Вов конспект. Тема урока: Великая Отечественная война

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны. Всего в ней приняли участие около 34000000 советских солдат, более половины из которых, погибло.

Причины Великой Отечественной войны

Главной причиной начала Великой Отечественной войны стало желание Адольфа Гитлера привести Германию к мировому господству, захватив другие страны и установив расово чистое государство. Поэтому 1 сентября 1939 года Гитлер вторгся в Польшу, затем в Чехословакию, положив начало Второй мировой войне и завоевывая все новые и новые территории. Успехи и победы нацисткой Германии заставили Гитлера нарушить заключенный 23 августа 1939 года между Германией и СССР договор о ненападении. Им была разработана специальная операция под названием "Барбаросса", которая подразумевала захват Советского Союза в короткие сроки. Так началась Великая Отечественная война. Она проходила в три этапа

Этапы Великой Отечественной войны

1 этап: 22 июня 1941 - 18 ноября 1942 гг.

Немцы захватили Литву, Латвию, Украину, Эстонию, Белоруссию и Молдавию. Войска продвигались внутрь страны для захвата Ленинграда, Ростова-на-Дону и Новгорода, но главной целью фашистов была Москва. В это время СССР претерпело большие потери, тысячи людей были взяты в плен. 8 сентября 1941 года началась военная блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В результате войска СССР смогли приостановить наступление немцев. План "Барбаросса" провалился.

2 этап: 1942-1943 гг.

В этот период СССР продолжало наращивать военную мощь, росла промышленность, оборона. Благодаря неимоверным усилиям советских войск граница фронта была отодвинута назад – к западу. Центральным событием этого периода стала величайшая в истории Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 гг.). Целью немцев был захват Сталинграда, большой излучины Дона и волгодонского перешейка. В ходе битвы было уничтожено более 50 армий, корпусов и дивизий врагов, истреблено около 2 тысяч танков, 3 тысяч самолетов и 70 тысяч автомобилей, существенно ослабла немецкая авиация. Победа СССР в этой битве оказала существенное влияние на ход дальнейших военных событий.

3 этап: 1943-1945 гг.

Из обороны Красная Армия постепенно переходит в наступление, двигаясь в сторону Берлина. Было реализовано несколько кампаний, направленных на уничтожение противника. Разгорается партизанская война, в ходе которой образуется 6200 отрядов партизан, пытающихся самостоятельно бороться с врагом. Партизаны использовали все подручные средства, вплоть до дубинок и кипятка, устраивали засады и ловушки. В это время происходят битвы за Правобережную Украину, Берлин. Были разработаны и приведены в действие Белорусская, Прибалтийская, Будапештская операции. В результате 8 мая 1945 года Германией было официально признано поражение.

Таким образом, победа Советского Союза в Великой Отечественной войне стала фактически завершением Второй Мировой войны. Разгром немецкой армии положил конец желаниям Гитлера обрести господство над миром, всеобщему рабству. Однако победа в войне далась тяжелой ценой. В борьбе за Родину погибли миллионы людей, были разгромлены города, села, деревни. Все последние средства уходили на фронт, поэтому люди жили в нищете и голоде. Каждый год 9 мая мы празднуем день Великой Победы над фашизмом, гордимся нашими солдатами за то, что они подарили жизнь будущим поколениям, обеспечили светлое будущее. В то же время победа смогла закрепить влияние СССР на мировой арене и превратить его в сверхдержаву.

Кратко для детей

Подробнее

Великая Отечественная война (1941 г.-1945 г.) – самая страшная и кровопролитная война за все время СССР. Эта война была между двух держав, могучий державой СССР и Германией. В жестокой схватке, на протяжение пяти лет СССР все-таки победила достойно своего противника. Германия, когда нападала на союз, надеялась быстро захватить всю страну, но они не ожидали, насколько могуч и селен славянский народ. К чему привела эта война? Для начала разберем ряд причин, из-за чего же все началось?

После Первой мировой, Германия сильно ослабела, сильнейший кризис одолел страну. Но в это время к правлению пришел Гитлер и ввел большое количество реформ и изменений, благодаря которым страна начала процветать, и люди проявили к нему свое доверие. Когда он стал правителем, то проводил такую политику, в которой доносил до людей, что нация немцев, самая превосходная в мире. Гитлер зажегся идеей отыграться за Первую мировую войну, за тот ужасный проиграть, у него зародилась мысль подчинить себе весь мир. Начал он с Чехии и Польши, что в дальнейшем переросло уже во Вторую мировую войну

Все мы прекрасно помним из учебников истории, что до 1941 года был подписан договор о не нападении двух стран Германии и СССР. Но Гитлер все-таки напал. У немцев был разработан план под название «Барбаросса». В нем четко было указано, что Германия должна захватить СССР за 2 месяца. Он считал, что если в его распоряжение будет вся сила и мощь странны, то он с бесстрашием сможет вступить в войну с США.

Война началась так молниеносно, СССР не была готова, но Гитлер получил не то что хотел и ждал. Наша армия оказала большое сопротивление, немцы не ожидали увидеть такого сильного соперника перед собой. И война затянулась на долгих 5 лет.

Сейчас разберем основные периоды за время всей войны.

Первоначальный этап войны это 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года. За это время немцы захватили большую часть страны, так же сюда попали Латвия, Эстония, Литва, Украина, Молдавия, Белоруссия. Далее у немцев перед глазами уже была Москва и Ленинград. И у них это почти получилось, но русские солдаты оказались сильнее их и не дали захватить этот город.

К большему сожалению Ленинград они захватили, но что самое удивительное, люди живущие там не пустили оккупантов в сам город. Сражения за эти города были до конца 1942 года.

Конец 1943 года начало 1943 года, было очень тяжелым для немецкого войска и в то же время счастливым для русских. Советская армия начала контрнаступление, русские начали медленно, но уверено отвоевывать свою территорию, а оккупанты и их союзники медленно отступать к западу. Некоторых союзников удалось уничтожить на месте.

Все прекрасно помнят, как вся промышленность Советского Союза перешла на производства военных принадлежностей, благодаря этому они смогли дать отпор врагам. Армия из отступающих переросла в нападающих.

Финал. 1943 по 1945 год. Советские солдаты собрала все силы и большими темпами стала отвоевывать свою территорию. Все силы были направлены в сторону оккупантов, а именно в Берлин. В это время освободили Ленинград, отвоевали и другие захваченные ранее страны. Русские решительно шли на Германию.

Последний этап (1943-1945). В это время СССР начала по кусочку забирать свои земли и двигаться в сторону захватчиков. Русские солдаты отвоевали Ленинград, и другие города, далее они проследовали в самое сердце Германии - Берлин.

8 мая 1945 года СССР вошла в Берлин, немцы объявляют о капитуляции. Их правитель не выдержал и самостоятельно ушел на тот свет.

А теперь самое ужасное в войне. Сколько людей погибло за то, что бы мы сейчас жили на свете и радовались каждому дню.

