Синтаксический разбор сложного предложения и анализ текста: Учебное пособие. Ночь третья

Урок русского языка. 9 класс

Тема: Понятие о сложносочиненном предложении

Цели урока: повторить изученное о сложном предложении; дать понятие о видах сложносочиненного предложения; закрепление и углубление изученного о сложносочиненном предложении; отработка умения различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения; ставить знаки препинания в сложном предложении.

I. Объявление темы урока и работа с текстом

На доске написан текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

Задания к тексту:

Прочитайте текст, определите тему текста и озаглавьте его. Какие художественные приемы используются в тексте для передачи настроения? Вставьте пропущенные буквы. Какие орфографические правила вы применили?

Чайка

II. Объяснение нового материала

Прежде, чем мы будем рассматривать сложносочиненные предложения, давайте вспомним, что вы уже знаете о сложном предложении.

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что такое сложное предложение?

(на столе у учащихся таблицы с сочинительными союзами)

В зависимости от того, какое значение имеет сложносочиненное предложение и какие союзы связывают части его. Они, как и союзы, делятся на три группы. В таблице указаны названия групп и значение предложений.

Какое пунктуационное правило, связанное со сложным предложением, вы знаете?

Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид, расставьте знаки препинания, объясните пунктограммы.

III. Закрепление

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы.

1) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце, и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.

IV . Подведение итогов

V. Домашнее задание Параграф 4, упр. 13

_____________________________________

Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем?

Холодно и ветрено. День с самого утра хмурит(?)ся. Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. Теперь же осень а север еще печальнее осенью. Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.

Чайка с криком бросалась между волнами плавно скользя по воде в их ухабы выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. Ветер вольно носил ее низко над морем.

Надвигается (не)настный вечер и бессильно качается чайка по ветру: все дальше уходит, белея в тумане, от берега в море.

Быстро спускает(?)ся темная бурная ночь; чаще мелькают в море седые космы пены шум прибоя растет. Ледяной ветер доносит по воздуху брызги и отдаляющийся крик чайки.

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы (составленные схемы учащиеся чертят на доске).

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.

Урок русского языка. 9 класс

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока: повторить изученное о сложном и сложносочиненном предложении; дать понятие о сложноподчиненном предложении; отработка умения различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; находить главное и придаточное в сложноподчиненном предложении; ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, составлять их схемы

I. Проверка домашнего задания

1. На прошлом уроке мы рассматривали сложносочиненное предложение и правила постановки знаков препинания в нем. Давайте повторим этот материал.

Что такое сложносочиненное предложение?

Какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?

На какие группы делятся сложносочиненные предложения?

2. Графический диктант

1) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь. [- - – =] и [= –].

2) Слабо тянуло по комнате запахом яблок, и в светоносном воздухе порхала под потолком бабочка. [ = ], и [ = –].

3) Безветрие, и все небо залито ровной синевой. [ = ], и [ = ].

4) Подложили огонь под готовый костер со стружками – пламя запылало. [ = ] – [ – = ].

5) В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. [- - = ] и [ = ].

II. Объяснение нового материала

Мы сказали, что в сложносочиненном предложении обе части равны, поэтому нельзя поставить вопрос от одного простого предложения в его составе к другому. Части сложносочиненного предложения связывают сочинительные союзы. Теперь перейдем к нашей теме. Что такое сложноподчиненное предложение? Как в любом сложном предложении, в нем не менее двух простых предложений, одно из которых главное, а другое – зависимое (придаточное). Зависимость придаточного предложения мы можем установить с помощью вопроса. Также нам поможет союз, присоединяющий зависимую часть к главной. Если в сложносочиненном предложении использовались сочинительные союзы, то в сложноподчиненном предложении – подчинительные.

1. На доске написаны предложения с пропущенными знаками препинания.

Задания к предложениям:

Спишите, вставьте пропущенные знаками препинания. Найдите главную часть и придаточную, поставьте вопрос. Составьте схему.

1) Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо дисциплинированным.

2) Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камни.

3) Комья мокрого снега били в лицо, словно началась пурга.

4) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься.

5) Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.

6) Морозко понял, что разговор окончен, и уныло поплелся в караульное помещение.

7) Сюда он добрался, когда уже закончилось лето.

Придаточное предложение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.

Обратите внимание, что мы задавали вопросы к придаточным предложениям, соответствующие тем, которые задаем к второстепенным членам предложения (определение – какой?, дополнение – вопросы косвенных падежей, обстоятельство – когда? где? откуда? почему? как? и т.д.). Придаточные предложения тоже будут делиться на определительные (какой?), изъяснительные (вопросы косвенных падежей), обстоятельственные (когда? где? откуда? почему? как? и т.д.). Каждый вид мы рассмотрим с вами отдельно на следующих уроках.

2. Работа с текстом (текст раздается учащимся).

Слова с пропущенными буквами выписаны на доске, вызванный ученик вставляет буквы и объясняет их написание.

На доске начерчены схемы к предложениям текста. Задание для учащихся – определить, какая схема к какому предложению относится.

IV . Подведение итогов

1. Какие предложения называется сложноподчиненным?

2. Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?

3. Что называется главным предложением?

4. Что называется придаточным предложением (придаточной частью)?

5. Какие средства связи главного предложения с придаточным вы знаете?

V. Домашнее задание Параграф, упр.

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.

_____________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.

_____________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?

Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.


Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении

1. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже - перед союзом а. Перед союзами и, да («и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой.

