познакомились на уроках физики, биологии?


    Особенности научного познания

    Найдите лишнее высказывание

    • «Не рой яму другому – сам в неё попадешь»
    • «Пришельцы с других планет живут среди нас»
    • «Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности»
    • «Каждый человек стремится к материальному достатку»
    • «У каждого человека есть своя аура»

    Прочитайте пункт «Особенности научного знания» на стр. 248 и выпишите особенности


    Особенности научного познания

    • Получение нового для человечества знания.
    • Объективность получаемого знания
    • Использование специальных методов познавательной деятельности.
    • Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях, проверяемость знания.
    • Рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность).
    • Развитость понятийного аппарата ( терминология ).
    • Универсальность .

    А как получилось у вас в тетрадях? Сверьте!


    Масса веществ , вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ , образовавшихся в результате реакции

    Научное познание - вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении.

    Научное познание - познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.


    Вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

    «Наука как знание существует само по себе - «знание ради знания» - это миф или реальность?


    Два уровня научного знания

    Эмпирическое познание процесс накопления и фиксация опытных данных; исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

    Теоретическое познание -

    Главная задача - описание предметов и явлений, накопление знаний.

    процесс выявления законов и создание научных теорий; сущностное опосредованное познание; имеет дело с идеальными объектами.

    Главная задача

    Форма получаемого знания:

    объяснение изучаемых явлений.

    • Научный факт
    • Эмпирический закон

    Форма получаемого знания:

    • Гипотеза
    • Закон
    • Теория

    Методы эмпирического познания

    Методы теоретического познания

    Наблюдение целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта

    Гипотеза – научное предположение, нуждающееся в проверке.

    Измерение - сравнение объектов по каким-либо общим свойствам и сторонам.

    Теория – целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

    Описание – фиксация сведений об объектах с помощью средств языка.

    Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданной для их изучения.

    Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях

    Анализ –

    Синтез –

    Индукция –

    Дедукция –

    Аналогия -




    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
    • ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration - восстановление) фиксирует обратный процесс - сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

    Интеграции научного знания, по оценкам специалистов, препятствует дефицит объединяющих научных идей ; бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошёл).


    КАК ПРОИСХОДЯТ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

    Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшая в начале XX в. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся учёных коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. И всё же, существенно обогатив их, физика прошлого века не отменила прежних представлений, но указала на ту область, в пределах которой они справедливы.

    Альберт Эйнштейн , (14.03.1879 – 18.04.1955) - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности

    Макс Планк (1858-1947) (Макс Карл Эрнест Людвиг) - немецкий физик, один из основоположников квантовой теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913) и почётный член АН СССР (1926).


    • далёк от профессиональной научной деятельности, но постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей (бытового комфорта);
    • всё более укрепляется авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления;
    • Вместе с тем имеются и сторонники вненаучной картины мира: свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному.

    • Каковы основные отличия научного познания от обыденного?
    • Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?
    • Что присуще теоретическому уровню науки?
    • Соотнесите уровни и методы научного познания.
    • Что отличает эксперимент от наблюдения?
    • Какова роль гипотезы в научном познании?
    • Приведите примеры научного моделирования.
    • В чём проявляется дифференциация научного знания? Каковы её причины?
    • Что затрудняет интеграцию научного знания в современных условиях?
    • Как развивается научная революция?

    • Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)
    • В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...
    • Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...
    • Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.

    С1. Приведите по три примера ненаучных и научных форм познания.

    С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не всё доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.

    Что ещё придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких "ограничителя".

    С3. Назовите три формы рационального познания.


    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    Научное познание, его формы и методы Урок обществознания 10 класс. Профильный уровень. Презентацию подготовила: учитель обществознания Хохлова Е. Л. Научное познание, его формы и методы.

    Научное познание, его формы и методы.

    Научное познание

    • Наука на сегодняшний день является основной формой человеческого познания. Оно отличается от обыденного познания.

    Научное познание 1) вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении. 2) познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

    Принципы научного познания

    • систематичность
    • доказательность
    • воспроизводимость
    • результатов
    • объективность
    • проверяемость
    • исследование
    • свойств,
    • связей,
    • отношений
    • познание
    Отличия от обыденного познания
    • 1. Стремление к максимальной объективности в изучении предметов и явлений.
    • 2. Для фиксирования полученных знаний используется научный язык
    • 3. Научные знания используются не только сегодня, но и рассчитаны на будущее.
    Функции научного познания
    • 1. Познавательно - объяснительная: наука познает и объясняет законы окружающего мира.
    • 2. Мировоззренческая – позволяет выстроить целостную систему знаний о мире.
    • 3. Прогностическая – наука помогает не только познать и изменить мир, но и спрогнозировать последствия этих изменений.
    Уровни научного познания
    • Ученые выделяют 2 уровня научного познания:
    • 1. Эмпирический
    • 2. Теоретический
    Уровни научного познания Методы современного научного познания Формы научного познания Эмпирический уровень
    • Его задачей является описание изучаемых предметов и явлений.
    • Методы:
    • 1. Наблюдение
    • 2. Описание
    • 3. Эксперимент
    • 4. Моделирование
    Наблюдение
    • Наблюдение – это целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.
    Описание
    • Описание – это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.
    Эксперимент
    • Эксперимент – это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
    Моделирование
    • Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно(большие материальные затраты, угроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
    • На сегодняшний день широкое распространение получило компьютерное моделирование.
    Теоретический уровень
    • На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме понятий, научных теорий и законов.
    • Методы:
    • 1. Выдвижение научных гипотез
    • 2. Формулирование научных теорий.
    Гипотеза
    • Гипотеза – это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.
    • На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.
    Научная теория
    • Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
    http://www.mr-info.ru
    • http://www.mr-info.ru
    • http://myvolia.ru
    • http://www.centr-earth.ru
    • http://vseowitch-will.sitecity.ru
    • http://library.nstu.ru
    • http://lasmed.phys.msu.su/maxim/index.html
    • http://www.astrakhanfm.ru
    • http://clipart2.narod.ru
    • http://sarov.nnov.ru
    • http://www.holycross.ac.uk/science/
    • http://nnm.ru



    Критерии научности знания: 1. Объективность, достоверность. Научное знание должно соответствовать реальным процессам, то есть быть истинным. 2. Доказательность, обоснованность. Знание, являющееся результатом научного познания, должно быть научно доказано, обосновано. В качестве обоснования могут выступать эмпирические факты и логические аргументы.


    3. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов. 4. Выраженность в понятиях. Научное знание должно быть выражено в системе определенных, выработанных данной наукой понятий. 5. Системность. Научное знание должно быть согласовано с определенной концепцией, сложившейся в науке или служить основой формирования новой концепции. 6. Способность к развитию, то есть потенциал знания к порождению нового знания.


    Вопрос 2. Тенденции развития современного научного познания 1. Глубокая дифференциация и интеграция научного знания. Дифференциация – процесс образования новых наук, выделение из традиционных наук специфических предметов научного исследования. Интеграция – процесс объединения наук в систему, образование синтетических наук, обеспечивающих комплексное изучение объекта науки.


    2. Математизация современной науки. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания, стремление к анализу количественных характеристик. 3. Ускорение развития научного знания: за десять лет объем научной информации удваивается, увеличивается количество людей, занятых в науке. 4. Качественно изменяется структура научного знания: основное значение в научном познании приобретает философская теория (метатеория) и методология, логика науки.






    Вопрос 4. Методы и формы научного познания Метод (греч.methodos – путь, исследование) – способ, совокупность правил, приемов получения нового знания. Специальные (частные) методы – методы, которые используются в специальных науках (спектральный анализ, статистический метод, метод меченых атомов и др.). Общенаучные методы – методы, которые используются во всех науках. Универсальные (всеобщие) методологические принципы – совокупность требований, выполнение которых необходимо для проведения научного исследования.


    Методы научного познания Методология науки исследует общенаучные методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования. Методы эмпирического уровня познания – наблюдение и эксперимент. Методы теоретического уровня исследования – анализ, синтез, обобщение, индукция, – анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, математические методы,системный метод и др.


    Философские (всеобщие) принципы научного исследования 1. Принцип объективности. 2. Принцип развития. 3. Принцип всеобщей связи (системности). 4. Принцип внутренней противоречивости. 5. Принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик. 6. Принцип конкретности истины.


    Формы эмпирического уровня научного познания Научный факт (лат. faktum – свершившееся, сделанное) – эмпирический базис науки. Факт – воспринятые человеком и зафиксированные в какой-либо форме стороны, моменты действительности. Явление становится научным фактом, если оно зафиксировано, то есть, указано содержание этого явления, условия (время, место) его существования.


    Формы теоретического уровня научного познания Научная проблема (греч. problema – задача, задание) – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.


    Гипотеза – научное предположение, выдвинутое на основе накопленных научных фактов и объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки и обоснования. Научная теория – обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, объясняющая характер функционирования и развития объекта.