На самом деле история умалчивает эти страшные цифры. СССР долго утаивало, то количество людей. Правительство скрывало данные от народа. А люди то понимали, сколько погибло, сколько взято плен, а сколько без вести пропавших людей по сегодняшний день. Но спустя время данные все же всплыли наружу. Погибло в этой войне до 10 млн. солдат по официальным источникам, а еще около 3 млн. были в немецком плену. Это страшные цифры. А сколько погибло детей, стариков, женщин. Немцы беспощадно расстреливали каждого.

Это была страшная война, к сожалению она принесла большое количество слез в семьи, в стране была разруха еще долгое время, но медленно СССР становился на ноги, послевоенные действия утихали, но не утихали в сердцах людей. В сердцах матерей, которые не дождались своих сыновей с фронта. Жены, которые остались вдовами с детьми. Но каков же сильный славянский народ, даже после такой войны он поднялся с колен. Тогда весь мир знал, насколько сильное государство и какие крепкие духом там живут люди.

Спасибо ветеранам, которые защищали нас, будучи тогда совсем юными. К сожалению, на данный момент их осталось считанное количество, но их подвиг мы не забудем никогда.

Доклад на тему Великая Отечественная Война

22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия напала на СССР, предварительно не объявив о войне. Такое неожиданное событие ненадолго вывело советские войска из строя. Советская армия достойно встретила противника, хотя враг, был очень силен и имел преимущество перед Красной армией. У Германии было много оружия, танки, самолеты, когда советская армия лишь переходила из кавалерийской защиты к оружейной.

СССР было не готово к такой масштабной войне, многие из командиров в тот момент были неопытны и молоды. Из пяти маршалов трое были расстреляны и признаны врагами народа. Иосиф Виссарионович Сталин был у власти во время Великой Отечественной войны и сделал все возможное для победы советских войск.

Война была жестокой и кровопролитной вся страна стала на защиту Родины. Все желающие могли вступить в ряды советской армии, молодежь создавала партизанские отряды и пыталась всячески помочь. За защиту родной земли боролись все и мужчины и женщины.

900 дней длилась борьба за Ленинград жители, которые оказались в блокаде. Множество солдат было убито и взято в плен. Гитлеровцы создавали концлагеря, где издевались и морили голодом людей. Фашистские войска рассчитывали, что война закончится в течение 2-3 месяцев, но патриотизм русского народа оказался сильнее, и война затянулась на долгих 4 года.

В августе 1942 года начинается Сталинградская битва продолжительностью в шесть месяцев. Советская армия одержала победу и взяла в плен больше 330 тысяч гитлеровцев. Фашисты не смогли смириться со своим поражением и начали наступление на Курск. В битве под Курском приняли участие 1200 машин - это было массовое сражение танков.

В 1944 году войска Красной армии смогли освободить Украину Прибалтику Молдавию. Также советские войска получили поддержку из Сибири Урала и Кавказа и смогли отогнать вражеские войска с родных земель. Много раз гитлеровцы хотели хитростью заманить войска советской армии в ловушку, но им это не удавалось. Благодаря грамотному советскому командованию планы гитлеровцев были разрушены и тогда они пустили в ход тяжелую артиллерию. В бой фашисты пустили тяжелые танки такие как: «тигр» и «пантера» но, несмотря на это Красная армия дала достойный отпор.

В самом начале 1945 года Советская армия прорвалась на территорию Германии и заставила фашистов признать поражение. С 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции сил фашисткой Германии. Официально 9 мая считается Днем победы, и празднуется по сей день.

  • Акробатика - сообщение доклад (3, 5 класс физкультура)

    Акробатика - это олимпийский вид спорта. Спортсмен соревнуется выполняя акробатические элементы гимнастики на равновесие тела в пространстве, балансирование на одной конечности, вращение тела с опорой на снаряде и в безопорном положении.

  • Щука - доклад сообщение (1, 2, 3, 4, 9 класс)

    Сначала загадка: самая известная по русским народным сказкам хищная рыба? Конечно, щука. Почему-то об этой рыбе ходит множество легенд, хотя ее повадки и образ жизни изучены очень хорошо. Так что же о ней известно?

  • Вулкан – геологическое образование в виде горы с жерлом, через которое извергается лава. Обычно вулканы образуются неподалеку от границ плит. Местоположение вулкана совпадает с сейсмоактивными зонами

  • Дятел - сообщение доклад

    Дятел – птица небольшого размера, примерно величиной с двух ладоней. Из семейства дятловых насчитывается около 220 видов. Одним из ярких представителей отряда выступает большой пестрый дятел.

  • Жизнь и творчество Кондратия Рылеева

    Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826 гг.) является одним из известных русских поэтов, примкнувших к восстанию декабристов.

Урок окружающего мира в 4 «а» классе.

Тема: Великая Отечественная война 1941-1945года.

Цель: Расширить знания учащихся о борьбе советского народа с фашистскими захватчиками; воспитывать интерес к истории своего Отечества посредством рассказов детей о своих прадедах, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: учебник Виноградова Н.Ф и рабочая тетрадь, портреты пионеров-героев, историческая карта, мультимедийный проктор.

Ход урока.

    Организационный момент.

Какой приближается праздник?

О чём будем говорить сегодня на уроке?

На протяжении десятилетий День Победы 9 Мая оставался самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не могут с ним сравниться. Ветеран в орденах, ведущий за руку внука- символ силы Отечества, этот день – святой для каждого из нас праздник.

Сколько лет прошло после окончания В.О.войны?

Почему мы не имеем права забывать войну? (история учит помнить прошлое, чтобы выбрать правильную дорогу в настоящем и будущем, так как погибло в этой войне очень много людей, почти каждая семья потеряла кого - нибудь на войне).

2. Введение в тему. Что вы знаете о войне? Когда она началась? Сколько лет длилась?

Рассказы детей о своих прадедах (Ошмарин Слава, Худов Вадим, Подковыркина Лиза)

3. Формирование новых знаний. (Рассказ сопровождается показом исторических военных фотографий с музыкой)

Летом 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Фашисты хотели завоевать весь мир и установить свои порядки. Ко времени нападения на нашу страну фашисты успели покорить народы многих европейских стран. Армии которых не устояли перед ударами фашистов. Почти вся Европа оказалась под власть немцев (карта )

Везде они устанавливали жестокие порядки, не щадя ни женщин, ни детей. (Звучит песня А.Александрова, на слова В.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная».

На рассвете утром 22 июня 1941 года сотни фашистских самолётов и танков перешли границу нашей страны. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по нашей территории. Полыхали огнём города и деревни. Много солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска нашей армии были не готовыми к внезапному нападению фашистов. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Но они просчитались. Ыесь народ встал на защиту своей Родины. Даже дети.

Доклады учащихся о пионерах-героях сопровождаются показом их портретов. (Дядькова Лена, Неверов Саша, Штенцова Света рассказывают о пионерах-героях).

Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали её защитников. Пограничники оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашисты обошли её и двинулись дальше. Крепость и её доблестные защитники оказались в глубоком тылу фашистской армии. Целый месяц сражались наши пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли её осыпали снаряды вражеской армии. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних её защитников. Так и не покорились фашистам пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго ещё фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

Очень трудными для нашей армии и всего народа были лето и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше вглубь нашей страны, приближаясь к её столице – Москве. Фашисты хотели захватить Москву и сереть её с лица земли. Они считали, что это позволит им успешно выиграть войну. Во главе обороны столицы был поставлен талантливый полководец генерал Георгий Константинович Жуков. Как фельдмаршала Кутузова во время Отечественной войны против Наполеона, так и генерала Жукова уважали и любили все солдаты и офицеры нашей армии.

Все свои силы враг бросил на захват столицы. Нашу Москву били с воздуха фашистские бомбардировщики, поэтому было принято решение сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические и культурные памятники Москвы. Были разрисованы стены Московского Кремля, сделавшие его неузнаваемым. Появились на Красной площади сколоченные из фанеры дома, изменившие столь привычный вид центральной площади столицы. Золочёные купола церквей и храмов покрасили тёмной краской. Очень трудно теперь было фашистским лётчикам отыскать Кремль, чтоб бомбить его.

В самые тяжелые дни обороны Москвы 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Сразу же после парада войска и боевая техника уходили на фронт защищать столицу. Всем защитникам Москвы известен подвиг 28 героев, остановивших ценой собственной жизни фашистские танки, рвавшиеся к Москве. Много подбитых машин осталось на поле боя. Остальные повернули назад. Ещё и ещё пытались фашистские танки прорвать оборону защитников Москвы. «Велика Родина, а отступать некуда – позади Москва!» - крикнул истекающий кровью командир. Безуспешными были атаки фашистских танков. Не прорвались они к Москве. Уже в декабре первого года войны фашисты были отброшены на сотни километров от столицы нашей Родины. Так был развеян миф о непобедимости фашистских захватчиков.

Получив отпор под Москвой, фашистские войска летом 1942 года двинулись к Волге, к Сталинграду. (карта ) Так в то время назывался город Волгоград. Если бы им удалось захватить город, то над всем Советским Союзом нависла бы угроза разгрома. За рекой Волгой находились главные резервы нашей армии. Попади они в руки фашистов – и лишилась бы она и танков, и самолётов, и снарядов – словом, всех резервов, накопленных для дальнейших ударов по врагу. «Волжской твердыней» назвал наш народ город Сталинград. Фашистским войскам удалось прорваться в город. Шли ожесточённые бои за каждый дом, за каждую улицу. Но нашим солдатам удалось остановить фашистов. Советские генералы решили окружить немецкие войска, рвавшиеся к Волге. К началу зимних холодов1942 года огромное количество фашистов было окружено и попало в плен. Множество танков, самолётов, артиллерийских орудий было разбито меткими ударами наших войск. Это поражение фашистов было настолько страшным для них, что во всей Германии был объявлен траур по погибшим в Сталинградской битве. Не ожидали фашисты такого отпора со стороны нашей армии.

Постепенно наши войска стали усиливать свои удары по врагу. И уже вскоре, знойным летом 1943 года, фашистские захватчики получили ещё один, теперь уже смертельный для них удар. Около города Курска (карта ) произошло самое крупное сражение всех прошедших войн – знаменитое танковое сражение у села Прохоровка. В это м сражении столкнулись и схватке две лавины танков. Целый день продолжалось сражение, в котором участвовали тысячи грозных машин. Чёрным дымом и зловещей гарью затянуло голубое летнее небо. Советские солдаты разбили в этом бою захватчиков. Танковое сражение под Прохоровкой фашисты бесславно проиграли. Курская битва стала решающим сражением всей Великой Отечественной войны. После этой битвы фашисты уже не могли прийти в себя, потеряв огромное количество солдат, офицеров, большую часть боевой техники. В честь этой победы в Москве был впервые произведён торжественный артиллерийский салют. Эта красивая и памятная традиция сохранилась до наших дней, когда в дни праздников небо столицы и городов-героев расцвечивается яркими цветными огнями фейерверка.

Освободив нашу Родину, советские войска освободили Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Польшу, Чехославакию (карта ). В ночь с 8 по 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооружённых сил Германии. 9 Мая мы отмечаем день Победы.

Эта война унесла 30 млн жизней советских людей. Мы не должны об этом забывать. И по сегодняшний день в нашей стране продолжаются поиски пропавших без вести солдат. (знакомство со статьёй газеты «Аргументы и факты», где дан адрес найденных погибших солдат). В нашем классе у Худова Вадима прадед пропал без вести на этой войне.

Через века,

Через года,-

Кто уже не придёт никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоёвано счастье, -пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт,- помните! О тех, кто уже никогда не споёт,-

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...

Но о тех, ко уже не придёт никогда,- заклинаю,- помните!

4. Закрепление нового материала.

Что происходило в эти исторические даты?

Июль 1941 год?

Декабрь 1941год?

Декабрь 1942год?

Лето 1943год?

Тема: Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны.. 9 мая - День Победы.

Цель: создание условий для формирования представления у обучающихся о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. через систему продуктивных заданий, развитие творческих способностей обучающихся через организованную проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

    показать мужество и силу российского народа, который боролся ради спасения Отечества и мира от фашизма;

    познакомить с великими сражениями Великой Отечественной войны;

    воспитывать чувства глубокого патриотизма, уважения к тем, кто пережил все ужасы войны страну и жившие в ней поколения наших предков,

    формировать умение анализировать р атный и трудовой подвиг народа в годы войны;

    систематизировать результат проектной и исследовательской деятельности;

    совершенствовать умение работы с источниками информации.

Ресурсы:

    проектор,

    ноутбуки-10шт

    карточки для работы в парах с дополнительным материалом;

    тесты для индивидуальной работы;

    презентация к уроку;

    презентация обучающихся;

    музыкальное сопровождение;

    исследовательские работы обучающихся;

Ход урока:

1. Этап мотивации. Создание эмоционального настроя.

Ребята, чтоб вы чувствовали себя спокойно и уверенно давайте поделимся друг с другом положительными эмоциями. Я задаю вопрос, а вы отвечаете хором и показываете большой палец.

Как у вас дела?

(Вот так!)

Какие мы?

(Вот такие!)

Какое у вас настроение?

(Вот такое!)

- Ребята, я хотела бы начать урок со слов:

По плечу победа смелым,

Ждёт того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Как вы думаете, почему я подобрала к нашему уроку такие слова?

(ответы учащихся)

Правильно, у нас сегодня ответственный урок, мы продолжим путешествие по страницам истории и если кто-то растеряется или засмущается, его всегда выручат товарищи.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: проверить уровень усвоения ранее изученного материала, выявить опыт обучающихся по теме, подвести к самостоятельному определению темы

    Устный ответ обучающихся.

Какие преобразования произошли в Советском союзе?

    Творческие ответы обучающихся.

- Кто прочитает составленное предложение? (Предложение составляется дома, используются незнакомые слова с параграфа, новые.)

