Полезные советы. Упражнения для улучшения разговорного английского

О пользе знания английского говорить бессмысленно. Но изучение этого языка - дело не самое простое. Мы подготовили для вас несколько десятков советов, которые помогут успешно справиться с этой задачей.

  1. Заведите свой англоязычный блог. Это отличный способ попрактиковать написание текстов на английском языке. Да и словарный запас пополнится.
  2. Ведите Еще один хороший способ для практики составления текстов на английском. Особенно когда вы не знаете, о чем писать. А если вы добавите свой прогноз развития событий (например, «Президент повесится»), то это даст вам повод возвращаться к своим статьям снова и снова. И тогда вы сможете находить свои ошибки и исправлять их.
  3. Подпишитесь на регулярную рассылку советов по изучению английского языка. Существует море сайтов, которые предлагают еженедельную или даже ежедневную рассылку маленьких уроков английского языка на email. С помощью телефона или планшета вы можете читать эти советы по дороге на работу или учебу. Но учтите, что эти уроки могут рассматриваться только как дополнительный материал к тому, что вы (или ваш учитель) подготовили для своего уровня знаний. Также вы можете подписаться на группы английского языка «ВКонтакте».
  4. Слушайте аудиокниги и радиопередачи. В Интернете вы можете найти кучу аудиокниг и радиопередач на английском языке. Абсолютно бесплатно их можно скачать с таких сайтов, как Scientific American, BBC и Australia’s ABC Radio.
  5. Слушайте англоязычную музыку. Если вы занимаетесь своими делами и одновременно слушаете англоязычную музыку, то постепенно начинаете привыкать к естественному ритму и тону английского языка.
  6. Читайте слова песен. Вы можете получить гораздо больше пользы от прослушивания песен на английском, если потратите немного времени и прочитаете слова песни со словарем. Но учтите, что в текстах могут быть авторские ошибки. Когда вы в следующий раз будете слушать песню, слова которой уже знаете, старайтесь подпевать. Это улучшит ваш разговорный язык.
  7. Пойте в караоке на английском. После того как вы поняли слова песни и запомнили их, очевидным шагом будет спеть ее. Это поможет выучить английское произношение.
  8. Напишите отзыв к фильму, гостинице или книжке. Естественно, на английском языке.
  9. Гуглите только на английском. Это отличная практика быстрого чтения на английском.
  10. Прочитайте книгу, которую вы уже читали, или посмотрите фильм, который вы уже видели на родном языке. Достаточно легко читать книгу, сюжет которой вам уже знаком.
  11. Читайте переводы на английский. Еще одним легким чтением на английском может быть книга, которая переведена с вашего родного языка. Обычно книги переводятся более простым языком, чем пишут авторы, для которых английский является родным.
  12. Пропустите первые 10 страниц. Если книга читается сложно, попробуйте прочесть первые 10 страниц по диагонали или пропустить их вовсе. Начало любой книги - это, как правило, описание, переполненное сложной лексикой. Если же и при дальнейшем чтении возникают затруднения, то отложите эту книгу. Вернетесь к ней, когда прочтете более легкие вещи.
  13. с большим количеством диалогов. Гораздо проще понять диалоги, чем длинные повествования. Плюс вы добавите к себе в копилку фразы, которые можно применить в разговоре.
  14. Читайте комиксы на английском языке. Комиксы еще легче и понятнее, чем книги с большим количеством диалогов. Но тут могут возникнуть трудности из-за использования сленговых словечек. Выбирайте серьезные комиксы или комиксы с приключениями. Их проще понять.
  15. Читайте афишу развлечений на английском языке. Сегодня в большинстве крупных городов мира выпускают журналы с информацией о кинопоказах, играх, театральных постановках на английском языке, которые пройдут в городе. Отслеживайте и посещайте такие мероприятия.
  16. Читайте журналы на английском. Попробуйте читать две версии журнала (на английском и, например, украинском). Это значительно облегчит понимание англоязычной версии.