Например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Г.); Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости было почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине (Г.); …Я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям… находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол; а если вы не знаете, что у вас делается, то мы спросим у других (Г.); Учился он порядочно, хотя часто ленился; он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.); Вот вы сказали, что своих лошадей не держите; однако ж, если вы женитесь, неужто ж и супругу на извозчиках ездить заставите? (С.-Щ.); Пьянство не особенно было развито между ними; зато преобладающими чертами являлись: праздность, шутовство и какое-то непреоборимое влечение к исполнению всякого рода зазорных «заказов» (С.-Щ.); Всё это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слёзы полились уже от другой причины (Л.Т.); Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Дост.); Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость (Ч.); Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Ч.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду (Ч.).

2. Постановка точки с запятой в некоторых случаях факультативна. Ср.: …Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было узнать - не от него же самого (Т.). - Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде её водили к нему (Дост.) - во втором случае сближаются два неопределенно-личных предложения.

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора

Знаки препинания в сложносочиненном предложении § 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни… ни), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

в сложносочиненном предложении запятаямежду частями сложносочиненного предложения (с соединительными, противительными, разделительными, присоединительными и пояснительными союзами) § 112запятая не ставитсяпри наличии общего второстепенного члена § 112, п. 1)при

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 104. Запятая в сложносочиненном предложении 1. Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы: 1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни… ни. Например: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXVII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 104. Запятая в сложносочиненном предложении 1. Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы:1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни… ни. Например: Все лица нахмурились, и в

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 104. Запятая в сложносочиненном предложении 1. Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы:1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни… ни. Например: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 105. Точка с запятой в сложносочиненном предложении Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто они представляют собой соединение сложноподчиненных предложений) или имеют внутри себя запятые, то между такими частями в художественной

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 106. Тире в сложносочиненном предложении Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится перед союзом тире, например: Я спешу туда

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении 1. Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:1) соединительные (и, да («и»), ни..ни): Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении 1. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 32. Тире в сложносочиненном предложении Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними перед союзом вместо запятой ставится тире: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между предикативными частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались

Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие темные ощущения, такие еще неясные для меня вопросы толпятся в моей голове, - а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить. Не мне разрешить всё это!

Сегодня мы не увидимся. Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман. Я сказал, что завтра будет дурной день; она не отвечала, она не хотела против себя говорить; для нее этот день и светел и ясен, и ни одна тучка не застелет ее счастия.

Коли будет дождь, мы не увидимся! - сказала она. - Я не приду.

Я думал, что она и не заметила сегодняшнего дождя, а между тем не пришла.

Вчера было наше третье свиданье, наша третья белая ночь...

Однако, как радость и счастие делают человека прекрасным! как кипит сердце любовью! Кажется, хочешь излить всё свое сердце в другое сердце, хочешь, чтоб всё было весело, всё смеялось. И как заразительна эта радость! Вчера в ее словах было столько неги, столько доброты ко мне в сердце... Как она ухаживала за мной, как ласкалась ко мне, как ободряла и нежила мое сердце! О, сколько кокетства от счастия! А я... Я принимал всё за чистую монету; я думал, что она...

Но, боже мой, как же мог я это думать? как же мог я быть так слеп, когда уже всё взято другим, всё не мое; когда, наконец, даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь... да, любовь ко мне, - была не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание навязать и мне свое счастие?.. Когда он не пришел, когда мы прождали напрасно, она же нахмурилась, она же заробела и струсила. Все движения ее, все слова ее уже стали не так легки, игривы и веселы. И, странное дело, - она удвоила ко мне свое внимание, как будто инстинктивно желая на меня излить то, чего сама желала себе, за что сама боялась, если б оно не сбылось. Моя Настенька так оробела, так перепугалась, что, кажется, поняла наконец, что люблю ее, и сжалилась над моей бедной любовью. Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредоточивается...

Я пришел к ней с полным сердцем и едва дождался свидания. Я не предчувствовал того, что буду теперь ощущать, не предчувствовал, что всё это не так кончится. Она сияла радостью, она ожидала ответа. Ответ был он сам. Он должен был прийти, прибежать на ее зов. Она пришла раньше меня целым часом. Сначала она всему хохотала, всякому слову моему смеялась. Я начал было говорить и умолк.

Знаете ли, отчего я так рада? - сказала она, - так рада на вас смотреть? так люблю вас сегодня?

Ну? - спросил я, и сердце мое задрожало.

Я оттого люблю вас, что вы не влюбились в меня. Ведь вот иной, на вашем месте, стал бы беспокоить, приставать, разохался бы, разболелся, а вы такой милый!

Тут она так сжала мою руку, что я чуть не закричал. Она засмеялась.

Боже! какой вы друг! - начала она через минуту очень серьезно. - Да вас бог мне послал! Ну, что бы со мной было, если б вас со мной теперь не было? Какой вы бескорыстный! Как хорошо вы меня любите! Когда я выйду замуж, мы будем очень дружны, больше чем как братья. Я буду вас любить почти так, как его...

Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

Вы в припадке, - сказал я, - вы трусите; вы думаете, что он не придет.

Бог с вами! - отвечала она, - если б я была меньше счастлива, я бы, кажется, заплакала от вашего неверия, от ваших упреков. Впрочем, вы меня навели на мысль и задали мне долгую думу; но я подумаю после, а теперь признаюсь вам, что правду вы говорите! Да! я как-то сама не своя; я как-то вся в ожидании и чувствую всё как-то слишком легко. Да полноте, оставим про чувства!..

В это время послышались шаги, и в темноте показался прохожий, который шел к нам навстречу. Мы оба задрожали; она чуть не вскрикнула. Я опустил ее руку и сделал жест, как будто хотел отойти. Но мы обманулись: это был не он.

Чего вы боитесь? Зачем вы бросили мою руку? - сказала она, подавая мне ее опять. - Ну, что же? мы встретим его вместе. Я хочу, чтоб он видел, как мы любим друг друга.

Как мы любим друг друга! - закричал я.