Кто из вас нашёл ответы на вопросы о пионерском галстуке, значках октябренка и комсомольца?

Где находили ответы, чем пользовались?

    Создание проблемной ситуации.

Послушайте строки из произведения (экран):

Война - жёстче нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Ещё не может быть, и нет.

Как вы считаете, какое слово здесь «ключевые» (главные)? Почему?

    Этап целеполагания

О чём мы сегодня с вами будем говорить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема нашего урока «Великая Отечественная война 1941-1945гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны».

Почему в стихотворении говорится «жестче», «печальней», «светлее»?

В течении двух уроков мы с вами будем говорить о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю нашего народа.

5. Этап восприятия и осмысления нового материала.

Цель: дать общее представление о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?

(ответы)

22 июня 1941 года в 4 часа утра войска фашистской Германии под руководством Адольфа Гитлера перешли границу Советского Союза. Немецкие самолёты стали бомбить советские города, воинские части, аэродромы. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить и уничтожить культурные ценности. Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. Она длилась почти 4 года (1418 дней и ночей) и принесла гибель 27 миллионов советских воинов и мирных жителей. Гитлер планировал уничтожить Советский Союз. Для простых советских людей это нападение оказалось неожиданным. Люди ничего не знали и радовались летнему воскресному дню. И вдруг по радио объявили о начале войны …

- Послушайте внимательно..

Что испытывали люди, когда слышали страшную новость?

(ответы учащихся)

Ребята, кто встал на защиту нашей страны?

(ответы учащихся)

Тысячи людей записывались добровольцами в армию. Все люди, все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. Для простых советских людей нападение оказалось неожиданным. В первый день на города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей страны маршировала фашистская пехота, и мчались танки. Полыхали огнем города и деревни. Много солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска нашей армии оказались не готовы к внезапному наступлению фашистов. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Но они просчитались. Весь народ встал на защиту своей Родины, и эту войну стали называть Великой Отечественной войной.

Сражения Великой Отечественной войны.

Познавательная цель: познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны.

    Брестская крепость

- Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Ребята, откройте учебник на странице 100. У вас на столах лежат листочки с дополнительным материалом. Вам необходимо прочитать текст учебника и заполнить пропуски на листочке так, чтоб не нарушить смысл текста.

Первой приняла бой с фашистами пограничная Брестская крепость. В ней жил гарнизон - бойцы, командиры с семьями - жёнами с детьми. Эта крепость была окружена такими сильными, крепкими стенами, что через них нельзя было войти в гарнизон. И вот __ июня ______ года в 4 часа утра немцы, спрятавшиеся в густых зарослях на берегу реки Буг, открыли огонь по крепости из пушек и пулемётов, и тут же самолёты стали осыпать её с воздуха бомбами. Пограничники оказали яростное сопротивление. ___________ каждый день бомбил населённый пункт - были разбиты склады с боеприпасами, с продовольствием, а также водопровод. Лето было жаркое. Люди ползком с котелками пробирались к реке. Их обстреливали из пулемётов. Бойцы умирали от жажды и голода. Не сумев взять ___________ внезапным штурмом, фашистские войска обошли ее и двинулись дальше. Крепость и ее доблестные защитники оказались в глубоком тылу фашистских армий. Но насмерть стояли славные _________________ до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних ее защитников. Так и не покорились фашистам пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго еще ___________ с опаской обходили развалины ___________ крепости, так и не сдавшейся _______________.

- Ребята, совсем недавно мы с вами проходили ещё одну войну. Какую?

(ответы учащихся)

Давайте сравним, как началась Великая Отечественная война 1812 и как 1941гг.

(ответы учащихся)

Общее: и французы, и фашисты свои нападения на Русь или Советский Союз строили на быстром захвате Москвы.

    Битва под Москвой

Фашисты рвались к главному городу нашей страны – к Москве. Послушаем, как происходила битва под Москвой.

(выступление обучающегося )

Первое поражение фашистским захватчикам удалось нанести только в битве за Москву. Гитлер рвался к Москве. Начав войну 22 июня 1941 года, он рассчитывал, что к 15 августа его войска будут уже в Москве! И сюда, на Москву, он двинул Огромные силы, чтобы окружить город, - ни один солдат, ни один житель не должны были покинуть его. Гитлер планировал затопить город. Там, где стоит Москва, по его замыслу, должно было разливаться огромное море, которое скрыло бы навсегда столицу Русского государства. Отборные гитлеровские войска, лучшие танки и самолёты с сентября по декабрь 1941 года штурмовали нашу столицу. Фашистские генералы уже готовились к победному параду, но советские бойцы стойко держались. Всю страну тогда облетели слова одного из защитников столицы Василия Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва». Его отряду в 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова пришлось сражаться 4 часа с несколькими десятками вражеских танков, за танками шли тягачи, артиллерия и войска для главного удара . Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы фашистских машин. Этот подвиг стал примером для других.

Вы сейчас услышали, какую ставку делал Гитлер на захват Москвы, а сейчас вспомните Великую Отечественную войну 1812 года., чем отличается начало битвы за Москву?

(ответы детей)

- Ребята, вспомните слова «С потерею Москвы не потеряна Россия», кто автор этих строк, и почему они были сказаны?

(Слова Кутузова, полководец убедил всех вывести войска, подготовить «ловушки» в виде поджога всех складов с боеприпасами и продуктами, оставление врага без тепла, провизии-на смерть;

и слова одного из защитников-«Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва» и никто не сделал шаг назад)

В декабре наши армии под командованием Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление. Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали,

И умереть мы обещали

И клятву верности сдержали...

    Блокада Ленинграда

Осада города на Неве продолжалась почти три года. Нам сейчас расскажет и покажет свою презентацию Борис Громов.

- Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (нынче Санкт-Петербурга) длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прервано 18 января 1943 года) - 900 дней.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

После снятия блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне - августе 1944 года советские войска при поддержки кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции. 20 июня освободили Выборг, а 28 июня - Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - званий Город-герой.

Спасибо, Боря. Где брал информацию?

(ответ)

    Сталинградское сражение

Одним из самых страшных сражений была битва за Сталинград. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма про Сталинград, ныне город-герой Волгоград.

(фрагмент фильма о Сталинградской битве)

Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, где взошла звезда Сталина, город-символ, носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа. Оборонительная операция началась 17 июля 1942 года на дальних подступах к Сталинграду. До 10 августа продолжались ожесточенные оборонительные сражения наших войск, с целью захвата у противника инициативы на всем Юго-Западном направлении. Но, несмотря на проявленные стойкость, мужество и упорство, войска Сталинградского фронта не сумели разгромить вклинившиеся группировки врага, им пришлось отойти на ближние подступы к городу.

23 августа 1942 года противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда, после чего немцы попытались захватить город ударом с севера вдоль Волги, но их попытка с ходу ворваться в город была сорвана. Немецкие войска были остановлены на северо-западных окраинах города и только 12 сентября вплотную подошли к Сталинграду с запада и юго-запада, и в городе развернулись ожесточенные уличные бои.