  17. Примите участие в недельном интенсивном курсе. Хотя и не стоит ожидать от такого непродолжительного обучения выдающихся результатов, оно несомненно окажет положительное влияние.
  18. Чередуйте ваш интенсивный курс с экстенсивным. Чем больше времени вы проводите за изучением английского, тем, конечно, лучше. Но периодичное обучение на интенсивных курсах (несколько часов в неделю, с перерывами), вероятно, лучшая из систем. Она дает вашему мозгу время, чтобы подсознательно выучить и начать применять уже изученное, прежде чем перейти к чему-то новому.
  19. Дополните ваши групповые занятия индивидуальными. Персональный учитель поможет разобраться с моментами, которые вы не поняли на групповом занятии, а также исправит ваши ошибки.
  20. Дополните ваши индивидуальные занятия групповыми. Польза групповых занятий зачастую менее заметна для студентов. Однако такой тип обучения предполагает общение с несколькими людьми, которые одновременно могут вступать в дискуссии. Таким образом, вы имеете возможность перебивать говорящих, выслушать различные точки зрения и просто говорить на разные темы по-английски.
  21. Научите ваших детей или других людей английскому. Это поможет повысить ваш уровень владения иностранным языком и зафиксировать в памяти имеющиеся знания.
  22. Попросите вашу компанию ввести уроки английского языка. Даже если вам не нужно разговаривать по-английски на работе, уроки могут быть очень веселыми и полезными.
  23. Включите англоязычное радио, пока занимаетесь домашними делами. Даже если вы слушаете невнимательно, радио поможет вам прочувствовать ритм и интонацию английского языка.
  24. Играйте в обучающие игры на вашей видеоприставке. Это отличный способ отдохнуть от основных занятий и изучать язык играючи.
  25. Говорите или думайте о том, что вы делаете, на английском. Когда вы занимаетесь рутинными делами, пробуйте проговаривать про себя предложения, описывающие ваши действия, на английском. Например: «Я открываю кетчуп». Это позволит вам думать на английском без перевода. Также это поможет вам осознать, как много простых вещей вокруг, названий которых вы не знаете.
  26. Смотрите англоязычные фильмы с английскими субтитрами. Этот способ просмотра фильмов можно посоветовать тем, кто постоянно ловит себя на чтении субтитров на родном языке, абсолютно не слушая английский вариант. Если это покажется вам слишком сложным, то первые 10 минут фильма вы можете смотреть с субтитрами на вашем родном языке, а потом переключиться на английский.
  27. Смотрите фильмы на родном языке с английскими субтитрами. Если вам слишком сложно смотреть фильмы на английском с английскими субтитрами, то этот способ именно для вас.
  28. Смотрите фильмы на английском с субтитрами на вашем родном языке. Хоть это и не такая хорошая практика английского, как с английскими субтитрами, но зато более расслабляющая.
  29. Просматривайте фильмы и эпизоды снова и снова. Так вы лучше запомните фразы и выражения без зубрежки. К тому же большинство комедий с каждым просмотром могут становиться для вас все смешнее и смешнее.
  30. Реально оценивайте свой уровень знаний. Одной из причин, тормозящих улучшение английского, является переоценка собственных возможностей. Многие перегружают свой мозг слишком большим количеством сложной информации. А он к этому еще не готов. Попробуйте объективно оценить свой уровень владения английским, например, при помощи теста в Интернете.
  31. Оцените ваш реальный уровень чтения. Многие ученые утверждают, что люди лучше осваивают материал, когда понимают почти все из прочитанного. Если на странице текста оказалось одно или два незнакомых слова - это нормальный уровень. Если же вам непонятны три и больше слов на каждой странице, то стоит переключиться на что-то более легкое.
  32. Читайте адаптированную литературу. Это книги, которые написаны специально для изучающих английский. Известные произведения специально лексически и грамматически упрощаются для людей с определенным уровнем знаний. Однако иногда сложно найти книги, читать которые будет не только полезно, но и интересно.