«О Настенька, Настенька! - подумал я, - как этим словом ты много сказала! От этакой любви, Настенька, в иной час холодеет на сердце и становится тяжело на душе. Твоя рука холодная, моя горячая как огонь. Какая слепая ты, Настенька!.. О! как несносен счастливый человек в иную минуту! Но я не мог на тебя рассердиться!..»

Наконец сердце мое переполнилось.

Послушайте, Настенька! - закричал я, - знаете ли, что со мной было весь день?

Ну что, что такое? рассказывайте скорее! Что ж вы до сих пор всё молчали!

Во-первых, Настенька, когда я исполнил все ваши комиссии, отдал письмо, был у ваших добрых людей, потом... потом я пришел домой и лег спать.

Только-то? - перебила она засмеявшись.

Да, почти только-то, - отвечал я скрепя сердце, потому что в глазах моих уже накипали глупые слезы. - Я проснулся за час до нашего свидания, но как будто и не спал. Не знаю, что было со мною. Я шел, чтоб вам это всё рассказать, как будто время для меня остановилось, как будто одно ощущение, одно чувство должно было остаться с этого времени во мне навечно, как будто одна минута должна была продолжаться целую вечность и словно вся жизнь остановилась для меня... Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышанный, забытый и сладостный, теперь вспоминался мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей, и только теперь...

Ах, боже мой, боже мой! - перебила Настенька, - как же это всё так? Я не понимаю ни слова.

Ах, Настенька! мне хотелось как-нибудь передать вам это странное впечатление... - начал я жалобным голосом, в котором скрывалась еще надежда, хотя весьма отдаленная.

Полноте, перестаньте, полноте! - заговорила она, и в один миг она догадалась, плутовка!

Вдруг она сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива. Она взяла меня под руку, смеялась, хотела, чтоб и я тоже смеялся, и каждое смущенное слово мое отзывалось в ней таким звонким, таким долгим смехом... Я начинал сердиться, она вдруг пустилась кокетничать.

Послушайте, - начала она, - а ведь мне немножко досадно, что вы не влюбились в меня. Разберите-ка после этого человека! Но все-таки, господин непреклонный, вы не можете не похвалить меня за то, что я такая простая. Я вам всё говорю, всё говорю, какая бы глупость ни промелькнула у меня в голове.

Слушайте! Это одиннадцать часов, кажется? - сказал я, когда мерный звук колокола загудел с отдаленной городской башни. Она вдруг остановилась, перестала смеяться и начала считать.

Да, одиннадцать, - сказала она наконец робким, нерешительным голосом.

Я тотчас же раскаялся, что напугал ее, заставил считать часы, и проклял себя за припадок злости. Мне стало за нее грустно, и я не знал, как искупить свое прегрешение. Я начал ее утешать, выискивать причины его отсутствия, подводить разные доводы, доказательства. Никого нельзя было легче обмануть, как ее в эту минуту, да и всякий в эту минуту как-то радостно выслушивает хоть какое бы то ни было утешение и рад-рад, коли есть хоть тень оправдания.

Да и смешное дело, - начал я, всё более и более горячась и любуясь на необыкновенную ясность своих доказательств, - да и не мог он прийти; вы и меня обманули и завлекли, Настенька, так что я и времени счет потерял... Вы только подумайте: он едва мог получить письмо; положим, ему нельзя прийти, положим, он будет отвечать, так письмо придет не раньше как завтра. Я за ним завтра чем свет схожу и тотчас же дам знать. Предположите, наконец, тысячу вероятностей: ну, его не было дома, когда пришло письмо, и он, может быть, его и до сих пор не читал? Ведь всё может случиться.

Да, да! - отвечала Настенька, - я и не подумала; конечно, всё может случиться, - продолжала она самым сговорчивым голосом, но в котором, как досадный диссонанс, слышалась какая-то другая, отдаленная мысль. - Вот что вы сделайте, - продолжала она, - вы идите завтра как можно раньше и, если получите что-нибудь, тотчас же дайте мне знать. Вы ведь знаете, где я живу? - И она начала повторять мне свой адрес.

Потом она вдруг стала так нежна, так робка со мною... Она, казалось, слушала внимательно, что я ей говорил; но когда я обратился к ней с каким-то вопросом, она (смолчала, смешалась и отворотила от меня головку. Я заглянул ей в глаза - так и есть: она плакала.

Ну, можно ли, можно ли? Ах, какое вы дитя! Какое ребячество!.. Полноте!

Она попробовала улыбнуться, успокоиться, но подбородок ее дрожал и грудь всё еще колыхалась.

Я думаю об вас, - сказала она мне после минутного молчания, - вы так добры, что я была бы каменная, если б не чувствовала этого. Знаете ли, что мне пришло теперь в голову? Я вас обоих сравнила. Зачем он - не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас.

Я не отвечал ничего. Она, казалось, ждала, чтоб я сказал что-нибудь.

Конечно, я, может быть, не совсем еще его понимаю, не совсем его знаю. Знаете, я как будто всегда боялась его; он всегда был такой серьезный, такой как будто гордый. Конечно, я знаю, что это он только смотрит так, что в сердце его больше, чем в моем, нежности... Я помню, как он посмотрел на меня тогда, как я, помните, пришла к нему с узелком; но все-таки я его как-то слишком уважаю, а ведь это как будто бы мы и неровня?

Нет, Настенька, нет, - отвечал я, - это значит, что вы его больше всего на свете любите, и гораздо больше себя самой любите.

Да, положим, что это так, - отвечала наивная Настенька, - но знаете ли, что мне пришло теперь в голову? Только я теперь не про него буду говорить, а так, вообще; мне уже давно всё это приходило в голову. Послушайте, зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Зачем прямо, сейчас, не сказать что есть на сердце, коли знаешь, что не на ветер свое слово скажешь? А то всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле, как будто все боятся оскорбить свои чувства, коли очень скоро выкажут их...