18 ноября 1942 года закончился оборонительный период Сталинградской битвы. За 4 месяца боев между Доном и Волгой противник потерял около 700 тыс. человек убитыми и раненым и большое количество боевой техники. Наши войска потеряли свыше 640 тыс. человек.

Послушайте слова Пабло Неруда

Здесь орден мужества надет на грудь земли,

Недаром эта грудь истерзана снарядом,

Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли,

И победила жизнь в полях под Сталинградом.

    февраля наша страна отмечала 70 лет)

    Первичная проверка понимания.

Цель: формировать умение учащихся выполнять самоконтроль.

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с тестом, будьте добры, ответьте но вопросы. (2 мин.)

Тема: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

    Кто был инициатором начала войны?

    Когда началась Великая Отечественная война?

    Защитники какой крепости первыми вступили в бой с немецкими захватчиками?

    Под каким городом немцы впервые потерпели поражение?

    Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

    Когда был подписан акт о капитуляции Германии?

Кто выполнил задание, подумал и оценил себя.

(выполняют)

- Поднимите руку, кто в себе уверен? Кто не уверен? У кого много вопросов? А сейчас посмотрите на доску, проверьте себя по аналогии и ещё раз оценили свою работу.

(выполняют)

- Поднимите руку, кто себя правильно оценил? Кто ответил правильно, а себя недооценил? У кого возникли вопросы? Надеюсь, что мы научимся быть уверенными.

    Этап систематизации результатов проектной и исследовательской деятельности.

Цель: систематизировать результаты проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Богата наша земля людьми, которых можно назвать богатырями духа! Вот на что способен русский народ! Командиры и бойцы, женщины и дети работали на заводах, спасали раненых, стояли на смерть и разгромили врага. В этом соборном духе - главная сила нашего народа, которая во всех испытаниях помогала выжить любимой Родине.

Пусть тот бой не упомянут

В списке славы золотой,

День придёт - ещё повстанут

Люди в памяти живой.

И в одной бессмертной книге

Будут все навек равны -

Кто за город пал великий,

Что один у всей страны…

А.Твардовский

В защите своей Родины героизм проявили сотни тысяч солдат, офицеров, женщин, детей. Не обошла она и семьи нашего села. Каждый из вас занимался исследовательской работой в своей семье, поделитесь с нами о ветеранах войны и тружениках тыла.

(выступления детей)

- Это только малая доля подвигов наших бесстрашных людей, которые не жалея своих жизней защищали свою Родину. За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27млн человек погибло, миллионы остались инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.

Почти 4 года длилась беспощадная война, но наступила долгожданная весна 45 года.

- В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу фашистской Германии и водрузили флаг своего отечества над рейхстагом в центре Берлина.

8 мая 1945 года сдавшиеся генералы признали полное поражение Германии в войне, а 9 мая вся наша страна с ликованием отметила День Победы.

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Огонь вечной памяти горит, не угасая во многих городах России. В каждом городе и селе России стоят памятники погибшим. В День Победы 9 мая мы вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне. 68 лет звучат слова известной песни « День победы»

(песня «День Победы)

Как вы поняли, почему же День Победы – это праздник со слезами на глазах?

(ответы детей)

Благодаря чему наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне?

(ответы детей)

Вот и заканчивается наше путешествие по страницам истории.

Что в нем было интересного?

А что запомнилось?

Кого бы вы сегодня хотели отметить?

    Этап релаксации

- Ребята, что я держу в руках?

(ответы детей)

- Георгиевская ленточка - это символ мужества и памяти о героях Великой отечественной войны. В завершении нашего урока я подарю вам ленточки и 9 мая мы с вами встретимся на обелиске, чтоб почтить память погибших.

Спасибо всем за работу на уроке.

    Этап постановки домашнего задания

- Для всех: стр. …, вопросы стр…

Творческое задание:

    сообщение о Георгии Константиновиче Жукове (по желанию);

    материал о Городах - Героях (какие города, за что получили почётное звание) (по желанию);

    в учебнике на странице ---- есть карта Великой Отечественной войны, изучить как, что обозначали и постараться составить путь своего родственника (для тех, кто собирал материал о ветеранах);

    в библиотеке есть материал о пионерах-героях и октябрятах-героя, подготовить пересказ произведения на выбор (вторым номерам).

Урок по теме «Начало войны» 9 класс.

Цель: сформировать у учащихся представление о начальном периоде Великой Отечественной войны, сформировать понимание в чем проявились особенности данного периода.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными событиями и сражениями начального периода войны; сформировать представление о значении данного периода в истории всей войны;
  • Способствовать развитию уважения и любви к Родине на примере героев войны; понимания необходимости защиты своего Отечества;
  • Развивать умение работать с текстом учебника:

Самостоятельно извлекать знания, выделять главное, делать выводы;

  • формировать временные и пространственные представления;
  • анализировать материал документальных источников;
  • развивать творческое воображение;
  • понимать и объяснять исторические термины.

Основные понятия: план Барбаросса, блицкриг, блокада, всеобщая мобилизация, план Тайфун.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, опорный конспект, презентация, мультимедийный проектор, компьютер

Литература:

Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт.-/ М: Просвещение, 2009

ХОД УРОКА.

I. Проблемно-мотивационный блок.

На фоне нарастающей музыки «Священная война» учитель читает стихотворение С.Щипачева.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли, Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках, весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали руки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель: Ребята о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: о начале Великой Отечественной войны.

Учитель: Верно. (открывает тему урока- слайд 1 ). Предположите, пожалуйста, какие вопросы мы должны рассмотреть?

Ученики: Когда началась война? Как началась? Какие сражения происходили?

Учитель: Ваши предположения в большинстве верны(открывает план урока - слайд2)

План урока.

  1. «Июнь. Граница. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…»

  1. «Часы отступлений, как вы нелегки!

Ведь каждый считал- он виновен…»

  1. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
  2. «Я говорю с тобой под свист снарядов»

В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос:

(слайд 3)

II. Информационный блок

1.Учитель:

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Июнь. Граница. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

Просмотр видеоролика «План Барбаросса». Работа с опорным конспектом по вопросам:

Как назывался план нападения на СССР?

Кто был его разработчиком? Когда принят?

Какой характер должна была носить война в соответствии с планом?

Когда началась война?

Проанализировать силы сторон. Сделать вывод. (слайд 4)

На контурной карте отметить направления главных ударов немецких войск и линию фронта.(слайд 6)

Работа с текстом выступления В.М.Молотова. Ответить на вопросы:

К кому обращается Молотов?

К какой войне призывает В.М.Молотов? Почему?

Какой эмоциональный настрой у выступления?

Работа с текстом учебника. Заполнение схемы в опорном конспекте(ученики). Учитель вывешивает схему на доске с портретами полководцев, акцентируя внимание на маршале Шапошникове уроженце г.Златоуста Челябинской области.