  33. Читайте все без какой-либо помощи. Хоть использование словаря и способствует изучению новых слов, но постоянное прерывание чтения для поиска перевода может напрочь отбить желание читать на английском. Если же вы будете читать без какой-либо помощи, догадываясь о значении непонятных слов по контексту, то к концу книги сможете прочувствовать все удовольствие от чтения на иностранном языке.
  34. Читайте и изучайте все. Это может оказаться очень сложной задачей. Но только представьте, какое удовольствие вы получите, дочитав книгу до конца! Вы ощутите, что знаете в ней каждое слово и что приобретенный еще непременно вам пригодится.
  35. Смотрите англоязычные детские фильмы или ТВ-шоу. Многие вещи наверняка покажутся вам странными (масса имен животных; звуков, которые они издают; детских названий), однако за счет более простых слов и структуры повествования все станет понятнее.
  36. Читайте детские книги на английском. Они написаны более простым языком, чем взрослые книги. К тому же в них много красочных картинок, которые помогают понять сюжет, поднимают настроение, тем самым мотивируя вас к дальнейшему чтению.
  37. Ведите список того, что необходимо изучить, например, составьте слов. Даже если у вас недостаточно времени, чтобы иногда пробежаться глазами по этому списку, сам факт его существования - еще один шаг на пути к изучению английского.
  38. Пройдитесь по вашему списку слов несколько раз в день. Если вам не совсем удобно или неловко ставить галочки напротив уже выученных слов, находясь в транспорте по пути на работу, то вы вполне можете забить их в список дел на телефоне. Хорошей альтернативой также станет аудиозапись слов. Это занятие может показаться вам бесполезным, однако это совсем не так. Во время написания или произнесения слов вы так или иначе будете их запоминать.
  39. Ведите свой список слов для изучения исключительно на английском. Суть в том, чтобы вы перестали переводить слова с английского на ваш родной язык. Как это сделать? Существует масса способов. Например, вы можете вести список синонимов, таких как “high” и “tall”; список антонимов - “high” и “low” и др.
  40. Вычеркивайте и удаляйте. Вычеркивание и удаление слов, предложений или даже целых страниц, которые вы уже изучили, может стать отличным мотиватором.
  41. Выбросьте все и начните сначала. Очень часто наполовину прочитанные книги, масса приготовленного, но неизученного материала становятся сильным демотиватором. Люди просто забрасывают учебу. Чтобы этого не произошло, советуем начать все сначала.
  42. Прикрепляйте стикеры с названиями предметов на работе и дома. Вы можете написать названия окружающих вас вещей на кусочках бумаги и расклеить их повсюду. Таким образом, они всегда будут у вас перед глазами, что поможет быстрее запомнить обозначения предметов.
  43. Подписывайте вещи на фотографиях. Это отличная альтернатива для тех, у кого нет возможности цеплять ярлыки с названиями вещей на английском на реальные предметы. Вы можете сделать фотографии вещей и подписать их.
  44. Заведите на английском. Это хороший способ использовать английский ежедневно, описывая все, что с вами происходит. Тем самым вы значительно расширите свой словарный запас.
  45. Онлайн-чат. Это самый лучший способ улучшить разговорную речь для тех, у кого нет другой возможности общаться на английском.
  46. Слушайте новости по радио на английском. Вы можете облегчить себе задачу, предварительно прочитав новость. Также можно сначала прочесть или послушать новостное сообщение на родном языке.
  47. Читайте новости на английском. В Интернете огромное количество англоязычных новостных сайтов - все они к вашим услугам.
  48. Пишите рассказы на английском. Это подойдет для тех, кто считает ведение личного дневника с описанием рутинных событий очень скучным занятием. Дайте волю фантазии и пишите обо всем, что только придет вам в голову.
  49. Смотрите англоязычные видео с комплексами физических упражнений и занимайтесь по ним. Это хорошо скажется не только на ваших знаниях английского, но и на вашем здоровье.