Ах, Настенька! правду вы говорите; да ведь это происходит от многих причин, - перебил я, сам более чем когда-нибудь в эту минуту стеснявший свои чувства.

Нет, нет! - отвечала она с глубоким чувством. - Вот вы, например, не таков, как другие! Я, право, не знаю, как бы вам это рассказать, что я чувствую; но мне кажется, вы вот, например... хоть бы теперь... мне кажется, вы чем-то для меня жертвуете, - прибавила она робко, мельком взглянув на меня. - Вы меня простите, если я вам так говорю: я ведь простая девушка; я ведь мало еще видела на свете и, право, не умею иногда говорить, - прибавила она голосом, дрожащим от какого-то затаенного чувства, и стараясь между тем улыбнуться, - но мне только хотелось сказать вам, что я благодарна, что я тоже всё это чувствую... О, дай вам бог за это счастия! Вот то, что вы мне насказали тогда о вашем мечтателе, совершенно неправда то есть, я хочу сказать, совсем до вас не касается. Вы выздоравливаете, вы, право, совсем другой человек, чем как сами себя описали. Если вы когда-нибудь полюбите, то дай вам бог счастия с нею! А ей я ничего не желаю, потому что она будет счастлива с вами. Я знаю, я сама женщина и вы должны мне верить, если я вам так говорю...

Она замолкла и крепко пожала руку мне. Я тоже не мог ничего говорить от волнения. Прошло несколько минут.

Да, видно, что он не придет сегодня! - сказала она наконец, подняв голову. - Поздно!..

Он придет завтра, - сказал я самым уверительным и твердым голосом.

Да, - прибавила она, развеселившись, - я сама теперь вижу, что он придет только завтра. Ну, так до свиданья! до завтра! Если будет дождь, я, может быть, не приду. Но послезавтра я приду, непременно приду, что со мной ни было; будьте здесь непременно; я хочу вас видеть, я вам всё расскажу.

И потом, когда мы прощались, она подала мне руку и сказала, ясно взглянув на меня:

Ведь мы теперь навсегда вместе, не правда ли?

О! Настенька, Настенька! Если б ты знала, в каком я теперь одиночестве!

Когда пробило девять часов, я не мог усидеть в комнате, оделся и вышел, несмотря на ненастное время. Я был там, сидел на нашей скамейке. Я было пошел в их переулок, но мне стало стыдно, и я воротился, не взглянув на их окна, не дойдя двух шагов до их дома. Я пришел домой в такой тоске, в какой никогда не бывал. Какое сырое, скучное время! Если б была хорошая погода, я бы прогулял там всю ночь...

Но до завтра, до завтра! Завтра она мне всё расскажет.

Однако письма сегодня не было. Но, впрочем, так и должно было быть. Они уже вместе...

Существуют 3 типа сложных предложений:

- Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого соединяются на основе определенных семантических отношений без посредста союзов. Таким образом, части бессоюзного сложного предложения связывают:

интонация;

общий член;

анафорический компонент;

информативная недостаточность одной части без помощи другой;

заключительная частица так;

наличие общих модально-временных элементов;

наличие в первой части незамещенной синтаксической позиции.

Например, бессоюзным сложным предложением является Я очень удивился: одноклассники устроили мне настоящий праздник.

+ Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами. В большинстве случаев сложносочиненные предложения по смыслу оказываются подобными простым предложениям, из которых они состоят, но отличаются сложносочиненные предложения от соответствующих простых тем, что объединены интонационно.

Сложносочиненным предложением (ССП) называется слож-ное предложение, составные части которого объединены в одно смысловое и грамматическое целое посредством сочинительных союзов: Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, ос-мысленно, красиво (А. Чехов) .

Смысловая и грамматическая связь частей ССП в единое це-лое осуществляется с помощью:

1) сочинительных союзов: Корень учения горек, да плод сла-док (Посл.) . Только в исключительных случаях люди стремятся умереть, и никто в мире не желает состариться (И. Мечников) ;

2) соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых: Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение, однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Ф. Достоевский) ;

3) синтаксического параллелизма частей: На западе еще не скрылось солнце, а на востоке уже взошла луна. В доме еще ни о чем не известно, зато на улице уже все знают;

4) употребления синтаксически специализированных слов (поэтому, потому, значит, следовательно, все равно, тем не менее, только, отсюда, в конце концов и др.) и анафорических слов (он, сам, тот, этот, там, тогда и др.) : Человек - существо разумное, и все же много в нем несовершенного;

5) наличия в первой части общего для всех частей члена (де-терминанта) или общей придаточной части (при их наличии предикативные части, связанные одиночными соединительными или разделительными союзами, не отделяются друг от друга запятой) : В это время у открытой боковой двери вагона остановились две фигуры и послышались звуки русской речи (В. Короленко) (два детерминанта: обстоятельство времени в это время и обстоятельство места у двери) ;


6) неполноты одной из предикативных частей: Я пошла в чи-тальный зал, а подруга - в театр (во второй части ССП опущено сказуемое) .

+ Сложноподчиненным предложением (СПП) называется сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами: Мышление было бы не нужно, если бы были готовые истины (А. Герцен) ; Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков (Посл.).Синонимия в синтаксисе проявляется иначе, чем на других уровнях: если в лексике она основывается на тождестве понятий, то в синтаксисе это явление базируется на близости семантических отношений между компонентами.

Синонимичными могут быть все типы сложного предложения:

· Сложноподч: Работу зачли, потому что я сдал ее вовремя. / Работу зачли, так как я сдал ее вовремя.