Мероприятия в СССР в начале войны

2.Учитель:

Пропахшие порохом тучи неслись,
пролившись свинцом с небосвода.
"Ни шагу назад... И ни пяди земли..."
- Касается каждого взвода.

Но Киев захвачен, в кольце Ленинград,
бои – на пороге столицы:
бессонные ночи, кровавый закат,
суровые, скорбные лица.

Учитель: С первых минут войны фашистские войска столкнулись с небывалым сопротивлением советского народа.

Говорят погибшие герои (персонификация)

Защитники Брестской крепости

"Нас было трое москвичей - Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву - не уйдем отсюда. 1941 год. Июль".
"Я остался один, Жунтяев и Степанчиков погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся.
Товарищи, отомстите за нас. 1941 г."

"Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В.
Мы приняли первый бой 22.VI.1941 г. - 3.15.
Умрем, но не уйдем!"


"1941 год. 26-го июня. Нас было трое.
Нам было трудно, но мы не пали духом.
И умираем как герои".

"1941 г. Июнь.
Нас было пятеро.
Мы умрем за Сталина".
"Умрем, но из крепости не уйдем".

"Артиллерийский расчет 131-224.
Погиб, не сдался врагу. Наш девиз
"Победа или смерть".
Лейтенант Зыбин.
Рядовые: Захаров и Кудрявцев".

ЗАПИСКА И ПИСЬМО ПАРТИЗАНКИ В. ПОРШНЕВОЙ МАТЕРИ

Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья - партизаны. Они уничтожат захватчиков.

Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека!

ПИСЬМО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ КРЫМОВА ЖЕНЕ

Сегодня днем я приехал в свое подразделение. Отсутствовал я двое суток. Выводил испорченную машину. По дороге, уходя из села, в которое вступил немец, я забрал боеприпасы, которые не успели вывезти растерявшиеся тыловики. Забрал двух тяжелораненых, отвез их от переднего края. Всю ночь я возил на машине ящики с гранатами и двух стонущих, истерзанных людей. Перепуганные военврачи отказались их принять. Я грозил им наганом, но это еще больше их испугало. Тогда я бросил этих чертей, разыскал родильный дом на селе и сдал туда раненых. Приказал замаскировать их на случай прихода немцев. Когда я уходил, один из них притянул меня за ворот гимнастерки и поцеловал в губы. Он сказал: «Товарищ майор, ты мне дороже отца». А он в эту минуту был мне дороже моего будущего.

О чем они мечтают?

Какой призыв звучит во всех письмах?

3. Учитель:

Дивизии, что защищали
Москву от полчищ ига зла,
Стояли намертво, не сделав шагу
Назад к Москве. Туда нельзя!

Панфиловцы и катуковцы,
Сибиряки и казаки,
Рабочие с Урала, Волги
И ополченцы москвичи.

Учитель : В сентябре 1941 года немецкое командование начинает подготовку к захвату советской столицы- план «Тайфун»

Рассказ учеников об обороне Москвы.(под песню В землянке-театрализация)

Чтец:

«Нас 28. И Москва за нами,
Поля, снега… Россия велика!
Но отступать нельзя перед врагами.
Ни на вершок. И не на полвершка».
Пусть пять шагов всего – под танк с гранатой
Пусть пять шагов, но пять шагов вперед.
И вот на неизвестном полустанке,
Не в сказочной легенде – наяву
Они сердцами подрывали танки
За сердце человечества – Москву.
И стал их подвиг песней и былиной,
Хоть не в угоду песенной красе
Их жизнь вонзилась в улицы Берлина
Стрелой Волоколамского шоссе.

(Панфиловцы. Д. Холендро.)

1 ведущий: В октябре 1941 года немцы вплотную подошли к Москве. Чтобы окончательно блокировать столицу, им оставалось взять Можайск и Калинин (Тверь). Как раз туда и направилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова.

2 ведущий: Но по дороге стало известно, что эти города пали, и их в считанные часы перекинули на Волоколамское направление. 16 ноября панфиловцам довелось принять ставший уже легендарным бой у разъезда Дубосеково.

3 ведущий: Долгое время считалось, что погибли все 28 участников боя у разъезда Дубосеково, но это не так. Шестеро выжили. Во многом благодаря их рассказам стал в подробностях известен подвиг бесстрашных защитников Родины.

1-й боец: «Участок обороны высота 241 – деревня Петелино – разъезд Дубосеково занимает наш полк…
С утра рыли окопы, вдруг видим, идет генерал Панфилов. Посмотрел и говорит: «Вы же здесь у врага, как на ладони». Приказал отнести позицию на 80 метров ближе к разъезду. «Теперь, – говорит, – хорошо, замаскируйтесь», – и ушел.
2-й боец: Нас 28 и приняли мы удар 50 неприятельских танков. Уже с утра 16 ноября на нашу позицию с воздуха посыпались бомбы. Взрывы грохотали один за другим. Не успел леденящий ветер развеять дым, как видим, поднимаются цепи вражеских автоматчиков. А тут поземка вихрит по полю. Идут фашисты во весь рост сомкнутыми шеренгами. Только подошли они на метров 100, как раздался свист. По этому сигналу открыли огонь…
3-й боец :Отбили атаку. Тогда противник бросил на нас 20 танков и под их прикрытием еще большую группу автоматчиков. От темной полоски леса идут на наши окопы танки. Слышим мы спокойный голос Клочкова:
– Двадцать танков. Меньше чем по одному на брата. Это не так уж и много.
4-й боец: Один танк шел на мою ячейку. Осталось до меня 20 метров, я приподнялся и кинул гранату. Взрывная волна завихрила снег. Вижу, метко бросают бутылки с горючей смесью и мои товарищи… Так уничтожили 14 танков, уцелевшие повернули назад.
Четыре часа длился этот бой. Поредели наши ряды… А на нас двинулись еще 30 вражеских танков.

Клочков: «Братцы, велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»

Все: Мы тогда 18 танков подбили, уничтожили много немецких автоматчиков. Прорвать оборону врагу не удалось».]

1 ведущий: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года героям-панфиловцам было присвоено звание Героев Советского Союза.

Учитель : Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегическом военном московском направлении.

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялось знаменательное событие – парад, с которого войска уходили на защиту столицы.(слайд)


5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.

Работа с учебником и картой. (Работая с учебником, учащиеся на контурной карте отмечают флажками освобожденные города, выстраивают линию фронта и делают вывод).

Каковы были итоги этого контрнаступления?

4. Учитель:

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

(Ольга Берггольц)

Учитель: На северном направлении немецкое командование особое значение придавало захвату Ленинграда – символу революции 1917 года. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

Виртуальная экскурсия в музей Обороны и блокады Ленинграда(экскурсоводы – дети).(на фоне музыки «Аве, Мария»)

Обсуждение экскурсии

О чем рассказывают экспонаты музея?

Какие чувства вызывают у вас эти экспонаты?

Какими вы увидели жителей блокадного Ленинграда?

Учитель: Ребята, мы с вами возвращаемся к нашему вопросу:

: «Почему в истории Великой Отечественной войны 1941 год одновременно называют и трагическим и героическим?»