  50. Учите известные стихи на английском. Это поможет вам воспроизводить интонацию английской речи. Кроме того, вы сможете использовать уже заученные грамматически правильные выражения в повседневной жизни.
  51. Немного выпейте, прежде чем начать говорить на английском. Это придаст вам уверенность в себе и сделает речь беглой. Вы поймете, что вполне можете нормально общаться на иностранном языке.
  52. Используйте словарь во время просмотра фильма. В фильмах часто используют одни и те же слова. Так что к концу просмотра вы точно пополните свой словарный запас.
  53. Изучайте и используйте фонетические транскрипции. Записывайте слова вместе с транскрипцией. Это поможет вам не только выучить правильное написание, но и улучшить произношение.
  54. Выучите несколько правил произношения. Многие люди думают, что произношение в английском совершенно случайное. Но на самом деле большинство слов читаются по определенным правилам.
  55. Запишите свой голос. Это замечательный способ услышать и исправить свои ошибки, особенно для тех, чье неправильное произношение некому подкорректировать.
  56. Используйте компьютерный анализ произношения. Это может оказаться для вас более интересным и продуктивным занятием, чем просто запись голоса на диктофон.
  57. Изучите максимальное количество слов из одной категории (например, животный мир). Это не только расширит ваш словарный запас, но и облегчит процесс запоминания благодаря смысловым связям, установившимся в вашей голове.
  58. . Это не только хорошая возможность попрактиковать английский в ситуации, где нет возможности использовать другой язык, но и отличная мотивация для улучшения вашего английского за несколько недель или месяцев до поездки.
  59. Создавайте рисунки к словам, которые хотите выучить. В особенности, если вы творческая личность. Ведь это намного интереснее, чем просто записывать слова и их перевод.
  60. Заведите себе девушку или парня-иностранца. Согласитесь, свидания с беседами на английском - это отличный мотиватор для улучшения своих знаний.
  61. Организуйте занятия по принципу тандема. Идея заключается в том, что вы можете выступать в роли учителя вашего родного языка, а также в роли ученика, изучающего английский. В обоих случаях вы будете разговаривать по-английски, а это очень хорошая практика.
  62. Запишитесь на экзамен по английскому. Даже если вы в этом не нуждаетесь. Плата за экзамен, такой как TOEFL, TOEIC, IELTS или FCE, может послужить отличным мотиватором для более серьезного изучения языка.
  63. Моделируйте ваш акцент. Выберите актера - например, Роберта Де Ниро - и старайтесь говорить, как он. Не его голосом, конечно, а пытаясь копировать произношение.
  64. Используйте одноязычный английский словарь. Начните использовать вместо двуязычных словарей одноязычные. Это поможет вам перестать переводить слова в голове, в то время как вы говорите или слушаете. Кроме того, вы пополните словарный запас новыми словами, которые встретятся вам при использовании словаря.
  65. Общайтесь или пишите электронные письма вашим друзьям на английском. Многим это может показаться странным или неловким. Но если вы отнесетесь к этой затее, как к своеобразному клубу по изучению английского, то все сразу станет проще.
  66. Ходите в английские или ирландские бары. Меню, ТВ-передачи, журналы - все это на иностранном языке. А также велика вероятность встретить иностранцев и попрактиковать свой разговорный английский.
  67. Купите электронный разговорник. Хоть многие электронные словари не так хороши, как бумажные, все же у них имеется одна замечательная функция - они воспроизводят слова.
  68. Изучайте списки слов из вашего электронного словаря. Просмотрите последние 30 слов, которые вы искали в своем словаре. Удалите из их числа те, которые вы считаете совсем бесполезными. Остальные же просматривайте по нескольку раз за день.
  69. Поменяйте язык ОС на английский. Изменение языка на телефоне, компьютере, видеокамере и т. д. на английский заставит использовать его ежедневно.
  70. Поставьте перед собой цель. Решите, сколько часов вы хотите тратить на обучение, сколько слов вы хотите выучить или какую оценку вы хотите получить на экзамене.