· Сложносоч: Я сдал работу вовремя, и ее зачли.

· Бессоюзн: Работу зачли: я сдал ее вовремя. / Я сдал работу вовремя - ее зачли.

Признаки синтаксических синонимов:

· Тождество содержания

· Тождество лексического состава

· Близость основного грамматического значения

· Различные показатели этого тождества.

То есть, синтаксические синонимы - это синтаксические конструкции, характеризующиеся схожестью лексического состава, оттенками смысловых отношений и различными средствами связи.

Но не все предложения могут синонимизироваться. Например, предложение не может быть синонимом, если:

· В главной части - сослагательное наклонение

· В главной части - форма будущего времени и у глагола-сказуемого

· Придаточную часть невозможно заменить прич/дееприч. оборотом

· В главной части есть соотносительное слово («то»)

· Не позволяет лексическое наполнение частей

Также иногда невозможно изменить место придаточного предложения, не искажая смысл.

Могут быть синонимами:

· Простые и сложные предложения: следует учитывать параллельные синт. конструкции.

Но! Нельзя заметь сложенное предложение простым, если:

Сказуемые в главной и придаточной частях относятся не к одному предмету

Если нельзя образовать необходимую форму (напр. «когда он писал книгу…» -> «пиша»

2) союзные и бессоюзные сложные предложения:

Если в бессоюзном между частями есть значение одновременности или последовательности, то такое предложение можно заменить сложносочиненным с союзом «и», «а»

Если есть значение следствия/вывода/результата, можно заменить сложноподчиненным с придаточным условия/времени/следствия/уступки/цели/определительным

Бессоюзное со значением причины можно заменить сложноподчиненным с придаточным причины/изъяснительным/определительным

Но! Не все бессоюзные можно заменить:

Сама сплю и слышу: как будто кто-то стучит.

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

2.Ошибки в построении сложных предложений.

1.Разнотипность частей сложного предложения проявляется в различной форме:

а) в качестве однородных конструкций употребляются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость» (следует: ...обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и возможность снижения ее себестоимости

б)при общей подчиняющей части выступают в качестве однородных синтаксических элементов двусоставное предложение и односоставное безличное предложение, например: «Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает ускоренная приватизация государственной собственности; 2) необходимо повысить роль в этом процессе трудовых коллективов»;

в)без должного основания используется различный порядок слов в соподчиненных придаточных предложениях, например: «К числу недостатков преподавательского коллектива школы следует отнести то, что в ней недостаточно проводится воспитательная работа, внеклассная работа ведется плохо, успеваемость учащихся снижается» (во втором и третьем придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов).

2.Смещение конструкции может найти свое выражение в том, что главное предложение «перебивается» находящимся внутри его придаточным, например:«Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения» (следует: Главное, чему необходимо уделить внимание, - это жанровая сторона произведения

Смещение конструкции может возникать в том случае, если придаточное предложение «перебивается» главным, например: «Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал» (вместо: Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты). Подобные конструкции имеют разговорный характер.

3.Неправильное употребление союзов и союзных слов проявляется в различных случаях:

а) выбор союза или союзного слова, которые не подходят для данного контекста, например: «Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий»

б)плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: однако тем не менее

в)лишний союз после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения, например: «Докладчик привел новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы»;

г)лишнее соотносительное слово (указательное местоимение в главном предложении), например: «Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки»

д)повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы... бы, если бы... бы)

е)загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений, например: «Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного»

4.Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания. Например, в предложении «Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован», хотя по правилу слова который, какой, чем замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.

5.Смешение прямой и косвенной речи находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