Ответы учащихся.

Работа с датами.

IY. Рефлексивно-оценочный блок. (Под звук метронома дети читают стихотворение)

Всесильный Бог, молю тебя сейчас
О тех, кто не вернулся с поля боя,
В ком светлый дух уже давно погас
И тех, кого мы вспоминаем стоя.

Прошу, храни покой святых сынов,
Кто пал в боях больших и даже малых,
Кто за Отчизну кровь пролить готов
И тех, кто был достоен пьедестала.

Храни покой всех тех, кто умирал
Среди бомбёжек и резни кровавой,
Среди морей, полей, лугов и скал
И кто покрыл себя нетленной славной.

Храни покой всех тех, кто не сумел
Увидеть битвы грозной окончанье.
Лишь только память - вечный их удел,
Хранит покой в ночи и утром ранним.

Храни их Бог средь золотых полей
В благом Раю, где место им отныне,
Всем тем, кто жизни не щадил своей
И в ком сердца вовеки не остынут.

Храни покой бойцов, кто принял бой,
С неисчислимой злобной вражьей силой,
Свои объятья ты для них открой,
Для тех солдат, чья слава нас хранила.

Храни покой всех тех, кто погибал
В боях за Брест, в горах Афганистана.
Храни всех тех, чей подвиг вечным стал
И тех, кого забыли слишком рано.

Минута молчания.

Список литературы


Подписи к слайдам:

1. «Июнь. Граница. Воскресенье. Страна на грани: быть не быть…» 2 «Часы отступлений, как вы нелегки! Ведь каждый считал- он виновен…» 3. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». 4. «Я говорю с тобой под свист снарядов» Как назывался план нападения на СССР? Кто был его разработчиком? Когда принят? Какой характер должна была носить война в соответствии с планом? Когда началась война?

Соотношение вооружённых сил СССР и Германии к июню 1941 г. вооружение СССР Германия Личный состав 5,7 млн чел. 7,3 млн чел. Танки, САУ 23,2 тыс. 6,0 тыс. Самолёты 22,0 тыс. 6,0 тыс. Орудия 115,9 тыс. 8,2 тыс. Пулемёты 250,2 тыс. 203,2 тыс. Автоматы 90,3 тыс. 166,7 тыс. автомашины 272,2 тыс. 340,8 тыс. На контурной карте отметить направления главных ударов немецких войск и линию фронта.

«…Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы. Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору. Не первый раз нашему народу приходится иметь Дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, об’явившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу. Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом. Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. В.М.Молотов - К кому обращается Молотов? К какой войне призывает В.М.Молотов? Почему? Какой эмоциональный настрой у выступления?

Мероприятия в СССР в начале войны "Нас было трое москвичей - Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву - не уйдем отсюда. 1941 год. Июль". "Я остался один, Жунтяев и Степанчиков погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас. 1941 г." 29 ноября 1941 г. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья - партизаны. Они уничтожат захватчиков. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека! ПИСЬМО И ЗАПИСКА КРАСНОАРМЕЙЦА-СВЯЗИСТА М. А. БЛЮМИНА 22 октября 1941 г. ПИСЬМО РОДНЫМ Здравствуйте, мои дорогие. Пишу в одной квартире, в одном городе, где наша часть заняла оборону. Это письмо я пишу под аккомпанемент нашей артиллерии, которая посылает гадам «гостинцы». Сегодня четыре месяца, как идет война… Пока жив и здоров, чувствую себя хорошо, уверен, что победа за нами. У немцев уже воинский дух сел, они уже стали сами приходить к нам и сдаваться. Видно, у них несладко. Что слышно у вас? Напишите что-нибудь о папе. Где он? Где вы работаете и чем помогаете фронту? А мы, бойцы-фронтовики, обещаем разгромить ненавистных фашистов, и на великом празднике Победы вместе (если буду жив) будем торжествовать. ПИСЬМО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ КРЫМОВА ЖЕНЕ Сегодня днем я приехал в свое подразделение. Отсутствовал я двое суток. Выводил испорченную машину. По дороге, уходя из села, в которое вступил немец, я забрал боеприпасы, которые не успели вывезти растерявшиеся тыловики. Забрал двух тяжелораненых, отвез их от переднего края. Всю ночь я возил на машине ящики с гранатами и двух стонущих, истерзанных людей. Перепуганные военврачи отказались их принять. Я грозил им наганом, но это еще больше их испугало. Тогда я бросил этих чертей, разыскал родильный дом на селе и сдал туда раненых. Приказал замаскировать их на случай прихода немцев. Когда я уходил, один из них притянул меня за ворот гимнастерки и поцеловал в губы. Он сказал: «Товарищ майор, ты мне дороже отца». А он в эту минуту был мне дороже моего будущего.

Соотношение вооружённых сил СССР и Германии к июню 1941 г. вооружение СССР Германия Личный состав 5,7 млн чел. 7,3 млн чел. Танки, САУ 23,2 тыс. 6,0 тыс. Самолёты 22,0 тыс. 6,0 тыс. Орудия 115,9 тыс. 8,2 тыс. Пулемёты 250,2 тыс. 203,2 тыс. Автоматы 90,3 тыс. 166,7 тыс. автомашины 272,2 тыс. 340,8 тыс.


Конспект урока истории «Великая Отечественная война»



Место работы: ОГКОУ Чернцкая школа - интернат 8 вида, Ивановская обл.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока в игровой форме. Урок предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы 8 вида. Данный материал может быть полезен для внеклассных уроков мужества, учителям школ - интернатов.
Конспект урока по истории в 9 классе «Великая Отечественная война»
Цель : в игровой форме повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.
Задачи:
образовательные: закрепить знания о битвах, датах, характере Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; значении победы в Великой Отечественной войне;
коррекционно - развивающие: развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; дать учащимся возможность проявить находчивость, творческую активность;
воспитательные: формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
Оборудование:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.», портреты и карточки с фамилиями героев войны, карточки с датами и названиями решающих битв войны, карточки с заданием для самостоятельной работы, экспонаты для импровизированного музея, аудиозапись.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение:

Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…

О чём это стихотворение? (ответы детей)
- Какие чувства оно у вас вызывает? (ответы детей)
- Почему именно этим стихотворением мы начали наш урок? (ответы детей)

III. Сообщение темы и целей урока.
- В течение нескольких уроков мы с вами изучали одну большую тему. Как она называется? (ответы детей) СССР в ВОВ.
- Сегодня мы заканчиваем изучение данного раздела и с новым материалом знакомиться не будем. Как вы думаете, как может называться тема последнего урока, после изучения раздела? (ответы детей)
- Тема нашего урока: «Повторение. Великая Отечественная война».
- Учитывая тему урока, определите задачи урока с помощью опорных слов:
ЗАКРЕПИТЬ ПОВТОРИТЬ

Итак, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и повторим изученный материал о битвах, датах, именах и подвигах людей в Великой Отечественной войне.

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.
Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил полёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять отечество родное.

