Гражданская активность. Понятие активной гражданской позиции

В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.

Определение термина

Прежде чем давать определение ГП, нужно для начала выяснить, что означает термин «позиция». Позиция - это многообразное качество индивидуума, проявляющееся как в отношении человека к самому себе, так и к окружающей действительности (обществу, государству). Она включает в себя линию поведения субъекта, как социальной единицы в реализации своих жизненных приоритетов и ценностей.

Гражданская позиция - это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП - это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданская позиция - это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

С чего зарождается гражданская позиция?

Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.

Именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга.

Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека - это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.

Формирование гражданской позиции

Формирование ГП начинается с малого. Какие-то основы и зачатки закладываются еще в раннем возрасте. Конечно, ребенок еще не в состоянии понять, что такое гражданский долг. Однако воспитывая в нем уважение к родной земле и своим согражданам, а также прививая бережное отношения к природе - родители тем самым подготавливают почву для формирования у ребенка в будущем неравнодушного отношения к происходящим вокруг событиям.

Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе - социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.

Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов - очень важный этап в формировании социально активного общества.

СМИ как важный инструмент формирования ГП

Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Развитие гражданской позиции

Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.

И если общество ранее не особо вдавалось в тонкости общественной и политической жизни страны, занятое удовлетворением своих насущных потребностей, то в моменты опасностей и серьёзных перемен практически никто не остаётся равнодушным к происходящим событиям.

В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.

Активная гражданская позиция

Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?

Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.

Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.

Почему важна активная гражданская позиция?

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.

По закону каждый человек имеет право выражать свою гражданскую позицию. Каждый субъект имеет возможность принимать посильное участие в политической сфере жизни. Не нужно думать, что всё уже решено свыше и твое мнение ни на что не может повлиять. Необходимо следить за событиями, происходящими в стране, анализировать информацию, поступающую из различных источников, делать выводы, и оказывать посильное влияние на то, что происходит в государстве. Из-за молчаливого согласия и покорности людей стали возможными Холокост, Голодомор, Красный террор и прочие страшные события в истории человечества.

Гражданский долг

Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.

Гражданский долг - это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.

Выполнение гражданского долга - это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.

В заключение

Развитие гражданской позиции - это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность - велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.

Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Шелекский Политехнический колледж

Доклад

«Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе»

Заместитель директора по
Учебно – воспитательной работе
Турганов И. А.

2013 г.

Социально – политехнические и экономические преобразования в Казахстане породили много различных проблем, одной из них является подготовка социально активного специалиста среднего звена, отвечающего идеалам построения демократического гражданского общества и правового государства. В новых условиях общество детерминирует возрастающую роль гражданской активности студентов, поскольку от этого зависит осуществление социальных функций и ролей, обеспечивающих освоение и принятие индивидуально общественных ценностей и идеалов, развитие форм и методов их реализации в поведении, труде, образа жизни.

Актуальность проблемы в современном обществе в формировании гражданской активности и социальной ответственности у студентов профессионального образования определяется рядом негативных тенденций, влияющих на снижение активности нынешнего поколения молодежи. Это связанно с пассивностью, без иниациативностью, привычкой перекладывать всю ответственность на старшее поколение, аполитичность, преобладание узко личностных мотивов, снижение творческой активности, потребности в самосовершенствовании, стремлением получения в сиюминутной выгоды.

Формирование гражданской активности и социальной ответственности студентов в образовательных учреждениях становится решающим фактором прогрессивного социального развития, т.к. от качества профессиональной подготовки специалиста среднего звена о решающей степени зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе. Характер и содержание активности студентов во многом определяется возрастным периодом жизни, характеризующемся развитием потребности в самооценке, саморазвитии, самореализации. Анализ переходного периода от старшего подросткового возраста к раннему юношескому поколению, что на данном этапе формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов, как интегративного качества личности, определяет успешность дальнейшего личностного и профессионального специалиста среднего звена.

Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе – одно из ведущих направлений воспитательно – образавательного процесса в колледже. Сегодня гражданская активность студентов рассматривается в контексте понятий гражданственности, патриотизма, гражданской культуры, гражданской позиции, самоопределения, гражданского общества, признания прав на свободу общества человека. Гражданская активность и сознательность рассматривается как выполнение чем студентами своих гражданских обязанностей и гражданского долга, комплекса субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально – ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности и служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности. Гражданская активность студенческой молодежи представляет собой социально – педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру. Она характеризует осознанное участие молодого человека в жизни общества и отражает его сознательные реальные действия и поступки в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активном участии в общественной жизни. Основными компонентами ее выступает гражданственность, гражданская ответственность, социальная активность. У большинства студентов не сформирована осознанная гражданская позиция чаще всего это либо интуитивные поиски на основании бытовых, случайных знаний и представлений, либо сугубо книжное толкование, не пропущенное через себя знание, не превратившееся в убеждение. Многие студенты считают что их голос все равно не будет услышан, при этом они не отождествляют себе с государством в котором они живут, они не чувствуют ответственности за происходящее в нем.

Эффективность педагогического процесса формирования гражданской активности и социальной ответственности студентов в значительной степени зависти от уровня социального интеллекта, от способности и готовности преподавателей к организации специальной деятельности в социально – деятельностном образовательном пространстве, от пониманием каждым педагогом своей роли в достижении поставленной цели, от умения совершенствовать свою деятельность, от потребности использовать новые формы и методы работы со студентами и их родителей. Успех в формировании гражданской активности студентов в социально – деятельностном образовательном пространстве колледжа на прямую зависит от понимания необходимости организовать специальную среду обучения, воспитания и развития, так как сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей, все это ничуть не отразиться на результате, если оно не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждение, в его позицию. Не вызывает сомнения тот факт, что сформировать студента способен преподаватель, обладающий специальными умениями организации образовательной деятельности, сам умеющий жить в условиях расширяющейся демократизации и правильно ею пользоваться. Это означает способность признавать и принимать как должное наличие разных точек зрения, на демократической основе вести дискуссии, решать возникающие разногласия. Это, с другой стороны, отказ от диктата, от методов давления на студентов, осознание и признание необходимости осваивать новые формы и методы обучения, воспитания и развития, отказ от принципа, согласно которому интересы некоего абстрактного коллектива - на первом месте, а интересы конкретного студента - на втором. Это способность осваивать новые роли: консультанта, партнера. Это необходимость постоянного самосовершенствования, овладения и использования в образовательном процессе различных технологий, адекватных поставленным целям.

Сформировать гражданскую активность и социальную ответственность у студентов способен педагог, обладающий лидерскими качествами, коммуникативными умениями, эмпатией, развитым социальным интеллектом, владеющий активными методами обучения, воспитания и развития, способный создавать развивающую среду.