21 - 2. Состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: ДОЧЬ УЧИЛАСЬ ДОМА И РОСЛА ХОРОШО; 2-я ПЕ: МАЛЬЧИК УЧИЛСЯ НЕДУРНО. 3. Между ПЕ соединительно-отождествительные отношения. 4. Названные отношения выражены союзом ТОЖЕ и строгим порядком следования частей. 5. Предложение закрытой структуры. 6. 1 , ТОЖЕ 2 Задание 4. Произведите синтаксический разбор предложений 1. Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновенье; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Ф. Достоевский). 2. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая желто- лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам (Л. Толстой). 3. Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (А. Чехов). 4. Солдат снова бросился на меня, но Смурый одной рукой схватил его в охапку (М. Горький). 5. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон (С. Серафимович). 6. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка (М. Лермонтов). 7. Он теперь не жених тебе, и, следовательно, вам в одном доме жить нельзя (А.Островский). 8. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной (И. Бунин). 9. То ль она думала, то ль она пела песню о женской судьбе (М. Исаковский). 10. Будить бы ей лаской детей на рассвете, но битва за мир отняла их, двоих! (М Максимов). 11. Вдруг на крыше из-под балки чей-то крик раздался жалкий, и огню наперерез на чердак Кузьма полез (С. Маршак). 12. Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю, но пузатый от меня убежал, как от огня (К. Чуковский). 13. Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно… для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев - 22 - (М. Салтыков-Щедрин). 14. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Толстой). 15. Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (И. Тургенев). 16. Не только ученики выбежали встречать автофургон, но даже старая нянечка не могла усидеть в школе (В. Панова). 17. Он оставляет свою тележку где-нибудь в кустах около деревни, а сам отправляется пешком (И. Тургенев). 18 Павел кинулся вперед с поднятыми руками, и конторщик тяжело покатился на пол (И. Тургенев). 19. Дверь открылась, и в кухню вошла постаревшая и похудевшая тетя Поля (К. Симонов). 20. Морозило сильнее, но зато скрып мороза под сапогом слышался за полверсты (Н. Гоголь). 21. Кружок его состоял человек из десяти, и из них особенною дружбой Брянчанинова сразу стал пользоваться Миша Чихаев (Н. Лесков). 22. И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась (М. Пришвин). 23. То он вглядывался в ее глаза и по-детски радовался, то снова грусть сковывала его лицо (А. Чехов). 3.10. Типы многочленных сложносочиненных предложений Сложносочиненные предложения могут быть многочленными, т.е. состоять из трех и более ПЕ. Например: В КАЮТЕ БЫЛО УЖЕ СУМЕРЕЧНО, НО СВЕТ ЕЩЕ НЕ ВКЛЮЧАЛИ, И ПОТОМУ НИКТО ИЗ ПАССАЖИРОВ НЕ ЗАМЕТИЛ ЕЕ ЗАПЛАКАННОГО ЛИЦА (Г. Семенов) Это предложение состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: В КАЮТЕ БЫЛО УЖЕ СУМЕРЕЧНО; 2- ПЕ: СВЕТ ЕЩЕ НЕ ВКЛЮЧАЛИ; 3-я ПЕ: ПОТОМУ НИКТО ИЗ ПАССАЖИРОВ НЕ ЗАМЕТИЛ ЕЕ ЗАПЛАКАННОГО ЛИЦА. Связь между предикативными единицами осуществляется с помощью сочинительных союзов НО, И; следовательно, перед нами многочленное сложносочиненное предложение. По своей структуре и выражаемым отношениям многочленные сложносочиненные предложения делятся на две группы: 1) с частями, - 23 - которые равноправны по отношению друг к другу и выражают перечислительные или разделительные отношения (открытой структуры); 2) с частями (или, по крайней мере, одной из них), которые не однородны по отношению друг к другу, так что в предложении выражается не менее двух видов отношений, например, соединительные и противительные (закрытой структуры). Предложения второй группы чаще всего характеризуются тем, что вторая и третья ПЕ, взятые вместе (поскольку они наиболее тесно связаны по смыслу и интонационно), относятся к первой ПЕ; или третья ПЕ относится к двум первым ПЕ, вместе взятым. ПЕ сложных предложений, имеющих более тесную смысловую и интонационную связь, принято называть СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВЫМИ ЧАСТЯМИ (ССЧ) сложного предложения. Структурно-смысловыми такие части называются потому, что каждая из них имеет определенную структуру и характерное грамматическое значение. Например: С УТРА БЫЛ ТУМАН, НО К ЗАВТРАКУ ПОГОДА РАЗГУЛЯЛАСЬ, И СОЛНЦЕ БЛЕСТЕЛО НА ТОЛЬКО ЧТО РАСПУСТИВШЕЙСЯ ЛИСТВЕ (Л. Толстой). 1 , НО 2 , И 3 На схеме видно, что ССЧ, во-первых, отличаются друг от друга по структуре: 1-я ССЧ – простое предложение (1-я ПЕ); 2-я ССЧ – сложное предложение (2-я и 3-я ПЕ). Во-вторых, они существенно различны по грамматическим значениям, поскольку в 1-й ССЧ грамматическое значение определяется категорией предикативности (как в простом предложении), а во 2-й ССЧ – смысловыми отношениями между предикативными единицами. Следует добавить, что выделение ССЧ в составе сложного предложения отражает не столько синтаксический уровень делимитации (членения) сложного предложения, сколько логико-смысловой, так как в принципе ССЧ разграничиваются с учетом более или менее тесной - 24 - смысловой, а не грамматической связи между предикативными единицами. Каких-либо специальных формальных показателей границ между ССЧ многочленного сложносочиненного предложения не существует. При анализе таких конструкций следует ориентироваться прежде всего на интонацию, свойственную концу предложения. Там, где как бы можно поставить точку, т.е. завершить высказывание, не нарушив при этом смысла фрагмента речи, там следует провести границу между ССЧ. Эта граница должна показать, что перед нами находятся относительно автономные конструкции, которые при соответствующей авторской интенции (намерении) могли бы существовать как самостоятельные коммуникативные единицы. Приведем примеры всех типов многочленных сложносочиненных предложений как открытой структуры, так и закрытой. 1. Многочленные сложносочиненные предложения с перечислительными отношениями с дополнительным значением одновременности. ВЕЕТ ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР, И ЛЕГКИЙ ПАР КЛУБИТСЯ У РЕКИ, И ШУМНО СОЛНЦУ РАДУЮТСЯ ДЕТИ, И ДУМАЮТ О ЖИЗНИ СТАРИКИ (М. Исаковский). 1 ,И 2 , И 3 , И 4 2. Многочленные сложносочиненные предложения с перечислительными отношениями с дополнительным значением последовательности. АНИСЬЯ ТОТЧАС К НЕЙ ЯВИЛАСЬ, И ДВЕРЬ ПРЕД НИМИ ОТВОРИЛАСЬ, И ТАНЯ ВХОДИТ В ДОМ ПУСТОЙ (А. Пушкин) 1 , И 2 , И 3 - 25 - 3. Многочленные сложносочиненные предложения с разделительными отношениями со значением взаимоисключения. ИЛЬ ЧУМА МЕНЯ ПОДЦЕПИТ, ИЛЬ МОРОЗ ОКОСТЕНИТ, ИЛЬ МНЕ В ЛОБ ШЛАГБАУМ ВЛЕПИТ НЕПРОВОРНЫЙ ИНВАЛИД (А. Пушкин). 1 , ИЛЬ 2 , ИЛЬ 3 4. Многочленные сложносочиненные предложения с разделительными отношениями со значением чередования. ТО ФАБРИКА КИРПИЧНАЯ – ВЫСОКАЯ ТРУБА, ТО ХАТА ПОБЕЛЕННАЯ, ТО В ПОЛЕ МОЛОТЬБА (С. Васильев). 1 , ТО 2 , ТО 3 Все вышеприведенные конструкции являются предложениями открытой структуры. Их легко можно продолжать дальше с теми же самыми грамматическими значениями. Потенциальная возможность продолжения данных высказываний ограничивается исключительно намерениями говорящего, который в данных случаях ориентируется не столько на языковую систему, сколько на стилистические нормы. Иначе говоря, в системе языка не содержится каких-либо правил, запрещающих распространять и дополнять такие предложения другими предикативными единицами. Запрет на их продолжение налагает исключительно стилистическая традиция, обязывающая субъекта речи закончить предложение так, чтобы его конструктивные особенности не повлияли на восприятие смысла. 5. Многочленные сложносочиненные предложения, допускающие логико-смысловой уровень членения. Это предложения закрытой структуры, в которых наблюдается не один вид синтаксических отношений, а два, три и больше. Следовательно, в таких конструкциях можно выделить ССЧ на основе более тесной - 26 - смысловой и интонационной связи между отдельными ПЕ. Например: СТИХИЯ ТАЛАНТА, ЗАЛОЖЕННОГО В ЧЕЛОВЕКЕ, ДОЛЖНА НАЙТИ СВОЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ПРАВИЛЬНОЕ РУСЛО, ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, САМ ЧЕЛОВЕК УСИЛИЯМИ ВОЛИ, ПОИСКАМИ, ТРУДОМ ДОЛЖЕН ПРОКОПАТЬ ЭТО РУСЛО…, И ТОГДА ЖИЗНЬ ПРИНЕСЕТ РАДОСТИ ТВОРЧЕСКИХ УДАЧ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ И МУДРОЕ СПОКОЙСТВИЕ (В. Солоухин). 1 , ИЛИ 2 , И 3 1-я и 2-я ПЕ связаны разделительным союзом ИЛИ, с помощью которого передается значение взаимоисключения. 3-я ПЕ связана с двумя предыдущими ПЕ посредством соединительного союза И. Отношения между первыми двумя ПЕ и третьей ПЕ – соединительно- результативные. Они выражаются союзом И, а также типизированным лексическим конкретизатором (в данном случае это местоименное наречие ТОГДА). Иначе говоря, в этом многочленном сложносочиненном предложении ПЕ объединены в 2 ССЧ. 1-я ССЧ – это 1-я и 2-я ПЕ, которые оказываются тесно связанными между собой по смыслу. 2-я ССЧ – 3-я ПЕ. После второй ПЕ можно закончить высказывание, оформив его как минимальное сложносочиненное предложение с разделительными отношениями. Возможность «поставить точку» после 2-й ПЕ позволяет именно здесь определить границу между смысловыми частями. 2-я ССЧ – это 3-я ПЕ, которая представляет собой простое предложение, связанное с первой ССЧ как с единой в смысловом отношении конструкцией. 3.11. Порядок синтаксического разбора многочленного сложносочиненного предложения 1. Определить тип предложения по цели высказывания; по структуре; по основным средствам связи. 2. Указать количество предикативных единиц и их границы. - 27 - 3. Выделить структурно-смысловые части (если это предложение закрытой структуры) и определить отношения между ССЧ. 4. Дать структурно-семантическую характеристику ССЧ, если они представляют собой сложные предложения (по образцу разбора минимального сложносочиненного предложения). Если ССЧ представляет собой простое предложение, то этот факт отмечается, но монопредикативная конструкция в данном виде разбора не анализируется. 5. Начертить схему предложения. Образец разбора ВБЛИЗИ НИКАКИХ ДЕРЕВЬЕВ, ДО УСАДЬБЫ ТОЖЕ ДАЛЕКО, ЗАТО ВСЯ РЕКА КАК НА ЛАДОНИ (Г. Марков) 1. Предложение повествовательное; сложное; сложносочиненное. 2. Состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: ВБЛИЗИ НИКАКИХ ДЕРЕВЬЕВ; 2-Я ПЕ: ДО УСАДЬБЫ …ДАЛЕКО; 3-я ПЕ: …ВСЯ РЕКА КАК НА ЛАДОНИ. 3. Названные ПЕ объединяются в 2 ССЧ. 1-я ССЧ – 1-я и 2-я ПЕ; 2-я ССЧ – 3-я ПЕ. Отношения между ССЧ – противительно- возместительные, выражены противительным союзом ЗАТО. 4. 1-я ССЧ представляет собой сложносочиненное предложение; отношения между 1-й и 2-й ПЕ соединительно-отождествительные, выражены соединительным союзом ТОЖЕ. 2-я ССЧ представляет собой простое предложение. 1 , ТОЖЕ 2 , ЗАТО 3 Задание 5. Произведите синтаксический разбор предложений. 1. Мне ворон черный смерти не пророчил, но ночь была, и я упал в бою (Ю. Гончаров). 2. Танк все сметал на своем пути, но встал боец, и танку не пройти (С. Щипачев). 3. Скрипело, свистело и выло в лесу, и гром ударял в отдаленье, как молот, и тучи рвались в небесах, но внизу царили затишье и - 28 - сумрак, и холод (Н Заболоцкий). 4. Еще теплы стволы орудий и кровь не всю впитал песок, но мир настал (А. Твардовский). 5. Но вновь и вновь появится листва, и наши дети вырастут и внуки, но гром пальбы в любые торжества напомнит нам о той большой разлуке (А. Твардовский). 6. Они врывались в мертвый дом – и стекла в рамах дребезжали, и снег сухой в старинной зале кружился в сумраке ночном (И. Бунин). 