Всем привет! Сегодня хотелось бы обсудить практику коммуникативного подхода или, проще говоря, развитие навыков общения. Предлагаем вашему вниманию 10 упражнений.

Существует масса упражнений на развитие разговорного английского у учащихся или, так называемых, коммуникативных навыков и умения общения. И правильно, ведь уметь что-то сказать - это одно, а вот вести полноценный диалог, реагировать на реплики других участников общения - это умение более высокого порядка.

Упражнения для развития разговорного навыка

В одной из предыдущих статей, мы обсуждали , сегодня же мы хотели поговорить именно надо умением говорить, как развить свои навыки общения на иностранном языке.

Итак, какие упражнения можно использовать, если Вы хотите улучшить свой разговорный английский? Мы используем следующие:

1. Модель - подстановка

Упражнение условно-речевое, отрабатывает на первом этапе выражения как клише и способность использовать их с разными вариантами и в разных ситуациях.

2. Разверни предложение

Упражнение для начинающих, для того, чтобы имея пока ещё маленький словарный запас, учащийся мог использовать его в построении предложений.

  • apples
  • green apples
  • I like green apples… etc.

В результате строится огромное предложение, и память развивает, и учит строить несложные предложения. Учитель в конце задаёт вопросы:

  • What do you like? What color… etc.

3. Who am I?


Ученики пишут на листочках имена известных людей (персонажей мультфильмов, сказок, и т. д.), главное условие, чтобы этот персонаж был очень известен, затем листочки перемешивают, и каждый вытягивает листочек и, не подглядывая, что на нём написано, прикрепляет на лоб! То есть слово видят все, кроме него! Он задаёт общие вопросы (Yes/No questions) Если ответ «Нет», то следующий игрок задаёт вопрос, если «да», то участник продолжает спрашивать, пока не угадает. Очень весёлая игра! И хорошо отрабатывает общие вопросы.

4. Secret speech bubble

Ученики делятся на команды, им выдают комиксы, но без реплик. Дети по картинкам догадываются, что происходит и вписывают реплики сами. Потом демонстрируют друг другу, распределив роли, затем сравниваем с оригиналом.

5. Group retelling

Все выходят из класса, заходит первый ученик, учитель рассказывает ему историю, затем приглашают второго, первый ученик пересказывает (как он понял) эту историю второму и так по цепочке. Обычно бывает очень смешно, когда всё «переврут», а потом сравниваем с оригинальным вариантом.

6. Role play

Часто, читая книгу или отрывок из произведения, распределяем роли и разыгрываем, снимая на камеру. Иногда привносим элемент творчества и добавляем что-то от себя.

7. Sequence the story

Рассказываю начало истории, а затем делю учеников на 2 команды и раздаю им одинаковые карточки с картинками/действиями. Их задача - закончить историю, использовав картинки и расположив их в подходящем, по их мнению, порядку.

8. Charades

Ученику дают предложение, он должен объяснить так, чтобы это предложение назвали, объясняя по слову. Есть лимит времени. Можно помогать себе жестами, но только СТРОГО НИКАКОГО РУССКОГО, только по-английски. С «перепугу» многие «неговорящие» начинают так стрекотать по-английски, что потом сами себе удивляются.

9. Find someone who…

Хорошая игра на период знакомства, ученикам раздаются карточки с заданиями «find someone who can stand on their head , can speak 3 languages , doesn’t eat meat », etc.

Ученики встают со своих мест, ходят по классу и задают вопросы.

10. Idioms (pictures)

У меня есть замечательные картинки, смешные, которые обозначают различные идиомы, только нарисованы они так, как будто значение буквальное. Ну, к примеру, «give me a hand » означает «помочь», а на рисунке изображён человек, который протягивает другому какую-то отдельную руку. В каждой картинке - сразу несколько идиом. Сначала ученики делятся на группы и выписывают слова, обозначающие, всё, что они видят на этих картинках, затем устраиваем соревнование - кто больше? После этого они говорят, какие идиомы заключены в изображениях (если не знают, пробуют догадаться), и потом составляют в группах диалоги с этими идиомами и разыгрывают их.

Упражнения на развитие разговорной речи учащихся.

(Речевые зарядки, беседы по темам и др.)

Упражнение № 1.

Ответьте на вопросы .

1. Would you like some chocolate or roast beef?

2. What kinds of animals do you know?

3. Where would you like to travel?

4. What do you like doing in your spare time?

5. Can you play basketball or baseball?

Упражнение 2.

Ответьте на вопросы .

1. What is your favourite book?

2. Would you like to visit London or Paris?

3. When do you like to go out?

4. What can you do during four seasons?

5. Is London a great tourist attraction? Why?

Упражнение №3.

Ответьте на вопросы .

1. Have you got your favourite teacher?

2. What can you say about her or him?

3. What does he teach you?

4. What do you want to be?

5. Do you like to go to school?

Упражнение №4.

Что вы знаете о Британии?

1. What is the capital of Great Britain?

2. Are there any beautiful parks in London?

3. What kind of interesting places are there in London?

4. The Tate Gallery is one of the well-known galleries in London, isn’t it?

5. Have you been to London?

Упражнение 5.

Поговорим о погоде ?

1. What kind of season do you like best of all?

2. How often do people in England speak about the weather?

3. Is the weather fine in spring?

4. What summer months do you know?

5. Can you compare the weather in England and in Russia?

Упражнение 6.

Ответьте на вопросы .

1. Is there a living room in your flat?

2. There are different ways of travelling around your city, aren’t there?

3. Is there a supermarket near your house?

4. How many schools are there in your town ?

5. Are there two beds in your room?

Упражнение 7.

Ответьте на вопросы .

1. Are there twelve months in the year?

2. How many cold days are there in the year?

3. Are there three months in each season?

4. Is there a pencil in your hand now?

5. Is there any snow in the streets now?

Упражнение №8.

Ответьте на вопросы.

1.Where do you live ?

2. What is the difference between cities and villages?

3. What places are there in your city (town)?

4. What kinds of activities are there in your school?

5. Which picture is the view from your window?

6. Where is your school situated?

Упражнение 9.

Ответьте на вопросы .

1. What transport has got only two wheels?

2. What is the most comfortable and the fastest way of travelling?

3. How many ways of travelling do you know?

4. What is your favourite kind of transport? Why?

5. Do you like to travel?

6. Do you prefer to travel by sea or by plane?

7. What can you see while travelling by car?

Упражнение №10. Задайте вопрос к выделенному слову.

1) Helen is my classmate .

2) Sorry, you are wrong.

3) We are at the lesson now.

4) The pupils are in the classroom .

5) The girls are from Wales .

6) His car is black .

7) The galleries are closed tomorrow.

8) We are free on Sunday .

1) Who is Helen?

Упражнение №11.

Дайте краткие ответы на вопросы.

1) Do you live in Moscow?

2) Do you live in the center of the city?

3) Are you a doctor?

4) Are you a student?

5) Does he usually answer well?

6) Does she go to school on Sundays?

7) Have you got a car?

8) Does he have a cat?

9) a re there any pencils in the box?

10) Does it take you much time to prepare your English?

11) Is there any tea in the cup?

12) Is he stupid?

Упражнение №12 .

1) I work at an office .

2) We usually have our English in the morning .

3) He writes a lot of sentences on the blackboard .

4) He has got a wonderful collection of postcards.

5) There are seven big cars in his collection.

6) There is no juice in the bottle.

7) We listen to music with great pleasure.

8) We don’t like playing chess .

9) It takes him 20 minutes to get to school.

Упражнение №13.

Поставьте вопросы к выделенным словам.

1) They have never been to any foreign countries .

2) We’ve already seen this new film.

3) His friend has translated two English books into Russian.

4) They’ve sent us several telegrams lately.

5) They sent us several telegrams last Monday.

6) I got up at 6 o’clock yesterday.

7) We stayed at home last weekend.

8) He has lost his key .

9) Nick bought a new car the day before yesterday .

Май 25, 2013 · 15:08

Развитие навыков разговорной английской речи на занятиях – один из наиболее часто встречающихся запросов у потенциальных учеников. Надо сказать, что это и есть основная задача, которую мы преследуем, начиная изучение английского языка. В российских школах и ВУЗах, в основном читают тексты, иногда переводят их, делают всевозможные письменные упражнения. Разговорная речь, диалоги – наиболее слабый аспект. Связано это с тем, что английский язык, в вышеназванных учебных заведениях, осваивается в группе, следовательно, у каждого ученика очень мало времени для того, чтобы высказаться по тому или иному вопросу. Попросту, отсутствует практика, отсюда возникает ощущение языкового барьера. На курсах дело обстоит не лучше. Там тоже группы, хорошо, если из 5 человек.

Индивидуальные занятия имеют то преимущество, что Вы беседуете с преподавателем один на один. И, если репетитор не дает Вам говорить по-русски, и сам не использует этот язык во время занятий, у Вас есть прекрасная возможность 90 минут общаться на английском языке на любые темы ! Неплохо, если Вы занимаетесь в паре, или втроем. У Вас все равно остается достаточно возможностей для высказываний, и есть ощущение разнообразия общения, обмен мнениями, более живого разговора.

На наших уроках мы с первого дня уделяем много времени разговорной речи. Тренируем в речи новые слова и выражения, грамматические конструкции, составляем диалоги, делаем сообщения. Много обмениваемся мнениями по различным насущным, жизненным вопросам.

Важным аспектом нашей работы по развитию навыков разговорной речи, является чтение и пересказ дополнительной литературы (книг, статей), а также мы делаем много пересказов текстов из учебника.

Все мои ученики, а я работаю уже более 20 лет, владеют разговорной английской разговорной речью на приличном уровне, свободно чувствуют себя во время путешествий и во время встреч с иностранными коллегами.

Мне часто задают вопрос: «Как быстро можно научиться говорить по-английски?» Научить говорить на бытовом уровне, на уровне поездки, чтобы понимать людей на улице, в магазине, или в гостинице, можно довольно быстро, примерно за три-четыре месяца. Если Вы хотите освоить английский язык на более продвинутом уровне, Вам придется потратить гораздо больше времени. Например, я занимаюсь английским языком с 8 лет, но до сих пор открываю для себя ранее неизвестные вещи.

«Хочу говорить по-английски так хорошо и красиво, как мой любимый голливудский актёр, хочу говорить также уверенно, как диктор BBC, хочу говорить лучше, чем мой учитель…»

Оказывается, это возможно. Более того, возможно на любом этапе изучения языка. Ещё в начале прошлого века в театральных институтах были разработаны специальные артикуляционные упражнения, позволяющие будущим актёрам очень быстро развить качественную красивую и уверенную речь. В этой статье я хочу рассказать вам, что это за упражнения и как их можно и нужно применять для выработки правильного говорения на английском языке.

Очень многие недоумевают - как это могло получиться, так долго учил английский язык, освоил почти всю английскую грамматику, читаю без словаря, неплохо понимаю английскую речь, но в разговоре с трудом подбираю слова, говорю невнятно, меня с трудом понимают. В чём дело? Вот я сижу один, готовлюсь к разговору, знаю, что скажу, знаю, что и как отвечу. А в реальном диалоге на ум не приходят нужные слова, а когда, наконец, приходят, весь мой речевой аппарат никак не хочет их выговорить так, чтобы собеседник меня понял.

Что-то не хватило в моём обучении иностранному языку. Чего-то очень важного недодали мне мои учителя. Ах, да - практики. Да где же её взять, если кругом все говорят на моём родном русском языке. Мало знать, надо ещё уметь. Все мы в десятки раз знаем больше, чем умеем. А поскольку процесс говорения как на родном, так и на иностранном языке является физическим процессом, значит если мы хотим говорить красиво и уверенно, необходимо свой речевой аппарат, свои речевые мышцы физически тренировать. Возможно ли это? Ведь я только учу английский, многого не знаю, задумываюсь перед тем, как что-то сказать…

Теперь зададимся вопросом - а кто может говорить наиболее красиво и наиболее уверенно? Конечно, это артисты и дикторы. Артистов и дикторов специально учат этому. Эти упражнения были разработаны ещё в начале прошлого века, но до сих пор во всех театральных институтах их с успехом применяют для разработки красивой и чистой речи у будущих артистов.

К сожалению, большинство преподавателей иностранных языков игнорируют эти несложные, но весьма эффективные упражнения. А многие, даже и не знают о них.

У вас есть уникальная возможность познакомиться с этими упражнениями, опробовать их на себе и применить в своих занятиях иностранным языком.

Следует заметить, что в отсутствие коммуникативной среды заговорить на иностранном языке без артикуляционных упражнений весьма сложно.

Давайте с вами посмотрим, что из себя представляют эти упражнения:

  1. Чтение с ускорением
    Берётся любое уже изученное упражнение или текст на английском языке, и каждая его фраза читается четыре раза подряд – сначала очень медленно, затем быстрее и быстрее, но не быстрее, чем возможно читать без ошибок. Этим развивается беглость чтения.
  2. Говорение с комфортной скоростью
    Делается это так: берётся уже изученное упражнение, но уже на русском языке и каждая его фраза читается по-английски медленно, очень медленно, главная задача – грамматически верно выстроить фразу, не допустить ошибок. Читается медленно три-четыре раза, затем чуть быстрее пять раз, затем ещё пять раз повторяется эта фраза, но, уже не глядя в текст. Не следует стремиться говорить как можно быстрее, скорость говорения сама станет оптимальной, комфортной. Затем следует попытаться самому придумать аналогичные предложения и проговаривать их точно также, но уже по-памяти. Этим достигается беглость спонтанного говорения.
  3. Упражнения с карандашом
    Вы, наверняка, видели в кино, как пираты взбираются по веревочным лестницам на борт взятого на абордаж судна, держа в зубах кинжалы. Вот именно таким способом вам следует зажать в зубах карандаш (или старую пластиковую ручку) и читать вслух любой текст (можно даже русский) в течение хотя бы 10-15 минут. Причем, несмотря на помеху, читать надо стараться так, чтобы как можно правильнее произносить все звуки и слова. Такое упражнение следует выполнять каждый день. Что это дает? При помощи карандаша вы усложняете «жизнь» своим органам речи (в основном языку и губам), благодаря чему они становятся более гибкими и послушными. (Здесь можно привести аналогию с гантелями, помогающими развивать силу и повышать тонус мышц тела). Эффект от такого упражнения заметен после первого же занятия. Попробуйте продержаться с карандашом в зубах 20 минут, читая вслух любой текст, а потом прочтите этот же текст еще раз уже без карандаша. Вы сразу заметите, насколько лучше станут слушаться вас ваши язык и губы, и насколько четче станет ваше произношение даже с русским текстом! А после недели таких занятий улучшение вашей дикции заметят все ваши родственники и знакомые. Между прочим, благотворное воздействие на дикцию подобной временной помехи могут подтвердить на своем опыте те, кто в детстве носил во рту специальные пластинки или скобы, чтобы зубы росли ровными и красивыми. Такие приспособления очень мешают говорить, но стоит их вынуть, например, перед тем, как отвечать урок у доски, как произношение становится чуть ли не дикторским!
  4. Чтение русских текстов с английским акцентом
    Здесь всё просто. Берёте любой русский текст и читаете его так, как будто бы Ваш родной язык английский.
  5. Чтение с возрастанием громкости
    Каждая фраза текста читается сначала тихо, второй раз с нормальной громкостью, затем громко, и последний раз на крик.
  6. Чтение высоким и низким тоном
    Каждая фраза текста читается дважды - первый раз высоким голосом, второй раз низким. Для этого приёма необходимы достаточно длинные фразы по 10 слов и больше.

Вот такие, достаточно простые упражнения. Правда выполнять их необходимо ежедневно и не по три минуты в день, а хотя бы по тридцать. Мои ученики пятиклассники после трёхмесячных ежедневных занятий такими упражнениями во время летних каникул придя в школу заговорили лучше своих учителей.

Так что у вас есть все шансы значительно улучшить своё произношение путём выполнения этих весьма несложных упражнений. Следует отметить, что работать по этой методике лучше не с обычными текстами из книжки, а с учебными текстами из учебных пособий. Так заодно отрабатываются грамматические конструкции.