На современном этапе развития к системе среднего профессионального образования предъявляются новые общественные требования по подготовке специалистов в изменяющихся социально-экономических условиях. На первый план выходят профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего века, проявлять активность в различных сферах жизнедеятельности. Выпускнику СПОУ необходимы умения самостоятельно принимать решения и оценивать их возможные последствия; прогнозировать развитие профессиональной среды, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, владеть оптимальными способами адаптации и развития, тактикой и стратегией решения личных, профессиональных и общественно-значимых задач. Все это требует от него социальной активности, представляющей основу для личностного и профессионального самосовершенствования.

К процессу формирования социальной активности студентов СПОУ на примере колледжа следует подходить с позиций моделирования нового образовательного процесса, основой которого становится включение студентов в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию познавательной, профессионально-трудовой, гражданской и собственной активности.

Таблица 2 – Структура гражданской позиции студентов технического колледжа

познавательный

мотивационно-нравственный

деятельностный

рефлексивный

· выработка знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях;

· понимание социально-политических процессов и явлений;

· наличие базовых знаний, позволяющих студенту определять характер взаимоотношений человека и общества;

· восприятие особенностей культуры, гражданских норм своего народа;

· сформированность потребности к реализации гражданских прав и обязанностей

· гуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе;

· формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение норм гражданского поведения;

· осознание гражданских ценностей как личностно значимых;

· стремление к гражданскому самообразованию и к гражданской деятельности;

· позитивная направленность преобразовательной социальной деятельности

· выполнение гражданских обязанностей из внутреннего чувства осознанной необходимости;

· соблюдение социальных и правовых норм;

· участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровнях

· разработка и реализация социально-значимых проектов;

· развитие умения гражданского поведения.

· умение анализировать свои поступки и прогнозировать их результат в соответствии с гражданскими ценностями;

· умение анализировать социальные ситуации и проблемы;

· осознание и анализ реальной проблемной ситуации, возникающей вследствие рассогласования потребностей личности и гражданских норм;

· осознание и переосмысление бытия и средств деятельности, его содержания в проблемно-конфликтных ситуациях самовыражения и самоактуализации;

· рефлексивное отношение к проявлению своей гражданской позиции в жизнедеятельности

Формирование гражданской позиции студентов технического вуза

Принципы: профессиональной направленности, акмеологический, субъектно-деятельностный

Методы обучения: игровое моделирование, дискуссионные, поисковые, ситуативные.

формирование личностного отношения к будущей профессии, гражданским ценностям;

развитиегражданских способностей студентов и становление гражданской ответственности;

формирование готовности к профессиональной и гражданской деятельности;

проявление активной гражданской позиции

Студенты

Преподаватели вуза

Представители общественных организаций и объединений

Результаты

· динамика уровней сформированности гражданской позиции;

· проявление социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств личности

Методы контроля и оценивания

наблюдение, анкетирование, экспертная оценка

Организационные условия: актуализация гуманитарной составляющей общепрофессионального блока дисциплин; участие в работе студенческой думы и общественных организациях и ассоциациях; организация и реализация социально значимых проектов; создание благоприятного социально-психологического климата в вузе. Педагогические условия: контекстное обучение; организация субъект-субъектных отношений; создание коммуникативных ситуаций и ситуации успеха; мотивационная поддержка формирования гражданских качеств; расширение социального поля деятельностистудента;развитие его потребности к формированию гражданской позиции

ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВАРИАНТЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ

Е.А. Савельева

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В последние годы в России отмечен рост гражданской активности и актуализация гражданских ценностей в самых разных социально-демографических группах, но особенно отчетливо - среди молодежи. Гражданскую активность и соответствующие ценности принято рассматривать в контексте политической вовлеченности, с учетом социального капитала и через участие в негосударственных общественных движениях, но такой подход слишком узок, поскольку гражданская активность имеет отношение не только к политике и социально значимым действиям, но и встроена в повседневную жизнь людей. На основе вторичного анализа эмпирических данных (полученных, прежде всего, методом глубинных интервью) и результатов реализованных автором фокус-групп можно сделать вывод, что гражданская активность, помимо объективной внешней составляющей, обязательно включает в себя внутреннюю установку на активное преобразование себя и окружающего социального мира.

Ключевые слова: гражданская активность, гражданские ценности, молодежь, феноменологический подход, глубинные интервью, фокус-группы.

В современной России формы гражданской активности стали весьма разнообразны: это и участие в митингах, акциях протеста и демонстрациях, и волон-терство - помощь пострадавшим во время техногенных, природных и экологических катастроф, работа в детских домах, домах престарелых, помощь бездомным животным и многое другое. Все это актуализирует социологическое изучение гражданской активности в ее объективном и субъективном (мотивационном) «измерениях».

Так, граждански активное население России как объективный социальный актор стало новым явлением, которое необходимо, как минимум, учитывать для построения адекватной картины нынешнего социального мира.

Гражданская активность может быть позитивной и негативной, общегражданской и локальной, реальной и потенциальной, но очевидно одно - российское общество «пробуждается» от социальной апатии предшествовавших десятилетий, и эта новая во всех смыслах социальная ситуация требует своего научного осмысления. Именно социология должна предложить интерпретацию текущих событий и попытаться ответить на своей извечный, по сути, вопрос «Что здесь происходит?». Но для изучения гражданской активности необходимо, в первую очередь, четко определиться с тем, что мы собственно понимаем под гражданской активностью и гражданскими ценностями.

Рассмотрим, какие в принципе возможны определения понятия «гражданская активность». Следуя за трактовкой гражданского общества как характеризующе-

гося наличием добровольных самоорганизующихся организаций и ассоциаций, гражданскую активность можно определить как добровольное участие в различных некоммерческих структурах, а гражданские ценности - как общие мировоззренческие ориентиры, связанные с благом общества. Например, если рассматривать гражданскую активность российской молодежи с точки зрения концепций социального капитала (по сути, это различные сетевые взаимосвязи, вовлеченность в институциональные формы социального взаимодействия), то можно сделать вывод, что молодежь не слишком активно включается в социально значимые виды деятельности и в основном не использует свой социальный капитал для решения гражданских проблем, т.е. гражданские ценностные ориентации слабо выражены у российской молодежи, ей более важны ценности, связанные с личной судьбой, с близким кругом: «рассматривая тревоги как общественные, исходящие из состояния социальных отношений, респонденты придают им характер опасностей, которых по необходимости следует избегать, конструируя собственную систему „стабильности" и „безопасности" тем, что является результатом собственных усилий, - действиями в кругу близких, пониманием со стороны близких и друзей» .

Другая трактовка предлагает включение и рассмотрение гражданских ценностей молодежи в общем поле политической заинтересованности, вовлеченности и активности. Например, считается, что реальная многопартийность может повлиять на развитие гражданских ценностей и гражданского общества, а индикаторами личностной системы гражданских ценностей являются следующие: представления о перспективах жизни в России; отношение к действующим общественным структурам и институтам власти; национальное самоопределение; оценка наличия и действенности законодательных норм демократического общества; отношение к политическим партиям; предпочитаемые способы защиты своих интересов; суждения о политической системе в России в целом; политическая и идеологическая самоидентификация, политические и иные предпочтения в выборе сценариев развития страны .

Третья условно выделяемая трактовка гражданских ценностей сводит их к разнообразным формам участия в различных общественных движениях: сегодня в развитых обществах на первый план вышло понятие «качество жизни» как связанное, прежде всего, с устойчивой системой ценностных ориентаций, со стремлением общественных движений привлечь внимание общества к таким ценностям, как экологически ответственное поведение, бережное отношение к природе, соблюдение прав человека и т.д.

Современные общественные движения, можно сказать, призывают человека «очнуться», «проснуться» и пересмотреть свои ценности, жить осознанно, не мириться с несправедливостью, мыслить стратегически: «"новые социальные движения" (в соответствии с одноименной парадигмой) являются ценностно ориентированными и нацеленными на преобразование общества, а не только на реализацию собственных групповых интересов» .

Все перечисленные выше трактовки гражданской активности - с позиций теорий социального капитала, политической вовлеченности или включенности в деятельность общественных движений - интерпретируют ее слишком узко для целей эмпирической работы: граждане, считающие себя социально активными, не «попадут» в трех данных случаях в социологически фиксируемую прослойку граждански активного населения, поскольку данные концептуализации гражданской активности не учитывают реального многообразия и насыщенности современной жизни.

Более оптимальной концептуальной рамкой для социологического анализа гражданской активности, вероятно, являются различные теории ценностных ори-ентаций (и социальной установки как трехуровневого образования, включающего в себя когнитивный, эмотивный и конативный компоненты), начало разработки которых было положено еще классиками социологии - М. Вебером, Э. Дюркгей-мом, Ф. Теннисом, Т. Парсонсом, У. Томасом и Ф. Знанецким (ввели термин «социальная установка») и многих других. Так, в 1935 г. Г. Олпорт выделил общие черты социальной установки, с которыми согласны все исследователи: «определенное состояние сознания и нервной системы; выражающее готовность к реакции; организованное; на основе предшествующего опыта; оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение» .

Нередко понятия «ценности» и «ценностные ориентации» употребляются как синонимы, т.е. ценностные ориентации в социологии и социальной психологии позиционируются как некие аналоги более философско нагруженного концепта «ценности». Для целей социологического анализа следует различать и разводить данные понятия следующим образом: ценности - это абстрактные, общие понятия, зачастую близкие понятию идеологии в широком смысле этого слова (примеры употребления - демократические ценности, ценности тоталитарного общества и т.п.); ценностные ориентации - это ценности в действии, в динамике, непосредственно превращенные в поведение, смысложизненные ориентиры индивидов. Соответственно, одна и та же ценность может «превращаться» у разных людей в совершенно различные ориентации (предпочтения, мотивы, поведенческие паттерны), т.е. ценностная ориентация - это индивидуальное, субъективное преломление ценностей.

Если под гражданскими ценностями понимать благо общества, а под соответствующими им ценностными ориентациями - все формы активности по его достижению, то важно выяснить, как именно гражданские ценности преобразуются в гражданскую активность у разных (социально-демографических и социальных типов) людей, так как гражданская активность может пониматься ими совершенно по-разному.

В заданном концептуальном фрейме можно использовать различные методы изучения гражданской активности: массовые опросы (репрезентативные общенациональные и региональные), опросы на митингах, кейс-стади, фокус-группы, глубинные интервью с лидерами общественных движений и инициатив, гражданскими активистами. Так, массовые опросы позволяют измерять, например, индекс

активности в динамике, чтобы оценить колебания активности населения в целом или различных социально-демографических групп в зависимости от различных событий .

Но массовые опросы, как правило, измеряют только средние показатели по России, при этом немаловажные всплески гражданской активности в отдельных регионах остаются за кадром.

Что касается опросов на митингах, то положительной стороной подобных исследований является обращение непосредственно к граждански активному населению, тогда как минусы заключаются в том, что, как правило, здесь гражданская активность сводится исключительно к политическому участию, а остальные и зачастую более важные повседневные аспекты гражданской активности не рассматриваются .

Кейс-стади, несомненно, позволяют более точно показать и понять региональные особенности различных гражданских инициатив и общественных движений, их сходства и различия (например, экологическое движение в Химках, рабочее движение в Рубцовске, движение автомобилистов в Калининграде и др.).

В данном случае исследователь сам выбирает, что считать проявлением гражданской активности, достойным изучения с точки зрения собственной социальной симптоматичности или (не)типичности . Активно сегодня стали применяться глубинные интервью и фокус-группы, чтобы, например, определить структуру какого-либо движения или понимание его участниками собственных задач, гражданских ценностей или изучаемого феномена в целом .

Качественный подход в изучении гражданской активности становится сегодня все более широко распространенным в силу своей эффективности - он позволяет всесторонне охарактеризовать данный социальный феномен и отследить происходящие с ним изменения, потому что слой граждански активных людей в России все еще достаточно тонок, чтобы важные локальные изменения было заметно (и, соответственно, можно было «замерить») на общероссийском уровне.

На мой взгляд, для изучения гражданской активности в России сегодня оптимальной концептуальной рамкой выступает феноменологический подход - здесь под гражданской активностью понимается ровно то, что сами люди вкладывают в данное понятие и стремятся реализовать в своей повседневности, конструируя тем самым свою социальную реальность. Соответственно, для концептуализации понятия «гражданская активность» необходимо обратиться к качественному подходу, поэтому в 2012 г. было проведено две фокус-группы со студентами старших курсов факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, в которых в качестве респондентов приняли участие 15 человек (1). Для адекватной интерпретации результатов фокус-групповых дискуссий они будут контекстуализированы данными о гражданской активности молодежи, полученными в ходе эмпирических проектов Ульяновского НИЦ «Регион» (2) .

Молодежь (студенчество) как объект исследования была выбрана в связи с тем, что для социологической науки вневременной актуальностью обладает во-

прос о влиянии различных институтов социализации на усвоение ценностей молодежью, поскольку ценностные ориентации нынешних молодых поколений определяют перспективы развития общества. Ценностные ориентации молодежи, особенно подростков, могут существенно изменяться в процессе трендовых замеров - об этом свидетельствуют проведенные Р. Инглхартом исследования ценностей, которые позволили ему доказать изменение обществ в контексте постмодерна .

Инглхарт разделяет ценности на материалистические (акцент на экономической и физической безопасности) и постматериалистические (на первом плане самовыражение и качество жизни) и сформулировал теорию межгенерационного изменения ценностей, основанную на двух гипотезах - недостатка и лага. Гипотеза ценностной значимости недостающего утверждает: «приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической" среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает». Дополняет ее гипотеза социализационного лага: «состояние социально-экономической" среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный" временной" лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной" степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию» . Таким образом, согласно Инглхарту, развитые общества меняются потому, что достигли экономической и физической безопасности, и на первый план выходят постматериалистические ценности - эстетические, духовные и т.п. Это порождает глобальный сдвиг к постмодернизации общества, но не моментальный, а отложенный во времени, потому что формирование ценностных ориентаций происходит в период ранней социализации человека.

Через несколько десятков лет, когда происходит смена поколений, для людей становится важным не выживание или экономический рост, а субъективное благополучие, счастье, которое зависит уже не от материального благосостояния, а от качества жизни (например, защита окружающей среды становится приоритетнее, чем развитие нового производства, гармония и спокойствие - чем резкий экономический рост, связанный с нарастанием психологического напряжения): «постмодернизация представляет собой сдвиг в стратегиях выживания; она движется от максимизации экономического роста к максимизации выживания и благополучия через изменения образа жизни» .

События, которые переживает молодежь, в дальнейшем влияют на всю ее дальнейшую жизнь, поэтому изменения ценностей в обществе носит отложенный характер. Когда через несколько десятков лет молодежь станет главным социальным актором, то будет нести в себе и реализовывать именно те ценностные ориентации, которые сформировались во время взросления.

Итак, рассмотрим, из каких «элементов» состоит гражданская активность, согласно представлениям молодежи, на основе вторичного анализа результатов исследований НИЦ «Регион» и фокус-групповых дискуссий, проведенных автором. Ниже в табл. 1 сгруппированы по разным основаниям всевозможные представления молодежи о гражданской активности.

Таблица 1

Представления молодежи о гражданской активности

Форма Занятие общественной деятельностью «Членство в какой-либо организации, принадлежность к общественному движению, проявления альтруистических настроений, инициативная социальная работа, в том числе волонтерская деятельность»

Внутренняя позиция, направленная на преобразование себя и окружающего мира «Это осознанная деятельность человека, когда он понимает, что он гражданин, зачем ему это надо... он не апатичен» (фокус-группа)

Отношение к деньгам Коммерческая «Если рассматривать гражданскую позицию с коммерческой точки зрения, то можно рассмотреть ее именно с точки зрения каких-то компаний, сообществ, которые высказывают свою точку зрения и, таким образом, их гражданская позиция как-то больше влияет на изменения в обществе, чем гражданская позиция отдельно взятого индивида» (фокус-группа)

Некоммерческая «Гражданская активная позиция не связана с какой-то коммерцией, это должен быть личный какой-то позыв человека, не связанный с экономической точкой зрения» (фокус-группа)

Ширина охвата Общегражданская политическая деятельность/ в контексте патриотических настроений «Если граждански активный человек хочет, чтобы его интересы представлялись, он понимает, что надо пойти голосовать» (фокус-группа)

Общегражданская деятельность, не связанная с политикой «Константин Кинчев, он за счет музыки очень много делает... Он кстати имеет влияние на массу на некоторую, чем также влияет на политику, на гражданскую позицию людей» (фокус-группа) «Цой многих заставил... там все были стадом, а он научился выражать свое мнение» (фокус-группа)

Локальная деятельность, направленная на решение отдельной проблемы / помощь близкому окружению «Гражданская активная позиция включает в себя, прежде всего, заботу о ближних людях, не то что бы даже о ближних, вообще обо всех, ну и в том числе о ближних. Думаю, нужно начать сначала с близких, а потом далее, далее насколько есть силы, какие средства вообще возможны в этом» (фокус-группа) «Моя консьержка в доме с активной позицией, потому что она выбила нам вокруг дома дороги, да, у нас дома принадлежали немного не как обычные дома принадлежат... Они там к военной какой-то администрации принадлежали. Выбили, чтобы нам чистили дороги зимой, чтобы нам отремонтировали дороги, чтобы площадку сделали» (фокус-группа)

Готовность к действию Реальная(непосредственные действия) Они видят, что есть какая-то проблема, ну вот в данном случае, предположим, коррупция. Они не просто сидят, сложа руки, вот говорят об этом, говорят, говорят, напоминают: «ну давайте, что-нибудь сделаем»... Не только говорят, но и делают сами (ФГ, девушка).

Потенциальная (желание, но пока без действий) «Это, прежде всего, желание сделать общество лучше. Либо помочь обществу, либо помочь решить его какие-либо проблемы» (фокус-группа) «Люди, которые готовы внести лепту какую-то, которые не просто сидят там и смотрят телевизор, и знают, что вот происходит, но и хотят что-то сделать. И даже... ну даже... Пускай даже хотят просто» (фокус-группа)

Влияние на общество Позитивная (улучшение окружающего мира) «Я пытаюсь свое хорошее передать тем окружающим, которые вокруг меня, чтобы они больше понимали, чтобы наша общая атмосфера становилась хорошей... т.е. это в коллективе, на работе» (фокус-группа)

Негативная (экстремистская, агрессивная) «Гражданская активность может быть не только положительной, направленной на какие-то благие дела, но также она может идти в отрицательную сторону» (фокус-группа)

Окончание

Основание Виды гражданской активности Цитаты

Бесполезная(простая трата времени, манипуляция со стороны кого-либо) «Сейчас я, наверное, все-таки больше пессимист, который скажет, что это (митинги) вряд ли что-то изменит, т.е. я могу поучаствовать, скорее всего, поучаствую, но не с той мыслью, что это что-то изменит» (фокус-группа)

Направление Организация молодежных праздников, спортивных соревнований «Возраст молодых - 14-17 лет, приходится на обучение в школах и средних специальных учебных заведениях, где организации молодежного досуга уделяется большое внимание со стороны учителей, активно привлекающих к этой деятельности учащихся» .

Организация подростковых и молодежных клубов «Эту группу представляет молодежь, имеющая высокий уровень материального благосостояния, которая верит в то, что жизнь через несколько лет станет лучше»

Экологическая, деятельность по охране природы, животных «Например, защита Химкинского леса, в основном там была молодежь, которая старалась защитить лес от государства, которое хотело срубить его» (фокус-группа)

Молодежные общественные организации, клубы молодых лидеров «Сейчас существует много молодежных организаций, молодежь всячески пытается принимать участие в развитии государства» (фокус-группа)

Студенческий (школьный) актив «Активность в школе/университете позволяет повысить свой социальный статус и конвертировать свою активность в дополнительные возможности»

Профсоюз «Если гражданская позиция активная на работе, ну, т.е. профсоюзы какие-нибудь, все такое, близкие немного, наверное, относятся к другой сфере жизни человека, как к гражданскому» (фокус-группа)

Подготовка молодежных медиа-проектов (журналы, газеты) «В данном случае высокий уровень гражданской активности напрямую связан с творческой активностью. Представители данной группы считают, что молодежь играет важную роль в политике, экономике и культуре»

Волонтерская деятельность по оказанию помощи «Например, инвалидам, бездомным, наркоманам, ВИЧ-инфицированным»

Военно-патриотические клубы, охрана общественного порядка «В качестве проблем молодежи представители этой группы называют малое количество спортивных площадок и клубов»

Участие в политических партиях Все оппозиционеры, которые более или менее на слуху, с активной гражданской позицией, политики» (фокус-группа)

Участие в митингах, демонстрациях, политических акциях «Ежемесячно повторяется такая демонстрация 31 числа, за 31-ую статью конституции. У нас есть такая социально активная, либерально настроенная прослойка, которая каждый месяц отстаивает возможность проводить собрания» (фокус-группа)

Данную концептуальную схему можно использовать для измерения гражданской активности с помощью шкал и техник, описанных ниже. Конечно, данные наработки несут рекомендательный характер и должны быть апробированы в пилотаже и разведывательном исследовании (табл. 2).

Вестник РУДН, серия Социология, 2013, № 2

Таблица 2 Название

Основание Методика измерения

Форма Полуоткрытый вопрос об участии (допустим, за последний год) в общественной организации, движении, акциях, волонтерстве, с указанием «в какой именно организации, чем занимался», чтобы уменьшить вероятность социально желательных ответов. Для измерения внутренней позиции - шкала Лайкерта: одинаковое число позитивных и негативных (например, по пять) утверждений о преобразовании себя и окружающего мира, согласие или несогласие с которыми респондент должен выразить на стандартной порядковой шкале (от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен»).

Отношение к деньгам Например, вопрос «Получаете ли Вы доход от своей общественной деятельности?». Должен быть предварительный вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли Вы общественной деятельностью профессионально?».

Ширина охвата Проективная ситуация на измерение установки к общегражданской/локальной деятельности: «Представьте, что Вы занимаетесь общественной деятельностью. Что Вам ближе: Вы бы предпочли решить небольшую проблему, которая волнует лично Вас, после чего приостановить свою деятельность до возникновения новых проблем подобного рода, или заниматься деятельностью, охватывающей широкий круг проблем, на постоянной основе?». Проективная ситуация на измерение установки к политической/неполитической гражданской активности: «Представьте, что Вы занимаетесь общественной деятельностью. Что бы Вы предпочли: пойти «в политику» и действовать от имени лица, имеющего некий политический пост (например, депутат Государственной Думы), или действовать от имени лица, имеющего позицию в другой сфере (профессиональная, культурная и т.д.)?».

Готовность к действию Для измерения реального участия - полузакрытый вопрос об участии в общественной деятельности, с указанием, когда и что именно осуществлялось (чтобы снизить число социально желательных ответов), также возможен вопрос о частоте участия («редких» участников можно считать только потенциально граждански активными). Для измерения готовности потенциально участвовать - шкала Богардуса с постепенным повышением степени готовности (например, от «иногда у меня возникает желание сделать что-то хорошее окружающим» до «иногда я делаю перепост в социальных сетях с призывами, но сам не участвую»).

Влияние на общество Шкала Лайкерта: одинаковое число позитивных и негативных (например, по пять) утверждений об отношении к собственной гражданской активности, согласие или несогласие с которыми респондент должен выразить на стандартной порядковой шкале (от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен»).

Направление Структура гражданской активности по этому основанию нужна для формирования вопросов о ее формах и готовности к действию в целом.

Итак, резюмируем, для чего могут быть полезны результаты подобных «измерений». Во-первых, все указанные выше исследования проводились только среди молодежи, поэтому необходимо изучать, насколько представления старших поколений о гражданской активности совпадают с молодежными, или же для них гражданская активность складывается из других элементов - подобные исследования позволят провести межпоколенческий сравнительный анализ гражданской активности и гражданских ценностных ориентаций. Во-вторых, полученные результаты помогут в разработке валидного инструментария (анкет) репрезентативного массового опроса, если задачей будет всестороннее изучение и «измерение» гражданской активности молодежи, так как адекватно описывают структуру гражданской активности, благодаря чему, например, граждане, не участвующие

в каких-либо организациях, а ведущие социально ответственный и граждански активный образ жизни, не будут больше исключены из фокуса социологического анализа. В-третьих, предложенная концептуализация гражданской активности позволяет разделить молодежь на типологические группы в зависимости от того, в какой именно сфере они активны, выявив, таким образом, структуру граждански активной молодежи.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Для подготовки магистерской диссертационной работы в рамках изучения гражданской активности в сети Интернете в течение двух лет автором были проведены несколько исследований: массовый онлайн-опрос, психосемантический анализ образов гражданских активистов, две фокус-группы. Фокус-группы прошли на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН: в первой фокус-группе приняли участие 8 человек в возрасте от 17 до 22 лет; во второй - 7 человек в возрасте от 18 до 21 года. Подбор респондентов осуществлялся двумя обученными рекрутерами по скринирующей анкете среди студентов социальных и гуманитарных специальностей, а также в Интернете с помощью социальных сетей (выборка - типичные представители целевой группы). В ходе фокус-групп были решены следующие задачи: выявлены представления о гражданской активности; обозначены основные возможности Интернета для выражения своей гражданской позиции; охарактеризован общий мобилизационный потенциал молодежи. Результаты фокус-групповых дискуссий отражены в статье: Парамонова А.Д., Сохадзе К.Г., Петухова (Савельева) Е.А. Гражданская активность в современной России: результаты фокус-группового исследования // Диалог цивилизаций: Восток-Запад. Глобализация и мультикуль-турализм: Россия в современном мире: Материалы XII науч. конф. молодых ученых / Под ред. В.Б. Петрова. - М.: Изд-во РУДН, 2012.

(2) В статье «"Нам нужны права, а не обязанности": гражданская активность российской молодежи» Ю.В. Андреева и И.В. Костерина приводят результаты многочисленных исследований НИЦ «Регион» (Ульяновск), посвященных различным аспектам молодежной культуры, которые проводились как методом глубинных интервью с молодежью, работниками НКО и правозащитных центров, так и с помощью массовых опросов, анализа соответствующих нормативных документов федерального и регионального уровней (результаты исследований представлены на сайте: ).

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.

Андреева Ю.В., Костерина И.В. «Нам нужны права, а не обязанности»: гражданская активность российской молодежи // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4. - № 3.

Бокарев В.А. Трансформация и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи московского мегаполиса на рубеже XX-XXI вв.: Автореф. дисс. ... д.с.н. - М.: МПГУ, 2009.

Волков Д.А. Протестное движение в России глазами его лидеров и активистов // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2012. - Т. 113. - № 3-4.

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. - 1997. - № 4.

Клеман К. От дворовых движений к городским гражданским движениям: опыт Рубцовска, Химок, Астрахани и Калининграда. URL: http://www.ikd.ru/?q=node/17595.

Кротов Д.В. Социальный капитал российской молодежи: Автореф. дисс. ... д.с.н. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009.

Лобанова О.Ю., Семенов А.В. От неучастия к действию. Гражданско-политическая активность в Тюмени в декабре 2011 - сентябре 2012 гг. // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2012. - Т. 113. - № 3-4.

Райков Г.И. Формирование гражданских ценностей молодежи в процессе создания многопартийной системы современной России: Автореф. дисс. ... к.с.н. - Тюмень: ТГНГУ, 2004.

Фонд «Общественное мнение». Индекс «Протестные настроения». URL: http:// fom.ru/indikatory.html

Халий И.А. Общественные движения как инновационный потенциал местных сообществ в современной России: Автореф. дисс. ... д. с. н. - М.: ИС РАН, 2008.

CIVIC ACTIVITY OF THE YOUTH: VARIANTS OF CONCEPTUALIZING THE NOTION

Sociology Chair Peoples" Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Recently Russia has seen a growing civic activity and realization of values in various social-demographic groups, especially - among the youth. Civic activity and the corresponding values are usually considered in the context of political involvement, taking into account the social capital, and in view of participation in non-government public movements. But this approach is too narrow, as civic activity is related not only to politics and socially significant actions, but is also part and parcel of the people"s everyday life. On the basis of secondary analysis of the empirical data (received, primarily, in in-depth interviews) and the results of the focus-groups realized by the author, we can conclude that civic activity, besides its objective outer component, by all means includes the inner aim at active transformation of self and the social world around.

Key words: civic activity, civic values, the youth, the phenomenological approach, in-depth interviews, focus-groups.

Andreeva G.M. Social"naja psihologija. - M.: Nauka, 1994.

Andreeva Ju. V., Kosterina I. V. «Nam nuzhny prava, a ne objazannosti»: grazhdanskaja aktivnost" rossijskoj molodezhi // Zhurnal issledovanij social"noj politiki. - 2006. - T. 4. - № 3.

Bokarev V.A. Transformacija i razvitie social"no-politicheskih orientacij uchashhejsja molodezhi moskovskogo megapolisa na rubezhe XX-XXI vv.: Avtoref. diss. ... d.s.n. - M.: MPGU, 2009.

Volkov D.A. Protestnoe dvizhenie v Rossii glazami ego liderov i aktivistov // Vestnik obshhest-vennogo mnenija: Dannye. Analiz. Diskussii. - 2012. - T. 113. - № 3-4.

InglehartR. Postmodern: menjajushhiesja cennosti i izmenjajushhiesja obshhestva // Politicheskie issledovanija. - 1997. - № 4.

Kleman K. Ot dvorovyh dvizhenij k gorodskim grazhdanskim dvizhenijam: opyt Rubcovska, Himok, Astrahani i Kaliningrada. URL: http://www.ikd.ru/?q=node/17595.

KrotovD.V. Social"nyj kapital rossijskoj molodezhi: Avtoref. diss. ... d.s.n. - Rostov-na-Donu: JuFU, 2009.

Lobanova O. Ju., Semenov A.V. Ot neuchastija k dejstviju. Grazhdansko-politicheskaja aktivnost" v Tjumeni v dekabre 2011 - sentjabre 2012 gg. // Vestnik obshhestvennogo mnenija: Dannye. Analiz. Diskussii. - 2012. - T. 113. - № 3-4.

Rajkov G.I. Formirovanie grazhdanskih cennostej molodezhi v processe sozdanija mnogopartijnoj sistemy sovremennoj Rossii: Avtoref. diss. ... k.s.n. - Tjumen": TGNGU, 2004.

Fond «Obshhestvennoe mnenie». Indeks «Protestnye nastroenija». URL: http://fom.ru/ indikatory.html

Halij I.A. Obshhestvennye dvizhenija kak innovacionnyj potencial mestnyh soobshhestv v sovremennoj Rossii: Avtoref. diss. ... d.s.n. - M.: IS RAN, 2008.

Выводы многих зарубежных философов и исследователей позволили изучить современные формы гражданской активности в России. Теме гражданской активности уделяли большое внимание философы эпохи Просвещения, такие, как Вольтер, Жан-Жак РуссоРуссо Жан Жак. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Городское управление. --2003. --№10. --С. 2-5., Джон ЛоккЛокк Д. О государственном правлении // Социология власти. --2005. --№6. --С. 149-173. . Они отмечали необходимость высокого уровня гражданского участия для становления успешной демократической системы, в рамках которой гражданин думает не только о личных интересах, но и об общественно значимых, уделяет внимание общему благу. Философы отмечали значимость общественных инициатив для эффективного государственного управления Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. --2014. --№3. --С. 29-31.. Британский исследователь Джон Милль рассматривал гражданскую активность как важнейший элемент политического процесса. Американский политолог А. Бентли, сформулировавший теорию заинтересованных групп, отмечал позитивное влияние общественных организаций, которые формируют групповые интересы, на развитие политической системы Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. - М. Издательство Перо, 2012. - С. 235. .

Немецкие исследователи СюзанноЛанг, Александра Хэртэль и Михаэль Бюрш определяют гражданскую активность, как добровольную, безвозмездную активность ради создания общего блага, отделенную от рыночного и государственно-административного видов деятельности. Активные инициативные граждане и общественные организации составляют единое целое в рамках понятия гражданского обществаЛанг С., Хэртель А., Бюрш М. Гражданское общество и гражданская активность в России. --2010. [Электронный ресурс] URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/08191.pdf (дата обращения: 28.03.2016).. Гражданское общество появляется тогда, когда инициативные граждане могут получить прочную организационную поддержку со стороны некоммерческих организаций, которые со временем начинают строить институциональную структуру.

Социолог Э. Гидденс выделяет параметры, по которым может «ожить» гражданское общество: партнерство правительства и гражданского общества, подразумевающее постоянный обмен информации, поощрение локальных инициатив, развитая публичная сфера, использование «третьего сектора»Гидденс Э. Демократизируя демократию: государство и гражданское общество // Социология: научно-теоретичесскии? журнал. -2010. - №1. - С. 4-7. . Социолог отмечает важность партнерства и взаимного контроля государства и общества. Автор фиксирует возрастающуюрефлексивность современного общества и уровня его самоорганизации, однако отмечает, что большинству государств присуще общественное недоверие общества к властным структурам, которое характеризуется термином «апатия».

Гражданская активность представляет собой деятельность самых разных общественных и политических сил, преследующих различные социальные, политические, идеологические и экономические интересы, и является объективным условием развития современного российского общества. О достаточном уровне развития гражданского общества служит способность гражданских движений и объединений аккумулировать многообразные интересы различных групп и слоев населения, а затем трансформировать их в реальные практики. Специально созданные институты и механизмы призваны переводить многообразные индивидуальные и групповые интересы граждан на язык общезначимых проблем. Развитие низовых форм демократии, разнообразных гражданских инициатив предполагает развитие разнообразных форм общественно-государственного партнерства.

Фонд общественного мнения в октябре 2015 года провел опрос, изменились ли представления о «гражданском обществе» в России за последний 15 лет: осведомленность россиян о гражданском обществе показывает положительную динамикуЧто такое «гражданское общество»? // Исследование ФОМ. --2015. [Электронныи? ресурс] URL: http://fom.ru/TSennosti/12375 (дата обращения: 20.04.2016). . Доля тех, кому знакомо это понятие, увеличилась на 8% (с 44% в 2001 году до 52% в 2015 году). Также со временем сокращается доля тех, кто считает, что в России нет гражданского общества: 21% людей считают, что в России есть гражданское общество, а что нет -- всего 3%, в то время, как в 2001 году ответ «безусловно нет» выбрали 16%. Однако 33% участников опроса все же заявили, что слышат словосочетание «гражданское общество» впервые.

Влияние гражданского общества связано со степенью доверия к сложившейся институциональной системе, которая регулирует социальные, экономические и политические отношения. Совершенствованию форм коммуникации между государством и обществом в современной России способствуют специально созданные гражданские институты, такие как Общественная палата РФ. Общественная палата отвечает за развитие гражданского общества в России, за рост гражданской активности, а именно -- осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти Официальный сайт Общественной палаты РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/about/ (дата обращения: 2.03.2016). . С 2009 года установлен порядок, всоответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты, то есть проходят общественные слушания с учетом мнения граждан. Общественная палата Российской Федерации стремится сделать тему гражданского активизма и некоммерческого сектора одним из государственных приоритетовФедеральныи? закон от 4 апреля 2005 г. №32-ФЗ «Об Общественнои? палате России?скои? Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html(дата обращения: 10.03.2016). . Согласно ст.2 №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», палата должна поддерживать и обеспечивать права и интересы общественных объединений и некоммерческих организаций.Федеральныи? закон от 4 апреля 2005 г. No 32-ФЗ «Об Общественнои? палате России?скои? Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html(дата обращения: 10.03.2016). Инструмента прямой финансовой поддержки у Общественной палаты нет, однако есть огромный ресурс нематериальной поддержки. Значимость Общественной палаты РФ как института гражданского общества подчеркивают на федеральном уровне руководство страны во время публичных выступлений Пленарное заседание Общественнои? палаты // Саи?т Президента России?скои? Федерации, 23 июня 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49751 (дата обращения: 10.04.2016)..

Общественная палата ежегодно публикует доклад о состоянии гражданского общества в России. В докладе за 2015 год фиксируется рост третьего некоммерческого сектора. Рост гражданской активности члены Общественной палаты связывают с ростом числа некоммерческих организаций и их проектов: «Качественный рост третьего сектора - не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общество» Доклад о состоянии гражданского общества в России?скои? Федерации за 2015 год. - М.: Общественная палата России?скои? Федерации, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/files/1_2016dok/doklad_OPRF_2015_19012016.pdf (дата обращения: 28.04.2016). .

В рамках фонда «Перспектива» Общественной палаты РФ было проведено исследование, впервые отразившее состояние гражданской активности в России, которая включает деятельность зарегистрированных некоммерческих организаций, разнообразные неформализованные гражданские сообщества и отдельные гражданские инициативы, которые преимущественно развиваются на платформе социальных сетей Анализ третьего сектора в России: субъекты и взаимодеи?ствие // Исследование Фонда «Перспектива». --2015. . Исследование показало, что гражданская активность в регионах зависит от уровня развития социального капитала. Социолог Роберт Патнем определяет социальный капитал, как способность социальной организации посредством «сети гражданской вовлеченности», которая может координировать действия в обществеPutnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions. - Princeton: Princeton University Press, 1993. - P. 258. . Категория социального капитала включает в себя три фактора: уровень доверия в обществе, развитость норм гражданского поведения, развитость гражданский сетей.

Важной составляющей развития гражданского активизма является уровень поддержки обществом демократических ценностей. В основе представлений россиян о желаемой модели демократии лежат идеи правовой защищенности, экономической эффективности и социальной справедливости. То есть, демократия, отвечающая интересам большинства - это, прежде всего, работающий механизм, ориентированный на реализацию не только политических, но и социальных прав граждан, начиная от снижения уровня социального неравенства и заканчивая расширением возможностей политического участия для более широких слоев населения, чем это имеет место сейчасПетухов В.В., Бараш Р.Э., Седова Н.Н., Петухов Р.В. Гражданскии? активизм в России: мотивация, ценности и формы участия // Власть. --2014. --№9. --С. 11-19. .

Формирование общественного механизма участи граждан РФ в жизни страны - дело самих граждан, их активности, настойчивости, способности к самоорганизации. Соответственно, ключевым аспектом современной демократической «повестки дня» становится проблема структурирования гражданского общества таким образом, чтобы оно могло влиять на государство, на равных взаимодействовать с ним.

В исследовании фонда ИСЭПИ было выявлено мнение россиян о приоритетных направлениях общественно-государственного партнерства. По результатам исследования было выявлено, что без участия граждан невозможно решение проблем в социальной сфере (здравоохранение, образование, активная старость, адаптация социально уязвимых групп населения). Кроме этого, сферы, в которых важно участие граждан -- защита окружающей среды, права человека, благотворительная деятельность, антикоррупционная деятельность.

На данный момент гражданский активизм в России сформировал ядро активистов и слой граждан, потенциально готовых оказать поддержку различным движениям и течениям. Задача некоммерческого сектора -- в том, чтобы расширять этот слой для привлечения большего количества людей к участию в социально-политической жизни страны, а государства -- в том, чтобы оказывать поддержку некоммерческим организациям.

1

Необходимость создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти, делает актуальной проблему гражданской активности в политической и социальной жизни общества. В статье рассматриваются отдельные аспекты активной гражданской позиции общества и человека в частности. Дается определение социальной и политической активности граждан. Проанализированы проблемы и перспективы развития гражданской активности в России. Выявлена и обоснована позиция того, что слабая формализация на уровне гражданской активности несет в себе опасность не только увеличения раскола между общественными организациями и гражданами, но и препятствует сближению гражданского общества и государства, усиливает дефицит демократии в стране.

активное гражданское общество.

правовое государство

Конституция

1. Затонский В.А. Эффективная государственность. – М.: Юристъ, 2006. – 286 с.

3. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве: Учебное пособие КГФЭИ. – Казань, 1997. – 223 с.

4. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 59-63.

5. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 652 с.

Исследование проблем и перспектив развития гражданской активности в России на сегодняшний день обусловлено важностью и значимостью процессов совершенствования институтов гражданского общества. Активное гражданское общество - это одно из жизненно значимых условий для становления демократического правового государства. При этом в данном процессе важнейшей составляющей является активное, социально полезное поведение человека в частности и общества в целом. В данном случае речь может идти о появлении качественно новых типов личности, которые выступают как носители новых политических и правовых ценностей и норм, в результате чего образуется правовая культура и правовое сознание, что является важным критерием оценки личности с позиции активного гражданина и человека. Таким образом, одним из важнейших критериев характеристики личности как активного индивида должен стать уровень ее правосознания и правовой культуры.

По нашему мнению, проблематика гражданской ответственности обусловлена политическими и правовыми реформами, проводимыми в России в XXI веке, которые предполагают всеобъемлющую правовую информированность общества, открытость власти и прозрачность механизмов деятельности государства.

Следовательно, гражданская активность - это форма активности общества, которая направлена на реализацию социальных интересов, присуща индивиду, а также различным общественным объединениям граждан. Она зависит от политических, духовных, культурных ценностей общества и человека в частности.

Гражданская активность нацелена на привлечение наибольшего внимания общества, средств массовой информации (СМИ), структур власти к различным общественным проблемам. Целесообразно выделить наиболее социально значимые, в частности ветеранские, женские, молодежные, проблемы профсоюзов; вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, с состоянием экологии, экономики и т.п.

Процесс формирования активности граждан, как правило, протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Но зачастую гражданская активность - это результат действий государственных учреждений, политических организаций, масс-медиа. Формами коллективной самоорганизации граждан являются общественные комитеты, союзы, движения; инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и другие. Диапазон действий достаточно широк - начиная от сбора подписей, подачи петиций и кончая уличными манифестациями и актами гражданского неповиновения.

В большинстве случаев акции неповиновения - это результат массовых эмоций активного гражданского населения. Они могут проявляться в виде пикетов, митингов, распространения печатной продукции (листовок, газет), в иных формах. Такая гражданская активность, как правило, давит на органы власти как на местах, так и на уровне Федерации, в целях принятия политических решений, угодных протестующим. В этом случае есть вероятность того, что за мирными и социально значимыми лозунгами может скрываться и иная цель, например, захват власти или изменение политической ситуации в корыстных целях отдельных граждан. В результате необходимо говорить о том, что гражданская активность основана на принципах полной добровольности и свободы участия. Углубление непримиримости с представителями власти может усилить политический характер гражданской активности, может привести к политическому кризису на локальном, региональном или национальном уровнях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оперативного анализа и учета общественного мнения в процессе принятия политических решений.

Правовое государство на современном этапе - это демократическое государство, права и свободы в котором выступают в качестве гарантии со стороны государства, и, следовательно, обеспечивается участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает наличие высокого уровня правовой и политической культуры, развитого гражданского общества. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит выражение в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.п. В.А. Затонский считает, что «среди наиболее важных признаков правового государства необходимо выделить такие, как:

  1. Верховенство закона.
  2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Ответственность человека и государства.
  4. Политический и идеологический плюрализм» .

Вместе с тем правовое государство, как и любое другое государство, имеет общие характерные признаки, которые проявляются в следующем:

  1. Посредством государственной власти происходит внутренняя и внешняя политика.
  2. Государства базируют свою деятельность на социально-экономической основе общества в целом.
  3. Государства осуществляют свою деятельность посредством специальных государственных механизмов.
  4. Любое государство - это обособленная административно-территориальная организация.
  5. Без налогов и сборов не может существовать ни одно государство.
  6. И, наконец, государство обладает суверенитетом.

В этой связи необходимо обратить внимание на позицию Ф.Н. Фатхуллина, который отмечает, что: «имеются отличительные признаки механизмов жизнедеятельности правового государства, все базисные элементы правового государства осуществляют свою деятельность на основе механизмов разделения властей. Данная структура правого государства позволяет осуществлять свою деятельность строго в соответствии с целями назначения. Наделяя каждую ветвь власти властными полномочиями, общество осуществляет свою волю в полном объеме. Должностные лица, выбранные или назначенные главой государства, несут личную ответственность за посягательства на права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы конституцией и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение конституции. Более того, в правовом государстве органы государства обеспечивают права и свободы граждан в пределах своих компетенций, а в совокупности все органы власти обеспечивают полный комплекс прав и свобод человека и гражданина»
.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. По мнению И.С. Шушпановой, «правовое государство есть не что иное, как концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации» .

Развитие и становление гражданского общества - это в первую очередь процесс самоорганизации, объединения людей для защиты своих интересов сегодня, сейчас и на длительное время. На самоорганизацию и самосознание, являющимися составными частями социальной активности граждан, можно и необходимо влиять, и такое влияние не должно ограничиваться одной лишь пропагандой. Данную проблему можно решать с двух основных позиций: посредством влияния извне (управление); посредством стимулирования саморазвития и самоорганизации граждан (создание условий для саморазвития и самостоятельной активности граждан).

Правовая активность личности - одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя все многообразие ее проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового.

Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность характеризуется рядом признаков:

во-первых, правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека;

во-вторых, действия совершаются свободными индивидами. Свобода в данном случае рассматривается как «гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное»;

в-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение - это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей;

в-пятых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.

Раскрыть сущность правовой активности невозможно вне связи с такими категориями, как «правовая жизнь» и «правовая политика», что позволяет выявить весьма значимые аспекты исследуемого понятия.

По мнению А.В. Малько, «правовая жизнь общества - это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» .

Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.

Правовая активность личности может выполнять роль критерия правовой жизни, «двигателя» общественного развития только на основе «объективного знания права», которое является теоретическим и жизненным основанием, для того чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, противодействовать, защищать, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой «мнимый долг», протестовать против нарушения своих имущественных прав, избирать представителей власти и прочее.

При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель ее качественного состояния. Оттого, насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.

Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:

  • необходимым элементом правовой жизни;
  • способом ее функционирования;
  • показателем, нормативом ее качественного состояния.

Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики.

Итак, правовая активность личности как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния.

В зависимости от масштабов гражданская активность проявляет себя в рамках отдельной производственной административной единицы, в пределах региона, на общенациональном уровне. Она оказывает воздействие на развитие политических отношений в обществе, может способствовать их сохранению и укреплению либо воздействовать на изменение сложившегося статус-кво в отношениях между субъектами политики. Гражданская активность неразрывно связана с гражданским долгом. Это означает, что любой гражданин должен честно исполнять свои обязанности, испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения.

Рецензенты:

Багаутдинов Ф.Н., д.ю.н., судья Конституционного суда Республики Татарстан, профессор кафедры уголовного права и процесса Академии социального образования РТ, г. Казань.

Рудольф К.В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Библиографическая ссылка

Волкова Н.В., Волкова Н.В., Гусева Л.А. ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЗЕРКАЛО ПОЛИТИЧЕСКИХ, ДУХОВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»