7. Они палят, палят с заката, но солнце расстрелять нельзя, и умолкают автоматы, и тишина стает, грозя (С. Орлов). 8. Я тут же хотел встать и рассказать обо всем, но было поздно, и все спали (П. Нилин). 9. Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в нее гвоздь, и получилась пика. 10. Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено. 11. Прошло два дня, а сторож из леса не возвращался, и тревога нависла над маленьким, занесенным снегом домиком (По А. Гайдару). 12. Нет солнца, но светлы пруды, стоят зеркалами литыми, и чаши недвижной воды совсем казались пустыми, но в них отразились сады (И. Бунин). 13. Раньше было другое, и он был другой, а теперь ему ничего не нужно (Д. Мамин-Сибиряк). 14. Конь, глухо звякая подковами по устилавшим дно голышам, на ходу потянулся было пить, но всадник заторопил его, и конь, екая селезенкой, выскочил на пологий берег. 15. Считался Яков Лукич в хуторе человеком большого ума, лисьей повадки и осторожности, а вот не удержался в стороне от яростно всполыхавшей по хуторам борьбы, и коловертью втянуло его в события, и с того дня пошла жизнь Якова Лукича под опасный раскат. 16. Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, и становится легче, а то ведь он у меня закаменело от горя. 17. Детвора было увязалась следом, но Любишкин вытянул из плетня хворостину, и догадливые ребята отстали (По М. Шолохову). 18. Дождь перестал, но с веток продолжают падать на нас тяжелые капли влаги, и, кажется, деревья роняют слезу (Н. Федосеев). 19. По небу плывет луна, и близ нее, вместе с ней, льется золотая блестящая слеза звезды, также сказочно луна уходит плавно в высоту, а золотой свет звезды, поднимаясь все выше и выше, стремится за ней (И. Бунин). 20. Он горел нетерпением услышать что-нибудь о графине и - 29 - собрался ехать в адмиралтейство, надеясь там застать еще Корсакова, но дверь отворилась, и сам Корсаков явился опять (А. Пушкин). 21. Вот этот пронзительный крик и долетел тогда до елани, и Митраша это слышал и ответил, но порыв ветра тогда унес крик в другую сторону (М. Пришвин). 22. О несчастиях России она могла говорить притворно, но брат ее был предмет, слишком близкий ее сердцу, и она не хотела и не могла слегка говорить о нем (Л. Толстой). 23. Киргиз кивал головой, соглашался будто бы, но люди отходили от него, и он снова с облегчением закрывал глаза (В. Астафьев). 24. Самолет шел почти на бреющем, и от этого возникло ощущение большей скорости, однако скорость для такого типа машин была недостаточная (По К. Симонову). 25. Прежде было пыткой вставать с восходом солнца, и мать по нескольку раз будила мальчишку, а теперь он просыпался сам и сразу бежал поливать тополь (А. Кожевников). 26. Гуси, коровы, козы давно уже были пригнаны, и самая пыль от них уже давно улеглась, а пастухи, пригнавшие их, стояли у ворот, ожидая крынки молока и приглашенья к ухе (Н. Гоголь). 27. Человек сюда не заходит, а медведь не догадывается, да и не сумеет он этого сделать (П. Бажов). 28. В полях и снег еще совсем не стаял, а уж ручьи, как зяблики, звенят, и льется с неба россыпь золотая, и целым хором птицы гомонят. 29. Человек много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск (А. Гайдар). 30. То ли коробочка попала в сугроб и теперь лежала глубоко под снегом, то ли она упала на тропку и ее утянул какой-либо прохожий, но, так или иначе, вместе со всем добром и нераспечатанной телеграммой коробочка навеки пропала (А. Гайдар). 31. Еще холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж смотрит небо ясным взглядом, и молодеет божий мир (И. Бунин). 32. Я две свечи зажег, и весело огни их заблестели, и побежали тени в потолок, а стекла окон сразу посинели (И. Бунин). 33. Уж свечи нагорели и темнеют, и комнаты в молчанье цепенеют, но ночь долга, а новый день далек (И. Бунин). 34. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина. 35. Посыпались первые крупные капли дождя, и рванулся ветер, а там – новый удар грома. 36. В городе в такую - 30 - погоду – грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идете по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего палого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. 37. Лиственные деревья жили еще дольше, но до ста лет выживали одни липы и березы, а осины, черемухи и рябины погибали, не дожив и половины. 38. Правда, зимой, в холод, ему приходилось трудненько, и Ветер стонал и плакал, но ему никто не верил. 39. Пора старику и на покой, на теплую печку, да замениться некем, а тут вот еще Гришутка на руках очутился. 40. Ох, тяжело старое одиночество, а тут лес кругом, вечная тишина, и не с кем слова сказать. 41. Но Федорка никогда не жаловалась, и все у нее как-то горело в руках, - и Прошке делалось совестно перед сестрой (по Д. Мамину- Сибиряку). 42. Из темноты и в темноту, как по висячему мосту, бреду по жизни осторожно, и мост мой солнцем освещен, но хрупок он, и так легко сорваться можно. 43. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее еще пуще загорелось, а она стала еще лучше (Н. Гоголь). 44. Днепр остался уже далеко позади, но деревень поблизости еще никаких не было, да и вода оказалась лишь в колодце лесного кордона. 45. Заходило солнце, и в открытые окна были видны вытянутые облака, пепельные сверху и ослепительно- золотистые снизу, а воздух во дворе – лиловый. 46. Солнце село, и на небе погасли последние лучи заката, но было очень тепло, и день оказался самым жарким в сентябре. 47. Писатель часто и не ставит себе такой задачи, и получается это само по себе, в результате действия каких-то мало еще выясненных обстоятельств, но тем не менее я предпочитаю запоминающиеся рассказы. CЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ IV. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ 4.1. Особенности строения и семантики нерасчлененных сложноподчиненных предложений