Я призываю вас к активной дружной работе, зовите на помощь внимательность, сообразительность. В бой.

IV. Повторение пройденного материала.
Задание 1. «Трагическое начало».
Прослушивание (Объявление Левитана о начале войны аудиозапись)
- О боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна. Миллионы людей замирали и слушали его, затаив дыхание.

Вспомните даты, когда проходила Великая Отечественная война?
(ответы детей)

Как назывался план, разработанный немецким командованием, по захвату СССР? В чём он заключался? (ответы детей)
(Ответ: План «Барбаросса» в соответствии с ним Германия хотела провести молниеносную войну. Т.е. внезапно напасть на СССР и в течение нескольких месяцев оккупировать значительную ее территорию. А затем установить на захваченной территории свою военную систему управления).

А вот как было в действительности, мы вспомним, выполним задание:

Д/ и «Верно – не верно»
1. Первые месяцы ВОВ были удачными для Красной армии. (-)
2. Красная армия отступала на всех фронтах. (+)
3. Советские бойцы вели кровопролитные бои за каждый клочок родной земли.(+)
4. Благодаря мужеству советских солдат план «Барбаросса» был на грани срыва. (+)


Так началась всенародная, ВОВ в ходе, которой произошли решающие битвы.

Задание 2. «Решающие битвы ВОВ».
(на доске учитель вывешивает в произвольном порядке карточки с названием битв и временем, когда они происходили)
- Вспомните хронологию событий и выстроите ленту времени.
Выбрать табличку с названием битвы, подобрать дату события, назвать значение битвы, найти на карте и показать, обозначив флажком.
название битвы
дата значение (примерные варианты ответов)
г. Брест 22 июня 1941г Начало ВОВ. В крепости находилось 3500 солдат. Но они с невероятной отвагой и мужеством защищали крепость от неприятеля.
Битва за Москву декабрь1941г–
апрель 1942 Первое крупное поражение фашистской армии с начала Второй мировой войны. Первая победа Советской армии, которая вдохнула надежду и уверенность в разгром врага.
Блокада Ленинграда сентябрь 1941-
август 1944 Ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях они продолжали работать и выпускать боеприпасы для защитников города. Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их подвиг служил во время войны примером стойкости для всех советских людей.
Сталинградская битва июль 1942 –
февраль 1943 Советские войска измотали крупную вражескую группировку, а затем окружили и полностью уничтожили её.
Битва на Курской дуге. Июль 1943 Произошло грандиозное танковое сражение. Коренной перелом в ходе ВОВ в пользу Красной армии, советские войска наступали по всему фронту.
г. Берлин 8 мая 1945 Подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Окончание войны.
Просмотр видеоролика «Блокада Ленинграда»

Не только великие битвы навсегда останутся в памяти граждан нашей страны, но и мужество, решительность советских командиров.

Задание 3. «Галерея славы».
- Предлагаю организовать «Галерею славы воинов ВОВ».
Учащиеся выходят по одному и выбирают портрет(на доске) и подпись к нему, и создают импровизированную галерею славы, предварительно объяснив свой выбор.


Портреты:
1.Георгий Константинович Жуков: когда началась ВОВ, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время ВОВ. Почти все эти операции были успешными.
2. Конев Иван Степанович Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу.
3. Неизвестный солдат – имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертный.
4. Рокоссовский Константин Константинович руководил крупными операциями (Битва за Москву, Сталинградская битва), в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.
5. Василевский Александр Михайлович В 1943 г. активно участвовал в подготовке и осуществлении разгрома противника на Курской дуге.

Миллионы советских людей проявили массовый героизм.
Давайте вспомним еще имена героев, выполнив следующее задание: «Назови героя и его подвиг»
Работа по карточкам:
Герои Событие
1. Разведчик сержант Павлов а) Больше трех лет его пытали, мучили, допрашивали, но он не предал Родину.
2. Генерал Карбышев б) Им пришлось оборонятся 58 дней. Большинство из них погибли в неравной схватке, но дом отстояли.
3. Зоя Космодемьянская в) Поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.
4. Иван Панфилов г) Юная девушка, встала на защиту своей Родины. Перед смертью подбадривала сельчан, не бояться врагов, защищать свою землю.
5. Александр Матросов д) Шесть дней под Волоколамском, 28 панфиловцев отражали непрерывные атаки и ценой собственной жизнью враг остановлен.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 –д; 5 – в.
- Эти люди показали бесстрашие и доблесть, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других.

Задание 4. «Третий лишний».

Тест (задание выполняется индивидуально, учащиеся должны зачеркнуть лишнее слово; после выполнения обмениваются с соседом по парте и выполняют взаимопроверку)
1. Вторая мировая, Великая Отечественная, Гражданская. (Войны П)
2. Освободительная, справедливая, захватническая. (Черты воин О)
3. Чапаев, Жуков, Рокоссовский. (Чапаев – начдив, Маршалы Б)
4. Фашисты, белые, советские воины. (Солдаты Е)
5. Т-34, «Катюша», тачанка. (Техника Д)
6. К. И. Шульженко, А.В. Нежданова, Л. Утёсов (Певцы А)
-Какое кодовое слово получилось? ПОБЕДА.

Вывод: святая вера в справедливый характер войны и в непременную победу над врагом помогали советским людям преодолевать все невзгоды и тяготы военного времени.

Задание 5. «»Музей».
- Как, вы думаете, что делают люди, чтобы осталась память о тяжёлых днях войны? (ответы детей)
- У нас в классе есть свой импровизированный музей. Это домашнее задание (нужно было принести предмет, который напоминал те далекие военные годы)
- Давайте внимательно рассмотрим вещи, которые хранятся в нашем музее.
(Возможно это: котелок, кисет, шерстяные носки, сапёрная лопата, письмо - фронтовой треугольник, книга «Дневник Тани Савичевой», 125г хлеба и т.д.) Ученики по одному подходят к стенду с предметами, задача – взять предмет и объяснить, почему он находится в музее.

Задание 6. Определи событие.
- О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют стихотворные строки.

«Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Все каких-то пять минут осталось…» (Начало ВОВ)

« Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых смелых твоих сыновей…» (28 панфиловцев)

«Скрипят, скрипят по Невскому полозья,
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и живых…» (Блокада Ленинграда)
Так поэты говорят о войне, о тех трагических событиях, но есть цифровые показатели тех страшных событий.

Задание 7. «ВОВ и цифры»
Учитель показывает табличку с цифрой, учащиеся называют, как она связана с ВОВ.

6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны

V. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. О чём говорили сегодня на уроке? (ответы детей)
- Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе? (ответы детей)
Песня «День Победы»

Эта война показала, что люди всего мира должны в минуты опасности объединятся в борьбе против общего врага.
- Сегодня вы меня порадовали, все очень старались. Особенно хочется отметить:
чёткость….
внимательность…
собранность…
старательность… и т.д.


Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

На этом наш урок окончен.
Список литературы.
1. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный - развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).
2. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 312 с.: ил.
3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. –метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика).